И Апостол Павел воскрешает христианина Евтиха: Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились (Деян. 20: 9-12). Священное Предание сохранило гораздо больше свидетельств о воскрешении Апостолами умерших. Так, согласно Житию Апостола Петра, данный Ученик Христа воскресил одного умершего в Анкире Галатийской и юного принца в Риме. Из Житий Апостола Андрея Первозванного известно, что он воскрешал мертвых в Амасии Понтийской, в Никомидии, в Солуни, в кахетинском городе Ацкури, а в Патрах он воскресил более сорока человек. Апостол Иоанн Богослов воскрешал умерших в Эфесе, утонувшего юношу во время плавания на Патмос, троих детей на самом острове Патмос. Апостол Филипп воскресил умершего младенца в Галилее, умершего в Греции и покойника во время погребальной процессии в Иераполе Сирийском. Апостол Фома в Индии воскресил умершего сына брахмана. Апостол Матфий, избранный на Апостольском Соборе в число Двенадцати вместо Иуды Искариота, воскрешал мертвых в Иудее. Апостолы из 70-ти Иасон и Сосипатр воскресили умершего сына царя Керкиры Севастиана. У Святителя Иоанна Златоустого есть даже удивительное свидетельство о бывшем апостоле Иуде Искариоте - Божии «дарования были подаваемы и недостойным людям, для того, чтобы... достигалась и другая цель, чтобы они, устыдившись дара Божия, оставили свое нечестие. Вспомни об Иуде, одном из двенадцати апостолов. Все признают, что он совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мертвых, очищал прокаженных, и однако он лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был разбойник, вор и предатель Господа» . Известно, что Крест Господень, обретенный Святой Равноапостольной Царицей Еленой, воскресил покойника и с той поры стал именоваться Крестом Животворящим.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

Кто такой апостол? Герберт Янцен дает следующее определение этого служения: Апостол – это человек, изъятый некой высшей инстанцией, некой властью, которой он подчиняется, из обычного хода жизни и общества (дословно, отложен в сторону). Он изъят с той целью, чтобы во имя этой власти или высшей инстанции выполнять определенное особое поручение, и становится, таким образом, посланником. Это поручение может быть как очень важным, так и очень простым. Центральную роль здесь, естественно, играет авторитет того, кто дает апостолу поручения. Например, новозаветные апостолы говорили во имя и с властью пославшего их Христа. Важно отметить и то, что Писание говорит о разных видах апостолов. Давайте убедимся в этом на новозаветных примерах: 1 . Иисус Христос назван высшим апостолом (Посланником – Синод. перевод), то есть Первоапостолом ( Евр. 3:1 ). Именно Он – Посланник Божий, имевший особое поручение в этом мире. О Святом Духе тоже можно говорить как об Апостольском Духе, посланном таким же образом, как были посланы апостолы ( 1Пет. 1:12 ). 2 . Затем можно говорить об апостолах-основоположниках. К этой группе относятся 13 апостолов, известных нам из Нового Завета: 11 апостолов Иисуса, Матфий и апостол Павел, апостол язычников. Термин “апостолы-основоположники” я взял из Еф. 2:20 в том смысле, что через этих апостолов церковь получила Новый Завет . Они получили свое послание непосредственно от Иисуса Христа, так же, как ветхозаветные пророки получали свою весть от Самого Бога. Слово “пророк” в этом отрывке следует понимать в новозаветном смысле, иначе последовательность была бы иной: пророки и апостолы – а здесь говорится об “апостолах и пророках”. Возможно, соединительный союз “и” (греч., kai) используется здесь в еврейском смысле, т. е. отождествляет апостолов и пророков: апостолы, которые есть пророки. Эта группа апостолов исчезает со смертью последнего апостола-очевидца. НАЦ, как и Римско-католическая церковь , приписывает апостолу Петра главенство среди других апостолов – отсюда и вытекает учение об особой власти Папы Римского. Этому вопросу будет посвящен краткий экскурс в конце данного раздела.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

То, что Павел, в отличие от остальных, не смотрит вверх, в направлении возносящегося Христа, если вдуматься, вполне логично: ведь Павла на самом деле не было в момент вознесения на Елеонской горе, он стал апостолом уже после этого события. Значит, добавляя его в эту группу, Перуджино допускает анахронизм? Да, как и все многочисленные художники до него, на протяжении тысячи лет изображавшие в сцене Вознесения именно двенадцать, а не одиннадцать, как должен был бы сделать художник-реалист, апостолов… И вот тут приходит пора заметить, что у Перуджино не двенадцать (что вполне соответствует традиции), а тринадцать апостолов. Кем может быть этот «тринадцатый апостол»? Видимо, раз уж к группе на Елеонской горе добавлен Павел, к ней следует добавить и еще одного апостола, Матфия, о котором было рассказано в Деяниях апостолов, что он был выбран по жребию вместо Иуды (Деян 1:21–26), но уже после Вознесения Христа. Если допускать анахронизм, то надо допускать его не только в отношении Павла, но и в отношении Матфия... Можно ли узнать этого «добавленного апостола»? Вероятно, как и Павел, Матфий не должен смотреть вверх, на Христа, так как на самом деле при Вознесении он тоже не присутствовал? Мы смотрим — и находим такого человека: у самого правого края скромно стоит апостол, который смотрит не вверх, а вперед, на зрителя (иногда — впрочем, под вопросом — этого крайнего правого апостола называют возможным автопортретом Перуджино). Однако, приглядевшись внимательнее, мы замечаем еще одного смотрящего на нас апостола — третьего слева. Получается, что определить Матфия по направлению взгляда мы не можем, но зато можем обратить внимание еще на одну группу со- и противопоставленных персонажей. Если всматриваться дальше, то мы заметим, что вообще вся эта однородная, монолитная группа апостолов на самом деле состоит из разных, не похожих друг на друга людей. У каждого свой возраст, свои черты лица, свой характер, у них разного цвета и густоты волосы, формы бород, цвета одежды и так далее (кстати говоря, сохранились два подготовительных рисунка для голов апостолов «Алтаря Сан-Пьетро» — по ним мы можем судить, насколько тщательно Перуджино работал с чертами лица, достигая равновесия между индивидуализацией и обобщением, идеализацией персонажей).

http://foma.ru/voznesenie-hrista-kakie-p...

Известно, что там был вулкан, поэтому, как я считаю, речь идет об озере Киога. Но, повторяю, это мое личное мнение. Далее источники сообщают, что он направился к пропасти недалеко от Зимбабве. По сведениям, полученным в прошлом веке, в те далекие времена арабы—гимьяриты ходили из Йемена в Мозамбик и Зимбабве, древний Офир, где, предположительно, Хирам брал золото для царя Соломона, и путь этот мог быть известен евреям, финикийцам и арабам, но не грекам и не римлянам. — А кто такие антропофаги? — Согласно коптскому апокрифу «Деяния святого Андрея и святого Матфия (Матфея)», — этому необычайно красочному, фантастическому рассказу, — во время своего третьего миссионерского путешествия Андрей получил указание — либо свыше, либо от других апостолов — пойти и помочь апостолу Матфею, которого захватили антропофаги, то есть людоеды, каннибалы. — То есть этот апокриф повествует о том, что апостол Матфей попал в плен к людоедам, и ему на помощь был послан Андрей?! — Да, хотя в некоторых вариантах апокрифа речь идет о святом Матфие, все же в большинстве источников говорится именно об апостоле Матфее, поскольку Матфий отправился в Грузию, а апостол Матфей — в Александрию и Эфиопию. Коптские источники совершенно однозначно свидетельствуют об этом. Некоторые исследователи высказывают предположение, что «страна людоедов», упоминаемая во многих древних текстах, в действительности находилась в Понте, в районе Синопа — на севере современной Турции. Но этого ни в коем случае не могло быть. Ведь Понт и Синоп — это древняя Греция. Единственное, на чем может основываться подобное предположение — это рассказ Павсания, ученого—географа II-ro века от Р.Х., видевшего, как в некоторых маленьких провинциальных греческих гостиницах того времени продавали в качестве лечебного средства засушенные или как-то иначе сохраненные части человеческих органов. Но даже тогда и даже в самых удаленных от культурных центров местах такое считалось бы в Греции антиобщественным поведением. — Понятно. Но насколько мы можем доверять этим апокрифам? — Как я уже сказал, мы не имеем возможности вернуться в прошлое и точно определить, действительно ли происходило то, о чем говорится в том или ином апокрифе, или рассказы эти — правдивые в основе — искажены последующей обработкой, или даже они целиком выдуманы.

http://pravoslavie.ru/put/051011102945.h...

После этого первосвященник осудил святого Матфия на побиение камнями; и Апостола повели на казнь. Когда пришли на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям: – Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: «толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную» ( Пс.93:21 ); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать ( Иез.13:19 ). После этих слов Апостола Христова два свидетеля, – как требовал того закон, – положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея; они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого Апостола, и он, подняв руки свои, предал дух свой Господу. Беззаконные же иудеи к мучению присоединили еще издевательство: уже по смерти мученика, они, из угоды римлянам, отсекли ему мечом по обычаю римскому голову, – точно Апостол Христов был противник кесаря. Так, подвизаясь добрым подвигом, святой Апостол Матфий окончил свое течение. Верующие же, взяв тело Апостола, с честью предали его погребению, воссылая славословия Господу нашему Иисусу Христу, Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь 5037 . Кондак, глас 4: Светозарное яко солнце, во весь мир изшедшее, вещание твое просвещает языческую церковь благодатию, чудоносче Матфие Апостоле. 5036 Македония – страна на Балканском полуострове, примыкающая к северо-западному углу Эгейского моря (Салоникский залив). 5037 По греческим минеям в стихословии святому Матфию приписывается смерть на кресте. Глава св. Матфия была в Царьграде в храме св. Апостолов в 1200 г., как свидетельствует наш русских паломник Антоний. Теперь глава и часть мощей показываются в Риме, другая часть в Трире и Павии. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апостол Матфий происходил из колена Иудина и был родом из Вифлеема. Сначала Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших Апостолов ( Лк.10:1 ). По отпадении Иуды св. Матфий был причтен к сонму двенадцати апостолов: «Ипоставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою... и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» ( Деян.1:23–26 ). Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым к жителям Эфиопии Понтийский (Колхиды) и претерпел здесь множество различных мучений. По некоторым известиям апостол Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии, где его заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения. Но святой Матфий не потерпел от нее никакого вреда и даже исцелил более двухсот пятидесяти человек, ослепленных этой отравой. По инициативе первосвященника Анана, гонителя христиан, повелевшего сбросить с церковной кровли апостола Иакова Праведного, ап. Матфий был обвинен в хулении имени Божия и побит камнями. По греческим Минеям в стихословии святому Матфию приписывается смерть на кресте. Память апостола Матфия 22 августа (н. ст.). Святой апостол Павел Апостол Павел носил еврейское имя Савл, после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии ( Деян.9:11,21:39 ) и пользовался правами Римского гражданина ( Деян.22:28–29 ); происходил из колена Вениаминова, по убеждениям был фарисеем. Воспитанный при ногах Гамалиила, одного из известнейших законоучителей того времени ( Деян.5:34 ), он был ревнителем Моисеева закона и горячим защитником отеческих преданий ( Гал.1:14 ). Савл был свидетелем побиения камнями первомученика Стефана и одобрял это убийство ( Деян.7:58, 8:1, 22:20 ). Он и сам ревностно гнал христиан, по своему собственному свидетельству, «верующих [в Господа] заключал в темницы и бил в синагогах» ( Деян.22:19 ). Но после явления ему Христа на пути в Дамаск Савл уверовал в Него и получил из уст Господа призвание к апостольству ( Деян.26:4–8, 17 ; 1Кор.15:8 ) 188 , к которому был предызбран еще «от утробы матери» ( Гал.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда святой апостол Матфий пришел в Македонию, то греки, желая испытать силу проповедуемой веры, дали ему выпить чашу с ядом, от которого человек тотчас же делался слепым. Святой Матфий выпил и не только сам не ослеп, но и исцелил от слепоты более 250 человек, возлагая на них руки и призывая имя Христово. Греки решили все-таки схватить его и посадить в темницу, но он стал для них невидим. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Так проходил святой апостол по странам, всех просвещая светом Евангелия. Из Македонии святой апостол Матфий снова вернулся в Иудею. «Ревности Божественныя исполнен», он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса Христа, не переставая духовно просвещать своих соотечественников. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа (по приказу Анана был сброшен с высоты храма апостол Иаков, брат Господень), приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ святой апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов святой апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову и объявили правительству, что его казнили за непокорность римскому императору. (Некоторые источники указывают, что святого апостола Матфия распяли на кресте, другие – что он скончался в Колхиде.) Смерть апостола за Христа последовала около 63 года. Русский паломник Антоний свидетельствовал, что еще в 1200 году глава святого апостола Матфия находилась в Константинополе, в храме во имя Двенадцати святых апостолов. Литература: Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви. Под редакцией Е. Поселянина. Месяц август. СПб., б. г. Преподобнаго Макария Оредежскаго, Новгородскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кто бы тогда даже помыслил о войнах против ближних своих и против соседних народов! О, как дивно видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия! О, Господи, пламенем слова Твоего перекуй доспехи войны в нас на орудия мира. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 9 августа 1. Св. апостол Матфий . Родом из Вифлеема, из колена Иудина. Учился у святого Симеона Богоприимца в Иерусалиме. Когда Господь вышел на проповедь о Царствии Божием, тогда и Матфий присоединился к тем, кто любил Господа, ибо и сам он любил Его всем сердцем, с услаждением слушал Его слова и видел Его дела. Сначала Матфий был причислен к семидесяти малым Христовым ученикам, но по воскресении Господа, так как место Иуды-предателя оставалось незанятым, Апостолы жребием избрали сего Матфия на место Иуды ( Деян. 1:23. 26 ). [Так святой Матфий стал] одним из двенадцати великих Апостолов. Приняв Духа Святого в день Пятидесятницы, святой Матфий отправился на проповедь Евангелия, распространяя благую весть сперва в Иудее, а потом в Эфиопии, где за Христа претерпел он великие мучения. Утверждают, что проповедовал он и в Македонии, где его хотели ослепить, но он стал невидимым для своих истязателей и таким образом избежал опасности. [Когда святого Матфия] ввергли в темницу, Господь явился ему, укрепил его и освободил. Наконец [сей святой апостол] снова возвратился на дело проповеди в Иудее. Здесь он был обвинен и выведен на судилище пред первосвященника Анана, перед которым бесстрашно свидетельствовал о Христе. Анан – тот самый Анан, который [незадолго] до того умертвил апостола Иакова, – приговорил и Матфия к смерти. Тогда святого Матфия вывели [из города] и побили камнями, а затем топором отсекли ему голову (это был римский способ казни осужденных, лицемеры-иудеи же употребили его над мертвым человеком, дабы продемонстрировать римлянам, что убиенный был якобы и их врагом). Так скончал [свое земное поприще] сей великий Христов апостол и вошел в вечную радость Господа своего. О Христе апостол Матфий говорил, Истину зловерным иудеям объявил: – Христос – тот Мессия, о Ком гласит Писание, Он – Божий Сын, в сошедший на страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иже Духа сияние на тя сниде/во огненне видении/и тя, блаженне, Божественное приятелище содела,/скоро отгоняща безбожия мглу/и мир просвещающа/сиянием всемудрых твоих словес, тайноглагольниче,/апостолов украшение,/Христов самовидче, блаженне. Молниями проповедания/яже во тьме седящия, славне, просветив,/показал еси сыны Владыки и Бога веры ради,/Егоже страстем ревновал еси и смерти/и славы был еси наследник,/яко мудр, яко богогласен,/яко ученик истины. Слава, глас 2: Оставив земная,/последовал еси Христу,/и знаменався дохновением Святаго Духа,/послан быв от Него в языки погибшия,/обращати человеки во свет Богоразумия,/апостоле Матфие,/и скончав подвиги Божественныя Твоея страсти/и мук различных,/душу твою Христу предал еси./того моли, всеблаженне,/даровати нам велию милость. И ныне, праздника, глас тойже: Видеша на горе Фаворстей/Моисей же и Илия/от Девы Отроковицы Бога воплощенна/человеком на избавление. Славословие великое. НА ЛИТУРГИИ Блаженны, праздника песнь 4-я, на 4, и апостола, песнь 6-я, на 4. Прокимен, праздника. И святаго. глас 8: Во всю землю изыде вещание их/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь. Апостол Деяний, зачало 2. Аллилуия, глас 1: Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи. Евангелие от Луки, зачало 40. Причастен праздника. И святаго: Во всю землю: Святой апостол Матфий родился в Вифлееме и происходил из колена Иудина. С раннего детства он изучал Закон Божий по Священному Писанию Ветхого Завета под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 апостолов, которых Господь «посылал по два пред лицем Своим» ( Лк.10:1 ). После Вознесения Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского ( Деян.6:2, 8:14 ). Из Иерусалима вместе с апостолами Петром и Андреем он ходил в Антиохию Сирийскую, был в Каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь его заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден святым апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в город Амасию на берегу Понта. Во время 3-го путешествия святого апостола Андрея, святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью и в Эфиопии Понтийской (ныне Западная Грузия), где претерпел многие муки за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Кондак, глас 3: Добляго тя поборника по Троице явльшася, церковь славит поющи Емилиане, за ню же пострадал еси: сего ради почитаем память твою, языческого нашествия избави рабы твоя.   В тот же день память преподобного Григория, иконописца Печерского в XII b., почивающего в Антониевой пещере.   В тот же день память святых мучеников Елевферия и Леонида, брошенных в огонь за исповедание Иисуса Христа.   В тот же день память преподобного Григория Синаита, жившего в царствование Muxauлa IX Палеолога и Андроника, царей греческих, написавшего много душеполезных книг и скончавшегося в первой половине XIV века. Память 9 августа Страдание святого Апостола Матфия Святой Апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме; с раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии тридцати лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру; собрав учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью: оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостию Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, — но и для апостольского служения. Сначала святой Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших Апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицем Своим» (Лк.10:1); после же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо святой Матфий был причтен к сонму двенадцати Апостолов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010