Они указаны в параграфе первом. Во втором параграфе каждого поколения указывается, где особенно ярко процветала в это время жизнь Евангельская, благодатная. Указаны географические местности, города, страны, монастыри, где она с особой силой сосредоточивается в известную эпоху. Знакомясь с жизнью этих средоточий, мы видим, что сменяются страны, города, народы, области, монастыри, но единая жизнь благодатная течет неизменно. Замирая в одном месте, она вспыхивает в другом, то шире раскидываясь, то сосредоточиваясь в небольшом круге людей, но никогда не иссякает, обновляясь и обновляя в каждом поколении того, кто отзывается на призыв истины. Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами, говорит святой Киприан, лишь бы жаждало и было отверсто наше сердце . В конце концов открывается вся эта жизнь как единое целое, как единый храм Божий, собравший в себя избранников из всех народов, стран и поколений. Наконец, в третьем параграфе указываем, что прочесть, чтобы по возможности вплотную подойти к жизни, явившей себя в этих именах и средоточиях. По возможности мы указываем творения самих действующих лиц или воспоминания их учеников, современников, составивших о них какое–либо житие, — Акты мученические, Записки, Патерики и т. д. В качестве пособия мы в конце некоторых веков указываем то, что может облегчить знакомство с источниками первоначальными . Земная жизнь Господа Иисуса Христа. Галилея, Иудея, Иерусалим. Святое Евангелие. 2–е поколение 1. Святые Апостолы: Иаков, Иоанн Богослов, Петр, Павел, Варнава и другие. Святые Евангелисты: Матфей, Марк, Лука. 2. Иерусалим, Антиохия, Рим. (Ефес.) 3. Деяния и Послания указанных Апостолов. 3–е поколение 1. Святой Апостол Иоанн Богослов, святой Климент Римский. (Святой Ерм.) 2. Ефес, Рим. 3. Послания и Апокалипсис Апостола Иоанна Богослова; Послания к Коринфянам святого Климента Римского; книга «Пастырь» Ерма. Пособия История Церкви Евсевия Кесарийского; отчасти апокрифы: «Успение Апостола Иоанна Богослова», «Мученичество равноапостольной Феклы» и др.; толкования святых отцов на Священное Писание, к примеру: Толкование святого Иоанна Златоуста на Евангелие и Деяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

под словом: Константин: „В день Пятьдесятницы произошло смятение в Литургии о заседанип, по недопущению Митрополитами, председательствовать их на сопрестолии Сннкеллам (чин первенствующий в доме Патриарха); о сем упоминает в Истор. Церк. и Кедрин, часть 2, лист 172“. В Истор. Флорентийского Собора отд. 2, гл. 4, о Ефесском Иосифе, избранном в Патриархи, говорится „На священное сопрестолие святейшия великия Церкви возведен бысть“. 697 Евсевий в Церковн. Истор. кн. 7. 19. „Престол Иакова, который первый восприял Епископство Иерусалимской церкви от Самого Спасителя и Апостолов“. И в гл. 32: „После Епископа Именея принял Замед; помалем же времени и сему почившу, Ерм , – доныне еще там соблюдаемый Апостольский Престол приемлет“. 700 Зонар, в Толкован. на 68 правило Св. Апостол. Матфей Властарь в Своде Прав. бук. (д) гл. 6. – Ин. Диакон в житии Св Григор. Двоеслов. кн. 2, гл. 2; – см. Требн. Греческ. изд. Гоар. в прим. на Литургию Златоуст. числ. 87. 701 Св. Игнатий Богоносец в Посл. к Магнисиан. „Потщитеся вся творити во единомыслии Божии, Председательствующему Епископу во образе Бога и Пресвитерам во образе соседания Апостолов». См. Сим. Фессал. числ. 20 и 37. 702 Св. Златоуст о Священстве, сл. 3, достоинство и власть священства, так изображает богомудро: „Священство хотя совершается на земли, но обряд (честь, достоинство) имеет небесных чинов. Сам Утешитель сие уставил». Число 5: „на земли бо обитающим (Священникам) – поручено правити небесные. Они прияли власть таковую, каковую ни Ангелам, ни Архангелам Бог не дал. – Но чтож иное Он им дал, как безызъятно всю небесную власть. Имже бо отпустите грехи, отпустятся; и имже держите, держатся; (и) елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика разрешите на земли, будут разрешена и на небесах». 703 Чиноположен. Апостольск. кн. 2, гл. 26.,,Епископ да председит у вас, яко достоинством Бога почтенный – сей вам земный Бог по Боге, который долженствует у вась имети честь». Св. Игнатий Богоносец в Послан. к Смирняном: „почитай Епископа, яко Архиерея, Божий образ носяща; по начальству убо, Бога; по святительству же (ερατεειν), Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

2) Св. Ерм пишет о таинстве св. Крещения: «человек до принятия имени Сына Божия мертв; но как скоро примет эту печать, он отметает мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода; в нее сходят люди мертвыми, а выходят из нее живыми» Ириней. 3) Тертуллиан следующими словами утверждает, что крещение должно совершаться через троекратное погружение: «Христос по воскресении дал ученикам последнюю Свою заповедь: крестить (вся языки) во Отца, и Сына, и Св. Духа, а не в одного, почему мы и погружаемся (в крещении) не однажды, а трижды, т. е. столько раз, сколько имен и лиц». 4) «Правила Апостольские» так говорят о троекратном погружении в воду крещающегося: «Аще кто епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен». 5) Св. Кирилл Иерусалимский , говоря о крещении, замечает: «Вы трижды погружались в воду и снова извлекались из воды, сим прознаменуя и давая разуметь тридневное Господне пребывание во гробе». 6) Св. Василий Великий о том же учит: «Великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями, чтобы и образ смерти (Христовой) отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых через предание им Боговедения». 7) Св. Иоанн Златоуст так учит о силе св. крещения: «Всех оно очищает, будет ли кто женоподобный или блудник, или идолослужитель, или другой какой великий грешник, и, хотя бы кто совмещал в себе всякое зло человеческое, но, погрузившись в купель вод, выходит из божественных вод чище лучей солнечных. Выходя из сей купели, он не только становится чистым, но святым и праведным, ибо Апостол сказал не только омылись, но: оправдались и освятились ( 1Кор. 6:11 ) ... Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, – как бы вновь родились, ибо оно вновь творит и образует нас». 8) Св. Иоанн Дамаскин по тому же вопросу пишет: «Мы через крещение погребаемся с Господом, как говорит божественный Апостол ( Рим. 6:4 ; Кол. 2:12 ) ..., почему в крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гробе...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но автор ни в коем случае не хочет, чтобы это стало поводом для потери страха Божия, поводом для впадения в различные грехи. Поэтому автор говорит, что нельзя каяться бесконечно, и если по слабости человеческой и по внушению духа злобы произошло грехопадение, то нужно немедленно покаяться в этом и в таком случае возможно возрождение. Но если человек будет повторно впадать в тяжкие грехи, то он уже должен быть от Церкви отлучен. Иногда считалось, что эта доктрина покаяния есть некое новшество, что во времена, предшествовавшие написанию «Пастыря», допускалось только одно покаяние – до крещения. Однако, «Пастырь» говорит о покаянии, как о старом церковном установлении и ничем не дает нам основания думать, что будто бы здесь речь идет о каком-то нововведении.    В догматическом учении, которое излагается в книге «Пастырь» есть неясные места; самое вопиющее из них – это отождествление второго и третьего Лица Святой Троицы – Сына Бога и Духа Святого. Так, что мы должны трезво видеть и не считать книгу «Пастырь», как выражение богооткровенного учения, как ее оценивали в первые века. Мы не должны удивляться, что эта книга после IV века выпала из круга книг, которые считались основополагающими. Тем не менее, в книге содержится много важного о церковном учении, как оно понималось в первые века. В частности, автор настаивает на абсолютной необходимости крещения для спасения; для него это утверждение имеет настолько всеобщий характер, что он говорит даже о том, что апостолы после своей смерти сошли во ад для того, чтобы там совершить крещение праведников, умерших до Христа. Пытаясь объяснить силу зла в человеческой душе, автор «Пастыря» говорит, что каждому человеку сопутствуют два апостола – благой апостол и злой апостол. Однако, Ерм понимает, что эти два апостола не могут сосуществовать в одном человеческом сердце и по его описанию или один из них становится хозяином его сердца или другой.    Несмотря на то, что книга написана человеком, который очевидным образом, как он сам говорит о себе, не принадлежал к церковной иерархии, она всегда имела очень большой авторитет в течение первых веков христианства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Давид, пророк Царствовал 40 лет (около 1005–965 до Р. Х.) В Богослужении и личной молитве широко употребляется его Богодухновенная Псалтирь. Был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа. В юности пас стада овец, принадлежавшие отцу. Отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Став царем Израиля, устроил новую столицу – Иерусалим – «город мира», – а в нем – новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм не сбылось, так как жизнь его была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену Урии, а самого Урию послал в сражение на смерть. Давид же дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Умер в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя – Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Елисей, пророк Жил в IX веке до Р. Х. По повелению Божию св. пророком Илией был призван к пророческому служению, и нес его более 65 лет при шести израильских царях. Творил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана, сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника, чудесным образом в пустыне снабдил водою войска Израильского и Иудейского царей, выступивших против моавитян, избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде, воскресил ребенка самаритянки. Скончался св. пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. По преданию, через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали мощи пророка, воскрес от прикосновения к ним. Так же, как и его учитель, св. пророк Илия, не оставил после себя книг; их проповедь была устной. Дела св. Елисея описаны в 4-й Книге Царств. Ерм, апостол от 70-ти Возможно, именно о нем упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим.16: 14). В самой книге «Пастырь» об авторе говорится: родом грек, но жил в Риме; был в супружестве с язычницею, которая, как он надеялся, имела быть сестрою его в Господе; впрочем, от нее он терпел неприятности. До обращения своего подвергался падениям; по излишней родительской любви дозволил детям предаться порокам, и наказан был поведением их; из богача он стал бедным. Но, наказывая, Господь вручил его хранению Ангела, который явился ему в виде Пастыря и преподал наставления в жизни. Вероятно, кончина св. Ерма последовала около 100 года по Р. Х. О его книге св. Афанасий Великий писал: «Есть и другие книги, хотя не канонические, но которые Отцы заповедовали читать приступающим к вере и желающим получить наставления в благочестии…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Несомненно, существует еще широкое поле деятельности для археологических исследований, связанных с содержанием этой богодухновенной книги. Раскопки, которые будут вестись в будущем в местах, где находились семь Церквей Апокалипсиса, еще расскажут нам о многом, что связано с духовной и материальной культурой общества, нашедшего отражение в этой важнейшей, с богословской, религиозной и исторической точек зрения, книге Нового Завета. 752   Находки, касающиеся Посланий апостола Павла   Мы не располагаем большим количеством археологического материала, касающегося содержания Посланий апостола Павла, однако то немногое, что мы имеем, представляет большой научный интерес. 1. Как–то раз, лет сто назад, один крестьянин, перекапывая свой огород. расположенными неподалеку от римской Аппиевой дороги, наткнулся на каменные плиты, покрывавшие большой склеп, на котором была обнаружена следующая надпись: «Крипта для членов семьи кесаря». Существуют свидетельства, что первые погребения в этом склепе относятся к периоду жизни Христа, а последнее – ко времени до 66 г. по Р. X. Известно, что апостол Павел заканчивает Послание к Филиппийцам, написанное им в Риме, приветствиями, которые он передает от верующих Римской Церкви, а наипаче от тех, кто из Кесарева дома ( Флп. 4, 22 ). На основании этого мы можем сделать вывод, что некоторые из Кесарева дома были христианами. Археологи, которые вели раскопки на территории склепа, обнаруженного крестьянином, с большим интересом отмечали, что они неоднократно сталкивались с именами, известными по Посланию к Римлянам апостола Павла ( Рим. 16, 1–23 ) и что некоторые из этих имен встречались в то время вовсе не так часто. Указывались, например, такие имена, как Трифена, Трифоса, Урбан (Урван), Стахий, Ерм , Филолог, Патров и Юлия. С тех пор были открыты и другие подобные захоронения, которые получили в науке название «колумбарии» («голубятни»), так как по виду они похожи на голубиные гнезда. В «колумбариях» были найдены погребальные урны и других аристократических семейств (в основном языческих). В надписях на них встречались те же имена, которые упоминает апостол Павел в последней главе Послания к Римлянам. Среди прочих там были имена Амплия и Урбана, упоминавшиеся вместе с именем Апеллеса. Эти погребения были чуть более поздними, но не настолько, чтобы это исключало возможность знакомства апостола Павла с этими людьми. 753

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Необходимо вначале заметить, что Отцы и церковные писатели первых двух веков христианства гораздо меньше в своих творениях говорят о Таинстве Миропомазания, чем о Крещении. Это объясняется тем, что в древневселенской Церкви Крещение непосредственно соединялось с Миропомазанием, благодаря чему последнее Таинство иногда прямо называли Крещением, разделяя их только названиями: Миропомазание есть крещение Духом, понимаемое же в собственном смысле Крещение есть крещение водою. Из наименований Крещения, встречающихся у отцов Церкви данного периода, встречаются наименования, которые указывают или на невидимые действия Крещения, как то: «возрождение», «обновление», «воссоздание», «просвещение», «освящение» – или на видимую его сторону, как то: «купель», «баня», «вода» и так далее. 2. Учение древней Церкви о видимой стороне Таинства Крещения Видимую сторону Таинства Крещения в древней Церкви так же, как и в наше время, составляло троек­ ратное погружение крещаемого в воду с произнесением при этом соответствующих слов: «Во имя Отца и Сынна и Святого Духа». Указание на воду, употребляемую при Крещении, находится у всех без исключения отцов Церкви разбираемого периода. Так, например: а) святой апостол Варнава говорит, что Крещение преподается во оставление грехов: «Это значит, что мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением – со страхом в сердце и с надеждой на Иисуса в духе» 78 ; б) святой Ерм в своем «Пастыре» говорит: «В воду нисходят люди подлежащими смерти, а восходят определенными к жизни» 79 ; в) святой Иустин в Первой Апологии говорит: «Кто убедится и поверит, что это учение наше и слова наши истинны, и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся. Потом приводятся они нами туда, где есть вода, и они возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, то есть омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» 80 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Предоставлению почетного места в новозаветном каноне Евангелиям легко и рано могла содействовать аналогия их с «законом» (Торой) ветхозаветного канона, делившегося в древности на две главные части – закон и пророков. Кажется и сами Евангелия имеют ввиду свою аналогию с Пятокнижием, когда, например, ев. Матфея озаглавливает свой первый отдел «книгою бытия» ( ββλος γενσως, слав. «книги родства»), а ев. Иоанна начинается первыми словами книги Бытия 317 Способ чтения Святого Писания Что касается образа чтения Св. Писания за богослужением по II в., то о нем позволяет сказать вышеприведенное единственное об этом чтении свидетельство II в. (св. Иустина), что оно совершалось чтецом ( ναγιγν σκων), а не предстоятелем собрания (епископом или пресвитером), который выступал после чтения с поучением. Отголоском такого распределения чтения и поучения за богослужением в нашем теперешнем богослужении служит обязательное чтение Евангелия за литургией диаконом, а не священником. О подборе чтений ничего неизвестно. Проповедь С чтением Св. Писания в тесной связи стояла проповедь. Насколько существенное место занимала она за каждым богослужебным собранием, показывает увещание ап. Варнавы: «вы не должны отделяться от других, но, собираясь в одно место, исследуйте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще» 318 . Первоначально во II в. при неполной общеизвестности апостольских писаний, при колебаниях на счет их подлинности, вызывавшихся появлением апокрифов, при назревавшей оппозиции иудейству, неблагоприятствовавшей широкому употреблению за богослужением ветхозаветных писаний, проповедь за богослужением могла если не заменять чтение Писания, постоянно и всецело основываясь на нем, то по крайней мере занимать более заметное положение на нем. Этому благоприятствовало и продолжавшееся действие в церкви духовных дарований, – апостольства, пророчества и учительства, которые церковной проповеди сообщали едва не такую же печать вдохновения, какую имели и самые писания апостолов. По крайней мере писания таких апостолов, пророков и учителей, как Варнава и Ерма долго ставились наравне с апостольскими. Но и Ерм рассылает и обнародывает свои пророчества при посредстве пресвитеров, во главе с Климентом, замечая: «ибо ему (Клименту) это предоставлено», равно как и читает их в городе вместе с «пресвитерами, предстоятелями церкви» 319 . Таким образом, право проповеди все более утверждается за церковной иерархией. В свидетельстве же Иустина, следовательно, около половины II в., в церкви проповедует только предстоятель, хотя духовные пророческие дары существуют и во времена Иринея 320 . Чем далее, впрочем, тем более проповедь за богослужением должна была уступать свое прежнее место чтению Св. Писания. Наш нынешний устав, назначая за утренним богослужением чтение отеческих бесед, хочет сохранить память о древнейшем типе богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Эта книга называется исключением из богослужебного канона, но рекомендуемой для чтения. Так остается и теперь, это Писание мужей Апостольских (Ерм именуется апостольским мужем, т.е. тем, кто сменил апостолов в древней Церкви), и его сочинение читать рекомендуется. Дается предостережение против подложных сочинений. Подложными сочинениями названы Послание к Лаодикийцам ап. Павла и Послание к Александрийцам (о Послании к Лаодикийцам еще услышите). Итак, в этом тексте мы впервые сталкиваемся с классификацией рукописных источников. В законченном виде эта классификация встречается в ранневизантийском памятнике, а именно, у Евсевия Кесарийского. В каноне Муратори видно разделение: с одной стороны, книги, которые считаются бесспорными, с другой - " Пастырь " Ерма, который считается полезным, но не для богослужебного использования.Проследим, как эта классификация вырабатывалась в Церкви в дальнейшем. Здесь же, в Римской Церкви еретик Маркион, знаменитый гностик, составил свой знаменитый канон Священных книг, так называемый Маркионов канон Священных книг. Известно, что Маркион сначала признавал все Четыре Евангелия, но затем в безумии своем стал признавать только, как думают, Евангелие от Луки, причем в сокращенном варианте. Он, по-видимому, первый предложил идею двухчастного Нового Завета - Евангелие и Апостол. Эту систему мы сохранили до сих пор. Такую классификацию продолжил свт. Ириней Лионский в знаменитом сочинении " Против ересей " , которое и есть сочинение против гностиков. Маркион прибыл в Рим из Малой Азии в начале II века и считал себя продолжателем ап. Павла. В основе его учения лежит противопоставление учения Ветхого Завета и христианского Евангелия. По его мнению Закон утратил силу, т.е. Ветхозаветные Писания потеряли свой нормативный смысл. Отбросив еврейскую Библию, Маркион, по свидетельству Тертуллиана (это рубежи II-III вв., знаменитое сочинение " Против Маркиона " ), предложил новое Священное Писание - Евангелие от Луки и 10 Посланий ап. Павла. Маркион отредактировал тексты, очистил их от мотивов, противоречивших его богословию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

  Патристика: история жизни и писаний святых отцов и учителей Церкви Для исторического учения об отцах Церкви я выбрал старинное название патристики, вместо нынешнего — патрология. Как известно, под последней разумеется целая наука и такое систематическое изложение святоотеческих учений, в которых прослеживается их внутренняя преемственность. Но труд этот, со времени Филарета, архиепископа Черниговского, ждет еще своего исследователя. Моя задача очень скромная: дать православному читателю необходимые сведения в виде кратеньких заметок о святоотеческих творениях и их авторах, поскольку это нужно для сознательного усвоения христианства и возникновения чувства благоговейной признательности и неоплатной любви к своей Матери-Церкви. Благодаря трудам святых отцов и Божьей помощи Церковь есть то, что есть. Моя цель, главным образом, назидательная, а не научная. Этим объясняется как то, что из житий святых — при конспективном изложении сведений об их творениях — выбраны такие подробности (вплоть до чудесного характера), которых избегал в своей патрологии даже и благочестивый архиеп. Филарет, так и то, что всякие сухие и теоретические рассуждения отвлеченно богословского характера, столь необходимые в прагматической истории Церкви и патрологической литературе, мною выпущены. Отсюда придется, конечно, понести мне упрек за несколько механическое построение учений отдельных святых отцов, предвидя который я и озаглавил данный раздел — патристикой. Этот термин, происшедший из старинной theologia patristica, то есть той части догматики, которая ведала историей догматов и показывала, как они отразились в учении известных отцов, как раз не имел целостного содержания и, прилагаясь к изложениям святоотеческих учений, ставил себе целью объединить их между собою внутренним преемством.   ПЕРВЫЙ ПЕРИОД: I — НАЧАЛО IV ВЕКА. — ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ I. Мужи апостольские «Учение 12-ти апостолов» (Διδαχη) (I век) Св. апостол Варнава + ок. 76 г. Св. Дионисий Ареопагит + 96 г. Св. Ерм Тайнозритель + 100 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010