Скачать epub pdf Память святого Карпа, Апостола из семидесяти Память 26 мая Святой апостол из семидесяти Карп был последователем и слугою святого апостола Павла; он разносил его послания в те места, куда они назначались. Достаточное время Карп потрудился вместе с апостолом Павлом, благовествуя всюду слово Христово 3462 , немало претерпел он за это бед и напастей. Затем святой Карп был поставлен апостолом Павлом епископом города Берии во Фракии 3463 . Святой апостол Карп потрудился, проповедуя Евангелие Христово и на острове Крите 3464 ; здесь он, между прочим, принял в дом свой святого Дионисия Ареопагита 3465 и видел Господа, явившегося ему в видении в то время, когда Карп просил Его предать казни двух грешников, и слышал голос Его, возгласивший: «Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей» 3466 . Святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о сем святом Карпе и то, что он никогда не начинал совершать пречистых и животворящих Тайн прежде, чем не сподоблялся являвшегося ему с неба божественного видения. 3467 Святительствуя в Берии, Карп обратил ко Христу многих эллинов-язычников; обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии он был с жестокостью убиен иудеями и таким образом предал душу свою в руки Господа 3468 . Честные мощи его были положены верными и богобоязненными людьми в том же городе, где он и святительствовал, причем сими мощами подавались многоразличные исцеления болящим во славу Христа, Бога нашего. Тропарь, глас 3: Апостоле святый Карпе, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, глас 4: Яко звезду пресветлую церковь всегда стяжа тя Апостоле Карпе, чудес твоих многоподаванием просвещаема: спаси верою чтущих память твою. 3463 Фракией называлась та часть Балканского полуострова, которая лежала к северу от Македонии, Эгейского и Мраморного моря. В настоящее время на месте древней Фракии находятся следующие земли: восточная часть Венгрии, Трансильвания, Бессарабия, Молдавия, Валахия, Болгария, Сербия и восточная часть Румелии. Город Берия в настоящее время называется Веррия или Кара-Веррия; в нем около 12 000 жителей. – Апостол Павел был в Берии во время своего второго апостольского путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда молодой подвижник окончил свою исповедь, хозяин был исцелен. § 105 Святой апостол Карп за особенную любовь и ревность к Богу был поставлен апостолом Павлом епископом в Берии Фракийской, что в Македонии. Однажды новопоставленный епископ узнал о том, что один из его учеников склонился к иудейскому вероучению и отступил от веры в Иисуса Христа. Карп был настолько потрясен этим, что решил в себе забыть самое имя бывшего ученика. Вскоре ему было послано видение огромной пропасти, на дне которой извивался огненный червь, а на самом краю пропасти Карп увидел того самого отступника и виновника его отступничества – раввина. Оба они были связаны и как бы приготовлены к казни, а рядом с ними стоял Ангел с обнаженным мечом, готовый столкнуть их в бездну. Ужаснувшись видению, апостол призвал Имя Божие и сказал себе: – Вот какую страшную кару получают те, которые отвергают своего Спасителя! Эти неблагодарные получат то, что заслужили. И в это мгновение Сам Господь, явившись сидящим на престоле славы, сказал апостолу:Карп! Карп! Если бы Я мог, Я бы еще раз пострадал за них! Услышав эти слова, Карп устыдился своей жестокости и стал усердно молить Бога о несчастном отступнике, и молился до тех пор, пока не вымолил его из сетей диавола. § 106 Иногда человек теряет веру, потому что это его единственная защита против совести, – говорит митрополит Сурожский Антоний . Вот одна история. Был у владыки знакомый батюшка – очень тонкий, образованный человек. В прошлом он был безбожником, но однажды услышал от знакомого по эмиграции священника: – А ты попробуй, Саша, вспомнить, когда и почему ты захотел, чтобы Бога не было. Саша вернулся домой озадаченный. Перебрал в уме всю жизнь, а когда дошел до шестилетнего возраста, то вдруг начал что-то понимать. Он жил тогда в одном из городов России, каждое воскресенье бывал в церкви. Родители давали ему копеечку для нищего, и для мальчика это много значило. Он входил в храм с мыслью, что сделал доброе дело, оказал любовь. Но однажды Саше ужасно захотелось купить лошадку – она стоила всего шесть копеек, но мама отказала ему в деньгах. И тогда в ближайшее воскресенье он решил, что если шесть раз не дать нищему денежки, то мечта исполнится. И он прошел мимо несчастного. Потом наступило второе воскресенье, третье. В четвертый раз Сашей овладела мысль позаимствовать копейку из шапки убогого. Тогда можно будет купить лошадку еще раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память святого Карпа, Апостола из семидесяти прочим у него в Троаде были оставлены апостолом Павлом фелонь и разные книги, между коими апостол особенно упоминает о пергаментных (2 Тим.4:13). называлась та часть Балканского полуострова, которая лежала к северу от Македонии, Эгейского и Мраморного моря. В настоящее время на месте древней Фракии находятся следующие земли: восточная часть Венгрии, Трансильвания, Бессарабия, Молдавия, Валахия, Болгария, Сербия и восточная часть Румелии. Город Берия в настоящее время называется Веррия или Кара-Веррия; в нем около 12 000 жителей. — Апостол Павел был в Берии во время своего второго апостольского путешествия. Крит (иначе Кандия — от главного города того же имени) находится в средней части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. Начало христианству было положено здесь событием Сошествия Святого Духа на апостолов, ибо при этом событии были и критяне (Деян.2:11). Затем христианство было утверждено здесь апостолом Павлом, который поставил здесь епископом Тита для того, чтобы он «довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит.1:5). — В XVII b. Крит перешел во власть турок. Ареопагит — член Ареопага — верховного судилища афинского. Обращен в христианство апостолом Павлом во время его второго апостольского путешествия (ок. 54 г.). Причислен св. Церковью к лику святых. — Память его празднуется 8 октября. того, чтобы понять эти слова, необходимо припомнить следующий случай из жизни святого апостола Карпа. Некто из неверующих совратил к злочестью своему одного из христиан. Карп был весьма опечален этим. Никогда не обнаруживав ранее нетерпения, Карп на этот раз был весьма огорчен в душе своей. Он помыслил про себя, что нечестивцы, развращающие и губящие людей, не должны жить на земле; и начал он молить Бога, дабы ниспал огонь с неба и попалил тех двух нечестивцев — и совратившего, и совращенного. Когда он молился об этом, вдруг горница, в которой он стоял, потряслась и расступилась на двое. Подняв свои очи вверх, он увидел небо отверстым и в нем сидящего Господа Иисуса Христа в образе человеческом. Опустив же взоры вниз, он увидел глубокую пропасть, на краю которой стояли те два грешника, которым Карп испрашивал погибель. Карп, видя, что опечалившие его уже готовы упасть в пропасть и быть съеденными змием, пресмыкавшимся внизу, исполнился радости; но так как они все еще не падали в пропасть, то Карп снова стал досадовать и скорбеть и опять начал молить Бога об их погибели. Когда же он возвел очи свои на небо, то увидел, что Господь приблизился к тем грешникам и подал им руку помощи. Потом Господь и сказал Карпу: «Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей». Сказание об этом сообщает святой Дионисий Ареопагит в своем послании к монаху Демофилу. Послание это можно читать под 3-м числом октября месяца (день памяти св. Дионисия Ареопагита).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРП [греч. Κρπος] (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.). Во 2-м Послании к Тимофею, написанном ап. Павлом в темнице в Риме (между 64 и 68), он просит его принести фелонь и «книги, особенно кожаные», оставленные в доме К. в Троаде (2 Тим 4. 13). Из этого следует, что К. входил в число учеников или доверенных лиц ап. Павла, к-рый, видимо, останавливался в его доме. Возможно, именно там произошел случай с Евтихом ( Gillman. 1992. P. 876), который заснул и выпал из окна 3-го этажа, но чудесным образом не пострадал (Деян 20. 7-12). Т. к. имя Карп упоминается в НЗ только однажды, поэтому большинство комментаторов лишь вскользь упоминают о нем, уделяя основное внимание вслед за древними комментаторами (напр.: Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 10. 1) упомянутым в Послании фелони и книгам (см., напр.: Dibelius, Conzelmann. 1972; Guthrie. 1990; Marshall. 1999; Mounce. 2000; Johnson. 2001; Towner. 2006; Fiore, Harrington. 2007; Twomey. 2009). Историю с оставленным у К. плащом Павла Тертуллиан приводит, чтобы обличить суеверный обычай язычников, которые должны были молиться перед статуями богов, сняв верхние одежды, что, по его мнению, было одним из элементов ненужной для христиан обрядности ( Tertull. De orat. 15). Блж. Иероним использует этот стих в качестве предостережения от крайностей аллегорического толкования, указывая, что здесь апостол не подразумевал никаких духовных тайн, а в его словах речь шла об обычных немощах плоти ( Hieron. Dial. contr. Pelag. III 4). Ап. Карп. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Ап. Карп. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Церковная традиция относит К. к числу 70 апостолов. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.) и Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) К. назван епископом Веррии Фракийской (Бероя, ныне Стара-Загора, Болгария) (Vitae prophetarum.

http://pravenc.ru/text/1681123.html

Фанатизм Вразумление неразумной ревности по вере (фанатизма) Поучительный пример божественного вразумления неразумной ревности представляется в житии св. Карпа. Св. апостол Карп, один из 70 апостолов, был епископом в Берии, городе македонском. Право правя слово истины, он ревностно заботился о распространении славы имени Христова среди идолопоклонников, из коих многие уразумели высоту учения христианского и ничтожность языческих богов. Христианство победоносно распространялось во всех известных тогда областях мира; но были нередко случаи и обратного возвращения от света истины к языческим заблуждениям. Так это случилось и среди паствы св. ап. Карпа: один христианин совращен был в идолопоклонство. Ревностный пастырь в глубокой скорби о погибшей овце стада Христова и из опасения, да не зазрит этот пример других его пасомых, неотступно молил Господа о погибели нечестивых: совратителя и совращенного. Но вот какое он получил вразумление: однажды, во время молитвы, св. ап. Карп узрел в отверстых небесах Господа, окруженного ангелами, а внизу глубочайшую бездну, над которою стоят совращенный в язычество христианин и его совратитель. Они, пораженные невидимою силою, ужасались и трепетали, готовые упасть в бездну, где пресмыкался и скрежетал среди пламени великий, страшный змей. Св. Карп, исполненный радости, ожидал погибели грешников и продолжал молиться об этом; но вдруг св. Карп видит Иисуса, нисшедшего с престола славы Своей. Любвеобильный Спаситель подходит к погибшим, милостиво подает им руку помощи, и ангелы отводят их от бездны; тогда Господь сказал св. ап. Карпу: «Для чего ты желаешь погибели братьям? Подражай Мне и не желай смерти грешника, но желай того, чтоб он обратился и жив был!» Таким видением Господь отклонил св. апостола от пути неразумной ревности по вере и чрез него указал всем нам высоту любви христианской, которая объемлет всех, даже отступников и врагов веры («Четьи-Минеи»). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой апостол Карп потрудился, проповедуя евангелие Христово и на острове Крите здесь он, между прочим, принял в дом свой святого Дионисия Ареопагита и видел Господа, явившегося ему в видении в то время, когда Карп просил Его предать казни двух грешников, и слышал голос Его, возгласивший: «Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей» Святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о сем святом Карпе и то, что он никогда не начинал совершать пречистых и животворящих Тайн прежде, чем не сподоблялся являвшегося ему с неба божественного видения. Святительствуя в Берии, Карп обратил ко Христу многих эллинов-язычников; обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии он был с жестокостью убиен иудеями и таким образом предал душу свою в руки Господа Честные мощи его были положены верными и богобоязненными людьми в том же городе, где он и святительствовал, причем сими мощами подавались многоразличные исцеления болящим во славу Христа, Бога нашего. Тропарь, глас 3: Апостоле святый Карпе, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашым. Кондак, глас 4: Яко звезду пресветлую церковь всегда стяжа тя Апостоле Карпе, чудес твоих многоподаванием просвещаема: спаси верою чтущих память твою. Память святого апостола Алфея Святой апостол Алфей был отцом апостолов Иакова Алфеева и Левия. Сей Левий был мытарем и его-то призвал Господь, сказав: «По Мне гряди!» (Мк.2:14). Оставив все, Левий последовал за Христом и был все время Его неизменным спутником. Апостол Левий называется еще Матфеем, и он именно написал первое евангелие. Святой апостол Алфей происходил из города Капернаума, но где он проповедовал евангелие — неизвестно. В тот же день память святых мучеников Аверкия и Елены, по некоторым памятникам, детей апостола Алфея. Святой Аверкий пострадал за Христа, быв привязан нагой среди пчел и изъязвленный их жалами; сестра же его Елена убита камнями. В тот же день празднуется обретение мощей преподобного Макария Калязинского. Смотри житие его под 17 марта. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Двадцать шестой день. Св. апостол Карп. (Причины, по которым наши молитвы не всегда бывают услышаны Богом). I. Ныне прославляемый св. апостол Карп был один из 70-ти апостолов. Однажды он просил Бога наказать двух грешников-христиан за то, что они живут нерадиво. Вдруг видит он глубокую пропасть, на краю которой стоят те два человека, о наказании которых он молился. В то же время явился Господь и сказал ему: «хочешь ли, чтобы эти люди погибли?» Он с радостию отвечал, что об этом он и молится. Но Господь сказал ему: «бей Меня, снова мучь, распинай, Я все готов терпеть, но не могу терпеть погибели грешников». Так Господь умерил ревность ап. Карпа. Не так ли Он остановил ап. Иакова и Иоанна, которые желали истребить селение самарянское за отказ принять Господа? Он сказал им: «Сын человеческий пришел не погублять души человеческия, а спасать» ( Лук. 9, 52–58 ). Истинный христианин должен просить Бога не о том, чтобы Он послал бедствия грешникам, а о том, чтобы вразумил и наставил их на путь истины. II. Этот случай в жизни св. ап. Карпа подает нам, братие, повод побеседовать с вами о «причинах, по коим наши молитвы не всегда бывают услышаны Богом», потому что не всегда они угодны Ему, как например не была угодна пред Ним молитва св. апостола Карпа о погублении грешников. «Просите и не приемлете», говорит св. апостол: «зане зле просите» ( Иак. 4, 3 ). Когда-ж и почему это бывает? а) Зле просим, во первых, когда просим не так, как заповедал просить Сам Господь. По Его обетованию, только та молитва бывает действенна и сопровождается благими плодами, которая оживлена живою, твердою и неотступною «верою: еже аще воспросите от Отца верующе, приимете»; та молитва, которая споспешествуется крепкою «любовию» к Богу и ближнему, ибо только «любящим Бога вся споспешествуют во благое»; та молитва, которая исходит от сердца, вполне и всесовершенно преданного Богу, «и на Него одного надеющаюся», когда, то есть, молясь Отцу небесному, мы, по примеру Самого Сына Его, предаем и себя самих и молитвы наши всецело и непоколебимо Его всесвятой воле, веруя от всего сердца, что только то нам истинно полезно и нужно, что находит таковым Его высочайшая премудрость и благость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Епафродите см. архиеп. Димитрий. Собор св. 70 Апостолов, вып. 2, стр. 105–128). Службы сему Апостолу особой нет, но он прославляется в службе 70 Апостолам. Святой апостол Карп Имя св. Карпа упоминается в 2-м послании ап. Павла к Тимофею (IV, 13). В последнее путешествие Апостол, посетив разные города, как-то: Фессалонику, Филиппы и др., согласно обещание ( Фuлun. II, 24 ), остановился в Троаде у своего ученика Карпа. Здесь, по-видимому, Апостол, может быть по доносу медника Александра ( 2Tuм. IV, 14 ), был внезапно схвачен за распространение веры христиан, ставших ненавистными для язычников и злобных иудеев, со времени гонения, воздвигнутого на них жестоким Нероном (64 г.). При таком неожиданном, внезапном аресте ап. Павел оставил у Карпа свою фелонь и книги, а может быть чиновники, схватившие апостола, не дозволили тогда взять с собой. Впоследствии апостол, заключенный в темнице в Риме, в виду наступления холодов в зимнее время написал возлюбленному своему ученику трогательное предсмертное послание – послание к Тимофею, с приглашением его придти к нему как можно скорее (IV, 9) и дает ему поручение: и когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожанныя (IV, 13) 11 . Св. Тимофей, без сомнения, исполнил приказание своего учителя, но застал ли его в живых неизвестно. Имя св. Карпа, случайно помянутое ап. Павлом, только однажды встречается в новозаветных книгах и более о нем не осталось никаких сведений в Священном Писании. О св. Карпе в Четьи Минее св. Димитрия (по списку Дорофея и повествованию Матафраста) сказано: «Карп святый, его же Павел святый во 2-м послании к Тимофею по Тихике святом воспоминает, глаголя: Фелонь, его же оставил в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, бысть епископ в Берии Фригийстем» (4 янв. л. 46). В Синаксаре к этим сведениям о св. Карпе прибавлено: «ученик и спутник св. ап. Павла, св. Карп благовествова Евангелие в Крите и Фракии и бысть епископом в Берии Фракийском. Ту пострада от неверных в царство Нерона» (Киев 1874, под 26 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Когда он молился о сем, вдруг горница, в которой с стоял, потряслась и расступилась сверху на двое, что казалось ему, что он стоит на дороге, и светлый огненный пламень ниспал к нему с неба. Подняв взоры вверх, Карп увидел отверстое небо и на нем сидящего Иисуса Христа, окруженного бесчисленным множеством Ангелов в человеческом образе. Потом опустив взоры вниз он увидел рассевшуюся землю, и в ней глубокую темную пропасть; на краю же пропасти стояли те два человека, которым Карп в гневе испрашивал погибели от Бога. Они стояли с мольбой во взоре и с великим страхом и трепетом, ибо были близки к падению в пропасть, а в пропасти той пресмыкался змей, скрежеща зубами. Были здесь и другие какие-то люди, которые тех двух грешников били, толкали и влекли к страшному змею. Карп, видя, что опечалившие его готовы уже упасть в пропасть и быть съеденными змием, исполнился великой радости, и не столько он смотрел на отверстое небо и сидящего на нем Иисуса Христа, сколько на близкую погибель сих двух грешников. Когда же он возвел очи к небу, как и прежде, то увидел, что Иисус Христос, встав с небесного престола, приблизился к сим людям, стоявшим на краю пропасти и подал им руку помощи; ангелы же поддержали тех людей и, укрепляя их, отвлекли от пропасти. Карпу же Иисус Христос сказал: „для чего ты желаешь погибели братьям? Подражай Мне, и не желай смерти грешнику, ибо Я готов за спасение людей сих снова пострадать, только бы люди обратились от своих лукавых путей и возненавидели свои грехи“. Приводя сию повесть в своем послании к Демофилу, св. Дионисий поучает его, чтобы мы не были жестоки к согрешающим и желали бы для них не наказания, а покаяния обращения их, чтобы мы усердно молились о таковых Богу, не желающему смерти грешника, дабы Он Сам Своею благодатию обратил и помиловал их, ибо Он любит праведных, но и грешных милует» (Четьи Минеи св. Димитрия на русском языке. Октябрь, 83–84 стр., М. 1902). Святой апостол Иоанн Марк В списке св. 70 Апостолов (у Дорофея, Адона, св. Димитрия и др.), упоминается три Марка: первый евангелист – Марк, поставленный 2-м в списке 70; второй Марк спутник св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

26-е число Святого Апостола Карпа от 70 Последователь и сотрудник св. Апостола Павла, что видно из воспоминания о нём первоверховного Апостола в послании своём к Тимофею ( 2Тим.4:13 ): «когда пойдёшь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные». Карп переносил послания Ап. Павла по его назначению; был епископом в Македонском городе Берии; ревностно заботился о распространении веры Христовой. Однако же, однажды, когда он, в порыве преувеличенной ревности, сильно возмутился обратным возвращением одного христианина к языческим заблуждениям и, опасаясь, чтобы пример его не был заразителен для других, вновь обращённых, стал молить Бога покарать совратителя и совращённого с пути, то он вразумлён был, как повествует св. Дионисий Ареопагит , следующим видением: во время молитвы своей св. Ап. Карп увидел в отверстых небесах Иисуса Христа, окружённого ангелами, а внизу – глубокую бездну, над которой стояли совращённый в язычество христианин и его совратитель. Поражённые невидимой силой, они ужасались и трепетали, готовые упасть в бездну, где пресмыкался среди пламени страшный змей. Св. Карп, исполнившись великой радости при виде погибели, угрожающей грешникам, продолжал молиться о совершении её... Но вдруг Апостол видит Христа, нисходящего с престола Своей славы; он видит, что Христос подходит к погибающим, с любовью простирает к ним руку помощи и ангелы отводят их от бездны... – Для чего желаешь ты погибели братьям? – обращается Христос к Своему Апостолу, – подражай Мне и не желай смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти... В этом видении прозрел Апостол свою неразумную ревность по вере... Господь указал ему высоту любви, которая всех объемлет, даже отступников и врагов веры, ища только спасения их... Следовательно, не смущение сверх меры должно мучить ревнителей истины, но в сердцах их должно жить упование, что Господь всесилен просветить ходящих во тьме и что в конце концов предстоит «всем овцам услышать голос Его, ибо Ему надлежит их привести, чтобы было одно стадо и один Пастырь», по непреложному обетованию Его... ( Ин.10:16 ). Св. Апостола Алфея, отца святых Апостолов от 12-ти: Матфея Евангелиста и Иакова Алфеева, и святых мучеников Аверкия и Елены Св. Апостола Алфея, отца святых Апостолов от 12-ти: Матфея Евангелиста и Иакова Алфеева, и святых мучеников Аверкия и Елены, принявших смерть за исповедание веры Христовой; Аверкий – обнажённым и связанным был оставлен среди пчёл и умер от изъязвлений, нанесённых пчёлами; Елена же была побита камнями. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Май. - 1900. - 438, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010