4) Воля , вскоре по грехопадении, обнаружилась строптивою в желании прародителей оправдаться неправдою на суде праведном: Адам слагает с себя вину на жену и жалуется на самого Бога, говоря: жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа и ядох; Ева извиняет себя соблазном от змия ( Быт.3:12,13 ). Дальнейшее раскрытие воли в жизни человечества показало, что вся деятельность ее извращена самолюбием; вместо того, чтобы все свои действия направлять к славе Божией и во всем искать пользы ближнего, человек ищет во всем своей славы и своей пользы ( Дан.4:27 ; Флп.2:21 ; 1Кор.10:21 ). Она раболепствует страстям и решается на беззаконные действия, тогда как совесть ясно представляет их законопреступными ( Рим.7:15 ). Непреклонность и упорство воли во зле так велики, что она увлекает человека к беззаконным действиям, несмотря ни на какие увещания и советы, угрозы и наказания ( Притч.23:35 ; Иер.5:3 ; Ис.9:13 ; Исх.7:6). Пристрастившись к миру, она в стремлениях своих ограничивается одною похотью, в трех видах, по слову Апостола: похотью плоти, похотью очес и гордостью житейскою ( 1Ин.2:16 ). Необузданное устремление воли к царствующим в мире порокам, с забвением о благе духовном, представляется столько же сродным ей качеством, как чернота кожи – Ефиопу и пестрота – барсу ( Иер.13:23 ). 4) Враждебными духовной деятельности представляются все низшие силы естества человеческого. Они, вмсто того, чтобы покоряться высшим, берут над ними перевес и увлекают их к делам плоти и помышлениям плоти ( Еф.2:3 ). Плоть противоборствует высшим стремлениям духа, по выражению Апостола, похотствует на дух ( Рим.6:12 ) с такою силою, что дух, побеждаемый плотью, не препятствует всему человеку соделаться плотью ( Быт.6:3 ; Рим.7:14 ). Столь превратную деятельность человека, при расстройстве и греховном расслаблении всех сил его существа, слово Божие не удостаивает наименования жизни, но прямо называет плодоношением смерти ( Рим.7:5 ), делами мертвыми ( Евр.9:14 ), а человека называет мертвым в прегрешениях ( Мф.6:21 ; Кол.2:13 ; Еф.2:1 ; Рим.6:13 ), живущим по воле князя власти воздушныя, имущего державу смерти ( Еф.2:2 ; Евр.2:14 ), и говорит, что воцарились в самом существе человека грех и смерть ( Рим.6:12, 5:21 ). Греховная неисцельность человечества

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

1) В саду Гефсиманском начались предсмертные страдания Иисуса Христа, в соответствие тому, что в саду Едемском произошло первое преступление прародителей наших. 2) Пренебрежение воли Божией в Едеме повергло прародителей наших во глубину падения: безусловного преданностью в волю Божию Христос восставляет род человеческий в Гефсимании, говоря ко Отцу: не якоже Аз хощу, но якоже Ты, буди, воля Твоя ( Мф.26:39 ). 3) Множеством грехов всего человечества, пришедшего с лица земли, и грядущего на лице земли, преисполнена чаша гнева Божия: Христос Богочеловек предстал за всех пред грозное судилище правды, и принимает чашу гнева, дабы иссушить ее до последней капли. 4) Неблагодарный и вероломный ученик лицемерным приветствием предает Божественного Учителя и Господа беззаконным судиям и мучителям: Господь ответствует на приветствие кротко, и вероломство предателя покрывает Своею любовью, говоря: друже, твори, на неже ecu пришел ( Мф.26:50 ). Не жертва ли это за ласкательство и лицемерие, вероломство и неблагодарность, разросшиеся в обществах человеческих? 5) Иисуса Христа связывают пришедшие с оружием и дрекольми, как на разбойника ( Лк.22:52 ) и, не взирая на Его невинность, ведут на суд, обвиняют без суда у Анны, тестя Каиафы, ударяют в ланиту за свидетельство правды: это умилостивительная жертва за те, нередкие в мире, случаи, когда люди, по ненависти, зависти, мстительности, или по человекоугодию, преследуют праведника, обвиняют невинного, попирая всякую справедливость. 6) Господь на суде у Каиафы подвергается клеветам со стороны лжесвидетелей: Он безмолвно претерпевает лжесвидетельства за виновность людей, которые, ко вреду и погублению ближнего, любят изобретать разные клеветы, обманы коварства и лжесвидетельства. 7) На суде Пилата–язычника Господь признан невинно–обвиненным, и однакож предпочли Ему разбойника Варавву: Господь терпит такое поношение за наше самолюбие, по которому многие не терпят, чтобы не только низший, но и равный им пользовался предпочтением, другие завидуют и достоинствам высших, иные, едва имея один талант, терзаются мыслью о неравенстве своем с имеющим десять талантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Действие праведного суда Божия, по самому свойству своему, всегда и во всем достигает строгой соразмерности между достоинством и воздаянием. И самым, по–видимому, малым действиям правда Божия дает справедливую цену и награду ( Мф.10:42 ). Так же точно требует она должного возмездия и за всякое законопреступное действие, как за оскорбление святости Законодателя. Она непреложна и вечно действенна. Посему и осужденных на смерть прародителей и всех потомков их, как чад гнева по естеству, она не может не преследовать смертью . Избавление их от смерти и примирение с оскорбленным Божеством не иначе было возможно, как посредством такой жертвы, которая представляла бы за них в полной мере удовлетворение оскорбленной правде. Для сего требовалось, чтобы жертва, равняясь безмерно тяжкой вине преступного человечества, вынесла на себе всю строгость суда, постигшего человечество, вытерпела всю лютость казней за беззакония человеческие и, по выражению Пророка Исаии, претерпела самые болезни адовы ( Ис.53:12 ). Удовлетворение от Лица Божеского На кого же могли быть обращены карательные действия правды за преступное человечество? Поставить жертвою какое–либо из невинных разумных созданий, было бы несогласно со справедливостью, и при этом не было бы удовлетворения вечному правосудию. Несогласно со справедливостью потому, что казнить создание разумно–свободное невинное, за человечество преступное, есть несправедливость. И ни в каком случае не удовлетворялось бы такою жертвою правосудие; ибо, какие ни представило бы воображение крайние страдания лица сотворенного, они не могут равняться безмерно тяжкому оскорблению вечного Бога, какое усматривается в своеволии всех человеков против беспредельно святой воли Создателя. Что же творит неистощимая благость и премудрость Создателя? Она, для спасения человечества, не возлагает вину его на какое–либо невинное создание; но с неизреченною любовью к созданиям, Лице Божеское, несозданное, Лице Сына Божия возлагает вину человечества на Себя, и благоволит воспринять на Себя всю ответственность за преступников пред правосудием, которое безмерно оскорблено и требует удовлетворения безмерного. Сын Божий нарекается жертвою за человечество – Агнцем, вземлющим грехи мира ( Ин.1:29 ). И для жертвоприношения, Иже во образе Божии Сый, Себе умалил, зрак раба приим, смирил Себе ( Флп.2:6–8 ). Ясны и знаменательны те изречения Священного Писания , 1) в которых оно представляет всех людей неоплатными должниками пред Богом ( Мф.18:24 ), за коих в целом мире, ни в ком и ни в чем, не может быть удовлетворительного выкупа ( Пс.48:8,9 ; Мф.16:26; 18:25 ); и 2) особенно – те, которыми внушается потребность и действительность жертвоприношения, за род человеческий, от Лица единородного Сына Божия, именуемого Агнцем, заколенным от сложения мира ( Откр.13:8 ; Евр.10:5–7 ; 1Пет.1:17–19; 3:18 ; 1Кор.15:3 ; Рим.3:25; 4:25; 5:10 ; Гал.3:13; 4:4,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Л. 48 об. испытать на себе не пришлось, но был случай, когда мы с братом пережили неприятный момент. Дело было пред отпуском на Масленую неделю. Одному возчику, отправлявшемуся с возом хлеба в Никольск, мой отец наказал привезти нас домой. До начала отпуска оставалось еще несколько дней, но мы знали, что смотритель отпустил уже человек 5–6. Решились и мы сделать попытку отпроситься у смотрителя раньше срока. Взяв с собой ямщика, мы пошли к смотрителю. Однако чем ближе подходили мы к дому его, тем большая робость овладевала нами. Вот мы и у самого дома. «Идти или нет?» — осмотревшись у самого крыльца, задали мы сами себе вопрос. Но желание раньше срока уехать домой пересилило страх, и мы вошли в смотрительскую кухню, остановившись у самых дверей, а ямщик наш, детина громадного роста, стал впереди, ближе к иконам, положив свои Л. 49 меховые шапку и рукавицы на стол. Выбежал смотритель и, узнав для какой цели мы явились, повернулся к печке, взял оттуда валек и, показывая его нам, спросил: «Видали вы батюшкино благословение?» Видать этого валька нам не случалось, а слышать о нем приходилось. Мы в ужасе бросились из кухни. Ямщик наш, видя наше бегство, поспешил за нами и только на улице спохватился, что он оставил в смотрительской кухне шапку и рукавицы. «Ну и карактерен! Как мне теперича быть-то?» — почесав затылок, обратился он к нам, но мы и сами не знали, как тут быть и что делать. Однако он решился войти в смотрительскую кухню и взять оставшиеся вещи. Только что голова его просунулась в дверь, как смотритель грозно закричал: «А, ты опять ползешь!», и стал выпроваживать его, но бессвязные слова нашего возницы «шапка и рукавицы» остановили смотрителя. Со словами: «Ты бы еще Л. 49 об. корову оставил у меня» он бросил рукавицы и шапку к ногам мужика. И пошли мы унылые в свою квартиру. Нас особенно беспокоило то, что ямщик уедет, и мы можем остаться в городе. «Откуда, молодчики, идете?» — услышали мы неожиданный оклик. Занятые своими невеселыми думами, мы и не заметили переходившего дорогу о. Александра Ржаницына, соборного священника, члена училищного правления. Мы рассказали о постигшей нас неудаче. «А известно вам, что смотритель отпустил уже кого-нибудь?» — спросил он нас. Мы назвали фамилии нескольких учеников. «Идемте со мной», — сказал о. Александр. И вот мы снова в смотрительской кухне, только без ямщика. О. Александр, взяв у нас билеты, без доклада прошел в смотрительские комнаты. С удивлением и страхом мы прислушивались к доносившемуся до нашего слуха повышенному голосу смотрителя. В дверях

http://bogoslov.ru/article/6174136

Лучше, чтобы один из сотрудников взял на себя подсчеты всех затрат — вплоть до затрат на стиральный порошок на одного человека. Например, расчет бюджета на месяц на подразделение «Кухня» включает затраты на продукты питания (норма на одного человека в день умноженная на количество едоков и дней), зарплата персонала, моющие средства и т.п. Сначала просчитывается плановый бюджет, потом, когда получены фактические цифры, то обязательно нужно проводить план-фактный анализ бюджета, т.е. сравнить плановые цифры и фактические. Это необходимо, чтобы увидеть, насколько мы отклонились от своих планов. Обязательно должна быть проанализирована причина этих отклонений, и результат анализа должен быть учтен при следующем планировании. В богадельне «Покровская обитель» была с помощью аудитора проведена большая работа по управлению затратами. В книге «Финансы негосударственных некоммерческих организаций:  история и современность» (авторы М.В. Батурина, И.Е. Лебедева, В.С Ржаницына) подробно описывается опыт постановки учета и управления затратами в Покровской обители, приведены все таблицы с цифрами, примерами и описанием вариантов, как и что может быть сделано, к чему это может привести. Как было сказано выше, в Москве или Санкт-Петербурге затраты на одного насельника богадельни в 2012 г составляли в среднем 40000 рублей в месяц. В эту сумму входит зарплата сестер, продукты, лекарства, коммунальные услуги, хозтовары, бытовая химия, средства дезинфекции, одежда и нижнее белье, текстиль (простыни, полотенца), оборудование и более мелкие ситуативные расходы. Рассмотрим подробнее некоторые из статей бюджета. Зарплата сотрудникам Оплата круглосуточного труда сестер — это основная статья расходов на богадельню. Рассчитывать и начислять зарплату можно по-разному: с одной стороны, нужно исходить и из своих финансовых возможностей, с другой — из того, что уход за больным — тяжелый труд. Сбалансированное решение будет разным в разных регионах и ситуациях. Коммунальные платежи Богадельне, находящейся в квартире, ежемесячно нужно вносить квартплату, оплачивать электроэнергию и телефон.

http://azbyka.ru/zdorovie/opyt-sozdaniya...

Около нового года перечитывал я (в копиях) письма покойного Владыки к преосвящ. Леониду 720 . А. В. Краснопевков присылал мне их с тем чтобы я написал к ним примечания, так как он думает эти письма напечатать. Я исполнил, его просьбу, примечания в том же роде, как и у Вас сделано при письмах митрополита к о. Горскому, и послало их вместе с письмами еще в январе; но до сих пор не имею известия получены ли они Краснопевковым. Как интересны должны быть письма покойного митрополита к его родным. Это, – если не обильный, то чистый и верный источник сведений для истории юношеских лет его жизни. Скажите, чем думает ознаменовать предстоящий юбилей приснопамятного святителя ваша почтенная академия? Я поручил своему консисторскому Секретарю разъискивать в архиве дела, относящиеся ко времени управления Тверскою епархиею архиепископа Филарета. Не знаю, много ли окажется интересных документов. Из уст покойного Владыки Филофея слышал я в 1878 г., что у него сохраняется более ста писем от покойного митрополита Филарета и между ними есть очень важные и интересные. Как было бы полезно, если бы наследники преосвящ. Филофея догадались обнародовать эти драгоценные сокровища. По всей вероятности и у преосвященного Алексия 721 , преемника его по Тверской кафедре, было немало писем от Владыки Филарета. Целы ли они, неизвестно. Был у меня нынешнею зимою письмоводитель Московского Викария Георгиевский, который ведет переписку с наследником преосвящ. Алексия Ржаницыным . Я поручил ему узнать от Ржаницына, целы ли означенные письма и не может ли он доставить их в редакцию какого-либо журнала для напечатания; но исполнил ли Георгиевский мое поручение, не знаю». В тот же день писал я в село Высочиновку А.Ф. Ковалевскому, в ответ на два его письма от 2-го и 28-го марта: «Воистину воскресе Христос! Вместо красного яйца посылаю Вам три экземпляра Акафиста преп. Ефрему, новоторжскому чудотворцу. Из них не рассудите ли один экземпляр вручить при удобном случае Святогорскому о. Архимандриту Герману? Если у Вас, как Вы пишете, сохраняется достаточный запас материалов для воспоминания почившем в Бозе святителе Филофее, то приведите эти материалы в какой-либо порядок и пришлите к нам. Мы рассмотревши и, если нужно будет исправивши вашу статью поместили бы ее в здешних Епарх. Ведомостях. Согласны ли Вы на это?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Это выражение верования в Ангелов Хранителей так много говорит о непререкаемой общеизвестности учения об Ангелах Хранителях в первенствующей Апостольской Церкви, что и протестантские истолкователи догматов убеждаются признавать здесь указание на общеизвестность сего учения в то время, хотя источником его поставляют не то, что действительно служит его источником. Довольно, если укажем на Розенмюллера 18 и Шмидта 19 . Последний даже не одобряет других за то, что они не хотели признавать в рассматриваемом месте ясно выраженного верования в Ангелов Хранителей 20 . Заключение Имея пред собою рассмотренные изречения Господа Иисуса Христа, Апостола Павла и верных учеников Ап. Петра, каждый может видеть и убедиться, – до какой степени не верны отзывы иномыслящих, будто верование Православной Церкви относительно Ангелов Хранителей каждого человека, принадлежащего к царству Божию, не имеет оснований в новозаветном Христовом откровении, а основывается, будто бы, на одном только веровании ветхозаветных Иудеев. Было верование в Ангелов Хранителей и в сынах Церкви ветхозаветной: охотно соглашаемся с этой мыслию, и даже имеем в виду уяснить для себя те основания в самом Писании Ветхого Завета, на котором утверждалось всеобщее верование Иудеев. Но нельзя не согласиться и с тою истиною, что, как многие важнейшие догматы веры, быв предложены для веры Иудеев в ветхозаветном откровении начинательно, раскрыты и приведены в ясность для христиан в откровении новозаветном; так и учение веры об Ангелах Хранителях было, без сомнения, предложено для Иудеев в ветхозаветном откровении, но не умолчано и в новозаветном откровении. – Оно не только не умолчано, но, подобно важнейшим догматам веры, раскрыто для нас и приведено в ясность самим Иисусом Христом и его Апостолами. Последняя мысль доказана; первую мысль постараемся уяснить далее. Общая мысль о служении Ангелов, в деле нашего спасения, во времена новозаветные не менее, как в ветхозаветные, – которая может служить подкреплением в частности учения об Ангелах Хранителях каждого верующего, – очевидною представляется по соображению следующих мест Писания новозаветного Ин. 1:51 ; Лк. 1:11,26;2:13;22:43 ; Мф 1:20;2:13;4:11;25:31;26:53;28:2 ; Ин. 20:12 ; Деян. 5:19;10:3,7,12:7 . Из св. писания ветхозаветного

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Довольно, если припомнить здесь три мнения, относящиеся к разрешению сего вопроса: 1) Одни полагали, что хранителями человеков поставляются от Бога Ангелы, принадлежащие к низшей степени небесной иерархии 27 . 2) Другие, на основании книги Товита, утверждали, что к тем, кои должны наследовать спасение, посылаются от Бога Ангелы, предстоящие пред славою Божиею и возносящие к Богу молитвы молящихся ( Тов. 12, 15–18 .) 28 . 3) Иные, знаменитейшие из Отцев 4 и 5 века, о степени в небесной иерархии и достоинстве Ангелов, посылаемых от Бога в служение за хотящих наследовать спасение, заключали по соображению достоинства и значения самих охраняемых; а потому не ограничивались, ни степенью низших Ангелов, ни степенью высших, когда рассуждали об Ангелах Хранителях, но, по различию охраняемых, видели и в хранителях Ангелов различных степеней и достоинств 29 . 3. Отношение к нам Ангелов Хранителей Чем тверже и решительнее удостоверяемся, на основании изречений Св. Писания, об отрадной для нашего сердца истине, что действительно есть при каждом из нас Ангел Хранитель; тем ощутительнее становится желание ближе узнать сих светлых спутников нашей жизни, и подробнее объяснить для себя самые отношения, в каких, по устроении Любви небесной, они поставлены к человеку, идущему путем жизни земной в жизнь другую. Способ раскрытия сих отношений В Св. Писании подробного раскрытия сих отношений не встречаем. Но в тех же самых изречениях Св. Писания, в которых заключается удостоверение об Ангелах Хранителях, можно усматривать и основные указания на их отношения к охраняемым. Раскрытие сих основных указаний Св. Писания представляется во многих писаниях Св. Отцев и учителей Церкви, так что, при благонадёжном руководстве их писаний, может быть составлено довольно подробное и довольно полное изображение отношений к нам Ангелов Хранителей наших. Итак, не забывая основных указаний Св. Писания на Ангелов Хранителей в рассмотренных уже изречениях, а иногда принимая в соображение и другие, мы должны обратиться к тем писаниям Отцев, в которых встречаются пояснения, или дальнейшее раскрытие сих указаний, чтобы заимствовать отсюда, что может служить к подробнейшему раскрытию нашего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

2) Из понятия об Ангелах Хранителях, как о наставниках наших, очевидно вытекает обязанность наша заботиться о молитвенном настроении духа, иметь внимательный ум, открытое сердце, искреннее желание, не только слышать их благие вещания, но и следовать святым их внушениям. «Аще истинно молишися», говорит Преп. Нил, «многое извещение обрящеши: и Ангели приидут к тебе, якоже и к Даниилу ( Дан. 6:22;10:12 ), и вины бываемых возвестят ти» 95 . «Молитвою своею», по замечанию одного из отечественных наших Проповедников, «Даниил продолжил стезю, или поставил лествицу, по которой нисшел к нему небесный посланник» 96 . 3) Из понятия об Ангелах Хранителях, как о неотступных стражах наших среди опасностей и заступниках наших в различных напастях жизни, вытекает обязанность наша в опасностях, просить их ходатайства пред Богом, об избавлении нас от напастей, и в их предстательстве искать себе успокоения и защиты от недоброжелателей и врагов. «Помните», говорит св. Амвросий, «что рабов Божиих хранят более те, которые невидимы, нежели те, которые видимы. Но они и хранят тогда, когда бывают призываемы вашими молитвами» 97 . 4) Из понятия об Ангеле Хранителе, как о небесном помощнике в болезнях душевных и телесных, открывается ваша обязанность – от него просить утешения, и в случае недугов телесных к нему обращаться прежде, нежели к земным врачам и советникам. 5) Тому, кто смущается мыслию о смерти, прилично искать примирения с сею мыслию в уповании на неотступного, и при смерти и по смерти, Ангела Хранителя своего. Предоставляя благочестивому размышлению каждого уяснить в свое назидание обязанности наши: усвоять, по возможности, ангельские свойства чистоты, стремиться к жизни ангелоподобной, и т п., мы должны теперь рассмотреть возражение против первой главной обязанности нашей, в отношении к Ангелам Хранителям. Прекословие Лютеран и Кальвинистов относительно первой и главнейшей обязанности к Ангелам хранителям Лютеране и Кальвинисты, отвергая вообще почитание и молитвенное призывание святых Божиих, и важнейшей обязанности – благоговейно чтить своего Хранителя, как св. Ангела Божия, и входить посредством молитвы в благоговейное общение с ним, – противопоставляют одно изречение Св. Писания и одно правило поместного, Лаодикийского Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Однако, неправомыслящие, без внимания к истине, стараются уязвлять истинно верующих оружием Апостольского слова, направленного решительно не против нашей священной обязанности к Ангелам, а против суеверия отступников от веры и Церкви Христовой. Против какого именно суеверия направлены слова Апостола? По соображению исторических сказаний у Писателей церковных, оказывается, что во времена апостольские были три рода заблуждений, касательно Ангелов и их почитания, заблуждений происшедших из смешения и искажения понятий иудейских, языческих и магии. Первое из сих заблуждений состояло в том, что признававшие необходимым для всех обрезание, защитники иудейских предрассудков, утверждали, будто Христос простой человек, низший Ангелов, и что как Моисей получил закон от Ангелов, так и Христос заимствовал власть и силу творить чудеса от тех же Ангелов. Второе заблуждение состояло в том, что Ангелов признавали создателями мира земного, промыслителями о созданном и посредниками между Божеством неприступным и людьми, живущими в мире. Повторяя, таким образом, языческие мысли, еретики говорили, что доступа к вечному и непостижимому Богу нет для человека; Бог неприступен; потому и должны люди обращаться к Нему не иначе, как только чрез посредство Ангелов. Третье заблуждение состояло в том, что от призывания Ангелов, подобного вызыванию демонов и душ отшедших ( 1Цар. 28:7–18 ) посредством магии ( Деян. 8:9;13:8–12 ; Слич. Исх. 7:11;22:18 ; Лев. 20:27 ; Втор. 18:10–12 ), ожидали чудес. Собирателем сих заблуждений и составителем из них одного безобразного еретического мудрования сделался, еще при жизни некоторых Апостолов, Керинф. Он, путешествуя по разным странам и сходясь с иудейскими и языческими мудрователями и магами, усвоял себе ложные понятия каждого о бесплотных существах. От него и вероятно, еще от его предшественников, частию распространились сии заблуждения и между обратившимися ко Христу, но еще находившимися под влиянием пристрастий, то к иудейству, то к язычеству, и тем успешнее, чем хитрее действовали распространители, принимая вид чтителей закона иудейского, уважающих общие верования мудрецов языческих, и хвалившихся общением с высшими духами 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010