Раздел III. Вероучение Глава I. Источники православного вероучения 1. Писание и Предание Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Писание – это вся Библия , то есть все книги Ветхого и Нового Заветов. Что же касается Предания, то этот термин требует специального разъяснения, так как употребляется в разных значениях. Нередко под Преданием понимают всю совокупность письменных и устных источников, при помощи которых христианская вера передается из поколения в поколение. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» – письменное. Иногда же под Преданием понимают преимущественно устную передачу истин веры, в отличие от письменных источников вероучительного характера. Об устном Предании говорит святитель Василий Великий : «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... Ибо если отвергнем неписаные обычаи, как не имеющие большую силу, то неприметно повредим Евангелие в главных предметах... Например, прежде всего упомяну о первом и самом обшем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались знаком креста – кто учил этому писанием? К востоку обращаться в молитве – какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба Евхаристии и чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим и другие, как имеющие великую силу в Таинстве, приняв их от неписаного учения. Благословляем также и воду крещения, и елей помазания, еше же и самого крешаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еше? Самому помазанию елеем какое писаное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее, бывающее при крещении: отрицаться сатаны и ангелов его – из какого взято писания?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святого отца нашего Димитрия Ростовского святителя и чудотворца догматическое учение, выбранное из его сочинений Источник 1) О святой вере и Церкви вообще А) О святой вере а) Какая вера истинная? Несть иного благовещения, ни иные веры, кроме Апостолами проповеданныя, и Богоносными Отцы на различных Соборах извещенныя, и соборней Церкви преданныя. Не преложну сию, и непримесну всякия ереси храни даже до последнего издыхания. Вся же учения непорочней сей противляющаяся вере возненавиди, и чуждая вменяй быти от Бога, рече бо Апостол: яко аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже баговестихом вам, анафема да будет ( Гал.1:8 ) 1 . б) Источники сей веры 1) Их число. Из начала не точию Писании Евангельскими, Апостольскими, учительства великих Учителей, догматами Вселенских Соборов вера святая бе утверждаема: но и преданиями их законно полагаема. Еже видети есть от словес св. Апостола Павла, к Коринфянам глаголюща: хвалю вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите ( 1Кор. 1:2 ), и к Фессалоникам глаголет: темже убо братие, стоите, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Сол.2:15 ). На кое место св. Златоуст пишет сице: отсюду явлено, яко не вся посланием предаша (Апостоли), но многая и без писания (Беседа 4), равне же оная, и сия достоверна суть. Тем же и предание церковное достоверно быти вменяем, то рек Златоуст святый возгласи: предание есть, ничтоже вящие ищи 2 . 2) Разделение и важность преданий. Предания суть сугуба, ова к догматам веры надлежащая, якоже о семи таинствах, и о благочестном святынь Божиих почитании: ова же, к чину и обрядам (церемониям) церковным, якоже о праздновании праздников, о хранении постов, о памяти усопших, и о прочих чинах и уставах церковных, еже аще и не суть писана во Святом Евангелии и во Апостольской книге, ниже суть сама собою вера якоже вера во единого невидимого Бога: обаче, понеже суть церковная предания, и известное знамение правыя веры правоверного человека, того ради хранити я должни есмы, по Златоустову увещанию: предание есть, ничтоже вящше ищи 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

священник П.Бубуруз Предисловие В русской богословской литературе до настоящего времени остается открытым, вопрос о литературной деятельности одного из крупнейших древних христианских писателей – святого Ипполита Римского . Мало кому известен и даже отсутствует в русском переводе его труд «Апостольское Предание». Между тем на Западе этот труд подвергнут глубоким исследованиям и ему придается большое значение в вопросе экуменического общения Церквей. Св. Ипполит, просвещенный муж, плодовитый писатель и замечательный богослов, является одним из выдающихся представителей христианства и одним из самых видных деятелей Церкви начала III в. Он был широко популярен как на Востоке, так и на Западе. По своей обширной литературной деятельности и по количеству произведений он уступает пальму первенства разве только своему выдающемуся современнику Оригену . Несмотря на это, жизнь св. Ипполита полна загадок, а исторические сведения о нем крайне скудны. Особый интерес к его личности появился только в XIX в. после открытия «Философумен», и особенно, после открытия «Апостольского Предания» в начале XX столетия. Первые сведения об Ипполите мы находим у Евсевия Кесарийского , который называет его предстоятелем какой-то Церкви 1 . Об этом свидетельствует блаженный Иероним 2 . Об Ипполите-пресвитере упоминает римский Хронограф от 354 г. и iber pontificalis, где говорится, что в 235 г. Ипполит-пресвитер был сослан вместе с папой Понтианом в Сардинию. Константинопольский патриарх Фотий называет Ипполита «учеником Иринея» 3 . Об Ипполите-епископе упоминают, вслед за Евсевием и Иеронимом, Феодорит, Леонтий Византийский , Иоанн Зонара, Георгий Синкелл, Никифор Каллист и др. 4 Новый луч света на таинственную судьбу Ипполита пролила найденная в Риме в 1551 г. его прекрасная статуя, которая, по мнению исследователей, относится к III или началу IV в. Ипполит сидит в кресле в положении, исполненном достоинства. Он облачен в широкий паллиум. По сторонам кресла выгравированы по-гречески пасхальный цикл на 112 лет и неполный перечень сочинений Ипполита. Среди них упоминается и «Апостольское Предание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Скачать epub pdf 4. Как соотносятся Писание и Предание? Говоря о Библии, христиане называют ее Священным Писанием и ставят ее на самое первое место. Но всем очевидно, что жизнь христианских общин регулируется не только Библией . Православные, помимо Писания, говорят и о Священном Предании. Что же это такое и какова связь между этими двумя понятиями? А что есть Предание? Для начала зададимся вопросом: а как дошло до людей Писание? Принесли ли им ангелы некую книгу? Нет, все было не совсем так. В жизни разных людей, начиная с Авраама, происходили разные события, которые они воспринимали как Откровение Божие, и рассказывали своим детям и внукам. Потом часть этих рассказов была записана, к ним постепенно добавлялись другие. Но и то, что уже было записано, нуждалось в различных пояснениях: в конце концов, любая книга – это всего лишь буквы, и кто-то должен научить нас читать эти буквы и складывать из них слова. Эти буквы содержат запись рассказов об Откровении, но сами они еще не есть Откровение, и более того, Откровение не ограничивается этими рассказами. Очень упрощенно говоря, главные из записанных книг были названы Священным Писанием, а всё остальное – Преданием. Вопрос о соотношении Писания и Предания остается вечно актуальным; он по-разному трактуется в разных христианских деноминациях, к нему вновь и вновь приходится обращаться при решении практических проблем, возникающих в жизни Церкви. В нашей стране этот вопрос можно часто услышать в диалогах между православными и протестантами: протестанты упрекают православных в том, что они заменили Писание множеством каких-то своих собственных придумок, которые в Библии не найдешь, и назвали их Преданием. Православные, наоборот, отвечают, что с древнейших времен христиане не опирались на одно Писание, как свидетельствует, к примеру, святой Василий Великий : «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменных наставлений, а некоторые приняли от апостольского предания… Например, кто Писанием учил, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста? К востоку обращаться в молитве какое Писание нас научило? Слова призывания при преложении Хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам в Писании?… Благословляем также и воду крещения, и елей помазания… – по какому Писанию? Не по Преданию ли, умалчиваемому и тайному?»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Слово одиннадцатое Против ереси новгородских еретиков, хулящих иноческое житие Те, кто хочет уразуметь Священное Писание, говорит Афанасий Великий , должны с большой осторожностью относиться к следствиям, образам и смыслу рассуждения. Об этом говорит божественный апостол «Буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3, 6 ). Ведь много в Священном Писании такого, что следует понимать не буквально, но отыскивать, с большой осторожностью, сокрытые в нем плоды Духа: это и значит – «Дух животворит». Если же не рассуждать, но понимать буквально, то «буква убивает», и люди впадают в различные ереси. Глава 1. О говорящих, что иноки отступили от заповедей Божьих и от пророческих, евангельских и апостольских писаний, по своему измышлению и самонаучению устроили себе житие и держатся предания человеческого. Так и ныне многие пострадали, я имею в виду новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и всех, кто думает так же; они наговорили множество лживых и безумных слов и впали во многочисленные ереси, о которых мы и говорим теперь. Они лукаво утверждают, что иноки оставили заповедь Божию и пророческие, евангельские и апостольские писания, по собственным домыслам и по своему разумению устроили свою жизнь и держатся предания человеческого. Поэтому сначала мы докажем, что иноки не оставили заповеди Божьей и пророческих, евангельских и апостольских писаний и не держатся предания человеческого, но устроили свою жизнь по Божественной заповеди и пророческому, евангельскому и апостольскому учению. Ведь и до Закона, и по Закону, и по Благодати Господа нашего Иисуса Христа такой образ жизни считался предпочтительнее всех других и был весьма почитаем. Еще до Моисеева Закона чудный Мелхиседек был девственником и проводил иноческое житие: о нем написано, что он жил в пустыне, ел побеги деревьев и пил росу. Во времена же Закона великий в пророках боговидец Илия и ученик его Елисей были девственниками и жили в пустыне по-иночески. Пророки Иеремия и Даниил и три отрока были девственниками и проводили жизнь в воздержании и посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Т.А. Копяткевич Аннотация Каноны – правила, регулирующие жизнь всех членов Церкви, церковное законодательство, которым устанавливается норма бытия христианского общества. Эти законы обязательны для всех членов Церкви, так же как для всех граждан обязательны для исполнения законы государства, в котором они живут. В идеале жизнь всех православных христиан должна основываться на церковных канонах. Но для этого их как минимум нужно знать. К сожалению, далеко не все знают эти законы. Книга, которую вы держите в руках, представляет собой попытку хотя бы частично восполнить этот пробел. Под одной обложкой нами собраны апостольские правила, а также правила Вселенских и Поместных Соборов и святых отец, объединенные темой священства. Текст правил приводится по изданию: Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. – М., 2004. Книга будет полезна священнослужителям, тем, кто готовится принять священный сан, а также всем интересующимся церковным правом. Может использоваться как справочник. От редакции Церковь есть хранительница Божественного Откровения, которое сохраняется в ней в двух видах – в виде Священного Писания  и Священного Предания. Вот как об этом пишет святитель Василий Великий : «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписаные обычаи как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания» (Васил., 91) 1 . Неотделимой частью Предания является церковный канон – «законодательство» Церкви, которым управляется вся ее жизнь и устанавливается норма бытия христианского общества. Каноны – это «правила, регулирующие жизнь членов Церкви согласно духу и основным началам новозаветнаго учения» 2 . Они обязательны для всех членов Церкви, так же как для всех граждан обязательны для исполнения законы государства, в котором они живут. Ими « Церковь оберегает свой богозданный строй» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

18. В неделю Православия, 1-ую Великого поста. О предании анафеме Принадлежа к истинной православной Апостольской Церкви, большинство из нас растет и воспитывается в сознании своей духовной правоты и силы. Поэтому, мы снисходительно относимся к другим религиям и верованиям, т.е. мы веротерпимы. Но этот религиозно-нравственный покой с другой стороны, развивает в нас и некоторые недостатки; так многие совсем не изучают и не исследует священного писания, творений святых отцов и не имея основательных знаний, чрез это делаются способными к заблуждениям, к подпаданию под влияние сектантов и еретиков, которые завлекают своими исследованиями писаний и ложными их объяснениями в свою пользу. По этой же причине наше образованное общество относится с нерасположением и осуждением к совершаемому на первой неделе Великого поста, в соборах, обряду предания анафеме богоотступников и врагов Божиих, так как святая Церковь празднует победу Православия над всеми ересями. Эти, образованные светски, но не духовно, порицатели наши считают церковное постановление отжившим, лишним, не согласным с христианской религией, которая основана на любви. А в народе слово анафема сделалось бранным и ненавистным. Удивительно еще то, что смысл этого духовного суда столько раз был объяснен современным христианам и образованному обществу самыми выдающимися богословами и святителями – проповедниками, столько об этом писалось и печаталось, но осуждения и заблуждения все таки продолжаются и знания не приобретаются. Постараемся вкратце еще раз изложить суть дела. Прежде всего надо себе выяснить: почему и когда установлен этот праздник, а также, что означает оглашение анафемы? Праздник установлен в 9-м веке по Рождестве Христовом, после победы Церкви православной над ересью иконоборцев, отвергавшей святые иконы. Греческая царица Феодора окончательно восстановила почитание св. икон в своей Империи и в 842-м году, в первое воскресение Великого поста, был совершен праздник Православия, в ознаменование победы над всеми ересями, осужденными на прежних вселенских соборах и вообще над всеми нечестивыми учениями, противными учению Господа Иисуса Христа и святых Апостолов. Возглашение анафемы означает отлучение от Церкви, т.е. от общества верующих и лишение благословения Божия, благ Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

306. Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чудовом монастыре февр. 12; напечатана в Твор. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и яко же предах вам, предания держите ( 1Kop. XI. 2 ). Пятый век протекает, как блаженный Пастырь, Святитель Алексий, почил и почивает от видимых дел пастырских: и не престает паства, в срочные и несрочные дни, притекать к нему, с благоговением, с верою, с прошениями о помощи в скорбях, в нуждах, в болезнях, в бедах, в искушениях, с утвержденною опытами надеждою невидимых, но, тем не менее, действительных от него благотворений. В сем видна, с одной стороны, сила благодати, пребывающей во Святых, с другой, – постоянство благочестивого предания. Если бы Святитель благоволил отверсть уста: то не удостоил ли бы он ваше настоящее собрание такой же похвалы, какой Апостол Павел удостоил христиан коринфских: «хвалю... вы, братие, яко вся моя помните, и предания держите»? – Счастливы были бы мы, если бы явились вполне достойными такого одобрения. Предания, соблюдение которых Апостол одобряет, и через то утверждает, и предлагает к дальнейшему исполнению, суть не одного рода. Есть предания догматов, то есть, главнейших истин веры и благочестия. Есть прадания церковных правил и чиноположений, для совершения Богослужения, и особенно таинств веры. Соблюдение сих преданий лежит на попечении особенно священноначальствующих и учащих в Церкви: и в свидетели постоянного сохранения сих преданий в православной Церкви довольно представить неизменный Символ веры , от Апостолов до Собора Никейского наиболее устный, со времени сего Собора доныне писанный, и чин Божественной литургии, от Апостола Иакова до Василия Великого частию писанный, частию подражательно преемственный, а от времен Василия Великого и Иоанна Златоустог о неизменным писанием огражденный. Между преданиями, которые Апостол называет своими, есть и такие, которые, исходя от начал христианских, простираются от Церкви в обыкновенную домашнюю и общественную жизнь христиан, и составляют их обычаи. Так он повелевал христианам «отлучатися... от всяка брата безчинно ходящаго , а не по преданию» ( 2Сол. 3:6 ) Апостольскому, то есть, удаляться от сообщения с человеком, который ведет жизнь праздную и рассеянную, или обезображенную подражанием обычаям языческим. Так он предписывал, чтобы христианския «жены» ходили «во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, ...не в плетениих власов» ( 1Tuм. II. 9 ), по подобию жен языческих. Как предания сего рода суть более наставления и советы о приличном и полезном, нежели строгие заповеди о необходимом: то сохранение оных наиболее зависит от внимания, рассудительности, послушания и усердия получивших предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

III. Опыт миссионерского изъяснения извращаемых лжеучениями сектантства мест Священного Писания , на коих утверждаются основные догматы православной Церкви. О соборах Церкви Деян. 15 глава повествует об апостольском соборе. Объясн. В Иерусалиме было собрание и рассуждение на нем апостолов и пресвитеров со всей церковью (ст. 6–22), так чтобы и миряне знали основания постановленного решения и следовали ему разумно и по убеждению. На собрании говорил сначала ап. Петр (ст. 7–11), потом ап. Иаков (13–21), но решение постановлено всеми и послание к антиохийцам написано от лица апостолов, пресвитеров и братий (22–23). В этом послании мнение об обязательности обрезания для обращающихся ко Христу язычников отвергнуто, как вышедшее не от апостолов (24), – решение собора изложено в словах: Угодно было Святому Духу и нам не возлагать на вас никакой бремени более, кроме сего необходимого (ст. 28– 29). Что же усматривается из этой истории? 1) Вопросы о предметах веры, возбуждающие разногласие в отдельных церквах, разрешаются собором. 2) В Иерусалимском соборе участвуют пресвитеры, так что соборы могут собираться и по отшествии апостолов, их преемниками, из епископов и пресвитеров при участии мирян. 3) Решение собора есть решение Святого Духа, наставляющего на истину предстоятелей Церкви. Вот основания по которым мы должны считать вселенские соборы высшего видимой властью в Церкви и постановления их как обязательные для христиан правила веры. Итак, в апостольской церкви было положено начало соборов. Другие примеры соборного рассмотрения и решения церковных дел можно находить в Деян. 1, 15–26; 6, 1–5; 8, 14 и др. Освященном Предании Мф. 15, 3 –.9. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Исаия 29, 13). Объясн. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание не от старцев, но от отцов? Иоан. 7, 22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Марк. 7, 3–8 . Смешивать это предание со Священным Преданием нельзя, ибо оно есть слово Божие: Гал. 1, 11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит 1Кор. 11, 2–3 ; и просит держаться его: 2 Фесс. 2, 15; 2Тим. 1, 13 ; и передавать другим: 2Тим. 2, 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

VII. Священномученик Ириней Лионский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Quasten. Сщмч. Ириней родился ок. 130 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству, в детстве он знал св. Поликарпа Смирнского. Жил в Риме (возможно, учился в школе Иустина Философа). После 177 г. он стал священником в Галлии, а с 190 г. был возведен в сан епископа Лионского (Лугдунского). Согласно Евсевию, он скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.). Св. Ириней по праву считается первым из великих отцов Церкви. С одной стороны, он завершает первохристианство, а с другой - начинает эпоху великих христианских богословов. До нас полностью дошла его книга, известная под названием «Против ересей». Полное ее название - «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». Вся аргументация св. Иринея против гностиков может быть выражена в двух словах - «апостольское преемство». Но св. Ириней толкует его шире, чем просто преемство одной иерархии. Он видит в нем единство веры и жизни, которое было передано от начала Самим Христом, единство Церкви и ее жизни во времени и пространстве. «Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мира. Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины». Это предание дано Церкви самими апостолами, каждый из которых в отдельности и все вместе обладали полнотой Евангелия. Св. Ириней отвергает гностические евангелия и перечисляет четыре подлинных Евангелия. Он уподобляет их четырем столпам, на которых держится здание Церкви. Его критерием была полнота веры Церкви. Евангелия гностиков ложны, т.к. они чужды апостольского свидетельства. «Только то Евангелие истинно, которое передано от апостолов и сохраняется от их времени православными епископами без прибавок и сокращений».

http://sedmitza.ru/lib/text/434673/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010