Должно заметить, что послание ап. Павла к Римлянам есть ответ на настойчивые убеждения христиан римских, чувствовавших потребность устройства своего в правильную Церковь и которые обратились для этого к Павлу, потому что почти все они его знали лично. Ответ Павла был доставлен им Фивою, диакониссой Церкви Кенхрейской. Местность эта находилась близь Коринфа и считалась его пристанью. Павел называет благочестивую Фиву сестрой и рекомендует ее Римлянам. 487 Между ними находилась тогда Прискилла, сокращенно названная Присклою, и муж её Акила, сотрудники Павловы в Асии, у которых он жил в Коринфе и в Ефесе, и оставившие город этот, чтобы возвратиться в Рим. Дом их в Риме был местом собраний; Епенет, первый из обратившихся к Христу в Асии, Мариам, много потрудившаяся для христиан римских, Андроник и Юлия, сродники Павловы, прежде его самого уверовавшие и которые были вместе с ним в темнице; Амплий, которого Апостол называет возлюбленным своим о Господе, Урбан, сотрудник его, Стахий ему любезный, и Апеллес, ученик испытанный во Христе. Христиане эти собирались в доме Прискиллы и Акилы. Другие собирались в доме Аристовула. 488 Павел их приветствует и в числе их называет сродника своего Иродиона. Третье общество христиан собиралось в доме Наркисса. 489 Между ними Апостол называет Трифену и Трифосу, трудившихся о Господе; женщину Персиду, именуя ее возлюбленной и много потрудившуюся о Господе, Руфа избранного о Господе и матерь его, которую Павел называет также своей. Четвертое общество составляли Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий и еще другие. 490 Наконец Павел называет пятое общество, где, между прочими из святых, были: Филолог, Юлия, Нирея с сестрой и Олимпана. 491 Можно предполагать, что первые христиане римские намеренно собирались в различных домах, чтобы не возбудить подозрения врагов. Они до того были осторожны, что прочие Иудеи, родом из Палестины, жившие в Риме, даже не знали, что они были христианами, 492 так что, четыре года спустя, когда Павел прибыл в Рим, то последние даже не слыхали о Евангелии, ни о самом Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   Святой апостол Андрей Первозванный, брат апостола Петра, проповедовал по берегам Черного моря, ходил по реке Днепру и в пределы нашего отечества, благословил киевские горы, водрузил на них крест и предрек будущее просвещение России Христианскою верою. В Византии рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии, претерпел мученическую смерть.    О трудах прочих апостолов сохранились немногие и неясные сведения: апостол Филипп проповедовал в Греции, Аравии и Египте, апостолы Варфоломей и Фома проповедовали в Парфии и Индии, Матфий в Египте и Эфиопии, Иаков Алфеев в Сирии и Египте, и все приняли за Господа Иисуса Христа мученическую кончину.    Труды проповеди святые апостолы делили со своими учениками, каковы были, например, у апостола Павла – Тимофей, Силуан, Лука, Тит, Епафрас, Аристарх и другие, у апостола Петра – Марк, у Андрея – Стахий. Некоторые из них были поставлены епископами для того, чтобы они довершили недоконченное и поставили по всем городам вверенных им областей пресвитеров. Таким образом, святые апостолы еще при своей жизни приготовили себе преемников и продолжателей своего великого дела. Некоторые из ближайших учеников апостольских оставили нам письменные памятники и начинают собою ряд отцов и учителей Церкви. Таковы Варнава, спутник и сотрудник апостола Павла, Дионисий Ареопагит, Климент Римский и Ерм – ученики того же апостола, Игнатий Богоносец. Поликарп, епископ Смирнский, Папий, епископ Иерапольский, – ученики апостола Иоанна Богослова. Они называются мужами апостольскими и в особенности почитаются свидетелями апостольского предания, так как сами лично видели и слышали апостолов. Обстоятельства, благоприятствовавшие распространению христианства    Распространению христианства благоприятствовало соединение многих народов в одной Римской империи. При этом торговля и другие сношения пролагали иногда особенные пути для проповедников веры. Торговля в то время в особенности процветала в приморских и других больших городах Малой Азии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Святой апостол Андрей Первозванный, брат апостола Петра, проповедовал по берегам Черного моря, ходил по реке Днепру и в пределы нашего отечества, благословил киевские горы, водрузил на них крест и предрек будущее просвещение России Христианскою верою. В Византии рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии, претерпел мученическую смерть. О трудах прочих апостолов сохранились немногие и неясные сведения: апостол Филипп проповедовал в Греции, Аравии и Египте, апостолы Варфоломей и Фома проповедовали в Парфии и Индии, Матфий в Египте и Эфиопии, Иаков Алфеев в Сирии и Египте, и все приняли за Господа Иисуса Христа мученическую кончину. Труды проповеди святые апостолы делили со своими учениками, каковы были, например, у апостола Павла – Тимофей, Силуан, Лука, Тит, Епафрас, Аристарх и другие, у апостола Петра – Марк, у Андрея – Стахий. Некоторые из них были поставлены епископами для того, чтобы они довершили недоконченное и поставили по всем городам вверенных им областей пресвитеров. Таким образом, святые апостолы еще при своей жизни приготовили себе преемников и продолжателей своего великого дела. Некоторые из ближайших учеников апостольских оставили нам письменные памятники и начинают собою ряд отцов и учителей Церкви. Таковы Варнава, спутник и сотрудник апостола Павла, Дионисий Ареопагит , Климент Римский и Ерм – ученики того же апостола, Игнатий Богоносец . Поликарп, епископ Смирнский, Папий, епископ Иерапольский, – ученики апостола Иоанна Богослова. Они называются мужами апостольскими и в особенности почитаются свидетелями апостольского предания, так как сами лично видели и слышали апостолов. Обстоятельства, благоприятствовавшие распространению христианства Распространению христианства благоприятствовало соединение многих народов в одной Римской империи. При этом торговля и другие сношения пролагали иногда особенные пути для проповедников веры. Торговля в то время в особенности процветала в приморских и других больших городах Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

свящ. Михаил Легеев Тема 7. «Пастырь» Ерма 7.1. Сведения об авторе Доподлинно неизвестно, кем был автор «Пастыря», сам именующий себя Ермом , и от лица которого написано это произведение. Известны лишь некоторые скудные, не проясняющие вопрос авторства сведения о его жизни, почерпнутые из самого текста «Пастыря». В конечном счёте, это не так и важно; для нас первостепенна не личность автора, а значение этой книги для Церкви. Уже в древности, например, у таких христианских авторов, как св. Ириней Лионский и Климент Александрийский , не возникало сомнений в принадлежности «Пастыря» эпохе мужей апостольских. Зачастую автор «Пастыря» предположительно отождествлялся с тем Ермом , о котором упоминает св. апостол Павел ( Рим.16:14 ) – об этом высказывается ряд отцов и учителей Церкви, начиная с Оригена . Всё это, а также некоторые сведения из самого произведения, указывают на его примерную датировку – начало II века. Местом написания единодушно признаётся Рим. Однако существует взгляд, основанный на древнем (конца II века) тексте, так называемом «Мураториевом фрагменте», согласно которому автором «Пастыря» был Ерм – брат римского епископа Пия (о чём прямо говорит «Мураториев фрагмент»), а само произведение написано около 140 года. Несмотря на историческое свидетельство, такой взгляд имеет под собой мало оснований; неприемлем он прежде всего тем, что выводит «Пастыря» за пределы письменности мужей апостольских и помещает в эпоху письменности апологетов с её уже совершенно иными историческими и богословскими задачами и способами их решения. Характер «Пастыря», его тематика и проблематика (богословие таинств и человеческого труда, тематика двух путей, экклезиология) с необходимостью свидетельствуют о принадлежности этого древнего текста периоду катехизических задач мужей апостольских. Исторические свидетельства, как и человек, могут ошибаться, и тому имеется немало примеров! 7.2. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви «Пастырь» имел огромный авторитет в древней Церкви. Некоторые отцы и учителя Церкви первых веков даже включали это произведение в канон Священного Писания Нового Завета, а по свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского , «Пастырь» читался во время христианского богослужения. Впоследствии, когда в IV веке происходит окончательное формирование канона, водоразделом принадлежности к нему полагается формальный признак – в канон включаются тексты, написанные апостолами или со слов апостолов; всё же, принадлежащее их ученикам, то есть мужам апостольским, остаётся за пределами канона, составляя объём и наследие Предания Церкви, но не её Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

228 Тертуллиан (De pudic. 21, 22) говорит об отпущении грехов пророком. В монтанистских кругах обычно признавалась за пророками власть разрешать грехи. Противник монтанистов Апполоний (конца 2-го века) писал: „Кто же кому прощает грехи, пророк ли исповеднику его грабежи или исповедник пророку его корыстолюбие“ (Евс. V. 19). 230 Ср. Учение 12 апостолов, X, 7; XI, 7–12; XIII, 3. Лукиан говорит о Перегрине (De morte Peregrini, cap. 11); „пророк и фиасарх и начальник собраний (ξυναγωγες) и все это он один... Они избрали его предстоятелем (ποσττην)... почитали как Бога и имели своим законодателем“ (νομοϑτ). 231 Сам Господь видел в христианских учителях прямых преемников иудейских книжников. „Вот Я посылаю к вам, говорил Он, пророков и мудрых, и книжников; и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город“ ( Мф.23:34 ). 233 В этой особенности служения дидаскалов лежит причина того, что они продолжали существовать и по исчезновении апостолов и пророков, сделавшись с течением времени членами клира. 234 Ср. Ерм . Вид. III, 5. В учении 12 апостолов пророкам отводится большое место, напротив учителям – незначительное. В псевдоклиментовом письме о девстве (De virginitate, I, 11) учителя (doctores) обязываются служить своим даром пророкам (inservi fratribus pneumaticis, prophetis, qui dignoscant Dei esse verba ea), умеющим отличать слова Божии. 235 „Не напрасно он говорит здесь: во-первых, во-вторых, но поставляет превосходнейший дар выше, а потом указывает на низший. Потому сначала он именует апостолов, которые имели в себе все дары... Пророчествующий говорит все от Духа, а учащий, говорит иногда и от собственного разума... Потому и поставил (апостол) учителя после пророка, так как дело последнего есть всецело дар, а первого и труд человеческий; он говорит многое и от себя, хотя конечно согласно с божественными писаниями“ (Иоанн Злат, на 1Кор.12:28 ). 237 Близость понятий апостола и евангелиста была причиною смешения в последующее время апостола Филиппа и евангелиста Филиппа (Евсевий III, 39; Поликрат Ефесский у Евс. V, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Фалпиоф – башня, сооруженная царем Давидом на Сионе для оружий . Само название Фалпиоф с греческого (θαλπιωθ) означает «укрепление», «защита». Церковь есть укрепление всех верных и защита их от всякого зла. А с еврейского (salpijos) означает «обучение», «упражнение». Здесь воины Христовы обучаются вести брань против дьявола и упражняются (=аскетика) в духовном подвижничестве. По-современному эту башню Давидову сочли бы неким военным училищем. Таковым и является Церковь для ратников Христовых. Сооружена эта башня Давидом – это означает, что Церковь создана Христом. Она – столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ), и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Апостол Павел говорит о «щите веры» ( Еф. 6:16 ). Тысяща щитов висит на нем (столпе), то есть множество подвижников веры святой Церкви. Стрелы сильных, коими украшена башня, суть слова апостолов и пророков, коими сильные в вере поражают сердца людей. В этом мире строятся две башни. Одна башня – Вавилонская, ее строили в древности во славу свою, чтобы сделать себе имя. Господь не позволил ей быть достроенной. Она и поныне строится гордой каинской цивилизацией без Бога, «вольными каменщиками», но ей не суждено быть достроенной. Падет Вавилон, и уже навеки рухнет башня, чтобы более никогда не подняться... А Господь созидает иную башню – Свою святую Церковь . Святой Ерм видел в видении построение этой башни, о чем и записал в книге «Пастырь»: «Итак башня, которую видишь строящеюся, это я, Церковь , которая явилась тебе теперь и являлась прежде...» И далее подробно описывает камни, из которых воздвигалась «башня-Церковь», означавшие различных ее членов Эта башня – вечная, она во Граде Бога живого, она от Небесного Иерусалима. 7 . И далее восхваляет Жених Невесту Свою: Два сосца твоя яко два млада близнца серны, посомая в кринах. Два сосца (две груди – точнее с еврейского) твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Сколь нежности в этих словах Божественного Жениха, во взгляде Его на Невесту, сколь нежности в прекрасной Невесте Его! Розовые сосцы белой груди Невесты напоминают пару близнецов молодой серны, пасущихся между лилиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Что же касается 2-го и 3-го посланий ап. Иоанна Богослова, адресованных отдельным лица 46 , то им название «соборных» посланий усвоено потому, что они с древних времён считались дополнением первого послания Иоанна и в списках Нового Завета всегда присоединялись к первому посланию «Наперсника» ( Иоан. 21, 20 ) Христова. Против отожествления χαθολιχς с ϒ χχλιος могут возразить: послание ап. Павла к Евреям при таком понимании χαθολιχς, как не назначенное определённому городу или отдельному лицу, также следовало бы причислить к соборным. Но на это возражение с еп. Михаилом нужно сказать, что послание к Евреям, во-первых, потому не причислено к семи соборным посланиям, «что не смотря на отсутствие частного надписания оно однакоже, по всей вероятности, имело первоначальное частное назначение и адресовано было частному обществу (палестинским евреям и христианам из тамошних евреев) полагает еп. Михаил; христианам из иудеев в Италии или в Риме, думает Ца 47 ; во-вторых, это послание долго оставалось под сомнением относительно подлинности происхождения его от ап. Павла; когда же церковь уверилась в его подлинности, то всего естественнее было причислить его н к соборным посланиям, а к посланиям того же писателя, которые существовали уже тогда в одном состав 48 . Подлинность послания и отрицательная критика Автором первого послания Петрова был, несомненно, св. апостол Пётр. За это говорят, во-первых, свидетельства отеческого предания и, во-вторых, само послание в своих внутренних характерных признаках. Глубокая древность самым блестящим образом засвидетельствовала, что автором 1-го послания Петра был именно ап. Пётр. В первые века христианства не находится никого, кто сомневался бы или даже только слышал о сомнении в подлинности этого послани 49 . Наоборот, не только отеческое предание, но и еретики утверждают его подлинность. О сей свидетельствует уже 2-е послание Петра (3, 1 50 . Правда мужи апостольские, Климент Римский , Варнава, Ерм и Игнатий, ещё не цитируют этого послания, но можно с большой вероятностью утверждать, что Климент Римский , «видевший блаженных апостолов и общавшийся с ними 51 , уже был знаком с ним и пользовался им в своём первом послании к Коринфяна 52 , написанном в середине 90-х годов первого века по Р. Х 53 . Сличение 1-го послания Петра и первого послания Климента к Коринфянам даёт такой результат:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

Честнее: хотя Христос право учительства передал апостолам и их преемникам, но «повелел в то же время Себя называть верховным и невидимым Учителем» В Церкви, когда сказал: слушающий вас Меня слушает, и отвергающейся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ): хотя власть священнодействия Христос передал пастырям Церкви, но главным Первосвященником остается Сам, невидимо принимая покаяние грешника, в таинстве исповеди, являясь приносящим и приносимым, по выражении церковных молитв, в таинстве причащения; хотя, наконец, управление Церковью поручено Христом тоже пастырям, но верховным Пастыреначальником является Сам ( 1Петр.5:4 ). Одним словом, выражаясь словами апостола Павла: «Он (Христос) есть Глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ). Основываясь на существе дела и ясных указаниях Свящ. Писания и отцы Церкви всегда содержали веру и ясно учили о невидимом главенстве в Церкви Господа Иисуса. Так, например, учили мужи апостольские: св. Ерм , Игнатий Богоносец , Климент Римский , из которых первый сравнил Церковь с башнею, в своем основании имеющей один необъятный величины несокрушимый камень, Христа. О невидимом главенстве Христа в Церкви учили отцы Церкви и последующего времени. Так святой Василий Великий пишет: «в ней (в Церкви) содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другими единая и истинно единственная Глава, которая есть Христос». Опровержение римско-католического учения о главенстве папы Итак, по учению православной Церкви, Глава ее есть Иисус Христос, невидимо управляющий ею чрез Святого Духа. По учению же римско-католическому, хотя Христос и признается невидимою Главою Церкви, но такое представление подавляется у католиков идею наместничества папы, который есть будто бы наместник Христа Бога на земле. Это наместничество папы произошло по воззрению католиков так. Оставляя этот мир, Христос всю полноту Своей власти передал апостолу Петру, последний явился верховным начальником всех апостолов, как бы их князем и монархом всего мира. Отходя из этого мира, апостол Петр полученную им полноту власти передал папам, как своим непосредственным преемникам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Муч. Родом из Пергии Памфилийской, сын богатого сенатора, воспитанный в страхе Божьем своей благочестивой матерью, Феоклией, св. Каллиопий был истинным слугой Царя Небесного. Спасаясь от гонения на христиан, он оставил родину и прибыл в Помпеополь Киликийский. Но здесь ему вскоре пришлось исповедать Христа во время языческого торжества. Св. Каллиопия подвергли страшным мукам: его били воловьими жилами и железными прутьями, палили огнем, колесовали и, наконец, бросили в темницу. Здесь посетила его блаженная Феоклия и ободряла мужественно встретить смерть за Христа. Оставаясь непоколебимым в своей вере, св. мученик по приказанию игемона был распят на кресте. Смиренная Феоклия упросила мучителей распять ее сына вниз головой. Ко смерти св. мученика она обняла тело его и тут же скончалась (в 304 г.). Мучч. Рфина диакона, юннейшей и с ними 200 воинов. Свв. Руфин и Акилина скончались в Синопе (на Черном море), около 310 г., будучи усечены мечом после мучений. Св. Акилина пострадала за то, что помогала св. Руфину, когда он был заключен в оковах в темницу. Святые 200 воинов обратились ко Христу, видя мучения и твердость свв. Руфина и Акилины, и все были усечены мечом. Муч. Акилина называется «юннейшей» по сравнению с другой соименной ей мученицей (см. 13 июня). 8 . З. Свв. апостол (от 70-ти): Агава, Рфа, Флегонта и и иже с ними. Св. или Родион (см. 4 янв.), родом из Тарса (в Киликии), сродник ап. Павла ( Рим.16:11 ), был епископом в г. Патрах, где много перенес страданий от язычников и иудеев за ревностное проповедание Христа. Последовав за ап. Петром в Рим, он был обезглавлен в день распятия ап. Петра. – Св. Агав был пророком и предсказал великий голод, бывший при императоре Клавдии (деян.11:27–28), и страдания ап. Павла в Иерусалиме ( Деян.21:10–11 ). – Св. Асинкрит ( Рим.16:14 ) был епископом в Гиркании (в Азии). – Св. Руф ( Рим.16:13 ) был епископом в греческом г. Фивах. – Св. Флегонт ( Рим.16:14 ) был епископом в греческом г. Марафоне. – Св. Ерм ( Рим.16:14 ), называемый и Ермием (см. 31 мая), был епископом в Далмации. «Чисты учения рассевающе, и плевелы истерзающе лести благодатию», все сие свв. апостолы были «столпи непоколебимии», «церквей основания», «наставницы благочестивых». Все они скончались мученически.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но «София» женского рода! Я думаю, очень опасно брать слова в их семантическом значении и делать богословские выводы. Насколько знаю, слово «Дух» в сирийском языке женского рода. На многих языках «премудрость» женского рода, но есть слова, которые в трех разных языках принадлежат трем разных родам: в таком случае где оно богословски верно, а где — ересь? Следует быть осторожными, потому что очень часто в самом образе больше истины, чем в наших интеллектуальных построениях на основе образа. Возьмите другой образ: «Церковь» — женского рода. Скажем, Ерм  видел ее в видении как молодую женщину с седыми волосами, он говорит ей: «Каким образом у тебя молодое лицо и седины старой женщины?». И она отвечает: «У меня вечная юность Божия и премудрость Божия». Вот Церковь в женском образе. Вместе с тем Церковь — Тело Христово. Где здесь женское? Знаете, очень трудно далеко развивать эти образы. Каждый из них истинен на своем месте. Все творение есть Невеста Христова, да, и в то же время все творение должно быть включено во Христа. Скажите: как соотносятся душа и психика? Знаете, до известной степени вопрос просто в словах, потому что о человеке можно говорить как о двучастном или трехчастном существе, в терминах дихотомии или трихотомии. Можно сказать: человек состоит из души и тела, подразумевая под душой все, что не есть тяжелая материальность. Можно сказать: у человека есть тело, душа, то есть психика, и дух, то есть его высшая связь с Богом. Скажем, апостол Павел говорит в терминах трихотомии. Если ограничить значение слова «душа» нашими психическими свойствами, тогда можно сказать, что мы опытно " Бога духом, но " этот опыт в своей душевности. То, что происходит на уровне духа, мы не осмысливаем интеллектом. Мы общаемся в духе. Мы " это и можем как-то выразить, когда оно достигло нашего сознания. И то и другое отражается на нашем физическом состоянии. Все, что мы " входит в область нашей душевности. Сознание совпадает с нею. Но есть и другие способы восприятия. Мы воспринимаем вещи физически и находим им выражение в мысли, а потом в слове или в образах. На другом уровне мы общаемся в духе, но " это и находим тому выражение. Так что это переходная функция или, лучше сказать, часть нас, потому что, разумеется, я понимаю, что нет разрыва между этими элементами, но часть очень специфическая. И я помню, как старец Силуан в одном из своих писаний говорит, что благодать Божия достигает нас сначала в духе, и когда мы ее приняли и дали ей пропитать нас, она достигает психики, души, душевности. А после того достигает и нашего тела, и благодать Божия как бы заполняет нас целиком. Насколько помню (я могу и ошибаться, так как читал его очень давно), так он объясняет нетленность мощей — что благодать Божия дошла до тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010