Научно-богословская деятельность СПбДА самым тесным образом связана с разработкой догматических основ взаимоотношений с представителями Древних Восточных (Дохалкидонских) Церквей. В кратком обзоре невозможно осветить все аспекты этих взаимоотношений; речь пойдет лишь о том вкладе, который внесла в их развитие СПбДА. Обзор следует начать с истории взаимоотношений Русской Православной Церкви и Церкви Сиро-Персидской (Ассирийской), поскольку в конце XIX столетия несколько сот тысяч верующих этой Церкви вошли в полное общение с Русской Православной Церковью. 1. Русская Православная и Сиро-Персидская (Ассирийская) Церкви Знакомству с особенностями литургической жизни Ассирийской Церкви русская богословская наука обязана профессору СПбДА Е. И. Ловягину , который перевел и опубликовал древние литургии Ассирийской Церкви, известные под названием «литургии месопотамские»: «литургия святых апостолов Фаддея и Мария» 137 и «литургия Нестория» 138 , названная по имени главы несториан, бывшего патриарха Константинопольского. Чинопоследование этих литургий Е. И. Ловягин снабдил своими комментариями. По его словам, «в составе молитв вообще заметно стремление автора не уклоняться от древнейших форм евхаристического богослужения» 139 . Но, с другой стороны, в литургии Нестория, как отмечает Е. И. Ловягин , «есть следы несторианской ереси, и если это исповедание его учения включено в священные молитвы в век Нестория, то верно выражает его мнение; а если его учениками, то видно, что они не отступили от заблуждений своего учителя» 140 . С публикацией этих литургических памятников был сделан важный шаг в изучении древнего предания Ассирийской Церкви. В дальнейшем на страницах журнала «Христианское чтение» были опубликованы статьи, посвященные истории Ассирийской Церкви, как, например, «Несколько страниц из истории христианства в Персии» (начальный период) 141 архимандрита Арсения и «Из истории Церкви Сиро-Персидской» В. Кипарисова 142 . Новый этап в развитии связей Русской Православной и Ассирийской Церквей наступил в конце XIX в., когда Россия, укрепившая свои позиции на Среднем Востоке, смогла уделить большее внимание положению сиро-персидских христиан, живших в пределах Турции и Персии, вблизи от русской границы. Были возобновлены установленные несколько десятилетий назад контакты с сиро-персидскими христианами, и 25 мая 1897 г. к ним прибыла миссия в составе двух православных священников из Тифлиса и Эривани 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

(Перевод творений мужей апостольских доступен русскому читателю в издании: Писания мужей апостольских: В рус. пер. Введ. и прим. прот. П. Преображенского . – М., 1860 (второе издание – СПб., 1895). Это издание, частично устаревшее, дополнено прот. В. Асмусом и А. Г. Дунаевым: Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, Большим достоинством последнего является приложение обширной библиографии). Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») Первый перевод этого произведения на русский язык, снабженный примечаниями, появился всего год спустя после публикации текста памятника: Попов К. Учение двенадцати Апостолов//Труды Киевской Духовной Академии. – 1884. – Т. И. – С. 344–384. Затем появляется солидное исследование этого памятника, с приложением текста и перевода его: Карашев А. О новооткрытом памятнике «Учение двенадцати Апостолов». – М., 1896. Новый перевод «Дидахе» приводится и в дополненном прот. В.Асмусом и А.Г.Дунаевым сборнике «Писания мужей апостольских» (см. с. 11–38 указанного издания). Практически одновременно с последним изданием появился и наш перевод, снабженный параллельным греческим текстом, обширными комментариями и пояснительной статьей. См.: Учение двенадцати Апостолов Пер. и коммент. А. Сидорова//Символ. – 1993. – 29. – С. 275–305; Сидоров А. И. «Дидахе:» Вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи//Символ. – 1993. – 29. – С. 307–316. Этот памятник раннехристианской письменности был открыт в одной из Константинопольских библиотек митрополитом Никомидийским Филофеем Вриеннием в 1873 г. и спустя десять лет им же издан (1883). (О самом Вриеннии, «высокопоставленном греческом архиерее, вполне знакомом с западной наукой», и об открытии им «Дидахе» см: Лебедев А. П. История открытия в последнее десятилетие древних церковно-исторических памятников//Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе. – 1889. – Ч. 43. – С. 354–357.). В полном виде он сохранился лишь в одной греческой рукописи, точно датированной 1056 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В число членов этой Конгрегации входят также Патриархи и Архиепископы Восточных Католических Церквей и Кардинал-Президент Секретариата по единству христиан. Каждому из обрядов Восточных Церквей соответствует одна из служб данной Конгрегации (следует напомнить, что основными восточными обрядами (ritus primarii) являются александрийский, антиохийский, константинопольский, халдейский и армянский). – Конгрегация Богослужения и Таинств ( Congegatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum ) Апостольская Конституция Pastor Bonus утвердила объединение двух ранее самостоятельных ведомств: Конгрегации богослужения, учреждённой 8 мая 1969 г. Папой Павлом VI-м в Апостольской конституции Sacra Rituum Congegatio [«Священная Конгрегация обрядов»], и Конгрегации Таинств, учреждённой Святым Папой Пием Х-м 29 июня 1908 г. в Апостольской конституции Sapiente consilio [«Мудрым советом»]. Она занимается вопросами богослужения, и прежде всего – тем, что связано с семью Таинствами; при этом сохраняются полномочия Конгрегации вероучения в том, что касается доктрины веры. Она поддерживает пастырскую богослужебную деятельность, заботится о составлении и редакции богослужебных текстов, а также об их переводах на современные языки. В её ведение входят и вопросы, связанные с почитанием святых мощей и реликвий. Эта Конгрегация рассматривает дела о незавершённости брака и о наличии основательной причины для предоставления диспенсации от него. По закону она занимается вопросами недействительности рукоположения. Этому ведомству подчинены три особые Комиссии: – «Комиссия по диспенсации от обязанностей, проистекающих из рукоположения в диаконы и священники» (8 февраля 1989 г.); – «Комиссия по рассмотрению дел о несостоятельности рукоположения» (2 декабря 1929 г.); «Комиссия по рассмотрению дел о диспенсации от одобренного, но не завершённого брака» (3 мая 1926 г.). – Конгрегация канонизации Святых (Congegatiode CausisSanctorum) Эта Конгрегация была учреждена Папой Сикстом V-м 22 января 1588 г. в Конституции Immensa Aetermi Dei [«Безграничная Вечного Бога...»] под названием Sacra Congegatio Rittuum [«Священная Конгрегация обрядов»]. В её компетенцию входили как вопросы богослужения и обрядов, так и беатификации и канонизации святых, поскольку канонизация святого и его почитание отражается на богослужении. Своё нынешнее название эта Конгрегация получила после выхода в свет Апостольской конституции Pastor Bonus.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

—349— испрашивается только не преткновенное пребывание в епископстве. В чём же различие? Опять в том же, на что мы уже указали, т. е. в раздаянии клириков. Бога «избравшего апостолов и рукополагающего из рода в род святых епископов» молят соделать нареченного епископа «епископом святым преемства святых апостолов». В чём же это преемство? И пресвитер преемлет благодать через рукополагающего его епископа преемственно от святых апостолов; но он не может передавать её далее, состоит только конечным, а не посредствующим звеном в восходящей к апостолам и простирающейся в грядущее цепи преемства. Разница между епископом и пресвитером состоит следовательно только в том, что один дает клиры, а другой не дает их, один при молитвах всей Церкви рукополагает в священные степени, а другой, будучи рукоположен, сам не рукополагает в них. В позднейшей, употребляемой до ныне молитве при рукоположении пресвитера, испрашивается сему последнему достойное 1) предстояние жертвеннику, 2) проповедание евангелия Царства, 3) священнодействования слова истины, 4) возрождение народа через крещение, что всё имеет отношение и к епископу. Епископу испрашивается власть «во еже возносити жертву и приношение о всех людех Твоих», «во еже служити и литургисати честным и пречистым Твоим Тайнам», «приносити яже ко спасению народа», что всё предстоит совершать и пресвитеру. И при этом тожестве испрашиваемых даров рукоположение совершается в различные степени. Почему? По тому, что в самом наименовании епископа подразумевается власть давать клиры, которой не имеет пресвитер. В этом и всё различие, но оно влечет за собою и другие. И епископ и пресвитер имеют каждый свой приход, свою парикию, как говорят и каноны. Но парикия пресвитера довлеет только самой себе, ибо при жизни пресвитера новых рукоположений не требует. Приход епископа, как дающего клиры, обнимает собою и приход рукоположенных им пресвитеров, откуда возникает цепь подчинения и соподчинения, давние законы которых изложили мы в одной из предшествующих глав, – законы напра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящем правиле говорится в существенном то же самое, что Василий Великий , в своем послании к хорепископам, иначе 89-м правиле, говорит об избрании и поставлении пресвитеров и других клириков. Все духовенство (παν τ ερατεον) должно согласиться и выбрать (συμφωνειν και αιρεσθαι) лицо, долженствующее быть рукоположенным; когда данное лицо получит голоса всех членов духовенства подлежащей церкви, тогда епископ подвергает его испытанию (δοκιμζειν) с целью лично убедиться, достойно ли оно чина. Если и епископ убедился в достоинстве кандидата и согласен, следовательно, с мнением духовенства, тогда он приступает к рукоположению его, притом в середине храма (ν μση τη εκκλησα) и в присутствии народа (παρντος του λαο), дабы, когда епископ возгласит, что кандидат достоин священнического чина, и народ мог подтвердить это (ει και ο λας δναται αοτω μαρτυρεν). Итак, дабы кандидат священства мог удостоиться рукоположения, надлежит, по правилу, чтобы духовенство данной церкви пришло к соглашению и избрало кандидата, затем, чтобы местный епископ испытал и утвердил избрание, и чтобы, наконец, в самый момент рукоположения, народ в церкви своим голосом засвидетельствовал, что провозглашаемый епископом, как достойный кандидат, действительно достоин рукоположения. это так должно быть, говорит правило, «чтобы не последовало некоего уклонения от правого пути» (να μ περιδρομ τις γνηται), Τ. е, дабы не случилось какого-либо обмана при рукоположении и не стал священником недостойный кандидат. Требуя, чтобы рукоположение совершалось явно, правило воспрещает совершать оное тайно: κειροτονα δ λαθραως μ γινσθω. Предписание это ведет свое происхождение еще из первых веков церкви, его уже находим и в Апостольских постановлениях (VIII, 4); и поскольку оно касалось рукоположения пресвитеров и диаконов, постольку еще более касалось хиротонии епископов. Григорий Богослов , в споре ο константинопольской кафедре, обвиняет Максима Константинопольского больше всего в том, что он не рукоположен во епископа публично в церкви перед народом, а в частном доме, служившем местом для увеселений (χοραυλου λοπρν οικητριον) 145 . Το же самое говорит Сократ об Урсине, стремившемся отнять у Дамаса римскую кафедру, что он рукоположен противозаконно ουκ εν εκκλησα, αλλ» εν ποκρφω τπω 146 . И это общее предписание церкви вошло впоследствии в архиерейский чин хиротонии, что епископ должен возгласить, что кандидат священства достоин рукоположения, на что, после священных лиц, присутствующий в церкви народ вкупе с певцами отвечает: ξιος, достоин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

И якоже люди Божии, егда в работе египетской были, веры не отпадоша, и первии христиане, в триста лет в тяжкой неволи будучи, веры не погубиша; тем же образом и в нынешнее время в неволе турецкой христиане веру православную целу соблюдают… да заградятся всякая уста глаголющих неправду, гордынею и уничижением, на смиренных греков!» «Помощью Господнею в восточной церкви четырех верховнейших пастырей, по подобию четырех евангелистов, имеем… Слушати восточные церкве и патриарха константинопольского и прочих четырех, творит нам оную пользу: благословение временное и спасение вечное. Русийскому народу патриарха вселенского, архиепископа константинопольского, слушати, и ему подлежати и повиновитися в справах и в науце духовной есть польза, и приобретение велие, спасительное и вечное» 9 … Думать, что эти и подобные места книги о Вере относительно тогдашней греческой церкви явились только потому, что они находились в южно-русском подлиннике, простым дословным воспроизведением которого явилось Московское издание, что в Москве им вовсе не придавали того значения, какое они имеют сами по себе, решительно невозможно. Воззрения книги о Вере на тогдашних греков слишком противоречили ходячим московским представлениям по этому предмету, и потому никак не могли остаться незамеченными как самим издателем, так и многочисленными читателями самой книги. Наоборот, именно эти воззрения на греков и были, конечно, главной причиной, почему Стефан Вонифатьевич «с тщательством» занялся изданием книги о Вере: он сознательно хотел этой книгой подготовить московское читающее общество к той мысли, что задуманное им и царем приведение русской церкви к полному во всем единству с тогдашней греческой церковью, не должно вызывать каких-либо недоумений, а тем более протестов, как явление вполне естественное и законное, что предубеждение русских против современной греческой церкви – ошибочно, несправедливо и от него следует отказаться 10 . Тем более Стефан Вонифатьевич мог рассчитывать на подобное именно впечатление в московском обществе от изданной им книги, что уже и ранее появившаяся в Москве Кириллова книга, тоже решительно заявляла: «четыре вселенския патриархи даже и до днесь, каждого лета соборне, такоже и по единому, писаньми своими право и неизменно веру данную им от святых апостол, и их учеников, и седьми вселенских соборов, и поместных соборов, ни в чем не разрушающе, ни прикладая, ни отлагая проповедали и проповедуют, держали и держат, и славят пресвятую Троицу, Отца и Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Но зачем нужны басни, и фригиец, и грозди, и такое внушение? «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ), и: «Не обманывайтесь: ни идолослужители, ни лихоимцы, ни пьяницы Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Это не басня, завлекающая слух, завораживая его, и примешивающая к вымыслу назидание, очарованием своим призывая и смягчая непослушание и неудержимость пристрастия к вину – ведь он не выносил владычний приговор, устрашающий державной властью, но то были всего лишь наставления человеческого и человеколюбивого помышления. А кто выносит только что приведенные предписания? Павел, тот возвышенный человек, чьим учением нельзя пренебрегать, если перед тем не отбиться от христианского стада, Павел – уста Христовы, столп Церкви, учитель вселенной, и весь сонм учившихся у него святых, которые, восхищаясь общим законодателем, усвоили и заповедь и, возлюбив ее, обратили страх в высшую любовь. Посему разве тот, кто наполняет свою жизнь тем, что эллинские басни, и священные речи апостолов, и все деяния святых объявляют причиной неотвратимого наказания и неизбежной погибели, не надевает на себя петлю еще при жизни и не заслужит тем самым последнюю кару на судилище воздаяния? Вот такими и подобными словами уговаривая своего, как ты называешь и считаешь, друга, а прежде всего, представив ему самого себя в качестве священного и прекрасного примера, как призыв [последовать] наставлению, ты, если отвратишь его от пьянства, спасешь его, а если нет – во всяком случае, спасешься сам и освободишься от угрозы, которая налагает горькую кару на тех, кто не оповестит о мече, идущем на брата их. В остальном же будь здоров в Господе. 2 На полях одной из рукописей стихотворение: Но почему и ныне дети до отцов И раньше старцев умирают отроки, Естественным, но все ж нелепым образом? 3 Схолия в той же рукописи: Что же, или чтобы Адам исправился, изведав на сыне горечь смертного наказания, или чтобы для ада и смерти заложены были шаткие основания, ради этого праведный умирает насильственно и до срока, и несправедливо терпит сокращение жизни? И почему он хотя бы не умер естественной смертью от болезни? Разъясни нам и это, мудрец.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Правило VII Всел. 9 извергает клириков и отлучает тех мирян и монахов, которые скрывают и не выдают ложные сочинения, написанные против святых икон, ибо их должно не оглашать, но отдавать вместе с прочими книгами еретиков в библиотеку Константинополя. Правило 61 Если верный будет обвинен в блуде, прелюбодеянии или другом запрещенном деле и изобличен, в клир его не вводить. (II Всел. 6; Карфаг. 59, 138.) Толкование Тому, кто будет уличен в блуде, прелюбодеянии или другом подобном недозволенном деле (правило Апост. 25 говорит только о клирике и священнослужителе, а это еще и о мирянине), воспрещается становиться не только иереем, но и просто клириком, т. е. чтецом, певцом, привратником и вообще одним из так называемых клириков, служащих вне алтаря, как определяет настоящее правило в следующих словах: «Если христианин будет обвинен в том, что он впал в блуд, совершил прелюбодеяние или другой какой-то грех , запрещенный священными правилами, то такого христианина (если действительно окажется, что он совершил грех, в котором его обвиняют) не вводить в клир, т. е. не поставлять в церковного клирика». Однако сначала следует установить личность обвинителей и возражающих, чтобы они не были из рабов и вольноотпущенников, не были теми, кому гражданские законы запрещают выступать обвинителями, согласно Карфаг. 138. Они сами не должны быть обвиняемыми, ибо все таковые не допускаются до обвинения против какого бы то ни было лица, если сначала не докажут, что они не виновны в преступлениях, поставляемых им в вину, согласно Арменопулу (кн. 1, тит. 2) и II Всел. 6. Итак, если обвинители свободны от вышесказанного и если они докажут, что их обвинение против кандидата истинно, он не может стать клириком. Если же они не сумеют доказать этого в течение трех месяцев, пусть архиерей, который будет рукополагать клирика, навсегда отлучит их от причастия Пречистых Таин как доносчиков и клеветников. А оклеветанный и несправедливо обвиненный пусть будет рукоположен в клирика, поскольку он оказался чистым и невиновным, – как повелевает 1-e постановление 1-го тит. «Новелл» (Фотий. Тит. 1 , гл. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Так, лики Христа и апостолов в композиции «Евхаристия» отличаются большим устремлением к классическим образцам, в их пропорциях ощущается та мера, которая была свойственна работе константинопольских мастеров. Фигуры основного объема храма отличаются исключительными пропорциями. Это ярко заметно по изображениям на подпружных арках, где фигуры святых имеют большие головы. Лики этих святых особенно выразительны. Иконописцы Спасской церкви использовали очень крупный масштаб и создали яркую и выразительную программу росписи, построенную на символическом и смысловом сочетании избранных сюжетов. Мастерство живописцев более всего проявилось в умении гармонично сочетать внутренний объем храма с объемом композиций. Благодаря тому, что росписи имеют большой масштаб, в сравнительно небольшом храме нет ощущения тесноты, а все его внутреннее пространство легко обозревается. Древние мастера писали в основном в системе контрастных цветовых сочетаний, используя разнообразные смешанные цвета, сильно высветленные большими добавлениями известковых белил. При этом фоновые части обладали интенсивностью и насыщенностью за счет применения традиционной двухэтапной техники раскраски, когда нижний слой, так называемый рефть, наносился непосредственно по сырой штукатурке, а верхний слой – яркая голубая краска, приготовленная из натурального лазурита, – накладывалась сверху тонким бархатистым слоем уже по подсохшему грунту. Колорит фресок имеет свои отличия, но, в целом, он соответствует тем нормам, которые были характерны для монументальной живописи Византии XII столетия. Использовался ограниченный, но емкий набор пигментов, который позволял художникам создавать самые разнообразные сочетания цветов. Из синих красок использовался лазурит и азурит, из зеленых – изумрудный малахит и тепло-зеленый глауконит, из красных – киноварь и красная охра. Кроме того, применялись различные желто-коричневые земельные элементы – желтая, золотистая и коричневая охры. В качестве белил использовалась известь, а в качестве черной краски – сажа.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Ibid. P. 270).  «There seems, in fact, not to exist, even in the Orthodox Church, “a simple primacy of honor”» (Zizioulas J. D., Metropolitan. Recent Discussions on Primacy in Orthodox Theology. P. 277).  См .: Ibid. P. 278–279.  Αθανσιος , επ . εφησυχζων  Ερζεγοβνης . Ο 34ος Αποστολικς Κανν και ο πατρ Γεργιος Τστσης Φεβρουαρου , 2010]. URL:  http://amethystosbooks.wordpress.com/2010/02/28/ο -34ος -αποστολικς -κανν -και -ο -πατρ -γε / .  См .: Κυρλλου , Επισκπου  βδου , κκλητος πρς τ θρνο τς Κωνσταντινουπλεως . URL:  ; Публикация начинается со следующего утверждения: «Апелляция Первопрестольной Константинопольской Церкви является исключительной прерогативой Константинопольского престола…» (The petition of appeal (κκλητος ) to the First-Throne Church of Constantinople refers to the exclusive prerogative of the Throne of Constantinople to deal with…).  См .: Φειδς  Β . H Συνοδικ Πρξη του Οικουμενικο Πατριαρχεου (1686) και η Αυτοκεφαλα της Εκκλησας Ουκρανας (Рус . пер . названия : Фидас  В . Синодальное деяние Вселенского Патриархата (1686) и автокефалия Украинской Церкви ). URL:  http://orthodoxia.info/news/h-συνοδικ -πρξη -του -οικουμενικο -πατρ / .  Φειδς  Β . H Συνοδικ Πρξη του Οικουμενικο Πατριαρχεου (1686) και η Αυτοκεφαλα της Εκκλησας Ουκρανας (Рус . пер . названия : Фидас  В . Синодальное деяние Вселенского Патриархата (1686) и автокефалия Украинской Церкви ). URL:  ; «Он ясно отмечает, что “как тела движутся неправильно, или даже и совсем делаются бесполезными, если голова не сохраняет своей деятельности в здоровом состоянии; так и тело церкви будет двигаться беспорядочно и неправильно, если первенствующий в нем член, занимающий место головы, не будет пользоваться подобающею ему честью. Посему настоящее правило повелевает, чтобы первенствующих епископов в каждой епархии, то есть архиереев митрополий, прочие епископы той же епархии почитали главою и без них (=Первых) не делали ничего такого, что имеет отношение к общему состоянию церкви...”» (Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα. ΙΙ. Σ. 45. Рус. пер.: Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. Т. 1. С. 91)».  Профессор канонического права Афинского университета П. Бумис понимает 34-е правило более умеренно и по-соборному: как регламентирующее возглавление Поместных Автокефальных Церквей их Предстоятелями. См.: Μπομης Π. Ι. Βασικς κανονικς αρχς επιλσεως του ουκρανικο ζητματος. URL:  .  «…The pastoral care for those territories beyond the geographical boundaries of the other local (autocephalous) Churches…» (Patsavos Lewis J. The Role of the Ecumenical Patriarchate in Granting Autocephaly to the Orthodox Church in Ukraine: A Canonical Perspective//The Ecumenical Patriarchate and Ukraine Autocephaly: Historical, Canonical and Pastoral Perspectives/ed. E. Sotiropoulos. [No City]: Order of Saint Andrew the Apostle, Archons of the Ecumenical Patriarchate, May 2019. P. 68).

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010