Вопрос: Как следует из Святого Письма, для восполнения полноты ближайших Апостолов Господних после отпадения Иуды был брошен жребий. По жребию в число двенадцати Апостолов был включен святой Апостол Матфий. Святой же Первоверховный Апостол Павел стал Апостолом после Святого Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, получается, что ближайших Учеников Христовых 13? И второй вопрос: кого из Святых Апостолов тогда традиционно не изображают в храмах на иконостасах (либо фресках) с сидящим на Престоле Иисусом Христом с предстоящими Девой Марией, Святым Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном и Двенадцатью Апостолами: Святого Апостола Матфия или Святого Первоверховного Апостола Павла (в храме, где я видел это изображение, не смог прочитать надписи). Прошу прощения и Вашего благословения. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Вместо отпавшего Иуды по жребию был избран в число двенадцать апостолов ученик Христов Матфий (Деян.1:15-26). Это произошло между Вознесением Господа и праздником Пятидесятницы. Именно Матфий входит в Собор двенадцати апостолов, память которых празднуется 30 июня/13 июля. На иконах или фресках, посвященных Собору двенадцати апостолов, изображается св.Матфий. Св. Павел в число двенадцати не входит. Он стал учеником Иисуса Христа в 35 – 37 годы. Время обращения в христианство первоверховного апостола устанавливается на основании Послания к галатам: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита» (2:1). Исследователи считают, что Павел имеет здесь ввиду поездку на Апостольский собор в Иерусалим. В этом убеждает совпадение отдельных моментов описания путешествия с 14 главой книги Деяний святых Апостолов. Собор проходил в 49 – 51 годы. Следовательно, Павел начал свое апостольское служение несколько лет спустя после избрания Матфия. Назвать св. Павла 13-м апостолом нельзя, потому что до его чудесного призвания Господь наш Иисус Христос избрал, кроме двенадцати, еще семьдесят апостолов (Лк.10:1). Павел не входит в число ни 12-ти, ни 70-ти, а занимает особое место среди благовестников святого Евангелия как «избранный сосуд» (Деян.9:15). 2 декабря 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6482.html

Апостол Апостол (посланник) ( Мф. Х, 2 ) – слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь называется Посланником Божиим и Ангелом Завета ( Ebp. III, 1 , Maл. III, 1 ), потому что Он послан был от Бога Отца. В особенности же сим именем называются двенадцать избранных учеников Господа, которых Он посылал проповедовать Евангелие. Имена их следующие: Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь, иначе Левий; Иаков Алфеев и Симон Зилот; Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемый Фаддеем, и Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По вознесении Господа вместо Иуды-предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Дeяh. I, 15–26 ). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в Х главе ( Мф.Х,5–42 ) Еванг. от Матфея и особенно замечательны по своей силе и выразительности. Подробности жизни и подвигов апостолов, насколько оные известны нам, можно читать на страницах сего Словаря под отдельным именем каждого из них, как, напр., Петр, Андрей, Филипп и др. Служение и обязанности апостолов обозначены в следующих местах Свящ. Писания: а) все они были очевидцами и слышателями того, о чем свидетельствовали ( Uh. XV, 27 , Дeяh. I, 22, I Uh. I, 3 ); б) все они были призваны или избраны самим Господом ( Лk. VI, 13 , Гaл. I, 1 ). Даже апостол Матфей не составляет исключения из этого, так как избрание его по жребию было по воле Божией ( Дeяh. I, 24–26 ); в) они были вдохновляемы Духом Божиим ( Uh. XVI, 13 ); г) они имели власть творить чудеса и сообщать духовные дары ( Mk. XVI, 20 , Дeяh. II, 43 , Ebp. II, 4 ). Кроме 12 апостолов и Павла, называются апостолами еще 70 учеников Господа, по числу, быть может, 70 членов иудейского верховного судилища или по числу 70 старейшин израильских ( Чис. Х ), но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Божиих и не во всей полноте облечены были той властью и силой, каковой облечены были первые. Называются в Свящ. Писании апостолами или посланниками и другие мужи церкви апостольской, которые ревностно служили благу церкви и Евангелия ( II Kop. VIII, 16–19, 22–24 , Флn. II, 25, 30 ). Наконец апостолами называются в христианской церкви еще некоторые лица, которых служение и избрание приближалось к служению апостольскому. Таковы, напр., равноапостольная Мария Магдалина, св. равноапост. цари Константин и Елена, св. равноап. Нина, просветительница Грузии, св. Мефодий и Кирилл, св. равноап. вел. кн. Владимир и др. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Святыни Абхазии» — автор и ведущая Ю. Павлюченкова, передача 21 17.11.2015 23:00 История христианства на Кавказе восходит к апостольским временам. Достоверно известно, что здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний, в середине I века, был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии (современный Новый Афон, Абхазия), и погребен там же. На месте погребения и сегодня высится древний храм в честь Симона Кананита. Есть сведения и о том, что апостол Матфий (ученик из семидесяти) также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе (современный Сухум). В послеапостольское время христианство проникало на Кавказ через сосланных в Абхазию церковных деятелей, войнов-христиан, государственных чиновников-христиан, оказавшихся в немилости у Римских императоров. Не остались вне влияния христианства и аланы, древние предки осетин. Алан крестил древний миссионер епископ Евфимий. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2015/11/17/23-0...

Так говорил первосвященник Анан; он надеялся, что Матфий одумается и оставит веру. Но св. апостол небоязненно отвечал: «О той вине, которую вы, братие, налагаете на меня, нет нужды много и говорить: что я – христианин, то не вина, но слава». – «Как же не вина? – воскликнул первосвященник. – Не вина – ни во что не ставить святый Закон, не почитать Бога, а слушать волшебные и пустые басни?» Матфий спокойно ответил: «Если выслушаете слова мои, то объясню вам, что проповедуемое нами – не басни и не волшебство, но самая истина, от века засвидетельствованная». Анан и все собрание выразили согласие выслушать апостола и ему позволено было говорить. Тогда св. Матфий начал приводить из Ветхого Завета те места, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Долго св. апостол изъяснял иудейскому собранию сказанное об Иисусе Христе в священных книгах еврейских. Наконец, первосвященник не вытерпел и с гневом воскликнул: «Так-то ты дерзаешь разорять закон? Разве не знаешь, что говорит писание?» и он привел место из 13 главы книги Второзакония, где заповедуется предать смерти ложных пророков, обольщающих ложными знамениями и чудесами и увлекающих от истинного Бога во след богов иных ( Втор.13:1–5 ). Но св. Матфий восторженно отвечал: «Тот, о Ком мы говорим, не только пророк, но и Господь пророков, Сын Божий. Божество Его несомненно доказывается истинными Его знамениями, потому и я уверовал в Него и надеюсь всегда непоколебимо исповедовать Его». Видя, что убеждения и споры ни к чему не ведут, первосвященник решился окончить допрос. «Если дано будет тебе, – обратился он к Матфию, – время для размышления, покаешься ты?» – «Я не отступлю от истины, которую обрел однажды, – твердо сказал апостол, – сердцем верую и исповедую устами, что Иисус Назарянин, Которого вы отвергли и предали на смерть, – истинный Сын Божий, равный Отцу, с Ним соестественный и предвечный, и смело говорю: я – раб Христов!» Первосвященник пришел в страшный гнев. Он не хотел более ни слова слышать и зажал уши, скрежеща зубами. «Богохульствует! богохульствует! – кричал он. – Пускай он услышит закон!» Тогда прочитано было из книги Левит место, где заповедано побивать камнями всякого хулителя имени Господня ( Лев.24:15–16 ). «Ты сам свидетельствовал на себя, – обратился Анан к св. Матфию, – кровь твоя будет на главе твоей». После этого осудил св. апостола побить камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Земное служение Господа, после Его удаления в пустыню и искушений, а также после пребывания в Иерусалиме во время иудейской пасхи, было тесно связано с Галилеей. Как говорится в Евангелии, после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие 17 . Здесь и были избраны Им первые из апостолов 18 , которые составили ядро зарождающейся Церкви (к этому ядру, наверное, можно в какой-то степени отнести и Никодима, а также некоторых других, обращенных Господом в Иерусалиме и Самарии). Проповедь Иисуса Христа и Его чудеса посеяли то горчичное зерно, из которого и выросло дерево сильное и крепкое. Своим ученикам (как известно, кроме двенадцати, Господом были избраны и еще семьдесят 19 ) Он раскрыл тайны Царства Божия и суть христианского учения. Крестная смерть Господа, Его Воскресение, явление воскресшего Христа ученикам и Вознесение завершают это «внутриутробное развитие» земного Тела Его. По словам Дееписателя, Христос, в последний раз явившись ученикам, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня 20 . Дееписатель перечисляет апостолов, собравшихся с Богородицей Марией, с братьями Господа и некоторыми женами: все они единодушно пребывали в молитве и молении, называет он и число собравшихся – около ста двадцати 21 . Тогда же был избран и еще один апостол вместо предателя Иуды – Матфий 22 . Как видно из этого повествования, «стадо» было действительно «малым» 23 – всего чуть более сотни. К этому «стаду», наверное, можно причислить более, нежели пятисот братий, о которых упоминает 24 святой апостол Павел. Цифра, на первый взгляд, несколько обескураживающая: Сам Господь, воплотившийся Бог Слово, явился на земле, проповедовал, творил чудеса и знамения – и результаты в количественном выражении столь мизерны. Однако эта «количественная мизерность» – только чисто внешняя сторона рождающейся Церкви, тайна которой в том, что сила Божия совершается в немощи 25 человеческой. 1. Иерусалимская Церковь после Пятидесятницы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Митрополит Иларион: Мне совершенно не хочется ни полемизировать с Папой Римским, ни солидаризироваться с его словами — он делает свои высказывания в определенном контексте, и очень часто случается, что их из контекста вырывают. Единственное, что я хотел бы сказать по сути вопроса, это то, что у Церкви есть определенное учение о браке, основанное на представлении о нем как пожизненном союзе мужчины и женщины. Церковь неслучайно предлагает своим чадам воздерживаться от полового общения до брака, потому что известно немало случаев, когда молодые люди вступали в отношения, потом заключали брак, но он оказывался непрочным, давал трещины и иной раз распадался. Необязательно единственной причиной распада брака являлось то, что он фактически начался до Таинства венчания, но одной из причин могла быть именно недостаточная ответственность и серьезность, с которой молодые люди отнеслись к своему брачному союзу. Церковь не запрещает что-то, чтобы людей ограничить либо испортить им жизнь, сделать ее более трудной — она на основании многовекового опыта подсказывает людям, как им лучше поступать и от чего стоит воздерживаться. Как говорил святой апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Вот о чем напоминает Церковь людям любого возраста, молодым и пожилым: у человека есть ответственность перед собой, перед своими близкими. И если он хочет построить прочные отношения, которые сохранит на всю последующую жизнь, то к этим отношениям нужно относиться с максимальной ответственностью. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» . Вопрос: Евангелие утверждает, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующих. Почему выбор, кому передавать ключи от рая, выпал на Петра, а не на апостола Павла? Митрополит Иларион: На этот вопрос может ответить только Сам Христос. Но мы знаем из Священного Писания, что апостол Павел примкнул к христианской общине уже после Воскресения Иисуса Христа. И он не был свидетелем событий, описанных в Евангелии. О его обращении мы узнаём из книги Деяний апостольских. Один из 12 апостолов, которых избрал Христос, оказался предателем. И на место этого апостола после Воскресения Христова был избран человек по имени Матфий. Его имя в книге Деяний апостольских упоминается в связи с этим событием, но больше в этой книге о нем ничего не говорится, в отличие от апостола Павла, о котором рассказывается, как ему на пути в Дамаск явился Христос, как он из гонителя Церкви в одночасье превратился в ревностного апостола. И на иконах 12 апостолов мы всегда видим не Матфия, а Павла рядом с Петром.

http://patriarchia.ru/db/text/5879868.ht...

Версию Епифания Монаха повторяют Никита Давид Пафлагон (BHG, N 100) и прп. Симеон Метафраст (BHG, N 101). В зависящем от Епифания Монаха списке апостолов из анонимного апокрифического «Жития ап. Андрея» (BHG, N 99b) М. достается удел «от Византия - Понт, Фригия, Памфилия, Армения, Харсиан и до людоедов» (Греч. предания. 2005. С. 321). Мощи М. хранятся в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме и в Трирском соборе. На Западе М. считался покровителем мясников. Ист.: Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1899-1901, 19352. Vol. 1. P. 243-246; Vol. 2. P. 241-245; Lewis Smith A. Acta Mythologica Apostolorum. L., 1904. P. 118-120. (Horae Semiticae; 3); eadem. The Mythological Acts of the Apostles. L., 1904. P. 137-139. (Ibid.; 4); Écrits apocryphes chrétiens. P., 1997. Vol. 1. P. 467-471; 2005. Vol. 2. P. 485-564; Виноградов А. Ю. Апостольские списки - «забытая» страница христ. лит-ры//БТ. 2005. Сб. 40. С. 128-147; Греч. предания о св. ап. Андрее/Изд. подгот.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. Лит.: Gutschmid A., von. Die Königsnamen in den apokryphen Apostelgeschichten: Ein Beitrag zur Kenntniss des geschichtlichen Romans//Rheinisches Museum für Philologie. N. F. Bonn, 1864. Bd. 19. S. 161-183, 380-401; Haase F. Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen//NTA. 1922. Bd. 9. H. 1/3. S. 279-280; Sisti A. Mattia, apostolo, santo//BiblSS. Vol. 9. Col. 150-153; Vinogradov A. J. Le début authentique du «Martyre de Matthieu»?: Remarques sur le codex Froehner et les «Actes d " André et de Matthias»//Apocrypha. Turnhout, 2008. Vol. 19. P. 202-216; он же (Виноградов А. Ю.). «Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов»: Опыт прочтения одного апокрифа. М., 2014. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ

http://pravenc.ru/text/2562696.html

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: В Деяниях святых апостолов написано, что когда Иуда предал Христа и отпал от Его двенадцати учеников, то на апостольское служение был призван Матфий. Тогда почему Павла, которого сначала звали Савл и который прибегал к жестоким гонениям на учение Христа, призвал на служение Сам Господь? Как известно, Павел стал самым преданным служителем учения Христа и его также называют апостолом. Тогда он тринадцатый апостол? Митрополит Иларион: История апостола Павла — это очень интересная история. Когда мы читаем книгу Деяний, то видим, что первым актом апостольской общины после Воскресения Христа было избрание двенадцатого апостола на место отпавшего предателя Иуды. Мы читаем о том, как это произошло: был брошен жребий, он выпал на Матфия. Его избрали двенадцатым апостолом, но больше он ни разу в книге Деяний не упоминается. Зато мы слышим в той же книге подобнейший рассказ о том, как Савл, который был еще молодым человеком и гонителем христиан, шел в Дамаск и вдруг услышал голос Самого Христа, Который призвал его на апостольское служение. Практически в одночасье из гонителя Церкви он превратился в апостола. На иконах двенадцати апостолов всегда изображаются Петр и Павел, то есть по факту именно Павел стал двенадцатым апостолом. Причем не просто одним из двенадцати, а он называется одним из двух первоверховных апостолов. Мы неслучайно празднуем память Петра и Павла в один и тот же день, называем их двумя первоверховными апостолами, потому что Петр был главой апостольской общины после Воскресения Христа, а Павел внес такую исключительную роль в развитие христианской Церкви, в становление Церкви в том числе среди язычников, в проповеди язычникам, что Церковь причислила его к лику двенадцати апостолов и назвала одним из двух первоверховных апостолов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5899184...

Схождение Духа – А что такое присутствующий на иконах Святой Троицы нередко увенчанный крестом шар, напоминающий царскую державу? – Практика такого изображения очень поздняя. В русской иконописи она появилась во второй половине XVII века под западным влиянием. Это атрибутика западных монархий, символизирующая в данном случае Божественную власть над миром. – Почему у Лиц Святой Троицы разные облачения? – Христос изображается в традиционных для Себя одеждах: синем или зеленом гиматии (верхней одежде) и хитоне (рубахе красного цвета). Это связано с символикой Боговоплощения. Красный цвет указывает на то, что Господь принял плоть и нашу человеческую природу, а синий – цвет Неба, свидетельствующий о Божестве Христа. «Ветхий днями» изображается в белых одеждах, что отражает чистоту и Божественное сияние. На рублевской «Троице» левый Ангел также изображен в одежде цвета, близкому к белому. – День Святой Троицы именуется также днем новозаветной Пятидесятницы, когда совершилось схождение Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу. Обычно икона Пятидесятницы, также нередко полагаемая на аналое в праздник, изображает сидящих полукругом учеников Христа (иногда среди них Пресвятая Богородица) и сходящего на каждого в виде языков пламени Святого Духа. Внизу под ними на темном фоне обычно изображается некая мужская фигура, увенчанная короной, и держащая в руках распростертый покров. Кто это? – Вообще иконография сошествия Святого Духа сформировалась относительно поздно. До иконоборчества она имела только предысторию. Известно изображение этого новозаветного события в Евангелии от Раввулы (VIb.), но в другом иконографическом варианте. Сейчас мы видим вполне сформировавшуюся иконографию, которой, конечно, сопутствует вариативность. Во-первых, святые апостолы восседают на некоем седалище. Это знамение того, что они уже сопричастны вечности, облагодатствованы, и на них сходит Дух Святой в виде огненных языков. При этом с очень древних времен изображается именно Апостольская Церковь – то есть не просто двенадцать учеников Христа, а еще и святой апостол Павел, который, конечно же, не присутствовал в тот момент в горнице. Сверху восседают четыре евангелиста, два из которых – не из числа двенадцати ближайших учеников Спасителя, а апостолы от семидесяти – святые евангелисты Марк и Лука. Но Апостольская Церковь без них непредставима. Не изображается при этом ни Иуда Искариотский как уже отпавший, ни заменивший его по жребию Матфий, ни Иуда Иаков Младший.

http://pravoslavie.ru/113293.html

Фома  проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября. Матфей  (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября. Иаков Алфеев , брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября. Иуда Иаковлев , или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня. Симон Зилот  проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая. Матфий  избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа. Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний Собор 12 Апостолов. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов. Читайте также — Святые апостолы Петр и Павел Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный. Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два «взвода» в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

http://pravmir.ru/sobor-12-ti-apostolov-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010