Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРП [греч. Κρπος] (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.). Во 2-м Послании к Тимофею, написанном ап. Павлом в темнице в Риме (между 64 и 68), он просит его принести фелонь и «книги, особенно кожаные», оставленные в доме К. в Троаде (2 Тим 4. 13). Из этого следует, что К. входил в число учеников или доверенных лиц ап. Павла, к-рый, видимо, останавливался в его доме. Возможно, именно там произошел случай с Евтихом ( Gillman. 1992. P. 876), который заснул и выпал из окна 3-го этажа, но чудесным образом не пострадал (Деян 20. 7-12). Т. к. имя Карп упоминается в НЗ только однажды, поэтому большинство комментаторов лишь вскользь упоминают о нем, уделяя основное внимание вслед за древними комментаторами (напр.: Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 10. 1) упомянутым в Послании фелони и книгам (см., напр.: Dibelius, Conzelmann. 1972; Guthrie. 1990; Marshall. 1999; Mounce. 2000; Johnson. 2001; Towner. 2006; Fiore, Harrington. 2007; Twomey. 2009). Историю с оставленным у К. плащом Павла Тертуллиан приводит, чтобы обличить суеверный обычай язычников, которые должны были молиться перед статуями богов, сняв верхние одежды, что, по его мнению, было одним из элементов ненужной для христиан обрядности ( Tertull. De orat. 15). Блж. Иероним использует этот стих в качестве предостережения от крайностей аллегорического толкования, указывая, что здесь апостол не подразумевал никаких духовных тайн, а в его словах речь шла об обычных немощах плоти ( Hieron. Dial. contr. Pelag. III 4). Ап. Карп. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Ап. Карп. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Церковная традиция относит К. к числу 70 апостолов. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.) и Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) К. назван епископом Веррии Фракийской (Бероя, ныне Стара-Загора, Болгария) (Vitae prophetarum.

http://pravenc.ru/text/1681123.html

Двадцать шестой день. Св. апостол Карп. (Причины, по которым наши молитвы не всегда бывают услышаны Богом). I. Ныне прославляемый св. апостол Карп был один из 70-ти апостолов. Однажды он просил Бога наказать двух грешников-христиан за то, что они живут нерадиво. Вдруг видит он глубокую пропасть, на краю которой стоят те два человека, о наказании которых он молился. В то же время явился Господь и сказал ему: «хочешь ли, чтобы эти люди погибли?» Он с радостию отвечал, что об этом он и молится. Но Господь сказал ему: «бей Меня, снова мучь, распинай, Я все готов терпеть, но не могу терпеть погибели грешников». Так Господь умерил ревность ап. Карпа. Не так ли Он остановил ап. Иакова и Иоанна, которые желали истребить селение самарянское за отказ принять Господа? Он сказал им: «Сын человеческий пришел не погублять души человеческия, а спасать» ( Лук. 9, 52–58 ). Истинный христианин должен просить Бога не о том, чтобы Он послал бедствия грешникам, а о том, чтобы вразумил и наставил их на путь истины. II. Этот случай в жизни св. ап. Карпа подает нам, братие, повод побеседовать с вами о «причинах, по коим наши молитвы не всегда бывают услышаны Богом», потому что не всегда они угодны Ему, как например не была угодна пред Ним молитва св. апостола Карпа о погублении грешников. «Просите и не приемлете», говорит св. апостол: «зане зле просите» ( Иак. 4, 3 ). Когда-ж и почему это бывает? а) Зле просим, во первых, когда просим не так, как заповедал просить Сам Господь. По Его обетованию, только та молитва бывает действенна и сопровождается благими плодами, которая оживлена живою, твердою и неотступною «верою: еже аще воспросите от Отца верующе, приимете»; та молитва, которая споспешествуется крепкою «любовию» к Богу и ближнему, ибо только «любящим Бога вся споспешествуют во благое»; та молитва, которая исходит от сердца, вполне и всесовершенно преданного Богу, «и на Него одного надеющаюся», когда, то есть, молясь Отцу небесному, мы, по примеру Самого Сына Его, предаем и себя самих и молитвы наши всецело и непоколебимо Его всесвятой воле, веруя от всего сердца, что только то нам истинно полезно и нужно, что находит таковым Его высочайшая премудрость и благость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Райский сад и его насаждения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Для достойного прославления святых угодников Божиих и молитвенного назидания обращающихся к ним гимнографы нередко используют различные образы 1 . В новозаветное время, когда Иисус Христос Своими страданиями открыл нам райские двери, тема рая становится важной и распространённой. В Библии говорится: И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт 2:8). Образ рая и райских растений часто встречается в древнерусской литературе 2 . Образ рая и райского сада — устойчивый топос в богослужебных текстах. Гимнографы прославляют также произрастающее в нём райское Древо жизни, Крестное древо, так как в новозаветное время они связаны с Подателем жизни Христом Спасителем и Его искупительным подвигом. Наряду с Крестным древом творцы песнопений называют в составленных текстах и другие растения и цветы для прославления различных подвигов святых угодников Божиих. Священномученик Евсевий Самосатский (†380; пам. 22 июня): “Яко шипóк 3 , яко благовонен крин 4 , яко рай Божий, показался еси, посреде жизни имея древо, Самодетеля всех и Господа” 5 . Таким образом, уподобляясь розе и лилии, святой иерарх в центре своей жизни имел Господа Творца. В службе Происхождению Животворящаго Креста Господня говорится: “Иже посреде земли насадивыйся, Честный Крест и ныне ветви простирает… и вся осеняет, покланяющияся ему” 6 . Ученики Христовы несли слово Евангельское людям. Апостол Карп (I; пам. 26 мая), един от семидесяти, проповедовал: “Яко садоделатель изряден, показал еси людем Животное Древо, от Негоже ядый, жив будет… во веки” 7 . В службе преподобному Ферапонту Можайскому (†1426; пам. 27 мая) называется подлинный Садовник райского сада — “Всеблагий Вертоградарь, Христос” 8 . Покровителем огородничества и садоводства является святой мученик Конон градарь (пам. 5 марта) 9 , уроженец Назарета Галилейского, пострадавший за Христа при Римском императоре Декии (249–251). В древней службе ему говорится, что он привился добрей Маслине — Христу 10 . Его изображение имеется на фресках новгородского храма Спас на Нередице (XII в.) и отличается наличием красного ободка в нимбе. Предполагается, что “красный ободок мог мыслиться как предельно компактный символ красоты садов, предмета земных попечений Конона. Зритель с достаточно развитым символическим инстинктом мог легко угадать в красном компоненте фрески, находящемся в столь значимом месте как нимб, то есть в самом средоточии духовности, рефлекс того, чем красен сад — краснощёких яблок, спелых вишен, смородины, малины” 11 .

http://pravmir.ru/rayskiy-sad-i-ego-nasa...

Скачать epub pdf Память святого Карпа, Апостола из семидесяти Память 26 мая Святой апостол из семидесяти Карп был последователем и слугою святого апостола Павла; он разносил его послания в те места, куда они назначались. Достаточное время Карп потрудился вместе с апостолом Павлом, благовествуя всюду слово Христово 3462 , немало претерпел он за это бед и напастей. Затем святой Карп был поставлен апостолом Павлом епископом города Берии во Фракии 3463 . Святой апостол Карп потрудился, проповедуя Евангелие Христово и на острове Крите 3464 ; здесь он, между прочим, принял в дом свой святого Дионисия Ареопагита 3465 и видел Господа, явившегося ему в видении в то время, когда Карп просил Его предать казни двух грешников, и слышал голос Его, возгласивший: «Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей» 3466 . Святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о сем святом Карпе и то, что он никогда не начинал совершать пречистых и животворящих Тайн прежде, чем не сподоблялся являвшегося ему с неба божественного видения. 3467 Святительствуя в Берии, Карп обратил ко Христу многих эллинов-язычников; обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии он был с жестокостью убиен иудеями и таким образом предал душу свою в руки Господа 3468 . Честные мощи его были положены верными и богобоязненными людьми в том же городе, где он и святительствовал, причем сими мощами подавались многоразличные исцеления болящим во славу Христа, Бога нашего. Тропарь, глас 3: Апостоле святый Карпе, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, глас 4: Яко звезду пресветлую церковь всегда стяжа тя Апостоле Карпе, чудес твоих многоподаванием просвещаема: спаси верою чтущих память твою. 3463 Фракией называлась та часть Балканского полуострова, которая лежала к северу от Македонии, Эгейского и Мраморного моря. В настоящее время на месте древней Фракии находятся следующие земли: восточная часть Венгрии, Трансильвания, Бессарабия, Молдавия, Валахия, Болгария, Сербия и восточная часть Румелии. Город Берия в настоящее время называется Веррия или Кара-Веррия; в нем около 12 000 жителей. – Апостол Павел был в Берии во время своего второго апостольского путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Фанатизм Вразумление неразумной ревности по вере (фанатизма) Поучительный пример божественного вразумления неразумной ревности представляется в житии св. Карпа. Св. апостол Карп, один из 70 апостолов, был епископом в Берии, городе македонском. Право правя слово истины, он ревностно заботился о распространении славы имени Христова среди идолопоклонников, из коих многие уразумели высоту учения христианского и ничтожность языческих богов. Христианство победоносно распространялось во всех известных тогда областях мира; но были нередко случаи и обратного возвращения от света истины к языческим заблуждениям. Так это случилось и среди паствы св. ап. Карпа: один христианин совращен был в идолопоклонство. Ревностный пастырь в глубокой скорби о погибшей овце стада Христова и из опасения, да не зазрит этот пример других его пасомых, неотступно молил Господа о погибели нечестивых: совратителя и совращенного. Но вот какое он получил вразумление: однажды, во время молитвы, св. ап. Карп узрел в отверстых небесах Господа, окруженного ангелами, а внизу глубочайшую бездну, над которою стоят совращенный в язычество христианин и его совратитель. Они, пораженные невидимою силою, ужасались и трепетали, готовые упасть в бездну, где пресмыкался и скрежетал среди пламени великий, страшный змей. Св. Карп, исполненный радости, ожидал погибели грешников и продолжал молиться об этом; но вдруг св. Карп видит Иисуса, нисшедшего с престола славы Своей. Любвеобильный Спаситель подходит к погибшим, милостиво подает им руку помощи, и ангелы отводят их от бездны; тогда Господь сказал св. ап. Карпу: «Для чего ты желаешь погибели братьям? Подражай Мне и не желай смерти грешника, но желай того, чтоб он обратился и жив был!» Таким видением Господь отклонил св. апостола от пути неразумной ревности по вере и чрез него указал всем нам высоту любви христианской, которая объемлет всех, даже отступников и врагов веры («Четьи-Минеи»). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

26-е число Святого Апостола Карпа от 70 Последователь и сотрудник св. Апостола Павла, что видно из воспоминания о нём первоверховного Апостола в послании своём к Тимофею ( 2Тим.4:13 ): «когда пойдёшь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные». Карп переносил послания Ап. Павла по его назначению; был епископом в Македонском городе Берии; ревностно заботился о распространении веры Христовой. Однако же, однажды, когда он, в порыве преувеличенной ревности, сильно возмутился обратным возвращением одного христианина к языческим заблуждениям и, опасаясь, чтобы пример его не был заразителен для других, вновь обращённых, стал молить Бога покарать совратителя и совращённого с пути, то он вразумлён был, как повествует св. Дионисий Ареопагит , следующим видением: во время молитвы своей св. Ап. Карп увидел в отверстых небесах Иисуса Христа, окружённого ангелами, а внизу – глубокую бездну, над которой стояли совращённый в язычество христианин и его совратитель. Поражённые невидимой силой, они ужасались и трепетали, готовые упасть в бездну, где пресмыкался среди пламени страшный змей. Св. Карп, исполнившись великой радости при виде погибели, угрожающей грешникам, продолжал молиться о совершении её... Но вдруг Апостол видит Христа, нисходящего с престола Своей славы; он видит, что Христос подходит к погибающим, с любовью простирает к ним руку помощи и ангелы отводят их от бездны... – Для чего желаешь ты погибели братьям? – обращается Христос к Своему Апостолу, – подражай Мне и не желай смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти... В этом видении прозрел Апостол свою неразумную ревность по вере... Господь указал ему высоту любви, которая всех объемлет, даже отступников и врагов веры, ища только спасения их... Следовательно, не смущение сверх меры должно мучить ревнителей истины, но в сердцах их должно жить упование, что Господь всесилен просветить ходящих во тьме и что в конце концов предстоит «всем овцам услышать голос Его, ибо Ему надлежит их привести, чтобы было одно стадо и один Пастырь», по непреложному обетованию Его... ( Ин.10:16 ). Св. Апостола Алфея, отца святых Апостолов от 12-ти: Матфея Евангелиста и Иакова Алфеева, и святых мучеников Аверкия и Елены Св. Апостола Алфея, отца святых Апостолов от 12-ти: Матфея Евангелиста и Иакова Алфеева, и святых мучеников Аверкия и Елены, принявших смерть за исповедание веры Христовой; Аверкий – обнажённым и связанным был оставлен среди пчёл и умер от изъязвлений, нанесённых пчёлами; Елена же была побита камнями. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Май. - 1900. - 438, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор 70-ти апостолов (4 января) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КЛЕОПА (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 29 окт. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) КЛИМЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов ОНИСИМ (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла, сщмч. (пам. 15 февр., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70)

http://pravenc.ru/rubrics/128927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. апостолы и мужи апостольские АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ встреча апостолов Павла, Петра, Иакова, брата Господня, и Иоанна для обсуждения вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КОДРАТ (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский) КРИСКЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 июля, 4 янв. в Соборе ап. от 70; пам. визант. 30 июля и 30 июня в Соборе всех апостолов), ученик ап. Павла ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах) МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. НАРКИСС (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов

http://pravenc.ru/rubrics/121274.html

«На Филиппа да на Фалалея Огуречника (20 мая) – досевай огурцы скорее». Старинная примета советовала огородникам делать посадку огурцов скрытно от всех соседей и даже домашних, не принимающих непосредственного участия в работе. Особенно следовало скрывать от любопытного глаза первую засаженную гряду, а тем более – первый выросший на ней огурец. Этот огурец закапывали в потаенном месте на огороде, как бы принося жертву покровителям огородов – свв. Филиппу и Фалалею. Если будет много желтых, до поры до времени поблекших огуречных плетей, это приписывалось тому, что чей-нибудь лихой недоброжелательный глаз подсмотрел «на росту» первый огурец. В этот же день вспоминали св. митр. Алексия (ск. 1378), наставника и воспитателя св. Дмитрия Донского. 21 мая. Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Оленин день, напоминающий деревне, что пора сеять льны. В некоторых местах этот день так и звался: «Длинные льны – Еленины косы». На сев льна было в обычае не выезжать без выполнения особой обрядности. Старухи собирали в канун Еленина дня по паре яиц с каждой бабы, пекли их всем «бабьим миром» в одной облюбованной для этого печи и затем раскладывали, не без ведома сеятелей, в мешки с семенами; но мужики не должны были проговариваться о своем «знатье» – молча собирались и выезжали они, благословясь, на вспаханную подо льны полосу, где прежде всего и принимались за завтрак, а потом уже – за посев. Скорлупки яиц должны были привозиться домой; там старухи толкли их и подбавляли понемножку в корм курам: чтобы неслись лучше. «Лен с ярью не ладит», а потому деревенский опыт не советует сеять на льнищах ничего иного. 23 мая праздновали память Леонтия Ростовского († 1073), просвятителя ростовской земли. 25 мая Иван Головатый и Ферапонтов день. «На Ферапонта первые худые росы», вредные для пасущейся животины, для деревенской листвы и для малых ребят. «Напала на медяную росу!» – говорят о заболевшей в этот день скотине; «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». В этот день советовали «глядеть рябину»: много цвету – будут и овсы хороши; малое цветенье – жди худа, не будет с овсами толка, хоть сызнова пересевай!» 26 мая Алфей Глинник, Земля – Кудесница и апостол Карп. «На Карпа» хорошо «коропы» (рыба карп) ловятся. Опытные рыбаки старались не пропустить этого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Явление ангела в виде Феодосия Преп. Дамиан впал в болезнь и просил Бога, чтоб Он с Феодосием вчинил его во дворы праведных; ангел во образе Феодосия (еще живого) явился и уверил Дамиана, что он будет действительно со святыми в раю, и на том же месте стал невидим. 6. Св. апостол Фома Отрекшийся мира есть брат Христу Иисус Христос явился новобрачным во сне и сказал им: «все, отрекшиеся мipa и последующие Мне, не только братия Мне будут в будущей жизни, но и наследниками царствия небесного. Сохраните девство ваше без порока, и сподобитесь нетленных венцов в чертоге Моем небесном». Милостынею на небеси прекрасная палата созидается Св. апостол Фома взялся одному царю выстроить дворец и получил для этого много сокровищ, которые раздал нищим. Царь, увидев, что он обманут, заключил св. апостола в темницу; между тем у царя умер любимый брат, которого душа была водима ангелом на небе и который там увидел предивную палату, милостынею его брата выстроенную; брат воскрес и стал покупать у царя ту небесную палату. Здесь тο все объяснилось; св. апостол был освобожден из темницы и всех окрестил. Сила духовно-физическая в апостоле Одно преогромное дерево никакие силы человеческие и слоновые не могли сдвинуть с места; – св. апостол поясом своим связав – перетянул его на расстоянии десяти поприщ. Мертвец указал на у6ийцу Один жрец убил сына своего, и убийцею назвал св. апостола Фому; апостол молитвою заставил мертвого сына произнести имя убийцы: «отец мой убил меня,» – сказал мертвец. Св. муч. Сергий и Вакх Одеяние женское на муже есть бесчестие Максимиан царь за непоклонение идолам одел св. мучеников Сергия и Вакха в женское одеяние и велел водить по всему городу для бесчестия. Св. Пелагия Антиохийская Муж добродетельный и безнравственным примером назидается Епископ Илиопольский Нон, говоря поучение при вратах Антиохийской церкви, увещал разряженную и раздушенную распутную женщину, и обратясь к епископам – сказал: «понравилась ли вам толикая красота сей женщины?» – и зарыдал, – и, воздохнувши опять спросил: «не прельстились ли вы ее красотою? Но я многому научился от ее красоты, ибо жену сию поставит Господь на страшном суде и ею осудит нас. Что, как думаете, сколько часов эта жена в ложнице медлила, мылась, одевалась, в зеркало смотрела, все попечение о себе приложила к тому, чтоб явиться величайшею красавицею своим любовникам; а мы, имея Бессмертного Жениха на небесах, Которого ангелы зреть желают, не стараемся украсить души своей, которая скверна, нага и исполнена стыда; не стараемся ее омыть покаянием, и одеть красотою добродетелей, чтобы очам Божиим явилась благоугодною и не была посрамлена и отвержена во время Агнчаго брака ». Достоинство поучения церковного

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010