Если мы встречаемся с таким разнообразием мнений относительно Иакова Алфеева, то предания о следующем апостоле, упоминаемом евангелистом, Леввее, еще более запутаны. Иоанн Златоуст различает Иуду Искариота и Иуду Леввея, прозванного Фаддеем; Лука называет его Иаковлевым, говоря: Иуда Иаковлев ( Лк.6:16 ). Августин думает, что один и тот же апостол назывался тремя именами, т.е. Фаддеем, Леввеем и Иудой, «потому что кто запрещал когда-нибудь называться кому-нибудь двумя или тремя именами?» Исторически ничего нельзя возразить против того, что один апостол назывался тремя именами. В средние века вообще установилось мнение, что Фаддей был тот, которого Лука называет Иудой Иаковлевым, т.е. братом Иакова – писатель Послания Иуды. Согласно Венгелю, Фаддей и Леввей («тад» и «леб») – синонимы, и оба эти названия означают человека сердечного. Высказывалось мнение, что Фаддей было именем несколько соблазнительным для апостола, потому что арамейское слово «тад» означает собственно женскую грудь. Поэтому его название было заменено соответствующим Леввей, которое сходно с первым, потому что означает сердце, но было более, так сказать, прилично апостолу. Слова Луки, что кроме предателя еще один апостол назывался Иудой, сильно, по словам Цана, подтверждаются Ин.14:22 , и этим одним удовлетворительно объясняется неуклонное наименование предателя Искариотом. Мф.10:4 .  Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. (Ср. Мк.3:19 ; Лк.6:16 ). Иероним производит имя Кананит от Каны Галилейской, а разноречие у Луки, который называет апостола Симона Зилотом ( Лк.6:15 ), примиряет тем, что само слово Кана означает ревность. Так толкуют это слово и некоторые другие экзегеты. Согласно этому толкованию Симон Кананей (так следует читать, а не Кананит, – см. Шюрер, (Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes, I, 486, прим. 138) назывался так исключительно потому, что жил в Кане Галилейской. В новое время это толкование совершенно оставлено, потому что совершенно неизвестно, был ли Симон жителем Каны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Названные по именам (20) Иоанн (Креститель) Андрей Симон (Петр), сын Иоаннов Филипп Нафанаил Мать Иисуса Распорядитель пира Братья Иисуса Никодим Самарянка Царский слуга Его сын Расслабленный Мальчик с едой Иуда, сын Симона, Искариот Слепой Его родители Лазарь Каиафа Иуда (не Искариот) Другой ученик Привратница Родственник Малха Варавва Двое распятых с Иисусом Четверо солдат Мария Клеопова Мария Магдалина Иосиф Аримафейский Сыновья Зеведеевы Таблица 5. Имена в четырех Евангелиях (кроме Иисуса, персонажей Ветхого Завета, нечеловеческих персонажей, имен из двух генеалогий иисуса, общественно значимых фигур и двенадцати апостолов) ИменауМарка Матфей Сын Алфеев без имени] Мария (мать Иисуса) Ср. 1и далее 13(Иосиф) Вартимей без имен] имени] Сын Тимея имени] имени] Симон прокаженный Симон Киринеянин Александр Иосиф Аримафейский Мария Магдалина 15:40, 47; 16:1 27:56, 61; 28:1 8:2; 24:10 19и далее 15:40, 47; 16:1 27:56, 61; 28:1 Мать Иакова 15:40; 16:1 и Иосии 15:40, 47 27(Иосифа) Саломия 15:40; 16:1 Дополнительные имена у Матфея 1и далее 1и далее (отец Иисуса) Дополнительные имена у Луки Захария 1и далее Елизавета 1и далее Симеон Дочь Фануила Симон фарисей (ср. 14:3) (ср. 26:6) Иоанна, жена Хузы Сусанна 10:38, 40–41 11и далее 10:39, 42 11и далее Закхей 19:2, 5, 8 Клеопа Нафанаил 1и далее Никодим 3и далее 1и далее 1и далее Лазарь 11и далее 10:39, 42 11и далее 10:38, 40–41 11и далее имени] имени] имени] Мария Магдалина 15:40, 47; 16:1 27:56, 61; 28:1 8:2; 24:10 19и далее Мария Клеопова Иосиф Аримафейский 97 См., например, Лк 12:13; 13:23; 14:15 . Лука вообще склонен атрибутировать вопросы и замечания отдельным анонимным членам толпы или группы; Матфей и Марк в аналогичных случаях обычно пишут просто «они». Этот прием довольно искусственным образом повышает число безымянных персонажей у Луки. 98 Тот удивительный факт, что Марк не называет первосвященника Каиафой, мы обсуждим далее, в главе 8. В Лк 3упоминается «первосвященники Анна и Каиафа», однако читатель остается в неведении о том, кто из них действует в 22:50, 54.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.5 из  5) Я расскажу о том, как полезно иногда идти по дороге, не зная, куда она тебя приведёт. Мой путевой очерк — об известных и в то же время неизвестных святынях Нового Афона . Буду очень рада, если кто-то пройдёт моим маршрутом и увидит своими глазами это удивительное место, которое довелось увидеть мне. Новоафонское утро. Солнце еще не показалось из-за гор, лишь небо посветлело. Но петухи уже вовсю стараются перекричать друг друга. По объему глотки российские петухи, очевидно, уступают абхазским. Эти птички начинают петь с четырех утра, не давая нам выспаться. Но благодаря им наш день начинается раньше, а, как известно, кто рано встает, тому Бог подает. И мы это на себе испытали еще как. Сейчас, когда нет еще и семи утра, хозяйки в домах уже хлопочут на кухне, хозяева пьют чай на веранде (наверняка с инжировым вареньем — сейчас как раз сезон этих сладких фиолетовых луковиц). До обеда, пока нет сильной жары, им многое надо успеть: например, сходить на рынок за овощами или починить винную бочку. Как во всех жарких странах, местные жители в полуденный зной стараются не высовывать нос из тени. Сбежавший жених Не так много на земле апостольских мест, где проповедовали ученики Спасителя. И Новый Афон – одна из таких точек на карте. Симон Кананит – один из ближайших учеников Иисуса Христа. Это на его свадьбе в Кане Галилейской, в самый разгар праздника, закончилось вино. Тогда Иисус Христос сотворил Свое первое чудо – претворил воду в вино, о чем повествуют почти все евангелисты. После этого чуда Симон уверует во Христа и отправится вслед за Ним, оставив свою невесту. После сошествия Святого Духа на апостолов разлетелась Благая весть по миру: Фома отправился в Индию, Петр – к римлянам, Лука – в Грецию. А Симон Кананит пошёл проповедовать вместе с Андреем Первозванным в Осетию и Абхазию. После города Севаста (нынешний Сухум) пути апостольские расходятся: апостол Андрей отправляется дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, доходит до Булгарии, а Симон остается здесь, селится в пещере в ущелье реки Псыртсхи. Здесь и живет он, проповедуя язычникам Евангелие Христово.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/novyj-af...

Ариобий же, писавший после св. Кирилла, говорит, что Симон после того как был посрамлен, удалился в Бринд, где и умер. (Арноб. Adv. Gent. Lib II § 12). Евсевий Ц. И. кн. II, 13 и 14) не говорит о смерти Симона, хотя упоминает о том, что Ап. Петр, встретив его в Риме, противоборствовал его лже-учению. Феодорит (Ерет. басн. кн. I) говорит о сем событии, не упоминая о том, что Симон при падении умер. Св. Епифаний (Пр. ерес. XXI; § 5) утверждает, что Симон при падении своем умер; автор же философумен, позднейший из всех поименованных, повествует, что св. Петр противоборствовал Симону волхву в Риме и что обольститель этот удалился в ...... (имени города в рукописи недостает) и что однажды сидя под платаном он объявил, что если хотят похоронить его живым, то восстанет из гроба; действительно его похоронили, но нашли в могил мертвым. Из всех свидетельств этих видно, что смерть Симона волхва, касательно подробностей, не есть событие неопровержимое. Вскоре будет изложено учение этого лжехриста. 654 Там же § 3 и 4. В этом месте говорит он об обрядах иудейских, как истинный ученик Павла. Далее (гл. 22) приводит слова Павла, называя его просто Апостол. 672 Игнатий преемствовал Еводию в 66 году согласно Евсевия (Ц, И. вн. 22), то есть через год после мученичества Апостолов Петра и Павла. 674 Можно также предполагать, что Трофим оставил Рим ещё до смерти Апостолов, потому, что времени прибытия его в Галлию со всей вероятностью определить нельзя. 681 Неизвестно, в которое именно время, св. Лука написал; но Евангелие его обнародовано было после Евангелия от Марка и прежде Евангелия от Иоанна. Св. Марк же написал свое до смерти Ап. Петра и Павла, т. е. около 66 г. Св. Иоанн умер в 99 г., а потому следует допустить, что св. Лука писал во второй половине первого столетия. 682 Тертул. Adv Judaeos, c. 7 Galliarum diversae nationes… in gubus omnibus locis Christi nomen regnal. По свидетельству св. Иринея и Тертуллиана равно и по другим памятникам, указанным нами, невозможно сомневаться в том, что Церкви эти основаны в Галлии в первом столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Возвращаюсь к той мысли, что дружба по-двое была осуществлена в среде учеников Христовых и что эта связь по-двое выразилась в распределении их по-двое для проповеди . Дружба эта была для них делом жизни, а не мимолетным и случайным сотрудничеством попутчиков или со-товарищей, и на эту прочность двойственных отношений явно указывает твердо-установившаяся ассоциация апостольских имен по два. «В перечне апостолов замечается явное намерение называть имена попарно, вероятно как посылались они Христом на проповедь, апостольствовали при жизни Господа…» 133 , утверждает один экзегет. Если – так, то уже загодя можно предположить, что эти пары не случайны, но спаяны чем-то более крепким, нежели внешние соображения об удобстве исполнять совместно общее дело. Действительно, три пары определяются родственными, кровными и даже братскими связями; каковы двоицы: Андрей и Петр (сыновья Ионы). Иаков и Иоанн (сыновья Зеведея). Иаков Алфеев и Иуда Симон (?) Леввей-Фаддей (сыновья Алфея). Что касается до прочих трех, то, кажется, такой внеш- —179— ней затравкой для образования духовной связи, такой завязью тут было сродство характеров, быть может, единство мирочувствия и миросозерцания, или какие-либо особенности в жизни до- или после следования этой группы за Христом; к этим парам относятся: Филипп и Нафанаил Варфоломей, Матфей Левий и Фома Близнец, Иуда (Симон) Искариот и Иуда (?) Симон Канатит-Зилот Клеопа (?) 134 . Наконец, можно добавить сюда еще две пары: Тимофей и Павел, Лука и Сила. В народных легендах 135 , – вообще нередко искажающих историческую фактичность в пользу высшей правды и осмысленности повествований, – такая связь между харисматическими дарами и дружбой двух запечатлена со всей отчетливостью. Дар исцеления, в народном сознании, получают лишь пары последователей Господних, а не отдельные, отъединенные друг от друга, – так сказать а-филические, – личности. Поэтому-то, – как приметил уже Авг. Моммзен, а за ним А. П. Шестаков, – апостолы-целители, да и вообще святые-целители, являются в народных сказаниях привычно вдвоем; таковы например:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все эти события в отдельности Святая Церковь предлагает нашему благоговейному вниманию в течение Великого Поста и Страстной седмицы. Так, в Неделю 5-ю Великого поста на Божественной литургии читается Евангелие, благовествующее о первом помазании Господа явно грешницей потому, что воспоминаемая в эту неделю преподобная Мария Египетская, подобно этой жене, явила достоподражательный пример покаяния и были прощены ее многие грехи за то, что она много возлюбила Христа. В Неделю цветоносную или ваий читается на литургии Евангелие о том, как за шесть дней до Пасхи был Господь помазан в Вифании усердием Марии, сестры Лазаря. Наконец, в Великую Среду читается на литургии о третьем помазании Господа некоей женой, по преданию той же грешницей, о которой пишет святой Лука, в доме Симона прокаженного, в Вифании. Может быть вскоре после этого этот Симон фарисей заболел тяжкой неизлечимой проказой, с верой обратился ко Христу Спасителю и получил от Него исцеление. Оба облагодетельствованных Господом, и Симон, и покаявшаяся грешница, в благодарных сердцах носили глубокое благоговение к своему Божественному Благодетелю. В повествованиях святых евангелистов Матфея и Марка Симон уже называется не фарисеем, что напоминало о секте врагов Господних, а смиренно именуется прокаженным, что напоминает о благодеянии Христовом. Так называют его евангелисты в том же смысле, в каком евангелист Иоанн называет Лазаря умершим, или Матфей в лике апостолов называет себя мытарем. У Симона был другой дом в Вифании, куда он, вероятно, переселялся на время великих праздников; здесь он жил и в ту Пасху, в которую пострадал Господь наш. Прибытие Господа в Вифанию всегда было радостным праздником для Его друзей и почитателей, и каждый из них считал за счастье принять у себя дорогого Гостя. Обычно Господь пребывал в доме друга Лазаря; но за день до Своих спасительных страданий, именно в Великую Среду, Он благоволил принять приглашение в дом Симона, исцеленного Им от проказы. «Уже то показывало величайшее уважение ко Господу, что все это происходило близ Иерусалима, когда каждый Израильтянин из опасения проклятия и казни должен был доносить верховному синедриону о местопребывании Иисуса» (Иннокентий, архиеп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Стих 3.  Иаков Алфеев и Леввей, нареченный Фаддей. Этот Иаков был брат Матфея, так как Матфей, называемый не только Матфеем, но и Левием, был также сын Алфея: виде, говорит, Левию Алфеова, седяща на мытнице (Мк. 2, 14). Лука вместо Фаддея поставил здесь Симона Зилота, или Кананита, а потом Фаддея соединил с Иудой Искариотским, называя и его Иудой: Иуду, говорит, Иаковля, и Иуду Искариотскаго (Лк, 6,16). Соединил он их по сходству имен. Итак, было два Симона: Симон, называемый Петром, и Симон Зилот, который называется и Кананитом; два Иакова: Иаков Зеведеев и Иаков Алфеев; два Иуды: Иуда Иаковлев который называется Леввеем и Фаддеем, и Иуда Искариотский. По причине сходства их имен евангелисты присоединяют для различения и другие признаки. Но если Лука, по причине сходства имен, соединил Фаддея с Иудой Искариотским, то почему он не соединил равным образом Симона Петра с Симоном Кананитом, и Иакова Зеведеева с Иаковом Алфеевым? Потому что Петр со своим братом Андреем, а Иаков вместе с братом своим Иоанном последовали за Христом, и их нужно было поставить вместе не только как братьев, но и потому, что они вместе последовали. Но почему в таком случае Иаков Алфеев не поставлен вместе со своим братом Матфеем? Потому что тот последовал после. Стих 4.  Симон Кананит и Иуда Искариотский, иже и предаде Его! Предал Его злоумышленникам. Стих 5.  Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им… Каких сих? Рыбарей и мытарей; Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыболовы, а Матфей и Иаков Алфеев — мытари. Лука (6,12, 13) указал и место, на котором Он отделил их для апостольства. Он сказал: изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии. И егда бысть день, призва ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече и т. д. Но не тогда Он послал их. А Марк (6, 7) говорит о способе, что начат их посылати два два, — два, конечно, ради взаимного утешения. Стих 5–6.  Глаголя: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева. Сначала посылает учеников в иудейские города и села, как учителей и врачей, показывая этим Свою преимущественную любовь к иудеям и чрезмерное попечение о них; претерпевая от них обиды, Он не помнит этого, но старается всяким способом исправлять и врачевать их. Поэтому запрещает посланным касаться пути, ведущего к язычникам, и повелевает не идти в город Самарянский, лежащий между иудейскими городами, так как самаряне, наполовину сохраняя иудейство, враждебно относились к иудеям. И со всех сторон затыкает уста неблагодарных, хотя они, предпочтенные Им пред всеми, больше всех обесчестили Его. По справедливости назвал их погибшими овцами дома Израилева, — овцами, как пасомых некогда Богом: Пасый, говорит, Израиля, вонми (Пс. 79, 2), — погибшими, как изнуренных и рассеянных, как выше было сказано, — а овцами дома Израилева, как Израильтян. Назвав так иудеев, Он смирял гордость учеников и внушал им заботу о чистоте души.

http://predanie.ru/book/72198-tolkovanie...

Все эти события настолько разные, что даже происходят в разных местах! Генисаретское озеро — это Галилея, север Палестины. А Вифавара, где проповедовал Иоанн Предтеча, — в Иудее, на берегу реки Иордан. Одно с другим не вяжется? И не должно — евангелисты просто говорят о разных событиях, происходивших в разное время. Первое знакомство будущих апостолов (вернее, части из них) с Иисусом состоялось благодаря Иоанну Предтече и произошло еще до того, как Иисус, увидев их на берегу озера в Галилее, позвал следовать за Собой. Надо сказать, что и выглядит это гораздо достовернее, чем представление, будто галилейские рыбаки ринулись за Христом сразу же, как только впервые увидели Его. Ну а окончательный призыв к апостольству последовал, судя по всему, за тем самым чудесным ловом рыбы, после которого Петр и другие ученики навсегда оставили свое прежнее занятие. Почему в Евангелии от Иоанна апостолов зовут не так, как у других евангелистов? Небольшие разночтения в именах апостолов имеются даже у первых трех евангелистов. Например, Матфей и Марк говорят о Симоне Кананите, а Лука — о Симоне Зилоте. Ясно, что они имеют в виду одного человека: прозвища «кананит» и «зилот» значат одно и то же — «ревнитель», просто первое слово арамейское, а другое греческое. Другой пример — Леввей Фаддей: такое имя этот апостол носит только в Евангелии от Матфея; у Марка он просто Фаддей, а у Луки — Иуда Иаковлев. Фрагмент Папируса Бодмера (p66), который считается самой старой из найденных копий Евангелия от Иоанна. Дело в том, что один человек в те времена часто имел сразу несколько имен. Скажем, греческое имя Петр первоверховный апостол получил от Самого Христа, а в «обычной жизни» он назывался Симон. Апостола Павла до того, как он пустился в миссионерские путешествия, звали Савл (Деян 13:9), одного из его спутников, Варнаву, — Иосия (Деян 4:36), а другого, Марка, — Иоанн (Деян 12:25). Иоанн Богослов единственный из евангелистов не перечисляет имена всех двенадцати апостолов. Он не хочет повторяться, ведь он пишет свое Евангелие последним из четырех, когда три других уже записаны, и его цель — только добавлять. У Иоанна фигурируют только восемь учеников: Симон Петр, Андрей, Филипп, «два сына Зеведеевых», в том числе «ученик, которого любил Иисус», «Фома, называемый Близнец», Иуда Симонов Искариот и Нафанаил. Все толкователи единодушно считают, что Нафанаил — это первое и «главное» имя апостола Варфоломея, ведь арамейское Варфоломей — это скорее отчество: сын Фаломея. Точно так же Петр именуется в Евангелии «Симон, сын Ионин», а ученик, предавший Иисуса, — «Иуда Симонов Искариот».

http://foma.ru/pochemu-evangelie-ot-ioan...

Наконец, и на Апостольском Соборе в Иерусалиме ап. Иаков, этот «сын грома», первого говорившего там апостола называет только «Симон», не прибавляя наименования «Пётр», как не выражающего собой преимущества его власти. Хотя ап. Пётр и указывает здесь на то, что Бог избрал его первым из среды апостолов, чтобы из уст его язычники услышали слово Евангелия и уверовали; однако, и столь уполномоченный в этом отношении к язычникам, он не желает действовать единовластно, а действует в согласии со всею Церковью. И окончательно решающее слово произнёс ап. Иаков, а не Пётр ( Деян.11:1, 4–10, 15–18, 15, 7, 13–14, 19, 22–23 ). И это неизменно должно было так совершиться потому, что право учения, власть прощения грехов и благодать чудотворений апостолам принадлежали всем в равной степени. Итак, и самому Христу, и апостолам, и всему народу Симон Пётр говорил как «первый между равными», или, как выражается дееписатель Лука, «став посреди учеников» или «став с одиннадцатью». И, будучи первым между равными, что же, собственно, делает Симон Пётр? Пред Христом он излагает исповедание веры апостолов; между апостолами он возбуждает и совершает дело избрания и поставления апостола; пред всем народом, в присутствии всех апостолов, он проповедует о воскресении Распятого, утверждая новый догмат – о даровании Церкви обильных даров благодати, совершает таинства покаяния и крещения новообращённых. Наконец, на Соборе Апостольском он первым произносит речь по существенному важному вопросу о принятии новообращённых из язычников в лоно Церкви Христовой с равным правом на получение благодати, какое имели обращённые из иудеев, совершавшие обрезание по закону Моисееву, иначе об отмене обрезания. И все это делает ап. Пётр не единолично и не единовластно, а вместе с другими апостолами, как имеющими с ним равные права. Но, как первый и таковой между сими ему равными, он и есть апостольский прототип всех патриархов последующих исторических времён Церкви Православной Вселенской. Таким-то именно и должен быть и высший иерарх Русской Церкви: «как первый между равными ему иерархами», первый – и в деле исповедания веры, и в управлении Церковью, и в приумножении ее членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Маков – Иоанн — сыновья Зеведея. Иаков Алфеев – Иуда Симон (?) Леввей–Фаддей — сыновья Алфея.   Что касается до прочих трех, то, кажется, такою внешнею затравкою для образования духовной связи, такою завязью тут было сродство характеров, — быть может, единство миро–чувствия и миро–созерцания, или какие–либо особенности в жизни до- или после следования этой группы за Христом; к этим парам относятся: Филипп – Нафанаил Варфоломей. Матфей Левий – Фома Близнец. Иуда (Симон) Искариот – Иуда (?) Симон Кананит–Зилот Клеопа (?).   Наконец, можно добавить сюда еще две пары: Тимофей – Павел. Лука – Сила   В народных легендах, — вообще нередко «искажающих» историческую фактичность в пользу высшей правды и осмысленности повествований  , — такая связь между харисматическими дарами и дружбою двух запечатлена со всей отчетливостью. Дар исцеления, в народном сознании, получают лишь пары последователей Господних, а не отдельные, отъединенные друг от друга, — так сказать а–филические, — личности. Поэтому–то, — как приметил уже Авг. Моммзен  , а за ним А. П. Шестаков —  , апостолы–целители, да и вообще святые–целители, являются в народных сказаниях привычно вдвоем; таковы например: апп. Петр и Иоанн, — Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, — Кир и Иоанн, — Пантелеимон и Ермолай, — Самсон и Диомид (Диомофей) — Трифон и Фалалей (Далалей), — Муций и Аникита.   Парность духо–носных личностей несомненна. И каковы бы ни были первоначальные толчки к их дружбе, — из тех даров, которые получили они в своей дружбе, необходимо заключить и к таинственной спайке их личностей. По–парное распределение апостолов было замечено уже и древними экзегетами. Так, по словам бл. Иеронима  , «По двое призываются и по двое отправляются ученики Христовы, ибо любовь не бывает с одним, почему и говорится: «Горе одинокому» — Bini vocantur, et bini mittuntur discipuli Christi, quoniam caritas non consistit cum uno. Unde dicitur: Vae soli». Бл. Августин говорит  : «Что же касается до того, что посылает по двое, то это есть таинство любви, или потому, что двое — заповедь любви, или потому, что никакая любовь не может быть менее, нежели как между двумя — quod autem binos mittit, sacramenmum est caritatis, sive quia duo sunt caritatis praecepta, sive quia omnis caritas minus quam inter duos esse non potest».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010