Рядом с указанным мнением существует другое, тоже очень древнее мнение, по которому автор книги «Пастырь» был тот именно Ерм , которого приветствует ап. Павел в послании к Римлянам (16:14.), был мужем апостольским и современником св. Климента римского , которому он имел поручение, во втором видении, передать свою книгу для распространения ее во всем христианском мире. Это мнение впервые высказал Ориген , в своем толковании на послание к Римлянам XVI гл. 14 ст., на то именно место, где ап. Павел, вместе с другими членами римской церкви, приветствует и Ерма. Я думаю, пишет Ориген , что этот Ерм есть автор той книги, которая называется «Пастырь», и которая представляется мне весьма полезной «valde utilis» и даже боговдохновенной книгою «divinitus inspirata». Этого же самого Ерма называет автором книги «Пастырь» и Евсевий, в своей Церк. Истории (III, 3). В конце послания к Римлянам, говорит Евсевий, апостол вместе с другими упоминает и об Ерме. которому, говорят, принадлежит книга «Пастырь». Наконец, тоже самое мнение, как общеизвестное и распространенное в его время, высказывает и Иероним в своей книге «De viris illustribus» (cap. 10); он буквально повторяет тоже самое, что говорят Ориген с Евсевием, т. е. что Ерм, о котором упоминает ап. Павел в своем послании к Римлянам, написал книгу, известную под именем «Пастырь», которая в некоторых греческих церквах читается даже публично: «publice legitur»; Иероним, впрочем, прибавляет при этом, что у латинян книга эта почти вовсе неизвестна, хотя по содержанию своему она очень полезна и назидательна, так что сам Иероним, подобно другому западному ученому писателю, Руфину, ставит ее наравне с Премудростью Соломона, с книгами Сираха, Юдифи и Товита. Это второе мнение о происхождения книги «Пастырь» от апостольского мужа Ерма представляется вообще более основательным и более соответствующим содержанию и характеру книги, чем первое мнение, особенно, если мы возьмем во внимание, что за него стоят такие церковные авторитеты, как Ориген , Евсевий, Иероним, голос которых, разумеется, гораздо компетентнее исторических отрывков каких-то неизвестных авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

   В писаниях мужей апостольских сравнительно подробно говорит о милостыне апостол Ерм в своем «Пастыре». В других же творениях этого периода святоотеческой письменности содержатся лишь общие ука­зания на долг христиан благотворить нуждающимся.    Ерм говорит о милостыне во всех трех отделах «Пастыря». В первом отделе видений, именно в видении третьем, Ерм говорит о мотивах или побуждениях к щедрой милостыне. Это место из «Пастыря» мы уже имели случай привести ранее. Здесь указываются побуждения творить мило­стыню двух порядков: с точки зрения естественно-гуманной и собственно религиозной. В первом случае обращается внимание на то, что в жизни должна быть естественная справедливость в распределении имущест­ва, так как в противном случае одни вредят себе излишеством, а другие гибнут от неимения пищи. И прямой путь к восстановлению справедли­вости есть щедрая помощь нуждающимся со стороны имущих. С христи- анско-религиозной точки зрения Ерм указывает побуждение к милостыне в идее будущей жизни и суда, перед лицом которых человек может тво­рить добро и благотворить лишь в течение краткой земной жизни, пока не окончено строение башни.    В отделе заповедей встречается очень интересное указание на то, что благотворить должно без всякого разбора, давать всякому про­сящему без опасения, что милостыня попадет в руки недостойных ее. «Делай добро, — увещевает Пастырь во второй заповеди, — и от пло­да трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, ни мало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай, потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо от Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а беру­щие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват; ибо он исполнил служение, какое он получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать, и исполнил с похвалой перед Богом». Можно отметить здесь же, что подобная мысль в таких же словах выражена и в упомянутом уже раньше нами древнем памятнике «Учение двенадцати апостолов».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Память их 5 ноября. Ерм особо — 8 марта. — Сей Ерм не писатель книги «Пастырь».   . «И эти все, разумеется, были единодушны, по какой причине Апостол и приветствует их вместе. Достоинство же их указывается теми, кои были с ними. Именуя сих последних святыми, Апостол дает знать, что и первых почитает святыми, и потому приветствует их по достоинству» (Амвросиаст). «Все они, живя вместе, за добродетель, какую имели, сподобились Апостольского приветствия» (блаженный Феодорит). Может быть, и эти составляли особое собрание, как и предыдущие. Филолог — из 70-ти — был потом святым апостолом Андреем поставлен в епископа Синопии. — Память его 5 ноября. Олимпан — тоже из 70-ти, последуя святому Петру, при смертном страдании его, в Риме от Нерона посечен вместе со святым Иродионом. Память его 10 ноября.   . «Дабы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, одних поименно, а других вообще, одних с большими, а других с меньшими похвалами, Апостол наконец всех уравнивает равночестием любви и святым лобзанием, говоря: . Сим миром удаляет от них всякий помысл, могущий возмутить их, и всякий повод к малодушию, дабы высший не презирал низшего и низший не завидовал высшему, но удалены были презорство и зависть и святым лобзанием все умиротворялось и уравнивалось» (святой Златоуст). «И не это только имел он в виду, пиша это, но и то, чтоб они взаимным лобзанием заменили его собственное лобзание, какое он дал бы каждому, если б находился среди них». Поэтому, как отсутствующий, не мог сам заключить их в свои объятия, то делает это чрез них самих, повелевая целовать друг друга, — и целовать , честным, целомудренным, искренним, родственным, свободным от всякого коварства (блаженный Феодорит); , — «то есть в мире Христовом, не с плотскими чувствами, но в Духе Святом, чтоб целования были благочестные и благоговейные, а не чувственные» (Амвросиаст). . «Вы» — «не того или другого, а всех, — и не тот или другой, а все « (святой Златоуст). Соединяет Восток и Запад и из всех составляет одно братство, дышащее взаимною любовию о Христе Иисусе, полною и чистою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

Подтверждение той мысли, что по причине прелюбодеяния уничтожается брак, содержится и в творениях отцов-доникейцев. Так, Ерм в известной книге «Пастырь» говорит, что, доколе муж не знает греха прелюбодеяния своей жены, «не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе». Подобное учение находим и в Апостольских постановлениях: «Кто удерживает растленную, – говорится там, – тот нарушает закон естества, поелику держащий прелюбодейцу безумен и нечестив (Притч. XVIII, 23): посему отсецы ю, говорит (Писание), от плоти твоея (Сир. XXV, 29); ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысл свой к другому». Учитель Карфагенской Церкви Тертуллиан вопрошает еретика Маркиона: «Что у тебя делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но как ты знаешь, и твой апостол (Павел в искаженных еретиком писаниях его) не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (ср.: 1 Кор. 6:15–16). Итак, законность развода имеет своим поручителем Христа… Кроме вины прелюбодеяния Бог не разрушает того, что Сам сочетал». Эти свидетельства доказывают, что прелюбодеяние подрывает и убивает самый корень брака, и если супруги продолжают жить, то уже живут не в браке, а в греховном сожительстве. Но, с другой стороны, в творениях тех же отцов-доникейцев мы находим указания на то, что даже прелюбодеяние еще не ведет к бесповоротному разрыву супружеского союза: к нему ведет лишь «закоснелое упорство любодействующего, закоренелость его в пороке и нежелание возвратить себе расположение поруганного» (см. Глубоковский Н.). «Что же, – рассуждает Ерм, – если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли быть принята мужем ее?» – «Даже если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене».

http://pravoslavie.ru/95249.html

Ничто же бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет (Мф. 10: 26). Следовательно, как ни прячемся мы теперь со своими грехами, пользы от этого нам никакой нет. Придет срок – а далеко ли он? – и все выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешила – иди и открой грех свой духовному отцу твоему. Когда получишь разрешение – грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом быть открываемым и являемым. Если спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтобы было чему обнаружиться в свое время на обличении тебя на мытарствах и Страшном Суде. Все это нам наперед открыл Бог, чтобы мы еще теперь ухитрились обезоружить Его праведный и Страшный суд на нас, грешных. Покаяние бывает двоякое: одно – внутреннее, тайное, когда мы каемся про себя пред очами Божиими, другое – открытое, наружное, когда мы исповедаем грехи свои пред священником. Что есть исповедь? Исповедь состоит в устном обвинении себя в грехах мыслями, словами, чувствами, желаниями, ощущениями, идеалами, – вообще в раскрытии совести грешника в самых глубочайших ее изгибах перед Богом при посредстве священника для получения через него отпущения в них по данной ему власти от Господа Иисуса Христа. Если человек обвиняет диавола как виновника своих грехов, то он обвиняет самого себя. Ибо не диавол, но сам человек есть виновник своих преступлений. Ему надлежало бы сопротивляться своим пожеланиям, влекущим ко злу. Так как часто память нам изменяет, то хорошо делают те, которые к исповеди заносят вспомянутые грехи на бумагу. Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через священника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бездельна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, исповедуешься формально, холодно, механически. Надо знать, что частые падения в грех, исправляемые даже частым покаянием, делают подозрительным само покаяние, и можно, наконец, упасть так, что после того падения не будет возможности встать снова и начать жить для Бога. Этого да страшится всякий, легкомысленно смотрящий на грехи (апостол Ерм).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

и заслуженному проф. Ф. Ф. Фортунатову. Варшава, 1902//ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 2. С. 366-403; Лавров П. А. Югославянская палеография. СПб., 1904. С. 34-36; он же. Палеографическое обозрение кирилловского письма//ЭСФ. 1914. Вып. 4.1. С. 26, 29, 40-42; Щепкин В. Н. Болонская Псалтырь. СПб., 1906. С. 60-86; Кульбакин С. М. Охридская рукопись Апостола кон. XII в.//Български старини. София, 1907. Кн. 3. С. 41-59; Ухова Т. Б. Миниатюры, орнамент и гравюры в собр. В. М. Ундольского//Зап. ОР ГБЛ. М., 1956. Т. 18. С. 64-141; Тихомиров Н. Б. Каталог русских и слав. пергаменных рукописей XI-XII вв., хранящихся в ОР ГБЛ. Ч. 1: XI в.//Зап. ОР ГБЛ. 1962. Т. 25. С. 148-149, 159-165; Мирчев К., Кодов Хр. Енински Апостол: Старобългарски паметник от XI в. София, 1965. С. 163-201; Мошин В. Палеографски албум на jyжhocлobehckomo кирилско писмо. Ckonje, 1966. С. 10, репр. 4; он же. Мысли о начале слав. письма и об архаическом периоде южнослав. письменности//Кирилометодиевскиот (старословенскиот) период и кирилометодиевска mpaдuцuja во Makeдohuja. Ckonje, 1988. С. 85-97; В. Околу на Ундолските листови//Македонски jaзuk. 1969. Год. 20. С. 175-178; она же В). Листовите на В. М. Ундолски//Симпозиум 1100-годишнина од смртта на Кирил Солунски. Ckonje, 1970. Кн. 2. С. 389-403; Тот И. Х. К изучению одноеровых памятников XI в.//Studia Slavica. Bdpst., 1978. T. 24. Fasc. 3/4. P. 248-249, 254-258; Куев К. М. Съдбата на старобългарските ръкописи през вековете. София, 1979. С. 84-85; 19862. С. 106-107; Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга: Орнамент и миниатюра. София, 1981. С. 27, 37, табл. IX, 122; СКСРК, XI-XIII. С. 52-53; Десподова В., Славева Л. Македонски средновековни ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 74-75, 12; Велчева Б., Тодоров А. За нова хронология на раните славянски недатирани ръкописи//Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С. 14-21. Е. А. Кузьминова Рубрики: Ключевые слова: ЕРМА [употребляются и менее точные варианты передачи имени как Ерм или Герм], автор «Пастыря», памятника раннехрист. письменности (приблизительно сер. II в.), традиционно причисляемого к лит-ре мужей апостольских

http://pravenc.ru/text/2110560.html

   Спасайтесь, братия, спасайтесь! Земная жизнь каждого из нас очень коротка — не заметишь, как пройдет. Не заметишь, как подкрадется к каждому из нас смерть.    Кто доселе жил благочестиво, тот да продолжает таковое жительство. Кто доселе позволял себе проводить жизнь греховную, тот да принесет покаяние и отселе да начнет проводить жизнь добродетельную, всемерно бегая грехов, без чего невозможно спасение. Живу Аз, глаголет Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (ср.: Иез. 33, И). Соблюди заповеди и тем спасешь свою душу    Святой Ерм, муж апостольский, которого весьма хвалит апостол Павел (см.: Рим. 16:14), известен своей книгой под названием «Пастырь», которая в первые века читалась даже в церквах наряду с апостольскими Посланиями. К изложению душеспасительных заповедей, которые содержатся в книге, он приступает так:    «Молился я, — говорит он, — у себя дома и сел потом на ложе свое. Вот вижу, входит муж, видом своим внушавший уважение, в одежде пастушеской. На нем накинут был белый плащ, котомка висела за плечами его, и палка была в руках у него. Он приветствовал меня, приветствовал и я его. Затем он сел подле меня и сказал: «Я послан к тебе, чтоб пребыть с тобою все остальное время жизни твоей». Когда он сказал это, мне подумалось, что он искушает меня, и я спросил его: «Кто же ты? — ибо того, кому я вверен, я хорошо знаю». «Так ты меня не узнаешь?» — спросил он. «Нет», — отвечал я. «Я и есть тот пастырь, которому ты вверен», — сказал он. С этим словом он изменился в лице, и я узнал в нем моего Ангела-хранителя. Мне стало стыдно, страх и скорбь начали тревожить меня; но он успокоил меня, говоря: «Не бойся, я послан указать тебе все, чем ты можешь спасти душу свою. Выслушай внимательно и запиши все для памяти, чтоб, перечитывая то время от времени, ты освежал мысли свои тем и укреплял шаткую волю твою. Если от чистого сердца будешь сохранять все открываемое тебе, то получишь от Господа все блага, какие обетовал Он верным Своим. Если же, выслушав мои наставления, ты не только не исправишься, а, напротив, станешь прилагать грехи ко грехам, то беду за бедою пошлет на тебя Господь, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

79 «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» (μνημονεετε τν γουμνων μν, οτινες λλησαν μν τν λγον το Θεο). 80 Καϑς πσταλ με πατρ, γ πμπω μς, α τοτο επν νεφσησε, α λγει ατος, λβετε Πνεμα γιον, ν τινων φτε τς μαρτας, φενται ατος ν τινων ραττε, ερτηνται. – Некоторые толкователи слишком умаляют значение этого места на том основании, что при этом явлении Воскресшего ученикам не был апостол Фома. И потому думают, что здесь нельзя видеть посланничество апостолов на пастырское служение. Но, во-первых, что же тогда означают эти слова Спасителя: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» и проч.? А во-вторых, мы ничего не знаем о божественном посланничестве и Матфея, которого в апостолы избрали сами апостолы, и Савла, который начал свою апостольскую деятельность по-видимому даже без ведома апостолов. Что же удивительного, если в Евангелии не сказано о посланничестве на пастырство ап. Фомы? 81 «В этом обетовании Господа, как учили наши древние догматисты, говорит Кейль, апостолам дарована potestas clavium, конечно не дисциплинарная деятельность служения ключей, абсолюция и экскоммуникация, которая только последовательным образом (folgeweise) может быть выведена отсюда; а власть прощения и удержания грехов, которая сообщается чрез проповедь евангелия и не может быть отделена от нее» (Karl Friedr. Keil. Commentar über das Evangelium des Johannes. Leipzig. 1881. S. 572. Cp. Lange. Bibelwerk. Vierter Theil. Das Evangelium nach Johannes. Bielefeld. 1860. S. 407. Achelis. Practische Theologie. Erst. Band. Freiburg. 1890. 1 Th. S. 63–64. Heinr. Klee. Commentar über das Evangelium nach Johannes. Mainz. 1829. S. 492). 83 «Для рабов Божиих покаяние одно», т.е. нельзя каяться в одном и том же грехе много раз. «Если кто согрешил, имеет одно покаяние. Если же часто будет грешить и творить покаяние, не послужит это в пользу человеку, так делающему, ибо с трудом он будет жить в Боге» (Св. Ерм. «Пастырь». Вид. 3, кн. 2. Изд. Свящ. П. Преображенского . Писания мужей апостольских. СПБ. 1895. Стр. 184).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

1. Зачастую термин буква (τ γρμμα/ λξις) встречается в отрицательном контексте. Основанием для использования данного термина в этом значении служит сам новозаветный текст. Во 2-м послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (ο γρμματος λλ πνεματος τ γρ γρμμα ποκτννει, τ δ πνεμα ζοποιε)» (2 Кор. 3:6) . Несмотря на то, что в настоящем случае речь не идет о двух смысловых уровнях текста Священного Писания , данные термины (τ γρμμα, τ πνεμα) начинают использоваться христианскими авторами именно в связи с экзегетической проблематикой. По словам М.В. Киреевой, первым в патристической литературе термин τ γρμμα в герменевтическом контексте использовал Климент Александрийский . В Строматах он пишет о том, что некогда Ерму чудесным образом одной старицей была дана книга . Он переписал эту книгу, как говорит сам Ерм, а позже отмечает и Климент, согласно букве (πρς γρμμα), поскольку смысл слогов ускользал от его разумения. И далее Климент утверждает, что смысл слогов можно увидеть лишь тогда, когда вера достигнет своего развития . Таким образом, мы видим, что уже у Климента τ γρμμα отождествляется с тем смысловым уровнем, который открывается в результате взгляда на текст Писания в состоянии отсутствия веры у экзегета или ее несовершенства. В этом смысле букве (τ γρμμα) противостоит дух (τ πνεμα) или же подходу согласно букве (κατ τ γρμμα/κατ τν λξιν) противостоит духовный подход (κατ τ πνεμα), основанный на вере во Христа. Зачастую первый отождествлялся у христианских экзегетов с ложным иудейским прочтением священного текста , в результате которого читатель не мог увидеть всю полноту смысла Писания, и само Писание оставалось для него лишь голой буквой (τ ψιλν γρμμα) . Все христианские авторы были согласны с тем, что «закон и пророки (ВЗ – Д.Б.) согласуются с Евангелиями и… сияют одной и той же духовной славой» . Однако, несмотря на это, иудеи не смогли разглядеть в Писании более глубокий духовный смысл . Поэтому Евсевий Кесарийский говорит, что книжники – это те, кто более держится буквы закона (τ γρμμα το νμου), а не его смысла . Созерцание более глубокого духовного смысла Писания зависит от веры во Христа. Именно в Нем явлена вся полнота смысла Писания, Он является исполнением закона и пророков, а потому лишь уверовав в Него, толкователь получает возможность познать подлинный смысл закона в частности и Писания в целом. Все оно свидетельствует на самом деле об одном Христе , обусловлено Им как своим смысловым центром . Толкование священного текста во свете Христовом, т.е. κατ τ πνεμα, которое отождествляется с христианским подходом к Священному Писанию, и есть семантические расширение и углубление этого текста.

http://bogoslov.ru/article/1078423

Апостол Ерм (I–II в.) Нравственно-аскетические труды Аудиокниги Труды на иностранных языках Апостол Ерм Раннехристианский писатель, автор известнейшего сочинения « Пастырь ». Предварительные сведения Подробности жизни этого человека скрыты течением лет. В Послании апостола Павла к Римлянам (Рим.16:14) содержится упоминание имени «Ерм». Но тот ли это Ерм, что и автор известного «Пастыря», или другой? — сказать трудно. Некоторые древние источники отождествляют упоминаемого в послании Ерма с составителем «Пастыря», однако многие исследователи, небезосновательно, считают их разными лицами. На сегодняшний день важнейшим источником данных о жизни и личности Ерма служит его же произведение. Кем были родители Ерма, не ясно. Очевидно, что он был рабом, а затем — вольноотпущенником. Обстоятельства жизни В начале своего сочинения Ерм упоминает, что воспитывался у некоего человека. Однажды тот продал девочку. По прошествии нескольких лет Ерм случайно встретил её, узнал и полюбил братской любовью. Вскоре он вновь обнаружил её, купающейся в реке. Подойдя, он подал девушке руку и помог выбраться из воды. Поражённый её нравом и красотой, мысленно представил, как был бы он счастлив, если бы у него была такая жена. Между тем, это скрытое сердечное желание не осталось незамеченным у Бога. Более того, оно было оценено как дурное: побежденный чувственностью Ерм был обличен за свой помысел в особом видении. Ерм имел жену и детей. Занимаясь вопросами материального благополучия, вероятно, торговыми, привлекавшими его несколько больше, чем надлежало ревностному христианину, он забывал уделять необходимое внимание воспитанию собственных детей. Возможно, что он попустительствовал им по снисходительной отеческой любви. В результате дети выросли нечестивыми: не чтили родителей, нарушали закон Божий. Супруга Ерма тоже не отличалась благовидностью характера и была остра на язык. Господь прогневался на дом Ерма. За грехи домашних, а следовательно, и за свои, как главы семьи, он был лишен материальных богатств. Во время одного из гонений на Церковь дети отреклись от Христа и предали родителей (возможно, лично выдали их языческим властям). Совершив этот чудовищный акт, они впали в ещё более тяжкие грехи, предались распутству и исполнили меру своих беззаконий.

http://azbyka.ru/otechnik/Erm/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010