Родители девочки возблагодарили Господа Бога и святителя Феодосия, ходатайству которого пред Господом приписывали ее выздоровление. Да и прибывший из Глухова к больной врач, осматривавший девочку и нашедший у ней повреждение черепа и глаза, сказал, что, если после такого увечья девочка осталась жива и будет жить, то в этом нужно видеть действие Провидения, так как таких повреждений не мог бы перенесть и самый крепкий организм взрослого человека. В настоящее время девочка совершенно здорова. Села Березы, Глуховского уезда, дед девочки, крестьянин Иуда Яковлев Пономаренко, отец девочки, каз. Михаил Иванов Шевель, мать ее Таисия Шевель. Сим свидетельствуем, что девочка Мария, пришибленная деревом, действительно была в безнадежном положении и в настоящее время совершенно здорова – священник Успенской церкви села Березы Василий Михайловский , псаломщик II. Ковалев. 1897 года, ноября 21 дня. Неделя 18-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук. зач. 17-е, гл V, 1–11 ст. 1. Призвание четырех апостолов Евангелист Лука повествует, что когда Господь стоял однажды при озере Геннисаретском, и около Него теснился народ, желая слышать слово Божие, то, увидев при бреге две рыбачьи лодки, хозяева которых, вышедши на берег, вымывали сети свои, Он вошел в одну из них, принадлежавшую Симону, и попросил сего последнего отплыть несколько от берега. Тогда Он сел и начал учить народ из лодки. Окончив беседу Свою, Он сказал Симону, чтобы тот; отплыл на глубину и закинул сеть для ловли. Симон отвечал Ему: «Наставник! всю ночь мы промучились и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Так и было сделано, и труд не был напрасен: поймано было такое множество рыбы, что сеть прорывалась, и они уже должны были призвать к себе на помощь товарищей с другого судна; оба судна наполнились рыбою, так что начинали тонуть. Как люди хорошо знакомые со своим делом, Симон Петр и его товарищи не могли не видеть всей чудесности события, и это привело их в страх. Видя пред собою такого великого Чудотворца, Симон в почтительном самоунижении припал к коленам Иисусовым и начал просить: «выйди от меня, Господи, – я человек грешный».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Напоминание У каждого есть свое маленькое, может и не священное, но дорогое «предание», вспоминая о котором, человек смягчается сердцем и ощущает разом и стремительность времени, и совершившиеся перемены, и таинственность бытия. 13 июля, 2011 У каждого есть свое маленькое, может и не священное, но дорогое «предание», вспоминая о котором, человек смягчается сердцем и ощущает разом и стремительность времени, и совершившиеся перемены, и таинственность бытия. Человек мал, но у него есть свое большое прошлое. В это прошлое хочется временами входить, как в лавку древностей. Хочется возвратиться хоть раз в город детства, где все деревья были большими. Хочется войти в дом, в котором родился, в школу, за одной из парт которой сидел. Источник: orthphoto.net. Авто фото: Anima_Mea У каждого есть свое маленькое, может и не священное, но дорогое «предание», вспоминая о котором, человек смягчается сердцем и ощущает разом и стремительность времени, и совершившиеся перемены, и таинственность бытия. Это — устойчивое свойство человеческой души, и в Евангелии оно тоже отображено. Ангел говорит женам у пустого Иисусового гроба, что Он «предваряет», их в Галилее, «там Его увидите» (Мк. 16:7) Почему Христос, изволивший и пострадать, и воскреснуть в Иерусалиме, «предваряет» апостолов в Галилее? Митр. Антоний (Блюм) высказывает предположение, что там, в Галилее, где Господь провел большую часть времени с учениками, все должно было напоминать им о Нем. Там апостолы нашли свою «первую любовь» (Откр.2:4), которую нельзя оставлять. Там эта любовь должна была разгореться с новой силой. Слово Божие неисчерпаемо, и у этого евангельского сюжета могут быть и другие толкования. Но есть еще в Новом Завете сюжеты, всматривание в которые говорит нам о той пользе, которая проистекает из наложения одного события на прежде бывшее. Это рассказ о призвании на апостольство Петра, в его связи с рассказом о возвращении Петру апостольского достоинства после отречения. Не один и тот же евангелист, но два разных – Лука и Иоанн, рассказывают об этих событиях. Лука в пятой главе Евангелия рассказывает о бесплодной ловле рыбы Симоном в течение всей ночи. Из его лодки Господь учил народы, отплыв несколько на глубину. Когда же закончил, повелел Симону отплыть еще дальше и закинуть сеть. Симон, вопреки бессонной ночи, не принесшей улова, проявляет послушание и забрасывает сеть. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы» (Лук. 5:6) Будущий апостол ведет себя не как ищущий чудес, но как человек, чудес недостойный. Он падает в ноги Христу и просит Того выйти, ибо он, Симон, «человек грешный».

http://pravmir.ru/napominanie/

По окончании проповеди, Он предложил Симону отплыть на глубину и забросить сети в море. Рыбаки только что окончили ловлю и едва успели перемыть сети, не вытащив ничего; но вера в Повелевавшего побудила Симона снова начать трудную работу, которая была вознаграждена необыкновенным уловом, так что Симон должен был пригласить на помощь соседних рыболовов. Объятый ужасом, он пал к ногам Иисуса и просил Его выйти из его лодки, опасаясь, что Божественная сила Чудотворца может поразить его за грехи. Но Господь успокоил его обещанием, что он отныне будет уловлять людей. Оставив рыболовные сети, Симон, вместе с братом своим Андреем, пошёл за Небесным Учителем учиться Его искусству уловлять души людей. Проходя далее, Иисус призвал к этому же промыслу и других двух братьев, сынов Зеведея, которые также, вероятно, были свидетелями чудесного улова рыб и, подобно своим сотоварищам по ремеслу, оставив сети и отца своего с лодкой, последовали за Иисусом. Примечания. 1. Это призвание к Апостольству отлично от описанного у Евангелиста Иоанна. Там, привлекаемые к Иисусу свидетельством Иоанна Предтечи, Андрей и Иоанн, приводят к Нему же Симона и Филиппа, только следуя за Иисусом и затем лишь делаются свидетелями Его чудес в Кане и Иерусалиме, слышателями Его учения в Самарии и Галилее; но не оставляя своих занятий и не думая ещё посвятить себя служению Мессии. Пришедши в дом, к морю Галилейскому, они занялись своим промыслом. Тут-то должно было последовать окончательное решение – идти ли им за Мессией или оставаться при своих занятиях в ожидании, когда Он откроет Своё Царство на Земле и призовёт их в оное. Чудесный улов рыбы решил их судьбу. 2. О чудесном улове рыб упоминает один Лука – конечно потому, что хотел быть полнее в рассказе о призвании Апостолов. Он помещает это событие после исцеления, совершённого Иисусом Христом в синагоге Капернаумской, а Матфей и Марк прежде. Евангелисты не всегда следуют хронологическому порядку, а повествуют сообразно своей цели. Лука, может быть, хотел выставить веру жителей Капернаума в противоположность с верою жителей Назарета, и поместил это событие сейчас после сказания о пребывании Иисуса Христа в Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Именно считают, что имя этого апостола Христова было Нафанаил, по прозванию же, или лучше сказать – по отцу, он назывался Варфоломей, то есть сын Фоломеев. Ибо слово «вар» с еврейского переводится сын, как и в другом месте Христос Господь сказал Апостолу Петру: «блажен ты, Симон, сын Ионин» ( Мф.16:17 ), то есть, сын Ионин. И слепец Иерихонский назывался Вартимей, то есть сын Тимеев. Так толкуют и о Варфоломее, что он по отцу назывался Варфоломей – сын Фоломеев; ибо Фоломей у евреев было имя древнее и часто употреблявшееся, настоящее же имя Варфоломея, полагают, было Нафанаил. Предполагают же это на таком основании. Прежде всего, в Евангелии нигде не говорится о призвании к апостольству Варфоломея, если только не считать вместо него имя Нафанаил. Затем, первые три евангелиста: Матфей, Марк и Лука, повествующие о Варфоломее, ничего не говорят о Нафанаиле, а евангелист Иоанн, повествующий о Нафанаиле, не говорит о Варфоломее и говоря о ловлении рыб при явлении воскресшего Спасителя называет Нафанаила в числе лиц, близких к апостолам, – именно, он говорит: «были вместе Симон Петр, и Фома, и Нафанаил, и сыновья Зеведеевы» ( Ин.21:2 ). Но иные толкователи с этим не согласны и, согласно с Прологом полагают, что Симон Зилот – одно лицо с Нафанаилом, а некоторые полагают, что Нафанаил – один из числа 70 учеников Христовых. Кондак, глас 4: Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающыя тя, Варфоломее Господень Апостоле. 3826 Город Иераполь (с греч. священный город) – находился в малоазийской области Фригии. Иераполь некогда имел епископа, присутствовавшего на 1 Вселенском соборе в 325 г. В настоящее время здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных. 3827 Ехидна – ядовитая змея, величиною более сажени, уязвление ее очень опасно и в большинстве случаев оканчивается скорой смертью. 3830 Пантен (жил во III веке) один из знаменитых учителей александрийской школы, в которой получили христианское просвещение многие из отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вполне естественно предположить, что эти женщины не один-единственный раз рассказали свою историю: они оставались доступными и авторитетными источниками этих преданий на протяжении всей своей жизни. Какие из них были известны каждому евангелисту – зависело, возможно, от того, в каких кругах этот евангелист собирал предания и в каких кругах вращались сами эти женщины на протяжении своей жизни. Различия между евангельскими повествованиями о посещении гробницы, вполне возможно, прямо восходят к различиям в рассказах об этом у разных женщин. В то время, когда синоптики писали свои Евангелия, эти женщины вовсе не были какими-то загадочными фигурами. Пропуск Саломии у Матфея и Луки показывает, что евангелисты не сохраняли имен женщин, им неизвестных. Те же, кого евангелисты называют по именам – оставались, как и их рассказы, свежи в памяти информантов (а может быть, и самих евангелистов). Симон киринеянин и его сыновья – очевидец и его дети Второй наш пример, в свете первого, намного более понятен. В этом случае разница между Евангелиями в том, что Марк называет не только Симона, но и его сыновей Александра и Руфа (15:21), а Матфей (27:32) и Лука (23:26) имена сыновей опускают. Предположение Мартина Дибелиуса, что Симон Киринеянин упомянут Марком как очевидец 143 , Бирског мгновенно отметает на том основании, что это, мол, «чисто спекулятивная догадка» 144 . Однако, рассмотрев этот вопрос внимательно, мы видим, что догадка имеет под собой основания. Во-первых, читатели Марка, задававшиеся вопросом, откуда он брал сведения, скорее всего, приходили к выводу – из круга двенадцати апостолов, почти единственных учеников Иисуса, которых упоминает Марк до появления женщин в 15:40; они участвуют почти во всех событиях, пока наконец (кроме Петра) не покидают повествование Марка в 14:50, чтобы больше уже не появляться в качестве отдельных персонажей. Как мы увидим далее, читатели склонны были предполагать, что больше всего сведений Марк черпал из рассказов Петра. Но после 14из повествования исчезает и Петр. Мы уже видели, что Марк старательно изображает женщин свидетельницами событий, при которых Петр и другие апостолы из числа двенадцати не присутствовали. Однако еще до того, как в 15читатели впервые услышат о женщинах, в 15появляется другой очевидец – Симон Киринеянин.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Лк.22:31–34 . «Симон! Симон!» и пр.: предречение Господа об отречении Петра евангелисты соединяют не с одними и теми же эпизодами пасхальной вечери, но Матфей и Марк – с одним ( Мф.26:30–31 ; Мк.14:26–27 и дал.), Лука – с другим, Иоанн – с третьим ( Ин.13:36–38 ), ближе к сказанию ев. Луки. Нам кажется вероятнейшим, что Господь не раз повторил предречение об этом отречении, и именно вынужденный настойчивым выражением самомнения Ап. Петра, так как он противоречил Господу «и не однажды только, а дважды, и многажды, ибо так говорит Лука» (Злат. 3, 418). – «Се, сатана просил» и пр.: предостерегая Ап. Петра от самонадеянности, так неуместной особенно в высших учениках и последователях Христовых, хотя бы она происходила, по-видимому, из доброго источника, Господь указывает ему и бывшим с ним на тайные и страшные из них, особенно для Петра, козни духа злобы, направленные против них, и о которых Он доселе не говорил им. – «Просил»: времени этого прошения не указывается. – «Сеять вас как пшеницу»: пшеница, когда ее сеют в решете, кружится, как бы волнуется, и в это время плевелы от нее отделяются и остается чистое зерно. Это сеяние представляется здесь образом искушения нравственно-религиозного состояния Апостолов, производимого духом злобы разными способами, – бедствиями, смущениями, страхованиями, прельщениями и т. п. Сатана просил таким образом подвергнуть испытанию веру или вообще религиозно-нравственное состояние Апостолов, что грозило им конечно величайшей опасностью. Эта просьба сатаны напоминает просьбу его относительно Иова многострадального (Иов гл. 1 и 2). Но Господь молитвой своей всесильной защитил учеников своих, и в особенности Петра, от совершенного падения, хотя и попустил Петру временно пасть, дабы тем сильнее и тверже был он после и утвердил тем и своих собратий и учеников. – «Молился о тебе»: хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь молился особенно о Петре, ибо ему более всех грозила опасность, как более пылкому, и решительному и более могучему врагу сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Фрески Дмитриевского собора на северном скате центрального свода под хорами в интерьере. XII в. Фрески собора – уникальный памятник монументальной живописи Древней Руси. Росписи, обнаруженные в 1843 г., входят в композицию «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранилось 12 фигур апостолов - судей на престолах и ангелы позади них. В зените свода находилось, очевидно, изображение Христа Судии. Сидящие апостолы двумя группами размещаются на склонах свода: южном – Петр, Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Варфоломей и Филипп (?), на северном – Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и Фома (?). Фрески Дмитриевского собора на южном скате центрального свода под хорами в интерьере. XII в. Фрески собора – уникальный памятник монументальной живописи Древней Руси. Росписи, обнаруженные в 1843 г., входят в композицию «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранилось 12 фигур апостолов - судей на престолах и ангелы позади них. В зените свода находилось, очевидно, изображение Христа Судии. Сидящие апостолы двумя группами размещаются на склонах свода: южном – Петр, Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Варфоломей и Филипп (?), на северном – Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и Фома (?). Необычный и почти неизвестный зрителю экспонат выставки - надгробие первого Владимирского губернатора графа Р.И. Воронцова, поставленное в 1804 г. его сыновьями Александром и Семеном. Мраморные фигуры - " плакальщица " , склонившаяся над погребальной урной, и мальчик с пеликаном - изготовлены в Англии, где служил посланником, а затем министром Александр Романович. Икона Дмитрий Солунский. XII в., 1701 г. Копия. «Доска гробная» - византийская икона с изображением Дмитрия Солунского в рост – была принесена в Дмитриевский собор в 1197 г. из базилики св. Дмитрия в г. Фессалоники, от гроба святого. Вероятное местоположение иконы – в правой части алтарной преграды или у предалтарного столпа. Во Владимире икона находилась до конца XIV в. В 1380 г., в год Куликовской битвы, либо в 1390-1400 г.г., при митрополите Киприане, икону перенесли в Москву. В 1517 г. живопись «поновлялась». В 1701 г. икону вновь «поновил» мастер Оружейной палаты Кирилл Уланов, повторив первоначальное изображение. Древняя «доска гробная» под записью 1701 г. хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=00188

Как образец турецкого золотного атласа ткань саккоса упоминается В.К. Клейном 766 и М.Н. Левинсон-Нечаевой 767 . ВЫСТАВКИ 1923 Москва, С. 75–77; 1995–1996 Санкт-Петербург -Топика (США), Р. 155. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1904. С. 211–212; Опись Патриаршей ризницы 1910. С. 21, 46; Савва 1863. С. 22–23, X? 19; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12013. 108. САККОС СОЮЗОМ ЛЮБВИ СВЯЗУЕМИ АПОСТОЛИ; ДЕИСУС; ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ; БЛАГОВЕЩЕНИЕ; СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ; УСПЕНИЕ; СОШЕСТВИЕ ВО АД; СВЯТЫЕ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны, 1655 Холст (XVII в., Россия), афта (XVII в., иностранное производство); шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, серебро; ткачество, шитье, низание. 134х131 (в плечах с рукавами) Пожалован царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону . Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 768 Инв. ТК-13 Кат. Саккос шит из холста и сплошь покрыт вышивкой. На передней стороне па оплечье по сторонам выреза – два профильных серафима и два херувима. Ниже по всей плоскости саккоса вышита композиция «Союзом любви связуеми апостоли» с надписями над поколенными фигурами, помещенными в круглые клейма, соединенные между собой шестью многолепестковыми розетками разной формы, образующими своего рода гирлянду. В верхней части передника саккоса под оплечьем в семи клеймах расположен Деисус. Наверху – поясной Спас с разведенными в стороны благословляющими руками ( хс), выше – Богоматерь ( мр у) и Иоанн Предтеча ( на рукавах – два архангела ( архангелъ) и поколенные апостолы с раскрытыми свитками в руках – Иоанн Богослов ( бгослов), Матфей ( апстолъ ма(т)еи), Фома ( ап(с)толъ ома), Тихон ( ап(с)тлъ тиханъ), Петр ( ап(с)толъ петръ), Марк ( ап(с)тлъ маркъ), Андрей ( ап(с)тлъ андри), Симон ( ап(с)тлъ симон), Филипп ( ап(с)толъ Карп ( ап(с)тлъ карпъ), Иаков ( апстлъ Павел ( апстлъ павелъ), Лука ( апстлъ лука), Варфоломей ( вароломи), Стахий ( Прохор ( прохор), Фаддей ( аддеи), Аполлос ( аполлос). На подольнике передника изображены поколенные прямоличные фигуры вселенских и русских святителей (слева направо): ростовские епископы – Исайя ( с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   По окончании проповеди, Он предложил Симону отплыть на глубину и забросить сети в море. Рыбаки только что окончили ловлю и едва успели перемыть сети, не вытащив ничего; но вера в Повелевавшого побудила Симона снова начать трудную работу, которая была вознаграждена необыкновенным уловом, так что Симон должен был пригласить на помощь соседних рыболовов. Объятый ужасом, он пал к ногам Иисуса и просил Его выйти из его лодки, опасаясь, что Божественная сила Чудотворца может поразить его за грехи. Но Господь успокоил его обещанием, что он отныне будет уловлять людей.    Оставив рыболовныя сети, Симон, вместе с братом своим Андреем, пошёл за Небесным Учителем учиться Его искусству уловлять души людей.    Проходя далее, Иисус призвал к этому же промыслу и других двух братьев, сынов Зеведея, которые также, вероятно, были свидетелями чудесного улова рыб и, подобно своим сотоварищам по ремеслу, оставив сети и отца своего с лодкой, последовали за Иисусом.     Примечания.     1. Это призвание к Апостольству отлично от описанного у Евангелиста Иоанна. Там, привлекаемые к Иисусу свидетельством Иоанна Предтечи, Андрей и Иоанн, приводят к Нему же Симона и Филиппа, только следуя за Иисусом и затем лишь делаются свидетелями Его чудес в Кане и Иерусалиме, слышателями Его учения в Самарии и Галилее; но не оставляя своих занятий и не думая ещё посвятить себя служению Мессии.    Пришедши в дом, к морю Галилейскому, они занялись своим промыслом. Тут-то должно было последовать окончательное решение — идти ли им за Мессией или оставаться при своих занятиях в ожидании, когда Он откроет Своё Царство на Земле и призовёт их в оное. Чудесный улов рыбы решил их судьбу.     2. О чудесном улове рыб упоминает один Лука — конечно потому, что хотел быть полнее в разсказе о призвании Апостолов. Он помещает это событие после исцеления, совершённого Иисусом Христом в синагоге Капернаумской, а Матфей и Марк прежде. Евангелисты не всегда следуют хронологическому порядку, а повествуют сообразно своей цели. Лука, может быть, хотел выставить веру жителей Капернаума в противоположность с верою жителей Назарета, и поместил это событие сейчас после сказания о пребывании Иисуса Христа в Назарете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Хотя Апостолы и чудеса творили, но чудеса имели свое время, и прекратились; деяния же во всякое время должны являть в себе все, желающие получить спасение. Итак, поскольку к нашему соревнованию предполагаются не чудеса, а деяния Апостолов, то Лука так и надписал свою книгу. Ибо, что бы ты ни сказал, или лучше, что бы ни сказали ленивые, когда мы убеждаем их подражать Апостолам, и говорим: подражай Петру, поревнуй Павлу, поступай подобно Иоанну, последуй Иакову; чтобы они не сказали: «Не можем, нет у нас сил таких; Апостолы мертвых воскрешали, прокаженных очищали», – обуздывая такое бесстыдное оправдание, умолкни, говорит, онемей: не чудеса, а добрая жизнь вводит в царствие небесное. Итак, поревнуй жизни Апостолов, и ты будешь иметь – нисколько не менее Апостолов: ибо не чудеса сделали их Апостолами, но чистая жизнь. (Христ. Чт. 1846. П., стр. 175–177. 181–182). Обозрение книги Деяний св. Апостолов в порядке глав, составленное по руководству Св. Афанасия Александрийского Так называется сия книга, потому что содержит деяния Апостолов. Повествует об оных Лука Евангелист, который и написал сию книгу. Он путешествовал вместе с другими Апостолами, – и особенно с Павлом, – и изложил в сей книге события, о которых имел точные сведения. Содержится в ней следующее: Гл.I. Иисус Христос, собрав Своих Апостолов на гору Масличную, повелевает им ждать в Иерусалиме ниспослания обещанного Им Св. Духа, при помощи Которого они должны свидетельствовать о Нем и в отдаленнейших странах земли. По вознесении Иисуса Христа, Апостолы от двух Ангелов получают повеление возвратиться в Иерусалим и ожидать второго пришествия Его. Они возвращаются и непрестанно пребывают в молитве. Имена их суть следующие: первый – Симон, иначе Петр, потом Иаков, сын Зеведеев, Иоанн, брат его, Андрей, брат Петра, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, он же и Фаддей, Иуда Искариот и предатель Господа. Гл.II. Апостолы, исполнившись Св. Духа, начали говорить на разных языках, – чем в одних возбуждают удивление, а в других – насмешки над собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010