А к восточной части Палестины прилегала только весьма небольшая часть северной Аравии, и потому собственно арабских племен из народов на востоке от Палестины, израильтянам известно было самое незначительное число. И наконец, для неопределенного значения собственно Аравии и арабов в частности, пророки употребляли в священном писании слова: земля восточная, земля сынов востока или Аравия, аравитяне 190 , не при одном из этих наименований, присвояемых именно аравитянам вообще, священное писание не упоминает об их неправоверии. Из всего этого следует, что и вышеприведенные слова пророка Иеремии нельзя относить к свидетельствам о религии именно арабов, большинства которых религиозный центр был не на востоке от Палестины, а совсем на юге, в западной Аравии, в Геджазской области, где находился «с незапамятных времен единственно всеми арабскими племенами почитаемый храм Каабы“ 191 . За то в третьем и четвертом местах, уже прямо и определенно упоминающих о религиозных понятиях арабов более отдаленных и к югу от Палестины, например Иеменской области, находится подробное свидетельство, что во времена еще царя Соломона дальние от Палестины арабы славили Иегову, истинного, единого Бога. Так, говорятъ книги Царств и Паралипоменон 192 ; Савская царица из счастливой Аравии 193 , «услыхавши молву о Соломоне (Шломо), – что он сделал для имени Иеговы, пришла (в Иерусалим) испытать мудрость его загадками», по обыкновению аравитян состязаться с мудрецами дружественных им племен. «И беседовала она с Соломоном о всем, что было у нее на сердце; и не было для царя ничего непонятного, чего бы он не разгадал ей. И видела царица Шевы (Савская), всю мудрость Соломона и дом (храм), который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его и порядок, служащих ему, и одежду их и питье его и всесожжения, которые приносил он в дом Иеговы 194 . И сказала она царю: мудростию и богатством ты превосходишь молву, какуя я слышала (о тебе). Счастливы люди твои... Да будетъ благословен Иегова Бог твой, который, по вечной любви к Израилю, поставил тебя царем»!... А в таких близко дружественных отношениях мог ли быть богомудрый Соломон во дни еще строгого своего благочестия с кем иным, как только с исповедующим и чтущим Бога истинного, Бога отцов его Давида, Иакова, Исаака и Авраама?.... И действительно толкователи этого места священного писания утверждают 195 , что царица Савская, проникнутая глубоким почтением к истинному Богу Израиля, пришла во имя Его к Соломону, чтобы видеть великие дела, которые соделывал Он чрез Соломона, и что, исповедуя естественную религию, она познавала истинного Бога. Они называют эту аравийскую царицу святою и избранницею Божией, считая ее в числе тех, которые и вне избранного народа Божия исповедовали истинного Бога. Учители и отцы христианской церкви, как напр. Ориген , Григорий назианзин , Григорий нисский , Кирилл александрийский и прочие, почитают царицу Савскую даже прообразом церкви христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Между развалинами Хаджара уцелело несколько зданий, имеющих форму тупой четырех­угольной пирамиды, без всяких отверстий, похожих на двери или окна. На некоторых зданиях высечены химьяритские надписи, перечисляются закупки, сделанные для построй­ки храма и т. п. Во многих местах, преимущественно в Емене, сохранились остатки гигантских водопроводов и бассейнов, которым древние предания приписывают минувшее процветание страны. На основании отсутствия каких бы то ни было архитектурных орнаментов на всех этих зданиях, Вейс предполагает, что строители их, как народ торго­вый, заботились более о практических удобствах своих построек, чем об их изяществе, и что в украшениях домов ограничивались убранством внутренностей зданий ковра­ми, стенной раскраской и т. п. Кроме того, Вейсу кажется весьма правдоподобным, что торговые сношения южных аравитян с Египтом и Абиссинией не остались без влияния на стиль их зданий: это подтверждается с одной стороны упо­мянутыми выше развалинами, напоминающими египетские по­стройки, а с другой свидетельством Страбона, который, в своем описании народа Катабанов (16:4,3) говорит о их деревянных домах, великолепных (?) храмах и дворцах, построенных в египетском стиле. О сходстве и даже некоторой родственности архитектурного вкуса оседлых аравитян юго-западного побережья с египетским говорят наконец, их колоссальные водоемы и глубокие, высеченные в скалах гроты 206 . Но все эти дворцы Сабы обезлюдели, а ис­кусственные водопроводы уничтожились, и не оказалось после того у жителей и правителей умения и средств поддержи­вать то, чем прежде пользовались и гордились. 124 Иоктаниты – потомки Иоктана, сына Евера. Яраб, сын Иоктана (Кахтана), был первым царем Емена и говорил по-арабски, а брат его Джорхам (был первым царем Хиджаза. Двенадцатым царем Хиджаза был Мизаз (или Мазаз), сын Амра. Дочь Мазаза была выдана за Авраамова сына Измаила. Этот брак установил кровную связь измаилитов с иоктанидами. См. у Пококка, стр. 79–80. 129 Коран, гл. 46, ст. 20. Выражение Ахкаф есть множественное число от хикф, песок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

е. так называемые каменные бабы. К более замечательным остаткам древнеаравийской архитектуры принадлежат недавно открытые развалины в Мезевате, Макалле, Маребе и Накабе, которые были построены искусными каменщиками; но архитектура их не изящна и своей массивностью напоминает архитектуру египетских гроб- ниц древнейшего периода: в ней не заметно еще и следа тех арок, сводов и колонн, которыми так богата позднейшая арабская архитектура. Между развалинами Хаджара уцелело несколько зданий, имеющих форму тупой четырехсторонней пирамиды без всяких отверстий, похожих на двери или окна. На некоторых зданиях высечены химьяритские надписи, перечисляющие закупки, сделанные для постройки храма и т. п. Во многих местах, преимущественно в Йемене, сохранились остатки гигантских водопроводов и бассейнов, которым древние предания приписывают минувшее процветание страны. На основании отсутствия каких бы то ни было архитектурных орнаментов на всех этих зданиях, Вейс предполагает, что строители их, как народ торговый. заботились более о практических удобствах своих построек, чем об их изяществе, и что в украшениях домов ограничивались убранством внутренности зданий коврами, стенной раскраской и т. п. Кроме того, Вейсу кажется весьма правдоподобным, что торговые сношения южных аравитян с Египтом и Абиссинией не остались без влияния на стиль их зданий: это подтверждается, с одной стороны, упомянутыми выше развалинами, напоминающими египетские постройки, а с другой свидетельством Страбона, который в своем описании народа Катабанов (XVI, 4.3), говорит о их деревянных домах, великолепных (?) храмах и дворцах, построенных в египетском стиле. О сходстве и даже некоторой родственности архитектурного вкуса оседлых аравитян юго-западного побережья с египетским говорят, наконец, их колоссальные водоемы и глубокие, высеченные в скалах гроты 177 . Но все эти дворцы Сабы обезлюдели, а искусственные водопроводы уничтожились, и не было у жителей и правителей уменья и средств поддерживать то, чем прежде пользовались и гордились.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Hab. XV, 41 ) лежит слишком далеко от отечества Иова; а потому невероятно, чтоб он был родиною Зофара“ 113 . С этими указаниями вполне согласно и географическое замечание приписи к книге Иова перевода LXX-mu, заимствованной из сирского перевода Библии , известного уже с 2-го христианского века, где сказано, что Иов жил «в земли авситидийской напределех Идумеи и Аравии“ 114 . И внутренние признаки, содержащиеся в упоминаниях о нравах Аравии и в обширных речах самой книги Иова, наполненных образами из аравийской природы, указывают ясно, что именно Аравия была отечеством Иова и его друзей. Время жизни Иова в прибавлении перевода LXX-mu полагается в пятом роде от Авраама: «яко быти ему пятому от Авраама»; также по основаниям, высказанным знаменитым толкователем Кальметом 115 , и по самым внутренним признакам (напр. быта), находящимся в книге Иова, можно безошибочно относить жизнь Иова ко временам Моисеевым 116 . Относительно же происхождения Иова до сих пор мнения различны; одни считают его потомков Исава, внука Авраамова, на том основании, что по древнему преданию, выраженному в сирском переводе Библии , и в Вульгате, Иов был «Исавовых сынов сын: якоже быти ему пятому от Авраама» 117 . Другие же причисляют его к потомкам Нахора, брата Авраамова, потому что «обитатели земли Уц, где жил Иов, принадлежали к поколению Арама, сына Симова, позднее смешавшемуся с потомками Нахора, а не к идумейскому поколению» 118 . Арабские же историки считают Иова потомком Измаила, сына Авраамова. 119 Но Как бы то ни было во всяком случае несомненно то, что Иов был аравитянин, происходивший от одного из Симовых потомков и родоначальников нынешних арабов. Этот-то, по словам самого Господа, «твердый в непорочности, справедливый и богобоязливый» 120 аравитянин, Иов живо усвоил истинные верования своих отцов и пламенно пред всеми исповедовал Бога единым по существу, духовным, всемогущим, всеведущим, вездесущим, святейшим, правосуднейшим и вечным 121 ; а по отношению Его к миру – всевышним Творцом единым Владыкою, Избавителем и Промыслителем вселенной 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Моавия начинает собой блистательнейшую эпоху халифата. Беспрестанный ряд побед соединил в одно могучее целое все области от берегов Инда, от древней Бактрии, уже затопленной Турками, и кавказского предгорья, где Турки (будущие победители Аравитян) были сначала покорены первым племенным порывом Аравии, – до Атлантического океана и предгорий пиренейских. Ни древний Иран персидский, ни Эллада в минуту своего блестящего торжества при Македонце не равнялись с халифатом Оммиадов. Римская империя при Траяне (явление единственное в истории человечества) не многим чем превосходила его. Италия, Галлия, Британия и Эллада были лишние у Рима; лишними были у халифов Аравия и Персия, которых пространство равняется почти половине Европы. Величественно было царство халифов. Их отдельные дружины на западе сокрушали одним ударом царство Вестготов (около 710 года), затопляли южную Францию и едва могли быть удержаны от дальнейших завоеваний всей силой меровингского царства и воинственным гением основателя карловингской династии. В то же время другие дружины на востоке проникали вглубь средней Азии и грозили войной или предлагали дружбу вековечной державе Китая, окрепшего при династии Тиангов. Но халифат не имел внутренней крепости, упрочившей на многие века величие Рима. В нём не было стройного механизма, соединяющего все вещественные силы государства под единством одного логического закона (римского начала внешней правды, или права). Он не имел также и той полноты духовной жизни, которая могла бы собой заменить совершенство условного механизма. Ислам хотел быть в одно время и церковью, и государством (так же как некоторые царства буддистские и позднейший католицизм Запада). В нём, как и во всех других попытках на соединение духовного начала (совершенного по своему определению) с государственным (необходимо несовершенным) заключался внутренней раздор. Жизнь практическая должна была подавить жизнь мысленную. Так и случилось в исламе, как и везде. Японский первосвятитель сделался куклой японского царя. Королевство победило римский престол, и султанство подавило халифат. При Оммиядах ещё не наступало время полного разрыва; но он уже явился в лице Моавии, скрытый для современников, явный для потомства. Духовный халиф был уже побеждён государем светским; ибо в истории важна не победа лица над лицом, но победа начала над началом, а она может совершиться в одном лице, как и во многих. Халифу, утратившему свою религиозную святость, осталось только значение родовой главы в великом мусульманском семействе. Этот призрак родового единства, святыня, взятая из жизни Аравитян и понятная всем их кочевым братьям, долго ещё растил и живил мир мусульманский и противился напору многих бурь и многих веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

5) Царь Зиз вместе с Парфянами был призван в помощь верийским тираном Стратоном, вооружившимся против Димитрия Евкера, царствовавшего в 95 году до Р. Хр. По предположению г. Прозоровского, Александр Янней, иудейский царь, отдал Зизу землю, завоеванную у Моавитов и Галадитов 178 . 6) Царь Арета обещал городу Газе помощь, когда Александр Яней напал на этот город; но Арета не поспел на помощь вовремя. Вскоре, после этого, в 85 г. до Р. Хр., Арета был призван в Дамаск на царство. 7) К царю Арете, владевшему Петрой, бежал иудейский первосвященник Гиркан, подговоренный Антипатром. Арета согласился вспомоществовать Гиркану в возвращении престола, занятого Аристовулом, а беглецы обещали за то возвратить Аристовулу отнятую ими прежде у арабов область с двенадцатью городами. Арета пошел на Аристовула с 50 000 войска и, одержав победу, осадил Иерусалим, но Аристовул освободился от засады при содействии Помпеева полководца Скавра, а потом и сам напал на Арету, разбил его при местечке Папироне. Помпей шел уже войной на Набатеев, как вдруг, недовольный Аристовулом, обра­тился на него, взял Иерусалим и ушел в Киликию, оставив для дальнейших предприятий Скавра, который в 62 году перед Р. Хр., хотя и подступил к набатейской столице Петре, но не мог взять ее, а успел только убедить Арету откупиться от опустошения его владений 300 талантами. Потом другой римский полководец Габиний победил Набатеев. Г. Прозоровский полагает, что у И. Флавия разумеется этот самый Арета под названием царя аравийского, с которым подружился Антипатр, женатый на идумеянке из знатной арабской фамилии и имевший от нее, в числе других детей – Ирода, в последствии царя иудейского, прозванного Великим. Может быть, по родству, Антипатр вверил Арете своих детей, когда вел войну с Аристовулом 179 . 8) Царь Малх состоял в дружбе с Иродом, когда последний не был еще царем. Удаляясь от Антигона, Ирод хотел искать убежища у Малха, в Петре, но тот его не принял, и Ирод отправился в Египет. Хотя Малх и раскаялся в своем поступке, но уже не мог догнать Ирода, чтобы поправить свой промах. Сношения Малха с Гирканом были причиной, по которой Ирод велел казнить последнего 180 . И. Флавий называет этого Малха Малихом и описывает вой­ну, веденную с ним Иродом, по повелению Антония. Около Диосполя Ирод одержал победу над аравитянами, а при Кенафе был сам разбит, за что отплатил победой при Филаделфии, где аравитянами предводительствовал Ельфем. По словам И. Флавия 181 , Клеопатра побуждала Антония погубить Ирода и Малха, из которых последний действительно и погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Три века царствовала эта династия, прославленная в летописях особенно кротостью своей при восшествии и бессмертным именем Тай-цунга, одного из величайших завоевателей и царей, когда-нибудь основавших государства или правивших судьбами народов. При Тхангах Китай возвратил себе всю славу, приобретённую династией Ханов и утраченную в последовавших междоусобиях: владения его на юг распространились даже далее прежнего. Но на западе, сколько можно судить по скудным данным, сообщённым из китайских сказаний европейскими учёными, область его была более стеснена сопротивлением тюркских семей и особенно завоевательным мечом Аравитян. Их называют Китайцы Та-ши 124 podpis. Иные полагают, что такое имя дано им по смешению с прежними жителями приаральской области, Таджиками, которые ещё до сих пор сохранили своё название под властью семей туркменских и которые суть очевидно остатки народа, известного древности под именем Дадиков, приписываемых то к Иранцам, то к Средне-Азийцам. Иранское происхождение Дадиков, теперешних Таджиков, не подвержено никакому сомнению, и известно также, что они упоминаются Китайцами; но именно потому, что они уже были известны издавна, нельзя предполагать, чтобы их смешали с новыми завоевателями. По всей вероятности имя, данное Аравитянам, Та-ши, составлено так же как и Та-тсин и Та-ван и значит великие шейхи; ибо звание шейха аравийского было в то время известно и громко по всему миру. Впрочем, при величайшем из государей династии Тханг, Тай-цунге, Аравия только ещё вступала в поприще своей исторической деятельности. Глухо доходили до дальнего Востока звуки великой грозы, разгоравшейся на юго-западе Азии. Сила Китая не находила ещё на истоках Сыр-Дарьи равного ей сопротивления и могла угрожать всей Азии. Вскоре разрослась новая держава и пришла в соприкосновение с древнейшим изо всех государств мира. Были между ними вражды, и восторженное мужество Аравитян торжествовало почти всегда против Китая, так же как и против Европейцев; были и союзы, и в VIII веке войска халифов спасали престол китайский от возмущений народных и нашествия средне-азиатских племён; но Китай не стремился и не мог стремиться к завоеваниям в областях иранских, живущих иной и сильной жизнью; аравийские завоеватели пренебрегали холодными и дикими пустынями, отделяющими их от богатого Китая, или, слабея мало-помалу в роскоши Юга, боялись проникать в область, наполненную кочевьями железных Тюрков, будущих своих победителей. Но мир Востока знакомился с Западом, и мир западный чаще стал оглашаться слухами о дальнем Востоке, откуда он должен был получить много новых открытий и познаний, переменивших впоследствии и характер войны, и мирные сношения народов друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Замечательны, таким образом, постоянные, не прерывавшиеся почти сношения Аравии с Палестиной со времен Авраама, общего родоначальника евреев и арабов-измаилитов, что, конечно, должно было отражаться и на верованиях арабов, следы которых так ясны в Коране. Не чужда была Аравия и христианского влияния. Уже святой апостол Павел, вскоре после своего обращения, удалился из Дамаска в Аравию ( Гал.1:17 ) и пробыл там около трех лет 49 , а проповедь о Христе аравитяне слышали еще в день пятидесятницы в числе многих других народов, собравшихся в это время в Иерусалиме ( Деян.2:11 ). Из дальнейшего изложения будет видно, что христианство в Южной Аравии было значительно распространено и окрепло настолько, что Наджранские христиане выдерживали даже жестокое гонение от иудействующего царя Зу-Наваси, предшественника Мухаммеда по ненависти к христианству. Из древнейших народов, имевших завоевательные стремления в отношении Аравии, прежде всего упоминаются египтяне. В правление Гатасу, дочери фараона Тутмеса I (иначе Тутмозис), был завоеван Йемен, который в надписях на храме в Фивах упоминается под именем страны Пун. Обладание Йеменом оставалось за Египтом во все царствование Тутмеса III, одного из могущественнейших фараонов XVIII династии, эпоха которых разными учеными относится к 1703–1590 гг. до Р. Х. 50 Власть Тутмеса III простиралась на Абиссинию, Судан, Нубию, Сирию, Месопотамию, Ирак арабский, Иемен, Курдистан и Армению. В надписи, открытой Мариеттом в Карнике, находится следующее изречение Аммона, бога Фив: «Я пришел, я позволил тебе разбить народы Востока, ты шел по землям Аравии. Я показал им твое величие, подобно солнцу во время солнцестояния, бросающему теплоту своих лучей и распространяющему росу». Во время мятежей, происходивших при преемниках Тутмеса, Йемен возвратил свою независимость, но при Рамзесе II 51 египетский флот снова утвердил власть фараонов под Йеменом, богатым драгоценностями. По предположению Ленормана, эта страна освободилась из-под египетской власти в правление слабых фараонов XX династии 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

- И вот в Аравии нашли нефть, что сделало правящую верхушку аравитян очень богатыми. - Поскольку исламский мир испытывал большой культурный и научный упадок после распада османской империи очень сильная была деморализация. Стамбул потерял свой статус центра исламского мира. Претендовали на это Каир и Мекка. Вот как раз в это время советская Россия помогла ваххабитам. В 1926 году на американском конгрессе они поддержали ваххабитов, полагая, что если англичане поддерживают Каир, то нам надо назло им поддержать Мекку. Я лично встречал статьи в журнале «Атеист» за 1930 год, где о ваххабитах очень положительно отзывались, при этом о мусульманах отзывались отрицательно. Чуть ли не пролетарское течение там близкое к большевизму. Ну а с нефтью, как видите, совсем плохо стало. У кого нефть, у того и деньги. А что еще было тогда в исламском мире кроме населения? Только нефть. Нефть сильно усугубила ситуацию. Они эти деньги вкладывают не только в позолочение своих лимузинов, но и в пропаганду. И последствия этой пропаганды мы наблюдаем. -А что сейчас это за Исламское государство, которое в Ираке. Оно в конфликте находится с Саудовской Аравией? Они не дружат? - Они не дружат, хотя Саудовская Аравия их выпестовала. В общем-то для многих ваххабитов Саудовская Аравия это марионетка США и тем самым подлежит уничтожению.  -То есть, когда мы говорим о ваххабитах, мы говорим об очень сложном конгломерате, внутри которого очень сложные отношения вплоть до вооруженных столкновений. -Конечно. А что у нас в протестантских сектах по другому что ли? Мормоны не гадят иеговистам? Униаты с сайентологами не враждуют? Пожалуйста, все это у нас присутствует. Сколько у тех же направлений пятидесятников враждующих в России централизованных организаций? У нас на полмиллиона протестантов двести централизованных организаций. Это больше, чем нас и мусульман вместе взятых.    - А что касается терроризма, что именно во взгляде ваххабитов на ислам определяет именно такой образ действий? -Им кажется, что их образ жизни единственно возможный. У них есть свое богословие. Это богословие террора. Все это прекрасно объясняется как и в любой секте. Вот секта Аум-Сенрике, например, одновременно может человеколюбиво запрещать комнатные растения выращивать и вместе с тем одобрять распыление газов для убийства людей. Вполне уживается у них в одном «богословии». Пару миллионов и даже больше людей можно раздавить ради высшего блага. У них такая примитивная, но довольно эффективная черно-белая богословская система. Она выстроена против нас, и ничего там оригинального в ней нет.

http://radonezh.ru/analytics/desyatileti...

«Не есть ли «город Теребовль» попросту искажение «города Тверь»? Звук «Б» часто переходит в «В» и тогда без огласовок, имеем: ТРБ – ТВР» [НХ-1: 102]. (О том, что перестановка согласных – законная операция, мы уже знаем; часть -овль в данном случае авторам не понадобилась). Нет даже нужды уточнять, в каком языке. Просто: «часто переходит». Заметим от себя: в русском языке [б] вообще никогда не «переходит» в [в]. Фонетическое изменение [б] в [в] имело место, в частности, в истории греческого языка; соответственно, буква β читалась в древнегреческую эпоху как [б], а в византийскую – как [в]. В определенных позициях такое же изменение произошло в истории, например, французского и итальянского языков. Авторы скорее всего опираются в своем утверждении на соотношение типа русск. Варвара – англ. Barbara, русск. алфавит – англ. alphabet, которое определяется тем, что в западноевропейских языках в словах, заимствованных из греческого (в данном случае через латинское посредство), отразилось древнегреческое произношение буквы β, а в русском – ее византийское произношение. Если западноевропейское слово заимствовано в русский, то уже в рамках русского языка может возникнуть соотношение типа Севастьян – Себастьян (это случается преимущественно в сфере имен собственных). Другие примеры такого рода: Авраам (Аврам) – Абрам; Венедикт – Бенедикт; Варвара – Барби; Аравия (слово, пришедшее в древнерусский язык из греческого и сохранившееся доныне) – араб (более позднее слово, воспроизводящее подлинную арабскую форму и сходные с ней западноевропейские формы и вытеснившее прежнее название аравитянинъ). Подчеркнем, что ни в одном из этих случаев не было перехода [б] в [в] или наоборот, т. е. не было превращения, например, Абрам в Аврам или наоборот, а каждый из двух вариантов приходил в русский язык своим путем, независимо от другого варианта. Приведенный пример (как, впрочем, и ряд других, уже рассмотренных выше) может служить наглядным образцом всей фоменковской научной логики в сфере лингвистики и истории. «Явление Р в примерно таких, как у нас, случаях иногда бывает, не правда ли? Почему бы не предположить, что оно имеет место и в нашем случае?» Соответствующая научная дисциплина давно выяснила, при каких именно условиях имеет место Р. Но АТФ не желает об этом знать: это бы лишило его свободы мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010