Какие предания подлежат изменению и какие не подлежат Старообрядцы говорят: «двуперстное сложение есть предание; а предание не подлежит изменению». Правда,– есть предания неизменяемые, каковы догматы веры; но есть предания и изменяемые, каковы относящиеся к обрядам. И нужно заметить, что под именем «предания» преимущественно и собственно разумеются догматы веры, преданные Апостолами и утвержденные соборами: сие то предание и должно быть неизменно соблюдаемо, по слову Апостола Павла в послании к Тимофею: О Тимофее, предание сохрани (посл. 1, зач. 279). Но есть, как выше сказано, и недогматические предания, которые правильнее называть: древние обычай, или установления обрядовые; они только служат к поддержанию благочестия и нравственности, а в сущности не суть догматы. И таковые-то древние обычаи и обрядовые установления, для общей пользы, к лучшему могут быть изменяемы церковью, – только именно церковью, т.е. общею церковною властью, вселенскою, а случайно и местною, но не частными лицами, хотя бы даже и епископами. Например, Апостольское обрядовое предание: подобает епископу быти единые жены мужу (Тим.1, зач.283), и: «не отпустити жены епископу подвигом благоверия» (5 пр. св. Апост.), вселенская церковь на соборе изменяет, устанавливая вместо «не отпустити» – «неотменно отпустити» (12-е прав. 6-го всел. соб.). К числу таких обрядовых преданий, подлежащих изменению от церковной власти, относятся и некоторые действия, или установления, имеющие тесную связь с догматами веры и даже утвержденные на соборах. Поскольку они не суть самые догматы веры, не подлежащие изменению, а только внешние, обрядовые действия, служащие к выражению, или приложению догматов веры, то церковью и были изменяемы по благословным винам. Представлю несколько примеров. Причащение тела и крови Христовы необходимо для спасения каждому христианину, по слову Самого Спасителя, рекшего: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач.23), и в частности о чаше крови своей заповедавшего: пийте от нея вси (Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Священное Предание и творения святых Отцов Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 20 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 По творениям святителя Феофана Затворника  Священное Предание После Священного Писания вторым источником христианского вероучения является Священное Предание. Известно, что в Священном Писании Нового Завета написано далеко не все, что делал и чему учил Иисус Христос. “Не все, Господом заповеданное и апостолами проповеданное, записано, многое без записи прямо введено в дело и составляло устройство Церкви” 1 . Под Священным Преданием, по словам святителя Феофана Затворника, “разумеется апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом” 2 . Первобытная Церковь вначале утвердилась именно Преданием и руководилась только им; Священное же Писание как свидетельство истины и вечный хранитель веры явилось и было принято Церковью позже. Апостолы организовали Церковь Христову на всех направлениях ее духовной жизни. Нося в себе свидетельство Духа, они сообщили все новозаветное Откровение и вверили его святой основанной ими во всей вселенной Церкви. Их учение, “изуст­но и письменно преданное и Церковью содержимое, и есть для нас истинное свидетельство Духа” 3 . И образ христианского ведения, и правила жизни, и освящающие таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний, — все установлено и закреплено самими Апостолами. Устроенная Апостолами церковно-общинная жизнь приобрела после них силу традиции, силу долженствования. “И пошли христиане так умствовать, так жить, так действовать во взаимных отношениях, так управляться, так освящаться, так Богу служить, как завели апостолы” 4 . Люди, обращавшиеся в христианство, перенимали правила и законоположения апостольские. “Вновь нарождающееся поколение все образовывалось по тому устроению общества христианского, какое оставили апостолы” 5 . У каждого Апостола было по нескольку ближайших учеников, направляющихся с ними неразлучно и усвоивших от них всю апостольскую премудрость. Эти ближайшие ученики были преемниками Апостолов в управлении Церквами и в сохранении всего, Апостолами переданного. “В церквах Палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, в Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме и во всех прочих местах, где были апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики. Это — мужи апостольские” 6 .

http://pravmir.ru/svyashhennoe-predanie-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXI. Как аббат Кеолфрид послал в королевство пиктов строителей храмов и отправил с ними письмо о католической Пасхе и о тонзуре Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов В то время Нейтон , король пиктов, которые жили в северных областях Британии, прилежно изучал церковные писания, желая исправить ошибку, которой он и его народ до тех пор придерживались в исчислении Пасхи; после он побудил весь народ праздновать вместе с ним католический день Господня Воскресения. Чтобы сделать переход более легким и подкрепить его большим авторитетом, он обратился за помощью к англам, которые, как он знал, давно уже следуют в своих обычаях веры примеру святой Римской апостольской церкви. Поэтому он отправил посланцев к достопочтенному Кеолфриду, аббату монастыря блаженных апостолов Петра и Павла, часть которого находится в устье реки Виур, а другая часть-у реки Тина, в месте под названием Ингирвум . Кеолфрид со славой управлял этим монастырем после упомянутого уже Бенедикта . Король попросил аббата сообщить ему в письме сведения, которые помогли бы посрамить тех, кто предпочитает праздновать Пасху в неверное время, а также сведения о форме и виде тонзуры, которую должны носить клирики; он задавал вопросы, хотя и сам немало знал об этих делах. Также он просил прислать ему строителей, чтобы они выстроили в его стране каменную церковь по римскому обычаю , которую он обещал посвятить блаженному предводителю апостолов. Он также писал, что он и его народ всегда будут преданы обычаям святой Римской апостольской церкви, если только смогут узнать их, находясь в таком отдалении от римлян и их языка. Аббат Кеолфрид удовлетворил эти смиренные пожелания и просьбы, послав к королю строителей вместе с письмом , в котором написано следующее:

http://sedmitza.ru/lib/text/440916/

А. Иерусалимская группа 1. Литургия в «Апостольских постановлениях» (СА) Как это явствует из сказанного выше, сам памятник, известный под именем «Апостольских постановлений», или «Апостольских конституций», принадлежит к той группе произведений древности, которая известна под именем «апостольского предания». Не будучи, разумеется, делом рук самих апостолов, она, тем не менее, носит на себе следы глубокой древности, восходящей к самым отдаленным временам христианства. Сами «Апостольские постановления» тесно связаны с сочинением св. Ипполита Римского и находятся под его влиянием. До открытия «Апостольского предания» св. Ипполита не было ясно хронологическое соотношение «Апостольских постановлений» с другими, ему подобными, произведениями. По Ахелису, CA VIII – самый младший памятник этой группы, по Функу, он старше их всех (т.е. «Const. per Hippolyt.», эфиопских «Канонов Ипполита», египетских «Церковных постановлений» и «Тестамента Господа»). Но после работ Dom Connolly и других ученых исследователей, стало ясно, что «Апостольское предание» св. Ипполита есть источник всех упоминаемых произведений и, в частности, самих «Апостольских конституций», которые находятся в наиболее близкой связи с египетскими «Церковными постановлениями» (КО). Два отрывка этого памятника имеют значение для истории евхаристического богослужения, а именно: 57 глава II книги и 5–15 главы VIII книги. В первом дано, скорее, описание литургии, весьма суммарное, причем, больше говорится о преанафоральной части, а о самой евхаристической молитве сказано в общих чертах и совсем мало; второй отрывок дает само чинопоследование с полным текстом молитвы. Вот, что явствует из СА II-57. Сначала дано подробное распределение, кому где стоять в церкви по чинам: клир, мipяhe, женщины, дети, девственницы, вдовицы, пресвитериссы. В преанафоральной части указано чтение книг ветхозаветных, пение псалмов Давида с припеванием концов стихов (акростихов), чтение апостольских Деяний и Посланий, а затем и Евангелия. После этого, следуют поучения или, точнее, увещания (παρακαλετωσας) пресвитеров, «один после другого, а не все сразу, а после всех епископ». Диаконы наблюдают, чтобы все сидели или стояли по своим местам, соблюдали благочиние, не шептались, не спали и не смеялись. После поучения, оглашенные и кающиеся покидают молитвенное собрание. Одни диаконы наблюдают за этим и охраняют порядок, тогда как другие служат при совершении самого таинства. Затем следует лобзание мира и диаконская молитва (ектения) о Церкви, о мipe, о священнике, об архиерее, царе и о всеобщем мире. После благословения архиереем молитвенного собрания, возносится сама «Жертва при стоянии и безмолвном молении всего народа», и, наконец, причащение. Женщины, – указывает памятник, – причащаются с покрытыми головами. Двери храма бдительно охраняются, чтобы не вошел кто-либо из неверных или непосвященных 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава II. Жизнь Иоанна до призвания к апостольскому служению Родители Иоанна: Зеведей и Саломия. – Зажиточность их и знатность – Были ли они родственниками Спасителя – Время рождения Иоанна. – Воспитание Иоанна. – Посещение им синагоги. – Обучение ремеслу. – Двенадцатилетний возраст Иоанна. – Первый раз в Иерусалиме на празднике Пасхи. – Товарищи Иоанна. – Всеобщее напряженное ожидание Мессии. – Характеристика Иоанна. – Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне. – Глубокое влияние её на всех жителей Палестины – „Не Христос ли он“? – Иоанн идет на Иордан. – Иоанн ученик Крестителя. – Долго ли и постоянно ли он находился здесь? – „Се Агнец Божий“. – Первая встреча со Спасителем. – „Равви! Где живешь“? – „Пойдите и увидите“. – Первое призвание Иоанна Спасителем. – „Они пробыли у Него день тот“. – С какими думами возвращался Иоанн после этой беседы. – Первые ученики Спасителя. – Возвращение Иоанна с Христом в Галилею. – Брак в Кане Галилейской. – „Первое чудо“ Спасителя. – Возвращение Иоанна к прежним своим занятиям. – Был ли Иоанн женат до окончательного избрания в число учеников Спасителя? – Что говорят относительно этого апокрифы и древнее предание. Иоанн был сыном Завдия или Зеведея и Саломии 205 . Отец Иоанна был одним из галилейских рыбарей 206 . Это был довольно состоятельный человек. Занимаясь рыбною ловлею, он не довольствовался помощью двоих сыновей своих, а еще нанимал работников ( τος μισθωτος). Из всех упоминаемых в Св. Писании рыбарей только один Зеведей имел „работников“. Никифор и другие называют его „независимым рыболовом со своей собственной лодкой ( ιδιονακληρον)“ 207 . Геннисаретское озеро щедро вознаграждало их труды 208 . Так как Евреи издавна ели и очень любили рыбу 209 , то она всегда находила хороший сбыт. В Капернауме, Тарихее, Тивериаде шла самая оживленная торговля ею. С Геннисаретского озера она рассылалась по всей Палестине, преимущественно по большим торговым городам. Особенно большими партиями она отправлялась в Иерусалим. Сюда приезжали за рыбой даже Тиряне. В Иерусалиме был особый рыбный рынок; он находился около одних ворот; благодаря чему они стали постоянно называться „рыбными воротами“ 210 . Зеведей, ловивший рыбу со своими сыновьями и нанимавший еще „работников“, естественно мог быть зажиточным человеком. Как богатый человек, вероятно, он не довольствовался ближайшими рыбными рынками, а отправлял свою рыбу и в Иерусалим 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Беседа со старообрядцем, утверждавшим, якобы изменение двуперстного сложения руки для крестного знамения на троеперстное подобно отвержению иконопочитания, утвержденного седьмым вселенским собором Старообрядец. Вы, принадлежащие к Греко-российской церкви, всегда убеждаете нас, старообрядцев, к соединению с своею церковью тем, что ваша церковь акибы не имеет никаких ересей и что она не погрешила ни против св. Евангелия, ни против Апостольского учения, ни против определений семи вселенских соборов о догматах веры. А на деле видится противное: ваша церковь погрешила против определений вселенских соборов о догматах веры. Я спросил: Скажите, пожалуйста, в чем же погрешила наша церковь против определений вселенских соборов о догматах веры? Это весьма желательно слышать. Старообрядец: Седьмой вселенский собор утвердил догмат иконопочитания, осудив и предав проклятию иконоборцев. Иконоборцы не погрешали против Евангельского и Апостольского учения, также не погрешали и против определений шести вселенских соборов о догматах веры, но отметали поклонение св. иконам, образующим плотское Христово смотрение, и за то седьмым вселенским собором отвержены от церкви и преданы проклятию совокупно с прочими еретиками, развращающими самые догматы веры. Я сказал: Мы св. иконам поклоняемся; почему же вы подводите нас под осуждение седьмого вселенского собора? Старообрядец. Двуперстное сложение образует Св.Троицу и два во Христе естества; посему оно есть образование или символ Св. Троицы и двух во Христе естеств, подобно как и икона. Думаю, что этого нельзя не признать. Я ответил: Двуперстное сложение и я признаю изображением Св. Троицы и двух естеств во Христе, если оно употребляется с православною мыслью; но образованием, установленным Апостолами или вселенскими соборами, признать его не могу, потому что о нем ничего не обретается в правилах св. Апостолов и седьми вселенских соборов. Старообрядец. Пусть о нем и ничего не обретается в Апостольских и семи вселенских соборов определениях; но оно есть образование Св. Троицы и двух естеств во Христе, чего и вы не отвергаете. Иконоборцы отвергли поклонение св. иконам и поклоняющихся предали проклятию; подобно тому и ваша церковь поступила с двуперстным сложением, имеющим такое образование, отложила его, то есть запретила им знаменаться и знаменующихся им предала проклятию: значит она поступила во всем подобно еретикам иконоборцам, а потому и подлежит равному с ними осуждению седьмого вселенского собора. Как же вы можете без стеснения совести говорить, что церковь ваша чиста от ересей, когда вина ее прямо подлежит осуждению седьмого вселенского собора?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

«Вера отеческая» Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) определял Предание Церкви как «пределы, которые положили Святые Отцы наши» 1 . Еще раньше святитель Афанасий Александрийский (IV в.) говорил о «первоначальном Предании» и о «вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы, сохранили Отцы» 2 . В этих словах выражена сущность нашей веры как «веры апостольской», «веры отеческой», «веры православной» 3 , веры, основанной как на Священном Писании , так и на Священном Предании, включающем в себя святоотеческие творения в качестве неотъемлемой составной части. Понятно, почему христианская вера должна быть «апостольской»: переданная Самим воплотившимся Богом Словом, она была вручена апостолам как талант, который именно им надлежало приумножить, дабы он принес десяти-, пятидесяти-, и стократный плод в истории разных народов. Понятно, почему вера наша должна быть «православной»: иметь правое мнение о Боге (именно таково основное значение греческого orthodoxos) необходимо для спасения, тогда как ложное понимание Бога приводит к духовной гибели. Но почему вера должна быть «отеческой»? Может быть, речь идет о какой-то неизбежной стилизации Православия под «отеческую старину»? Может быть, мы как христиане должны быть всегда обращены в прошлое, а не жить настоящим или работать для будущего? Может быть, идеалом нашим должен оставаться какой-либо «золотой век», в котором жили великие Отцы Церкви (например, IV-й) и на который все мы должны ориентироваться? Или может быть, речь идет о том, что формирование нашей богословской и церковной традиции завершилось в «святоотеческую эпоху» и что, следовательно, ничего нового в православном богословии и вообще в жизни Православной Церкви уже происходить не должно? Если это именно так, – а так думают весьма многие, – то наша основная задача – стоять на страже того, что осталось от византийского и русского наследия, бдительно охраняя Православие от заразительных веяний нового времени. Некоторые так и поступают: пугливо открещиваясь от вызовов современности и ссылаясь на то, что в век «всеобщей апостасии» никакого творческого осмысления Предания и не требуется, поскольку все уже было осмыслено и изложено Отцами прежних веков, они все свои силы тратят на консервацию того, что они понимают под традиционным учением Православной Церкви. Эти сторонники «охранительного Православия», как правило, любят ссылаться на «учение Святых Отцов», но в действительности святоотеческого учения не знают: отдельные мнения Отцов они привлекают для оправдания своих теорий и идей, но не изучают святоотеческое богословие во всем его многообразии и в его целокупности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вопрос: Почему православные священники ставят чуть ли не в один ряд " традиционных " протестантов – англикан, лютеран – и всякие еретические секты типа Свидетелей Иеговы? Если я готов понять неприятие католичества с непогрешимостью папы, то что касается лютеран и англикан – не лучше ли, не вдаваясь в тонкости богословия, просто сотрудничать христианам разных ветвей в служении Господу – служении делом, как проповедовал апостол Иаков? Может быть, сотрудничеством традиционных ветвей христианства, проще будет оградить неведующих от еретических сект? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Дорогой Константин! Не знаю, какие именно публикации Вы имеете в виду. Это существенно, потому что многое зависит от контекста. Возможно, такое сближение лютеран и представителей некоторых сект произошло в работе, в которой автор говорит о сохранении неповрежденным апостольского учения в Православии. С этой точки зрения между протестантами и сектантами различие несущественно. Степень заблуждений разная, но единит одна принципиальная особенность: все они отвергли Предание. У них весь период христианства с 2 века до М.Лютера (а у секты Свидетелей Иеговы – до Ч.Рассела) стоит под знаком минус. Однако же не все в этом 1,5 тысячелетнем опыте Церкви сводится к индульгенциям, папским злоупотреблениям, ложным идеям о «сверхдолжных заслугах» и проч.? Были семь Вселенских соборов, на которых святые отцы догматически раскрыли богословские истины, которыми живет ныне христианский мир. Был многовековой опыт монашества, воспитавшего подлинных исполинов духа. Целый сонм подвижников веры поднялся на ступень святости. Одни обладали даром прозрения, творили чудеса и даже воскрешали мертвых (свят. Николай, преп. Макарий Великий, авва Сисой и др.). Иные (преп. Антоний Великий, Арсений Великий, Пахомий Великий и др.) своими впечатляющими подвигами доказали великие духовные возможности человека. Священное Писание богодухновенно и является главным источником истины. Но чтобы истина, вошедшая в мир, была хранима и передавалась неповрежденной из поколения в поколение, нужна Церковь. Это – богооткровенная истина: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Здесь выражена ясная мысль, что соборный опыт Церкви есть твердый и надежный фундамент евангельской истины. Если падет Церковь, то прекратится преемственность апостольского предания. Но по Божественному обетованию это никогда не случится: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).    

http://pravoslavie.ru/6752.html

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в деле продвижения христианского единства в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением « чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства с другими христианами в Единой Святой Соборной Апостольской Церкви нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства всех христиан на основе истины веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravmir.ru/otnosheniya-pravoslavn...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Святых Апостолов Часть 1 Правила Св. Апостолов относятся к самому раннему преданию Церкви и приписываются ученикам Христовым. Никто не думает, что все они были сформулированы и записаны лично святыми Апостолами в том виде, в каком они дошли до нас. Однако, они с первых веков христианства имели высокий авторитет, как записанное апостольское предание. Уже I Вселенский Собор ссылается на эти правила как на нечто общеизвестное, не называя их, потому что других общеизвестных правил до этого Собора не существовало. Т.н. первое правило этого Собора ясно имеет в виду 21 Апостольское, а 2 пр. 80 Апост. правило. Антиохийский Собор 341 г. большую часть своих правил основывает на Апостольских правилах. VI Всел. Собор во 2 правиле подтвердил авторитетность Апостольских правил, провозгласив, «чтобы отныне... тверды и нерушимы пребывали принятый и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданный именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил». Особая важность правил Св. Апостолов заключается не только в их древности и высоко авторитетном происхождении, но и в том, что в них содержатся, в сущности, почти все главные канонические нормы, впоследствии дополненные и развитые Вселенскими и Поместными Соборами и Святыми Отцами. 1 . Епископа да поставляют два или три епископа. Ср. I Всел. IV; VII Всел. 3. Епископы являются преемниками апостольской благодати. По своей духовной власти они все равны между собою и потому поставляются не кем-нибудь одним, а от лица всего епископата. В Книге Правил тут употреблено выражение «поставляют», которое может означать и избрание. Однако в греческом тексте стоит слово «хиротонисают», т.е. рукополагают. Т.о. правило говорит не об избрании, а о совершении таинства хиротонии епископа, для которого требуется минимально два или три епископа. 2 . Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ. Ср. Гангр. 6; Лаод.13; Василия Вел. 89. Поставление епископа есть акт, совершаемый от лица Собора. Поставление же пресвитера, диакона или церковнослужителей принадлежит целиком к компетенции епископа, почему он и совершает его единолично.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010