10, 1), в народе еврейском об этом никто не знал еще; Самуил созывает старейшин народа и других почетных людей и предлагает им, согласно их желанию, избрать из среды себя достойнейшего человека в царя, кого укажет Сам Бог чрез жребий. (Между тем Господом уже был избран Саул и без жребия, на главу которого Самуил возлил елей, в доказательство того, что Бог посвятил его на царство). Собрались евреи, стали все по коленам своим, и начали вынимать жребии, «и паде жребий на хоругвь Вениаминю», в которой находились предки Саула. Отделили эту хоругвь и стали призывать к жребию по племенам этой хоругви – «и паде жребий на Маттариино», от которого происходили родоначальники Сауловы, но как в этом племени было много молодых людей – мужей, и неизвестно было, кого из них избрал Господь Бог, то стали вынимать жребий в третий раз, поименно, по мужам этого рода, «и паде жребий на Саула, сына, Кисова» – на того самого, которого Бог ранее уже и без жребия избрал и посвятил в царя (1 царь. 10, 20–21). Таким образом люди, по своему усмотрению, три раза вынимали жребий для избрания себе царя – и каждый раз невидимая сила Божия, владеющая жребием и располагающая судьбою человека, направляла выемку жребия к достижению заранее предположенной цели, к избранию заранее предопределенного к тому лица. Видно – «невозможная у человека, возможна суть у Бога» ( Лук. 18, 27 ). Следовательно, верно, что жребием владеет, располагает Сам Бог, и каждому человеку предопределен жребий уже давно, при самом рождении его и даже ранее ( Иер. 1, 5 ). III. Поэтому при вынутия жребия всецело предайте себя в волю Господа и вполне положитесь на Его всеблагое и премудрое провидение, сказав себе: «Ты еси Бог мой, в руку Твоею жребий мой» ( Пс. 80, 15–16 ). Посему неразумно делают те, кои, вынув напр. жребий, призывающий их к отбыванию воинской повинности, ропщут на свою судьбу: не слепая судьба или простой случай управляет жизнию человека, но премудрый и всеблагий промысл Божий, без воли коего ни один влас не упадет с нашей головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По некоторым же сведениям святой Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии, где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого святым апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения. Но святой Матфий, выпив во имя Христово отраву, не потерпел от нее никакого вреда и даже ослепленных этой отравой — их было более 250 человек — исцелил, возлагая руки и призывая имя Христово. Дьавол, не терпя такого поругания, явился язычникам в виде отрока, повелевая убить Матфия. Когда же они хотели схватить святого апостола, то принуждены были в течение трех дней безуспешно искать его: святой Матфий, хотя и ходил среди них, был им невидим. Потом святой апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в руки их. Они связали его и заключили в темницу, где явились ему бесы, с яростью скрежетавшие на него зубами, но в следующую ночь ему в великом свете явился Господь. Ободрив святого Матфия и освободив от оков, Он открыл двери темницы и выпустил его на волю. Настал день, и апостол с еще большею безбоязненностью стал проповедовать имя Христово среди народа. Когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость, хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их, оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились. Затем апостол Матфий снова возвратился в Иудею, и многих от сынов Израилевых он обратил к Господу, возвещая им слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим — слух, умирающим — жизнь, восстановлял хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. Называя Моисея святым и побуждая соблюдать закон, данный ему Богом на скрижалях, святой Матфий в то же время учил веровать во Христа, в знамениях и прообразах предвозвещенного самим Моисеем, предсказанного пророками, посланного Богом Отцом на спасение миру и воплотившегося от Пречистой и Пренепорочной Девы. При этом все пророчества о Христе святой Матфий истолковывал, как уже сбывшиеся на пришедшем Мессии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205509...

Избрание Матфия. По предложению Петра, на место Иуды, предавшего Господа Иисуса Христа, после молитвы, по жребию был избран Матфий, ученик Господа со времени начала Его проповеди , так что число ближайших учеников (последователей) Христа осталось Двенадцать ( Деян.1:15–26 ). Кроме того, в число Апостолов вошли еще более семидесяти учеников Христа, ставших свидетелями Его явлений после Воскресения из мертвых ( 1Кор.15:5–9 ). Их Господь Иисус и послал (греческое слово апостол означает посланник) проповедовать по всему миру о Своем Воскресении. Праздник Пятидесятницы. Наступал десятый день после Вознесения Господня. Это был праздник Пятидесятницы, великий еврейский праздник в память дарования Богом через Пророка Моисея Своему народу Десяти Заповедей. Все Апостолы находились в Иерусалиме вместе в одном доме. Был третий час дня по еврейскому делению суток, а по-нашему девятый час утра. Вдруг раздался шум с неба, как от несущегося сильного ветра, и он наполнил дом, где находились ученики Христовы. Тогда явились огненные языки и остановились над каждым из Апостолов. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых они раньше не знали ( Деян.2:1–4 ). В Иерусалиме в тот день было множество людей, верящих в Единственного Бога и пришедших как из разных мест Палестины, так и из различных стран на великий праздник. Большая толпа собралась на шум около дома, где находились ученики Христовы. Все изумлялись, слыша, как ученики обращались к ним на языках тех стран, откуда они пришли. – Разве они не галилеяне? – говорили в толпе, – Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? ( Деян.2:5–13 .) Тогда Апостол Петр вышел к народу и громко заговорил, так чтобы все его слышали. Он говорил о том, как Богом был обещан Спаситель, как Иисус Христос явился в мир, будучи посланным Богом Отцом, как Его убили, распяв на Кресте, и как Он воскрес и вознесся на небо. Выслушав его слова, собравшиеся были потрясены до глубины души и стали спрашивать Апостолов, что им делать, чтобы спастись. Петр ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

— выходец из Вифсаиды. С ним совещался Иисус, испытывая его, как накормить пятью хлебами и двумя рыбами тысячи людей, собравшихся у Галилейского моря слушать проповедь. Подробнее... Варфоломей (по-другому его называли Нафанаил) — родом из Каны Галилейской. О нем Иисус сказал, что он — иудей в котором нет лукавства. Подробнее... Фома — известен всем по прозвищу «Неверующий». Он было усомнился в Воскресении Господа, но вскоре Христос явился ученикам и предложил Фоме вложить палец в свои раны, после чего Фома наконец поверил в случившееся. Однако недоверчивость была лишь деталью в характере Фомы — упорном и решительном. Когда над Иисусом нависла опасность, Фома, вопреки предостережениям, решил вернуться в Иерусалим. Именно Фома предложил апостолам идти вместе с Учителем, хотя бы и на смерть. Он же впервые исповедует Иисуса Богом. Подробнее... Матфей (иначе Левий) — автор первого Евангелия. До встречи с Христом был мытарем — сборщиком налогов, но последовал за Учителем буквально во время своего занятия, едва Господь позвал его за собою. Иисус бывал у  Матфея дома, тот показал себя очень гостеприимным хозяином. Подробнее... Иуда Иаковлев (по-другому — Фаддей) — возможно сын праведного Иосифа Обручника от первой жены. Считал себя недостойным называться «братом Господним». Звался «Иаковлев» по имени своего старшего брата. Подробнее... Иаков Алфеев — был братом апостола Иуды Иаковлева (Фаддея) и, возможно, евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Иакова Алфеева следует отличать от апостола Иакова, «брата Господня», апостола из числа 70, первого епископа Иерусалима, называемого Иаковом Младшим. Путанице у некоторых авторов в прошлом способствовало то обстоятельство, что Иакова Алфеева также иногда называют Иаковом Младшим. Подробнее... Симон Зилот (или, как еще его называют — Кананит) — по преданию, он и был женихом на свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус совершил свое первое чудо, превратив воду в вино. Подробнее... Иуда Искариот — предатель и вор. Впоследствии, на Апостольском соборе его место согласно жребию занял апостол Матфий. Подробнее...

http://foma.ru/kak-zapomnit-imena-12-apo...

Но в каких отношениях стоял Павел к первобытному кружку Апостолов? То обстоятельство, что он прямо Христом был призван, без всякого человеческого посредства, и сам по себе, по-своему, мог проповедовать о Воскресшем, равно как блестящий успех его деятельности ставят его апостольское достоинство выше всякого сомнения. Но при этом или выбор Матфия на место предатели ( Деян. 1, 15 и д.) нужно считать недействительным, или должно опустить и отвергнуть необходимость и символическое значение числа двенадцати, или, наконец, здесь нужно принять недостаточно уясненною особенность и независимость божественного домостроительства. Символическое значение в числе «двенадцать» ни в каком случае нельзя и не следует отвергать, потому что оно ясно выставлено Самим Христом ( Матф. 19, 28 и Лук. 22, 30 ), еще и потому, что и в Апокалипсисе (21, 14) упоминается только двенадцать апостолов Агнца. Но если сказать, что число двенадцать обнимает собственно только апостолов для проповеди иудеям, а Павел есть тринадцатый, как самостоятельный Апостол, предназначенный на деятельность в мире языческом, то это уже и потому не совсем основательно, что, с одной стороны, Павел действовал также и между иудеями (сн. Деян. 9, 15 ), а с другой – Петр и Иоанн впоследствии времени действовали также между язычниками, как Павел. Да вообще-то двенадцать колен Израилевых представляют тип не одной какой-нибудь части, но всей Христовой Церкви. Оттого-то другие решились на несколько смелое и резкое предположение, именно: в выборе Матфия – видеть благовидную торопливость. В пользу этого можно привести 1) то, что выбор этот совершился до сошествия или излияния Святого Духа на апостолов, следовательно, прежде их озарения и боговдохновенности; 2) то, что он происходил без всякого повеления Христова, только по предложению Петра и при чисто человеческом посредстве; 3) что Матфий впоследствии нигде ни разу не упоминается, между тем как Павел – этот, призванный непосредственно Самим Господом, без ведома или не по мысли учеников, орган потрудился более всех других апостолов ( 1Кор. 15, 10 ; 2Кор. 11, 23 ). Но, с другой стороны, против этого включения Павла в число двенадцати говорит то, что он сам свое апостольское достоинство нигде не основывает на открывшейся в первенствующем сонме апостолов вакансии, вследствие предательства Иуды или вследствие мученической кончины Иакова Старшего, но производит его прямо от Христа и особенно в послании к Галатам противопоставляет его, как самостоятельное и однородное авторитету старших апостолов. Во всяком случае, так ли дело было или иначе, а весь ход призвания, положение и деятельность апостола Павла имеют нечто необыкновенное, чего нельзя ввести в механизм установленного порядка. Оттого-то он всегда и был главным авторитетом и представителем проявлений более свободного воззрения на Церковь , ее учение и жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Из Деяний святых апостолов известно, что апостол Матфий везде сопутствовал Иисусу Христу, слушал Его Божественное учение, был свидетелем Его дивных чудес и славного служения Господа роду человеческому, начиная от Крещения Его до дня Вознесения на небо (см.: Деян 1: 21–23). Мощи св. апостола Матфия (ковчег с ними вмонтирован в мраморное надгобие). Трир, Германия Житие апостола, вошедшее в составленные святителем Димитрием Ростовским Четьи Минеи, повествует о том, что апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в Вифлееме. С ранних лет он изучал в Иерусалиме закон Божий по священным книгам под руководством праведного Симеона Богоприимца. Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70 меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 апостолов. После Вознесения Господа на небо Матфий был причтен к 12 апостолам вместо отпадшего Иуды Искариота. Приняв дары Духа Святого в день Пятидесятницы, апостол Матфий стал проповедовать Христа. Сначала местом его проповеди была Иудея, позже – Эфиопия Понтийская. Здесь он претерпел много мучений за имя Христово: его били, влачили по земле, вешали, строгали острым железом, жгли на огне. Однако он с радостью шел на все муки и переносил их мужественно. После этого апостол Матфий проповедовал в Македонии, где идолопоклонники решили испытать силу проповедуемой им веры, заставив его выпить отраву, делающую выпившего слепым. Силою Божией апостол Матфий остался невредим, и затем вернул зрение 250 язычникам, которым диавол внушил убить апостола. Его связали и бросили в темницу, но Господь отворил ему ее двери. Святой апостол стал безбоязненно проповедовать слово Божие, а озлобленные язычники хотели умертвить проповедника Христова, но разверзшаяся внезапно земля поглотила дерзновенных. Оставшиеся в живых люди при виде этого чуда уверовали во Христа и крестились. Потом апостол Матфий вернулся в Иудею, где проповедовал, творил многие чудеса, исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял злых духов и воскрешал мертвых. Его проповеди сопровождали дивные знамения, что привлекало многих израильтян ко Христу. Озлобленные и ослепленные неверием иудеи схватили апостола и привели его в Иерусалим на суд первосвященника Анана и синедриона. Апостол Матфий изъяснил иудейскому собранию те места из Ветхого Завета, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Первосвященник Анан пришел в ярость и осудил апостола на побиение камнями.

http://pravoslavie.ru/3560.html

При этом апостолы были посланы в мир отнюдь не для торжеств и почестей в свой адрес. Исполнившись Святым Духом, они основывали первые христианские общины и совершали чудеса. Но не почет и уважение получали они взамен от мира. Вот что о себе и своей миссии говорит апостол Павел: « Я... был в трудах... в ранах... в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе » (2Кор 11:23-27). Читайте также: Кем были 12 апостолов, и что с ними стало? 4 вопроса об избранных Христом Но как они сами относились к претерпеваемым страданиям? Мы читаем в «Деяниях», что когда синедрион запретил апостолам проповедовать Христа, то они не устрашились властей земных и продолжали свою проповедь. Когда же за это они были схвачены и биты, то « пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса Христа удостоились принять бесчестие » (Деян 5:41). Из 12 апостолов лишь один, Иоанн Богослов, умер своей смертью. Апостолы Петр, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Иуда, Матфий в разных частях мира претерпели мученические пытки и были распяты. Апостол Иаков Заведеев был казнен через отсечение головы. Апостола Матфея сожгли на костре в Египте. Апостол Фома в Индии во время пыток был пронзен пятью копьями. Апостол Симон Зилот на Черноморском побережье Кавказа, был заживо распилен пилой. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/apostolyi-poslanniki-i-gl...

Фото с сайта chashkin.hut4.ru Впечатлило и знакомство с Тимофеем и Эльвирой Китнис , руководителями Паломнического центра святого апостола Фомы. Оказалось, что у нас совпадают интересы и в искусстве, и в богословии, так, например, мы сошлись во взглядах на труды отца Александра Шмемана. Так что нам было, о чём поговорить. Художники с Эльвирой Китнис на фоне росписей. Фото с сайта chashkin.hut4.ru К тому же, я был дружен с отцом Дмитрием Григорьевым, настоятелем Свято-Никольского кафедрального собора Православной Церкви в Америке, — другом отца Александра Шмемана. Отец протоиерея Димитрия Григорьева в дореволюционное время был вице-губернатором Архангельска, Вятки и Сахалина. В 1918 году после ареста и побега эмигрировал вместе с семьей в Ригу, затем — в Англию. И вот мы говорили с Тимофеем и Эльвирой о том, как все и всё связано в этом мире, как история и недавняя, и совсем далекая оказывается равно близкой. Тимофей меня поразил как человек абсолютно энциклопедических знаний, его рассказы было очень интересно слушать, они помогали проникнуться той историей, которую потом предстояло воплотить в работе. Вдохновлённые атмосферой старого города, его святынями, мы принялись расписывать алтарь. Фото с сайта chashkin.hut4.ru Среди росписей – изображение Трирских мучеников и Фивейских легионеров. Во времена гонений на христиан в эпоху Диоклетиана легион римских солдат, который состоял, в основном, из христиан и размещавшийся в Трире, отказался принести жертву языческим богам. Христиане были казнены. Всего было убито 7000 мучеников. В Трире можно поклониться их мощам, что, на самом деле, большая редкость, ведь речь о мучениках первых веков христианства… Поскольку солдаты были из Южного Египта, главу легионеров мы изобразили в соответствующей национальной одежде. Рядом с Трирскими мучениками – изображения Сорока мучеников Севастийских, которым посвящен храм. Фото с сайта chashkin.hut4.ru Изображены в алтаре и святитель Амвросий Медиоланский, уроженец Трира, апостол Матфий, святые Константин и Елена.

http://pravmir.ru/trir-russkie-hudozhnik...

«Начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас» – здесь как раз указывается начало и конец общественного служения Господа на земле, свидетелем которого должен быть избираемый. «Свидетель воскресения» – второе весьма важное условие избрания; главный предмет апостольского свидетельства – это свидетельство об истине Воскресения Христова, основной истины спасающей веры христианской. Необходимо, чтобы избираемый апостол был свидетелем действительности воскресения распятого и умершего Мессии. Удовлетворявших этим условиям оказалось двое: Иосиф, называемый Варсавой, который прозван Иустом, и Матфий. Оба они неизвестны в евангельской истории. Есть предположение, что они были из числа 70-ти учеников Господа. Окончательное избрание из числа этих двух одного апостола предоставили Самому Господу через жребий после усердной молитвы о том, чтобы Сам Господь показал, кого Он избирает. Таким образом, в избрании нового апостола совершилось двоякое действие – человеческое и Божественное: апостолы со всем обществом верующих избирают двух. Господь, по молитве их, указывает одного. «Ты Господи, Сердцеведец всех...» – так обратились они в молитве к Господу: Господь Сердцеведец, знающий душу каждого человека, знал, кто из двух более способен понести возлагаемое на него служение. Определение по жребию есть установление ветхозаветное, и в решении дел по жребию видели действие Самого Бога (см. Лев. 16:8 и далее; Числ. 17:1 и далее; Числ. 34:13 ; Нав. 14:2 ; 1Цар. 10:20 ). Писали обычно имена на листках; листки вкладывали в сосуд, встряхивали, и чей жребий первым вынимался из сосуда, тот и считался избранным. «И выпал жребий Матфию» – в этом увидели волю Божию, и «и он сопричтён к одиннадцати апостолам». Св. Матфий проповедовал потом Евангелие во Иудее и Эфиопии, и был побит камнями в Иерусалиме по приговору первосвященника Анана, особенного ненавистника христиан. Память его празднуется 9 августа. Другой кандидат, Иосиф, он же Иуст, был после епископом Елевферополя в Иудее и тоже окончил свою жизнь мученической смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

5 . Апостол Филипп проповедовал, по преданию, в Галилее, Греции и Аравии. Был распят в возрасте 87 лет. 6 . Апостол Фома , который не сразу поверил в Воскресение Христово ( Ин.20:24–29 ), проповедовал слово Божие в Персии, Месопотамии и Индии, где и кончил жизнь мученически. 7 . Апостол Варфоломей сначала проповедовал вместе с Апостолом Филиппом в Сирии, а потом в Армении, где и принял мученическую смерть. 8 . Апостол и Евангелист Матфей проповедовал в Иудее, Сирии и Эфиопии, где кончил жизнь мученически. 9 . Апостол Иаков , сын Алфея, проповедовал в Палестине и Египте, где и погиб мученически. 10 . Апостол Симон Зилот , по преданию, был тем женихом, на свадьбе которого Христос превратил воду в вино ( Ин.2:1–11 ). Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте. По преданию, погиб мученически на Кавказе. 11 . Апостол Иуда , называемый также Фаддеем , проповедовал в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где пострадал за Христа около 80-го года. 12, Апостол Матфий, один из Семидесяти учеников Господа Иисуса, был избран в число Двенадцати на место Иуды Искариота, предавшего Христа. Проповедовал в Малой Азии и на Кавказе. Был побит камнями, а после смерти ему отсекли голову. Дополнительные занятия для самоподготовки: 1 . Найти на карте Палестины Самарию и Иоппию, где проповедовал Апостол Петр, согласно книге Деяний. 2 . На карте Римской Империи указать Сирию, Малую Азию и Рим, где трудился Апостол Петр. 3 . Пользуясь картами Древнего мира и современными политическими картами, найти места трудов Двенадцати Апостолов. 4 . Прочитать в Евангелиях те слова Господа Иисуса Христа, где Он говорит о том, что Благая Весть о Нем будет проповедана всем народам: Мф.26:13; 28:19–20 ; Мк.14:9; 16:15 ; Лк.13:29; 24:46–47 . 5 . Для собеседования в классе подготовить ответ на вопрос: – Каково было отношение Первоначальной Церкви к собственности и к дарам Святого Духа? Дополнительная литература: Библейская энциклопедия. Μ.: Российское Библейское Общество, 1996. – Раздел «Атлас библейской истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010