Аввы Хаила (Михаила). Копт. у Порфир. 19 . Герногена, Кая, Експедита,Аристоника, Руфа, Галаты, Митины, Арминии, Руфа, Илария, Аристоника, Фортуната, Кая, Доната, Мавилина в Милитине в Армении. Иерон. У. А. Н. Исидора и Саны (по другим Синета или Саса) мучч. Копт. 1338 (Сины муч. друга Исидора. Копт. 1425). 20 . Арада пресвитера и Такцея мучч. в Александрии. Мюллер. (Иерон. один список у Флорентиния Арада и Тавка). Феотима еп. г. Томов в Скифии с 390 г., современника Златоуста, распространявшего свет Евангелия и за Дунаем до гуннов. М. Р. Деян. св. по Сократу кн. 7 гл. 25 и Созомену и другим писателям. Фил. Черн. об отцах параграф 178 и Южн. святые стр. 61. Муч. Сарры и двух ее сыновей при Диоклитиане в Антиохии, Копт. 1425. Бабнодия (Пафнутия) пустынника. Копт. 1425. (У Порфир. Пиоды). 21 . Аратюра пресвитера, Фортуната, Феликса, Сильвия, Виталия в Александрии. Иерон. М. Р. Мучч. Сисиния и 1115 мучч. в Никомидии при Диоклитиане. Копт. 1425 и у Порфир (Суснея Копт. 1338 и 1286 г. сына Сосипатра у Порфир., сына Петра Сусенского у Люд. Иоанна ниневитянина. Абис. у Люд. 22 . Леонида , отца Оригена , Аратора, Кириака и Василии в 202 г. в Александрии. М. Р. Иерон. Деян. св. кратко из разных писателей. Аввы Ноды и Зосима и СтеФаны . Абис. у Люд. Св. Евеника , о построенной ему церкви говорится в жизни св. Феодора Сикеота. Муч. Виктора , сына Романа первого министра при Диоклитиане в Антинополе при Армении правителе. Копт. 1425. Марфы матери его у Люд. 23 . Память Р. Христ . Копт. 1838 (по Коптски 28 числа). Пиставра аскета. Абис. у Люд. 24 . Короны, Виктора, 3отики, Фортуна, Доната, Феликса, Секунда, Сатурнина, Силвана, Силвана другого, РуФины, Либерала, Метура, Тонита, Фириана, Бараха, Набора, Фусцина, Мавента, Сераца, Фортуна, Доната, Флориана, Феона пресвитера в Александрии и других 24 мучч. Иерон. Нотк. Р. У. А. Сары девицы и муч. в Сирии. У позднейших: Гревена (Aucmarium ad Usuardum) и у Канизия (in Martyrologio Germanico). Ариста , еп. Берита. Абис. у Люд. (Ароста единого от 70 у Порфир.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Когда мощи святой основательницы были торжественно перенесены в ее обитель, она явилась в сонном видении, по словам Сергии, одной из сестер и сказала ей: «Ну вот, после стольких лет я пришла поселиться с вами и уже впредь вас не оставлю…». Затем игумения Сергия говорит о благодатных исцелениях от мощей святой Олимпиады, которые получали многие недужные, с верой приходившие в обитель ее. Отдельных случаев исцелений игумения Сергия не называет, говоря, что блаженны невидевшие, но уверовавшие (ср.: Ин. 20, 29 ), и прибавляет, что, если бы она «пожелала в малой мере перечислить все деяния святой», у нее «не хватило бы времени для повествования о них» 122 . Ни Церковь , ни история не захотели разлучить и после смерти святую Олимпиаду и ее духовного руководителя и отца. Они соединили ее память с памятью святого Иоанна Златоуста . И святая Олимпиада вслед за учителем своим была сопричислена к лику святых, и имя ее вписано в диптихи Святой Православной Вселенской Церкви как имя исповедницы, бескровной мученицы, подвижницы и великой праведницы, которая своей жизнью оставила нам пример христианского самоотвержения, доведенного ею до высших степеней возможного на земле совершенства. Глава 6. Святые и благочестивые жены-диакониссы от I до VIII века. Их жизнеописания и деятельность 123 I век. Святая Фива, Грапта – диакониссы. – II век. Святые Татиана, Дионисия – диакониссы. – III век. Святая Платонида-диако-нисса. – IV и V век. Святые и благочестивые диакониссы: святая Публия, святая Нонна, святая Макрина, Лампадия-девица, святая Феозевия, Ариста, Сальвина, Пентадия, Ампрукла (Прокла), Сабиниана (Савиниана), Палладия, Мартирия, Елисандия, святая Кандида, святая игумения Феодула, святые Мавра и Домника. – V век. Святые Ксения-Евсевия, Романа – диакониссы, – VIII век. Евфимия-диаконисса, – Несколько слов о диакониссах от V до VIII века, – Заключение Кроме святой Олимпиады, мы встречаемся на протяжении первых пяти веков еще со многими выдающимися личностями, известными в истории Церкви под именованием диаконисе. Здесь мы приведем краткие сведения о двадцати пяти известных нам женах-диакониссах 124 . Святые и праведные жены-диакониссы I века

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Их обнаружит наступающий опыт. А я прошу возложивших упование на Ариста о чем более не заботиться, кроме древней веры; но как веруем так и креститься; как крестимся, так и славословить. Достаточно для нас исповедовать те имена, которые прияли мы из Священного Писания, и избегать в сем нововведения; потому что спасение наше не в изобретении именований, но в здравом исповедании Божества, в Которое мы уверовали. 169 (176). К Амфилохию, епископу Иконийскому Да устроит Святый Бог, чтобы когда это мое письмо придет в твои руки, был ты здоров телом, свободен от всякого недосуга и во всем имел успех, и потому не осталось неисполненным тобою мое приглашение — прибыть в наш город и сделать более торжественным празднество, какое в обыкновении у нашей Церкви совершать ежегодно в честь мучеников. Ибо будь уверен, досточестнейший и поистине для меня любезнейший, что народ мой, узнав многих по опыту, более, нежели успеха в чем–нибудь, желает твоего прибытия. Так уязвил ты их к себе любовию в короткое у нас пребывание. Поэтому, чтобы Господь прославился, и люди возвеселились, и мученики были почтены, и я, старец, от искреннего сына получил должную услугу, благоволи не медля пожаловать ко мне и предварить дни собрания, чтобы на досуге побыть нам с тобою вместе и утешиться общением духовных дарований. А празднество бывает пятого сентября. Посему прошу тебя прибыть за три дня, чтобы своим присутствием придал ты величия памяти, совершаемой в богадельне. Здоровым, благодушным о Господе и молящимся о мне да сохранит тебя благодать Господня и для меня, и для Церкви Божией! 174 (181). К Отрию Мелитинскому Знаю, что разлука с боголюбивейшим епископом Евсевием столько же чувствительна и твоему благоговению, как и мне самому. Итак, поелику оба имеем нужду в утешении, то будем утешать друг друга. Ты пиши ко мне о делах самосатских, а я буду извещать тебя о том, что узнаю из Фракии. Ибо немало приносит облегчения в настоящей горести, как мне знать о твердости народа, так твоей доброте получать известие о том, в каком положении наш общий отец.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

773 Отцы постоянно упоминают об этих обычаях, отнюдь не осуждая, но одобряя их. Часто им уделяется специальное внимание в житиях святых. Например, из Жития святого великомученика Артемия († 362 г.; память 20 октября) мы узнаем, что диаконисса Ариста, приняв его всечестное тело, помазала его смирной и благовонным миром, после чего похоронила. 774 А благочестивая христианка Клеопатра ночью взяла вместе с другими телами и тело мученика Уара († ок. 307 г.; память 19 октября), умастила драгоценными благовониями, одела в светлые одежды, и так как тогда еще не прекратились гонения на христиан, она погребла его с великим благоговением дома, под своим ложем, возжигала неугасимую лампаду, кадила фимиамом и т.п. 775 Другой благочестивый христианин Клавдий, обретя мощи святой мученицы Харитины († 304 г.; память 5 октября), вынесенные на берег морскими волнами, позаботился о них с должным благочестием, умастил и приготовил к погребению во временной могиле (поскольку тогда шли гонения на христиан), но все же в месте, достойном мученицы. 776 Святитель Григорий Нисский рассказывает, что тело епископа Антиохийского Мелетия († 381 г.; память 12 февраля) умастили благовониями, завернули в чистую плащаницу и шелковые ткани и похоронили со всей благопристойностью и почтением. 777 То же самое говорит он и о своей сестре Макрине. Благородная Ветиана обрядила чистое и непорочное тело святой в светлое льняное полотно. Когда же надели на нее черное погребальное платье, то и в нем святая подвижница сияла, поскольку Божья сила даровала и эту благодать ее телу. 778 Известно также, что Домна, которая впоследствии умерла мученической смертью, оказала достойные почести телам мученика Индиса и его сподвижников († 302 г.; память 3 сентября). Она омыла покойников чистой водой, омочив их прежде своими слезами, умастила миром, вместе с помощником-моряком одела в белые одежды, завернула тела в новые льняные покрывала, воскурила ароматный ладан, а затем погребла с великим благоговением. 779 Правда, в последних почестях покойному часто проглядывают человеческое тщеславие и хвастовство родственников усопшего, в особенности если тот был богат.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Ты, человек, по крайней мере, находился при больном сыне, видел его лежащим на одре, слышал последние слова его, присутствовал при последнем вздохе, закрыл глаза и заключил уста. Он же не присутствовал при своих детях, когда они испускали дух» [ 772 ]. Умащение покойника благовониями и облачение его в погребальные одежды — еще одно выражение нашей любви к отходящему ближнему [ 773 ]. Отцы постоянно упоминают об этих обычаях, отнюдь не осуждая, но одобряя их. Часто им уделяется специальное внимание в житиях святых. Например, из Жития святого великомученика Артемия († 362 г.; память 20 октября) мы узнаем, что диаконисса Ариста, приняв его всечестное тело, помазала его смирной и благовонным миром, после чего похоронила [ 774 ]. А благочестивая христианка Клеопатра ночью взяла вместе с другими телами и тело мученика Уара († ок. 307 г.; память 19 октября), умастила драгоценными благовониями, одела в светлые одежды, и так как тогда еще не прекратились гонения на христиан, она погребла его с великим благоговением дома, под своим ложем, возжигала неугасимую лампаду, кадила фимиамом и т. п. [ 775 ] Другой благочестивый христианин Клавдий, обретя мощи святой мученицы Харитины († 304 г.; память 5 октября), вынесенные на берег морскими волнами, позаботился о них с должным благочестием, умастил и приготовил к погребению во временной могиле (поскольку тогда шли гонения на христиан), но все же в месте, достойном мученицы [ 776 ]. Святитель Григорий Нисский рассказывает, что тело епископа Антиохийского Мелетия († 381 г.; 12 февраля) умастили благовониями, завернули в чистую плащаницу и шелковые ткани и похоронили со всей благопристойностью и почтением [ 777 ]. То же самое говорит он и о своей сестре Макрине. Благородная Ветиана обрядила чистое и непорочное тело святой в светлое льняное полотно. Когда же надели на нее черное погребальное платье, то и в нем святая подвижница сияла, поелику Божия сила даровала и эту благодать ее телу [ 778 ]. Известно также, что Домна, которая впоследствии умерла мученической смертью, оказала достойные почести телам мученика Индиса и его сподвижников († 302 г.; память 3 сентября).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

К новообретенным мощам устремляется поток богомольцев всех сословий. Происходит множество чудес. В обитель делаются щедрые пожертвования. Некоторое умаление почитания преподобного Александра Свирского начинается с царствования Петра I. Несмотря на то, что сам император несколько раз совершал богомолье к мощам преподобного, а первая часовня, устроенная в Санкт-Петербурге, была освящена именно в честь преподобного Александра, дух петровского царствования отрицал идеал монашеского служения. Со временем это стало официальной государственной позицией, так что почитание преподобного Александра, наряду с почитанием и других преподобных, можно сказать, «ушло в народ». Именно народное почитание преподобного Александра помогло выжить Александро-Свирской обители после секуляризации церковных земель при Екатерине П. Так продолжалось вплоть до закрытия монастыря и изъятия мощей преподобного Александра в 1918 году. Повторное обретение мощей преподобного в 90-е годы XX столетия повысило интерес к его личности и его обители – и не только среди церковных людей. В настоящее время преподобный Александр – один из самых почитаемых святых в Русской Церкви. Поклониться его мощам ежедневно приезжают сотни паломников со всей России. Иконография Сообщение о преставлении преподобного Александра Свирского в Новгородской летописи под 1539 годом сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон преподобного Александра была написана к прославлению святого и находилась у его раки, что отмечено в житии в «Чуде исцеления детей Созомона и Ариста». О почитании преподобного за пределами Обонежья до его общерусской канонизации свидетельствует упоминание иконы-пядницы с образом преподобного Александра в Описи Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 года. Наиболее ранняя из сохранившихся икон – «Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес» (1547–1554). В небольшом среднике – поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой преподобный Александр благословляет, в левой – развернутый свиток.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Свидетельств веры первых трёх веков Церкви в моей книге по некоторым темам приведено меньше, чем свидетельств IV века, и некоторым легкомысленным протестантам дьявол может на этой почве внушить такую мысль: «у отцов Церкви первых трёх веков было меньше отступления от истинной веры, чем у отцов IV века, потому и цитат в пользу православных отступлений у ранних писателей находится меньше». На самом же деле, причина меньшего количества цитат из древнейших церковных писателей заключается главным образом в том, что богословских сочинений первых трёх веков (особенно первого и второго) мы имеем во множество раз меньше, чем работ IV и дальнейших веков. Веру же проповедуют и утверждают одну и ту же, как святые отцы первых веков, так и отцы IV века. Причины, по которым мы имеем от древнейшей Церкви так мало книг, правильно обозначает архиеп. Филарет Гумилевский : «Не много писаний и писателей известно ныне из века мужей Апостольских. Это от того, что пока живы были очевидцы Слова, они одни – сии немощные мира – покоряли мир учению Христову; а их ученикам оставалось слушать наставления их; при них наставления Апостольские были ещё живы в душах верующих, голос Апостолов ещё как бы звучал в слухе у всех; и преемники служения Апостольского, благоговейные перед Апостолами, не дерзали возвышать голоса своего для наставления церкви. Святой Игнатий Богоносец не хочет именоваться наставником Ефесян именно потому, что они удостоились слушать учение Апостола Павла, получили послание его. «Не так заповедаю вам, пишет он к ним, как бы я значил нечто. Хотя и в узах я за имя Иисуса Христа, но ещё не совершился в Нём. Теперь начинаю быть учеником и говорю с вами, как с обществом наставников моих». – Кроме того, люди и их страсти лишили позднее потомство многих сокровищ древности. Враги христиан старались истреблять христианские сочинения и по временам сжигали всё, что успевали находить в местах молитвенных собраний их. Время своею едкостью также помогало усилиям врагов. Так потерялись, напр. апологии Аристида, обличения Агриппы и Ариста» (Историческое учение об Отцах Церкви. С. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

17 апр. 1641 г. состоялось обретение мощей А. С. В 1644 г. царь Михаил Феодорович пожертвовал для них серебряную раку. А. С. весьма почитался как людьми простого звания, так и царственными особами. Дважды (в 1703 и 1721) Александро-Свирский мон-рь посетил Петр I Fktrcttdbx , Александр I Павлопич побывал в нем в 1820 г., Александр II Николаевич - в 1858 г. В XIX в. А. Ф. Ковалевским, основателем казанского Высочинского мон-ря, был составлен акафист А. С. В дек. 1918 г. мощи А. С. были изъяты из раки и увезены из мон-ря, в кон. нояб. 1998 г. мощи возвращены в основанный преподобным мон-рь. В наст. время мощи находятся в ц. прор. Захарии - единственном пока отреставрированном храме возобновленной обители. С 1682 г. Типикон предписывает отправлять А. С. общецерковную службу со славословием. Служба А. С. (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 294-314) - бденная (малая вечерня, лития, 2 канона). В ней святой прославляется как целитель «страстей неисцелимых», великий молитвенник, сподобившийся «видения светлости Святыя Троицы». Известна также «Молитва преподобного Александра Свирского Господу Богу и Пресвятей Богородице» и его же «Молитва по вся дни» (Там же. С. 315-316). Молитвы отличаются особым покаянным характером. Иконография Сообщение о преставлении А. С. в Новгородской летописи под 1539 г. сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон А. С. была написана к прославлению святого и находилась у его раки, что отмечено в житии в «Чуде исцеления детей Созомона и Ариста». О почитании А. С. за пределами Обонежья до его общерус. канонизации свидетельствует упоминание иконы- пядницы с образом А. С. в Описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. Наиболее ранняя из сохранившихся икон - «Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес» 1547-1554 гг. (ГММК. Инв. 1149 соб.). В небольшом среднике - поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой А. С. благословляет, в левой - развернутый свиток. Вокруг средника - 129 клейм (по 4 ряда с каждой стороны), подробно иллюстрирующих текст жития: представлены все прижизненные и 13 посмертных чудес. Внизу помещены наиболее важные события: видение старцу Даниилу, явление Богоматери А. С. Многие клейма посвящены событиям из жизни Александрова Свирского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/64396.html

Роды: москвитина кодошевца Тимофея Иванова Юхотникова, свинского монастыря постриженика старца Измаила, города Курска архимандрита Никодима, старца Феофана, старца Варлама, свинского монастыря белевския вотчины деревни Дешкина крестьянина Никиты Чернухина, деревни Сониной крестьянина Июды Холодова, болховитина посадского человека Стахия Богданова, Варлаама старца выходца з турок. Роды: севския приказныя избы подьячих Петра, да Фомы Алексеевых, детей Исакова, города Трупчевска сына боярского Григория Тимофеева сына Сологуба, села Невдолска крестьяне. Имена розных градов убиенных. Роды: Сергия Ларионова Сумкина, москвитина бараша Романа Фёдорова, белевския вотчины села Студеникова монастырского крестианина Петра Ходанова, Чамовых, белевския вотчины села Студеникова священника Андроника, белевския вотчины деревни Дубовых крестьянина Ариста, кадошевца Прокофия Арлянкина, деревни Сониной крестьянина Мелентия Кондратова. Роды: старца Иоиля, монаха Сергия Косова постриженика новопечерского монастыря, соборных старцов Симона и Александра севчан, (з Москвы) Максима Макарьева сына Шщученского, москвитина колоколного дела мастера Феодора Димитриева сына Маторина, москвитина Варлама Семёнова сына Шулыгина. л. 290. Роды: Михаила обивателя охтирского, иеродиакона Дамаскина, иеродиакона Ореста; род пана Романа Николаевича Отрошкевича (року 1685 месяца марта дня 15). Роды: садовника Василия Переславцева, города Орла Антонова Шушпонова (Род. Мокиа з белевской отчины-Богородцкой з деревни Сонена). Роды: священно-иерея Иоанна Белянского (году 191 месяца с н. 5 дня). Абрамки Юрева з динской отчины богородцкой, деревне Осленка, Константина Ивановича Баличева, Дементия Яковлевича села Кандрикина, старицы Александры (7200 году августа 17 с Курска), ярославца каменщика Алексия Григорьева сына, Иосифа Черинова, Иоанна Никифорова села Ловец. (Род стрелца московского Орлянова). (Род з города Ростова Борисоглебского. монастыря села Степанчикова году 1698). Емелиан села Колошич Фомин сын (Севска города, деревни Добрика брасовского стану).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Род посадского человека Корнилия Афонасьева сына. Род Свинского монастыря игумена Иакова да брата его села Елисеевичь никольского попа Арсения. Род игумена Варлама Свинского монастыря. Род игумена Митрофана Свинского монастыря. Род игумена Исаия. Род Болхова города Белоусовых – Силвестра. Род болховитина Савастиана Белоусова. Род трубчанина Кирилла Васильева сына Филиппова. Л. 80. Свинского монастыря братия. Род старца Питирима. Род выходца изс турок Варлаама, монаха Новонечерского монастыря. Род монаха Сергия Косова, постриженика Новопечерского монастыря. Род священника Савы Остроевского. Род трупчевского уезду села Любожи Михаила Исаева Зобина. Род черного священника Филарета з града Нежина. Род Свинского монастыря келаря старца Исмаила. Род брянского Феодора Надеина. Род Свинского монастыря белевския вотчины деревни Деткина крестьянина Никиты Чернухина. Род Феодора Ивановича Стремоухова. Род Свинского монастыря игумена Филарета Левшина. Род севския приказныя избы подьячих Петра да Фомы Алексеевых детей Исакака. Род деревни Сониной крестьянина Июды Холодовых. Розных градов имена убиенных, род Сергия Адрианова Сумкина, род москвитина бараша Романа Феодорова. Род великого господина святейшего Иосафа, патриарха московского и всея России. Род белевския отчины села Студениково иерея Андроника. Род Новопечерского монастыря, что во Брянске, первого архимандрита Маркелла. Род болховитина Гурия Мякишева, род Иова Брусилова: – Помяни Господи раба своего схимонаха Сергия, в полон заведенного. Род соборных старцов Симона Александра сбевчан. Род белевския отчины деревни Дубовых монастырского крестьянина Ариста. Л. 90. Род Максима Макарьева сына Шщученкого москвитина (з Москвы). Род деревни крестьянина Мелетия Погкратиева. Род Семёна Феодоровича Потёмкина. Род слуги Никиты Петрова. Род Ивана Иванова сына Инкина. Род москвитина гостя Семёна Хрисантиевича Шиловцова. Род Константина Олеова. Род Захарии Иаковлева з Вятки (Лянгосов). Род Савы Феодорова з Вятки (Новокшенов). Род Бориса Феодоровича мешчанина Почеповского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010