Толкователь Священного Писания не пользовался, однако, нашим уважением как профессор, хотя его любили как инспектора. Он был не строг; можно было даже обезоруживать его начальническое неудовольствие средством, впрочем, оригинальным — рассмешив его. У нас находился даже специалист для этого. Как бы ни велика была шалость, но если в ней с другими участвовал Павел Воскресенский, все сойдет с рук. Воскресенский брал иногда на себя вину в проступке, которого даже не совершал. Но пойдет к инспектору, начнет резонировать, даже запанибрата усовещивать, как-де не стыдно на пустяки обращать внимание; притворным видом простодушия заставит хохотать инспектора, вызвав на разговор, и дело выигрывалось. Но в науке Алексий был слаб. Ходило предание, что местом в списке магистров и первоначальным ходом учебной службы он обязан был, во-первых, своему монашеству, а во-вторых, тому обстоятельству, что он оказался как бы крестником великой княгини (Марии Николаевны). Ее высочество пожелала видеть обряд пострижения; тут как раз подоспело разрешение студенту Руфину Ржаницыну принять иночество; пострижение его с переименованием в Алексия и совершилось в присутствии великой княгини. Сколь, однако, велики были его познания, о том может дать понятие следующий случай, заставивший ребят много смеяться. Зашла речь о том, что в Ветхом Завете открываются намеки на троичность Лиц в Божестве. На это указывает, сказал один из бойких учеников, между прочим, слово лицо, которое по-еврейски употребительно только во множественном числе: паним. «Да, да, — подтвердил, закусывая ус по своему обыкновению, профессор, истолкователь Священного Писания, он же инспектор, — ка-ним — лицо, каним». Бедный не расслыхал и обнаружил незнание такого слова, которое встречается на второй же строке Библии. Ректора Иосифа, напротив, и уважали, и любили, и боялись, хотя высокой учености тоже не предполагали в нем; да ее и не было у него; он не имел и магистерской степени. Про себя ребята даже шутили над ним, пересмеивали его, но в самом смехе сохраняли почтительное уважение. Смеялись над его святою простотой, над чистотой его понятий, которая казалась комическою среди окружающей грубости и растления, но в душе тем глубже пред ней преклонялись.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Что касается первой половины предположения, то, умалчивая о том, сколь не уместно сие сравнение, повторим только сказанное против вымыслов такого рода Василием Великим : «подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно 16 . Последняя же половина этого странного предположения падает сама собою при том свидетельстве, какое дает нам сведущий в древностях Евреев и знаменитый между исследователями священного еврейского языка – Абен-эзра. В своем толковании на книгу Бытия он говорит, что это предположение слишком произвольно и не имеет для себя основания ни в обычаях народа, ни в свойстве языка еврейского 17 . Усилия подтверждать это предположение другими местами Писания: Быт. 29:27 , Иов. 18:3 остаются напрасными. Ибо в первом из указанных мест Лават, обещая Иакову младшую из своих дочерей – Рахиль после старшей Лии, говорит как глава семейства и даже указывает на обычай страны – не выдавать в замужество младших дочерей ранее старших (ст. 26). А во втором Валдад Савхейский начинает речь к Иову также не от одного собственного лица, но и от лица спутников своих. Эта мысль подтверждается тем, что и прежде, как спутники Валдада, так и он сам, уже прекословили Иову сообща (гл. 8). Потому слово умолчахом (гл. 18:3) следует понимать так: не вдруг нашлись отвечать Иову на его слова, в гл. 16 и 17 записанные. Напротив, надобно заметить, что в Бытописании Моисея слова о царях, или слова самих царей о себе (Авимелеха, Фараона и др.) везде представляются в единственном числе. Бесчисленны места, где и о самом Боге говорится также в единственном числе. По другому предположению, которого держится и Абен-эзра, и многие другие из Иудейских раввинов 18 , слова совещания Божия у Бытописателя относятся к Ангелам – участникам совета Божия. Свое предположение Иудействующие подтверждают другими местами Писания, где представляется некоторое совещание Бога с Ангелами ( 3Цар. 22:20 ), ( Иов. 1:6, 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Повидимому, случайным делом была перепись, производившаяся по всей, подвластной римскому кесарю, вселенной, именно тогда, как оканчивались для Пресвятой Девы дни чревоношения. Но и сие дело свободы человеческой, зависевшее от римского Августа, высшей волей Мироправителя употреблено в средство к исполнению вечных предначертаний о Спасителе мира. Суждено Спасителю родиться в одном из беднейших и ничтожных городов иудейских, и именно, по пророчествам, как отрасли Давида, Ему надлежало родиться в Вифлееме, – граде Давидова рода ( Мих.5:2 ; 2Цар.7:12–19 ; Ис.11:1–5 .). Между тем, Иосиф, которому обручена была Дева Мария, которому поручена была в охранение чревоносящая Дева, имел собственное жилище в галилейском Назарете. Время оканчивалось: что же будет? Изыде во дни те повеление от кесаря Августа написати вселенную ( Лк.2:1 ). Повеление Августа приводит в движение все народонаселение иудейское. Всем надлежало вписываться по коленам, племенам и родам, каждому в своем праотеческом городе. Иосиф и обрученная ему Мария, как происходившие от рода и дома Давидова, должны были, не взирая ни на какие неудобства, непременно идти в город Давидов, – Вифлеем и вписаться. В бытность же их там, исполнились дни чревоношения Девы Марии, – и родился Христос в Вифлееме! – Возблагоговеем пред судьбами Верховной Премудрости; и научимся отсюда, поверять судьбу свою Господу, промышляющему о нас и тогда, когда скрываются от нас, в потоке дел человеческих, следы Его промыслительных действий. Суждено Спасителю, для заглаждения гордости, обуявшей человечество изначала, явить Себя, с самого вступления в мир, смиренным, приемлющим образ раба ( Фил.2:7 ). И что же видим? По случаю переписи, при самом рождении, Он действительно вписан в число подвластных Августу: – Царь мира по Божеству Своему, – Он вписан в число подданных римского кесаря; царственная отрасль Давида по воспринятому человечеству, – Он вписан наряду с последним из рабов иудейского народа, порабощенного язычнику. Можно-ли нам, христиане, равнодушно взирать на сию поразительную черту самоуничижения Того, пред именем Коего преклоняется всяко колено небесных и земных, и преисподних? ( Филип.2:10 .). И неужели это не довольно сильно напоминает христианам, чтобы, не занимаясь слишком много своими земными родословиями, все, каждый по мере дарования Божия, деятельным служением Богу и ближним, стремились к почести вышнего звания ( Филип.3:14 ). Принадлежащие, по происхождению и законам общежития, к званию рабов, посмотрите, с утешением для себя на то, что и сам Единородный Сын Божий, пришедший в мир наш, не да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою ( Мк.10:45 ), благоволил принять на Себя зрак раба. Притомляющиеся власти и пренебрегающие подчиненность, получите, из сего же примера Спасителя, неизбежное, строгое обличение; а все верные слуги Царя Небесного и Царя земного, – высокое одобрение и подкрепление. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Еда объемлют от терния грозды или от репия смоквы? сказал Господь; не может древо зло плоды добры творити ( Мф.7:16–18 ). Прилагая сии слова к падшему человечеству, св. Григорий пишет: «поскольку род человеческий в прародителях, как в корне своем, подвергся гниению; от того он и во всех ветвях своих становится иссохшим, и всякий человек рождается с греховною заразою потому, что первый человек не восхотел быть свободным от греха». 14 Таким образом, с очевидною ясностью представляется та истина, что все человечество, в самом корне своем, заразившись недугом греховным, естественно не может освободиться от греховного расслабления, как от своего неотъемлемого наследства. Облекохомся во образ перстного: яков перстный, такови и перстнии ( 1Кор.15:48,49 ). Злое, греховное начало, получаемое каждым в самом рождении, – по преемству – от прародителей, 15 при всей несродности своей с нашею природою, обратилось как бы в самую природу. 16 Как семя, всеянное в нее исконным человекоубийцею, с течением времени, естественно более и более раскрывается и распространяет свои действия; с каждым порочным действием более и более заглушает семена добра, и тем успешнее увеличивает силу зла, чем шире открывается доступ к душе такому сильному и хитрому врагу, каков диавол. Преемство поколений в человеческом роде ясно показало, как быстро, в самом деле, возрастало сие наследство, и умножалась сила греха в потомстве Адама. I. История мира допотопного показывает первый опыт усилившегося греха в первенце Адама. Гордость и зависть вспыхнули в Каине от одного предпочтения, оказанного Богом жертве Авеля пред его жертвою. Опечалися зело, свидетельствует Бытописатель о Каине, и испаде лице его. Плодом ожесточения Каина было братоубийство ( Быт.4:4–9 ). Потом, разделяя потомство Адамово на два племени, Бытописатель показывает, что в одном из них постепенно возрастало и распространялось зло с утратою добра, – это в племени, которое означает он именем сынов человеческих, – в другом сохранялась надолго чистота нравов и не видно было быстрого распространения зла, – это в племени, которому, в отличие от нечестивого, дает наименование сынов Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

8) Пилат уступил ярости народа и предал невинного Иисуса бесчеловечным мучителям: терпит Господь Иисус бичевание за привязанность людскую к плотоугодию и к неге, за все бесстыдные их похотения и сладострастие. 9) На Иисуса Христа возлагают терновый венец, дают трость в десницу, насмехаются, и плюнувше на Нь, прияша трость, и бияху по главе Его ( Мф.27:30 ): Господь терпит, таким образом, наказание за высокомерие, суетную надменность и гордость человеческую. 10) Иисуса Христа лишили последней одежды: Он подвергается сему поносному лишению за наше пристрастие к стяжаниям, за тщеславие и заботливость об украшениях внешних и убранстве. 11) Его напояли оцтомъ, с желчью смешанным ( Мк.15:36 ) за усилившуюся в людях склонность к пресыщению и за сластолюбие в разнообразных видах!.. 12) Умученный, поруганный, изъязвленный, среди болезненных ощущений во всех членах тела, распростертого и висящего на кресте, истаивая душою в муках смертных ( Пс.114:3 ), Христос Спаситель вступает во врата смерти, чтобы загладить грехи всех возрастов и состояний человечества – и проступки легкомысленной юности, и преступные замыслы честолюбивого мужества, и застарелые беззакония своенравной старости. И не едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу ( Рим.8:1 ). Всемирная действенность креста Светлый взор Апостола Павла, измеряя всемирную силу креста, представляет три, в особенности обширные, его действия: 1. Крестом побежден, посрамлен и лишен добыч своих человекоубийца диавол. В Послании к Колоссянам причину нашего осуждения и порабощения страшному владычеству миродержителей тьмы века сего – грех – представляя под именем рукописания, которое поставляло нас безответными рабами и вечными пленниками диавола, Апостол пишет о Христе: истребив, еже на нас, рукописание ученми (постановлений против нас), еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив è на кресте: совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их (восторжествовав над ними) в Себе ( Кол.2:14,15 ).·

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

III. В избранном племени Авраама оплотом против разливавшегося по всей земле нечестия и разврата служили непосредственные откровения Божии, потом закон, определявший все отношения жизни, данный чрез Моисея, и наконец, еще ряд Боговдохновенных учителей, обличителей с силою чудотворений – ряд Пророков. Но и здесь грех , с течением времени, усиливался, беззакония из рода в род умножались; преграды не остановили разлития зла. И здесь уже слышится из уст Иова горькое убеждение в бессилии человека – бороться со грехом, потому что он владычествует во всех со дня рождения: Кто чист будет от скверны! Никтоже, аще и един день житие его на земли ( Иов.14:4 ). И в избранном народе царственный Пророк усматривает, наконец, то же, что явно было в народах, преданных идолопоклонству: растлеша и омерзишася в начинантях: несть творяй благостыню: Господь с небесе приниче на сыны человеческие видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключимы, быша·, несть творяй благостыню, несть до единаго ( Пс.13:1–4 .). И при указаниях закона Божия невозможность противостоять злу, водворившемуся и постоянно усиливающемуся в самом существе человека, Псалмопевец исповедует в следующих словах молитвы к Богу; не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс.142:2 ). Еще яснее определяет действие закона в избранном народе Апостол, когда усвояет ему только приведение грешника к полному сознанию неисцельности греховных ран своих: законом бо познание греха ( Рим.3:20 ); и в то же время утверждает, что неисцельные раны; быв растравляемы законом, оставались смертельными: Похоти не ведех, аще не бы закон глаголал: не похощеши. Вину же прием грех заповедию, содела во мне всяку похоть... Пришедшей заповеди грех убо оживе, аз же умрох: и обретеся ми заповедь, яже в живот, сия в смерть ( Рим.7:7–10 . Слич. Рим.2:17–24; 3:9–19 ). До какой степени простиралась злоба иудеев, любивших именоваться чадами Авраама, почивавших на законе и хвалившихся о Бозе ( Рим.2:17 ), до чего доходило ожесточение их и упорство в беззакониях, – покажет нам, кроткое и в самых строгих обличениях, слово Христово: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый Пророки и камением побивая посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокошь гнездо свое под криле, и не восхотесте! Се оставляется вам дом ваш пуст ( Лк.13:34,35 ). И, в сравнении с народами языческими, сказано о жителях городов галилейских: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо; яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшая в вас, древле убо во вретищи и пепеле седяще, покаялися быша ( Лк.10:13 . Слич. Мф. 23:13–29 ; Ин.19:6–15 ; Деян.2:13; 7:51 ). Врачевство, необходимое для оживотворения человечества

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

В потомках Адамовых сердце – это живое начало жизни, или, по выражению Премудрого, исходнике жизни ( Притч.4:23 ), является сердцем каменным и одебелевшим ( Иез.11:19 ; Ис.6:10 ), то есть, не способным к ощущениям истинно высоким и духовным. Оно соделалось средоточием и органом помышлений, ощущений и действий греховных: от сердца бо, по выражению Господа, исходят помышления злае, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф.15:19 Слич. Быт.6:5 ). Укоренение греха в сердце человеческом представляется так глубоким, и сила зла до того непреодолимою, что Пророк не усомнился сказать: зло написано на скрижалях сердца писалом железным ( Иер.17:1 ). Человек, не зная, где найти истинное удовлетворение влечениям своего сердца, по выражению Апостола, блуждает сердцем по предметам мира ( Евр.3:10 ), и, предаваясь грубым удовольствиям плоти, любит тму более, нежели свет ( Ин.3:19 ). На последней степени окаменения сердца, человек погружается в бездну непотребств и студодеяний ( Еф.4:18,19 ). 3) Совесть, в состоянии невинности человека, соуслаждавшаяся действиями законными, не возмущала мира и радования души, – но, в состоянии падения является грозною обличительницею; в смущении при ее обличениях, и в страхе, прародители ищут убежища в скрытном месте ( Быт.3:8 ). Скоро и сама она лишилась свойственной ей силы: слабость ее усматривается в том, что она, то последуя предрассудкам разума, то увлекаясь страстями, часто дает погрешительные суждения о предметах ( Ис.5:20 ). Она слабо действует на волю, так что не в состоянии бывает отклонить человека от явного беззакония ( Рим.7:7–14 ). Нередко и сама колеблется сомнениями в определении действий ( Рим.14:23 ), а еще чаще представляет преступление человека более достойным извинения, нежели осуждения, и не возбуждает в нем раскаяния (1Цар.:15:3,9,15,23). Иногда совесть до того расслабляется, что позволяет человеку коснеть в бесчувствии и утопать во глубине зол ( Притч.18:3 ; Еф.4:19 ), или же до того поражает мыслью о строгости суда, что повергает грешника в бездну отчаяния ( Быт.4:13 ; Мф.27:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

По пению занимался с нами диакон Михаил Петрович . Он обладал хорошим голосом, на уроках был строг и часто раздражителен, курс в семинарии по 2 р[азряду] в 1856 году. На службе в училище был с 1869–1883 гг. Впоследствии был настоятелем собора и умер в сане протоиерея. курс в семинарии в 1860 г., был священником в соборе, умер в 1884 г. Л. 42 но в душе был добр, любил и пошутить. Второй год обучения в училище оказался для меня неудачным. Как за год, так и на экзамене я получил неудовлетворительный балл по арифметике, и мне назначена была переэкзаменовка. Ехал я домой на каникулы с невеселыми думами и тревогой. Отец встретил меня далеко не радушно. Все лето проведено было мною не весело. Хотя я и готовился к переэкзаменовке, но без всякого толка. Результат, как и нужно было ожидать, был такой, что я оставлен был на второй год. Обидно было еще и то, что мне пришлось отстать от младшего брата. Однако второй год моего пребывания в I кл[ассе] прошел не без пользы: я перешел в следующий класс в числе первых, хотя должен сказать, что и в этот год постигали меня по арифметике неудачи. Из этого периода времени в памяти у меня остались два события — празднование Никольским училищем 50-летнего юбилея и ревизия училища преподавателем семинарии И. Г. Кузнецовым . Празднование юбилея происходило пред самым Л. 42 об. отпуском на Рождественские каникулы (17 декабря). Конечно, подробности этого праздника я теперь передать не могу. Помню, что речи говорили смотритель, священник собора о. Александр Ржаницын и кто-то еще из учителей. Среди почетных гостей обращал на себя общее внимание весьма ветхий старец Петр Григорьевич , наставник первого училищного курса. Помню, что все ученики сбирались в училище вечером, где их угощали пряниками, орехами и, кажется, чаем: училищное здание было иллюминировано, и ученики пели разные канты. Приезд ревизора, насколько помнится, был для нас неожиданным. Может быть, училищное начальство и было осведомлено о приезде ревизора, но мы, ученики, узнали о приезде ревизора в самый день появления его в училище. Явившись в училище

http://bogoslov.ru/article/6174136

Получив с радостью на другой же день эти драгоценные письма, я не замедлил выразить свою благодарность за них г-ну Ржаницыну, и вот что писал ему: «Получив присланные Вами письма, я обрадовался им как самому дорогому сокровищу. И действительно, сколько могу судить по нескольким мною прочитанным письмам, в них должно заключаться очень много драгоценного материала для биографии как Владыки Митрополита, так и преосвященного Алексия. Великое Вам благодарение за сбережение таких сокровищ. Письма эти с краткими к ним примечаниями я полагаю напечатать особою книгою: в этом случае цельнее и полнее от них может быть впечатление. Не сохранились ли у Вас черновые письма покойного вашего дядюшки к Митрополиту? Они могли бы послужить к большому разъяснению содержания многих писем сего последнего». Я тотчас же приступил к приготовлению полученных мною писем к печатанию и неутомимо занимался этим, приятным для меня, делом с особенным одушевлением. 23-го ч. получил я письмо из Москвы от А. П. Ушаковой. Она писала от 21-го числа: «На днях был у меня старик–келейниик Преосвящ. Викторина. Господи! какие скорби перенес этот человек на своей кафедре 763 в Каменец-Подольске. Владыка заболел 14-го утром, в субботу. В понедельник 16-го Преосвященный Викарий совершил наверху в его церкви обедню и пособоровал Владыку, а 21-го он скончался и погребен в соборе под алтарем. 15-го, видя как плохо было Владыке, старик-келейниик спросил его, не прикажет ли он дать знать Ивану Дмитриевичу 764 , его брату? Преосвященный посмотрел на своего старика и горько заплакал, отвернулся к стене, потом, собрав силы, сказал: «и сами схороните, как знаете». Это были последние слова, которые мог сказать. А вот что пишет брат преосвящ. Викторина о последних днях Его жизни. «Я был, пишет протоиерей, в Подольске. Успел попасть туда лишь к самому погребению. Спышал не один рассказ о смерти Преосвященного и до сих пор не разберусь во всх этих слухах, не могу понять, как все это случилось, что не стало брата! Официально теперь напечатано в Подольских Епархиальных!, Ведомостях, что Преосвященный после бани 13-го августа был поражен ночью апоплексией мозга, и потом, слабея с каждым днем, параличем: предварительно же страдал окостенением артерий и пороком сердца; с каждым днем силы его и сознание угасали быстро, и в последние дни Владыка часто спал, никого не узнавал, ничего не мог говорить и даже глотать лекарства, – только дышал и стонал.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2) Иногда Промысл Божий сокрывает содействие Ангельское от борющихся с искушениями, для того, чтобы открывать мужам силы поприще деятельности напряженнейшей и усиленной. Чтобы видеть собственные свидетельства Отцев о том и другом случае, обращаемся к их писаниям. 1) Василий Вел., рассуждая о греховной вине человека, удаляющей от него Ангела, и о печальных следствиях сего удаления, пишет: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся его: Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех» 56 . После изъяснения пророческих слов Исаии: «отъиму ограждение винограда» (5:5–6), Великий Учитель замечает: «Поскольку и каждый из нас имеет святого Ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа; то и каждый из нас может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; такового перестает закрывать стена, то есть, защита святых Сил, которые пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими. Всякая же душа, оставшаяся без той защиты, предоставляется на разграбление врагам, то есть, сопротивным деятелям, и на попрание тому, кто хвалится и говорит: прошед вселенную, се есмь ( Иов. 1:7 ). Ибо не ограждённые словом и ангельскою силою преданы бывают неразумному движению» 57 . Подобные мысли выражаются у Феодорита в толкованиях на Книгу Бытия 58 , у Анастасия Синаита 59 и у многих позднейших. 2) Св. Амвросий, имея в виду случающееся как бы удаление Ангелов Хранителей от борющихся со врагами спасения, говорит: «За чем же вдали стоят (как сказано в Пс. 37:12 ) те, которые на то поставлены, чтобы оказывать помощь? Да они и не отошли далеко; только палимый искушениями полагает, что далеко от него те, которых желал бы он видеть ближе. Но, тогда как он считает себя оставленным ими, они нетерпеливо ждут его мановения, которым Владыка укажет им выступить в помощь. Владыка же, чем блистательнейшею для своего борца предвидит победу, тем продолжительнейшее предоставляет ему борение» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010