Затем по благословению Апостольского Собора он вместе с апостолами Петром и Андреем отправляется в Антиохию Сирийскую. Также он побывал в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время третьего путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. Затем, согласно Преданию, апостол Мат-фий отправляется в западную Грузию, которая тогда называлась Эфиопией Понтийской. Там он претерпел множество искушений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем; но, укрепляемый Христом, святой Матфий мужественно и с радостью переносил эти мучения. Оттуда апостол направился в Македонию. Местные язычники схватили его и, желая испытать силу возвещаемого апостолом Матфи-ем учения, заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья, а их было более двухсот человек. После этого нечистый дух явился язычникам в виде отрока и повелел убить апостола Матфия. Но апостол силой Божией вышел из темницы и несколько дней ходил между язычниками, невидимый ими. А они безуспешно искали его. Потом апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в их руки. Апостола Матфия вновь заключили в темницу. В ту же ночь ему являлись бесы, но на следующую ночь в великом свете явился Господь. Ободрив апостола Матфия и освободив от оков, Спаситель открыл двери темницы и выпустил его на волю. На следующий день апостол Мат-фий вновь проповедовал имя Христово среди народа. Когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость, хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их; оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились. Возвращение в Иудею Затем апостол Матфий снова возвратился в Иудею. Там он не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Его проповедь сопровождалась чудесами: именем Христовым апостол Мат-фий возвращал слепым зрение, глухим – слух, умирающим – жизнь, исцелял хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Гроб с телом апостола был перенесен в храм. Там Фулвиан просил прощения у апостола за все зло, которое причинил ему. Кроме того, эфиопский князь просил епископа Платона крестить его. Епископ Платон, видя веру Фульвиана, огласил его и, научив истинам святой веры, крестил. И когда возложил руку свою на голову его и хотел наречь ему имя, послышался свыше голос, говорящий: – Назови его не Фулвианом, а Матфеем. Вскоре Фулвиан-Матфей передал власть наследнику, удалившись от мира, и некоторое время спустя был рукоположен во пресвитера. А когда, по прошествии трех лет, епископ Платон умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении апостол Матфей и увещал его возглавить Эфиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан сделался ревностным проповедником Евангелия, много потрудившись в просвещении своего народа. Мощи и почитание С древнейших времен апостол и евангелист Матфей – один из почитаемых в Церкви святых. Согласно Преданию, мощи апостола Матфея еще в раннем Средневековье были перенесены из Эфиопии в итальянский город Песту. Затем, в X веке, их перенесли в Салерно близ Неаполя. В XI веке там был устроен кафедральный собор в честь святого апостола и евангелиста Матфея. Однако недавно появилась версия, что мощи апостола Матфея могли храниться в армянском монастыре на озере Иссык-Куль. Иконография Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Апостол Матфей обычно изображается, как человек средних лет, реже в образе седовласого старца. Апостол одет в хитон и гиматий, а в руках у него написанное им Евангелие. Один из наиболее распространенных сюжетов – написание апостолом Матфеем Евангелия. На этой композиции он традиционно изо Апостол Матфий. До избрания Согласно Преданию, апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме. Он был ученым книжником, с раннего детства изучавшим Священное Писание. Предание называет учителем Мат-фия праведного Симеона Богоприимца. После выхода Спасителя на общественное служение Матфий, услышав Его проповедь и став свидетелем чудес, последовал за Господом Иисусом. Впоследствии был избран Господом в числе 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: Избрал Господь и других семьдесят и послал их по два пред лицом Своим (Лк. 10, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

30 Христианские домà на востоке очень многосемейны: потому что боль­шая часть податей собирается не по душам, а по домам. По этой причине не только все родные, но и двоюродные, и троюродные, большей частью жи­вут вместе, составляя как бы одно семейство. 31 В записках о Сирии и Палестине сказано, что у Иаковитов 14 ли­тургий, кои все там и перечислены (ч. ΙΙ стр. 285). Но в этом перечне много несообразностей: а) В нем не достает литургии: Евангелиста Марка, св. Игната Богоносца и Юлия епископа Римского; б) вставлена литургия Сикста Римского, тогда как в виденных мной списках литургий, ее не оказалось; в) литургия Апостола и Евангелиста Матфея названа литургией Матфея-Пастыря и прибавлено: (одной из 72). Но если писатель литургии был Матфей: то он не принадлежал к числу 70, а был от дванадесяти. Если же он был Апостол от 70: то это был не Матфей, a Матфий, причтенный к лику единонадесяти на место Иуды, уже по вознесении Христа на небо; г) Что касается до писаний сего Апостола: то известно, что первенствующая церковь имела под его именем одно только евангелие, но и это евангелие признано апокрифическим (Евс. ц. ист. IΙΙ гл. 25); относительно же литургии, якобы им со­ставленной, христианская древность ничего не знала и нигде о том не упоминает. Правда Климент Александрийский (стром. II. 163, VII. 318.) указывает на какие-то предания (παραδσεις) сего Апостола, но блаженный Иероним под этими преданиями не иное что разумеет как то же, упомянутое евангелие (Prooem. Comment in Matth.) Но: д) почему Апостол Матфий назван Пастырем: это объяснить трудно, если не предположить и здесь новой ошибки, по коей Апостол Матфий принят за одно с Ермой, учеником апостольским, которого три книги заключающие в себе пять видений, двенадцать заповедей и десять притчей, известны были под названием Пастыря (ηοιμν). 32 Об Апостоле Иоанне свидетельствует древний писатель Поликрат, что он был священник Иисуса Христа, носяй увясло (πταλον). (Евсев. церк. истор. кн. 5, гл. 25). Тоже утверждает святой Епифаний об Апостоле Иакове (Епиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

По Вознесении же Господа ближайшие ученики Спасителя решили восполнить апостольский лик, избрав двенадцатого, на место отпавшего Иуды Искариота. Вот как описывает это событие книга Деяний: И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам (Деян. 1, 15–26). Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих святых апостолах, так и на Матфие, даруя ему равную благодать с учениками Господа. Апостольские путешествия После Сошествия Святого Духа апостол Матфий некоторое время проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. По прошествии нескольких лет апостолы метали жребии о том, в какую страну идти каждому из них на проповедь. Согласно жребию, апостол Матфий должен был остаться для проповеди в Иудее. Некоторое время он и трудился там, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру. Во время путешествия по Иудее апостол Матфий проповедовал не только иудеям, но и язычникам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Поскольку еще во время служения Иисуса понятие «видеть» приобрело более глубокое и богатое значение, тем более очевидно, что «увидеть» воскресшего Господа означает нечто гораздо большее, чем просто «видеть» в обычном, повседневном значении (см., например, Ин. 20:28 ; 1Кор.9:1 ). Это понятие включает в себя визуальное восприятие, но выходит далеко за его пределы. Притязания на авторитет Некоторые явления Христа, очевидно, связаны с руководящей ролью тех или иных христиан. Это ставит перед нами третий вопрос. Защищая свою апостольскую миссию и свободу, Павел задает риторические вопросы: «Не апостол ли я? Не видел ли я Иисуса, Господа нашего?» ( 1Кор.9:1 ). Однако в Новом Завете упоминаются мужчины и женщины, которым являлся воскресший Господь, однако они не стали апостольскими свидетелями, как Павел, Петр и другие. Два ученика по дороге в Эммаус ( Лк. 24:13–35 ) и более пятисот последователей Иисуса ( 1Кор.15:6 ) встретили воскресшего Господа, но не стали после этого основателями и руководителями церкви. Сообщество двенадцати было переучреждено, когда, под руководством Петра и при участии ста двадцати последователей Иисуса, прошли выборы апостола на замену погибшему Иуде ( Деян. 1:15–26 ). Кандидаты должны были удовлетворять двум требованиям: каждый из них должен был не только сопутствовать Иисусу во время Его земного служения, но и видеть воскресшего Господа. Были выдвинуты два кандидата, Матфий и Иосиф, «называемый Варсавою» и также «прозванный Иустом». Матфий, получивший большинство голосов, пополнил ряды двенадцати. Из этого рассказа следует, что были среди этих 120 последователей и другие, может быть, даже немало, кто отвечал этим двум требованиям – иначе говоря, те, кто видел воскресшего Иисуса. Но только Матфий и никто иной был избран на руководящую роль, принадлежащую двенадцати. Время от времени тот или иной автор пытается опровергнуть рассказы о явлениях Иисуса по воскресении, просто заявляя, что, мол, они имели своей целью подтвердить авторитет Павла и других лидеров христианской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Не заходя в город, водрузил деревянный крест на вершине горы, лежащей напротив города, и в Верхней Кахети близ города Греми, на горе, на месте нынешнего храма св. Архангела Михаила, водрузил такой же крест, а также на вершине горы близ Казбека поставил крест. Симон Кананит остался на берегу Черного моря, в Никопсии (недалеко от современного г. Сухуми). Апостол Андрей Первозванный прошел Кавказские горы через перевал, названный Крестовым. Проповедовал Евангелие среди осетин и других кавказских племен. Прошел Тавриду (нынешний Крым), Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев, затем поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим Для проповеди и вновь вернулся во Фракию. Принял мученическую кончину через распятие на кресте в г. Патры. Имя святого апостола Андрея является одним из духовных звеньев, которое связывает Константинопольскую, Грузинскую и Русскую Церкви. Дни памяти 30 ноября (13 декабря), 20 июня (3 июля), 30 июня (13 июля), 30 июня (13 июля) (12-ти апостолов). 71 Апостол Симон Зилот, Кананит – один из 12-ти апостолов, родом из Каны Галилейской ( Лк.6:15 ; Деян.1:13 ). Пещера в Никопсии, у подножия Иверской горы, в которой подвизался святой апостол, сохранилась доныне. В X в. рядом с пещерой был воздвигнут храм Симона Кананита, а в XIX в. неподалеку был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. В этих местах святой апостол провел последние годы жизни, принял мученическую кончину и здесь же погребен. Дни памяти 10 (23) мая, 30 июня (13 июля) (12-ти апостолов). 72 Апостол Матфий († ок. 63) – один из 70-ти апостолов, по Вознесении Спасителя избран по жребию в число 12-ти апостолов вместо Иуды Искариота. Проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее, вместе с апостолами Андреем Первозванным и Петром он ходил в Антиохию Сирийскую, каппадокийский город Тиан и Синоп. Во время третьего путешествия апостола Андрея Матфий был с ним в Эдессе и Севастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Также части мощей апостола есть в Италии – в Риме – в храме Санта Мария Мад-жоре; в Падуе – в базилике святой мученицы Иустины; в Венеции – в храме святого Заха-рии; в Грузии и в России. В Грузии – в храме села Гонио близ Батуми. В России – в Москве в храме Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище. Иконография Традиционно апостол Матфий изображается, как пожилой человек в античных одеждах со свитком в руках. Иногда апостол изображается как человек средних лет. Распространены как единоличные изображения апостола, так и изображения, где апостол Матфий присутствует вместе с другими апостолами. Наиболее распространенный вид совместной иконы – сошествие Святого Духа на апостолов. В западной иконографии апостола Мат-фия обычно изображают с топором; возможно, в знак его мученической кончины и последующего глумления над телом апостола. Апостол Павел Происхождение Точная дата рождения святого апостола Павла неизвестна; по предположениям библеистов, он, скорее всего, родился где-то в первом десятилетии от Рождества Христова. Однако из его слов (см. Деян. 22, 3) точно известно, что отечеством апостола Павла был Тарс – главный город Киликии – одной из провинций Римской Империи, лежавшей у Средиземного моря и граничившей с Сирией. Согласно утверждению блаженного Иеронима Стридонского предки святого апостола переселились в Тарс из иудейского города Гискала. Родители его происходили из колена Вениаминова, как впоследствии неоднократно свидетельствовал сам апостол. Имя, данное ими сыну, еще раз подчеркивало его происхождение – первым иудейским именем апостола Павла было Савл (Саул) – в честь первого царя Израилева, происходившего из колена Вениаминова. Положение семьи будущего апостола языков было несколько двойственное. С одной стороны, они – чистокровные евреи, или как говорил сам он: «Еврей от Евреев» в Послании к Филиппийцам (см. Флп. 3, 5), строго придерживающиеся всех постановлений закона Моисеева, потомственные фарисеи. А с другой, Савл происходил из семьи потомственных римских граждан; вероятно, кто-нибудь из его предков приобрел своему потомству право римского гражданства. Это право давало огромные преимущества в античном мире. И именно с римским гражданством было связанно латинское имя Павел; то имя, под которым он вошел в историю Церкви. Однако, ни в детстве, ни в ранней юности Савл почти не пользовался своим латинским именем, оно вошло в оборот лишь во время его первого благовестни-ческого путешествия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Великие империи гуннов, хазар и монголов исчезли с лица земли. О многих народах, существовавших прежде, мы знаем только по какой-нибудь истертой надписи на камне или случайно найденной монете; другие народы и племена ушли, не оставив даже следа в анналах истории. А Грузия, отразив бури веков, сохранила как сердце свое – имя Христа, как душу свою – Православие. Дева Мария – дивный цветок всех добродетелей. Но особенно сияет она смирением, чистотой и любовью. Если христиане не променяют в душе своей три эти добродетели на другие, призрачные, блага, то Ее светозарный омофор, как ангельские крылья, по-прежнему будет сохранять Церковь Грузии во времена всех испытаний. Рядом с Девой Марией изображен святой великомученик Георгий Каппадокиец, родственник равноапостольной Нины. Он был блистательным полководцем, любимцем императора, но предпочел мучения за Христа мирской славе и умер, как подобает воину, в духовном бою, в котором сама смерть его стала победой. Образ святого Георгия, поражающего дракона, – бесстрашного витязя, небесного покровителя воинов – стал близок Грузии, которой часто приходилось вступать в единоборство с грозными и могучими врагами; здесь после Иисуса Христа и Девы Марии его имя чаще всего призывают в молитвах, особенно – в горных областях. По левую сторону от благословляющего Христа стоят апостолы Андрей Первозванный и Матфий. Андрей Первозванный – первый из Апостолов, кто последовал за Христом. Он проповедовал Евангелие в Мегарской колонии – Византии (будущий Константинополь), Колхиде, Иверии, на Северном Кавказе, в Тавриде (Крыму) и Скифии. А закончил свой путь в греческом городе Патры, где был распят на кресте. Апостол Матфий был избран в число 12 Апостолов по жребию – на место Иуды Искариота. Он проповедовал в Абхазии, обратил в христианство сванов и их царицу Диодору, затем вернулся в Иерусалим, где принял ту же смерть, что и первомученик Стефан: синедрион приговорил его к побиению камнями. Надо отметить, что в Грузии проповедовали также апостолы Симон Кананит, могила которого находится в Анакопии (Новый Афон), и апостол Варфоломей, обошедший с проповедью юго-восточную Грузию. По некоторым сведениям, Колхиду посетил и святой апостол и евангелист Матфей – перед своим путешествием в Эфиопию. Апостолы основывали первые христианские общины, рукополагали для них епископов и пресвитеров. Их проповедь была похожа на прозрачный и чистый свет утренней зари – лучи ее окрасили золотыми цветами вершины гор, но долины еще лежали во мгле и тумане.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

«Просим Церквам единомыслия», «Подаждь... Церквам соединение» (воскресный канон Троичный, глас 8), «Церкве раздоры устави», «Устави раздоры Церкве» (служба Архистратигу Михаилу 8 ноября, 26 марта, 13 июля) и подобные молитвы в течение веков возносятся Православной Церковью. Даже в Великую Субботу, перед плащаницей, Церковь взывает: «Жизнь Рождшая, Пренепорочная Чистая Дево, утоли церковныя соблазны, и подаждь мир, яко Благая» (конец 2-й статии). Только когда появится Христос на облацех, попран будет искуситель и исчезнут все соблазны и искушения. Тогда закончится борьба между добром и злом, между жизнью и смертью и Церковь земная вольется в Церковь торжествующую, в которой будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ). В грядущем Царстве Христовом не будет уже нужды в приобщении Тела и Крови Христовых, ибо все удостоившиеся будут в теснейшем общении с Ним и наслаждаться превечным светом Живоначальной Троицы, испытывая блаженство, невыразимое языком и непостижимое нашим слабым умом. Посему после причащения Святых Христовых Таин за литургией в алтаре возносится всегда молитва , поемая в пасхальные дни: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего» [Пасхальный канон, песнь 9]. Слово в день апостола Матфия Святой апостол Матфий во время земной жизни Христовой был в числе не двенадцати, а семидесяти апостолов. То было уже после Вознесения Господа на небо. Во время молитвенного собрания, на котором присутствовало около ста двадцати человек, святой апостол Петр обратил внимание собравшихся на то, что из лика апостольского отпал Иуда Искариотский, сделавшийся предателем, и напомнил слова 108-го псалма, где Дух Святой устами псалмопевца Давида говорит о нечестивце: епископство его да приимет ин, то есть должность его да получит другой (см.: Деян. 1:15–20 ). Во исполнение слов псалма апостол Петр предложил избрать двоих, коих представить пред лице Господне, и на кого укажет Господь, включить в число двенадцати. Были избраны Матфий и Иосиф, называвшийся иначе Варсавой, и когда Господь через жребий указал на Матфия, он был включен в число двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Эта же мысль выражена ап. Павлом в 1Кор. 3,10–11 : Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель (arcitektwn) " " положил основание, а другой строит (epoikodomei); но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». 177 Ср. А. В. Горский, «История евангельская и церкви апостоль-ской, 2-е изд. 1902 г., стр. 420: «Служение сие было беспреемственно, в собственном смысле апостолы преемников себе не имели и иметь не могли». См. также М. Фивейский , Духовные дарования в первоначальной христианской церкви . Москва 1907 г., который развивает ту же самую мысль. 178 См. статью G. Kittel «escatoj» в TWNT, B. II, S. 694 и статью Schneider «ektrwma» там же, стр 463. 180 Еще менее вероятно, как думает J. Munck, что Павел изменил содержание термина «apostoloj», который до него употреблялся для обозначения посланника христианской общины или странствующего миссионера, посланного Христом. Для Павла, по мнению J. Munck " а, быть апостолом означало быть призванным к особому и исключительному служению. Павел «апостол язычников и только он один «апостол», а потому «апостольство» означало высшее достоинство. После Павла это понятие апостольства было распространено на «Двенадцать». Поэтому не коллегия «Двенадцати» обогатилась новым апостолом, а «Двенадцать» были облечены тем достоинством, которым обладал Павел, как «апостол язычников». (J. Munck, «Paul, the Apostoles, and the Twelve». Studia Theologica, III, 1949. рр. 96–110). 181 Замечание Луки, что Матфий был сопричислен к одиннадцати апостолам ( Деян. 1,26 ) не может служить базою для утверждения, что Двенадцать в этот момент уже были апостолами. Лука употребил термин, который был общепринят в его время. К тому же Лука не мог сказать, что Матфий был причислен к Двенадцати, т. к. фактически он был причислен к одиннадцати ученикам. Ср. J. Wagenmann, «Die Stellung des Apostels Paulus Neben den Zwölf in den ersten zwei Jahrhunderten», Giessen1926, S. 66–67. 183

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010