9, 6, 7 Ночь облачн[ая], тум[ан], иней, тих[ий] SW; день облачи[ый], тум[ан], иней, тих[ий] SW; ночь облачн[ая], туман[ная], тих[ая]. У обедни в соборе хорошо пели. Наместник, по обычаю, громогласно сказал поучение. На базаре продают только сено, дрова, ветошный хлам; а продуктов безусловно никаких. Не купить даже редьки. Вот плоды социализма, учетов, твердых цен и якобы борьбы с спекуляцией. Л. 171 Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих кельях. Будто бы ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил, вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз. Думал ли тогда, что это уже последнее его служение? трудолюбец и талантливый, но мало любимый за строгость. 31 декабря 7, 6 1 / 2 Ночь облачн[ая], тум[ан], иней, тих[ий]; день облачн[ый], снег малый, слаб[ый] с умер[енным] порыв[ом] SE; ночь... Ныне после поздней обедни тело Никона в гробе вынесли в трапезную церковь наместник, казначей Досифей 61 и ризничий Аполлос 62 . По внесении они отслужили панихиду, я был на выносе и панихиде. Открыта только рука правая, держащая крест, около креста малое Евангелие. Лицо закрыто плотно плисовым черным одеянием с белыми словами и изображениями, рука бледна, но как живая, не опухшая, не измененная ни в чем. Софья Серг[еевна] Воскресенская 63 жалуется, что ее дом забрали большевики: с нее берут 80 р[ублей], да 55 р[ублей] с поставленных жильцов невзирая на то, что ее сын в красной армии. Не щадят ни вдов, ни сирот. Декабрь безморозен, очень снежен, облачен, а в конце и в середине туманен и иневат. Морозов от 10 до 14 б[ыло] мало, а больше – меньше 10. Вторая половина теплее первой. Оттепели б[ыли] 14, 16 (капли дождя), 17, 19, 26, 27. Ветры преобладали – SW с снегами и умеренными морозами и S с теплом, туман[ом], инеем. Что иней – к урожаю 64 , это я слыхал в Раненбурге и здесь. Народные приметы о жизни и явлениях природы большею частию верны, и если, главное, благоприятн[ой] весна окажется, то благоприятная зима поможет ей, в свою очередь, в плодоносии. Подай, Боже! Умилосердись над злосчастным русским народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

— Контрреволюционной деятельности и агитации я не проводил. — В каких взаимоотношениях вы находились с архиепископом Августином Беляевым? — К архиепископу Августину я относился как к носителю высшего священного сана. Следователи стали спрашивать об архиепископе Августине и требовать подтверждения лжесвидетельств против него, но священник категорически отказался. На одном из последних допросов следователь сказал: — На предыдущих допросах вы уклонились от дачи правдивых показаний. Следствием достоверно установлено, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации, состоя в которой, вы проводили работу по обработке верующих граждан в антисоветском духе. Признаете вы это? — Нет, не признаю. В контрреволюционной организации я не состоял и не знаю о ее существовании… — Вам зачитываются выдержки из показаний обвиняемых, которые признали себя участниками существующей в городе Калуге контрреволюционной монархической организации и показали, что и вы являетесь ее участником; состоя в ней, вы занимались контрреволюционной деятельностью. Теперь вы признаете себя виновным? — Вновь заявляю, что я в контрреволюционной церковно–монархической организации не состоял и контрреволюционной деятельностью не занимался. Если мне будут устроены очные ставки, я и на них буду отрицать свою виновность. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопецкий (память 22 августа по старому стилю) С вященномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново–Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили»изъять»Матрону Григорьевну Белякову как»вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел… Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда–то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных. По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных — хронически больных. Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Мученик Михаил (Арефьев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Михаил (Михаил Павлович Арефьев) родился 27 июня 1865 года в городе Калуге. До 1917 года Михаил Павлович был приказчиком и доверенным лицом одного из калужских фабрикантов. Будучи глубоко верующим человеком, он в 1928 году вошел в состав церковного совета Одигитриевской церкви в Калуге. В октябре 1937 года власти арестовали его. На допросах Михаил Павлович не признал себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Несколько раз власти помещали блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым. В 1937 году, заранее зная о своём аресте, блаженный пришёл к родным в свой дом в Каурчихе, принёс все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро отправился в деревню Парфёново Костромской области, где его арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы. Поместили его в камеру к уголовникам. Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паёк. Хотя обвинить блаженного было не в чем, следователи прибегали к пыткам — ставили босыми ногами на раскалённую плиту. Измученный блаженный попал в тюремную больницу и там скончался. Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам. Впоследствии при переносе кладбища, упразднённого властями города Кинешмы, 12 (25 н. ст.) сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия и перенесены в храм села Жарки. Ныне мощи его почивают в Свято–Введенском женском монастыре города Иванова. Канонизован в 1993 году как местночтимый святой Ивановской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Мученик Алексий (Горбачев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Алексий родился 5 февраля 1892 года в деревне Куровской Калужской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил сельскую школу. С 1911 года Алексей Григорьевич служил в храме села Мурманцево псаломщиком. Осенью 1937 года власти арестовали его. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексей Григорьевич виновным себя не признал. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Один огонь открывает, другой испытывает, третий очищает; первый, следовательно, тот огонь, в котором Господь приходит на суд, второй – огонь суда и третий огонь чистилища, имеющий целью спасение тех, которые ему подпадают. Eschatologie. S. 275–279. 271 На 1-е посл к Коринф. бес. 9; ч. 3-я (1863), стр. 157. – Так же понимают это выражение бл. Феодорит (Тв. ч. 7-я, стр. 189), Икумений (Migne, s. gr., t. CXVIII, col. 776–777), бл. Феофилакт (цит. изд. стр. 46), Максим Исповедник и Анастасий Синаит (см. Беляева – Римско-католическое учение об удовлетворении Богу. Казань, 1876 г., стр. 266). – Корнелий a Lapide против этого понимания ставит только то возражение, что в Писании спастись (σζεσϑαι, salvum esse) везде означает быть невредимым, благополучным. Однако в Писании данное выражение не всегда употребляется с этим значением, напр. Деян.2:40 (Стуков Ф. – Происхожд. в Церкви христианской мнений, противореч. пр. христ. учению о вечности мучений. Прав. Собеседн., 1892 г., ч. 2-я, стр. 373–374). 272 Укажем на иезуита Cornely – Commentarius in Sancti Pauli epistolam priorem ad Corinthios (Cursus Scripturae Sacrae, Auctor. Cornely, Knabenbauer, Hummelauer et caet), p. 88. 274 Эту мысль находим у св. Григория Нисского : «Отдача долгов, по словам Евангелия, состоит не в уплате денег, но в том, как сказано, что должник предается мучителем, дóндеже воздаст весь долг свой ( Мф.18:34 ), и это не иное что значит, как то, чтобы необходимый долг заплатить претерпением мучения, то есть долг приобщиться скорбей, каким он стал повинен в продолжение жизни». – О душе и воскрес.; твор. ч. IV, стр. 276–277. 275 Бл. Фофилакт говорит: «Здесь о том-то и не говорится, что человек, находясь в темнице, будет в состоянии заплатить долг, почему можно отсюда с равным правом заключать о вечности мучений». Благовестник, ч. 3-я, 1874 г., стр. 214. 279 По Лк.20:37–38 : А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Отметить нужно ещё, что Платон  сам  немало жертвовал  денег  на содержание студентов  Академии и внёс, кроме того, отдельный капитал  на содержание пяти лучших  студентов, которые потому к своей фамилии должны были по выходе из  Академии прибавлять прозвище «Платонов». Всего лучше можно представить себе отношение Платона к  его питомцам  на примерах  некоторых  лиц, можно сказать, всем  обязанных  заботливости Платона. Так, он  особенно благоволил  к  окончившему в  1800-м  году курс  в  Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу ярославскому, Евгению). Казанцев  написал  хорошую оду, и Платон  назначил  его преподавателем  высшего грамматического класса в  только что открытую Вифанскую семинарию. Здесь Казанцев, наряду с  ректором  и префектом, каждый день в  пятом  часу был  приглашаем  к  Платону, который поил  всех  их  чаем, беседовал  с  ними и никогда не отпускал  их  ранее десятого часа, даже и в  том  случае, когда y него были посторонние гости. С  Казанцевым  Платон  больше чем  с  другими разговаривал, давал  ему поручение угощать по праздникам  учителей, помогал  ему в  материальных нуждах, делал разные подарки (Отношение Платона к  своим  питомцам. A. А. Беляева М. 1895 г., стр. 3–5). Благодаря такому поощрению Платоном истинно-талантливых  людей (заметить нужно, что Платон  некоторых  воспитанников  Славяно-греко- латинской Академии отравлял  для усовершенствования в  науках  в  петербургскую Академию Наук, в  Московский Университет и даже за границу), русская Церковь и общество получили много полезных деятелей. Таковы были: Филарет  (Дроздов), митрополит московский, три Амвросия (Подобедов , Серебряников  и Протасов), Макарий (Сусальников), Аполлос  (Байбаков), Аеанасий (Иванов), Моисей (Гумилевский), Павел  (Пономарев), Дамаскин  (Руднев), Моисей (Платонов), Митрополиты: Серафим, Михаил и Никанор, Августин, архиепископ  московский, и многие другие. Замечательно, что Платон  обнаруживал какое-то особое прозрение при знакомстве с  людьми. Так, он  придавал  особое значение Филарету. Когда в  Коломне открылась священническое место, то прихожане просили Платона дать им  в  священники учителя Дроздова. Но Платон  ответил  им: «Дам  я вам  его! Я берегу его на своё место». Другой раз, садясь в  карету после прогулки в  Вифанской роще, Платон  подал, мимо других  его провожавших, свою руку Дроздову с  словами: «ты меня один поддержишь!» Никанору (митрополиту Петербургскому) при посвящении его в  иеродиаконы Платон  сказал: «храни обеты, иди путём  смирения и терпения – будешь первенствовать в  соборе владык »...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Патриарх был арестован, но теперь будто бы освобожден 65 . Подробности мне неизвестны. А по другим слухам, находится и доселе под домашним арестом на своем подворье. Л. 2 Январь 1919 года 1 января 13, 12, 14 Ночь облачн[ая], слаб[ый] Е; день облачн[ый], слаб[ый] Е; ночь полуясн[ая], слаб[ый] Е. Ныне я впервые был на полунощном молебне в Вознесенской ц[еркв]и. Народа б[ыло] много; горели люстры, много свечей; это веселило сердце. О[тец] Михаил служил с чувством, а еще лучше диакон Павел 66 . Певчие, девочки-дисканты, несколько крикливы, но все-таки пели порядочно. По окончании молебна спели даже концерт. Рядом со мной военный, старый служака в шинели, весь молебен простоял на коленях. Очень жаль, что прежде я не бывал на этом молебне. Обедню и молебен в соборе служил ризничный Аполлос. Собор б[ыл] полон. 2 января 11, 8 1 / 2 , 6 Ночь[ю] снег, слаб[ый] SE; день облачн[ый], снег, слаб[ый] SE; ночь полуобл[ачная], тих[ий] S. Ныне в Трапезной после обедни б[ыло] совершено отпевание [архиепископа] Никона [Рождественского] митрополитом Новгородским] Арсением [Стадницким] 67 в сослужении наместника и прочей братии Лавры. Речи сказаны: Арсением перед отпеванием; от лица академии студентом во время отпевания; наместником после отпевания. Наместник заявил, что его считали скупым, это неправда: он помогал нищим, но тайно. Его листки оказали благотвор[ное] влияние. Один из падших уведомил наместника, что он уверовал и ожил благодаря писаниям Никона. Никон прославил Лавру, и она благодарит его. Отпевание было очень продолжительно, но зато и умилительно. Читали 5 апостолов и 5 Евангелий (апост[ол] Солун[янам] обычн[ый], 2 Римлянам], 2 Кор[инфянам]; все 5 Ев[ангелий] Иоанна). Пели ирмосы Велик[ой] Субботы, Великое славословие. Умилительно припевали: «Помилуй раба твоего» и «Аллилуия». Да мало ли умилительного пели певчие и хор служащих. Последние слова Никона б[ыли]: да будет воля Господня. Народа было довольно много. Похоронили его около алтаря Духовск[ой] церкви. Все служение и погребение окончены в 1 1 / 2 ч[аса] пополудни. Отпевание с прощанием и погребением продолжались свыше двух часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

По этому вопросу Советом Академии было вынесено постановление „выразить глубокую признательность Правлению Университета в лице ректора, проректора и деканов факультетов за их высоколюбезную готовность войти в более тесное научное взаимообщение с Петроградской Духовной Академией...“». Вопрос о присоединении Духовной академии к университету обсуждался затем на нескольких заседаниях Совета академии, в университете, в Академии наук. Об этом сообщалось в газетах. Между тем академическая жизнь продолжалась. Состоялся выпуск, причем степени кандидата богословия были удостоены двадцать два человека: I разряд: II разряд: Сергиевский Сергей Надеждин Василий Жирнов Александр Булгаков Дмитрий Третинский Павел Волкович Михаил Верзин Алексей Казанский Аполлон, священник Соколов Димитрий Гремячевский Михаил, священник Тучемский Николай Феокритов Павел Хвоинский Николай Боголюбов Семен Шишкин Алексей, священник Панагиотидис Иоанн Алексеев Георгий Мозовский Валерий Бутузов Сергий, священник Булахов Сергей Думяни Гавриил, иеродиакон 7 июня (25 мая) состоялась успешная защита сочинения Н.В. Малицкого «Евхаристические споры на Западе в IX в.» на степень магистра богословия. Оппонентами выступали проф. И. П. Соколов и П. И. Лепорский 259 . 15 (2) июня последовал указ Патриарха об утверждении В. Зыкова и В. Беляева штатными экстраординарными профессорами, однако Н. И. Сагарда и Б. В. Титлинов не были утверждены ординарными профессорами из-за отсутствия средств 260 . Святейший Патриарх Тихон, приезжавший в Петроград в июне 1918 года, вечером последнего дня пребывания в городе 16 (3) июня, посетил академию. В храме свв. 12 Апостолов его встретили профессора и студенты. Его Святейшество приветствовал профессор-протоиерей П. И. Лепорский. После краткого молебна с многолетиями Святейший Патриарх обратился с ответной речью: «Достоуважаемый о. профессор, приветствуя меня, приглашал меня окунуться в святые воспоминания, связанные с академией. Послушный его зову, я вспоминаю ныне, как 30 лет тому назад в воскресный день и почти в это же число я и мои товарищи, только что окончившие курс, получали напутственные в жизнь наставления ныне покойного ректора академии преосвященного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следователи, собрав против игумена Иоанникия показания»свидетелей», их ему зачитали. Выслушав, отец Иоанникий ответил:«Указанны мне якобы конкретные случаи моей контрреволюционной деятельности категорически отрицаю и заявляю, что я нигде и никогда не говорил против тех или других мероприятий советской власти. Со стороны арестованных со мною я также ни разу не слышал что–либо против мероприятий советской власти». 15 марта 1933 года Тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия в ссылке в Северный край на пять лет. По возвращении из ссылки он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо–Казинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 года власти арестовали архимандрита Иоанникия вместе с архиепископом Августином и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священника. — Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания, — потребовал следователь. — Я среди духовенства и верующих неоднократно высказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей… и духовенства, — высказал отец Иоанникий свое мнение, но отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Иона (Лазарев), епископ Невельский, викарий Витебской епархии (память 8 октября по старому стилю)

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

— Я враждебно настроенным к советской власти себя не считаю, и никакой антисоветской работой я не занимался. — Назовите лиц, враждебно настроенных к советской власти. — Таких лиц я не знаю. — На первом допросе вы дали следствию ложные показания, не признав себя виновным в антисоветской деятельности, которую вы проводили совместно с другими церковниками. Предлагаем говорить правду. — Антисоветской деятельностью я не занимался и виновным в этом себя не признаю. С церковниками я был связан только по церковной службе. — Следствию также известно, что вы в числе группы лиц, приближенных к архиепископу Августину, проводили обработку верующих граждан в антисоветском духе, ведя среди них всевозможные антисоветские разговоры. Отбросьте запирательство и дайте следствию правдивые показания. — Антисоветских разговоров я не вел. — Назовите лиц, враждебно настроенных к советскому строю. — Таких лиц я не знаю. — Еще раз следствие предлагает вам дать правдивые показания о своей контрреволюционной деятельности, которую вы проводили совместно с другими лицами… — Вновь отвечаю, что виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности не признаю. — Вам зачитываются выдержки из показаний обвиняемых, которые, признав себя участниками контрреволюционной монархическо–церковной организации, показали следствию, что и вы являетесь участником данной организации и вместе с ними проводили контрреволюционную деятельность… Теперь вы себя признаете виновным? — Нет, не признаю. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Арефа Валаамский (память 7 августа по старому стилю)

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010