Для такого глубоко верующего человека, как Сергей Евсеевич, не могло быть ничего страшнее. Он несколько раз один и с другими ходил к отцу Владимиру, просил снять отлучение, но Беляев стоял на своем. Он требовал, чтобы Сергей Евсеевич отказался от своих взглядов, изменил свое отношение к нему. Но как отказаться, как изменить? Ведь дело шло не о внешнем только — замолчать, перестать противоречить, а о внутреннем, об изменении взгляда на новые порядки, на нового духовника. А мнение если и менялось, то только к худшему. Не мог же Сергей Евсеевич солгать на исповеди. Его заступникам, пытавшимся образумить Беляева, тот грозил той же карой. Кончилось тем, что Сергей Евсеевич поехал к епископу. Вот тут-то отцу Сергию пришлось поволноваться. Епископ Павел вызвал Беляева для объяснений, и для разбора дела назначил авторитетную комиссию, но не отца Сергия, который в какой-то мере являлся здесь заинтересованной стороной, а Моченева и Парадоксова. Решалась судьба многолетних трудов отца Сергия, но решалась так, что о них даже и не говорилось; стоял вопрос только о ненормально обострившихся отношениях между священником и прихожанами. Батюшки решили дело внешне правильно и беспристрастно. Они указали Беляеву на недопустимость отлучения от причастия из личных счетов. На основании их выводов епископ Павел предложил допустить Сергея Евсеевича до причастия и даже, кажется, разрешил ему в будущем обращаться, как к духовнику, к священнику одного из соседних сел. Но зато ему было строго внушено, чтобы он не вмешивался в то, что является делом совести священника. Вынося свое решение, батюшки считали, что защищают авторитет священника в приходе, в то же время сознавая, что вот такому Беляеву не создашь авторитета, если он сам его губит. А если бы они знали, сколько вреда принесет в будущем этот Беляев! Не так много времени спустя он самовольно покинет Острую Луку ради лучшего прихода, куда «влезет» без разрешения архиерея. Покинет в такое время, когда заменить его будет некем, и после него церковь закроют.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

«В изложении А. Д. Беляева , – говорил его бывший ученик, профессор МДА А. П. Шостьин на 25-летнем юбилее своего учителя, – догматика представляла собой не ряд параграфов и рубрик, подтвержденных библейскими и святоотеческими текстами, а живой и внутренне объединенный организм Богооткровенной истины» 125 . Мысль догматиста развивается живо и свободно, догматы предстают в современном философском освещении и читатель как бы приглашается «познавать Божественное посредством всматривания в свою собственную человеческую психологию, в свои личные переживания» 126 . Главной школой и источником православного богословия А. Д. Беляев , вслед за А. В. Горским, считал изучение творений святых отцов. О том, насколько глубоко А. Д. Беляев знал святоотеческое богословие, свидетельствует тот факт, что неоднократно, по поручению Совета Академии, он читал студентам параллельно с догматикой также курс патристики. И в самих лекциях по догматике особый интерес слушателей привлекал подробный очерк истории православной догматики с древнейших времен, которым А. Д. Беляев предварял свой курс 127 . Значительным вкладом в развитие русского богословия является и второй крупнейший труд А. Д. Беляева : «О безбожии и антихристе» – огромное исследование (1034 с.), представляющее своего рода догматико-экзегетическую и патрологическую энциклопедию по вопросу о времени и признаках пришествия антихриста. Здесь собраны все свидетельства и все мнения по этому поводу от времен апостольских и святоотеческих до современного ему периода в развитии богословия, включая мыслителей как православных, так и инославных. 2.5.2.2. А. И. Введенский: «Философская догматика» и «Биогенетический метод» Две интересные работы, посвященные выяснению православного понимания догматов и методологических принципов развертывания догматической системы, принадлежат профессору Московской Духовной Академии, философу и религиозному публицисту Алексею Ивановичу Введенскому (1861–1913). Об одной из них мы говорили выше, в связи с догматической системой Преосвященного Сильвестра (Малеванского) 128 . Название другой говорит само за себя: «К вопросу о методологической реформе православной догматики» 129 . Эта статья представляет собой расширенный отзыв на первые два тома догматического курса протоиерея Николая П. Малиновского 130 , представленных последним в 1904 году в МДА на соискание степени магистра богословия 131 . Главный ее интерес заключается в собственных суждениях А. И. Введенского о построении системы догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Статья А. Леттовой с сайта www.kirovkray.ru Село Беляево было основано по желанию жителей близлежащих деревень в конце XIX столетия. 17 августа 1889 года прибывшие на собрание при починке Исаковском домохозяйства «имели суждение об открытии вновь прихода по причине дальнего расстояния церквей». С общего согласия было решено построить деревянный храм на землях, пожертвованных в пользу церкви В. И. Беляевым, память о котором сохранилась в названии села. Беляев Василий Иванович (? – ок.1891) – это благотворитель, яранский купец-лесопромышленник, выделивший средства на постройку храма. Он умер вскоре после закладки храма. После смерти благотворителя храм достраивала его вдова Беляева Анна Дмитриевна. Здесь же на собрании для строительства и приобретения церковной утвари был сделан общий взнос в размере 600 рублей. Официальный указ об открытии прихода был издан Святейшим Синодом 14 июня 1891 года. В 1892 году от крестьянина деревни Шардани Григория Безрукова, избранного старостой нового прихода, на имя епископа Вятского и Слободского Сергия последовало прошение о разрешении приступить к постройке храма по уже составленному проекту. На сегодняшний день автор проекта не установлен. Возможно, им был губернский инженер Андреев, который отводил место под Беляевский храм и одворцы для духовенства, вел архитектурный надзор за его строительством. 26 декабря 1892 года общие строительные работы были закончены. Освящение храма во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского состоялось позже – 9 марта 1894 года. Приход в то время состоял из 13 селений, 2114 прихожан. Почетным членом прихода была Яранская купчиха А. Д. Беляева, которая принесла в дар церкви святые сосуды, ковчег, Евангелие и крест. В 1939 году храм был закрыт. Семь лет его здание использовалось совхозом имени Мичурина под склад для хранения зерна. 1 апреля 1946 года по ходатайству общины Беляевского прихода Николаевскую церковь вновь открыли для богослужения. 25 июля 1993 года в селе Беляево состоялось торжественное богослужение в честь столетия храма, которое возглавил архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф.

http://sobory.ru/article/?object=29385

После того, как келейница еп. Варнавы ин. Серафима (Ловзанская) решилась опубликовать в середине 80-х годов сочинения еп. Варнавы, для чего попросила помощи у некоторых известных ей людей, о владыке стали писать различные работы и статьи. Итак, какие же тексты написаны о нем? Во-первых, это жизнеописание епископа, составленное и опубликованное в 1992 году игум. Дамаскиным (Орловским), являющимся ныне клириком храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе в г. Москве, а также членом Синодальной комиссии по канонизации святых и членом Союза писателей России 12 . Далее в 1995 году в Московской Духовной Академии иер. Сергием (Явицом), ныне клириком Ростовской епархии, была защищена кандидатская диссертация на тему: «Преосвященный Варнава епископ Васильсурский и его душепопечительская деятельность». В этом сочинении приведено жизнеописание владыки, сказано о его пастырской работе и немного об аскетическом учении. Достоинство данной диссертации заключается в более подробном описании жизни еп. Варнавы, чем это было сделано ранее, и систематическом изложении того, что касается его пастырства 13 . Также в Московской Духовной Академии в 1997 году мон. Анастасием (Казмирчуком), ныне являющимся насельником Троице-Сергиевой Лавры, была защищена кандидатская диссертация на тему: «Аскетические воззрения епископа Варнавы (Беляева) », в которой он поместил небольшое жизнеописание владыки, также не прибавлявшее ничего принципиально нового к тому, что было напечатано прежде, рассказал немного о его нравственно­богословском учении (цели христианской жизни и средствах ее достижения, нравственном совершенствовании христианина и христианском отношении к болезням и страданиям), а также отчасти и, как правило, в общих словах описал его аскетические взгляды (о природе и развитии греха и последствиях этого, плотских и душевных страстях, подвиге деятельной жизни и созерцательной жизни, а также монашеском служении в деле спасения мира) 14 . Еще одно жизнеописание еп. Варнавы было составлено и издано в 1999 году П. Г. Проценко. Оно гораздо подробнее, чем напечатанные ранее, и основано на многих источниках, в том числе и не публиковавшихся ранее. Заметим также, что Проценко участвовал в издании многих работ владыки (некоторых совместно с игум. Дамаскиным (Орловским), иер. Сергием (Явицом) и другими) 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. М., 1998. Высочайший Манифест//Церковные ведомости. СПб., 1914. 30. 26 июля. С. 345–346. Глинский патерик/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов) . М., 1997. Даниил (Фомин), иером. Моя жизнь//Лампада. Самара, 2000. 6 (18). Июнь. С. 8. Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) . СПб., 1994. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). М., 2004. Дурылин С.Н. В своем углу. М., 1991. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского /Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Оптина пустынь, 1997. Ераст (Вытропский), иером. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Оптина пустынь, 2002. Ефрем Сирин , прп. Творения: В 8 т. Т. 4. М., 1995. (Репр. изд.). Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками в 1881 году//Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993. (Репр. с изд.: СПб., 1886). С. 3–80. Жизнеописания почивших скитян/Сост. прп. Никоном (Беляевым) //Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 317–552. Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). (Репр. с изд. 1917 г.). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского (1805–1873)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. с изд.: Калуга, 1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зиновьеве. Зиновьев Иван Алексеевич (1835–1917) – дипломат. Окончил Московский Лазаревский институт восточных языков (1851), служил в Московском Главном архиве МИД, получил степень магистра в ИСПбУ (1855). Посланник России в Румынии и член европейской Дунайской комиссии (1872–1876); посланник России в Иране (1876–1883), начальник Азиатского департамента МИД России (1883–1891); посланник России в Швеции (1891–1897); посол России в Турции (1897–1909). Член Государственного совета (1909). 1001 Беляев Андрей Андреевич (1848–1918), протоиерей. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1872), преподавал в Черниговской ДС (1872). Смотритель Кинешемского духовного училища (1873); преподаватель по библейской и церковной истории в Вифанской ДС (1874–1899), затем ее ректор (1899–1908), с возведением, по рукоположении в священство, в сан протоиерея; настоятель Троицкой церкви на Грязех в Москве (1908). О прот. А. А. Беляеве см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 259. Личное дело студента МДА; Там же. Оп. 1. Д. 3566. Об определении на должность ректора Вифанской ДС А. Беляева ; Там же. Ф. 427. Оп. 1. Д. 3997. О переводе ректора Вифанской ДС прот. А. Беляева на епархиальную службу. 1002 6 августа 1900 г. исполнилось 100 лет со дня открытия Вифанской ДС. Указом 213 от 26.04.1900 г. Св. Синод разрешил Вифанской ДС праздновать юбилей 26 сентября, соединив его с годичным актом. 1003 Согласно утвержденной Св. Синодом программе, юбилейные торжества начались 22 сентября всенощным бдением с парастасом; парастас – заупокойное всенощное бдение, совершаемое, согласно уставу, накануне родительских суббот, специально предназначенных для поминовения усопших. В Русской Церкви в XVIII–XIX вв. широко распространилась неуставная традиция, существующая до сих пор, – совершать заупокойные всенощные бдения в память одного или нескольких усопших по просьбе их близких или почитателей, а иногда и при участии всего церковного народа, например, накануне дней поминовения почивших государей (см.: Афанасий (Сахаров) , еп, С.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

8 Моск. еп. вед. 1885 г. 35-й, стр. 513. Петр Евилович Соколов был один из первых учеников, отличавшийся богатыми дарованиями и, как таковой, должен был по предложению семинарского рек­тора идти в Петербургскую академию, от поступления в которую од­нако он отказался по слабости своего здоровья. 9 См. об этом у Чистовича. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. 1894г. СПБ., стр. 321 и далее. 10 См. Чт. в Импер. Общ. Истории и древностей росс. 1877 г. Апрель– Июнь. Книга 2-я. о Филарете митроп. Моск. моя память. Никодима еп. красноярского. Материалы отечеств. I–V. 1–114. 14 См. у А. А. Беляева. Из истории старой духовной школы. Отд. от­тиск из Душеп. чт. за 1898–99 г., стр. 18. 16 Московское Лазаревское кладбище. Историческое исследование священника Остроухова, стр, 54. 1893. 19 Об этом можно читать в биографиях почивших н некоторых ныне здравствующих церковных деятелей, которые по временам помещались и теперь помещаются на страницах дух. журналов. 20 См. напр.. воспоминания проф. Моск. дух. акад. Петра Симоновича Казанского. Прав. Обззр. 1879 г. ч. III; ср. также ряд статей о старой школе А. А. Беляева, печатавшихся в разное время в Душеполез­ном чтении. 21 Моск. еп. ведомости. 1880 г. 40-й, стр. 491. Долгое решение вопроса о том: быть или не быть Вифанской семинарии влекло за собою то, что она в течение нескольких лет совершенно не ремонтиро­валась. 28 Стихотв. бывшего восп. Вифанской семинарии, ныне препод. Моск. сем. Д. М. Минервина. См. Моск. еп. вед. 1889 45. стр. 604. 29 Гиляров-Платонов в своих автобиографических воспоминаниях (из пережитого, ч. 2-я. стр. 4) замечает, что вифанцы ютились больше там где-то по селам и уездным городам. Ср. также Моск. еп. вед. 1880 г. 44. стр. 569; 1887 г. стр. 633. примеч. Торж. откр. общеж. при Виф. сем. Брош., стр. 29. 31 Указанные данные извлечены нами отчасти и главным образом из списков, изданных А. Л. Беляевым в 1898 г., частью-же из биографий и некрологов, помещённых в Моск. еп. вед. и др. дух. журналах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

—176— залась благоприятно по отношению к идеям Ленуара. Некоторыми были высказаны более или менее серьезные ограничения относительно тех или других его выводов. Журнал с своей стороны не говорит ничего ни за, ни против соображений Ленуара. Для русского читателя, пробегающего оглавление четвертой книжки «Обозрения» может быть доставит удовольствие обилие русских имен среди авторов статей книги. Здесь помещены статьи Беляева, Светлова, Иванцова-Платонова, Киреева. Статьи первых трех названных авторов переведены для «Обозрения» с русского г. Киреевым. С увлечением и любовью служащей делу соединения старокатоликов с православными г. Киреев переводит с русского для «Международного Богословского Обозрения» все, что имеет отношение и выражает сочувствие к делу, которому он служит так горячо. Статьи Беляева и Иванцова-Платонова уже были ранее напечатаны по-русски (переведены извлечения). Первое место в 4-й книжке журнала занимает статья Никифора Калогераса – «Марк Евгеник и Кардинал Виссарион» (извлечение из труда Никифора Калогераса, напечатанного по-гречески). В начале статьи излагаются краткие биографии двух вождей греческого народа в эпоху флорентинского собора – Марка Евгеника и Виссариона Никейского; затем излагаются положения Виссариона о том, что православная Церковь должна подчиниться власти папы, и возражения Марка против этих положений. Автор описывает далее состояние греческой церкви в эпоху, когда жили эти два вождя. Он делает длинную выписку из описания этого состояния сделанного современником событий – Иосифом Вриеннием . Положение было ужасно и безотрадно. Приведя описание Вриенния, Никифор Калогерас замечает, что оно довольно верно отражает в себе и современное состояние некоторых частей греческой нации, находящихся под чуждым владычеством. Тяжелое положение греков ко времени флорентинского собора многим казалось непосильным, и Виссарион увидел спасение греков в отречении от православия и в бегстве в лоно папизма. Туда поспешно бежал он сам и туда заклинал бежать греков. Марк, напротив, высоко держал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она даже позволила себе со свойственной ей деликатностью смолянки напомнить следователю о законах и указать на распоряжения властей: " Таким образом я ответила на обвинение по ст. 109 и 113 статье и 126-ой. Благодарю за данную возможность и радуюсь, что могу дать полезные вам всех этих отношений, отмеченные мною вследствие внимания при прежней деятельности, чтобы все шло законно, больше я, старуха, ничего и припомнить не могу " . По завершении дела, 10 августа 1927 года, уполномоченный Калужского ОГПУ Нагибин составил обвинительное постановление, где о Л.В. Защук говорилось, что она " имела тесную связь с контрреволюционными элементами, которые поддерживает и до последнего времени, как с иеромонахом Никоном (Беляевым), бароном Таубе и др. лицами, совместно с которыми ведет антисоветскую агитацию и деятельность, которая выразилась в следующем: Защук Л.В., являясь зав. Оптинским музеем, не принимает никаких мер к выселению монашеского элемента, оставленного временно на жительство в стенах музея, а напротив способствует вселению нового элемента, которого с разрешения и ведома ее поселилось 53 бывших монаха, с ведома гр. Защук в стенах музея устраиваются ежедневно богослужения проживавшим там монашеским составом с целью привлечения и развития паломничества в музей как бывший монастырь, игнорируя тем самым распоряжения власти и приговор Калужского Губернского суда от 21 марта 1923, помимо чего Защук распространяет ложные слухи, говоря, что " большевикам не удержаться и признаки их смерти уже появляются, что Ленин обманывал народ и что большевики обманщики и все делают хитростью " Тем не менее, как видно, обвинения в отношении Л.В. Защук и Зубова рассыпались в ходе следствия, и они были освобождены 1 июля 1927 года по подписке о невыезде, но лишены права проживания в семи городах и их губерниях с прикреплением к месту жительства Участь остальных арестованных была более сурова: ОС КОГПУ от 19 декабря 1927 года Доброхотова В.И. выслали на Урал на три года, а Подашевского Б. и Шульц К.А. - в Сибирь, по истечении срока - лишили права проживания в семи городах с прикреплением к месту жительства. Беляева Н.М., Шульца Б.И. и Таубе М.М. - заключили в концлагерь на три года. Беляева Н.Н., монахиню Бобкову А.Е., духовную дочь о. Никона и ближайшего его помощника монаха (Зленко Кирилла Евдокимовича), заболевшего туберкулезом легких, выслали в Казахстан. Все они были лишены права амнистии, а срок наказания определен на три года.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/08/...

Половина стр. 750 и частью стр. 751 состоят из слов проф. Н. Я. Беляева – Теория папской непогрешимости в сопоставлении с фактами истории, Православный Собеседник, 1881, т. 3, стр. 239–240, 241, 244. Ссылки никакой не имеется. С этой же статьи почти дословно списано и еще более трех страниц подряд. Срвн. Стр. 753 Малиновского и Правосл. Собес. 1881. т.3, стр. 267, 268. Стр. 754 Малиновского и Пр. Соб. стр. 270–271, 272, 273. —682— Стр. 755 Малиновского и стр. 274, 275, 276 статьи Беляева. Стр. 756 Малиновского и стр. 277 статьи Беляева. О. Малиновский статью проф. Беляева цитирует, но опять-таки так, что вовсе не обнаруживается степень зависимости от Беляева и размер выписок. Так на стр. 754 сделано примечание, где приводится ответ мюнхенского богословского факультета на вопрос баварского правительства. В конце примечания цитата: «См. у Беляева» и т. д. На стр. 755 тоже есть маленькое примечание о книге Серри, выписанное из Беляева (стр. 274) и снабженное цитатой: «См. у проф. Беляева» и т. д. Создается видимость, что из Беляева взяты лишь эти незначительные примечания. Правда, на стр. 756 в середине есть сноска на статью Беляева, относящаяся непосредственно к тексту, но кто же может догадаться, что буквальные выписки из неё начались еще с 753 стр. и были еще раньше. Мало того. Сделав в середине стр. 756 сноску на Беляева, о. Малиновский преспокойно продолжает списывать с Беляева до самого конца этой страницы. Вообще в § 135 из 18-ти стр. о. Малиновскому принадлежит не более пяти. IV том В четвертом томе я подробно остановлюсь лишь на нескольких, при том немногих, параграфах. § 141. Условия действительности и действенности таинств (стр. 32–55). Целая стр, 35 и начало 36-ой дословно списаны из статьи проф. Н.Я. Беляева – Пелагианский принцип в римском католичестве, Православный Собеседник, 1871, т. 1, стр. 232–235. Собственно и у Беляева здесь большая часть – выписки из книги Януса – Папа и Собор. Слов Януса о. Малиновский ничем не выделяет, но ставит (в 1 прим, на 36 стр.) цитату: «Янус. Папа и собор. 76–77, 311 стр.» А потом: «См. о том же еще у проф. Беляева Н. Я. » Как будто о. Малиновский пользуется книгой Януса, а не статьей проф. Беляева, у которого занимает и слова Януса, и цитату на его книгу! Кроме того, после цитаты на Беляева и еще на Соколова примечание продолжается. Оказывается,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010