Андрей Рахновский: Апостол Андрей, во-первых, был учеником Иоанна Крестителя, т.е. входил в круг духовно ищущих людей, ожидающих пришествия Спасителя. Он был как и брат, ап. Петр, рыбаком, он приводит апостола Петра ко Христу, очень важный момент. Апостол Андрей, что достоверно известно из преданий, он проповедовал в северных районах Причерноморья, это была область его проповеди. На этом основаны и поздние сказания, о том что ап. Андрей доходил до Киевских гор. Алла Митрофанова: Доходил или это поздние сказания? Андрей Рахновский: Сложный вопрос. Что мы знаем достоверно об апостолах, можно прочесть в Священном Писании. Что касается житий апостолов, они составлены на основе апокрифоф – неканонических книг, из которых пытались выделить исторический материал. Апокрифы особенно о жизни апостолов, их деяниях – это такие географические романы, художественная литература. Понятно, что не на пустом месте они возникли. В них возможно рационально-историческое зерно, вопрос в том, как это сделать – это вопрос гораздо более сложный. Был ли апостол андрей на киевских горах или не был – это не меняе6т наше к нему отношение и не мешает нам менять его нашим покровителем, поскольку направление одно. И Оригеном зафиксировано, древнехристианским писателем, и Евсевием Кесарийским, первым христианским историком, что апостол Андрей по жребию получил Скифию. Алла Митрофанова: Скифию, это что такое? Андрей Рахновский: Скифия – это все, что к северу от Черного моря. Это очень условное обозначение, нет таких стран. Как мы сейчас говорим Кавказ, хотя не понимая, что это сложный конгломерат национальностей и народов. Вот греки и также – Скифия – это на север Черного моря, Эфиопия, Индия – страны неизвестные или плохо известные. Поэтому определить досконально, где конкретно проповедовал апостол именно в Скифии – это очень трудно. Алла Митрофанова: Можно личный вопрос задам. Вы носите имя апостола Андрея и, наверняка, имеет свое личное к нему отношение. Чем он для вас особенно дорог, лично вам? Андрей Рахновский: Христос сказал – идите и научите все народы. Вот мне он дорог именно тем, что он апостол. Мне самому бы хотелось, хотя сознаю свои реальные возможности и силы, мне хотелось ему в этом подражать. Как сказал апостол Павел: «Горе мне, если я не благовествую». Вот мне хотелось бы к этому состоянию когда-нибудь прийти.   

http://foma.ru/apostoli-radioprogramma.h...

322. Андрей Иванович, прозванием Сухорукой , князь пронский, младший из трех сыновей Ивана Владимировича, князя пронского 818). – Упоминается в летописной родословной князей рязанско-пронских, из которой видно, что он жил в первой половине XV в. и оставил сына Дмитрия 666). 323. Андрей Иванович 323. Андрей Иванович, князь ростовский, старший из пяти сыновей Ивана Александровича, князя ростовского 784), по прабабке отцовой, Феотииии ), праправнук Ивана Давидовича Калиты, великого князя московского 97). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и ум. бездетным. 324. Андрей Иванович 324. Андрей Иванович, прозванием Хохолок , князь ростовский, старший из двух сыновей Ивана Андреевича Брюхатого, князя ростовского 793), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он княжил на своем уделе во второй половине XV в., и ум., оставив сыновей, уже не удельных князей Ростовских: Юрия (Георгия), Александра и Ивана, прозванием Катырь, родоначальника угасших князей Катыревых-Ростовских . 325. Андрей Иванович 325. Андрей Иванович, прозванием Лобан , удельный князь ряполовско-стародубский, младший из четырех сыновей Ивана Андреевича Нагавицы, князя ряполовско-стародубского 796), от брака с неизвестной. – Летопись именует его однажды, в числе воевод московских, убитых Татарами, под Белевом, 5 декабря 1437 г. – В родословных значится бездетным. 326. Андрей Иванович 326. Андрей Иванович, князь старицкий, младший из пяти сыновей Ивана III Васильевича, великого князя московского и всей Руси 95), от второго брака с Софией Фоминичной Палеолог, дочерью деспота морейского 181). – Род. в Москве, 5 августа 1490 г.; сопровождал Василия Ивановича, великого князя московского 46), своего брата, в Новгород, перед завоеванием Пскова, в 1510 г.; на время похода великого князя к Смоленску, оставлен «блюсти» Москву, в 1514 г.; охотился с братом, велик. князем, под Волоколамском, в 1518 г.; получил в удел: Старицу, Верею, Вышегород и Алексин, в 1519 г.; ходил, с великим князем, к Коломне, против Магмет-Гирея, хана крымского, в 1522 г.; выступил из Москвы, с великим князем, на Ислама, хана Крымского, в 1528 г.; присутствовал на освящении, митрополитом Даниилом, Вознесенской церкви в селе Коломенском, в 1531 г.: участвовал в поражении полчищ Саин-Гирея, хана Крымского, в 1532 г.; сопровождал великого князя на охоту, около Волоколамска; присутствовал у его смертного одра, целовал крест 3-летнему наследнику брата, своему племяннику, Ивану IV Васильевичу (впоследствии Грозный 96), просил о прибавке удела и, не получив желаемого, стал «держать гнев», на правительницу Елену Глинскую, вдову Васильеву 88), в 1533 г.; после объяснений с присланным к нему кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Иногда Андрей ударял себя сильно в грудь, или бился затылком о стену так, что удары слышны были на улице, но этим он не делал себе вреда. Пока одни смеялись над ним, другие стали уважать его, замечая в нем прозорливость. Пришел как-то Андрей в соседнюю деревню Староселье во время посева ржи. Один мужик, издаваясь над ним, просил его посеять ему ржи. Бросая семена, Андрей произносил: “Пропало, замерло!” На этом поле не выросло ни одного колоса. А когда Андрей обсеял поле другому крестьянину, который верил, что Андрей угоден Богу — у него уродился, никогда им не виданный, урожай. Когда Андрею исполнилось 35 лет, он захотел жить в Мещовске и, указывая в сторону города, говорил: “Отвезите меня туда!” Когда его привезли в город, он подошел к дому мещанской вдовы Суховой и остановился тут, прислонившись к стене и как бы задумавшись. Мать этой вдовы позвала его к себе, уложила ночевать, и Андрей стал постоянно жить у нее. В городе Андрей продолжал ходить неодетым и с топориком. Сколько ни жертвовали ему рубашек, он отдавал их нищим. Летом и зимой он на несколько часов уходил из города. Снег и мороз ему не вредили. Однажды в сильный холод один человек отказал Андрею в ночлеге, но потом пожалел его и вышел его искать. Он нашел Андрея лежащим на снегу, из которого выходил сильный пар, и, когда он позвал его, юродивый куда-то ушел. Молясь за городом, он прекращал молитву, когда его замечали. Дома он молился за хозяев: “Помяни, Господи, подай здравие дядюшке и тетушке!” В праздники, которые он очень чтил, он ходил в церковь, где стоял с благоговением. В дни Рождества и Пасхи он полон был величайшей духовной радости и все восклицал: “Христос рождается!”, в Пасху “Христос воскресе!” На рынке замечено было, что у кого Андрей брал что-нибудь, тот бойко торговал, и потому торговцы наперерыв старались ему вручить подаяние. Он раздавал все нищим, а, когда их не попадалось, клал деньги в щели домов, чтоб нищие их брали оттуда. Особенно жалел Андрей солдат и заключенных в тюрьме. Когда шла речь о солдатах, он с тяжелым вздохом говорил: “Бедные солдаты!”

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Поездка Андрея в Киев довольно характеризует его отношения к православным. Как относился Андрей к разноречивым с ним раскольничьим толкам? Здесь Андрей обнаруживал живейшее желание мира; он понимал, как много обессиливают раскол эти междоусобные распри, – как хорошо было бы соединиться всем вместе, чтобы стать соединенными силами против общего врага. Он обнаруживал самую великодушную снисходительность и самую полную терпимость в отношении к «заблуждающимся братиям». Не ограничиваясь этими отрицательными мерами, Андрей входил в сношения со всеми местностями, где жили раскольники и везде достиг, если не примирения, то во всяком случае уничтожения той вражды, какою характеризуются нынешние отношения поповщины к беспоповщине. Андрей везде был известен и уважаем, как знаменитейший учитель. Всего меньше имел Андрей успеха в сношениях с федосеевцами, которые, на его глазах, в самом начале его администраторской деятельности, отделились от поморян. Не соглашаясь отказаться от своих понятий о спорных предметах, Андрей, однако же, полемику против них вел самую кроткую, – не столько полемику, сколько апологию, как выражается Любопытный 118 : «Трактаты на федосиян» писаны «витийственно и Христовою любовию». Желая склонить федосеевцев к миру, Андрей отправил к ним несколько посланий, которые все имели характер увещаний. Так, в письме к Феодосию Васильеву он горько жалуется, что федосеевцы, «попирая любовь и страх Божий, нарушают единство Христовой церкви, раздирая тело Христово на части, но зная, бедные, что делают, и что злобствуют на церковь , искупленную божественною кровию. «Един Бог , иже православными, древними догматы проповедуемый и славимый, а не еретическими новинами, и едина вера древняя православная, кафолическая, иже из ребер Распятаго на трисоставнем, певга, кедра и кипариса, крест Владыки Иисуса Христа истекшая и единым трисоставным крестом утвержденная, и на лице своем единым истинным знамением исповедуемая» 119 , так начинает Андрей свое послание к Евстрату Федосеевичу, в которой опять убеждает, «дабы он с поморскою церковию не враждовал и единства Христовой церкви не нарушал: сего греха и мученическая смерть загладить не может 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Андрей выбрал «фемою» слова Соломона: «сотове медовнии словеса добра» и написал в короткое время слово, всякому ученому и неученому приятно, еще же и от страстии празднословия целительно, – и принесе к учителю. Тот прочитал это слово в собрании всех учеников и спросил их: как думают они, кто автор этого слова? Ученики нашли, что это, конечно, принадлежит кому-либо из древних знаменитых учителей церкви Златоусту или Амвросию и переведено с греческого или с латинского языка... После такого триумфа, Андрей наипаче присно к тому учителю отверстый вход себе получи и о всем риторском, философском и феологическом учении с великим прилежанием вопрошаше. Учитель охотно удовлетворял любознательного ученика: к этому побуждала его «рекомендация некая из Москвы о отце Андрее», а отчасти и дары, почасту приносимые учителю Андреем. К сожалению, биограф Андрея не говорит, в котором году был Андрей в Киеве и нельзя положительно сказать, кто был тот нарочитый учитель, о котором дошли слухи в Выговскую пустыню, и который волею или неволею оказал такую услугу расколу. В «житии» рассказ о поездке Андрея в Киев помещен непосредственно перед рассказом о поимке Семена в Новгороде, которая случилась в 1710 году и после рассказа об устройстве женского монастыря на Лексе. Трудно предполагать, чтобы Андрей предпринял дальнюю поездку в Киев прежде этого события, – прежде, чем окончательно организовал свою общину и обеспечил ее материально. Отделение женщин в особый монастырь последовало в конце 1706 года. Нужно думать, что Андрей прибыл в Киев около 1708 года. Дальше рассказ о поездке Андрея в Киев биограф заключает таким замечанием: Андрея превозносили, говорит он, «дивные префекты, пречуднии академии ректоры, преславные авторы и первейший в славе словес, иже последи словесы своими великим персонам Андрея возносяше...». Андрей Иоаннов определенно говорит, что в Киеве Андрей подбился «к ректору» академии. На основании этих соображений мы предполагаем, что этот учитель Андрея был никто другой, как Феофан Прокопович . Он был в академии префектом и профессором философии с 1708 по 1711 г., – а с 1711 до 1715 г. ректором и профессором богословия. Он же и до префектства, будучи простым наставником, по словам митр. Евгения и преосв. Макария, известен был своею ученостью и красноречием далеко вне Киева 117 ; он же в последствии, будучи в Петербурге, сообразуясь с духом Петра, высказывал в Синоде относительно широкие взгляды на раскол и способен был отдать честь дарованиям Андрея, – похвалить его пред великими персонами, – как об этом и есть прямое свидетельство у биографа в другом месте. Пробыв в Киеве более года собрав здесь все нужное к подкреплению «древняго благочестия», Андрей возвратился в свой «Богоявленский монастырь». «И бяше всем обитателем, общежительным же и скитским, неисповедимая радость, и шед в часовню с отцы и братиею, прежде Богу благодарение, потом же взаимное поздравление отдаша».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Апостол Андрей Первозванный: первый из двенадцати Однажды Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным? 12 декабря, 2019 Однажды Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным? Как Андрей Первозванный стал первым из апостолов? О житии, молитвах, историях и иконах, связанных со святым, Вы узнаете, если прочитаете нашу статью! Апостол Андрей Первозванный: житие, икона, молитва Память апостола Андрея Первозванного — 13 декабря В самом начале Своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им самые простые слова: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, бросив в одночасье всю свою прежнюю жизнь. Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным? Братья были родом из селения Вифсаида. Евангелист Иоанн повествует, что еще прежде Андрей был учеником Иоанна Крестителя и слышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим». Ведь это и было самым главным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, став Агнцем ради спасения всего человечества. Андрей поверил в это сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным — из апостолов он был призван первым. Именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем), но вообще Писание мало рассказывает об Андрее. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития. Когда апостолы отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть.

http://pravmir.ru/andrej-pervozvannyj/

Булгакова, преподобный Андрей был нем до 7 лет и получил дар слова после приобщения Святых Христовых Таин 5 . На 14-м году жизни преподобный Андрей ушел из родительского дома в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он скоро становится письмоводителем при дворе правителя Иерусалимской патриархии Феодора, продолжая строгую подвижническую жизнь. В 679 году он вместе с двумя другими доверенными Иерусалимской патриархии направляется в Константинополь на VI Вселенский собор и привозит оттуда список определений Собора. У святителя Димитрия есть указание, что на этот Собор преподобный Андрей был послан в чине архидиакона, тогда как преосвященный Филарет свидетельствует, что преподобный Андрей был вторично вызван в Константинополь патриархом Константинопольским и там посвящен им в диакона великой Софийской Церкви 6 . Вместе с тем подвиги, которые положил в Иерусалимской обители преподобный Андрей, ревностное изучение им там Слова Божия и писаний святых Отцов навсегда сохранили за ним именования Иерусалимлянина . При церкви Святой Софии преподобному Андрею была поручена патриархом Константинопольским должность питателя сирот. В Четиях-Минеях указывается кроме того, что преподобный Андрей был также служителем болящих и попечителем странников. При Юстиниане II преподобный Андрей поставляется архиепископом Критским и ревностно проповедует слово Божие своей пастве. Его молитвы спасают Крит от нашествия сарацин, о чем свидетельствует сам святитель в Слове на обрезание Господне: “Так оставаясь православными, избегли мы страха языков и острова прияли спасение”. Известны и многие другие чудеса пастыря Критского. В засуху по его молитвам ниспосылался дождь, и верные ограждались от бед его предстательством. Преподобный Андрей жил долго. Имеются свидетельства, что он приносил похвальные слова святым, уже убеленный сединами. Есть и в словах его Великого канона указания на то, что это произведение пастырь Критскй писал в преклонном возрасте. В 712 году преподобный Андрей, возвращаясь с Константинопольского собора, куда он ездил по церковным делам, почувствовал, что не доедет обратно на Крит, заболел на острове Мителена и скончался в г.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Читайте также: Протодиакон Андрей Кураев о восточных религиях: «Есть нечто, что вне кругозора Православной Церкви» Может быть в замысле Божием спасение буддистов через твою молитву и твое слово к ним. Только это слово не должно быть в стиле «Это так хорошо, что вы, буддисты, не похожи на христиан и верите совсем иначе, но все равно замечательно! И вы так близки к Богу, в которого вы не верите!». 26 Фев 2010 Протодиакон Андрей Кураев Продолжение Протодиакон Андрей Кураев о культуре, книгах, политике и обществе Российская культура – своеобразная часть единого европейского культурного пространства. Считать себя фронтовым государством, зажатым между воюющими сторонами – это тупиковая позиция. Христианин имеет право позиционировать себя иначе. 8 Фев 2010 Протодиакон Андрей Кураев Продолжение Протодиакон Андрей Кураев: Патриарх Кирилл посвятил первый год Патриаршества знакомству с Церковью Патриарх Кирилл посвятил первый год Патриаршества знакомству с Церковью. Это очень серьезно. Это означает, что он планирует свою жизнь работу на годы вперед, а не просто как дневник заполняется – на день, неделю или месяц вперед. 1 Фев 2010 Протодиакон Андрей Кураев Продолжение Протодиакон Андрей Кураев: Срыв курса светской этики может быть заранее продуманной партитурой У меня возникает ощущение, что отказ автора от дальнейшей работы над учебником «Основ светской этики» – это заранее просчитанная партитура. Учебники по религиозным культурам получились живыми, это учебники жизни. А кто-то хотел, чтобы они были мертвыми искусствоведческими штудиями, рассказывающими детям о картинах, висящих в музеях городов, в которых эти дети никогда не были. 17 Янв 2010 Протодиакон Андрей Кураев Продолжение Дары Рождества Первый дар, принесенный христианством людям – это право прямого обращения к Богу, право обращаться к Богу на “Ты”… Нам кажется сегодня естественным, что религиозный человек молится к Богу. Но в до-христианском мире Богу молиться было нельзя. Молиться надо было Господу… В языческом богословии… высший бог недостижим, или бессилен, или вообще покоится в бездействии… Миром правят частные и многообразные “господа” – узурпаторы или “наместники”…

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Скачать epub pdf XIV-XVI века Благоверный Андрей и преподобная Феодора Нижегородские Святой благоверный князь Андрей Константинович родился около 1323 г. Он был старшим сыном Суздальского, а впоследствии Нижегородского князя Константина Васильевича, после смерти которого 21 ноября 1354 г. и унаследовал Нижегородский княжеский стол. Поначалу князь Андрей не стал продолжать борьбу Нижегородско-Суздальских князей с Московскими князьями за Владимирское великое княжение, начавшуюся при его отце. Так, в 1356 г. в Переяславле он встретился с великим князем Иоанном II Иоанновичем. После смерти Uoahha II князь Андрей уступил ведущую роль в политической борьбе своему младшему брату Димитрию-Фоме, отказавшись в пользу последнего от предложенного ему в 1360 г. ханом Золотой Орды Наврузом ярлыка на великое княжение. В 1360–1362 гг., в союзе с Новгородом, князь Андрей поддерживал Димитрия в бытность его великим князем против юного московского князя святого Димитрия Иоанновича. Однако князь Андрей отдалился от борьбы за мирскую власть настолько, что еще при его жизни, не позднее осени 1363 г., Нижегородский стол был захвачен другим его младшим братом – Борисом Константиновичем, князем Городецким. По некоторым летописным сообщениям, князь Андрей, как и его супруга Васса (Василиса), был «духовен зело и многодобродетелен». В 1363 г. мироточил крест, которым новопоставленный Суздальский епископ Алексий после литургии благословил благоверного князя. В 1359 г. на средства князя Андрея был построен собор во имя Архистратига Божия Михаила в Нижнем Новгороде, а в 1364 г., согласно позднему (XVI в.) житию преподобного Евфимия Суздальского, был воздвигнут Суздальский в честь Покрова Богоматери монастырь – как благодарность Богу за чудесное спасение во время путешествия по Волге. В 1364 г. благоверный князь Андрей принял монашество и примерно через год, 2 июня 1365 г., скончался. Летописец так отметил это событие: «Преставися кроткий, и тихий, и смиренный, и многодобродетельный великий князь Андрей Констянтинович во иноцех и в схиме».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В этом городе жило одно почтенное семейство. Отца звали Ионой, имя матери история не сохранила. У них было двое сыновей. Старший Андрей и младший Симон (будущий апостол Петр). Старший сын был назван греческим именем Андрей (νδρας), которое в переводе означает «мужественный, храбрый», и это несмотря на то, что семья еврейская. Вот вам и влияние Рима. С детства Андрей с братом во всем помогали отцу, а позже накопив значительную сумму денег, смогли открыть свой личный бизнес в другом, более крупном городе Галилейской области – Капернауме. Братья были разными по характеру. Андрей был немногословен и очень спокоен, Симон же, напротив, был очень порывист и горяч. Андрей с юности дал Богу клятву остаться девственником, в отличие от брата, который был женат. В семье братья получили прекрасное образование. Отец первым открыл для них книги Священного Писания и научил молитве. Слушая лекции греческих философов, Андрей и Симон постигали азы греческого языка и эллинской культуры. Даже, когда они отделились от отца, они не забывали традиций родного дома. Изучая Священное Писание Ветхого Завета, Андрей обнаружил в нем множество цитат о скором пришествии Мессии, то есть Спасителя. Он всем сердцем желал стать свидетелем Его прихода, или еще лучше оказаться в числе Его сторонников. Вот о чем были его вечерние молитвы после долгих дневных трудов. И вот он слышит, что в предместьях Иерусалима, на реке Иордан появился пророк, именем Иоанн, который крестит людей. Андрей немедленно отправляется с братом посмотреть на этого человека. Учение Иоанна о покаянии разбередило душу Андрея, заставило его проснуться. Он было уже подумал, что нашел своего Мессию. Но на вопрос к пророку Иоанну: «Не он ли тот Мессия, которого все ждут?» получил прямой ответ: «Я не Христос!» (Ин. 1, 19 – 20). Но вот дальше, он стал свидетелем прихода к пророку Иоанну настоящего Мессии – Иисуса, который крестился в Иорданских водах, и о Котором Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира... Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 29 – 34). С этого момента Андрей с благословением уходит от пророка Иоанна и присоединяется к Христу. Так как он был первым призванным апостолом, то и получил прозвище Первозванный. Вторым апостолом, как вы уже, наверное, догадались, станет его родной брат Симон (Петр).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/13/on...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010