Географический очерк Аравии Обширный полуостров на юго-западе Азии издревле носил название Аравии – ( ) арабский полуостров. В священном Писании Аравия называется, между прочим, Востоком, где Моисей показывает жилище Иоктана, т.е. Кахтана арабов, 3 – Востоком, на том основании, что Аравия лежала к востоку, точнее к юго-востоку от Палестины. 4 Туземцы называют Аравию «Белед-эль-араб» – страной арабов; персы и турки именуют ее Арабистан. Впрочем, туземные оседлые жители называют арабами одних только кочевников, а сами себя называют по местности или провинции, занимаемой ими, и считают для себя обидным название араба, которое в их глазах соответствует понятию человека грубого, невежественного дикаря. Много было разных производных имени «араб»: некоторые арабские писатели производили его от Яраба, сына Иоктана, который, по сказаниям арабов, был одним из самых ранних обитателей этой страны. 5 Но это нельзя принять за несомненно достоверный факт, потому что между сыновьями патриарха Иоктана, перечисленными в Библии , не встречается ни одного с именем Яраба. 6 Некоторые из западных латинских писателей производили это название от Араба, сына Аполлона и Вавилони, 7 другие тоже западные писатели производят его от Арабы, небольшой области, 8 лежащей в Техаме, 9 и полагают, что со временем это название будто бы распространилось постепенно на весь полуостров. Но и это производство более чем сомнительно, сомнительно, чтобы от совершенно незначительного и ничем незамечательного местечка произошло название целого полуострова известного с древнейших времен. Более основательно мнение тех ученых, которое корень, этого названия ищут в библейском , , с каким названием тот полуостров встречается во многих местах Библии и с каким он преимущественно стал употребляться со времени пороков, 10 а жители его под именем аравитян: , ,. 11 Однако, нужно заметить, что под этим именем разумеются в Библии не все арабы, а, главным образом, северные, жившие вблизи Палестины, или кочующие между Палестиной, Чермным морем и Вавилоном. 12 Действительно сейчас приведенные библейские выражения, по нашему мнению, представляют лучшие источники для названии Аравии. Библейское название Аравии значит «степь, пустыни, сухая, бесплодная земля». 13 Таким образом, название Аравии произошло от пустынного характера этой страны. Это производство приобретает еще большее значение, если мы примем во внимание, то обстоятельство, что первоначально название Аравии придавалось главным образом северной её части, носящей название Петрейской или Каменистой Аравии, а также и той, которая известна под названием Пустынной. Священных писателей поражал контраст между этой пустынной землей и цветущей Халдеей, лежащей рядом c нею, и они дали этой стране название: «пустыня» – Аравия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

  Это утверждение фактически неверно. Арабы (евр. arabim - «жители пустыни») существовали в библейские времена и упоминаются в ветхозаветных книгах: «Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» (1 Мак.12:31); «Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10-11). Они упоминаются и в ранних библейских книгах. В еврейском языке «арав» (отсюда – аравитяне) и «араб» (мн. число – арабы) – одно и то же слово (еврейскими литерами: айин, реш и бет). Произношение зависит от того, стоит или нет внутри согласной буквы «вейт» точка (дагеш). Система огласовок (некудот) была введена мазоретами только около VI века по Р.Х. В древних библейских текстах огласовок не было, но название народности, о которой мы говорим, произносили  «араб». Это продтверждается тем, что еврейские переводчики в Александрии в III веке до Р.Х. в греческом тексте поставили arabes. Не только в Септуагинте, но и в Вульгате (перевод блаж. Иеронима; нач. V в.) стоит  arabes. Все это - не частное мнение, а общепринятая точка зрения современной библейской и исторической науки. Возьмем самое новейшее справочное издание - Православную энциклопедию (М., « Аравия … К началу I тыс.до Р.Х. одно из племен южно-цетральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В I-й noл.I тыс. до Р.Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до настоящего времени, обозначая не отдельное племя, а целый народ» (т. III, с.155-56). И  еще из этой же энциклопедии: «В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р.Х.» (с.157). В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47). 

http://pravoslavie.ru/6395.html

Аравия каменистая Аравия каменистая – занимает местность некогда бывшей страны Мадианской. Здесь жили идумеяне и амаликитяне, а равно могущественное и независимое племя измаильтян. Она была страной пастухов и местом нескольких важнейших событий в истории церкви ветхозаветной. Здесь, по пустыне Аравийской – именно Каменистой Аравии, евреи по переходе через Чермное море странствовали 40 лет; здесь, на Синайском полуострове, находятся библейские горы: Синай, гора законодательства Моисеева, и Хорив (см. означенные названия). Думают, что многие из ценных предметов, упоминаемых в XXX главе кн. Исход (23, 24), особенно же бальзам, вывозились из Аравии, и даже в настоящее время купеческие караваны, из потомков кушитов, измаильтян и мадианитян, нередко тянутся той же самой пустыней, почти с теми же самыми предметами торговли и точно таким же образом, как и во дни Моисея. Если какой-либо народ в мире представляет в своей истории образец сколько глубокой древности, столько же и простоты нравов, то это, конечно, аравитяне, или арабы. Всякий, кто вздумал бы посетить их, видит себя как бы внезапно перенесенным в допотопные века. Из всех восточных народов арабы распространились далее прочих по земному шару, и при всех своих странствованиях они гораздо лучше сохранили свой язык, нравы, обычаи, чем другой какой-либо народ. Лучшие пояснения библейских обычаев и языка дает нам Аравия. Народонаселение оной еще доселе по своей наружности, виду, обычаям, образу жизни почти то же, что было и во времена патриархальные, или судей, народа еврейского в Палестине. Доселе еще они живут в шатрах или палатках и вполне сохраняют древние формальности и предания приветствий, благожеланий и гостеприимства. Салам-Алеким – «мир с тобою» – слышится доселе в пустыне, как в то время, когда странники подходили к дверям шатра Авраамова. Многие арабские племена, живущие набегами и хищничеством, считают первым благом быстроту своих коней, как в период еврейских пророков. Арабский язык, как родственный еврейскому, но еще более подвижный и многообразный, оказывается весьма полезным в филологическом отношении при истолковании Ветхого Завета. Самые яркие пояснения многих обычаев, упоминаемых в Свящ. Писании, заимствуются из обычаев и нравов аравитян, и в этом отношении они, конечно, гораздо драгоценнее для нас, чем те пряные растения, благовония и золото, которые служили некогда предметом вывоза их обширной древней торговли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

они не видели, не находили множества в мире“ 14 «Симово поколение никогда не постигало вселенную иначе, как под безграничным монархическим правлением. Его теодицея не изменилась со времен книги Иова» 15 «Также и в Боге семиты не постигали разнообразия, множества, пола; все имена, какими только означали они Божество: Эль, Элоах, Адон, Баал, Элион, Иегова, Аллах – все выражают собою идею высшей нераздельной силы, самого цельного и полного единства... Расплывчивость и заблуждения многобожия были всегда чужды семитам; дух самый далекий от многобожия , – это подлинно дух семитический» 16 . «Семиты – замечает другой авторитетный арабист, всегда отличались особенным пониманием божественного.... Из семитов более, чем из других рас, было людей, проповедавших единство Божие, и вся масса у них была более расположена признавать по крайней мере превосходство одного Бога, хотя около него и почиталось некоторое число гениев» 17 . Народы семитического племени, – добавляет знаменитый историк, – почитаются за их изначальную и постоянную веру в единство Божие. Под разными формами и при весьма различной истории почти все народы были политеисты; одни семиты твердо верили в Бога единого. Этот великий нравственный факт приписывают различным и сложным причинам; но самый факт вообще признан и допущен» 18 . Так единобожие оказывается свойственным, присущим самому характеру сознания семитических племен. А за исключением народа еврейского, особо избранного народа Божия, племя аравийское более всех прочих отраслей семитических должно служить выражением общеосновного духа семитов и по происхождению аравитян от семитических патриархов Авраама и Иоктана, сына Еверова, и по сохранению в нем до самого Мохаммеда и даже до ныне патриархального образа жизни древних семитов, и потому наконец, что, по самому положению этого племени в недоступных иноземцу степях Аравии, оно более других семитов ограждено было от чуждого иноплеменного влияния. «Аравия, – говорит современный ориенталист Ренан, – поистине должна быть принята мерилом семитического духа. Аравия всегда была местом пламенного единобожия» 19 . «Только потомки Авраама, евреи и измаильские арабы, одни остались истинно монотеистами " 20 , – утверждает историк Гизо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Т. о., этноним и язык достались историческим арабам в наследство от одних предков - южно-центральных семитов, а племенная генеалогия от др.- зап. семитов. В северо-центральной А. сложилось неск. основных племенных союзов: исконно араб. Ариби (вошел в состав др. племен к сер. I тыс. до Р. Х.), происходившие от Авраама Дедан, Кедар и Небайот (библ. Наваиоф) (в нач. VI в. до Р. Х. образовал могущественное Набатейское царство), переселившийся с крайнего юга Самуд и др. В VI-V вв. до Р. Х. кочевые араб. племена скенитов заселили долину Ср., частично Н. Евфрата и большую часть В. Месопотамии. В IV-III вв. до Р. Х. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, считавшийся главным городом А. Пустынной. Как правило, у арабов были напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами: Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. до Р. Х. захватили Набатейское царство. На юге Аравийского п-ова в XI-VIII вв. до Р. Х. сложились высокоразвитые гос-ва южно-периферийных семитов: Саба (библ. Сава), Маин, Катабан, Аусан и Хадрамаут. Их ожесточенные войны привели в конце концов к выдвижению нового Химьяритского гос-ва (кон. II в. до Р. Х.), за неск. веков объединившего всю Юж. А. В VI-VII вв. по Р. Х. южно-периферийные семиты были ассимилированы арабами, и на них также распространилось название «арабы». С тех пор потомки арабов, известных еще в предыдущую эпоху, рассматривались в основном как «северные арабы», а южно-периферийные семиты и их арабизированные потомки - как «южные арабы». А. в Свящ. Писании В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р. Х. В Синодальном переводе термин «арабы» (евр.  ,  ) обычно передается как «аравитяне». При этом Сев. А. иногда специально именуется «землей восточной» (евр.    ,    ) (Быт 25. 6), а ее обитатели - архаическим термином «сыновья востока» (3 Цар 4.

http://pravenc.ru/text/75810.html

А к восточной части Палестины прилегала только весьма небольшая часть северной Аравии, и потому собственно арабских племен из народов на востоке от Палестины, израильтянам известно было самое незначительное число. И наконец, для неопределенного значения собственно Аравии и арабов в частности, пророки употребляли в священном писании слова: земля восточная, земля сынов востока или Аравия, аравитяне 190 , не при одном из этих наименований, присвояемых именно аравитянам вообще, священное писание не упоминает об их неправоверии. Из всего этого следует, что и вышеприведенные слова пророка Иеремии нельзя относить к свидетельствам о религии именно арабов, большинства которых религиозный центр был не на востоке от Палестины, а совсем на юге, в западной Аравии, в Геджазской области, где находился «с незапамятных времен единственно всеми арабскими племенами почитаемый храм Каабы“ 191 . За то в третьем и четвертом местах, уже прямо и определенно упоминающих о религиозных понятиях арабов более отдаленных и к югу от Палестины, например Иеменской области, находится подробное свидетельство, что во времена еще царя Соломона дальние от Палестины арабы славили Иегову, истинного, единого Бога. Так, говорятъ книги Царств и Паралипоменон 192 ; Савская царица из счастливой Аравии 193 , «услыхавши молву о Соломоне (Шломо), – что он сделал для имени Иеговы, пришла (в Иерусалим) испытать мудрость его загадками», по обыкновению аравитян состязаться с мудрецами дружественных им племен. «И беседовала она с Соломоном о всем, что было у нее на сердце; и не было для царя ничего непонятного, чего бы он не разгадал ей. И видела царица Шевы (Савская), всю мудрость Соломона и дом (храм), который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его и порядок, служащих ему, и одежду их и питье его и всесожжения, которые приносил он в дом Иеговы 194 . И сказала она царю: мудростию и богатством ты превосходишь молву, какуя я слышала (о тебе). Счастливы люди твои... Да будетъ благословен Иегова Бог твой, который, по вечной любви к Израилю, поставил тебя царем»!... А в таких близко дружественных отношениях мог ли быть богомудрый Соломон во дни еще строгого своего благочестия с кем иным, как только с исповедующим и чтущим Бога истинного, Бога отцов его Давида, Иакова, Исаака и Авраама?.... И действительно толкователи этого места священного писания утверждают 195 , что царица Савская, проникнутая глубоким почтением к истинному Богу Израиля, пришла во имя Его к Соломону, чтобы видеть великие дела, которые соделывал Он чрез Соломона, и что, исповедуя естественную религию, она познавала истинного Бога. Они называют эту аравийскую царицу святою и избранницею Божией, считая ее в числе тех, которые и вне избранного народа Божия исповедовали истинного Бога. Учители и отцы христианской церкви, как напр. Ориген , Григорий назианзин , Григорий нисский , Кирилл александрийский и прочие, почитают царицу Савскую даже прообразом церкви христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Только в четыре священные месяца (Мухаррам, Раджаб, Дзул-каада и Дзул-хиджа) арабы прекращали свои взаимные междоусобицы, а иногда и ссоры с иноземцами. В эти месяцы арабы влагали свои мечи в ножны и строго сохраняли перемирие. Иногда, впрочем, спокойствие священных месяцев нарушалось, и тогда арабы переносили мир на следующие затем месяцы своего лунного года 235 . Хищничество, разбойнические набеги на соседей и на караваны, почти беспрерывные междоусобные войны вполне объясняются постоянной жизнью арабов в пустыне. «Пустыня, – говорит Мюллер, – предъявляла к личным качествам каждого араба наивысшие требования, причем успехом пользовались только люди, особенно одаренные природой» 236 . Игн. Гольдцигер 237 замечает, что «жизнь древних арабов представляла резкую противоположность с жизнью арабов исламского периода. Средоточием социальных понятий аравитян было сознание общего происхождения отдельных арабских племен. Поэтому слава одного племени в сравнении со славой другого размерялась по славе предков, на ней основывалась претензия целого племени и каждого в отдельности на уважение и авторитет. Слава предков 238 , когда дело касалось чувства собственного достоинства, занимала у древних арабов выдающееся место. Эта слава имела для араба такое значение потому, что он убежден был в наследственности как телесных, так и душевных качеств. Добродетель предков арабы сравнивают с прочным, высоким зданием, созданным для потомства, зданием, разрушить которое было бы поздно. С другой стороны, распространяя худые слухи о предках противника или его племени, этим самым навлекали подозрение на достоинства его самого. Таким именно способом можно было наиболее уколоть самолюбие гордого араба. Поэтому ссоры и междоусобия отдельных племен сопровождались у арабов обоюдными насмехательствами, в которых исчислялись обыкновенно позорные черты характера и прошлого того племени, с которым велась борьба, но в тоже время восхвалялись достоинства собственного племени. Для составления подобных сатир арабы нанимали поэтов из другого племени, если не было своих, и иногда за довольно высокий гонорар.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Только в четыре священные месяца (Мухаррам, Раджаб, Дзуль-каада и Дзуль-Хиджа) арабы прекращали свои взаимные междоусобицы, а иногда и ссоры с иноземцами. В эти месяцы арабы влагали свои мечи в ножны и строго со­храняли перемирие. Иногда, впрочем, спокойствие священных месяцев нарушалось, и тогда арабы переносили мир на следующие затем месяцы своего лунного года 278 . Хищничество, разбойнические набеги на соседей и на караваны, почти беспрерывные междоусобные войны вполне объясняются постоянной жизнью арабов в пустыне. «Пустыня, говорит Мюллер, предъявляла к личным качествам каждого араба наивысшие требования, причем успехом поль­зовались только люди, особенно одаренные природой» 279 . Игн. Гольдцигер 280 замечает, что «жизнь древних арабов пред­ставляла резкую противоположность с жизнью арабов исламского периода. Средоточием социальных понятий аравитян было сознание общего происхождения отдельных арабских племен. Поэтому слава одного племени в сравнении со сла­вой другого размерялась по славе предков; на ней основыва­лась претензия целого племени и каждого в отдельности на уважение и авторитета. Слава предков, когда дело касалось чувства собственного достоинства, занимала у древних ара­бов выдающееся место. Эта слава имела для араба такое значение потому, что он убежден был в наследственности как телесных, так и душевных качеств. Добродетель предков арабы сравнивают с прочным, высоким зданием, созданным для потомства, зданием, разрушить которое было бы поздно. С другой стороны, распространяя худые слухи о предках противника или его племени, этим самым навлека­ли подозрение на достоинства его самого. Таким именно способом можно было наиболее уколоть самолюбие гордого араба. Поэтому ссоры и междоусобия отдельных племен сопровождались у арабов обоюдными насмехательствами, в которых исчислялись обыкновенно позорные черты характера и прошлого того племени, с которым велась борьба, но в тоже время восхвалялись достоинства собственного племени. Для составления подобных сатир арабы нанимали поэтов из другого племени, если не было своих, и иногда за до­вольно высокий гонорар.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Арабы готовят себе из фиников весьма разнообразные блюда, плоды употребляются ими как в свежем виде, так и в сушеном, вяленом и вареном. Финики остаются свежими в течение трех месяцев и так как их период созревания весьма различен для разных сортов, которых здесь насчитывается свыше шестидесяти, то и блюда бывают весьма разнообразны. Все европейские путешественники, посетившие оазисы, как Фогель, Барт и другие, единогласно подтверждают, что опытные хозяйки – аравитянки готовят из фиников в течение месяца ежедневно разные блюда, так что ни одно блюдо ни разу не повторяется в течение сказанного времени. По словам известного исследователя центральной Африки Рольфса, самым любимым блюдом арабов – пустынножителей являются свежие финики, которые они обмакивают в растопленное сливочное масло, но подобная роскошь доступна только наиболее состоятельным, лица же среднего достатка заменяют сливочное масло сывороткой из-под сбитого масла (пахтаньем), которой они запивают съедаемые плоды; самые бедные запивают водой для утоления возбуждаемой финиками жажды. Пока семья араба обедает, собаки поодаль дожидаются, когда им кинут порченые или недозревшие плоды, которые они с жадностью съедают, для овец и коз приготовляется лакомый корм, состоящий из толченых финиковых косточек. Этим же кормом питаются в Сахаре лошади, ослы и верблюды. Часть плодов в вяленом виде, предварительно освободив от косточек, укладывают в корзины, плотно сжимают и таким образом, получается «финиковый хлеб» – чрезвычайно вкусные лепешки, легко сохраняющиеся в течение многих лет. Продающаяся в Каире арабами так называемая «финиковая колбаса» есть не что иное, как финиковый хлеб, к которому жители пустыни примешивают известную часть сладкого и горького миндаля. Наконец, высушенные до твердого состояния финики арабы превращают в муку, которую едят, просто сварив на воде или же с прибавлением ячменной муки и масла. Из этой муки и оливкового масла арабы пекут оладьи, соусом к которым служит сироп или, вернее, сгущенный сок из свежевываренных фиников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Из хлебных растений на плоскогорьях Аравии успешно возделываются: пшеница, кукуруза, рис, просо, чечевица, а из садовых растений: виноград и разные плодовые деревья и кустарники, как например: гранаты, померанцы. Хлопчатник и сахарный тростник также известны Аравии. Но в Хиджазе самым ценным и распространенным деревом была и остается финиковая пальма, имеющая в этой области более ста разновидностей. Она, вместе с виноградом, доставляет жителям любимую приятную пищу. По преданию, основатель ислама, уроженец Хиджаза сказал: «финиковое дерево – ваша мать». В одном месте Корана основатель ислама, рисуя картину домашнего довольства, рассказал следующую причту о двух человеках: одному из них Бог возрастил два сада из виноградных лоз и обсадил их кругом пальмами, а между ними засеял нивы. Оба сада приносили плоды, в которых не было никакой порчи. Внутри садов Бог повелел протекать реке… И сказал хозяин этих садов своему другу, разговаривавшему с ним: «Я богаче тебя имуществом и счастливее семейством» (гл. 18, ст. 31–32). Финиковая пальма много раз упоминается в Коране «Из плодов пальм» –говорится в этой книге – «вы достае­те себе упоительную влагу и прекрасную пищу: в этом знамение для людей рассудительных». (Гл. 16, ст. 69). Чтобы представить все выгоды, доставляемые пальмой жителям пустыни, нужно иметь в виду, что каждое финиковое дерево дает в среднем 600–800 фунтов плодов. Цветение его начинается обыкновенно в конце декабря, а созревание плодов продолжается с июля до ноября. Из 100 частей плода 10 частей приходится на косточку, 5 – на кожицу и 85 на плодовое мясо. В 100 частях финиковой мякоти за­ключается: 30 частей воды, 36 сахара, 23 белковых веществ, 1 часть клетчатки, 0,75 лимонной кислоты и других минеральных веществ и особенно так называемого кумарина, которому финики обязаны своим превосходным вкусом. «Арабы приготовляют себе из фиников весьма разно­образные блюда: плоды употребляются ими как в свежем виде, так и в сушеном, вяленом и вареном. Финики остаются свежими в течение трех месяцев, и так как их период созревания весьма различен для разных сортов, которых здесь насчитывается более шестидесяти, то и блюда бывают весьма разнообразны. Все европейские путешественники, посетившие оазисы, как Фогель, Барт, и др. единогласно подтверждают, что опытные хозяйки-аравитянки готовят из фиников в течение месяца ежедневно разные блюда, так что ни одно блюдо ни разу не повторяются в течение сказанного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010