Ibid. P. 270). «There seems, in fact, not to exist, even in the Orthodox Church, “a simple primacy of honor”» ( Zizioulas J . D ., Metropolitan . Recent Discussions on Primacy in Orthodox Theology. P. 277). См.: Ibid. P. 278–279. Αθανσιος , επ . εφησυχζων Ερζεγοβνης . Ο 34ος Αποστολικς Κανν και ο πατρ Γεργιος Τστσης Φεβρουαρου, 2010]. URL: . См.: Κυρλλου , Επισκπου βδου , κκλητος πρς τ θρνο τς Κωνσταντινουπλεως. URL: ; Публикация начинается со следующего утверждения: «Апелляция Первопрестольной Константинопольской Церкви является исключительной прерогативой Константинопольского престола…» (The petition of appeal ( κκλητος ) to the First-Throne Church of Constantinople refers to the exclusive prerogative of the Throne of Constantinople to deal with…). См.: Φειδς Β . H Συνοδικ Πρξη του Οικουμενικο Πατριαρχεου (1686) και η Αυτοκεφαλα της Εκκλησας Ουκρανας (Рус. пер. названия: Фидас В . Синодальное деяние Вселенского Патриархата (1686) и автокефалия Украинской Церкви). URL: . Φειδς Β . H Συνοδικ Πρξη του Οικουμενικο Πατριαρχεου (1686) και η Αυτοκεφαλα της Εκκλησας Ουκρανας (Рус. пер. названия: Фидас В . Синодальное деяние Вселенского Патриархата (1686) и автокефалия Украинской Церкви). URL: ; «Он ясно отмечает, что “как тела движутся неправильно, или даже и совсем делаются бесполезными, если голова не сохраняет своей деятельности в здоровом состоянии; так и тело церкви будет двигаться беспорядочно и неправильно, если первенствующий в нем член, занимающий место головы, не будет пользоваться подобающею ему честью. Посему настоящее правило повелевает, чтобы первенствующих епископов в каждой епархии, то есть архиереев митрополий, прочие епископы той же епархии почитали главою и без них (=Первых) не делали ничего такого, что имеет отношение к общему состоянию церкви...”» ( Ρλλης Γ ., Ποτλς Μ . Σνταγμα. ΙΙ. Σ. 45. Рус. пер.: Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. Т. 1. С. 91)». Профессор канонического права Афинского университета П. Бумис понимает 34-е правило более умеренно и по-соборному: как регламентирующее возглавление Поместных Автокефальных Церквей их Предстоятелями. См.: Μπομης Π . Ι . Βασικς κανονικς αρχς επιλσεως του ουκρανικο ζητματος. URL: . «…The pastoral care for those territories beyond the geographical boundaries of the other local (autocephalous) Churches…» ( Patsavos Lewis J . The Role of the Ecumenical Patriarchate in Granting Autocephaly to the Orthodox Church in Ukraine: A Canonical Perspective//The Ecumenical Patriarchate and Ukraine Autocephaly: Historical, Canonical and Pastoral Perspectives/ed. E. Sotiropoulos. [No City]: Order of Saint Andrew the Apostle, Archons of the Ecumenical Patriarchate, May 2019. P. 68). См.: Apophthegmata partum (collectio alphabetica). De abbate Evagrio 7//PG. 65. Col. 176A:9–11. Ibid. Col. 176A:13–14.

http://bogoslov.ru/article/6192636

I, стр. 48: 1887 г.) ы в книге Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (многократно: 1891 г.), преосв. Димитрий (Самбикин) во втором издании Месяцеслова святых, всею Русскою церковью или место чтимых (многократно: 1893 г.); ( В. В. Болотов – не можем указать сейчас, где именно, как будто в статье: Следы древних месяцесловов поместных церквей, напечатанной в 1 – 2 кн. Христианского Чтения 1893-го года). Если бы против слова: канонизация могли быть сделаны и серьезные возражения: то в виду факта, что оно стало словом общепринятым, ничего не оставалось бы делать, как помириться с ним. Но так как серьезных возражений против него не может быть сделано, а между тем язычно-словесная потребность в нем (выгода от него) несомненна: то тем более остается поступить именно таким образом. Наконец, в заключение всего мы можем сослаться на пример, сравнительно давний, и самих Греков, которые, последуя латинянам, усвоили своим словам  κανονζειν и  κανονισμς значение лamuhckux canonisare u canonisamio. Мы сказали выше, что нам не встречалось случаев употребления греческими писателями существительного  καννισμα или  κανονισμς в смысле причтения к лику святых, а что встретились только два случая употребления в сем смысле глагола  κανονζειν (стр. 12). Но, делая справки по лексиконам ново-греческого языка, мы нашли, что уже в Эллино-Российско-Французском лексиконе иеромонаха Досифея Комы, напечатанном в Москве, в 1811-м году, есть не только глагол  κανονζειν в значений сопричитать к числу cbяmыx, canoniser (cм. слово  κανονισμνος), по и существительное:  κανονισμς как значащее: включение в число cbяmыx, la canonisation 703 . 614 Морчелли напечатал календарь с своим весьма обширным комментариям к нему в двухтомной книге, которая озаглавливается:  Μηνολογιον τν εαγγελων  αννορυμ vετυστατε ινσιγνε (Cura Steph. Antonii Morcelli. Romae, 1788). 615 В обозначении лет правления епископов-патриархов или в хронологических показаниях следуем: от Митрофана до Флавиана и от Игнатия до Евстафиа Вильгелыну Куперу в ero Hismoria chronologica Patriarcharum Consmanminopolimanorum, noмeщehhoй b IAbrycmobckoм томе Аста Sancmorum Бoллahдucmob; от Анатолия до Мефодия г. Андрееву в его исследовании: «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия» (Сергиев Посад, 1895). 616 В статье о статуях города Константинополя, усвояемой Никите Хониату , говорится, что когда крестоносцы, овладевшие Константинополем (12-го Апреля 1204-го года), грабили в храме апостолов гробницы царей, то «тело паря Юстиниана оказалось после столь многих столетий неповрежденным», см. в приложении к русскому переводу Никиты Хониата , т. 2, стр. 428, § 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

    Из всех до нас дошедших памятников агиологии месяцесловы при евангелиях и апостолах древностию и количеством превосходят другие памятники агиологии. Исследование месяцесловов при евангелиях и апостолах представляет большой интерес. Между тем эта отрасль агиологии менее всего исследована. Там или здесь издано несколько месяцесловов из евангелий и апостолов, но вообще ничтожное количество, если взять во внимание многочисленность евангелий и апостолов рукописных, находящихся в разных библиотеках Европы. Тогда как для новозаветного текста сравнено более 700 рукописных евангелий и апостолов, для агиологии почти ничего не сделано, а между тем во многих из сих рукописей есть месяцесловы. Нами сравнено более 50 изданных и неизданных месяцесловов при евангелиях и апостолах от VIII до XII века включительно. Еще более сравнено месяцесловов при славянских евангелиях и апостолах XIII-XV веков в библиотеках Петербурга, Москвы и Киева. Все исследованные нами месяцесловы можно разделить на три разряда: 1) месяцесловы при греческих евангелиях и апостолах чисто восточного происхождения; 2) месяцесловы при евангелиях и апостолах греческих восточного происхождения, но с весьма не важным, часто ничтожным влиянием западным; в Италии и Сицилии издревле насаждено было православие, в некоторых церквах и монастырях церковные службы правились по восточному чину; влияние восточное поддерживалось бежавшими туда христианами с востока в веках по случаю страданий иерусалимской церкви от агарян и по случаю гонений за иконы в константинопольской церкви; 3) месяцесловы при евангелиях и апостолах славянских. Они все почти чисто восточного, константинопольского происхождения; некоторые, весьма немногие обнаруживают западное влияние. Месяцесловы при евангелиях и апостолах славянских отличаются таким же разнообразием, как и греческие; по содержанию и характеру их видно, что они переведены с греческих месяцесловов, а не составлены славянскими авторами; весьма редко вставлялись в них имена известнейших славянских святых, но они изобилуют разнообразными, иногда малоизвестными, праздниками константинопольскими. Разность месяцесловов при славянских евангелиях и апостолах объясняется, между прочим, тем, что древнейшие славянские евангелия и апостолы часто исправлялись, а иногда вновь переводились по греческим оригиналам, в которых были разные месяцесловы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3) На ряд Исповеданий, какие обыкновенно читали наши Архипастыри перед посвящением в епископский сан: «принимаю, говорили они, и семи вселенских Соборов изложение (веры), исповедую, яже от них установленные, каноны, и уставы любить и соблюдать, елико священными нашими Отцы, по различным временам и летом изобразованы, и всех, их же они прияли, и аз принимаю, и их же они отвратишася, и аз отвращаюся. Ещё же и церковный мир исповедую соблюдати и ни единым же нравом противная мудрствовати во всем животе моем, во всем последуя и повинуяся святым Апостолом и семи вселенским Собором» 718 . 4) На ответные послания некоторых Первосвятителей восточных к неправомыслящим, по случаю их вопросов, как-то: на послание святейшего Иеремии, Патриарха Константинопольского, к Лютеранам, где в основание всего православного учения полагаются семь вселенских Соборов 719 ; и на послание всех восточных Патриархов и клира в 1723 году к церкви Великобританской, которое начинается так: «Наши догматы и учение нашей восточной Церкви еще древле исследованы, правильно и благочестиво определены, и утверждены святыми и вселенскими соборами; прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно. Поэтому желающие согласоваться с нами в Божественных догматах православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства, последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов, и утверждено святыми и вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцов нашей Церкви» 720 . 5) На Чин исповедания, которое обязаны произносить все, вступающие в недра Церкви православной: «прочая такожде, говорит ново-поступающий, вся от святых Отец на святых семи вселенских и поместных Соборах преданная, узаконенная и изъяснённая, кроме всякого усумнения приемлю и исповедую» 721 . 6) Наконец, на Православное Исповедание канонической и апостольской Церкви восточной, где в одном месте читаем: «членов кафолической и православной веры, по Символу первого Никейского и второго Константинопольского Соборов, двенадцать. В них так ясно изложено всё, принадлежащее к нашей Вере, что мы ни более, ни менее и не иначе должны верить, как согласно с разумением оных Отцов» 722 ; а в другом: «должно верить, что всё то, что ни постановили святые Отцы на всех вселенских и поместных Соборах, где бы они ни были составлены, происходит от Духа Святого» 723 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Впрочем, тенденция к централизации не имела пока характера всеобщности: император Юстиниан упоминает митрополитов, «поставленных либо своим синодом, либо святейшими патриархами». Этот текст показывает, что в его время поставление митрополитов не стало еще исключительной прерогативой патриарха. Такая неопределенность, по крайней мере в некоторых областях, сохранялась на протяжении всего средневековья, что ниже будет обсуждаться в связи с историей русской церкви.    Параллелизм государственной и церковной власти, принятый в пределах империи, был, естественно, неприменим в «варварских странах», где не существовало «провинций» и потому не могло быть митрополита. Поэтому в упоминавшемся выше 28-ом каноне говорится о митрополитах в имперских диоцезах, но в «варварских странах» упоминаются только епископы: эти епископы, если они подчинялись юрисдикции диоцезов Понта, Фракии или Азии, должны были ставиться Константинопольским патриархом. И именно в этом смысле известные византийские канонисты Зонара и Вальсамон прямо относили 28-ой канон к Руси: «Русские, — писали они, — это варвары, подчиненные диоцезу Фракии, поэтому их епископы должны ставиться патриархом Константинопольским».    Неясность, окружающая начальную пору существования русской церкви (до 1037 года нет упоминаний о наличии митрополита на Руси), может быть связана с тем фактом, что первая византийская иерархия в Киеве состояла из епископов-миссионеров, и поставления митрополита надо было дожидаться до тех пор, пока, при Ярославе, византийцы не сочли, что Русь прочно вошла в византийскую ойкумену. Но даже и потом Вальсамон считал, что русские живут в «варварской» стране.    Существует и другой канонический текст, который, видимо, повлиял на статус церкви в славянских странах вообще и в России в частности: в нем об обязанностях митрополита говорится в выражениях, которые скорее имеют отношение к «варварским» странам. 34-й канон «Правил святых апостолов» — фактически отражающих церковные обычаи «восточного» (сирийского) диоцеза IV века — гласит: «Пусть епископы каждого народа выберут из своей среды первого и пусть считают его своим главой и не делают ничего без его ведома, но пусть каждый из них управляет делами своей общины и селений, которые зависят от него. Но он не должен предпринимать что-либо, не узнав общего мнения. Для этого должно быть согласие, дабы Бог прославился через Господа в Духе Святом: Отец, Сын и Святой Дух». Византийские толкователи XII века — Аристин, Зонара и Вальсамон — считали, что этот текст относится к канонической структуре «провинции». С другой стороны, даже современные канонисты удивляются употреблению здесь слова «народ», некоторые из них предполагают, что речь идет о существовании национальных церквей в том виде, как они оформились в XIX веке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

Бесспорно, что отцы Константинопольского Собора положили основание установлению патриаршества, вступившего потом в жизнь, но самого акта установления им все же нельзя приписать 553 . Вышеприведенньми словами Сократ не имеет намерения обозначить установление патриархов, но он хочет указать на тех епископов, которых, как православных, упоминает в своих законах император Феодосий и которые, подобно ветхозаветным патриархам, должны были руководить верными. По заключении собора Феодосий издал следующий закон: «Повелеваем, да будут все церкви преданы епископам, исповедующим Отца и Сына и Святаго Духа, как едино Божество, равной силы и славы, и ничего нечестивого не мыслящим, но находящимся в единомыслии с Нектарием, епископом Константинополя, с Тимофеем Александрийским в Египте, с Пелагием Лаодикийским и Диодором Терским на востоке, с Амфилохием Иконийским и Оптимом Антиохийским в проконсульской Азии и диэцезе Азии, с Елладием Кесарийским, Отерием Мелитинским и Григорием Нисским – в диэцезе Понта, и наконец с Терентием Скифским и Мартирием Маркианопольским в Мизии и Скифии. Все, не находящиеся в единомыслии с упомянутыми епископами, должны считаться отлученными еретиками и как таковые должны быть изгнаны из церкви без права получить в церкви когда-либо епископскую власть» 554 . Говоря о патриархах, Сократ несомненно подразумевал упомянутых епископов, как чрезвычайных уполномоченных, задачею которых было укрепление веры в некоторых церковных областях. Если бы Сократ подразумевал действительно патриархов, которые, как таковые, явились после в церковном управлении, то, перечисляя упомянутых епископов, он, во всяком случае, должен был бы назвать их по одному для каждого диэцеза, тогда как он упоминает их по нескольку в одном и том же месте; так, напр., в понтийском диэцезе упоминает Елладия и Григория, в азийском Амфилохия и Оптима, чем ясно показывает, что его слова не обозначали действительных патриархов, но особых уполномоченных, представителей чистого православия 555 . В этом смысле и должно понимать слова Сократа: «они установили патриархов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В докладе юриста Алматинской православной духовной семинарии, преподавателя дисциплины «Основы права Республики Казахстан» Г.А. Жевлакова «Анализ изменений в казахстанском законодательстве, регулирующем регистрационные процедуры религиозных организаций» раскрываются основные положения действующего законодательства Республики Казахстан, касающиеся условий создания, порядка регистрации и функционирования религиозного объединения. Для их раскрытия анализируется путь изменения законодательства, отношение правоведов, представителей государственных органов и международных организаций к этапам таких изменений и к действующим положениям закона. Также проводится краткий сравнительный анализ с аналогичными положениями законодательства Российской Федерации. В сообщении дана объективная оценка существующих норм казахстанского законодательства для формирования предложений по его совершенствованию. Аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры К.О. Полежаева рассмотрела 72-е и 73-е правила святых Апостолов в качестве специальных норм для квалификации деяния как святотатства в корпусе канонического права Православной Церкви. Несмотря на то что текст данных канонов не содержит слова εροσυλα, а равно однокоренных ему, 6-е и 8-е правила святителя Григория Нисского, 10-е правило Двукратного Константинопольского Собора уточняют рассматриваемые нормы в части определения состава святотатства как наказуемого деяния, особенно в части объективной и субъективной стороны. 72-е и 73-е правила святых Апостолов посвящены хищениям из корыстных побуждений воска и елея из церкви, освященных сосудов и завес (причем 72-м правилом предусмотрен специальный субъект — причт и миряне). За эти преступления, согласно упомянутым нормам, предполагаются такие санкции, как отлучение и кратное возмещение убытков. Хотя толкователи оговаривают и исключения, при которых названные правила неприменимы (например, в случае потребности накормить голодных или выкупить пленных), сами нормы смягчающих обстоятельств не предусматривают. В части определения состава святотатства как наказуемого деяния 72-е и 73-е правила не являются полными. Они раскрывают объективную сторону святотатства только как хищения, тогда как в нем заложена так называемая двуприродность деяния, не только как хищения священных и освященных вещей, но и/или их осквернения. Одновременно 72-е и 73-е правила постановляют, что наказуемым деяние становится тогда, когда посягательство направлено на конкретные предметы материального мира. Именно данная сущностная основа святотатства часто остается неучтенной как исследователями, так и правоприменителями.

http://patriarchia.ru/db/text/6081650.ht...

Введение «Причащения апостолов» в качестве центральной темы алтарной апсиды и одновременно всей храмовой декорации явилось принципиальным новшеством середины XI в., решение о котором могло быть принято только на самом высоком уровне византийской иерархии. В этой связи знаменательно, что в 1060/61 г. в каппадокийской церкви Карабашкилисе в Соганли при обновлении росписи в алтарной апсиде поверх традиционной композиции «Христос во славе» было изображено «Причащение апостолов» 53 . В кафедральных соборах Охрида и Киева использованы два известных варианта иконографии «Причащения апостолов»: с Христом, стоящим за алтарем в Софии Охридской 54 , и Христом, дважды изображенным по сторонам от алтаря в Софии Киевской (ил.1–3). Это свидетельствует об отсутствии единого константинопольского образца. Общим является идейный замысел. В обеих композициях присутствует, хотя и с разной степенью наглядности, мотив причастия. Но не на изображении собственно ритуала сосредоточено внимание. Композиции сознательно составляются из разновременных литургических эпизодов для того, чтобы через тему причастия создать образ всего евхаристического таинства. Характерно, что при различии изобразительных схем общим для сцен Киева и Охрида является важное иконографическое новшество – ангелы в диаконских облачениях с рипидами в руках, изображенные по сторонам от алтаря. Они отсутствуют как в ранней иконографии, так и в композиции из церкви Панагии тон Халкеон. Ангелы-диаконы не только указывают на таинство на небесах, но и специально акцентируют роль Христа как первосвященника, которая выявлена и всем характером действа – Христос причащает апостолов раздельно и в алтарном пространстве, подобно тому как архиерей причащает участвовавших в литургии священников. При взгляде на «Причащение апостолов», помещенное над реальным престолом храма, возникала картина священной иерархии земной и небесной Церкви с вершиной в образе Христа – Великого Архиерея. «Служба св. отцов». Идея иерархии литургических служб ясно выражена в изображении святых архиереев под «Причащением апостолов». Этот светительский чин утверждается в программах алтарных апсид лишь к XI в. 55 Однако первоначально он имеет скорее мемориальное значение – архиереи выделяются из общего ряда как учителя Церкви и защитники православия. Еще в церкви Панагии тон Халкеон 1028 г. рядом со святителями в алтаре, на стене вимы, показаны святые отшельники 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

(Ап. 25, 38,72, 73; антиох. 25; Григория нисск. 8; Кирилла алекс. 2). Согласно 73 Ап. правилу, содержащемуся в настоящем правиле, подлежит отлучению (φορισμψ) всякий, кто берет из церкви, для домашнего употребления (εις οκεαν χρσιν), какую-либо освященную вещи). Это Ап. правило своеобразно толковали некоторые, привыкшие пользоваться лично, или для внецерковных целей, церковною утварью, и в этом, по словам 8 правила Григория Богослова, до того извратились, что считали зло добром. Ссылаясь на упомянутое Ап. правило, они оправдывали таковых, указывая, что не подлежат извержению (καδαιρσει), а только отлучению (φορισμψ) даже и те, которые из облачения св. трапезы делают себе платье, св. чашей пользуются в домашнем обиходе, вообще присваивают себе церковные вещи, не обращая внимания на то, священные ли это предметы (ερ και αγα αργματα), или вещи, служащие для украшения или содержания церкви. Против таковых, извративших смысл упомянутого Ап. правила, восстает настоящее правило. Оно делает различие между употреблением в домашнем обиходе некоторых церковных вещей и присвоением себе этих вещей, причем последнее называет кражей, хищением, ограблением церкви, и, разъясняяи дополняясмысл означенного Ап. правила,. подвергает полному извержению всякого, кто осмелится взять и себе присвоить какую бы то ни было церковную вещь и, следовательно, осквернить ее, ибо таковые относятся к разряду ιερσυλων (sacrilegorum), святотатцев; а отлучинию правило подвергает тех, которые находящиеся вне алтаря и служащие для украшения или других надобностей церковные вещи употребляют, не присваивая их себе, для не церковных, не святых целей, тех, следовательно, которые не могут быть названы в строгом смысле слова - ιερσυλοι.  Правило 11. Пресвитеров, или диаконов, приемлющих на себя мирские начальственные должности или попечения, или в домах мирских начальственных лиц звание управителей, божественные и священные правила подвергают извержению. То же и мы, подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру, определяем: аще кто из них вступит в мирские начальственные должности, или в домах начальственных лиц, или в градских предместьях приимет на себя звание управителя: таковый да изженется из своего клира. Ибо, по реченному от самого Христа истиннаго Бога нашего, и неложному слову, никтоже может двема господинома работати (Мф.6:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Послание Константинопольского Патриарха Афинагора Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (версия для печати)/Православие.Ru Послание Константинопольского Патриарха Афинагора Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I Православие.Ru , 11 июня 2003 г. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, во Христе Боге возлюбленный и желанный брат и сослужитель нашей Мерности Кир-Алексий! Ваше священное Блаженство братски во Господе лобзая, от всего сердца приветствуем. Мы получили братское письмо Вашего возлюбленного нами Блаженства от 11 июля прошлого года. С большим вниманием, вместе с нашим Священным Синодом, мы обсудили содержание этого письма в отношении Святейшей Православной Церкви в Польской республике. Обнаруженное Вашим Блаженством большое внимание к делам Польской Церкви и возникшая после Вашего письма уверенность, что настало время и для Святейшей Сестры - Русской Церкви обсудить вопрос об автокефалии Польской Церкви на основании святых канонов и существующей практики, вызывает благодарность к Богу и радость во всем православном мире. Радость эта понятна, потому что с признанием и Русской Церковью необходимости автокефалии Польской Церкви вполне осуществляется каноническое соучастие всех поместных Церквей. Но особенно испытывает радость наш Святейший Вселенский Престол. Он, вследствие своих исторических связей с этой церковной областью и благодаря особенному положению в системе Православных автокефальных Церквей, основанному на святых канонах и продолжительной практике Церкви, а также вследствие обязанности помогать находящимся в затруднении церковным областям, благословил в ноябре 1924 г. автокефалию Польской Православной Церкви, исполнившей все предусмотренные для этого святыми канонами условия. Мы верим, что Ваше Блаженство, с отличающим Вас духом любви Христовой, понимания и братского сотрудничества, а вместе с тем уважения к нашему Святейшему Апостольскому Престолу, примете во внимание, что Блаженнейший Архиепископ Варшавский и всей Польши и возлюбленный во Христе брат Дионисий уже 25 лет тому назад признан всеми Патриаршими и автокефальными Сестрами - Церквами как канонический Глава Польской Православной автокефальной Церкви. Он верно совершал святое свое служение, борясь за сохранение христианской своей паствы в православной вере и добродетели среди окружающих ее различных опасностей и вообще за преуспевание церковных дел в ней. Мы верим, что, принимая во внимание канонический строй, присоедините и Вы братскую свою любовь к Его Блаженству и приложите с своей стороны все силы, чтобы Его Блаженство мог продолжать плодотворное свое служение в Святейшей Сестре -Польской Церкви, число лет которой равно числу лет его архиепископства. Вашего желанного Блаженства возлюбленный во Христе брат, Константинопольский Патриарх Афинагор

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010