Побиваемый камнями, святой мученик молился за своих убийц: «Господи, не вмени им греха сего». Затем, уже истекающий кровью, преклонил колена и громким голосом воскликнул: «Господи Иисусе! Приими дух мой». Сказав сие, почил. (7:59 и 60). После убийства св. Стефана, которое осталось безнаказанным благодаря попустительству римской власти, иудеи начали великое гонение на Церковь в Иерусалиме. Многим христианам пришлось спасаться бегством и «все, говорит евангелист Лука, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». А в Иерусалиме появился новый ревностный гонитель христиан. Это был молодой фарисейский ученик, ученый воспитанник знаменитого Гамалиила, «юноша Савл». Он присутствовал при убиении св. Стефана, одобрял это убийство, охранял одежду убийц, хотя сам, видимо, не метал камней в святого первомученика. В Иерусалиме Савл «терзал Церковь , входя в домы, и влача мужчин и женщин, отдавал их в темницу» (8:3). 5. Распространение церкви за пределами Иерусалима ( Деян. 8 ) Жестоким гонением христиан в Иерусалиме враги Церкви надеялись задушить ее в самом начале. Но планы начальников иудейских не оправдались. Бежавшие от преследования христиане продолжали проповедь за пределами Иерусалима. Таким образом, гонение в Иерусалиме не только не убило Церковь , но, наоборот, способствовало быстрому ее распространению. На глазах всех подтвердилась истина пророчества Христова: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Рассеявшиеся христиане ходили и благовествовали весть о воскресении Христовом. Так, диакон Филипп пришел в Самарию и там начал проповедовать Христа. Проповедь Филиппа сопровождалась великими чудесами исцеления расслабленных, больных и бесноватых. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп. И была великая радость в Самарии. Проповедь о Христе нашла добрую почву у самарян. Множество мужчин и женщин крестилось. Здесь фактически прекратилась вековая вражда между иудеями и самарянами: имя Христа их соединило. Противодействие проповеди Филиппа оказал некий Симон волхв, который перед этим удивлял самарян своими волхованиями и выдавал себя чуть ли не за чудотворца. Но и он скоро покорился проповеди о Христе и, крестившись, не отходил от Филиппа. (Впоследствии оказалось, что обращение Симона было неискренним).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Почему Павел проповедовал в дамасских синагогах, а не в языческой среде? Здесь мы впервые встречаемся с тем миссионерским принципом, который Павел впоследствии сформулирует в Послании к Римлянам: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» ( Рим. 1:16 ). Призыв проповедовать язычникам, который Павел услышал при первом же явлении ему Христа, не означал, что он должен был ограничиться исключительно ими. Проповедь среди сынов Израилевых он считал не менее важной и именно с нее начал свою миссионерскую деятельность. Иерусалимская община Что представляла собой иерусалимская община на тот момент, когда Павлу предстояло встретиться с ней лицом к лицу? Чтобы ответить па этот вопрос, нам надлежит вернуться к началу книги Деяний и кратко обозреть первые восемь глав этой книги. Лука написал ее как прямое продолжение своего Евангелия ( Деян. 1:1 3) и начал с того, на чем это Евангелие закончилось: с рассказа о вознесении Иисуса Христа ( Деян. 1:4–11 ). Членов иерусалимской общины он перечисляет поименно, начиная список с Петра: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима. в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:12–11 ). Собрание этой общины, на которой на место выбывшего из числа апостолов Иуды избирается новый ученик, включало около ста двадцати человек ( Деян. 1:15–26 ). Очевидно, именно эту цифру следует считать указанием на количество учеников, оставшихся после Иисуса в качестве членов Его общины. Несмотря на Его популярность при жизни, несмотря на то, что за Ним следовали толпы народа, Его страшная смерть на кресте должна была отпугнуть от Его общины основную массу людей. Остались только самые верные и преданные: одиннадцать ближайших апостолов и, вероятно, другие семьдесят апостолов, упоминаемые Лукой в Евангелии ( Лк. 10:1 ), а также родственники Иисуса по плоти и некоторые женщины из числа Его последовательниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Преображение Господне. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Преображение Господне. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) В 1-й части Евангелия от Луки особый акцент делается на спасении, дарованном Богом через Иисуса Христа: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» (Лк 1. 68-71; ср.: 2. 11, 30; 3. 6). По Евангелию от Луки, новая эра спасения открывается с рождением Иоанна Крестителя, подробно повествуется о том, как было предсказано его рождение и как Иоанн во чреве Елисаветы возрадовался, услышав приветствие Пресв. Девы (Лк 1. 41). Важность служения Иоанна Предтечи подчеркивается и тем, что евангелист указывает время начала его проповеди: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). Рассказывая о Рождестве Иисуса Христа, Лука (в отличие от Матфея, повествующего о приходе волхвов) сообщает о явлении ангелов пастухам, к-рые, услышав весть о Рождении Спасителя, отправляются в Вифлеем, чтобы увидеть все своими глазами. Важным дополнением к общесиноптической традиции являются рассказы об обрезании Младенца Иисуса (Лк 2. 22-39) и о посещении Иисусом в 12-летнем возрасте Иерусалима, где в храме Он беседовал с учителями (Лк 2. 41-52). Родословие, по Евангелию от Луки, призвано подтвердить Богосыновство Иисуса, Которого считали сыном Иосифа (Лк 3. 23). Тема Богосыновства является центральной и в истории об искушении в пустыне (Лк 4. 3, 9). Особенность повествования - в том, что одно из искушений происходит на крыле храма в Иерусалиме (Лк 4. 9). Проповедь Иисуса Христа, согласно Евангелию от Луки, начинается в синагоге в Назарете, где Он читает из Книги прор. Исаии слова, определяющие сущность Его миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим...» (Лк 4. 18-19; ср.: Ис 61. 1-2; 58. 6). Однако первая же проповедь наталкивается на неприятие и отторжение со стороны слушавших ее жителей Назарета (Лк 4. 28-30). Это заставляет Иисуса Христа перейти в Капернаум. Там Господь совершает ряд чудес, включая экзорцизмы и исцеления. После чудесного лова рыбы ко Христу обращаются Симон (Петр), тещу к-рого Он исцелил прежде, и братья Иаков и Иоанн Зеведеевы (Лк 5. 1-11). О прочих апостолах говорится далее в Лк 6. 12-16.

http://pravenc.ru/text/347622.html

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им ( Мф. 8:14–15 ). Марк описывает исцеление несколько более подробно: Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им ( Мк. 1:29–31 ). Лука в основном следует Марку; дом, в котором происходило действие, назван домом Симона, а о теще Симоновой говорится, что она «была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее» ( Лк. 4:38–39 ). О том, что при исцелении присутствовал Симон Петр, не упоминается ни в одной из версий рассказа, однако очевидно, что Иисус пришел в дом по его приглашению; следовательно, он был свидетелем чуда. Судя по контексту, исцеление тещи не было главной целью посещения Иисусом дома Петра. Вероятнее всего, Он пришел к Петру пообедать: об этом свидетельствуют завершающие рассказ слова о том, что женщина, исцелившись, встала и служила им (глагол «служить», как и в Ин. 12:2 , употреблен в значении «готовить», «накрывать на стол», «подавать пищу» 52 ). Дом Петра в Капернауме был своего рода перевалочным пунктом, где Иисус останавливался, когда возвращался из путешествий. В этом доме, как явствует из рассматриваемого отрывка, проживало по крайней мере четыре человека: Петр, его жена, теща и брат Андрей. Возможно, там жили и другие родственники, например родители или дети Петра (если таковые у него были). Как правило, дом не делился на комнаты: все жили в одной общей комнате, друг у друга на виду. «Представь, каковы были дома этих рыбаков, – говорит Златоуст. – При этом Христос не гнушался входить в их бедные хижины» 53 . Не исключено, что болезнь тещи была неожиданностью для Петра, пригласившего Иисуса в дом. Из всех трех повествований следует, что болезнь тещи обнаружилась только после того, как Иисус с учениками вошел в дом. Впрочем, Златоуст думает по-другому:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его ( Ин. 18:3–12 ). Синоптики по-разному идентифицируют человека, нанесшего удар: Матфей называет ударившего «одним из бывших с Иисусом» ( Мф. 26:51 ). С Матфеем согласен Лука ( Лк. 22:50–51 ). Марк называет ударившего «одним из стоявших тут» ( Мк. 14:47 ), из чего может сложиться впечатление, что он принадлежал не к группе учеников Иисуса, а к некоей другой группе – например, зрителей, наблюдавших за происходившим 119 . Однако такая группа ни в одном из повествовании не упоминается, и вряд ли можно было бы ожидать ее появление в столь поздний час 120 . Почему синоптики предпочли скрыть Петра под неким анонимным персонажем? Существуют разные гипотезы. Одна из них гласит, что исходный материал для синоптических повествований был составлен между 30 и 60 годами, когда основные участники драмы были еще живы и Петр мог подвергнуться уголовному преследованию за удар, нанесенный рабу первосвященника 121 , Иоанн же писал намного позже других, когда Петр уже не нуждался в защитной анонимности 122 . По другому мнению, авторы синоптических повествований не знали, кто ударил раба первосвященника, а Иоанн знал и потому решил внести уточнение в их рассказ. Кроме того, Иоанн мог упомянуть о смелом поступке Петра в преддверии рассказа о его отречении, чтобы продемонстрировать его верность Учителю и готовность встать на Его защиту. Если учесть, что с Иисусом в Гефсимании было только три человека и Петр был одним из них, а Иоанн другим, то свидетельство Иоанна выглядит вполне правдоподобным. Был ли поступок Петра продуманным актом вооруженного сопротивления, бравадой или жестом отчаяния? Скорее всего, ни тем, ни другим, ни третьим. Это была импульсивная реакция на происходившее. Никакого конкретного плана у него не было, действовал он, не раздумывая, как поступал и во многих других случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово на Евангелие от Матфея, гл. 11, стихи 27–30 «Все Мне предано Отцем Моим» ( Мф. 11:27 ) – такие слова мог сказать только Истинный Сын Божий, Бог и Господь наш Иисус Христос. Вся вселенная, все бесчисленные звездные миры, все попечение о Чинах Ангельских, о роде человеческом, все исторические события в жизни народов, весь Промысл о мире, о человечестве и последний Суд над людьми – все предано в руки Его Отцом. Он – Вседержитель, и недаром так называется, ибо все содержит в длани Своей. Не есть ли это самое ясное свидетельство из уст Иисуса Христа о Его Божественности! «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ). Вот второе свидетельство о Божественности Иисуса Христа: Он ни для кого не постижим, а непостижимым может быть только Бог . Он непостижим дотоле, доколе Сам Отец не благоволит кому-нибудь открыть, что Он есть Истинный Сын Божий. Так было со святым апостолом Петром. Когда Господь спросил учеников Своих, за кого они почитают Его, блаженный Петр ответил: «Ты» – «Христос, Сын Бога Живаго! Тогда Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но мой Отец, Сущий на небесах» ( Мф. 16:17 ), а не люди, не их разум. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). Какие поразительные по дерзновению слова! Смеют ли уста человеческие сказать что-либо подобное? А Господь смеет. Он раскрыл Свои объятия, которые шире, чем от края земли и до края, и звал к Себе всех несчастных. Как много удрученных нуждой, согбенных старостью, сколько беззащитных, голодных, больных и обиженных, сколько страдающих от злобы сильных мира сего! Если собрать всех их с тех пор, когда были сказаны эти изумительные слова, и поставить плечом к плечу, то на земле не хватило бы места. И всех бесчисленных «труждающихся и обремененных» призывает Спаситель наш, обещая им покой, которого так жаждут их души. О, Господи! Как Ты велик, как безгранично милостив, как всеобъемлюща Твоя любовь и как широки объятия!

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

" Эпендитис " (славянское " епендит " , русское " одежда " ) есть одежда из льняного полотна, какою опоясываются финикийские и сирийские рыбаки, или по нагому телу, или поверх одежды, просто сказать как живописцы изображают апостолов опоясанными поверх одежды. Так как Петр, занимаясь ловлею, был наг, то он опоясывается эпендитом из уважения (ибо это означается опоясанием) и первый спешит к Господу. Событие настоящее не малое, но важное, потому что и много рыбы поймано, потом и сеть не порвалась. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. Угли, рыба и хлеб, которые видят теперь ученики, составляют также чудо. Ибо Он столько человек напитал ими не из готового вещества как прежде в пустыне пятью хлебами (Ин. 6, 9-12) и двумя рыбами, но просто, из ничего. Когда Господь сказал: " придите, обедайте " , то никто не спрашивает и не осмеливается спросить. Они не имели уже прежней смелости, но в молчании и со страхом удивлялись Ему; знали, что это Господь, потому и не спрашивали. Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, они сильно изумлялись. Желали бы, по крайней мере, об этом спросить, но страх в сознании, что это был не иной кто, а именно Он, удерживали их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он для них сотворил. Как же сотворил? С полною властью. Ибо Он уже не взирает на небо и не призывает Отца, ибо это делалось тогда из снисхождения. Повелевает принести рыбы, ими пойманной, для того, чтобы показать, что видимое ими не было призраком. Здесь не говорится, чтобы Он ел с ними, а Лука говорит, что Он вместе и ел (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Ученики: Апостол Симон Кананит 2 мин., 21.12.2011 Справиться со злом силой оружия... Кажется, что это так просто. Поколения революционеров сменяют друг друга, но вера в то, что  справедливости  можно добиться насилием, сохраняется. Сколько их было во времена Христа, думающих, что лишь оружием можно победить тотальную машину, которая зовется Римской Империей... Но Христос говорит иначе: Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26 :52). Меч не прекращает, а продолжает насилие; только слово Любви и Истины может прекратить кровопролитие. Это неочевидно и для многих наших современников, тем более было странным для современников Иисуса. Но один из них не просто в это поверил, а стал апостолом. Звали его Симон, а прозвище у него было Кананит (в переводе с арамейского — ревнитель). Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что означает то же самое, что и Кананит. Каким образом этот борец с тиранией Рима стал апостолом, мы не знаем. Предание говорит, что Симон был сродником Христа, что он жил в городе Кане и на браке именно этого Симона Христос превратил воду в вино. Достоверно это не известно, как и подробности того, какое место этот апостол занимал в числе Двенадцати. Предание говорит, что после того как апостолы отправились на проповедь, апостол Симон проповедовал Христа в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии — в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Какие-то путешествия Симон совершил вместе с апостолом Андреем Первозванным. В Грузии и Абхазии этих двух апостолов — Андрея и Симона — считают своими просветителями. В Абхазии в месте, называемом ныне Новый Афон, в ущелье реки Псырцхи, показывают древнюю пещеру, в которой жил и молился святой Симон. Здесь же, в 20 километрах от Сухуми, апостол принял мученическую кончину и был погребен. Мощи святого Симона не найдены. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/ucheniki-apostol-simon-ka...

quidam, за каковым выражением у св. Луки обыкновенно следует самое имя лица, например, «некоторый же муж, именем Анания» ( Деян.5:1 ), «некоторый муж, именем Симон» ( Деян.8:9 ) и др. В данном случае ев. Лука как бы нарочито умолчал имя подразумеваемой, хорошо известной ему личности. 3 См. Hobart; The Medical Language of St. Luke. Сочинением этим Рамсэй, впрочем, советует пользоваться с осторожностью. 4 Считая автора книги Деяний македонянином, Рамсэй расходится в данном случае с преданием, которое на основании свидетельства Евсевия считает его антиохийцем. Но это предание без достаточного основания ссылается на Евсевия, который сам, очевидно, сообщая слышанное им предание, выражается весьма неопределённо. Он не говорит прямо, что Лука был антиохиец, а выражается так: «Лука же по своему происхождению от тех, которые из Антиохии» (Λουκς δ τ μεν γνος ν τν π’ ντιοχεας (Церковная. История III, 4). Эта неопределённая и туманная фраза как будто нарочито избрана для того, чтобы избегнуть прямого заявления, что Лука был антиохиец, и в действительности она означает, что Лука не был лично антиохиец, а принадлежал к семейству, которое могло когда-нибудь жить в Антиохии. Новейшие исследователи поэтому склонны думать, что это предание основывается на смешении Луки с Луцием, одним из членов антиохийской церкви ( Деян.13:1 ), и Рамсэй находит это предположение весьма вероятным. Имя Луки, пожалуй, могло быть народной формой имени Луций, но кроме имени, эти два лица не имеют ничего общего между собой. Вместе с тем имя Лука могло произойти от разных имён, представляя собой сокращённую форму имени Луций, Луцилий, Лукиан или Лукан. Латинские имена Lucius, Lucilius по-гречески передавались в виде Λεκιος и позже Λοκιος, и перемена эта приблизительно произошла в 50–85 годах по Р.Х., хотя изредка Λεκιος встречается позже Λοκιος. Замечательно, что Λοκιος имеет позднейшую форму. См. Ramsay. Paul. p. 209 и 389. 6 Нет надобности заключать, что Лидия и члены её дома были крещены в этот первый субботний день.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-apo...

Поэтому стоит обратить внимание на исключения из этих правил. Матфей и Иоанн называют первосвященника Каиафой – у Марка и Луки он остается безымянным 98 . Ученики (кроме случаев, когда они выступают как группа неопределенной численности) обычно называются по именам, но иногда – нет. Почему один ученик на дороге в Эммаус (Клеопа) назван по имени, а другой остается безымянным? Почему, хотя большинство людей, над которыми Иисус творит чудеса исцеления и воскрешения, остаются без имен – Марк и Лука называют по имени Иаира (отца воскрешенной девочки), Марк – Вартимея, Лука – Лазаря? Люди, встречавшиеся с Иисусом всего один раз, обычно не называются по имени; почему же получает имя фарисей, беседующий с Иисусом за ужином в Лк 7 (Симон: 7:40)? Зачем назван по имени Симон Киринеянин? Встречаются и случаи, когда один и тот же человек в одном Евангелии появляется анонимно, а в другом – под своим именем. Например, только Иоанн называет женщину, помазавшую миром ноги Иисуса, Марией из Вифании, ученика, отсекшего ухо рабу первосвященника – Петром, а самого раба – Малхом. Некоторые из этих вопросов требуют отдельного обсуждения. В главе 5 мы обсудим имена двенадцати апостолов, а в главе 8 – случаи, когда отсутствие имен (особенно это касается Марка) странно и, по всей видимости, требует пояснений. Здесь же мы сосредоточимся на именах не апостолов и не публичных персон, а остальных евангельских персонажей. В таблице 5 приведены сами эти имена и сравнение частоты их появления в четырех Евангелиях. Обсудим эти имена, сверяясь с данными, приведенными в этой таблице. Феномен, отображенный в таблице 5, прежде обсуждался по большей части лишь в одном контексте – значения деталей в евангельских повествованиях. Например, Рудольф Бультман полагал, что по мере своего развития устная традиция обрастает подробностями. Личные имена (в том числе большинство перечисленных выше) он считал, как и другие детали, поздними добавлениями к преданиям. По его мнению, это пример «романического интереса» к персонажам, стремление индивидуализировать их различными способами, включая придание имен 99 . Однако в некоторых случаях аргументация применения этого принципа не совсем оправданна. Например, Бультману приходится предположить, что Матфей и Лука знали вариант текста Мк 10:46 , в котором отсутствовало имя Вартимея, хотя у нас нет никаких свидетельств, что такой текст вообще существовал 100 . В другом случае ему приходится утверждать, что имя Иаира в Мк 5:22 изначально отсутствовало – это якобы позднейшее добавление, перенесенное туда из Лк 8:41 101 . Здесь некоторая текстуальная поддержка (D и пять старолатинских манускриптов) того, что в Мк 5первоначально не было имени Иаира, имеется 102 ; однако современные исследователи склоняются к тому, чтобы считать эти слова Луки оригинальными 103 , а Джозеф Фицмайер даже называет предположение Бультмана «нелепым»! 104

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010