Писателем книги «Пастырь» представляется сам Ерм , который получал откровения с повелением проповедовать их устно и письменно. Кто же этот Ерм и в какое время он жил и написал свою книгу? Из самой книги видно, что Ерм был современником Климента, под которым ясно разумеется знаменитый епископ Римский, скончавшийся (около 101 г.) при императоре Траяне (98–117). Христианство , возвещенное уже во всем мире, неоднократно подвергалось гонениям, и, кроме того, ему предстояло в будущем сильное бедствие от врагов его. Христиане были приводимы к начальствам и допрашиваемы (perducti ad potestates interrogati,Sim. IX, 28); причем одни явились мужественными исповедниками Господа или даже претерпели мученическую смерть 440 , другие оказались отступниками и изменниками, которые отрицались имени Господа и даже хулили его (Sim. VIII, 6; IX, 19). Систематический образ действий и строгие казни со стороны языческого правительства против твердых в исповедании христиан не идут к гонениям Нерона и Домициана, имевших характер временных, непродолжительных вспышек; напротив, они весьма легко объясняются из распоряжений императора Траяна, и указе против тайных обществ и в рескрипте к правителю Вифинии Плинию 441 . Из таких указаний должно заключить, что книга «Пастырь» явилась не ранее времени императора Траяна, в конце I или, вероятнее, в начале II столетия христианства. Что же касается лица автора, об этом разногласят мнения новейших ученых и даже показания древнейших церковных писателей. По мнению одних, писатель «Пастыря» есть тот Ерм , о котором упоминает апостол Павел в послании к римским христианам в числе приветствуемых им лиц. Это мнение впервые высказал Ориген в своем толковании на Послание к Римлянам (16:14). «Я думаю, – говорит он, – что этот Ерм есть писатель той книги, которая называется «Пастырь». Подобным образом Евсевий (Церк. Ист. 3:3) говорит: «… в конце послания к римлянам Апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга «Пастырь». О том же мнении свидетельствует Иероним (cat. scr. eccles. с. 10): «Ерм, о котором упоминает ап. Павел в своем послании к римлянам, – есть, как говорят, автор книги, называемой «Пастырь». На таком основании книга «Пастырь» была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В ватиканском кодексе XIV в. (3848) читается: конец книги «Пастырь», ученика св. ап. Павла. (Дресс. Prolog, стр. XL).  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Святые апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных Им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января). Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев. Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым. После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят († ок. 67) одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом , был усечен мечом и апостол Иродион. Святой апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек ( Деян. 11, 27-28 ) голод во времена императора Клавдия (41-52) и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме ( Деян. 21, 11 ). Апостол Агав проповедовал в разных странах и многих язычников обратил ко Христу. Апостол Руф , которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 13 ) был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит ( Рим. 16, 14 ) - епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт - в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм - в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе). Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины. Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Афон. XV. Ап. Руф. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 23 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 8 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 24 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Кипр. 1400. Ап. Флегонт. Фреска. Монастырь св. Иоанна Лампадистиса. Калопанайотис. Кипр. 1400 год. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/907576.htm...

Что же касается лица автора, об этом разногласят мнения новейших ученых и даже показания древнейших церковных писателей. По мнению одних, писатель «Пастыря» есть тот Ерм , о котором упоминает апостол Павел в послании к римским христианам в числе приветствуемых им лиц. Это мнение впервые высказал Ориген в своем толковании на Послание к Римлянам (XVI, 14). «Я думаю, – говорит он, – что этот Ерм есть писатель той книги, которая называется Пастырь». Подобнымм образом Евсевий говорит: «В конце Послания к Римлянам апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга “Пастырь”». О том же мнении свидетельствует Иероним: «Ерм, о котором упоминает апостол Павел в своем Послании к Римлянам, есть, как говорят, автор книги, называемой “Пастырь”». На таком основании книга «Пастырь» была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В Ватиканском кодексе XIV века (3848) читается: «Конец книги “Пастырь”, ученика святого апостола Павла». Другое мнение сохранилось из древности в найденном Мураторием отрывке, относимом к 170 году (Credner. ZurGeschichtedesKanons, 93). Здесь неизвестный писатель говорит: «Книгу Пастырь очень недавно в наши времена написал (conscripsit) в городе Риме Ерм , тогда как кафедру Церкви города Рима занимал брат его епископ Пий; поэтому должно ее читать, но она не может быть предлагаема народу в церковном собрании, ни считаться в числе писаний пророческих и апостольских. (Гефеле и Дрессель в пролегом.). С этим показанием согласны стихи, помещенные под именем Тертуллиана в III книге гл. 3 против Маркиона; не упоминаем о позднейших более или менее искаженных повторениях того же мнения,      напр., в Liber pontificalis и др. (См. у Гефеле). Таким образом, писателем Пастыря представляется не апостольский Ерм , но позднейший – брат Римского епископа Пия (около 142–157). Последнее мнение весьма тщательно было защищаемо католическим ученым Гефеле, который думает, что книга Пастырь направлена против монтанской секты, хвалившейся своими пророчествами и откровениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Биографические сведения о святых отцах Святой апостол Варнава Апостол Варнава , по происхождению иудей, из колена Левия, родился на Кипре в начале I века. В юности он вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) учился у знаменитого Гамалиила. Уверовав во Христа, Варнава вошел в число семидесяти апостолов. С 43 по 44 год апостолы Варнава и Павел проповедовали христианство среди язычников в Антиохии, а затем отправились на Кипр и в Малую Азию для проповеди Евангелия (45–56 гг.). Апостол Варнава присутствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме. Через некоторое время он совершает еще одно путешествие на остров Кипр вместе со своим родственником святым апостолом Марком. Представляется вероятным, что он проповедовал в Александрии, а затем возвратился на Кипр. За проповедь учения Христова иудеи побили его камнями, и он скончался мученической смертью в 76 году. В 488 году были обретены его нетленные мощи. От апостола Варнавы до нас дошло одно послание, написанное на греческом языке, состоящее из 22 глав. Послание написано вскоре после разрушения Иерусалима, случившегося в 70 году. Святой Ерм Святой Ерм в книге «Пастырь» говорит о себе следующее: что он родом грек, жил в Риме, был женат на язычнице. За грехи домашних его постигло тяжелое испытание – из богача он стал бедным. Но, наказывая, Господь вместе с тем и миловал его – на время покаяния Господь поручил его особенному хранению Ангела. Являясь Ерму в виде пастыря, Ангел давал ему наставления, которые тот тщательно исполнял и по повелению того же Ангела записывал для общей пользы. В книге «Пастырь» Ерм пересказывает наставления Ангела с целью исправить заблудших, привести их к покаянию и дать примеры правильного христианского поведения. Святой Ерм скончался около 100 года. Ориген признает писателя Ерма за того самого Ерма, которого приветствовал святой апостол Павел в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 14 ). Церковный историк Евсевий и блаженный Иероним свидетельствуют, что это мнение является древним церковным преданием. Святитель Климент, епископ Римский

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАСТЫРЬ, КНИГА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Пастырь " , произведение ранней христианской литературы. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию , но не вошла в окончательный канон Священного Писания. Авторство Климент Александрийский , Ориген , Евсевий , а вслед за ними и большинство новейших ученых приписывают авторство римскому христианину конца I в. Ерму , упоминаемому апостолом Павлом в послании к римлянам (XVI, 14). Некоторые считают этого Ерма за одно лицо с Ермом , одним из семидесяти апостолов; но ввиду того, что апостол Ерм был епископом в Филиппополе , представляется вероятным, что лицо, упоминаемое в послании к римлянам, — автор " Пастыря " , — был другой Ерм , замученный в Риме языческой чернью в самом начале II в. Есть мнение, что автором " Пастыря " был не Ерм, ученик апостола Павла, а живший позже (около 142-157 гг.) брат римского епископа Пия I , Ермий. Другие думают, что Ермий лишь перевел " Пастыря " с греческого на латинский или " переработал и дополнил " творение Ерма. Содержание В самом " Пастыре " о его авторе сообщается, что он жил в Риме , во время папы Климента († в 101 г.), был сначала богат, занимался мирскими делами (по-видимому, торговлей), причем не всегда соблюдал правду, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и за то был наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах этого постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен о том в ряде бывших ему видений. Эти наставления и видения, записанные Ермом, и составляют содержание книги " Пастырь " . По форме изложения " Пастырь " Ерма принадлежит к числу апокалиптических произведений древней литературы; ближайшим образцом для него послужила III-я книга Ездры . В историческом отношении книга весьма замечательна, представляя итог христианского нравоучения, как оно сложилось в эпоху Ерма, и яркую картину состояния церкви в конце I или начале II вв. Автор порицает представителей церкви за несогласия и споры о преимуществах, а все христианское общество — за отклонение от служения Богу в сторону греховного языческого мира, за склонность к роскоши и к чувственным удовольствиям, за забвение бедных. Забота о бедных у автора доходит до того, что даже пост у него заповедуется как средство сберечь часть обычной пищи — для бедных. Автор указывает на близость второго Христова пришествия и общего суда.

http://drevo-info.ru/articles/4310.html

Из таких указаний должно заключить, что книга «Пастырь» явилась не ранее времени императора Траяна, в конце I или, вероятнее, в начале II столетия христианства. Что же касается лица автора, об этом разногласят мнения новейших ученых и даже показания древнейших церковных писателей. По мнению одних, писатель «Пастыря» есть тот Ерм, о котором упоминает апостол Павел в послании к римским христианам в числе приветствуемых им лиц. Это мнение впервые высказал Ориген в своем толковании на Послание к Римлянам (XVI, 14). «Я думаю, — говорит он, — что этот Ерм есть писатель той книги, которая называется Пастырь». Подобным    Другое мнение сохранилось из древности в найденном Мураторием отрывке, относимом к 170 году (Credner. ZurGeschichtedesKanons, 93). Здесь неизвестный писатель говорит: «Книгу Пастырь очень недавно в наши времена написал (conscripsit) в городе Риме Ерм, тогда как кафедру Церкви города Рима занимал брат его епископ Пий; поэтому должно ее читать, но она не может быть предлагаема народу в церковном собрании, ни считаться в числе писаний пророческих и апостольских. (Гефеле и Дрессель в пролегом.). С этим показанием согласны стихи, помещенные под именем Тертуллиана в III книге гл. 3 против Маркиона; не упоминаем о позднейших более или менее искаженных повторениях того же мнения,      напр., в Liber pontificalis и др. (См. у Гефеле). Таким образом, писателем Пастыря представляется не апостольский Ерм, но позднейший — брат Римского епископа Пия (около 142—157). Последнее мнение весьма тщательно было защищаемо католическим ученым Гефеле, который думает, что книга Пастырь направлена против монтанской секты, хвалившейся своими пророчествами и откровениями. Оно принято и другими уче- ными (Ричлем, Бунзеном, Гагеманом), хотя при ином воззрении на значение книги Ерма.    Но такому мнению о происхождении книги Пастырь от позднейшего Ерма противоречит то уважение, каким она пользовалась в первое время. В самом отрывке Мураториевом содержится указание, хотя не прямое, что то сочинение было уже довольно распространено и получило немаловажное значение среди христиан, так что показалось нужным устранить возможное или уже действительное смешение его с каноническими книгами Священного Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но Бог не отвернулся от Ерма, утешил и обнадежил страдальца в Своих Откровениях. На некоторое время он был поручен блюстительству особого Ангела, который преподал ему ряд спасительных увещеваний. Дабы исполнить Божественный замысел, Ерм должен был изгнать из памяти обиды на семью, преобразить свою личную жизнь. Его жена должна была стать для него как сестра: отныне им надлежало жить в мире и воздержании. Детям предписывалось выслушать слова наставления. Это давало им шанс к покаянию и исправлению. Исходя из того, что развитие сюжетной линии «Пастыря», тесно привязано к Риму, да и Откровения, данные Ерму, в ближайшую очередь предназначались именно для римских христиан, с большой долей уверенности можно считать, что местом жительства Ерма был Рим (что не противоречит суждению о его греческом происхождении). Согласно повествованию, Ерм не принадлежал к числу церковного клира. Между тем именно через него Бог озвучил ряд требований для Римской Церкви и прочих христианских общин. Среди положительных качеств автора Пастыря выделяется простодушие, доброта, простота. Как следует из содержания «Пастыря», ко времени написания этого произведения Церковь во многом утратила первоначальную (как бы детскую, юношескую) чистоту, отчего Ерм созерцал её в образе старицы. Охлаждение к вере, чрезмерные дисциплинарные и нравственные послабления, вот основные черты того духовного одряхления верующих, против которых, ссылаясь на Откровения Божьи, должен был выступить Ерм. Судя по всему миссия удалась. Как во времена Ерма, так и после, и в наши дни книга «Пастырь» почитается Церковью не просто как душеполезная, но как одно из лучших назидательных религиозно-нравственных пособий. Тропарь апостолу Ерму, глас 3 Апостоле святый Ермие,/моли Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолу Ерму, глас 4 Яко звезда, возсиял еси вселенней,/светом просияв солнца, блаженне,/всесветлаго Павла,/мира просвещшаго концы,//сего ради тя чтим, Ермие. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Ермие,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси//во благовестии Христове. Тропарь Собора 70-ти апостолов, глас 3 Кондак Собора 70-ти апостолов, глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Erm/

735 Из таких указаний должно заключить, что книга «Пастырь» явилась не ранее времени императора Траяна, в конце I или, вероятнее, в начале II столетия христианства. Что же касается лица автора, об этом разногласят мнения новейших ученых и даже показания древнейших церковных писателей. По мнению одних, писатель «Пастыря» есть тот Ерм , о котором упоминает апостол Павел в послании к римским христианам в числе приветствуемых им лиц. Это мнение впервые высказал Ориген в своем толковании на Послание к Римлянам (16,14) [Explanat. in epist. ad Rom.]. «Я думаю, говорит он, – что этот Ерм есть писатель той книги, которая называется «Пастырь«». Подобным образом Евсевий говорит: «В конце Послания к Римлянам апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга «Пастырь»». 736 О том же мнении свидетельствует Иероним 737 : « Ерм , о котором упоминает апостол Павел в своем Послании к Римлянам, есть, как говорят, автор книги, называемой «Пастырь " ». На таком основании книга «Пастырь» была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В Ватиканском кодексе XIV века (3848) читается: «Конец книги «Пастырь», ученика святого апостола Павла». 738 Другое мнение сохранилось из древности в найденном Мураторием отрывке, относимом к 170 году. 739 Но такому мнению о происхождении книги «Пастырь» от позднейшего Ерма противоречит то уважение, каким она пользовалась в первое время. В самом отрывке Мураториевом содержится указание, хотя не прямое, что то сочинение было уже довольно распространено и получило немаловажное значение среди христиан, так что показалось нужным устранить возможное или уже действительное смешение его с каноническими книгами Священного Писания . Ириней, путешествовавший в Рим в 178 году, и Климент Александрийский ссылаются на слова книги «Пастырь» как на слова Писания, боговдохновенные, что заставляет предполагать и у них мнение о писателе книги, подобное высказанному Оригеном . Нельзя утверждать, чтобы вопрос, которого касается книга «Пастырь», есть ли покаяние для падших после крещения, был в первый раз возбужден только Монтаном; он; естественно, должен был явиться, как скоро явились падшие, и почему не мог быть так или иначе решаем в конце I или в начале II века? Притом трудно допустить, чтобы предполагаемый у Гефеле благочестивый обман (fraus pia) с ясными напоминаниями о церковной жизни почти апостольского времени мог быть так смело употреблен позднейшим Ермом в противодействие монтанизму; и в таком случае полемическое отношение к этому противоиерархическому движению, без сомнения, явственнее и резче проникало бы все сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

1 Это видно из того, что Рим во всей книге Пастырь составляет сцену событий и откровений, в ней описанных. Воспитавший Ерма продал девочку в Роме; Ерм потом видел ее купающуюся в реке Тибре (Vis. I, 1), — прогуливался в Кумах (Vis. II, I), ходил по дороге Кампапской (Vis. IV, I). Самые откровения предназначены ближайшим образом для церкви римской, из которой они чрез Климента должны была распространяться в церкви других городов. (Vis. II, 4). После этих предварительных замечаний обратимся к исследованию книги «Пастырь», замечательной и по своему содержанию, и по Форме. 2 См. о третьей книге Ездры исследование М. Шаврова. СПб., 1861. 3 См. Iachmanns, Der Hirte des Hermas; Koenigsb. 1835, S. 60—67. Яхман догадывается еще, что поводом третьей части «Пастыря» могли послужить слова Уриила в Третьей книге Ездры (VI, 3), что он послан показать три пути и предложить три притчи (ср. Mand. VI), из чего объясняется и сходство в истолковании подобий (III Езд. II:44—48; ср. Sim. IX, 13), и что к сочинению книги «Пастырь», может быть, привели автора слова: «Я говорю вам, народы, слышащие и разумеющие, ожидайте вашего Пастыря» (III Езд. II:34). 4 О мучениках говорится (Vis. III, 1. 2), что они перенесли мучения от лютых зверей, бичевания, заключения в темницах, распятие.   5 Гильгенфельд (ap. V, стр. 160) обращает внимание только на рескрипт Траяна к Плинию (110 г.). В нем император вообще одобряет образ действия правителя, который тех только, на кого доносили ему как на христиан, спрашивал, христиане ли они, — и дает такое распоряжение: «Отыскивать христиан не надо, но те, на кого будет донесено и они окажутся христианами, должны быть наказываемы, впрочем, так, чтобы, кто откажется, что он христианин и покажет это самым делом, т.е. публичным служением нашим богам, получал прощение за раскаяние». Потом образ действий против христиан, предполагаемый книгою Ерма, Гильгенфельд производит именно из помянутого рескрипта и, на, этом основании саму книгу Пастырь относит к последним годам царствования Траяна или даже ко времени императора Адриана (117—138). Но он напрасно упустил из виду распоряжение, возобновленное Траяном против тайных обществ, и само письмо Плиния, в котором уже говорится о доносах на христиан, представлении их к начальству, допросах и казнях, при этом замечательно, что Плиний, как и Ерм, упоминает о христианах, из которых одни только отрекались, а другие даже поносили Христа. образом Евсевий (Церк. Ист. III, 3) говорит: «В конце Послания к Римлянам апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга Пастыря». О том же мнении свидетельствует Иероним (cat. scr. eccles. c. 10): «Ерм, о котором упоминает апостол Павел в своем Послании к Римлянам, есть, как говорят, автор книги, называемой Пастырь». На таком основании книга Пастырь была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В Ватиканском кодексе XIV века (3848) читается: «Конец книги Пастырь, ученика святого апостола Павла» (Дресс. Proleg. стр. XL).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3805...

Позднее Ерм подробнее раскрывает весь путь падения многих христиан–современников и дает советы, как исправиться. В первых же Видениях ему лишь кратко и сжато раскрыто было падение как его собственное и его семьи, так и окружающих, и поручено призвать к покаянию и приготовить всех к наступающему гонению. Истинное покаяние могло, по словам Ерма, предотвратить грозившее бедствие. Во всяком случае покаяние делало христиан способными перенести его с пользою. Ерму явился ужасный зверь. Ангел ему поясняет: «Зверь есть образ грядущей великой напасти. Поэтому если приготовите себя и от всего сердца покаетесь перед Господом, то можете избежать ее… Те, которые пребудут тверды (в грозившей напасти) и будут искушены ими, очистятся. И, как золото оставляет нечистоту свою (через огонь), так и вы — оставьте всякую скорбь и печаль (житейские) и очиститесь и будьте годны для здания башни» (строящегося на протяжении веков здания Церкви — Царствия Божия, которое было также показано в видении Ерму) . Впечатление от первых видений Ерма таково, что нечистота, которая накопилась в семьях в течение тридцати лет мирной жизни после смерти Апостолов, даже в среде выдающихся христиан, как Ерм, собрала над Римскою Церковью грозную тучу очистительного гнева Божия. Призыв к покаянию, который получил Ерм в своих видениях, должен был или отвратить это наказание, или хотя бы сделать христиан способными с пользою перенести его. Больше всего заботят Ерма разбогатевшие христиане, им угрожает наибольшая опасность — тем, «которые любят настоящий век, роскошествуют в богатстве своем и не ожидают благ будущих: гибнут души их» (Видение первое). Действительно, богатым всего труднее, вероятно, было перенести гонение Домициана: ссылки, конфискацию и т. п. Домициановские меры борьбы больнее всего отражались на богатых. Об этом предупреждала Ерма старица–Церковь: «Когда придет гонение, то ради богатств своих и попечений отрицаются (они) Господа» (там же). МАЛОАЗИЙСКИЕ ЦЕРКВИ (60–160 ГОДЫ) Мы видели по предыдущему, что никому, кажется, Апостол Павел не отдал столько сил и любви, сколько Церквам Малой Азии и особенно Ефесской Церкви. «Три года день и ночь непрестанно со слезами учил» он ее (по собственному признанию), не пропуская ничего ей полезного. Три года работал он в Ефесе Господу «со всяким смиренномудрием и многими слезами», не упуская возвещать «всю волю Божию». На любовь отвечая любовью, с немалым плачем провожали его ефесяне, падали к нему на шею, целовали его, провожая его в последний раз (Деян. 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010