Учение о Святом Духе в Церкви Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог , а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой – Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? – Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13 ; 1Кор.2:4–16 ; Еф.3:5 ). Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело – Церковь , и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа ( Деян.2:1–47 ). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7–13, 15:26, 14:26 ), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим. День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44–48, 11:15–16, 15:8–9, 19:6 ). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо – Святая Пятидесятница – при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым – в Церкви и Церковь Духом Святым – в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос – Глава и Тело Церкви; Дух Святой – душа Церкви (см. 1Кор.12:1–28 ). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение – το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Храните веру Православную, завещанную нам св. кн. Владимиром! Православные русские люди! Крайнее время теперь говорить повсюду и во всеуслышание то, о чем, по чувству ложного стыда, не любят говорить, о чем боятся говорить в наш лукавый век – век всяческих компромиссов и сделок со своей совестью. Есть только два пути на земле для человека: путь истины и путь лжи, путь жизни и путь смерти, путь спасения и путь погибели. Никакого  среднего  пути, никакого компромисса между этими двумя путями нет и быть не может. Христос-Спаситель и пришел на землю, по Его собственным словам, именно для того, чтобы свидетельствовать об истине ( Иоан. 18: 37 ), для того, чтобы указать людям путь истины, путь жизни, путь спасения. И Церковь , основанная Им, по словам св. Апостола, есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3: 15 ). И поэтому для того, чтобы верно идти путем истины, путем жизни, путем спасения, совершенно необходимо принадлежать к Церкви, основанной Христом-Спасителем. Не к тем, столь многочисленным теперь организациям, которые незаконно, без всякого основания присвоили себе наименование «церквей», а к той  Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви , которая, держа в себе истину, преданную ей Самим Христом-Спасителем, сохраняет теснейшую преемственную связь со свв. Апостолами и их законными преемниками – Мужами Апостольскими и Святыми Отцами. Все мы, люди, слабы и немощны, все удобопреклонны ко греху, все способны падать и заблуждаться. Но не это само по себе страшно, ибо Самою Церковью установлен для нас спасительный путь покаяния , следовательно, возвращения на путь спасения через  возсоединение  с Церковью, от которой мы отпадаем, совершая грех. Страшно то, когда мы сознательно  отступаем от истины , сознательно становимся на путь  лжи  и строим всю свою жизнь, всю свою деятельность на ложном основании, попирая Христову истину, хранимую лишь Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Так вступил на путь лжи, начав строить на ложном основании всю свою жизнь и деятельность, папский Рим , провозгласившей ложь, будто св. Апостол Петр был князем над Апостолами, а папа Римский, как его преемник, не просто патриарх, равный по благодати всем прочим епископам, а непогрешимый заместитель Иисуса Христа на земле. Эта ложь и основана была  на подложных документах, так и заслуживших себе в истории наименование «Лже-Исидоровых декреталий» . Лживыми являются все попытки обосновать эту ложь на Священном Писании , которое так ясно нам свидетельствует о том, что Сам Господь Иисус Христос в корне пресекал среди Апостолов всякое стремление к первенству, внушая им, что все они равны и братия между собою (см. Матф. 20: 20–27 и 23: 8–12). Точно предвидя безмерное самовозношение римского первосвященника, писал св. Ап. Павел Римлянам:  «Не мудрствуйте о себе паче, еже подобает мудрствовати»   ( Рим. 12: 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

ЯД МОДЕРНИЗМА. «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада:  и из вас самих возстанут люди, которые будут говорить превратно,  дабы увлечь учеников за собою. Посему  бодрствуйте!... » (Кн. Деян 20, 29–31 ). Эти предупреждающие слова великого Апостола языков, прошедшего с проповедью Евангелия всю вселенную, сразу же исполнились и не перестают исполняться до настоящего времени. Сколько за эти две почти тысячи лет появилось всевозможных лжеучений, которые, как хищные волки, похищали овец Христова стада; сколько и внутри самой Церкви Христовой возставало таких, которые «говорили превратно», искажая Христово учение и «увлекая за собою учеников»! Нет числа им! Первые века христианства в особенности ознаменовались проявлением целого ряда зловредных ересей, пытавшихся в корне извратить Христово учение, но они были изобличены и решительно осуждены Вселенскими Соборами, установившими на вечные времена, в полном согласии со Словом Божиим и Преданием Церкви, формулировку всех основных истин, или догматов христианской веры. Правым исповеданием этих истин признавалось то,  «во что веровали все, во что веровали повсюду, во что веровали всегда». Это правое, или православное учение христианской веры и благочестия установлено вполне и окончательно и не подлежит с тех пор никаким переменам или видоизменениям, до скончания века, что было на Соборах торжественно провозглашено и закреплено апостольской анафемой, изреченной еще св. Апостолом Павлом, который писал пошатнувшимся в вере Галатам:  «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема... Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»   ( Галат. 1, 8–9 ). А как часто в наше злокозненное и шаткое время можно встретить людей, которые, называя себя «христианами», позволяют себе возмущаться этой апостольской анафемой или кощунственно насмехаются над ней, не признавая за ней никакой силы и значения! Между тем, в наше время, хотя почти не осталось тех ересей, которые когда-то так волновали Церковь и были осуждены Вселенскими Соборами, или они утратили свою остроту и не ищут более с прежней напористостью адептов, все же появляются разного рода новые разновидности их. Да и внутри самой Церкви возникают «веяния» или «движения», которые не всегда можно в полном смысле слова назвать ересями, поскольку они не выступают прямо против догматического учения Церкви, но которые, под предлогом якобы необходимых «реформ», подрывают самые основы христианского учения о вере и благочестии, стремясь сделать его «солью обуявшей» – бесплодным для христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

I О Христе мы знаем от тех, кто был живым свидетелем Его жизни, – от Его Апостолов. Апостольская Церковь жила их свидетельством; оно хранилось, затем, всеми поколениями христиан и было закреплено в тысячах памятников церковной жизни. Но главнейшим памятником апостольского предания остался на все времена Новый Завет ... Если мы принимаем Новый Завет, мы знаем, Кто Христос и как Он жил на земле. Если мы отвергаем его, мы отвергаем Христа или становимся перед загадкой Человека, который жил так, как если бы Он был Богом. Христос Нового Завета и церковного предания есть истинный Бог и истинный Человек – Сын Божий, ставший человеком. Другого Христа не было, и нет. Или Христос есть Бог, и Новый Завет истинен, или Христос ошибался, ложно веруя в Свое Божество и в Царство Божие, будто бы принесенное Им в мир для спасения людей, и тогда Новый Завет – безумная книга... Иные ученые и поэты выдумывают «своего» Христа, взяв некоторые факты и мысли из Евангелий. Но кому нужны выдумки? Люди нуждаются в истине. Каждый, даже неверующий, должен прочесть Новый Завет , но, прочтя его, мы стоим перед необходимостью выбора: принять или отвергнуть Христа. И от этого выбора зависит вся наша жизнь; лучше сказать, зависит, иметь ли нам истинную и вечную жизнь или идти путем бесконечного умирания в заблуждении и зле. Верующие знают Христа не только из новозаветных книг, потому что Христос живет не на страницах книги: Он в каждом из нас и в мире, как наш Бог и Сочеловек-Спаситель. Мы сотворены по Его образу и живем Им, когда живем в добре, хотя бы мы и не сознавали этого. Кто сознательно следует Христу, тот знает Его сам, ибо живет Им и Его силой и светом. Содержание Нового Завета и церковного предания бесконечно богато. В настоящей статье мы бы хотели привлечь внимание к самому существенному, что в нем сказано о Христе, надеясь, что читатель уже знает Новый Завет или хочет прочесть его. Мы избегаем ссылок и цитат только из-за недостатка места. II Христос родился в убогом домике в Вифлееме, небольшом городе маленькой Иудеи, в бедной рабочей семье, хотя и происходившей некогда из царского рода. Вместе с тем, Евангелие рассказывает, что безвестный Младенец, повитый в яслях, был «с нами Бог» ( Ис.7:14 ) 1 и родился от Девы, осененной силой Духа Божия; Ангелы и знамения возвестили о Его Рождестве... Христос вырос в семье деревенского плотника и Сам стал плотником; Он жил со Своей матерью среди родных своим трудом. Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Однако несколько человек уже знало о том, что Он не простой человек. В двенадцать лет Он называл храм «принадлежащим Отцу Своему» ( Лк.2:49 ) и поражал Своей мудростью ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

   Ответ. «Вера, — по словам блаженного Павла, — есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых. В сей бо свидетелствовани быша древнии» (Евр. 11:1-2). Или так: Вера Православная, Кафолическая и Апостольская состоит в веровании сердцем и исповедании устами единого Триипостасного Бога, по учению того же Павла: «сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10). Кроме сего Православный Христианин должен за верное и несомненное принимать (VI Собор., прав. 28), что все члены Веры Кафолической и Православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа чрез Его Апостолов, изъяснены и утверждены Вселенскими Соборами, и веровать в оные, как повелевает Апостол: «темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). И в другом месте: «хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» (1 Кор. 11:2). Из чего видно, что члены Веры получают важность и твердость свою частию от Священного Писания, частию от Церковного предания и учения Соборов и Святых Отцев. Святой Дионисий, объясняя сие, говорит таким образом: “Сущность нашей Иерархии составляют данные Богом слова. Мы разумеем под сим как те драгоценнейшие слова, которые от Божественных наших Священносовершителей дарованы нам в Священных и Богословских книгах; так и те, которые от Священных оных мужей переняли наши Наставники чрез невещественное учение, сообщающееся непосредственно из ума в ум, подобно как в небесной Иерархии, хотя при содействии устного телесного слова, но однако ж менее вещественным образом, без писания” (Церк. Священнонач., гл. 1). Т.е. догматы суть двоякого рода: одни преданы письменно и содержатся в Богословских книгах Священного Писания; другие преданы устно Апостолами; и сии-то были объяснены Соборами и Святыми Отцами. На сих двоякого рода догматах основывается наша Вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца; но и устами возвещать, и исповедывать без страха и сомнения, как говорит Священный Псалмопевец: «Веровах, темже возглаголах,» и мы веруем, тем же и глаголем (Пс. 115:1; 2 Кор. 4:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава III. Учение Св. Предания Отдел 1. Мнимые свидетельства за второбрачие До сих пор мы выясняли учение Св. Писания о второбрачии священнослужителей исключительно на основании самого же Св. Писания, не касаясь Св. Предания. Это было необходимо потому, что защитники второбрачия, признавая, что св. Предание в общем отрицательно относится ко второбрачию, видят в этом факте лишь позднейшее узаконение церковного учения от откровенного учения Св. Писания под влиянием еретических течений, в особенности энкратизма. Поэтому все святоотеческие свидетельства в пользу выясненного нами содержания священнобрачной формулы с точки зрения защитников второбрачия не говорили бы ничего, так как о всех них сказали бы, что они явились под влиянием энкратизма, гностицизма, манихейства, монтанизма, современных обстоятельств и т. п. Так, например, поступает епископ Никодим в своем нашумевшем труде 99 . Но, как мы видели, понимание апостольской формулы в смысле запрещения второбрачия требуется уже самим Св. Писанием и, следовательно, основная точка зрения защитников второбрачия неправильна. То, что они выдают за результат еретических влияний, на самом деле есть истинное церковное предание, «с Св. Писанием и Божественным откровением согласное и, следовательно, столь же обязательное для христиан, как и само Свящ. Писание. Таком образом, выяснив учение Св. Писания на основании самого же Св. Писания, мы в противовес защитникам второбрачия установили обязательность другой точки зрения и на учение Св. Предания. Но если Св. Писание дает нам исходную точку зрения на вопрос, то Св. Предание, в свою очередь, эту точку зрения авторитетно подтверждает и всесторонне выясняет. « Церковь получила Свящ. Писания и знает их точно в качестве своего собственного достояния – по аналогии с тем, как и у нас содержание всякого частнаго письма ближе всего известно его непосредственному адресату. Ей, значит, принадлежит и исключительно безошибочное разумение» 101 . Кроме того, «в предметах, которые не в круге опытов настоящей земной жизни, не надежно полагаться на собственный философствующий разум, а надобно следовать Божественному Откровению, с объяснениям онаго данных людьми, которые более нас молились, подвязались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание, которых дух и на земли ближе нашего граничил с раем» и потому нужно «поверять свое мнение с учением вселенской Церкви и в научения странна и различна не прелагаться» 102 . Но, конечно, церковное учение о второбрачии только тогда получит непререкаемый, общеобязательный авторитет, когда будет доказано, что оно есть в действительности учение церковное, т. е. не мнение лишь некоторых, быть может, даже многих и авторитетных церковных писателей, а учение, исповедуемое «semper, ubiqae et ab omnibus».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

За днем Пятидесятницы последовало созидание церкви, ее организация, учреждение функций церковной жизни, т. е. в известном смысле приспособление к условиям жизни земной дела Христова в целях воссоздания всего мира. Одно из полученного от Христа Евангелия церковь выразила символом веры , как кратким, исповедованием Христова учения, необходимым для вступающих в общество верующих; другое церковь закрепила в таинствах, и прежде всего в таинстве крещения, как двери в Христову церковь; иное изложила в Свящ. Писании, как содержащем указание на исторические факты спасения и разъясняющее их учение, чтобы верующие знали твердое основание того учения, в котором были наставлены; другое церковь выразила в богослужении, песнопениях и молитвах; иное, наконец, воплотила в христианском устройстве жизни, в церковно-каноническом управлении, в обрядах, обычаях и т. д. Все эти как бы отдельные части Христова Евангелия были скреплены священным Преданием, т. е. частью устным словом, а главное тем неуловимым духом церковным, таинственным сознанием, христианским пониманием, которое унаследовала церковь от Христа и при содействии Св. Духа хранит верно и неповрежденным и передает из рода в род. Другими словами, тот факт, что церковь организовалась известным образом и выразила вовне предание Христа – вовсе не значит, чтобы церковь закрепила во внешних данных, в объективных памятниках все переданное ей Евангелие Христа, чтобы все Евангелие, так сказать, разложилось в них,– это не значит, выражаясь образно, чтобы великая река учения, истекающая от И. Христа, вся застыла, вся кристаллизовалась во внешней организации церкви, подобно тому, как степныя реки поглощаются, теряются в песках. Нет, великая река Христова Предания течет и доныне. Через внешнюю же организацию церкви св. Предание сделалось для нас как бы менее очевидным, более одухотворенным, утонченным, выделивши из себя значительные отложения в апостольском веке. Но оно отнюдь не улетучилось, или отнюдь не сделалось для церкви излишним, так чтобы церковь заимствовала из Христова Предания все нужное для себя, и ее жизнь была мыслима и понятна без предания, на основании лишь внешней организации, объективных памятников. Нет, единственно что одухотворяет все учреждения церкви, соединяет в одно целое все внешние выражения ее, как свои члены, или составныя части,-это Христово или Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Ответ. Вера, – по словам блаженного Павла, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых: в сей бо свидетелствовани быша древнии ( Евр. 11:1–2 ). Или так: Вера Православная, Кафолическая и Апостольская состоит в веровании сердцем, и исповедании устами единого Триипостасного Бога, по учению того же Павла: сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение ( Рим. 10:10 ). Кроме сего Православный Христианин должен за верное и несомненное принимать (VI Собор., прав. 2), что все члены Веры Кафолической и Православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа чрез Его Апостолов, изъяснены и утверждены Вселенскими Соборами, и веровать в оные, как повелевает Апостол: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). И в другом месте: хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите ( 1Кор. 11:2 ). Из чего видно, что члены Веры получают важность и твердость свою частию от Священного Писания , частию от Церковного предания, и учения Соборов и Святых Отцев. Святой Дионисий, объясняя сие, говорит таким образом: «Сущность нашей Иерархии составляют данные Богом слова. Мы разумеем под сим как те драгоценнейшие слова, которые от Божественных наших Священносовершителей дарованы нам в Священных и Богословских книгах; так и те, которые от Священных оных мужей переняли наши Наставники чрез невещественное учение, сообщающееся непосредственно из ума в ум, подобно как в небесной Иерархии, хотя при содействии устного телесного слова, но однако ж менее вещественным образом, без писания» (Церк. Священнонач., гл. 1). Т.е. догматы суть двоякого рода: одни преданы письменно, и содержатся в Богословских книгах Священного Писания, другие преданы устно Апостолами; и сии-то были объяснены Соборами и Святыми Отцами. На сих двоякого рода догматах основывается наша вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца, но и устами возвещать, и исповедывать без страха и сомнения, как говорит священный Псалмопевец: веровах, темже возглаголах, и мы веруем, тем же и глаголем ( Пс. 115:1 ; 2Кор. 4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Пневматология святителя Григория Паламы и святоотеческая традиция Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 19 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 Введение Последние десятилетия нашего века характеризуются повышенным интересом к проявлениям духовности и свидетельствам о благодатных действованиях Бога в этом мире, в особенности свидетельствам, имеющим церковное признание и авторитет личной святости. Особую ценность в таких условиях приобретают свидетельства православных подвижников всех времен и Отцов Церкви, выявляющие глубину и неповрежденность Предания Церкви и позволяющие осознать веру сегодняшнего поколения христиан через ее догматическое осмысление. Догматы при этом не являются предметом отвлеченного богословствования, но исполняются жизни и “чистого смысла”, чтобы мы “помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими” (2 Пет 3:2). Для того, чтобы современные свидетельства Святого Духа и проявления Божественных действий могли быть адекватно принятыми и церковно осознанными (“хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам” (1 Кор 11:2)), полезно увидеть подобные свидетельства в историческом контексте и оценить отношение к ним святых Отцов и церковных писателей разного времени, начиная с апостольского века. Обращение к пневматологическому аспекту паламитского синтеза важно сейчас именно потому, что святитель Григорий, по его собственному свидетельству, не вносил ничего нового, до него неоткрытого, в веру Отцов, но в исторический момент, когда стала явной опасность искажения святоотеческого предания в вопросах об исхождении Святого Духа и о Его дарах, потребовалось четко выраженное и догматически осмысленное свидетельство миру из иноческой обители. Причем не столь важна была внешняя сторона проблемы Filioque и антилатинская направленность полемики, как необходимость православного ответа на это явление с учетом всех недомолвок и неясностей, бывших прежде, — ответа, исключающего всякое умствование о предметах непостижимых, но показывающего познаваемость в Его действованиях Того, Кто желает эти действования производить.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИУДЫ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Лжеучители: примеры Божия суда Архангел Михаил Пророчества Еноха и апостолов Введение 1. Писатель послания Писатель послания, известного под названием соборного послания Иудина, есть апостол из двенадцати Иуда, называемый Иаковлевым, а равно Леввеем и Фаддеем ( Мф. 10:3 ; Мк. 3:18 ; Лк. 6:16 ; Деян. 1:3 ; Ин. 14:21 ). Он был сын Иосифа, Обручника Пресвятой Девы, от первой, действительной его жены и брат родной упоминаемых в Евангелии детей Иосифа – Иакова (впоследствии епископа Иерусалимского, праведного; ср. Иак. 1:1 ; Иуд. 1:1 ), Иосии и Симона, или Симеона (впоследствии также епископа Иерусалимского); ср. Мф. 13:55 и прим. По некоторому преданию, первое имя его было Иуда, обычное у евреев имя, имя же Фаддея он получил, когда принял крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввея получил, вероятно, при избрании в апостольство Господом Иисусом Христом (может быть, в отличие от соименного ему Искариота), так как был обычай при особенно важных и решительных обстоятельствах в жизни принимать новое имя. Евангельская история не сообщает об апостоле Иуде ничего, кроме только одного вопроса, предложенного им Господу при прощальной беседе Спасителя с учениками ( Ин. 14:22 ; см. прим.). Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем церковное предание говорит, что он проповедовал Евангелие Христово сперва во Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем в Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. То же предание говорит, что он был в Едесе, где несколько прежде проповедал Евангелие другой апостол – Фаддей, из семидесяти, и «тамо аще что от оного Фаддея службы не доставаше, сей Иуда Фаддей добре исполни» (Четьи-Минеи. Июнь, 19). Предание о кончине святого апостола Иуды оразнообразилось. По некоторым сведениям он мирно скончался в Едесе, по иным – в Берите, или Бейруте, по другим – он скончался мученически в Армении, будучи повешен на дереве и потом пронзен стрелами. 2. Подлинность послания О подлинности происхождения соборного послания Иуды от сего апостола определительно и ясно свидетельствуют: Тертуллиан , Климент Александрийский (который написал толкование на все соборные послания, в числе их и на Иудино), древний так называемый Мураториев каталог и Ориген во многих местах своих творений (исключая одного места, где проглядывает сомнение о его подлинности).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010