«Славонская епархия – это открытая рана» Беседа с епископом Славонско-Пакрацким Иоанном (Чулибрком) Светлана Луганская Епископ Славонско-Пакрацкий Иоанн (Чулибрк) Рождество мне довелось встретить в Славонии, в мученической Славонско-Пакрацкой епархии, куда я приехала по приглашению епископа Славонско-Пакрацкого Иоанна (Чулибрка) . О трагедии, которую пережил и переживает народ этой епархии, мы знаем мало. Глядя на разрушенные церкви, опустевшие деревни, в которых трудно найти дом без следов от пуль, складывается впечатление, что война кончилась только вчера. С прибытием сюда нового владыки жизнь епархии начала меняться. За несколько месяцев после интронизации епископа Иоанна сделано немало. В своем интервью владыка Иоанн рассказывает читателям портала Православие. Ru об истории и о сегодняшнем дне своей епархии. – Ваше Преосвященство, расскажите об истории Славонско-Пакрацкой епархии. – Славония – это апостольское пространство, она является частью Паннонии, по которой проходили и сами Христовы ученики, и все их наследники. Каждый день на территории Паннонии и на окружающих ее территориях, в Славонии, мы открываем новые и новые раннехристианские и ранневизантийские базилики. Например, совсем недавно в нескольких километрах от Славонской епархии, в Республике Сербской , в Бакинцах (в низине реки Савы) была обнаружена огромная базилика. Согласно сохранившемуся преданию, святой Кирилл проповедовал там, где сегодня находится монастырь святой Анны, а святой Мефодий крестил народ в реке Илова Значительные события в истории этого края связаны с приходом сюда святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые проходили здесь своими апостольскими стопами. Согласно сохранившемуся устному преданию, святой Кирилл проповедовал там, где сегодня находится монастырь святой Анны, под Даруваром, а святой Мефодий крестил народ в реке Илова, которая протекает под монастырем. Большие изменения произошли с вторжением сюда турок и завоеванием ими этих территорий в XV-XVI веках, когда целые области Славонии опустели, ибо народ, спасаясь от завоевателей, покидал эти края.

http://pravoslavie.ru/77118.html

Слово в день памяти св. Равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны 22 июля 1907 года. О христианском призвании и служении женщины Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. «О Христе Иисусе ...несть мужеский пол, ни женский, вси бо едино» ( Гал.3:28 ). В этих словах святого Апостола выражена та, неведомая древнему дохристианскому миру, истина, что все люди без различия пола, – как и других внешних неодинаковых человеческих состояний и положений, – равны пред Богом по нравственной своей природе, все одинаково призваны к вере и спасению во Христе, все равно приемлют благодатные средства Его и одинаково могут достигать совершенства христианского, святости и наследия Царства небесного. И эта истина оправдана, братие, бесчисленными примерами из истории христианского благочестия: в числе истинных последователей Христовых, достигших высоких степеней святости, во все времена были и жены, просиявшие во всех тех же добродетелях, какими заявили себя в разные времена мужи-подвижники христианского благочестия. Такова в особенности была ныне ублажаемая св. Церковию святая жена мироносица Равноапостольная Мария Магдалина. Кто в Церкви Христовой выше апостолов? А сия жена признана, как после и иные св. жены, равноапостольной. Подлинно, Апостольское слово: «несть мужеский пол, ни женский ...о Христе Иисусе» сбылось на святой Марии Магдалине еще прежде, чем было произнесено св. Апостолом. Чем же стяжала св. Мария Магдалина высокое наименование равноапостольной? Ответ дает житие равноапостольной жены, рисующее нам высокие добродетели и великие подвиги и труды ее в благовестии Христовом. Дочь родителей – сириян «от гор Магдальских» (Чет. Мин. 22 июля) или из города Магдалы, Мария была исцелена Господом от ужасной болезни беснования ( Мк.16:9 ; Лк.8:2 ) 1 . Это великое благодеяние навсегда вселило в сердце ее пламенную любовь и непоколебимую преданность Господу, – любовь и преданность, уступавшие в силе, пламенности и постоянстве только любви Пресвятой Богоматери к Божественному Ее Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Соборное послание святого апостола Иуды Сведения а писателе Писатель этого послания сам называет себя " Иудою, рабом Иисуса Христа, братом Иакова " . Из этого можно заключить, что это — одно лицо с апостолом Иудою из двенадцати, который назывался Иаковлевым, а также Леввеем и Фаддеем (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:16; Деян. 1:13; Ин. 14:21). Он был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первой действительной его жены и братом детей Иосифа — Иакова, впоследствии епископа Иерусалимского, по прозвищу Праведный, Иосии и Симона, или Симеона, впоследствии также епископа Иерусалимского. По преданию, первое имя его было Иуда, имя Фаддей он получил, приняв крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввей получил, вступив в лик 12 апостолов, может быть в отличие от соименного ему Иуды Искариотского, ставшего предателем. Некоторые считают, что писатель этого послания ничего общего с Иудою Иаковлевым, или Фаддеем и Леввеем, не имеет, что в число 12 апостолов он не входил (в 17 стихе он как бы исключает себя из числа апостолов), но был только в общем смысле слова " апостолом " , являясь действительно братом Иакова и считаясь поэтому, подобно Иакову, " братом Господним " . В основание такого мнения приводят свидетельство Евангелия от Иоанна 7:5, где говорится, что " братия Иисусовы " в дни Его земного служения в Него не веровали, почему и не удостоились избрания в число 12 апостолов. Кроме того, считают, что апостол Иуда из двенадцати не мог быть писателем этого послания, так как он трудился во благовестии Христовом в Сирии и скончался в Эдессе, а между тем в сирском переводе Пешито Иудино послание отсутствует. Окончательное и авторитетное решение этого вопроса ввиду ограниченности данных представляется невозможным. Об апостольском служении Иуды по Вознесении Господнем предание говорит, что он проповедовал сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в Аравии, Сирии и Месопотамии, Персии и Армении. То же предание говорит, что он был в Эдессе, где несколько прежде проповедовал другой апостол, Фаддей из 70-ти. По одному преданию, св. Иуда мирно скончался в Эдессе, по другому — в Берите или Бейруте, по третьему — скончался мученически в Армении, быв повешен на дереве и пронзен стрелами. Подлинность послания святого апостола Иуды

http://sedmitza.ru/lib/text/430613/

Философия истории Основные задачи Вселенских соборов – крепить единомыслие и бороться с ересью Начинается период истории, называемый периодом вселенских соборов и продолжающийся с 325 по 787 год. В этом периоде Восточные и Западные Церкви находились в общении, а потому семь Соборов Вселенских, в которых они участвовали или на которые изъявили свое согласие, действительно представляют Церковь кафолическую или вселенскую. Во время периода апостольского, упоминалось о множестве соборов местных. Устройство церкви, с самого начала, было епископальное; епископы собирались для совещаний о нуждах Церквей своих. Между различными Церквами существовали сношения: епископы переписывались, посылали друг другу грамматы, сообщали мысли свои о разногласиях, волновавших некоторые христианские общества, об учениях, какими некоторые из частных лиц пытались заменить вероучение по преданию. Но Церкви редко наслаждались совершенным покоем; гонения были часты и епископы не могли, без значительных неудобств, даже на некоторое только время, оставлять паствы свои, непрестанно подвергавшиеся насилиям гонителей. В то время еретики были не редкость. Философы, вступавшие в Церковь , с намерениями не всегда чистыми, пытались подчинить христианство философским системам, которые сами изучали, и увлекали некоторых верующих, недостаточно внимательных к учению апостольскому; однако вероучение это было слишком ясно и столь близким по времени, что влияние еретиков не могло быть очень велико. В Церквах, где появлялись системы философо-христианские, первоначальное вероучение, дошедшее до них по преданию, было хорошо известно и еретики мало имели в них успеха. Когда свидетельство частной Церкви против ереси оказывалось недостаточным и когда еретик оспаривал достоверность сего свидетельства, то обращались к другим Церквам Апостольским, и их единогласное свидетельство служило неоспоримым критерием вероучения о спорном вопросе. Мы видели, как с самого основания Церкви к свидетельству Церквей Апостольских прибегали защитники откровенного вероучения; мы приводили свидетельства: Иринея, Климента Александрийского , Тертуллиана и других Отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

— Целью участия Русской Православной Церкви в межхристианском диалоге является свидетельство о Православии перед лицом инославного мира. Об этом говорится в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года: «Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании». Документ цитирует решение Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания (1986): «Православная Церковь в глубоком убеждении и церковном самосознании, что она является носительницей и свидетельницей веры и Предания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, твердо верит, что она занимает центральное место в деле продвижения к единству христиан в современном мире... Миссией и долгом Православной Церкви является преподание во всей полноте истины, содержащейся в Священном Писании и Священном Предании, которая и сообщает Церкви ее универсальный характер... Эта ответственность Православной Церкви, равно как и ее экуменическая миссия относительно единства Церкви, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали неразрывную связь правой веры с общением в Таинствах. Православная Церковь всегда стремилась привлечь различные христианские Церкви и конфессии к совместному поиску утраченного единства христиан, дабы все пришли к соединению веры...». Документ Архиерейского собора подчеркивает, что «задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Православные христиане должны ясно осознавать, что сохраняемая и исповедуемая ими вера имеет вселенский, универсальный характер. Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине». В контексте этих основополагающих принципов следует рассматривать участие Русской Православной Церви в IX Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Порту-Алегри.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202791...

Церковное предание хранит в своей сокровищнице не только догматические и экзегетические труды отцов Церкви, но и святоотеческие катехизисы, чтение которых позволяет нам прикоснуться к живой реальности огласительной практики древней Церкви. Это анонимный памятник«Дидахе» (I – II вв.), «Изложение апостольской проповеди» св. Иринея Лионского (130–202) и «Апостольское предание» его ученика св. Ипполита Римского (170–236), «Педагог» Климента Александрийского (150 – 215),«Поучения огласительные и тайноводственные» св. Кирилла Иерусалимского (315–387), «Большое огласительное слово» св. Григория Нисского (335–394), «О таинствах» св. Амвросия Медиоланского (333–397), «Слова огласительные» св. Иоанна Златоуста (347–407), «О символе к катехуменам» блж. Августина Иппонского (354–430), «Сокращенное изложение божественных догматов» блж. Феодорита Кирского (393–457) и еще несколько произведений менее известных отцов и церковных авторов. Все они согласны в том, что принятие Крещения без предварительной подготовки противоречит смыслу таинства и заповеди Спасителя ,учившего, что кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16:16 ). По мысли святых отцов, вера в то, что Иисус есть Сын Божий, не может существовать отдельно от покаяния и изменения всей жизни в соответствии с учением Христа. Веровать – значит быть верным Господу во всем, и переориентация воли человека от греха к Божьей правде должна совершиться еще до участия в таинстве. Только в этом случае таинство Крещения, как обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Петр. 3:21 ). Св. Григорий Нисский уже в IV веке писал о необходимости обращать внимание на то, «что оставляют в небрежении многие из приступающих к благодати крещения, самих себя вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь» – на покаяние, предшествующее таинству. «Итак, если, по слову пророка, измывшись в этой таинственной бане, стали мы чисты произволениями,смыв лукавства от души ( Ис. 1:16 ), то соделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот – напротив того, жизнь по тайнодействию сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рождаемом нимало не оказывается дара Святого Духа…» . Св. Григорию вторят свв. Кирилл Иерусалимский , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский и блж. Августин. Возможная модель катехизации в современных условиях

http://azbyka.ru/katehizacija/programma_...

Это литургическое почитание Священного Писания имеет единственную цель – внушить верующим, что оно содержит в себе саму Истину Откровения, которой Церковь обладает именно в данной, письменной форме. В этой связи важно отметить, что каково бы ни было значение Предания, как бы ни понималась неизменность Церкви в Истине, ее непогрешимость, христианская Церковь никогда не добавляла к Священному Писанию своих собственных вероучительных определений. Основанное на апостольской керигме, оно заключает в себе, наряду с богодухновенными Писаниями евреев, письменное свидетельство только тех, кто своими глазами видел воскресшего Христа и мог записать для Церкви самые слова Учителя, верно истолковывая Его учение. Церкви надлежало только определить «канон», а не составлять богодухновенные Писания, потому что она никогда не верила в некое «продолжающееся откровение», а знала лишь один-единственный исторический акт, совершенный Богом однажды и навсегда во Христе. Авторитет Писаний в том, что они составлены очевидцами Христа. Церковь может только подтвердить их подлинность водительством Духа Святого, обетованного самим Господом Иисусом; она не может создавать их. Подлинность эту следует, разумеется, понимать скорее в широком смысле как относящуюся к содержанию, но не обязательно к форме текстов. Так, Евангелия от Марка и от Луки с самого начала считались входящими в канон, хотя они не были написаны членами круга Двенадцати; содержание же их керигмы традиционно приписывалось свидетельству Петра и Павла. Ориген и другие ранние христиане, сомневавшиеся в том, что Павел действительно был автором Послания к Евреям, не имели в виду исключения его из канона, так как не сомневались в том, что авторитет Павла распространяется на это Послание в смысле более широком, чем непосредственное авторство. С другой стороны, никто никогда не предлагал, чтобы в канон было включено что-либо, кроме апостольских писаний; именно по этому общему принципу и не были приняты в канон Писания «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

152. Слово при посещении Свято-Троицкой единоверческой церкви, пред заложением на единоверческом кладбище храма всех Святых (Говорено сентября 8 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1840 год Святый Апостол Павел в послании к Римлянам говорит между прочим к чадам Римския Церкви: «желаю видети вас, да некое подам вам дарование духовное ко утверждению вашему, сие же есть, соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею» ( Puм. I. 11–12 ). Поучительна ревность Апостольская. Святый Павел имел в своем попечении многия Церкви Азийския, Греческия, Македонския, большею частию им основанныя, и им руководствуемыя: но и на Римскую, не столь близкую, и не им основанную, простирал внимание; и не только писал к ней послание, но и лично посетить ее желал. Если те, которые, по устроению Божию, прияли, хотя не Апостольскую власть, впрочем от Апостолов друг-другоприимательно преданный жребий священноначальства, по справедливости должны подражать ревности Апостольской в своем, хотя не столь обширном, круге действования: то я не особенным чем либо похвалюсь, а только укажу на свою обязанность, если скажу, что уже давно «желаю видети вас», братия, в вашей собственно церкви, и что теперь исполняется мое давнее желание. Но, может быть, кто нибудь, услышав сие, помыслит: почему ж бы давно и не исполниться сему желанию, если оно есть давнее? – Дабы ответствовать на сей вопрос, я прибегну опять ко Святому Апостолу Павлу, который, в след за вышеприведенными словами, в послании к Римлянам пишет: «не хощу же не ведети вам, братие, яко множицею восхотех приити к вам, и возбранен бых доселе» ( Рим.1:13 ). Если могло случиться, что Святый Павел, при толиком обилии данной ему, даже чудодейственной благодати, долго не мог исполнить труднаго: то при моей немощи, конечно не удивительно, что я не скоро мог исполнить не трудное. Вопрос, несравненно более достойный внимания для меня и для вас, должен быть сей: для чего я желал, или лучше, для чего должен был желать, увидеться с вами здесь, и для чего вам прилично было желать сего; ибо я нахожусь ныне здесь как по моему давнему желанию, так и по вашему неоднократному приглашению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. О Священном Предании Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Священным Преданием называется учение Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, записанное не самими св. Апостолами, а уже их учениками или их преемниками, и неповрежденно сохраняемое Церковью наряду со Св. Писанием. В Св. Писании многое из жизни и учения Иисуса Христа не записано св. Апостолами, а передано устно, например, сказано, что нужно совершать св. Причащение, св. Крещение и прочие таинства, а как их совершать, об этом в Писании не говорится ни слова; сказано, что нужно рукополагать епископов, пресвитеров и дьяконов, но как это делать, – в Писании не записано, а передано Апостолами устно. Вот это устное учение св. Апостолов, записанное после их смерти их учениками, и называется св. Преданием. Как послушные дети должны исполнять не только писанные, но и устно переданные чрез верных людей приказания родителей, так и христиане в делах веры и церковной жизни одинаково должны руководствоваться Св. Писанием и Св. Преданием, ибо то и другое есть учение самих св. Апостолов. Сектант: 1) Предания не нужно никакого, ибо Христос сказал: «Вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего» ( Мф. 15:1–17 ). То же самое сказано и у Марка ( Мк 7:13 ). Объяснения православного: 1) Здесь говорится не о предании апостольском, то есть не об устном учении св. Апостолов, а о предании ветхозатных старцев (см. ст. 2), которые, например, учили, что умовение пред употреблением пищи рук важнее исполнения всех заповедей (Мк. 7:3–4); или учили, что можно и не жалеть родителей, лишь бы на храм жертвовать; причем, сказав о какой-нибудь вещи: «это дар Богу», они лишали родителей, нуждавшихся в этой вещи, помощи ( Мф. 15:5 ). Такие предания старцев и мы не признаем, а решительно отвергаем. Сектант: 2) Ап. Павел говорит: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). Следовательно, нужно признавать одно лишь Писание, ибо предание это – иное уже благовествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1. Понятие о православном катехизисе Православным христианским катехизисом называется краткое изложение истин христианских, как догматических 10 (т. е. таких, которые показывают, чему христианин должен веровать), так и нравственных (т. е. таких, которые учат, что он должен, делать для угождения Богу и для получения вечного блаженства) на основании Священного Писания и Священного Предания, т. е. на основании Библии и учения Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Но спрашивается: почему краткое изложение христианских истин – догматических и нравственных носит название катехизиса? Ответ на этот вопрос получим из церковной истории. Известно, что в древней Церкви Христовой, когда Крещение совершалось, большею частью, над «возрастными», они предварительно были приготовляемы к принятию его, именно были «устно оглашаемы», или наставляемы в главных истинах веры Христовой, от чего и назывались «оглашенными», а самое наставление устное в первоначальных истинах христианской веры называлось «оглашением», или по-гречески, катехизисом (от kathxe " w) – оглашаю или устно наставляю в вере, – отсюда изустное наставление в истинах веры). Таким образом, катехизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических 11 и нравственных, а православным христианским катехизисом называется первоначальное наставление в главных истинах православной веры христианской. Мы получаем Св. Крещение в младенчестве и до Крещения не имеем возможности изучить эти наставления; за то на нас лежит святая и непременная обязанность узнать, чему учить православная церковь , тогда, когда мы станем приходить в возраст. Познание учения православной церкви – самое нужное познание для всякого православного христианина, и необходимо должно продолжаться во всю его жизнь. Катехизис, изучаемый нами, православными, носить название православного катехизиса. Слово православный, прибавленное к нашему катехизису, показывает превосходство его пред всеми другими изложениями веры – катехизическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010