Но и эта часть повествования не выдерживает критики. Автор, сообщив краткие сведения о Геннадии, уверяет, что архиереи, откуда-то призванные клириками, избрали Геннадия в патриархи 1695 (несмотря будто бы на его сопротивление – о чём ничего не говорится в других источниках), совершили малое провозглашение патриархом (μιρο μνυμα), а потом в присутствии народа и великое провозглашение (μγα μνυμα), и наконец повели его в храм св. Апостолов, где и рукоположил его митрополит Ираклийский 1696 . Рассказ этот явная выдумка автора, ничем не подтверждающийся и заключающий внутренние противоречия, и переполнен аналогиями, взятыми из более позднего или более раннего времени. В самом деле, что клирики бегали по окрестностям Константинополя и собирали архиереев для совершения избрания патриарха, это нимало не вероятно. Такое примышление явилось у автора в качестве естественного результата, полученного от того, лишённого всякой вероятности, утверждения разбираемого историка, что будто султан допрашивал константинопольских клириков: почему не явился к нему на поклон патриарх, и что будто он приказал им избрать нового пастыреначальника столицы. А что касается разглагольствий автора о малом и великом провозглашении Геннадия патриархом и посвящении его Ираклийским митрополитом, то всё это аналогии, взятые автором частью из прежнего времени, а частью из более позднего – аналогии, для которых нет оснований в том, что мы знаем об избрании первого —395— патриарха, из хроники Франдзия: акт избрания Геннадия, конечно, происходил донельзя просто. Не до парада уже было! Наконец, живописуя избрание Геннадия на константинопольскую кафедру, автор явно договорился до странности, когда уверяет, что посвящение Геннадия теперь же происходило в храме св. Апостолов; но ведь храм то этот сначала нужно было получить от султана, которому по праву завоевателя принадлежали все монументальные публичные здания в столице, а потом уже распространяться в нём, по своему усмотрению? Наш автор и сам потом сообразил, что нельзя было архиереям вести Геннадия в храм Апостолов, не получив сначала права на владение им от самого султана; а потому, через несколько строк, как ни в чём не бывало он рассказывает о том, как Магомет, убедившись в мудрости Геннадия и почувствовав к нему расположение, отдал в его распоряжение храм Апостолов 1697 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Древние Восточные (дохалкидонские) Церкви описаны в статьях по истории и современному состоянию Армянской Апостольской Григорианской Церкви, Эфиопской Церкви, Сирийского Ортодоксального Патриархата Антиохии и всего Востока, Александрийского Патриархата всей Африки и Ближнего Востока (Коптской Церкви), Восточной Сирской Церкви, Ассирийской Церкви Востока. Широко представлены основные исторические события, видные церковные деятели, богословы и иерархи, а также крупнейшие монастыри, миссионерские центры, памятники письменности и церковного искусства. Особое внимание уделяется современному положению и церковно-административному делению этих Церквей. В материалах о Римско-католической Церкви освещаются вероучение, особенности богослужения, церковно-административное деление, основные события церковной жизни, наиболее известные из почитаемых святых, значительные богословы, исследователи, а также Соборы, памятники, ордена и общества. Протестантские церкви и движения представлены статьями о вероучении, особенностях богослужения, церковно-административного деления, крупных богословах, церковных организациях Лютерано-Евангелических, Реформатских церквей, Англиканской церкви и др. протестантских объединений. Статьи по религиеведению призваны дать представление о традиционных (помимо христианства) и нетрадиционных религиях и значительных сектах. Статьи о странах и субъектах Российской Федерации содержат материал о современной религиозной ситуации, распространении христианства, законодательстве о вероисповеданиях, некоторые – также специальные разделы, напр. о церковном искусстве и музыке. При данных о численности населения и т. п. стоит год, на который эта цифра дана в источниках (кроме результатов переписи используются и др. официальные источники, в т. ч. электронные). Алфавитный принцип подачи материала является основой расположения статей в томе. При названии статьи, если оно является иноязычным или заимствованным, дается этимологическая справка. При наличии ряда статей об одноименных персоналиях этимологическая справка помещается в первой статье, открывающей ряд, организованный следующим образом: 1) лица, упоминаемые в Библии; 2) святыеапостолы, равноапостольные, святители, благоверные князья, преподобные, священномученики, преподобномученики, мученики, исповедники, праведные и бессребреники, блаженные; 3) Патриархи – Русские, Константинопольские, Александрийские, Антиохийские, Иерусалимские, Грузинские, Сербские, Румынские, Болгарские; 4) папы Римские; 5) Предстоятели Поместных православных Церквей, не обладающие титулом Патриарха; 6) католикосы и предстоятели восточных неправославных Церквей; 7) православные и инославные архиереи; 8) императоры римские и византийские; 9) великие князья, цари и императоры российские; 10) иностранные монархи в алфавитном порядке названия стран.

http://pravenc.ru/text/73090.html

Евстафием севастийским Василий в. – даже епископом – был сначала в очень хороших отношениях и разошёлся с ним только тогда, когда он открыто выступил в качестве духоборца. Другого вождя омиусиан Сильвана, епископа тарсского, он называл «блаженным Сильваном». Этого же Сильвана Феодорит называет «дивным» и изображает «мудрым, мужественным и дерзновенным борцом за апостольские догматы». А один из вождей омиусианской партии, св. Кирилл иерусалимский , вместе с Василием анкирским, Македонием константинопольским и другими виднейшими омиусианами, низложенный константинопольским собором 360 года, в 381 году является одним из самых выдающихся представителей православия и причислен у нас к лику святых. Его «огласительные поучения», написанные им до ещё до подписи никейского символа, никогда и никем из православных не считались за еретические. хотя в них и нет термина: «μοιοιος». Поэтому В.Н. Самуилов в своей книге не нашёл возможным отнести омиусиан к числу арианских партий. А В.В. Болотов прямо писал 63 : «Василий анкирский не был арианин. Это был один их тех православных того времени, которым в никейском символе предложено было больше света и раумения, чем сколько они могли восприять». Вслед за ними и А.А. Спасский признаёт омиусиан не арианами, а православными в основе богословами Востока. «Так как лучшие представители антиникейского протеста»,– говорит он 64 ,– «стояли на чисто православной почве, содержали подлинное церковное учение, то стремясь дать ему определённость в противовес аномэйству, выясняя его с противоарианской стороны, они невольно приходили к тем же самым результатам, что и никейский символ, и скоро стали замечать, что их учение и никейское вероопределение по существу тождественны. Значит борьба с аномэйством явилась пробным камнем, выделившим из антиникейской консервативной группы восточных епископов её лучшие церковные силы, и переходной стадией, приведшей их к признанию никейского символа 65 . – Выделение лучших сил из состава антиникейской оппозиции произошло очень быстро –––.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Если же не таковы будут: отнюдь не принимать их.    9. Все детские басни, и неистовые глумления, и лживые писания, сочиняемые против честных икон, должно отдавать в епископию Константинопольскую, дабы положены были с прочими еретическими книгами. Если же обрящется кто таковые сокрывающий: то епископ, или пресвитер, или диакон, да будет извержен из своего чина, а мирянин, или монах, да будет отлучен от общения церковнаго.    10. Поелику некоторые из клира, уклоняясь от силы существующаго в правилах постановления, оставив свой приход, отбегают во иные приходы, наипаче же в сем Богоспасаемом и царствующем граде, и у мирских начальников водворяются, отправляя Богослужения в их молитвенницах: то сих, без воли своего и Константинополскаго епископа не позволяется принимать, в каком бы то ни было доме, или церкви. Если же кто сие сотворит, и в том упорен будет: да будет извержен. А тем, которые с согласия вышереченных священноначальников сие творят, не надлежит принимать на себя мирских и житейских попечений, якоже Божественными правилами возбранено сие творить. Если же кто обрящется, занимающий мирскую должность у глаголемых вельмож или да оставит оную, или да будет извержен. Лучше же да идет учить отроков и домочадцев, читая им Божественное писание: ибо для сего и священство получил.    11. Будучи обязаны хранить все Божественные правила, мы должны так же охранять всеконечно неизменным и то, которое повелевает быть эконому в каждой церкви. И Если каждый митрополит, во своей церкви поставляет эконома, благо есть; Если же не поставит, то предоставляется Константинопольсклму епископу, собственною властью, определить эконома в той церкви. Тоже предоставляется и митрополитам, Если подчиненные им епископы не восхотят экономов поставить в церквах своих. Тоже самое наблюдать и по монастырям.    12. Если кто, епископ, или игумен, окажется что-либо из угодий, принадлежащих епископии, или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо да будет оное отдание, по правилу святых Апостолов, глаголющему: епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу: но не позволительно ему присвоять что либо из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу; Если же суть неимущие, да подает им яко неимущим, но под сим предлогом, да не продает принадлежащего к церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

В ней говорится: «Постановляем, согласно с определениями святых соборов, чтобы святейший папа древнего Рима был первым из всех иереев, а блаженнейший епископ Константинополя, нового Рима, занимал второй чин после Апостольского престола древнего Рима и имел преимущество чести пред всеми прочими». И так отсюда ясно видно, что предлог «по» означает умаление и уменьшение. Да иначе и невозможно было бы сохранить тождество чести по отношению к обоим престолам. Ибо необходимо, чтобы, при возношении имен предстоятелей их, один занимал первое, а другой второе место, и в кафедрах, когда они сойдутся вместе, и в подписаниях, когда в них будет нужда. И так, то объяснение предлога «по», по которому этот предлог указывает только на время, а не на умаление, насильственно и выходит не из правой и доброй мысли 135 . – Вальсамон точно также упоминает о том, что «некоторые понимали предлог «по» не в смысле умаления чести, а принимали его только в значении позднейшего времени»; но сам не разделяет этого взгляда и, подобно Зонаре, ссылается на 131-ю новеллу Юстиниана и 36-е пр. Трульского соб., в котором говорится, что Константинопольский престол второй 136 . Напротив того, Аристин совершенно согласен с древним схолиастом. Предлог «по» обозначает здесь, говорит он 137 , не честь, но время, подобно тому, как если бы кто сказал: по многом времени и епископ Константинопольский получил равную честь с епископом Римским. В толковании на 9-е пр. Халкид. собора (cod. Мопас. 122, 1-я стр. 75 листа; 380, 195-я стр.) древний схолиаст говорит, что под экзархом диоцеза, о котором упоминается в правиле, надо подразумевать патриарха, а в толковании на 17-е пр. того же собора входит в более подробное рассмотрение существовавших в то время мнений по этому предмету. Одни говорили, что под экзархами надо подразумевать митрополитов областей, в доказательство чего ссылались на 6-е пр. Сардикийского собора; другие в экзархах видели посылаемых патриархами в подчиненные им области с поручениями особо уполномоченных лиц (оба эти мнения схолиаст оспаривает) и, наконец, третте, к числу которых принадлежит схолиаст, утверждали, что под экзархом надо подразумевать патриарха, подтверждением чего служит 39-е (48-е по изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

С одной стороны, резко упало влияние Византии в Италии. В южную Италию бежало множество монахов и не только монахов из числа гонимых в Византии иконопочитателей. В южной Италии всегда был силен греческий элемент, а теперь эллинизация южной Италии еще больше усилилась. Южная Италия стала очень важным очагом греческой церковной культуры: там создавались школы, открывались новые монастыри, было множество мастерских по переписыванию книг, которые называются скрипториями, по научной терминологии. Но император отвечал на враждебные действия Рима так, как он мог. Kohcmahmuh V, в частности, изъял из римской юрисдикции и присоединил к константинопольской патриархии обширные территории, как на Балканах, так и в южной Италии. Этими мерами император-иконоборец, сам того не зная, подготавливал тот расцвет константинопольской Церкви, который произошел после того, как она смогла преодолеть иконоборческий кризис. Kohcmahmuh V остался в истории как жестокий гонитель православия. О нем православные вспоминали с ужасом и после того, как было восстановлено иконопочитание, его останки были вынесены из императорской усыпальницы, из церкви Святых Апостолов и похоронены в другом месте. Однако в народе оставалась и слава его военных побед, когда уже в IX b. славяне осаждали Константинополь, то жители Константинополя в ужасе от грозящей им опасности прибежали к могиле Kohcmahmuha V и просили, чтобы он встал из гроба. Этот император известен своими победами также и над славянами, в то время еще язычниками. Вторая половина царствования Kohcmahmuha V это кульминация иконоборчества. Ни до, ни после оно никогда не принимало такого размаха и не было столь ожесточенным. И после его смерти сразу наступило затишье. Короткое царствование его сына Льba IV это такой переходный период, который предшествовал восстановлению иконопочитания. Лeb IV царствовал с 775 до 780 г. Он женился на афинянке Ирине. Уже этот выбор жены показывает, что Лeb IV относился довольно спокойно к проблеме иконопочитания, потому что Ирина была сторонницей иконопочитания и не скрывала этого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В ответ на «Отеческое наставление» лидер новогреческих Просветителей Адамантиос Кораис опубликовал в 1798 г. «Братское наставление» 779 . Полемика между Кораисом и Афанасием Паросским продолжилась в их личной переписке, которая менее известна общественности, но представляет значительный интерес. Среди представителей движения коливадов особо необходимо выделить Никодима Святогорца (1748–1809), автора духовно–богословских текстов, издателя святоотеческой литературы и источников канонического права. Творческое наследие Никодима беспрецедентно по объему и масштабам. Им написано более двух сотен произведений, некоторые из них – объемные, иногда многотомные сочинения. На русский язык переведена лишь их малая часть. Писательские интересы Никодима чрезвычайно многогранны – он касается самых разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания 780 . Выдающимся традиционным просветителем, оставившим большой след в греческом богословии поствизантийского периода, был Косма Этолийский (1714–1779). Он известен как талантливый проповедник, посетивший практически все области Константинопольского Патриархата, и его по праву называют «равноапостольным». Устная проповедь Космы быстро облеклась в письменную форму и распространилась по всем Балканам. Уже в 19 в. в дополнение к рукописям появляются первые печатные издания. С тех пор «Поучения» Космы издавались десятки раз многотысячными тиражами. Косма далек от богословского рационализма, который в то время господствовал в Европе и проникал на православный Восток силами людей, получивших образование на Западе. Основа его богословия – исихастская традиция 781 . Важным событием в жизни Элладской Церкви второй половины 20 в. стала публикация писаний свв. отцов. В Афинах издательство «Апостолики Диакониа» публикует «Библиотеку греческих отцов» и параллельно выпускает перевод святоотеческих работ на новогреческий язык под названием «Все писания святых отцов» (παντα Αγων Πατρων). В Салониках Общество святоотеческих исследований во главе с профессором Панайотисом Христу также издает собственную аналогичную серию. § 6. Источники «протестных» социальных групп (ереси; секты; агностицизм и атеизм)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За предисловием следуют самые члены веры, изложенные в десяти пунктах, из коих пять относятся к первой категории, т. е. к разряду учений, необходимых для спасения, и пять ко второй, т. е. к разряду похвальных церемоний. В первом члене высказывается желание, чтобы епископы и проповедники учили народ твёрдо веровать и защищать, как истинное, все те предметы, которые содержатся в полном каноне библии и в символах Апостольском, Никейском и Афанасиевом, принимая и объясняя эти предметы так, как они принимаются и объясняются святыми учителями церкви. Чтобы все эти учения признаваемы были за святейшие, несомненнейшие, достовернейшие и непогрешимые Словеса Божии, которые не должны и не могут быть изменены или заменены каким–либо противным мнением. Чтобы все члены веры, содержащиеся в сказанных символах, признавались вполне необходимыми для спасения, так что если кто, наученный им, не будет им веровать или упорно будет защищать противное мнение, таковой не может быть истинным членом Христа и церкви, но осуждён будет как неверный, еретик и член диавола. Чтобы члены веры хранились в тех самых словах и формах выражения, как они содержатся в сказанных символах, без всякого от них уклонения. Чтобы отвергаемы и осуждаемы были все мнения, противные этим членам веры, осужденные на четырёх святых соборах, а именно: Никейском, Константинопольском, Эфесском и Халкидонском, а также и все другие мнения, в каком–либо пункте с ними согласные. Второй член требует, чтобы относительно таинства крещения принималось и соблюдалось все то, что всегда было принимаемо в соблюдаемо церковью, а именно, что таинство крещения установлено в Новом Завете Иисусом Христом, как дело необходимое для достижения вечной жизни, что чрез крещение, как младенцы так и люди зрелые, получают отпущение грехов, благодать и милость от Бота. Обетование благодати и вечной жизни, соединённое с таинством крещения, относится и к зрелым людям, и к младенцам и последние также получают в крещении отпущение грехов и спасение. Младенцы нуждаются в крещении и должны получать его, потому что они рождаются в первородном грехе, который может быть отпущен не иначе как действием благодати Святого Духа в крещении. Крещёные однажды не должны быть перекрещиваемы. Мнения анабаптистов и пелагиан, противные изложенным учениям, должны быть отвергаемы и осуждаемы, как презренные ереси, а также и все те мнения, которые с ними согласны. Люди в зрелом разуме, желающие креститься, получают в таинстве крещения благодать и отпущение всех своих грехов, если только они приступают к таинству с полным раскаянием во всех своих, прежде соделанных, грехах и твёрдо веруют и исповедуют все члены нашей вера, как это определено в предшествовавшем члене. При твёрдой уверенности в том обетовании, которое соединено с таинством крещения, крещающиеся действительно возродятся благодатью Святого Духа и соделаются истинными чадами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Первый отдел (22–48 стр.) занимается критическим разбором т. е. определением подлинности, времени написания и научной значимости древнейших западных календарей, – так как таковые сохранились только на западе: – Бухерианского IV в., Карфагенского V в., Готского V–VI вв. и т. д., и мартирологов, где особенное внимание автора вызывает к себе недавно открытый сирский восточный мартиролог 411–412 гг., древ- —219— нейший апологический документ востока. Во втором отделе рассматриваются: а) восточные месяцесловы при евангелиях и апостолах по 18-ти памятникам из VIII–XI вв. (49–88); б) греческие месяцесловы XI–XII век., числом 15 (89–106); в) древнейшие славянские месяцесловы при евангелиях и апостолам, – 4 экземпляра, – (106–114); г) греческие месяцесловы XII в. (7 экзем., 114–118 стр.); д) славянские месяцесловы XII (8 экз.), XIII (8 экз.) и последующих веков, причём обозрение этих памятников повсюду сопровождается сравнительным анализом упоминаемых в них дней праздников и памятей святых (118–133). Отдел третий трактует об уставах – великой константинопольской церкви, студийском, евергетидском, иерусалимском и славянских редакциях их и определяет значение их для агиологии (134–194). В четвёртом отделе речь идёт о минеях и других богослужебных книгах, заключающих в себе весьма богатый материал для истории агиологии, который здесь извлекается и проверяется критически (195–227). Дальнейшие три отдела посвящены обзору аналогичных памятников: четий-миней. синаксарей или прологов и святцев (237–386). Первый том заканчивается двумя прибавлениями и 21 приложениями, (20 по неизвестной причине опущено), обсуждающими различные специальные вопросы из области агиологии (342–732!!). Второй, более обширный том „Полного месяцеслова Востока (XXX, 398+700=1128 стр.)“ является как бы практическим применением тех результатов, какие добыты путём исследования всех многочисленных и разнообразных памятников агиологии, предложенных в первом томе. Он распадается на три больших части: первая часть и заключает в себе собственно полный месяцеслов Востока, – имена всех святых (а также и праздники), какие только можно было восстановить на основании всех имеющихся в настоящее время в распоряжении науки данных; святые расположены по времени их памяти, по месяцам и числам, в форме самого подробного календаря. Но это календарь учёный; к каждому имени святого присоединены краткие указания на рукописи, прологи, минеи, древние мартирологи и вообще на документы, свидетель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13. Между тем как в римской церкви, как мы узнали, предано в виде правила, чтобы имеющие удостоиться хиротонии в диакона, или пресвитера исповедовали, что они уже не сообщаются с своими супругами, мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, желаем, чтобы законные сожития священных лиц и отныне оставались ненарушимы, отнюдь не разрушая их союза с женами, или не лишая их взаимного в приличное время соединения. Так что, если бы кто оказался достойным хиротонии в иподиакона, или диакона, или пресвитера, то ему отнюдь да не будет препятствием к производству на таковую степень сожитие с законной женой, и пусть не требуется от него во время хиротонии обещание в том, что он отстанет от законного сообщения с своею женой, дабы в противном случае нам не быть принужденными оскорбить узаконенный Богом и благословленный Его присутствием брак, так как евангельское изречение гласит: еже Бог сочета, человек да не разлучает ( Матф. 19, 6 ), и апостол учит: честна женитва, и ложе не скверно ( Евр. 13, 4 ), также: привязался ли еси жене, не ищи разрешения ( 1Кор. 7, 27 ). Знаем, что и собравшиеся в Карфагене, прилагая попечение о чистоте жизни священнослужителей, сказали, чтобы иподиаконы, прикасающиеся к священным таинствам, и диаконы и пресвитеры в свои урочные времена воздерживались от своих сожительниц. Преданное от апостолов и имевшее силу от самой древности будем соблюдать также и мы, зная время всякой вещи и особенно поста и молитвы. Ибо приступающим к жертвеннику во время совершения святых таин нужно быть воздержными во всем, чтобы они могли получить то, что просят от Бога в простоте. Если же кто, поступая против правил апостольских, дерзнет лишать кого-нибудь из священных, разумеем пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, союза и общения с законною женою, тот да будет извержен. Равным образом и если какой пресвитер, или диакон изгонит жену свою под предлогом благоговения, да будет отлучен, а в случае непреклонности, да будет извержен. 14. Правило святых и богоносных отцов наших да соблюдается и в том, чтобы не рукополагать пресвитера прежде тридцати лет, хотя бы человек был и весьма достоин, но откладывать. Ибо Господь наш Иисус Христос крестился и начал учить на тридцатом году. Равным образом и диакон пусть не рукополагается прежде двадцати пяти лет, или диаконисса прежде сорока лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010