Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Диптих (гр. δπτυχον), списки имен, поминаемых во время литургии . Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (τρπτυχα), пентаптихами (πεντπτυχα) и т.д. или вообще полиптихами (πολπτυχα). В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии . Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых , мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости Церкви , соединяющейся с Христом в результате Евхаристии . Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана , во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной – вплоть до XII в. Диптихи могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви святого Лаврентия в Константинополе диптихи были записаны на мраморной колонне, и содержали имена императора, патриархов, епископов и т.д. С разрастанием диптихов связана их спецификация. Выделяются диптихи живых (δπτυχα ζντων, liber viventium) и диптихи усопших (δπτυχα νεχρν, liber mortuorum). В диптихи живых включались имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов данной церкви, клириков разных чинов, императора, других знатных лиц из мирян. В диптихах живых воспоминалась вместе с тем Богородица , мученики и другие святые. Включение последних в диптихи живых указывает на такое понимание святости, при котором святые – в отличие от других праведно усопших – наделяются способностью деятельно соучаствовать в жизни Церкви – как заступники и покровители. В диптихи усопших включались прежде всего те, кто в течение своей жизни был записан в диптихах живых, в первую очередь сюда входили имена всех епископов, скончавшихся в общении с Церковью.

http://drevo-info.ru/articles/1706.html

апостол и св. отец; еже есть: Кормчую книгу в тиснении печатном перебил и со старыми писмянными книгами отнюдь несходны устроил; един выход был, а самый несогласный: и с которые будто и печатаны, и с тою несходны. Также и прочие книги, при патриаршестве его тиснением печатным изданные, мятежа и смущения исполнены, и 6-бо выходов служебников мудрования его сами в себе согласия не имут. Но и скрижаль духовная сама в себе несогласна, существа перебиты, а толкованием с нашими древними печатными служебниками во многом несходно. Да аще он, Никон, от цареградского патриарха Поисея вере научился и исправити потшася: царствующего града Москвы благочестивии и христолюбивии цари и великие князи, и князи и боляра, и преже его бывшие 5 патриархов, и преосвященные митрополиты, и архиепископы и епископы, священноархимандриты и игумены, протопопы, иереи и диаконы, и святых великих обителей» и прочих монастырей мнихи, пачеже и старцы, и христолюбивый росийский народ, – ушто до него, Никона, неправо веровали и безкровную жертву Господеви всегда приносили туне? Оле дерзости и бесстудия! Ненасытився, убивая верных душ, глаголет, яко исправляя и не хотящих последовать его прелестному мудрованию, проклинает. Не ново убо начинающе святии они старцы, но древнее святых отец предание утвержающе, верных души от смущения соблюдати тщашеся. Глаголяй же, яко не хотел прибавить, ни убавить, опроче правил святых апостол и святых вселен- —372— ских соборов, приказывал: как ни есть, только не по-старому. О книгах убо, благочестивый царю, что извещал преосвященный Паисия (т. е. Лигарид) тебе, благочестивый царю, которые от многих стран собраны, заперты безпожиточно, – пишет Никон, что в ево далныя монастыри отвезены, – не в царствующем граде Москве. Почто, христолюбивый царю, попусти сице, – не реку человеку, но зверю, и ни малого добра смыслившу святей церкви и державе царствия твоего?» 1983 Вот что заявляли русские архиереи царю Алексею Михайловичу по поводу церковной реформы Никона, как они представляли это дело себе и старались в челобитной разъяснить царю, как ему следует смотреть на церковно-реформаторскую деятельность Никона; она, по их мнению, во всех отношениях есть деятельность преступная, как наносящая непоправимый вред русской правой вере и русскому истинному благочестию, и потому заслуживает не признания и одобрения, а полного отрицания и осуждения со стороны всех истинно верующих и благочестивых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Лев защищает принцип, по которому лишь епископы апостольских кафедр, т.е. церквей, основанных апостолами, имеют право на первенство, остальные же, какое бы значение их город ни имел, должны довольствоваться местом после них. Здесь Лев несправедливо рассуждает. Не апостольское происхождение какой-либо церкви служило основанием для первенства одной церкви перед другою, а всегда политическое значение известного места. Разительнейшим доказательством этого служат сами апостолы, которые не искали незнатных в политическом отношении месте, чтобы основывать епископские кафедры, а всегда важные в этом отношении места, политические центры, между которыми Рим, конечно. как главное место запада, Александрию как главное место Египта, Антиохию как главное, место Сирии и др. Петр, напр., по свидетельству Деяний Апостольских, проповедовал в Лидде, в Иоппии, в Кесарии, во многих местах Понта, Каппадокии, Вифинии, Асии, Галатии и др., и все-таки эти церкви, основанные Петром, имевшие своих епископов и даже митрополитов, не получили особенных привилегий, несмотря на то. что были и старше других, Петром основанных, а таковые привилегии получили лишь главные политические центры. (Также и Андрей, и Павел и др. апостолы). Такими своими действиями апостолы дали пример, как должны впоследствии поступать их преемники. Если бы Константинополь в апостольское время имел в политическом отношении такое значение, какое приобрел после Константина, апостолы во всяком случае не обошли бы его, а, по всей вероятности, Петр и Павел первые основали бы там кафедру, как в центре, из которого легче было бы распространять христианство, и лишь потом заботились бы о других центрах. Константинополь во всяком случае пользовался бы приматом, который достался, так как не было Константинополя, Риму, как столице императора. Подражая апостолам, апостольские преемники, когда Константинополь стал столицей, сделали то, что сделали бы на их месте и апостолы. Не повторяяздесь того, что мы сказали на другом месте по этому вопросу, обращаем лишь внимание на то, что определение, сделанное антиохийским собором, по которому церковное деление областей должно совпадать с делением политическим, усвоено было и западною церковью и там этим принципом руководствовались во все века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Оно еще более подтверждается тем общепринятым мнением ученых, что эта литургия первоначально составлена была на греческом языке 1103 , на котором говорил и писал Несторий, а потом переведена на сирийский язык тамошними последователями и распространителями несторианской ереси, которая утвердилась в Малой Азии и Персии преимущественно посредством переводов на сирийский язык сочинений Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского и Нестория 1104 . В преданиях самих несториан сохранилось сказание и о том, кто из их духовных правителей перевел эту литургию с греческого на сирийский язык, именно будто бы патриарх их Mar-Abas (от 535 до 552 г. по Р. X.), со своим учителем эдесским яковитом Фомой 1105 , но так как это предание относит передачу рассматриваемой литургии азиатским несторианам к тому времени, когда они находились уже в решительном отделении от Православной Церкви вообще и от Константинопольской в частности, то оно хотя и может быть принято для подтверждения общего мнения о происхождении сирийской литургии Нестория от греческого подлинника, но в определении времени такого перевода не представляет достаточно твердой основательности. Он, по всей вероятности, должен быть отнесен к более раннему периоду времени, предшествовавшему совершенной отдельности несториан от Вселенской Церкви. «Литургия Нестория, – говорит Нил, – древнее Эфесского со­бора (431 г), так как несомненно, что после этого периода несториане не захотели бы принять никакого обряда (rite) из Константинополя» 1106 . Это замечание ученого-археолога убедительно говорит против упомянутого предания несториан о довольно позднем введении рассматриваемой литургии между этими сектантами, но, с другой стороны, и в нем приведенное основание не столь решительно, чтобы относить такое событие к указанному определенному времени (прежде Эфесского собора). Несториане приняли эту литургию собственно не от Константинопольской церкви, которая не знала и никогда не употребляла ее со свойственными ей недостатками, а от своего ересеначальника Нестория, составившего ее по образцу Константинопольской литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Изучение позднеантичного города потребовало новых подходов к городу средневековому. В этом контексте сыграла особую роль книга Гвидо Менгоцци об итальянском городе раннего Средневековья, о важной роли в нем епископа и духовенства, о значении кафедрала и других церквей 1374 . В последние десятилетия в разных научных центрах Европы постоянно проходили семинары и конференции, издавались сборники, посвященные различным аспектам жизни позднеантичного и средневекового города, в том числе с широким привлечением археологических материалов 1375 . Археология стала более внимательной к свидетельствам повседневной жизни людей, экономическим аспектам 1376 . И все–таки небольшие провинциальные города как на Западе, так и на Востоке остаются недостаточно изученными – письменных источников о них мало, а археологические данные фрагментарны. Особый случай – Херсонес (Херсон) Таврический: город, в большой степени доступный археологическому изучению. Его топография уже достаточно хорошо известна 1377 . Новый взгляд на топографию Херсонеса – его сопоставление с Эфесом 1378 . Что касается византийской столицы, сама ее историческая судьба и возможности ее изучения предрешили «топографический взгляд». Если раннехристианский Рим хорошо обозрим и сейчас, то небольшие островки Константинополя в современном Стамбуле подобны полузатонувшей Атлантиде. Например, в Риме логика строительства первых церквей понятна, в большинстве случаев это кладбищенские сооружения на местах мученичеств апостолов и святых (см. рис. 2). В Новом Риме, напротив, план строительства церквей в константиновскую эпоху не очевиден, их появлением, как считает Жильбер Дагрон, «управлял один только случай» 1379 . Первым трудом о топографии Константинополя стала книга знаменитого Пьера Жиля 1380 . Работа известного немецкого археолога А.М Шнайдера подвела итоги исследованию археологии и топографии Константинополя в период между двумя мировыми войнами 1381 . Наконец, труд многих исследователей по изучению топографии византийской столицы был суммирован в превосходной «энциклопедии в образах», которую издал Вольфганг Миллер–Винер, собрав воедино данные письменных источников и важнейшую археологическую документацию 1382 . Крайне ограниченные возможности археологического изучения Константинополя оставляют ряд неясных вопросов, изучение топографии города (церковных и светских зданий, городских стен) продолжается 1383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Толкования Зонара . Отсюда начинаются правила и прежде прочего заповедуется хранить определенное священными и всечестными Апостолами ; подобным образом определяется не преступать и ни сколько ни в чем не ослаблять постановленного прежде бывшими соборами. А затем правило исчисляет соборы, и против кого каждый из них был собран, и что было нечестиво вводимо еретиками и что было постановлено и утверждено каждым собором, и заповедует, чтобы вера и постановления всех святых отцев пребывали неизменны и тверды, – и вместе заповедует с любовию принимать писания их, и отвергать и предавать анафеме врагов истины. А кто не так мыслит и делает, думает и проповедует, тех подвергает наказанию и предает анафеме. Ибо мы не можем, говорит, ни прибавить ничего к принятому святыми отцами, ни отнять совсем что-нибудь. Других правил, кроме исчисленных, это правило принимать не дозволяет. Аристен . Вставленное иномыслящими тайным образом в Апостольские Постановления , собранные Климентом, должно быть отвергнуто. В Апостольских Правилах определено, чтобы мы вместе с прочими книгами Нового и Ветхого Завета , признали чтимыми и святыми и Апостольские Постановления изложенные Климентом в 8ми книгах. А настоящее правило для назидания и ограждения христианейшия паствы повелевает отвергать их, потому что иномыслящие ко вреду церкви привнесли в них нечто подложное и чуждое благочестия. Вальсамон . Непрестанно имей в памяти настоящее правило; ибо им заградишь уста тем, которые говорят, что не святыми Апостолами изложены 85 правил , и что святым и Вселенским 2м собором , который определил – Константинопольской церкви иметь преимущества древнего Рима , не издано ни одного, какого бы ни было, правила. Заметь еще и данное сим правилом утверждение святых поместных соборов и постановлений, данных некоторыми святыми отцами; ибо многие утверждают, что они не должны иметь силы, так как составлены не вселенскими соборами и не утверждены императорами. Другое толкование . В 85м правиле святых Апостолов и в настоящем правиле изъяснено, какия книги Ветхого и Нового Завета должны быть читаемы. А как я видел одного великого человека, который представлял номоканон , в коем помещены были правила святых Апостолов, собранные Климентом, и различные новеллы императора Юстиниана , не принятые в очищенный свод законов; то я предупреждаю всех, кто будет читать номоканоны, чтобы не обращались к древнейшим спискам номоканонов, а читали тот, который обработан патриархом Фотием и делиться на 14-ть титулов. А тот номоканон, в котором в 50и титулах помещены законы и правила и прочее, содержащие новеллы Юстиниана потерявшие действие, не принятые в Василики , и некоторые другие законы из Кодексов и Дигест , и который предоставляется более богатым по содержанию вследствие многословия (я видел множество таких книг у многих достоуважаемых мужей), не должно удостаивать и слова, как небезопасный и отмененный, а должно приказывать истреблять таковые книги.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

– А.А.Д.), по потребам времен и мест и по обстоятельствам в церкви на молитву собравшихся людей, определяющим места и часы ей убо и продолжение или сокращение (никогда же обаче усечение или изъоставление) священных обрядов, взирающым ко управлению еже под ними христоименитаго исполнения: во иных бо обстоятельствах имут совершать молитву сущии в мире и отраде и благосостоянии, во иных сущии в весех и градех, а во иных сущии в пустынях и в путешествиях и в войне, во иных во священных обителех живущии, а во иных иже в отшельничестве и молчальничестве ангельски подвизающиися: кроме же сих суть и по местем особнии праздницы поместных святых, особную изыскающии светлость в том множае, нежели в оном граде или обители: от сих убо мнози бы были устави (типицы), существом убо и общим правилом тиижде, якоже речеся, и неизменни, тоюжде обложени простотою апостольския древности, кратка же и несущественна приназначающе изменения, соразмерно вышереченным обстоятельствам. Сице имеем устав Иерусалимския церкве, иже и св. Саввы глаголется, и иныя иных святых церквей и честных монастырей, святоименныя же горы Афонския и Богошественныя горы Синайския» (Типик., с. 4, 5) 501 . «Наш устав, – говорится далее в этом же предисловии, – типика, аще и отнюд не бе наложен ни единой от святых Божиих церквей, яко господственный и правильный, но мощно бе священным наипаче монастырем употребляти и паки непреложно древний свой ктиторский типик» (стр. 6). «Понеже дело наше оное (т.е. составление и редакторство. – А.А.Д.), – говорится еще ниже в том же Типике, – аще и от многих лет искуса составлено и от назначений, якоже рехом, прежде нас бывших учителей собрано, ношаше обаче печать несовершенства, яко человеческо и простцево» (от простца сотворенное), то следовательно, новое исправление Иерусалимского типика в патриархате Константинопольском вещь была вполне возможная и искренно желательная. Особенно это было необходимо в последнее время, ввиду немалых беспорядков в Греческой Церкви и ее богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Задача теперь состоит в том, чтобы попытаться в свете выясненного теоретически обосновать основные стороны практической деятельности священника и особенно – в современных условиях, не сбиваясь при этом в сторону «практического руководства для пастырей» (что является особой дисциплиной). Часть 2-я. Богословское обоснование жизни и служения пастыря Канонические условия священства Очень многое в жизни и служении пастыря определяется правильным рукоположением. Последнее состоит из двух основных элементов. 1) Рукополагающий архиерей должен быть православным, канонически верно поставленным епископом, не еретиком, и рукополагать в соответствии с канонами Церкви по установленному чину. 2) Рукополагаемый ставленник должен соответствовать определенным каноническим условиям. Эти условия содержатся в Книге Правил, включающей в себя каноны Семи Вселенских и 10-ти древних Поместных соборов, правила святых апостолов и святых отцов, а также – в номоканоне, где ко всему еще прибавлены правила и установления некоторых патриархов Константинопольских и святых епископов, принятые полнотой Православной Церкви к руководству. В церковном обиходе все эти правила можно найти в Большом Требнике (например, Московского издания 1850 года) под заголовком «Номоканон, сиречь Законоправильник», или в Требнике Киевского издания 1901 под заглавием «Из номоканона нужднейших правил извлечение» (сокращенный вариант того, что помещено в Требнике 1850 года), или в других канонических руководствах. Согласно этим правилам, не может быть священником человек, впавший в грех мужеложства в полной мере (в пассивной или активной форме) даже в несовершеннолетнем возрасте («как прохудившийся сосуд не годен в священство»); человек, впадавший в противоестественные половые сношения с женой, в иные плотские извращения; человек, впадавший в блуд после Крещения; человек, занимавшийся волхвованием, гаданиями, чародейством после Крещения; человек, дважды женатый, или женатый не на девственнице, или вдове, или разведенной, или соединившийся с невестой прежде венчания, или если его жена прелюбодействовала от него; человек, совершивший убийство, или укравший что-либо у людей, или совершивший святотатство (кражу церковных вещей); человек, после Крещения отрекавшийся от веры во Христа, даже если это было совершено из страха преследований; человек, пытавшийся использовать мирских начальников для получения сана, или пытавшийся получить сан за деньги, предлагаемые епископу; человек «неучителен», то есть совсем лишенный способности учить людей и проповедовать Слово Божие (параграфы 182–183, 185–187, 192–193 «Номоканона» в Большом Требнике, М. 1850 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

Правила Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Правило 1 От святых отец, на каждом соборе, доныне изложенные правила соблюдати признали мы справедливым . ( Трул. 2 ; VII Всел. 1 ; Карф. 1 ) . Из деяний этого IV вселенского собора видно, что, по разным поводам, на нескольких заседаниях, читаны были правила прежних соборов. Так, на 4-м заседании, по делу двух монахов, Кароса и Дорофея, которые, как приверженцы Диоскора, соборно были осуждены и теперь просили о реабилитации, Аетием, архидиаконом константинопольской церкви, прочитаны были из нарочитой книги ( π βιβλου) соответственные правила, помеченные в деяниях числами 83 и 84. которые, однако, не иное что, как 4 и 5 правила антиохийского собора. На том же заседании прочитано было Аттиком Никопольским, по поводу распри между Фотием и Евстафием, 4 правило Никейского собора 796 . На 11-м заседании, вследствие распри между Вассианом и Стефаном из-за ефесской кафедры, Леонтием, епископом магнезийским, прочитаны были из той же книги ( απ το ατο βιβλου) два правила под числами 95 и 96, которые тоже не иное что, как 16 и 17 правила антиохиоского собора 797 . На 13-м заседании, по поводу распри между епископами Никомидии и Никеи, прочитано было снова из той же книги 4 никейское правило 798 . Наконец, на 16-м заседании, когда речь зашла о первенстве чести константинопольского епископа, секретарем Константином прочитаны были, из предложенной ему архидиаконом Аетием книги, три правила 1, 2 и 3 константинопольского, второго вселенского собора 799 . Из всего сказанного видно, что во время халкидонского собора общеизвестными и общеобязательными были правила, составленные на предшествующих соборах, и главное, все эти правила собраны были воедино, в одном сборнике, именуемом в деяниях собора τ βιβλον τν καννων, по латыни – codex canonum. Сборник этот доныне в целости не сохранился; однако, судя по нумерации правил в сборнике, мы все же в состоянии узнать, из правил коих соборов он составлен. Первое место в нем занимают правила I вселенского собора, которые и здесь сохраняют принадлежащую им нумерацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Затем, начав заседание, царица выступила с горячей и искренней речью, в которой проявила, с одной стороны, редкостное благочестие и уважение к епископату, но, с другой, недвусмысленно напомнила о том, что ставить точку в вероисповедальных спорах является царской прерогативой. Если же кто-то забыл об этом, жестко подчеркнула св. Феодора, она готова тут же напомнить об этом древнем праве Римского императора. «Отцы и клир Божий! – далее произнесла царица. – С великой благосклонностью дарую я вам восстановление всечтимых и святых икон. Соблаговолите же и вы по справедливости воздать благодарность госпоже своей, причем благодарность не малую и ничтожную, не ту, что и благодарностью назвать нельзя, которая неприлична и неподходяща ни для вас, ее воздающих, ни для меня – просящей, а ту, что была бы и уместна, и солидна, и Богу угодна. А прошу я для своего мужа и царя от Бога прощения, милости и забвения греха. Если этого не случится, не будет ни моего с вами согласия, ни почитания и провозглашения святых икон не получите вы». Это был ультиматум, поскольку очевидно, без царского указа никакое восстановление святых икон было в принципе невозможно. Новый Константинопольский патриарх попытался (правда, едва ли эту попытку можно назвать удачной) сгладить ситуацию: «Справедливого просишь, госпожа, – ответил он императрице, – и мы не можем тебе отказать, ибо положено щедро воздавать должную благодарность властителям и благодетелям, если они не правят самовластной рукой, и нрав их боголюбив. Но не посягаем на то, что выше нас, не в силах мы, как Бог, простить ушедшего в иной мир. Нам доверены Богом ключи от Неба, и мы в силах отворить его любому, однако тем только, кто живет этой жизнью, а не переселился в иную. Иногда, однако, и переселившимся, но только тогда, когда их грехи невелики и сопровождаются раскаянием. Тех же, кто ушел в иной мир и чей приговор ясен, мы не можем освободить от искупления» 658 . Для человека XXI века эти слова, может быть, ничего и не говорят, но для современников тех далеких событий они были открыты во всей их полноте. Проведя многие годы при дворе Римского папы, патриарх св. Мефодий перенял те идеи, которые уже давно проводились – хотя и безуспешно, – понтификами в их многовековых отношениях с Византийскими василевсами. И неудивительно, что, в отличие от прежних лет, столичный архиерей высказал «крамольную» мысль. Оказывается, не всякий Римский император вправе рассчитывать на признание и молитвы Церкви, а лишь тот, кто «благочестив» и, главное, правит не самовластно. Иными словами, тот царь, кто не признает за собой право выступать главой церковного управления, но разделяет его с епископатом. Особенно заметны «римские» нотки во фразе патриарха о «ключах от Неба» – настолько характерных, что спутать их просто невозможно. Трудно было не понять: Константинопольский клир во главе со своим архиереем пытается закрепить за собой те же права, какие на Западе Римский апостолик декларировал в отношениях с императором Западной империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010