852. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском/Православ. благотвор. братство во имя Всемилостивого Спаса. — М., 1992. — 59 с. В дневниковой записи от 9 июня 1907 г. о свт. Игнатии — с. 46. 853. «Господь не ищет ни инока, ни мирянина…»: Беседа с настоятелем храма Покрова-на-Торгу [г. Вологда] отцом Василием Павловым//Лад. — 1993. — С. 34–38: ил., портр. В т. ч. о значении для о. Василия творений свт. Игнатия. 854. Никон (Беляев). Завещание духовным детям: Записи, сделан. на полях кн. еп. Игнатия Брянчанинова/Свято-Троиц. Сергиева Лавра. — СПб., 1993. — 35 с. О значении творений свт. Игнатия в духовной жизни прп. Никона, в частности, о книге «Приношение современному монашеству». 855. Жизнеописание иеромонаха Никона, последнего старца Оптиной пустыни. — СПб.: Сатисъ, 1994. — 253 с. О значении творений свт. Игнатия в жизни прп. Никона (Беляева), в т. ч. о книге «Приношение современному монашеству» — с. 54–55, 91, 92, 183, 186, 205. 856. Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области Войска Донского/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь. — Репринт. изд. 1913 г. — М., 1994. — 248 с.: ил. Об отношении игумении Арсении к свт. Игнатию, в т. ч. в письмах к П. А. Брянчанинову — с. 65–66, 134–135, 144, 187, 197, 198, 207, 208, 213, 217, 218. 857. Иувиан (Красноперов), Гавриил (Калугин). Пустыньки и пещеры валаамских подвижников и их жизнеописания//Рус. паломник. — Платина, 1994. — С. 91–125. Об участии архим. Игнатия в посвящении о. Дамаскина в игумена Валаамской обители — с. 96; О «Жизнеописании старца Феодора» свт. Игнатия — с. 109. 858. Никон (Беляев). Дневник последнего старца Оптиной пустыни Никона (Беляева). — СПб.: Сатисъ, 1994. — 304 с. О взаимоотношениях свт. Игнатия с оптинскими старцами о. Леонидом, о. Макарием, о. Варсонофием — с. 42, 44, 46, 68, 69, 96, 97, 120, 130, 142, 165, 166, 168–169, 183–184, 212, 243, 254, 261, 271, 276, 289. 859. Афанасьев В. [Предисловие к публикации 4-х стихотворений схимонахини Елизаветы (Е. Н. Шаховой)]//Журн. Моск. Патриархии. — 1995. — С. 72.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

—125— 30 студентов и 2 вольнослушателя имеют в среднем выводе балл не менее 4 и ни по одному предмету менее 2,5; у одного студента, черногорского уроженца, Вукотича Николая, имеющего по еврейскому языку 2=, средний балл 3,22. Студент Лебедев Николай не держал испытаний ни по одному из предметов IV курса, а студент Логадзе Симон – по церковной археологии и литургике и не представил проповеди. б) Донесение комиссии, состоящей из ординарного профессора А.П. Лебедева и экстраординарных профессоров: А. П. Смирнова и А.Д. Беляева о том, что студенты: Корсунский Василий, Кулюкин Сергей , Лебедев Николай, Логадзе Симон, Маркович Добросав, Никольский Александр , Никольский Алексей, Перхорович Петр, Постников Андрей, Протопопов Александр, Сенатов Василий, Тиховский Ювеналий и вольнослушатель священник Феодор Преображенский не представили кандидатских сочинений в назначенный Советом Академии срок (1 мая). в) Отзывы преподавателей Академии о кандидатских сочинениях студентов и вольнослушателей IV курса: Экстраординарного профессора А.Д. Беляева о сочинении студента Боголюбова Дмитрия : «Православное учение о сущности и свойствах благодати». «Сочинение г. Боголюбова содержит введение и пять глав исследования. Введение дает краткий очерк латинского, протестанского и православного учения о падшей природе человека, в отношении к которой силой прощающей, обновляющей и спасающей и является благодать Божия. В первой главе автор исследует употребление слова «благодать» в Священном Писании и святоотеческой литературе и приходит к выводу, что благодать есть свойство любви Божией. Оно проявляется трояко: 1) как благодать Бога Отца или благодать всеобщая, промыслительная; 2) как благодать Иисуса Христа или евангельская; и 3) как благодать Св. Духа. Каждый из этих трех видов благодати и раскрывается во второй, третьей и четвертой главах. В пятой главе, стоящей вне связи с предшествующим, излагается краткий очерк отношения благодати к свободе воли. Рассмотренный в сочинении догмат принадлежит к наиболее трудным и наименее разработанным во всей системе православного догматического богословия, а потому автор достоин похвалы уже за самую решимость взяться за этот предмет. Ис-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время учёбы её духовным возрастанием занимался Виктор Мамонтов (ныне архимандрит Виктор. Служит в селении Карсава в Литве). Тогда он был преподавателем литературы. Его духовный отец - архимандрит Наум (Байбородин) из Троице-Сергиевой Лавры благословил его подождать с монашеством и поработать в институте, занимаясь миссионерством. Доцент Виктор Мамонтов познакомил Таню Беляеву с выдающимся религиозным писателем-просветителем Николаем Евграфовичем Пестовым. Это знакомство способствовало воцерковлению Татьяны. В се три внука Николая Евграфовича стали священнослужителями, а один из них даже епископом. В этом доме Таня Беляева получила бесценные уроки православной веры. Неожиданно на старших курсах института несколько человек из ее группы заболели раком и вскоре умерли. Заболела и Татьяна Беляева. Заболевание было скоротечным. Ей поставили IV группу. Надежды никакой не было. Но врачи всё же решили её оперировать и назначили день операции. Узнав об этом, Николай Евграфович и Виктор Мамонтов направили её в Пюхтицкий женский монастырь. Вернулась из монастыря Татьяна исцелённой. Рентген показал, что раковая опухоль исчезла вместе с метастазами. В Пюхтицах она впервые в жизни пришла на исповедь. Монаху, исповедовавшему её, она сказала, что грехов у неё никаких нет. Тогда тот стал сам подробно рассказывать изумленной Тане о всех её грехопадениях, чем вызвал у неё искреннее сердечное раскаяние. Она была поражена его прозорливостью. Лишь через некоторое время Татьяна поняла, что Господь оставил её на этом свете для выполнения какой-то особой миссии. Через много лет она узнала, ради чего произошло это чудо. После выздоровления Татьяна стала часто ездить к монаху, принявшему у нее первую исповедь. Это был архимандрит Гермоген (Муртазов). Несколько лет он окормлял ее, но потом сказал: «Тебе нужен другой духовник – отец Наум из Троице-Сергиевой лавры». И Татьяна исполнила его благословение — стала духовным чадом отца Наума. В восьмидесятые годы, после окончания института, будущая матушка была направлена в Тверскую область учительницей в сельскую школу. Но долго учительствовать ей не пришлось. Ее уволили за то, что она открыто ходила в церковь. А по большевистским законам верующие не могли быть педагогами. Тогда, по благословению отца Наума, Татьяна стала жить в Сергиевом Посаде. (Тогда он назывался Загорском). Здесь она встретилась с дивеевскими старицами Сусанной и Никодимой, которые после ссылок и тюрем на старости лет оказались в Сергиевом Посаде. Пятнадцать лет она прожила с тяжко болящей матушкой Никодимой, ухаживая за ней, как за родной матерью. Отец Наум видел ее замечательные качества: доброту, трудолюбие, любовь к ближним, чистоту сердца и удивительное бесстрашие.

http://radonezh.ru/analytics/matushka-tr...

Сергиев Посад представляя тогда собой благословенное место, тихий, чистый, утопающий в зелени городок. После московской суеты он многим московским обывателям казался настоящим дачным раем. «Сергиевский Посад для отдыха, – писал его обитатель, Михаил Петрович Смирнов, крестному отцу Коли Беляева, – по моему мнению, первое место, разумеется, для людей преклонных лет и верующих». Тишине и порядку способствовал строгий паспортный режим, появиться здесь без удостоверения личности было делом хлопотным: задержат, отведут в участок. Редкими возмутителями спокойствия являлись, как правило, студенты-академики. Дебоши чаще всего происходили в буфете железнодорожной станции, на платформе или в здании вокзала. В марте 1914 года студент Московской духовной академии Юрий Вязигин, бывший сотник, в пьяном виде нанес на станции Сергиево «оскорбление действием» почетному гражданину Георгиевскому. Когда вмешался жандармский унтер-офицер, то бравый экс-казак потребовал от того, как от нижнего чина, встать по стойке смирно и отдать ему честь; в случае же неподчинения пригрозил донести рапортом как на бунтовщика. (Интересно, что начальнику Сергиевского отделения Московско-Архангельского жандармского полицейскою управления железных дорог, полковнику, пришлось писать отдельный рапорт, объясняя вышестоящей инстанции обоснованность действий своего подчиненного, отказавшегося становиться во фрунт перед хулиганом.) В конце концов дело передали уездному воинскому начальнику... 151 В ревнителях веры, особенно монахах, студенческое товарищество видело прежде всего «фанатиков», «отсталых», «непрогрессивных». Насмешничали над ними, вышучивали. Многие увлекались песенками Вертинского. В общежитии играли в карты, лото (как-то попросили новичка, Николая Беляева , сделать для игры фишки; попросил, кажется, старшекурсник в священном сане, «лжеавва», по слову о. Алексея. На подобные искушения старец велел так отвечать: «Я учусь в академии Священному Писанию , а не картам») 152 . Посмеивались над благочестивыми навыками (сразу по зачислении вольнослушателем Николай выдержал целую борьбу – и в себе, и с окружающими – за уставные поклоны при вхождении в храм. Старец поддерживал: клади поясные поклоны на две стороны, даже заходя в лавку, крестись, исповедуя тем веру).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

412. О богоугодной жизни аввы Виссариона Авва Виссарион родился в Египте. В отроческих летах научился священным книгам, и Божественный свет воссиял в его сердце: он возлюбил Бога всей душой с самого юного возраста и никогда не осквернил преподанного ему Святого Крещения никаким греховным делом. Сохранив в себе красоту образа Божия, он удалился в пустыню и добился особенной благодати от Бога, Который совершал посредством его необыкновенные знамения, подобные знамениям, совершенным великими пророками. Проведя жизнь в богоугождении и достигнув глубокой старости, он отошел в Горние обители. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 78. 1). 413. За любовь к Богу и ближним священник получил исцеление от святого Архангела Михаила См. также: Архангел Михаил ; Болезни ; Исцеление . Жена петербургского протоиерея Ольга Ивановна Беляева сообщила о следующем событии из жизни своего отца, ныне покойного протоиерея Иоанна Беляева. Отец Иоанн по душе своей был очень добр и милостив к бедным, смиренен и кроток сердцем и ближнего своего, действительно, любил, как самого себя. С молодых лет он страдал неизлечимой болезнью – астмой и грудной жабой. Приступы жестокой болезни были столь часты, что смерть грозила ему ежеминутно. В один из великих праздников он шел в храм Божий для служения Божественной литургии. На пути от дома к храму лежал огромный камень. Подойдя к нему, отец протоиерей почувствовал себя плохо и без сознания упал на него. В тот же момент он увидел перед собой Архистратига Михаила с огненным мечом и копьем, который сказал ему: “За твою любовь к Богу и ближним я умолил Всевышнего о даровании тебе совершенного здравия.” При этом он своим копьем прикоснулся к его плечу и все внутри него наполнилось чувством жизни; в совершенном здоровье он встал и пошел служить Божественную литургию. С этого дня и до глубокой старости он не чувствовал сердечных приступов и умер совершенно от другой болезни. (Троицкие листки с луга духовного. С. 98). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

учения о безбожии и А.; 4) изложение и критика католич. (начиная со ср. веков) и протестант. (от М. Лютера до современности) воззрений на А. В исследовании Беляева представлен подробный (на кон. XIX в.) анализ зап. учений об А., высказаны весьма категоричные суждения о характере этих учений, о степени знакомства зап. авторов с трудами греч. отцов Церкви и отклонении католиков и протестантов от церковного учения об А. Основные выводы Беляевым были сформулированы в 105 тезисах «Заключения» (С. 1016-1034). Отмечая трудности самой темы, Беляев пишет: «За исключением разве признания, что в Священном Писании действительно содержится учение об антихристе... нет ни одного пункта, который бы всеми богословами был понимаем одинаково» (С. 1022). Сам Беляев не считает исторические объяснения апокалиптических событий удовлетворительными, расходится со свт. Феофаном Затворником в вопросе понимания «отступления», полагая, что оно предшествует приходу А. и подготавливается долго в самой истории, а с Н. И. Виноградовым и Д. С. Глаголевым относительно толкования «удерживающего» как гос. власти или политической силы. К числу существенных свойств А., по выводам Беляева, следует отнести то, что «бездна зла породит человека, называемого антихристом», и он будет из колена Данова (С. 1018), «будет состоять из человеческой души и человеческого тела», «не будет ни порождением диавола, ни воплощением его» (С. 1024), но будет орудием его; имея человеческую природу, он не может «существовать целые века» (С. 1027) и царство его продлится 3,5 года; время его пришествия «не открыто в Писании» (С. 1028); предвестниками пришествия будут а) войны и бедствия, б) «отступление», т. е. невиданное распространение безбожия и безнравственности, в) удаление «Иисуса Христа и Св. Духа от среды погруженного в нечестие и безверие мира, что в Писании названо взятием от среды удерживающего и держащего» (С. 1028); А., выдавая себя за Бога, сядет в храме Божием, но будет ли это «храм Иерусалимский, или христианские храмы...

http://pravenc.ru/text/115828.html

     [Проект основных положения Св. Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. «О школьном преподавании Закона Божия», 28 июля (10 августа) 1918 г. (Деяние 142)]//Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 10. Деяния 137–151/Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь. – М., 2000. С. 98–102.      [Проект постановления Св. Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. «О внебогослужебном, внешкольном просвещении народа»[в изложении Отдела о преподавании Закона Божия],  рассмотренный на заседании  31 июля (13 августа) 1918 г. (Деяние 143)]// Деяния Священного Собора …[Т. 10. Деяния 137–151] … С. С. 104–107, 109–121.      Протокол 27 заседания Отдела о преподавании Закона Божия от 22 августа (4 сентября) 1918 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 402. Л. 91–93; Протокол 28 заседания Отдела о преподавании Закона Божия от 24 августа (6 сентября) 1918 г.//Там же. Л. 95–96; Доклад (дополнительный) М.Ф. Глаголева и свящ. В.А. Беляева «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа»//Там же. Л. 37.      Доклад (дополнительный) М.Ф. Глаголева и свящ. В.А. Беляева «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа»//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 402. Л. 37.      14 декабря 1918 г. Саратовская губкомиссия по отделению Церкви от государства и школы от Церкви направила в Наркомпрос просьбу о даче разъяснения по поводу допустимости преподавания Закона Божия в церквах. Бюро Коллегии Наркомпроса в своём ответе признало такое преподавание в храмах «вполне допустимым» (Отзыв [разъяснение] коллегии Наркомпроса на вопрос Саратовской губкомиссии по отделению церкви от государства и школы от церкви (от 14 декабря 1918 г.) о допустимости преподавания Закона Божия в церквах, 25 декабря 1918 г.//ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 304.  Л. 16.)      В декларации подотдела социального воспитания Наркомпроса подчёркивалось, что государство намерено заняться воспитанием подрастающего поколения не только в школьных учреждениях, но и вне их: «Россия покрывается сетью культурных учреждений к услугам подрастающего поколения. Но чтобы реформа воспитания была полной, она должна охватить собой всю жизнь ребёнка не только в школе, но и вне школы» (Декларация подотдела социального воспитания [Наркомпроса] (ноябрь 1918 г.)//ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 32. Л. 272).

http://bogoslov.ru/article/1241299

46 Священномученик Иларион (Троицкий) (13.09.1886–28.12.1929) – с 1913 по 1920 г. архимандрит; с 1913 по 1917 г. инспектор Московской духовной академии; в мае-сентябре 1917 г. и. о. ректора; с 10 октября 1917 г. помощник ректора; участник Священного Собора Российской Православной Церкви; с 20.05.1920 епископ Верейский, викарий Московской епархии; с 1923 г. архиепископ.. 47 Орлов Анатолий Петрович (25.03.1879–21.12.1937) – протоиерей; профессор МДА по кафедре Истории и разбора западных исповеданий, первый выборный ректор МДА, утвержденный Св. Синодом (1917–1922).. 48 Введенский Дмитрий Иванович (8.02.1873–7.07.1954) – преподаватель МДА (1909–1919), ординарный профессор по кафедре Библейской истории в связи с историей древнего мира. С 1916 г. член правления МДА, директор приюта для сирот офицерских чинов. В 1917 г. был делегирован от МДА на Московский епархиальный съезд для выбора митрополита. 49 Прозвище Обрубок имел Николай Дмитриевич Всехсвятский (22.02.1865–6.11.1922) – секретарь Совета и Правления Академии (1896–1919. 30 мая 1916 г. он был уволен на пенсию по выслуге лет и оставлен на службе по вольному найму. Был, по словам А. Д. Беляева , «несколько поражен апоплексией в правой (левой) половине головного мозга» и не владел правой рукой (записи от 19 февраля и 14 июня 1916 г.). 52 Кронид (Любимов) (13.05.1859–10.12.1937) – архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры с 9 января 1915 г. до ее закрытия в мае 1920 г. Затем жил в Сергиевом Посаде на частных квартирах; в 1920−1922 гг. – в селе Братовщина у старосты храма, в 1922–1926 гг. – в Гефсиманском скиту, в 1926–1929 гг. – в Параклитском скиту, с 1929 г. до кончины – у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Уже будучи слепым и немощным старцем, отец Кронид был арестован 21 ноября 1937 г. и 10 декабря расстрелян на Бутовском полигоне НКВД под Москвой. Прославлен в лике святых новомучеников в 2000 г. 56 Судя по этой записи, в Сергиевом Посаде существовал обычай на Рождество: священник, иногда с причтом, с крестом обходил все дворы своего прихода и в каждом доме славил Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Сближение с кружком мецената и музыканта М. П. Беляева способствовало расцвету композиторского творчества К. Как скрипач он участвовал в квартетных собраниях этого кружка («беляевские пятницы»). В кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. К. опубликовал в изд-ве Беляева ряд произведений для фортепиано, камерных ансамблей и симфонического оркестра, в к-рых ощущается сильное влияние композиторов «Могучей кучки», особенно А. П. Бородина. Многие из этих сочинений К. звучали в концертах. После того как в 1895 г. Беляев не принял к публикации очередные произведения К., тот почти не обращался к крупным формам, сосредоточившись на пьесах для фортепиано, романсах и хорах. Духовная музыка К. в наст. время является наиболее известной и востребованной частью его наследия. Ему принадлежат свыше 30 духовных сочинений (в т. ч. крупные циклы - Литургия св. Иоанна Златоуста и Венчание), изданных М. И. Бернардом (1885) и П. И. Юргенсоном (1889-1907). Свящ. Михаил Лисицын писал, что одни песнопения К. изложены «просто и хорошо» ( Лисицын. 1899), другие же более сложны по гармонии или полифоническим приемам, но в целом отмечал их церковный стиль, изящество и красоту. Сочинения К. входили в репертуар Синодального хора . Для духовных соч. К. как представителя петербургской школы характерны гармонический склад, использование диссонантных гармоний (различных септаккордов с обращениями), неаккордовых звуков. Нередко фактура становится весьма тяжеловесной вслед. многочисленных divisi партий, напр. в произведениях «Сам Един еси безсмертный», «Богородице Дево», «К Богородице прилежно». К. применяет широкие диапазоны партий, яркие кульминации. Детальная фиксация динамики и темповых указаний дает представление об исполнительском стиле капеллы. В ряде сочинений К. не использует размер, опираясь на структуру текста, завершая строки долгими длительностями; в таких сочинениях заметно выше роль речитации с повторением аккордов. Один из характерных приемов изложения - последование гомофонного (аккордового) и полифонического, имитационного эпизодов - заимствован К. у Римского-Корсакова (напр., в «Достойно есть», «Хвалите Господа с небес», или Херувимской 4, где такое чередование охватывает всю форму). В переложениях церковных распевов (Непорочны и «Покаяния отверзи ми двери») К. ограничивает роль диссонантных гармоний, стремится к мелодизации фактуры. В стихире прп. Сергию Радонежскому «Приидите, празднолюбцы» К. использует принцип пения с головщиком (сольные запевы и хоровые подхваты), применяет колоритные параллельные октавы (дисканты - тенора - 1-е басы).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

И поэтому руководство ФСИН обратилось к Русской Православной Церкви, чтобы она выделила священников для окормления заключенных в тюрьме. Результат, как свидетельствуют они сами, налицо. После относительно непродолжительного срока такого окормления в местах лишения свободы значительно снижается количество преступлений, отношения между заключенными и персоналом этих мест становятся гораздо более спокойными, доброжелательными и вообще более соответствующими отношениям в нормальном человеческом обществе. Об этом же написано и у владыки Варнавы (Беляева), что с помощью только светских наук невозможно избавить человека от его страстей, особенно если его страсти сильно укоренились [xii] . С другой стороны, он пишет, что Церковь располагает такими средствами, с помощью которых можно избавить человека от страстей [xiii] . В-пятых, используя данные истории можно заметить некое соответствие событий человеческой истории и того, что было написано в книгах Библии задолго до этих событий. Так как таких событий было немало, то упомяну лишь о некоторых. А точнее о Рождестве Иисуса Христа, о котором еще задолго в подробностях было предсказано пророками [xiv] . И о том, что, как отмечает владыка Варнава (Беляев), общий ход современной истории соответствует написанному в Библии. Например, он пишет о том, что то, что происходит в мире, все больше и больше соответствует написанному в Священном Писании о последних временах (умножение беззаконий, охлаждение любви и т.д.): «Хотя и нельзя еще говорить об антихристе, но и нельзя отрицать, что времена, признаки и пророчества раз от разу становятся резче и яснее» [xv] . Вообще перечислять различные доказательства существования Бога, которые дают нам гуманитарные науки, можно еще долго, но, к сожалению, мы ограничены временными рамками. Поэтому позволю себе подвести итоги этого доклада. Итак, следующие данные гуманитарных наук могут быть использованы для доказательства (нестрогого, конечно) существования Бога: 1) данные, говорящие о том, что наш мир создан разумным существом; 2) существование совести; 3) данные, помогающие понять смысл Священного Писания; 4) исторические данные, свидетельствующие о том, что сбывались и сбываются пророчества Библии; 5) даже проблемы, с которыми сталкиваются гуманитарные науки и которые имеют решение в христианстве, говорят о глубине и истинности православного учения и, следовательно, существовании Бога.

http://bogoslov.ru/article/2605746

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010