Во время нового путешествия на Восток, предпринятого на счет русского правительства, Тишендорф нашел в одной монастырской библиотеке весьма драгоценный, по его суждению принадлежащий к IV веку, кодекс Библии (названный ныне Синайским), который, кроме послания Варнавы, содержит и первую часть «Пастыря» на греческом языке. Открытие этой рукописи должно было или подтвердить, или опровергнуть прежние сомнения Тишендорфа. Случилось последнее. Он сам пишет: «Я с радостью могу сообщить, что лейпцигский текст (Симонидеса) произошел не из средневековых ученых занятий, но из оригинального текста. Мое прежнее противоположное мнение справедливо только в том отношении, что лейпцигский текст имеет много повреждений, явившихся без сомнения в средние века». 776 В чем состоят эти повреждения, об этом будет можно судить только тогда, когда Тишендорф обнародует найденный им греческий текст, что он обещал исполнить в будущем 1862 году. Таким образом, книга «Пастырь» известна в четырех рецензиях, к которым можно прибавить еще пятую – в эфиопском переводе. Он найден французским ученым Антонием d’Abbadie в одном эфиопском монастыре и издан вместе с латинским переводом, с него сделанным, в 1860 году (в Лейпциге) немецким Восточным Обществом в Abhandlungen für die Kunde des Morgenlands. B. II. 1. Немецкий ученый Дильман, занимавшийся этим изданием, полагает, что эфиопский перевод сделан с греческого экземпляра и принадлежит к древнейшим памятникам эфиопской литературы. 777 Изложивши сведения о книге «Пастырь», нужные для правильного понимания этого значительного памятника пророчества древней Церкви, мы считаем нелишним напомнить читателям предлагаемого русского перевода 778 наставление, которое дал верующим касательно этого предмета великий апостол языков: пророчествия не уничижайте, вся же искушающе добрая держите ( 1Фес.5:19.20 ). «Пастырь» Ерма 779 731 Это видно из того, что Рим во всей книге «Пастырь» составляет сцену событий и откровений, в ней описанных. Воспитавший Ерма продал девочку в Риме; Ерм потом видел ее купающейся в реке Тибр (Вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Во время своих благовестнических путешествий ап. Павел не мог не заложить в основанных им общинах начатка церковной организации; автор книги Деяний 87 именно так и представляет дело, рассказывая как апостол ставил по всем городам пресвитеров. Однако эти местные руководители церкви редко упоминаются в его посланиях. В самых ранних посланиях говорится больше об отдельных служениях власти, чем о твердо установленных должностях 88 , а там, где речь заходит о них, внимание обращено более на странствующее вселенское апостольство, чем на местное управление. Так, Послание к ефесянам 89 перечисляет одновременно апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей; не все эти наименования имеют свой специальный смысл, а три первые не относятся к местной организации церкви. Не следует впрочем думать, чтобы носители церковного сана среди новообращенных могли иметь в глазах апостолов большое значение. Все они были недавно обращены и едва отстали от язычества; истинными главами церкви все еще были непосредственные провозвестники Евангелия. Однако состав церковного управления уже был налицо, назывался даже теми самыми именами, которые впоследствии остались в употреблены. В надписании своего Послания к филиппийцам, написанного ок. 63 г., ап. Павел обращается к «святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами». За несколько лет перед этим, по дороге в Иерусалим, он созвал «пресвитеров» Ефеса и поручил их заботам юную церковь , где Св. Дух поставил их «епископами» 90 . Уже отсюда видно, что между пресвитерами и епископами не делали различия и что управление церковью было коллегиальным. Ефесская церковь , как и Филиппийская, находилась под руководством группы лиц, которые были в то же время пресвитерами и епископами. Этот порядок, или, если угодно, этот способ выражения продержался весьма долго. По посланиям ап. Петра и ап. Иакова 91 , местная церковь находилась под руководством «пресвитеров», в Пастырских посланиях, отводящих столько места избранию и обязанностям церковных властей, они именуются то пресвитерами, то епископами. Послание св. Климента (около 97 г.), имеющее здесь весьма важное значение, так как оно было написано по поводу споров о церковной иерархия, рисует нам местную церковь под управлением епископов и диаконов. То же видим мы и в недавно открытом Учении XII апостолов. Терминология здесь та же, что и в Послании к филиппийцам. Около 115 г. Филиппийская церковь получила послание от Поликарпа, еп. Смирнского; в нем речь идет лишь о пресвитерах и диаконах 92 . Ерм 93 так же говорит о римской церкви своего времени; то же можно сказать о II послании Климента, римском или коринфском памятнике, современном Ерму . Эти последние произведения доводят нас приблизительно до половины II века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМ, СЕРАПИОН И ПОЛИЕН [греч. Ερμς (Ερμος), Σεραπων, Πολαινος], мученики Римские (пам. 18 авг.; пам. визант. 19 авг.). Сведения о Е., С. и П. крайне скудны. Краткое греч. Мученичество, сохранившееся в единственной рукописи XI в. (Vindob. Hist. 45), не опубликовано. Время и место, где пострадали святые, неизвестны. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), христиане Е., С. и П. отказывались приносить жертвы идолам. По доносу язычников они были схвачены и доставлены на суд рим. властей. Затем их бросили в темницу, а после связали и поволокли за пределы города. Мученики скончались от ран, нанесенных острыми камнями. Некоторые списки Синаксаря К-польской ц. помещают память мучеников под 28 и 29 марта. В зап. источниках мученики упоминаются редко. В Мартирологе блж. Иеронима их память отмечена под 28 авг., при этом указано, что С. и П. пострадали не в Риме, а в Александрии. Исследователи полагают, что на Западе культ этих святых смешался с культом более известного рим. мч. Ермета (лат. Hermes), чья память отмечается 28 авг. Ист.: BHG, N 2169 [Epitome]; PG. 117. Col. 588-592 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 568, 908; MartRom. P. 345; MartHieron. P. 472-473; ЖСв. Авг. С. 318. Лит.: Pinius J. De ss. mm. Romanis Herma, Serapione et Polyaeno//ActaSS. Aug. T. 3. Col. 546-547; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 251; Aubert R. Hermès (4)//DHGE. T. 24. Col. 97; Amore A. Erma, Serapione e Polieno//BiblSS. Vol. 5. P. 9-10; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 137. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/190217.html

Преподобный Кассиан Римлянин Пустою боязнью темных сил не унижай детской Господу преданности и своей на Него надежды. Апостол Ерм Хотя демоны приносят душам нашим искушения, но без нашего соизволения произвести их в дело не могут. Авва Исаия Смирение в том состоит, чтоб никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку простую. Бедность – не порок, а главное средство к смирению. Преподобный Амвросий Оптинский Смирение есть уничижать самого себя как не делающего ничего доброго перед Богом. Дела же смирения таковы: не спорить, подчиняясь всем, пред очами иметь смерть, не противоречить высшему, принуждать себя во всем, во всяком деле, не раздражать никого, не завидовать никому. Авва Исаия Три степени смирения: первая – покоряться старшим, вторая – покоряться равным, не превозноситься над меньшими, третья – покоряться и меньшим и вменять себя ни во что, как одного из скотов. Преподобный Амвросий Оптинский В смирении святость и в смирении святом свойства: 1 . Бесчестие принимать с удовольствием. 2 . Истреблять раздражительность. 3 . Иметь недоверие к своим совершенствам. Старец Иоанн Троицкий Свойство смирения есть, что человек всего себя недостойным быть судит: пищи, одежды, света солнечного, покоя богатого, служения от людей и прочего благодеяния, зная, что грешник; напротив того, судит себя достойным быть всякого бедствия, поношения и наказания. Святитель Тихон Задонский Смирение познается по несказанной любви к молитве, непорицанием чужих грехов и отвращением тщеславия. Признак смирения состоит в том, чтобы в случае оскорбления предварять ближнего примирением и разрушать оным вражду. Преподобный Иоанн Лествичник Смирение узнается по следующим признакам: 1 . Если умер для всех своих желаний. 2 . Если обуздываешь язык и не бываешь криклив. 3 . Если не бываешь легок и скор на смех. Смирение есть ненавидеть беседы со многими лицами. Будь невеждою в мудрости своей. Преподобный Исаак Сирин Смирение в мыслях значит отвращение от себя внешних мыслей и обращение их к Богу – этим тогда обретается покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Если мы вообще отвергаем все губительные внушения бесов, то они оставляют нас и не осмеливаются более приступать к нам. Злые духи знают, что когда Бог попустит им искушать преданного ему человека, то тем уготовляет им большее наказание. Преподобный Антоний Великий Мы верим, что демоны также ведут брань не без труда. Ибо и сами они в этой брани имеют некоторое беспокойство и скорби, особенно, когда сразятся с более сильными соперниками, т. е. святыми и совершенными мужами. Авва Серен Духовную брань с духами злобы нужно вести смирением, частым исповеданием, молитвою. Святитель Григорий Двоеслов Если же кто поверит внушению врагов и примет мысли их такие, что он не спасется, или что он будет осужден, или будет отвержен Богом, или что предопределен к погибели, то душу такого человека (если он не покается) бесы увлекут к себе, потому что он отчаянием своим отверг искупление и уничтожил милосердие Божие и, подобно Каину, счел свои грехи превышающими милосердие Божие. Апостол Ерм Осуждение привлекает демонов Несколько монахов, выйдя из келий своих, собрались вместе и беседовали о вере, монашеском подвижничестве и о Богоугождении. Среди беседующих два старца видели Ангелов, которые держали монахов за мантии и похваляли беседовавших о вере Божией. Старцы умолчали о видении. В другой раз монахи сошлись на том же месте и начали говорить о брате, впавшем в согрешение. Тогда святые старцы увидели смердящего, нечистого кабана и, уразумев согрешение свое, открыли прочим о видении Ангелов и о видении кабана. Отечник Благоразумное отношение к видениям Поведали об авве Зеноне, что он, живя в скиту, однажды вышел ночью из кельи и пошел к одному брату, но, сбившись с дороги, блуждал три дня и три ночи. От труда он изнемог и упал на землю замертво. И вот, предстал ему юноша с хлебом и чашей воды в руках и сказал: «Встань, укрепись пищей и питием». Авва встал и помолился, из осторожности не доверяя явлению. Юноша сказал: «Ты хорошо сделал». Услышав это, авва опять помолился, так поступил он и в третий раз. Юноша каждый раз одобрял его действие. После этого авва принял и употребил принесенную пищу. Юноша сказал: «Сколько ты ходил, настолько и удалился от твоей кельи; но встань и следуй за мной». И мгновенно старец очутился близ своей кельи. Он сказал юноше: «Войди ко мне и сотвори молитву о нас». Юноша вошел в келью старца и сделался невидимым – Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает по поводу этого рассказа: «Поучительна осторожность святых и опытных монахов по отношению к чувственным явлениям из мира духов. Благоразумное поведение их в этих случаях противоположно легкомысленному поведению неведения и неопытности».].

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Христоносный апостол свидетельствует, что Бог «нарицает несущая яко сущая» (Рим.4:17); это означает, что Божие всемогущество безгранично, ибо всё, что Он пожелает, — творит, приводит в бытие: «Вся, елика восхоте Господь, сотвори» (Пс.134:6). «Ибо как нам легко назвать по имени существующее, так Богу еще легче, намного легче, сотворить несуществующее». Силой Своего всемогущего слова Бог из ничего сотворил весь мир: и материю, и ее форму: «Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти» (Евр.11:3). А это значит: «Бог сотворил из небытия бытие, из невидимого видимое, из несущего сущее».    Это Богооткровенное учение испокон веков живет в священном сознании Церкви, и она исповедует его через святых отцов. Безбожна, по учению святых отцов, бессмысленна и богохульна мысль о том, что Бог произвел мир из Своей сущности или из уже существующей материи. «Прежде всего веруй, — советует святой Ерм, — что существует один Бог, Творец и Устроитель мира, Который всё из ничего (ex nihilo) привел в бытие». Если бы Бог произвел мир из уже наличествующей материи, это не было бы чем-то особенным и великим, но Божие могущество проявляется как раз в том, что из ничего творит Он всё, что хочет. Священное Писание показывает, что материя, из которой Бог сотворил и устроил мир, создана Богом. «Говорить, что всё произошло из уже готового вещества, и не признавать того, что Творец вселенной произвел всё из ничего, было бы признаком крайнего безумия». Бог сотворил мир не из Себя, не из Своей сущности, а из ничего. «Вселенная сотворена; Бог не родил ее из Себя, чтобы быть ей тем, что и Он. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не была она равна ни Создавшему, ни Сыну Его, чрез Которого она создана». «Из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог Словом». «Тварь произошла... не из существа Бога, а приведена в бытие из небытия волей и силой Его». Начало своего бытия мир получил по воле Божией, поэтому он в отношении Творца есть что-то внешнее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ясно, что таинство Церкви, лучше сказать, реальность Церкви. Надо уточить православное понимание слова «таинство». Когда мы говорим «таинство», то это не какая-то мистерия, это действительность, но она нас выводит еще в глубину таинственную, Божественную, она нас тайноводствует, далее таинство (mysterium) идёт в мистагогию. Оно дает нам реальность, но вводит в еще более глубокую реальность, и всегда нас вводит и возводит вверх. Это значит, что таинство – прежде всего реальность. Это не какая-то мистерия, а реализм Православия, реализм Церкви. Именно в том, что хлеб, который мы кушаем, и то питье, которое пьем – то наше реальное, повседневное, становится Таинством, становится Телом Христовым и возводит нас дальше в соединение с Богом. Уже блаженный Ириней говорил гностикам во II веке: «Извините, это ваши теории, а я знаю, что хлеб, который кушаю, и вино, которое пью, становятся Телом Христовым. Он говорит, что вера наша подтверждается Евхаристией – Литургией, и Литургия подтверждает веру нашу. Это слово Иринея содержит в себе всё Предание Православия. Без этого, по-моему, нет Церкви. Не только то, что в XVI веке спор между Западом и Востоком о транссубстанциации (пресуществлении), – это часть, только это проблема немножко схоластичная. Но реальность Причащения, воплощения, реальность Церкви – это именно реальность дела Божия в истории, реальность дела Божия в мире. Если бы не было Церкви, – мы утверждаем с полным сознанием христианским и с ответственностью христианской, – то дело бы Божие рухнуло. Было бы так, как одна русская сказал отцу Амфилохию. После революции, бедняжка, выстрадавшая, огорченная, а наш отец Амфилохий был тут, в Германии. «Дорогой мой брат, я думаю, Богу не удалось», – говорит она. Он говорит: «Почему не удалось?» «Ну, вот нет мира, Богу не удалось». Действительно, можно так говорить, если бы не было дела Христа, если бы не было этого неотразимого вхождения Церкви в историю. Апостол Павел говорит, что Церковь растет и даже, что Церковь восполняет Тело Христа. «Я, – говорит, – недостатки Тела Христова на теле своем восполняю» ( Кол.1:24 ). Значит, каждый святой, каждый член Церкви дополняет Христа, доприносит возрастанию Христа, реальному возрастанию Тела Его, Церкви Его. Святой Ерм , христианский писатель II века, автор прекрасной книги «Пастырь», говорит о том, что Церковь растет вроде башни большой, и там строят эту башню. Очень хорошее такое видение апокалиптическое, но очень реальное, оно показывает реальность Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Несомненно, что все эти термины весьма сродны, что ποστμενοι фессалоникийской и римской церкви по существу то же, что и епископы у филиппийцев. Однако мы не имеем основания вполне отождествлять эти термины. Делать это нам препятствует то обстоятельство, что вместо одного класса ποστμενοι и под. в последнем случае выступают два: епископы и диаконы. Там апостол имеет в виду вообще церковное предстоятельство, здесь специальную должность епископа, которая выделяется из общей группы предстоятелей той стороной, которой она сближается с диаконатом. То же самое имеет место и в послании Климента. Говоря об γομενοι и поставленных пресвитерах, Климент никогда рядом с ними не называет диаконов. Наоборот, говоря об епископах, он рядом обозначает и диаконов. То же явление мы наблюдаем и в других древнейших источниках: в первом послании к Тимофею и в Пастыре Ерма. Ерм , упоминая о предстоятелях своей церкви, называет их ποηγομενοι, πεσβτεοι ποστμενοι (Вид. II, 2. 4; Вид. III, 9) и пастырями (Под. IX, 31), но ни разу не обозначил их епископами и не упомянул при них о диаконах. Говоря же о епископах, он рядом оба раза ставит и диаконов (Вид. III, 9; Под. IX, 26–27). Очевидно все эти ποηγομενοι, πεσβτεοι αϑεσταμνοι и ποστμενοι имеют тот же объем понятия, что у ап. Павла – ποστμενοι, γομενοι (Евр.), ποιμνες, у ап. Петра πεσβτεοι πισοποντες, τ. е. обозначают предстоятелей вообще, а не епископов в собственном смысле, которые называются своим именем и соединяются с диаконами. Ниже, говоря о Пастыре Ерма, мы представим для указанного различения более очевидные доказательства. Теперь мы должны довольствоваться тем соображением, что в одном и том же писании употребленные три термина не могут без решительных оснований толковаться в одном смысле, что общее сродство обозначаемых ими понятий не говорит еще за их тождество, и что напротив, упоминание о диаконах при одних лишь епископах, указывает на специфические черты последних. Итак мы считаем недоказанным, что γομενοι коринфской церкви и отставленные коринфянами поставленные пресвитеры суть в собственном смысле епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Они указаны в параграфе первом. Во втором параграфе каждого поколения указывается, где особенно ярко процветала в это время жизнь Евангельская, благодатная. Указаны географические местности, города, страны, монастыри, где она с особой силой сосредоточивается в известную эпоху. Знакомясь с жизнью этих средоточий, мы видим, что сменяются страны, города, народы, области, монастыри, но единая жизнь благодатная течет неизменно. Замирая в одном месте, она вспыхивает в другом, то шире раскидываясь, то сосредоточиваясь в небольшом круге людей, но никогда не иссякает, обновляясь и обновляя в каждом поколении того, кто отзывается на призыв истины. Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами, говорит святой Киприан, лишь бы жаждало и было отверсто наше сердце 20 . В конце концов открывается вся эта жизнь как единое целое, как единый храм Божий, собравший в себя избранников из всех народов, стран и поколений. Наконец, в третьем параграфе указываем, что прочесть, чтобы по возможности вплотную подойти к жизни, явившей себя в этих именах и средоточиях. По возможности мы указываем творения самих действующих лиц или воспоминания их учеников, современников, составивших о них какое-либо житие, – Акты мученические, Записки, Патерики и т. д. В качестве пособия мы в конце некоторых веков указываем то, что может облегчить знакомство с источниками первоначальными 21 . I век Земная жизнь Господа Иисуса Христа. Галилея, Иудея, Иерусалим. Святое Евангелие. 2-е поколение 1 . Святые Апостолы: Иаков, Иоанн Богослов, Петр, Павел, Варнава и другие. Святые Евангелисты: Матфей, Марк, Лука. 2 . Иерусалим, Антиохия, Рим. (Ефес.) 3 . Деяния и Послания указанных Апостолов. 3-е поколение 1 . Святой Апостол Иоанн Богослов, святой Климент Римский . (Святой Ерм .) 2 . Ефес, Рим. 3 . Послания и Апокалипсис Апостола Иоанна Богослова; Послания к Коринфянам святого Климента Римского ; книга «Пастырь» Ерма . Пособия История Церкви Евсевия Кесарийского ; отчасти апокрифы: «Успение Апостола Иоанна Богослова», «Мученичество равноапостольной Феклы» и др.; толкования святых отцов на Священное Писание , к примеру: Толкование святого Иоанна Златоуста на Евангелие и Деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

С пришедшим и просящим крещения человеком нужно говорить, объясняя смысл таинства, разбирать смысл Символа веры и (почему бы и нет?!) оглашать отдельно от крещения. Пусть этот человек выучит молитву Господню, пусть постоит хоть раз на литургии и выйдет после слов: «Оглашенные, изыдите!» Пусть сам прочтет Символ на своем крещении. Это нужно ему в первую очередь. Но это нужно и настоятелю, если он заинтересован в увеличении среди своей паствы числа вдумчивых, основательных и серьезно относящихся к вере прихожан. Уже доказано опытом, что там, где человека готовят к крещению, а не крестят наспех, плоды крещения приближаются к идеалу и святая древность воскресает на наших глазах. Кроме того, всякое таинство совершается над одним человеком, но неизбежно касается многих. Заставьте крестных перед крещением их крестника причаститься; заставьте их выучить Символ веры. Заставьте их в ответ на ваше «Мир всем!» ответить «И духови твоему». Потребуйте со властью, данной вам Богом, вскоре после крещения принести ребенка на первое причастие. Сделайте хоть что-то из этого или все вместе, добавьте к перечню то, что не названо, и вы со временем увидите свой приход иным. Он будет изменен в лучшую сторону. Сам Бог изменит его, но не без вас, конечно. У нас всегда хватало людей, которые любое заблуждение готовы спутать со Священным Преданием на основании того, что заблуждение укоренилось и обросло мхом от древности. У нас всегда было немало людей, боящихся перемен и во всякой перемене усматривающих несуществующий след антихриста. Духовная лень, плохое образование, самолюбие и нервная взвинченность тому виной. Но это не значит, что нужно капитулировать перед невежественной ленью с одной стороны и кликушеством с другой. Обновляться и отвечать на вызовы времени все равно придется. И нет в деле обновления ничего более верного, как возвращение к незаслуженно забытому старому. Состарилась ли Церковь Христова за две тысячи лет? Что вы! Она так же молода, как во дни своего рождения, во время Пятидесятницы! Она, конечно, старица, но старица с юным лицом и свежими силами. Такою видел ее в видении апостол Ерм, и нужно нам научиться различать в ней то, что относится к ее вечной юности, от того, что касается следов прожитой жизни, исторического опыта. Этот опыт был не всегда верен, и в Богочеловеческом организме Церкви «человек» часто стремился подчинить своему «человеческому» то, что не его, то, что есть Божественное. Смелость нужна, смелость и честность, рожденные верой, чтобы разобраться во всем этом.

http://pravoslavie.ru/42687.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010