общины или обители. — Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял, а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской, а мы монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор. 11, 29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет Апостол: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится» (1Кор. 7, 15). Предадим все и всех таковых воле Божией и собственной их воле (преп. Амвросий). ...Делающаяся с тобою скука Промыслом Божиим попускается к искусу твоей к Нему веры и любви, и называется духовный крест. Ежели бы ты имела внешние скорби: поношения, досады, укоризны, во всем нужды и терпела их со смирением, то избежала бы оного внутреннего огорчения, а как ты находишься от всех оных невольных прискорбии свободною, то и налагается духовный крест, чтобы не быть осужденной за праздность и спокойствие. Ты должна не малодушествовать в оном, но принимать и терпеть великодушно и благодарить Бога, вся премудростию Своею устрояющего к нашей пользе. Бывает причиною оного и тщеславие, мнение о себе и похвала от людей (преп. Макарий). ...Все это во власти Божией: и скорби, и утешения по Его смотрению нам посылаются, по недоведомому для нас Его Промыслу, но, конечно, к нашей пользе. Дай Бог, чтоб только не изнемощи в терпении и в избрании благого пути иметь благорассмотрение (преп. Макарий). Все-то тебе хочется попасть в рай, да прямо без скорбей. Нет, матушка, без скорбей монах — головешка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

...Вот, слава Богу, и аз, немощный и грешный, кое-как провел первую неделю Великого поста, и всегда для меня небезтрудную; как-то поможет Господь продолжать далее? Немощь и слабость, и усталость и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение, вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание. 153. ОГОРЧЕНИЯ НАДО ПРИНИМАТЬ БЛАГОДУШНО Слышу, что ты была больна, и болезнь так скоро с тобой случилась, что ты решилась тотчас же исповедаться и причаститься Святых Таин и особороваться святым елеем. И от такой скорой и скоротечной болезни, можно сказать, однодневной, оказалось тебе после великое изменение в лице и относительно слабости телесной. Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех, живущих с тобой, и да поможет тебе впредь не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер общины и обители N. Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял; а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай, в подобных случаях, повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, при многих переменах и переворотах его жизни, оставался всегда благодушен и весел, а он был мирской, а мы – монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: Кто соблазняется, и аз не разжизаюся ( 2Кор. 11: 29 ). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас, и устроить полезное и спасительное о всех, сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: Аще ли неверный отлучается, да разлучится ( 1Кор. 7: 15 ). Предадим все и всех таковых воле Божией, и собственной их воле. Покойный Оптинский архимандрит отец Моисей, муж мудрый и духовноопытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, – сам смотри». 154. СОВЕТ ОТНОСИТЕЛЬНО ПЛАНА КОРПУСА ДЛЯ СЕСТЕР

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

«По указу Великого Государя и по приказу – светлейшего князя 160 – Меншикова, Верейского уезда, дворцовой государевой Вышегородской волости священнику Никону Пахомову быть в городе Копорье у соборной церкви Преображения Господня в священниках же. И по тому Его Царского Величества указу тебе, священнику, у той церкви быть, и церковные службы и священнодействия отправлять по уставам и по правилам святых апостол и по преданию святых отец со всяким благочестием и воздержанием непрестанно, чтобы церковь Божия без пения отнюдь не была. А священнику, который был у той церкви, Исидору Алексееву, сказан Его Царского Величества указ, чтобы ехал в Великий Новгород и явился к преосвященному митрополиту немедля. И, будучи тебе в той церкви, поучать православных христиан о взыскании доброго пути ко спасению, а на противников церковных, ежели где явятся, писать в С.-Петербург, в Александров Монастырь, господину архимандриту Феодосию». 20-го февраля 1715-го года 161 . Таким же порядком, по указу Царского Величества, за подписью указа архимандритом Феодосием, был назначен бывший на мытном дворе в Петербурге, у часовни, священник Карп Григорьев на остров Котлин, в 1715-м году, с наставлением исполнять свои обязанности «со всяким благочестием, правильно, как законному священнику, и от нелепого житья весьма удаляться, под опасением себе гнева Его Царского Величества» 162 . В 1715-м году 9-го ноября архимандрит Феодосий дает указ о возглашении за богослужениями имени новорожденного царевича Петра Петровича. Характерно, что имя царевича Петра Петровича в указе поставлено ранее имени царевича Алексея Петровича, хотя об установлении такого порядка возношения имен царевичей дело возникло только в 1718-м году 163 . Круг, ведения архимандрита Феодосия, как духовного судии, обнимал собственно всю область епархиального управления: дела административные, хозяйственные и судные, – с тою оговоркой, что по одним результаты, а по другим отчетность архимандрит Феодосий должен был представлять митрополиту в Новгороде 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В апреле 1840 года он был одет в монашеское платье и нес послушание на хлебне, варил дрожжи, пек хлеб и булки. В ноябре месяце 1840 года его перевели в скит. В скиту он нес послушание помощника повара. Старец Лев называл его «химера», т. е. пустоцвет, но за глаза про него говорил: «Великий будет человек». В 1842 году он был пострижен в мантию с именем Амвросий, в 1845 г. рукоположен во иеромонаха, в 1846 г. был вынужден выйти за штат. Он любил повторять: «Выговоры и замечания монаху – это щетки, которыми стирается греховная пыль с его души, а без этого он заржавеет». Отец Амвросий говорил: «Праведных ведет в Царствие Божие апостол Петр, а грешных – Сама Царица Небесная». «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают». «Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь». О. Амвросий помер 10 октября 1891 г. и похоронен в Оптиной пустыни». В своих дневниковых записях отец Павел отмечает не только факты оптинского бытия, но и рисует очень художественно живой образ того или иного подвижника, метко схватывая его поговорки, словечки, даже пословицы, которые он получает или придумывает сам для других – а ведь ныне все описываемые батюшкой лица канонизированы, причислены к лику святых. Вот как, например, предстает в тетрадях о. Павла преподобный Нектарий: «Иеросхимонах Нектарий – это был последний старец Оптиной пустыни. Родился он около 1856 года, родина его г. Ливны, родителей звали Василий и Елена, по фамилии Тихоновы. Николай Тихонов пришел в Оптинский скит в 1876 году, где и был назначен в келейники к о. Амвросию, который ради смирения дал ему кличку «губошлеп». В скиту он прожил около 50-ти лет, неся различные послушания, в том числе на клиросе. У него был чудный голос. После ликвидации пустыни, каковое произошло на Фомино воскресение 1823 года, батюшка Нектарий поселился в селе Холмищи, с ним же перебрался и его келейник Петр. Скончался отец Нектарий 29 апреля ст./стиля 1928 года, достигнув 72-летнего возраста. Могилка его находится на сельском кладбище с. Холмищи. Помяни его, Господи! о. Нектарий имел такую поговорку: «Ну–те хорошо». Еще батюшка Нектарий любил говорить так: «Ведь вы сто книг прочитали, а я человек темный». «Монаху три дороги – в храм, в келью и в могилу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Так, по одной притче Спасителя, слуги спрашивают своего господина, когда увидали на поле вместе с колосьями пшеницы много плевел. Так спросим теперь и мы, приступая к обозрению разнообразных русских сект – этих плевел на ниве Христовой. Не чистая ли православная вера насаждена была на Руси св. Владимиром и его сподвижниками?! Тихо, без сопротивления русский народ воспринял эту св. веру и все ее св. обычаи и настолько глубоко проникся ею в своей душе, что православие долгое, долгое время служило исключительным началом русской мысли и жизни, а церковь православная признавалась главнейшим основанием единства общественного. Но разномыслие в деле веры, как свидетельствует Слово Божие и история церкви, является неизбежным: «подобает бо и ересем в вас быти», говорит апостол. Поэтому-то и среди русского народа весьма рано появились разрушительные противоцерковные идеи. Первыми врагами русской церкви считаются волхвы, по происхождению – финны, которые в XI веке смущали не мало верующих. Но мы не назовём учение волхвов сектантским в современном смысле этого слова. Их учение представляет собою странную смесь христианства и язычества, выразившуюся в дуализме: два мира – небесный и земной управляются двумя различными и самостоятельными силами, – Бог христианский есть Бог небесный, в Его власти находятся небо и души людей, а языческие боги управляют землею и земною судьбою человека, его телом при жизни и по смерти. Волхвы, таким образом не были христианами. Но в собственном смысле сектантство обнаружилось на Руси только в половине XIV в. сначала во Пскове, а затем скоро занесено было в Новгород. Здесь появилась ересь с оригинальным названием стригольников. Ересь эта шла в народ сверху – от людей начитанных и стоявших близко к церковным делам. Основателем ее был один псковский диакон Карп, который был «художеством стригольник». «Художество» диакона Карпа состояло в стрижении новопоставленных дьяков. Эта выстрижка (так называемого гуменца), обязательная для духовенства при возведении в первую церковную должность певца или дьяка, совершалась тотчас после посвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Ты же, ужели отвергнешь, по любви к тебе высказанное, дружеское и полезное мнение, взирая на непотребство говорящего? — Нет, не поступи так, любимейший и мудрейший господине; но, взойдя в храм Божий — в твой ум — часто в течение дня там назирай самого себя; помни же Домохозяина, говорящего: «Дом Мой, домом молитвы наречется» (Мф. 21:13); и, сойдя оттуда и отдавая себя делам, помяни в чем ты имел там нужду: не в прощении ли? не в милости ли? не в человеколюбии ли Владыки? Это же самое ты окажи и твоему ближнему: прости, сам быв прощен; помилуй (или: окажи милость), сам быв помилован; приобрети, говорится, человеколюбием человеколюбие Божие; дай от себя доказательство расположения к брату и любви к общему Владыке и Отцу, любви, которая проистекает на основании любви к ближнему; потому что, если ты не любишь ближайших родственников, как можешь ты любить твоего брата? если не любишь твоего брата, которого видишь, как поверить тебе, что ты любишь Бога, Которого не видишь, как говорит Апостол (1 Ин. 4:20)? Но оттуда на деле докажи твою любовь к Невидимому, и ты узришь присно–Любящего и присно–Любимого, и будешь возлюблен Им более явно (чем это ты ощущаешь теперь) и сам возлюбишь более сильно, и будешь сопребывать с Ним и любя и любимый, — что и да будет во славу воистину Любимого и Бога славы, Христа, с Которым подобает слава Отцу, вместе со Святым Духом, ныне и присно и во веки. Аминь. notes Примечания 1 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia I: colonna 9–17. De pace ad invicem servanda. Dicta post tertiam diem adventus sui Thessalonicam. 2 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia II: colonna 17–32. In Dominicam de Publicano et Pharisaeo parabolam. 3 Т. е. без наличия каких–либо заслуг. 4 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia III: colonna 32–48. In parabolam Domini de salute Filii prodigi. 5 Ссылаясь на видение, которое имел Св. Карп в вкратце излагая сущность его, Св. Григорий Палама имел в виду следующую повесть, которая помещается в Прологе под 17–м днем мая в Житиях Святых: «Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

— Ну, — сказал сам себе святой апостол Карп, — в конце же концов! Пусть он упадет туда, чтобы мы наконец вздохнули свободно! Сколько еще он будет терзать нас, он же просто измучил нас! И как только произнес эти слова, он увидел перед собой распятого Христа, Который сказал ему: — Посмотри, Я снова готов распяться за этого человека. А тебя, если будешь продолжать в таком же духе, Я отправлю в бездну! Если будешь продолжать думать так и не поймешь, Кто Мой Дух и какой дух должен иметь ты! Это действительно трудно, но Церковь своим исцеляющим действием совершает это изменение, а более всего совершает его Сам Бог, Который действует, как знает, и в конечном счете это нам помогает. Иногда проходят долгие годы, а Бог вообще не говорит и попускает человеку терзаться, пока тот не изменит свой образ жизни. И нас разрывает это чувство — чтобы Бог в конце концов восстал и прекратил наши терзания. Передо мной лежит один еще неопубликованный текст. Однажды некая семья поехала к старцу Софронию (Сахарову), этому святому человеку, в Эссекс, в Англию, к этому святогорскому старцу, описавшему жизнь преподобного Силуана Афонского, поистине современного святого. У этих людей была большая проблема с ребенком, у него была врожденная неизлечимая болезнь, и они действительно несли тяжкий жизненный крест. Ребенок этот был у них единственным. Жизнь их была сплошным мучением. Пошли они к старцу Софронию, заплакали, открыли свою боль и скорбь, попросили сказать им несколько слов, и, помолясь, он с огромным состраданием рассказал им кое-что из своей жизни, что они тут же записали. Показали затем ему записанное, и старец подписал внизу: «Точно так я и говорил». Архимандрит Софроний (Сахаров Он был русским и безупречно говорил по-гречески, на кафаревусе . Это небольшой текст, в нем он рассказывает о собственном жизненном опыте. Я зачитаю его вам, чтобы вы увидели, как драматично переносили святые это молчание Бога в своей жизни; в конечном счете, это и было ключом, помогшим им открыть дверь к святости. Старец сказал им следующее:

http://pravoslavie.ru/64772.html

Автор настоящей книги Иван Михайлович Концевич во время войны в 1915 г. провел летние каникулы в Оптиной Пустыни. Ежедневное хождение в скит всегда было поучительно для молодого студента, но старцы, занятые приезжими посетителями, которые к ним приходили со всякими скорбями, специально не уделяли времени юному пришельцу. Они отдали его «на воспитание» отцу Иосифу (Полевому) опытному в духовной жизни, прожившему в Оптиной десятки лет. В миру – директор банка, он был широкообразованным человеком. В течение двух месяцев, проведенных И. М. в Оптиной, часто, после церковных служб, о. Иосиф приглашал И. М. в свою келью. В беседе с ним перед молодым студентом раскрывался духовный мир. От о. Иосифа И. М. услышал случай из жизни старца Амвросия, не попавший в его жизнеописания. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, Старец стал трижды медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» – и лошадь послушно поднялась на ноги. Старец поучал народ народными же пословицами и поговорками с присущим ему юмором. Самую глубокую мудрость вкладывал он в меткие и остроумные слова, для более легкого усвоения и запоминания. Напр., «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото». Одной особе, стыдившейся признаться в грехе, он сказал: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают?» Она залилась слезами, бросилась Старцу в ноги, и призналась в своем грехе. «Праведных ведет в царство Божие Апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 17. Ответ на 10, Ксения Балакина: Это всё прекрасно, но Кураева, точнее того, кто его устами сейчас глаголет, возмущает и жжёт благодать Святого Духа, которая содержится в Церкви, иначе бы он не ушёл из своего храма! 16. Ответ на 12, влдмр: 7.01.2020 года умер смертью церковный аппарат. Обсудите этот вопрос с батюшкой, иначе придется с психиатром. И померяйте температуру, иногда бред появляется при гипертермии. 15. Ответ на 10, Ксения Балакина: А что за тайны Мадридского двора? Вопрос-то простейший. Ответ простейший - не ваше дело. Вы в состоянии понять прямую речь ? 14. Ответ на 12, влдмр: Вы протестантизм то не проповедуйте как чего то новое - он уже давно существует. И первый протестант был сатана, за ним -все еретики и сектанты, это та третья часть звёзд которые смахнул хвостом с неба красный дракон. Был у нас на Руси например в 14 веке такой дьякон Карп, сняли с него сан как с вашего героя и он также стал обвинять священноначалие и церковь во всех грехах, пытался организовать альтернативную церковь известную как секта стригольников ит.д. И это несмотря на то, что это времена Сергия радонежского, Дионисия и Евфимия Суздальского, в 15 веке пришла ересь жидовствующих и т.д. Невежество и гордыня -вот основные двигатели всех раскольников и еретиков, хотя они могут казаться людям простым и очень умными, вспомните Ария и прочих 13. Ответ на 12, влдмр: Что за аппарат умер? Епископы есть, соборы есть, священники есть. А духовно умирают те, кто решается их осуждать. Осуждение -смертный грех, потеря благодати Святого Духа. Осуждение священнослужителя -грех сугубый. Осуждение церкви -проклятие самого себя. Апостол Павел сказал, что церковь -столп и утверждение истины а Кураев дерзнул и церковь назвать блудницей, причём использовал для этого матерное слово. Я сам любил слушать Кураева всегда и был на его стороне, но начиная с прошлой осени совсем он рамсы попутал. Жаль, жаль каждого человека, который уходит из церкви, особенно такого, который был уже давно в церкви и много для неё сделал.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/05/ok...

Когда же, напротив, вера наша колеблется; когда сердце наше неправо пред Богом, двоится между Ним и миром; когда устами своими обращаемся к Богу, прося Его помощи, а сердцем уповаем на силу и помощь человеческую; когда, обращаясь к Богу с молитвою, устами говорим, что на Него единого уповаем и от Него ожидаем всего, а сердцем своим более уповаем на земные сокровища и приобретения, на земные связи и отношения к людям: то, при таком двоедушии, при таком колебании ума и сердца нашего, какую может иметь силу наша молитва? О таких слабых в вере и преданности Богу, колеблющихся и храмлющих на обе плесне людях Сам Господь говорит устами пророка: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтуть Мя, сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя усты своими, и аще умножат моления своя, не услышу их» ( Ис. 29, 13 ). Итак, «да просим с верою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему, и да не мнит человек онь, яко приимет что от Бога» ( Иак. 1, 6, 7 ). б) Зле просим, во-вторых, когда самый предмет наших прошений противен воле Божией. Св. вера требует, чтобы мы молились только о том, о чем научил нас молиться Сам Господь и о чем учит молиться св. церковь ; просили бы у Господа и пречистой Его Матери только того, что согласно с Его божественною волею, а не того, чего требует наше самолюбие и самоугодие. Чисто, свято и богоугодно прошение наше только тогда, когда мы просим себе, что угодно Богу, что служит во благо и спасение души нашей и для спасения а не погибели душ ближних наших, хотя бы то были и враги наши; в противном случае и самая молитва наша будет нам грех. Так, св. церковь учит нас первее всего просить у Господа «добрых и полезных душам нашим»; что-ж, если мы, забывая о душе своей, будем просить себе того, что угодно только прихотям плоти, чем питаются ее страсти, что служит явно во вред душе нашей? Нам заповедано просить себе только «хлеба насущнаю», т.е. того, что необходимо для поддержания нашей жизни; что-ж, если, не довольствуясь тем, что подает нам любовь Божия и что достаточно для удовлетворения насущным потребностям нашей жизни, мы стали бы просить удовлетворения ненасытному стремлению нашему к роскоши, нашему тщеславию и гордости, безконечным прихотям нашего избалованного вкуса? Господь заповедал нам, чтобы мы, приступая к молитве, «прощали от сердца ближним» своим все согрешения их пред нами, старались бы примириться и с теми, кого сами оскорбили словом или делом; что-ж, если будем молиться, не изгнав из своего сердца злобы на ближняго, зависти и ненависти к нему, не примирившись с собратиями своими, не умиротворивши своего духа? Часто люди простые ставят свечу пред иконой и совершают моления в церкви, чтобы Господь послал несчастие врагу, а некоторые так жестоки, что в молитвах просят Бога о смерти человека, который нанес маловажное им оскорбление.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010