10 вопросов о священстве и священниках . Отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов , магистр богословия, профессор Московской духовной академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве. Фото Юлии Маковейчук//Фома. - – декабрь 2012. – С.24-25. – (рубрика « Тема номера. Священники »). Заданы вопросы: ВЕРА (раздел). – С.26-39. Александр Ткаченко . Что просить у Бога . Рисунки Наталии Салиенко//Фома. - – декабрь 2012. – С.26-31. – (раздел « Вера »). Толковый словарь: Догмат: граница истины . Подготовил Юрий Пущаев . Ил.: Второй Вселенский Константинопольский Собор. Василий Суриков. 1876//Фома. - – декабрь 2012. – С.32.- (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.33. Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ). Волки бродят кругом. Памяти преподобномученика Никона (Беляева) . Фото и копия доноса на священника предоставлены автором//Фома. - – декабрь 2012. – С.34-35. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 10 декабря Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Никона (Беляева). Родился в 1886 году в селе Савельево Московской губернии в семье священника Николая Беляева, в крещении назван Георгием. В 1902 году окончил Коломенское духовное училище, в 1908 году – Московскую духовную семинарию. Был назначен учителем в школу в селе Чашниково Московского уезда. При школе был интернат, где дети жили во время обучения, и Георгий со временем стал для них не только учителем, передающим знания, но и мудрым воспитателем, любящим отцом. Он организовал Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. В марте 1918 года рукоположен во священника и был назначен служить в Троицкую церковь в селе Протопопово Коломенского уезда вместо его тяжело заболевшего отца. В августе 1919 был арестован за то, что организовал сбор продуктов для малоимущих, и осужден на две недели принудительных работ. В 1921 году перед праздником Рождества были собраны продукты на содержание Коломенского епископа и бедствующих горожан. От священника потребовали, чтобы он сообщил имена жертвователей, он отказался. 4 ноября 1921 года отец Георгий был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и приговорен к ссылке в Архангельскую губернию. В 1925 году вернулся на родину и принял монашеский постриг с именем Никон, возведен в сан архимандрита и поставлен наместником Старо-Голутвинского монастыря. В 1929 году монастырь закрыли, архимандрита Никона обвинили в антисоветской агитации и приговорили к трем годам заключения в Соловецком лагере. В 1932 году без рассмотрения дела прибавили еще три года ссылки на севере. Вернувшись из ссылки, отец Никон служил во Власьевской церкви в Волоколамске. В конце ноября 1937 года арестован и приговорен к расстрелу тройкой НКВД. Расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-116...

351 Satisfactio, от facere satis, значит чистая, или совершенная уплата того, что подлежит уплате, иначе, – вполне достаточное возмездие за нарушение каких-либо правовых отношений. 352 В таких воззрениях католицизма находить свое объяснение учреждение римскою церковью инквизиции, равно и то, почему инквизиция и вообще римская церковь в средние века так неумолимо преследовала еретиков и действительных или мнимых врагов папства, и, поражая их духовными карами, томила также в страшных тюрьмах, подвергала ужасающим пыткам, жгла на кострах, проповедовала против них крестовые походы, осуждала целые города и даже области на совершенное истребление. Система католицизма такова, что ею требуется, чтобы виновные пред Богом и церковью получали должное возмездие. 353 Все приведенный положения об удовлетворении правосудию Божию за грехи и средствах удовлетворения выражены в Conc, trident. Sess. XIV. De poenitentia, cap. VIII–IX et can. XIII–XIV. Catech roman. P. II, с. V, qn. 52–54. 59. Сн. Беляева H. Я проф. Р.-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Каз. 1876 г. 15–33 стр. 356 Символические вероопределения р.-католической церкви не дают точного и полного определения, что такое индульгенция, но богословы западные согласны, что индульгенция есть отпущение временных наказаний вне таинства покаяния. Беляееа Н Я. Р.-Католич. учение об удовлетворении 35 стр. и след. 357 См. об этом в указан. труде проф. Беляева, 163 стр. и след , а также в «Богословской энциклопедии», изд. ж. «Странник» под словом: «индульгенции». 358 Первую индульгенцию и при том полную по поводу крестовых походов дал папа Урбан II, на соборе клермонском в 1095 году. См. у проф. Беляева в указан, труде, 177 стр. 359 Учредителем первого юбилейного года был папа Бонифаций VIII. Он объявил юбилейным годом 1300-й год, возвестив особою буллою, что каждый за одно только путешествие в Рим и предписанное посещение главных церквей может получить «не только полное, но и полнейшее прощение наказаний за все свои грехи», – без всякой епитимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

643 Блаж. Феодорит, сказавши, что даем Господним назван день второго пришествия, дает следующее объяснение этого места: «чтобы Мне, нашедши всех вас в неверии, не предать всех нескончаемому мучению, сначала придет Илия, возвестит вам о Моем пришествии и убедит вас, Иудеи, без всякого сомнения присоединиться к уверовавшим в Меня язычникам и составят единую Мою церковь . Отцами же называет пророк иудеев, как призванных прежде, а сынами, – язычников, как спасенных после иудеев. Посему, так как мы и ныне убеждаем Иудеев к благочестию, они же пребывают непокорными, завидуя нашему спасению, то справедливо сказано у пророка, что Илия устроить сердца отцов к детям, потому что убедить Иудеев вступить в общение с нами» (Толк, на пр. Maлax. IV гл.). Тоже говорить блаж. Феофилакт в толк, на ев. Uoahha XVIII, 10–11 . 645 Из древних учителей такое мнение выражал блаж. Феодорит. Сокр. изл. бож. догм. 23 гл. См. еще у Беляева проф. О безбожии и антихрист. 340–342 и 1008 стр. 649 Савинского. Эсхатологическая беседа Христа Спасителя. 332 стр. и след. По тому же вопросу см. в труде проф. Беляева. О безбожии, Введение Н. С-ва. Социалистический и откровенный взгляд на будущий строй земной жизни. СПб. 1907 г. 650 Литература. – Беляева А. Д. проф. О безбожии и антихристе. Обстоятельнейшее ученое исследование, пока вышедшее в 1-м томе, в котором рассматриваются вопросы о «подготовлении, признаках и времени пришествия антихриста». Сабурова. Об антихристе (Приб. к твор. отц. ц. 1858 г. XVII ч.). Учение св. отцов древней (1–VIII в.) церкви об антихристе (Пр. Соб. 1865 г. I ч.) Виноградова В. Антихристианство и антихрист, по учению И. Христа и апостолов. 1883 г. О конечных судьбах мира и человека. Москва. 1887 и 1889 г. гл. II. Богословского М. И. Человеке беззакония (Пр. Соб. 1885 г. II ч. – буквальный перевод ст. Деллингера) Орлова П. Критический обзор главнейших мнений об антихристе (Пр. Об. 1889 г. II ч). Оберлена. Пр. Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Перев. прот. Романова. СПб. 1882 г. 651

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

– Только что заслушанною резолюцией Его Высокопреосвященства от 14 апреля сего года (ст. II настоящего журнала) означенное постановление Совета утверждено. Определили: Не усматривая оснований к изменению постановления от 16 марта сего года относительно обратного зачисления Максимилиана Труфанова в списки студентов IV курса лишь с начала будущего 1911–1912 учебного года, тем более, что он не посещал лекций и не участвовал в практических занятиях в течении всего 2-го полугодия настоящего учебного года, – просьбу Труфанова о допущении его ныне же к сдаче выпускных испытаний отклонить. XVI. Прошения: а) Студента IV курса Андрея Гиляревского: «В виду того, что я при переходе на второй курс получил неудовлетворительную отметку на экзамене по предмету «Введение в круг богословских наук», покорнейше прошу Ваше Преосвященство допустить меня к новым испытаниям по названному предмету со студентами I-ro курса в мае месяце сего учебного года». б) Студента I-ro курса Тихона Попова: «Покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии разрешить мне держать в настоящем, 1910–1911 —130— учебном году экзамен по французскому языку сверх обязательного для меня экзамена по немецкому языку». в) Студента I курса Михаила Струменского: «Покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии разрешить мне держать экзамен по французскому языку сверх обязательного для меня экзамена по немецкому языку». Определили: Разрешить студентам Гиляревскому, Попову и Струменскому сдать устные испытания по указанным в их прошениях предметам в мае месяце текущего 1911 года. XVI. Прошение вольнослушателя Академии, окончившего курс Егорьевской гимназии, Николая Беляева: «Покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии допустить меня весною текущего учебного года к дополнительному испытанию по греческому языку, которое мне необходимо для зачисления моего в число студентов Духовной Академии». Справка: Указом от 12 октября 1910 года за 14051 Святейший Синод, отклонив возбужденное Советом Московской Духовной Академии ходатайство о принятии окончившего курс с золотой медалью Егорьевской гимназии Николая Беляева, выдержавшего в августе месяце 1910 года поверочные при Академии испытания, за исключением такового испытания по греческому языку, и занявшего первое место в разрядном списке державших означенные испытания, в число студентов I курса Академии, – разрешил «допустить Беляева к слушанию в текущем учебном году академических лекций, на основании § 150 Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) во ΙΙ-й курс – студентов I курса: 1) Введенского Михаила, Колосова Сергея, Загорского Александра, Матвеевича Виктора, 5) Куханова. Александра, Сикова Максима, свящ. Архангельского Иоанна, Драчева Николая, свящ. Делекторского Феодора, 10) Цвинева Ивана, иеродиак. Варнаву (Беляева) , Петкова Стояна, Голубцова Михаила, Ленчинского Ивана, 15) Щукина Александра, иеродиак. Сергия (Дабича), свящ. Вышелесского Константина, Беляева Николая , Пясецкого Петра, 20) Гераскевича Николая, Колчицкого Николая, Иванова Сергея, Садовского Евгения, Архиппова Петра, 25) Орлова Александра, Покровского Сергея, Арбекова Евгения, Орлова Антония, Прыткова Николая, 30) Волского Харлампия, Бельчикова Николая, Добросердова Сергея, Троицкого Николая , Дюлгерова Дмитрия, 35) Никольского Григория, Орлова Николая , Вознесенского Федора, Десятова Александра, Соловьева Алексея, 40) Сапожникова Николая, Покровского Гавриила, Пикунова Александра, Петрова Сергея, Любимова Александра, 45) Соколова Александра, Георгиевского Сергея, Крылова Григория, Аскалопова Стефана, Холмогорова Сергея, 50) Херсонского Василия, Вахаева Михаила, Никольского Леонида, Алферова Петра, Постникова Сергея (Самар.) 55) Бажанова —172— Василия, Никольского Николая , Постникова Сергея (Твер.) и 58) Мещерского Константина. б) в III-й курс – II курса: 1) Соколова Михаила (Моск.), Плотникова Александра, Попова Тихона, Садковского Георгия, 5) Струменского Михаила, Виноградова Николая , Подлуцкого Ивана, Смоленского Алексея, Волкова Бориса, 10) Лебедева Николая, Орлова Василия, Козырева Сергея, Ярещенко Александра, Залеского Сергея, 15) Дьякова Святослава, Лебедева Александра , Цуйманова Александра, Паргачевского Алексея, Лобова Гавриила, 20) Пятикрестовского Сергея, Иванова Александра , Соболева Василия, Глаголева Николая, Оглоблина Аркадия, 25) иеродиак. Максима (Руберовского), Соколова Михаила (Вифан.), Беляева Тихона, Синева Николая, Вознесенского Александра, 30) иеромон. Иоанна (Маргиева), Сергиевского Николая , Ярошевича Евгения, Скворцова Константина , Авраменко Михаила, 35) Голобородько Михаила, Богоявленского Николая, Нечаева Тихона, Четыркина Ивана, Устинова Павла, 40) Доброва Георгия, Лилеева Константина, Кузнецова Павла, Введенского Пантелеимона, Крылова Дмитрия, 45) Василевского Ивана, Лобанова Василия, Тихомирова Александра, Зыкова Вячеслава, Тихомирова Константина, 50) Ключарева Василия, Левковского Александра и 52) Величкина Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архистратиг Михаил прикоснулся к плечу протоиерея Иоанна Беляева, и тот почувствовал себя совершенно здоровым Жена петербургского протоиерея Ольга Ивановна Беляева сообщила о следующем событии из жизни своего отца, ныне покойного протоиерея Иоанна Беляева. Отец Иоанн по душе своей был очень добр и милостив к бедным, смиренен и кроток сердцем и ближнего своего действительно любил, как самого себя. С молодых лет он страдал неизлечимой болезнью – астмой и грудной жабой. Приступы жестокой болезни были столь часты, что смерть грозила ему ежеминутно. В один из великих праздников он шел в храм Божий для служения Божественной литургии. На пути от дома к храму лежал огромный камень. Подойдя к нему, отец протоиерей почувствовал себя плохо и без сознания упал на него. В тот же момент он увидел перед собой Архистратига Михаила с огненным мечом и копьем, который сказал ему: «За твою любовь к Богу и ближним я умолил Всевышнего о даровании тебе совершенного здравия». При этом Архангел своим копьем прикоснулся к плечу священника, внутри которого все наполнилось чувством жизни. В совершенном здоровье он встал и пошел служить Божественную литургию. С этого дня и до глубокой старости он не чувствовал сердечных приступов и умер совершенно от другой болезни. Видения подверженных запою Полураздетый, он стоял в реке и кричал: «Ну еще, еще! Налегайте, движется, идет!..» Как опасно чрезмерное пристрастие к вину, показывают три следующих факта заболеваний от запоя. I Житель города Киржач Иваново-Вознесенской области Е. В. Егоров однажды в середине октября впал в длительный запой. Как-то раз, несколько отрезвившись, он сидел в семье за столом. Вдруг он бросился к окну и, как бы видя кого-то, стал кивать головой и кричать: «Я сейчас, сейчас приду!» А жена его спрашивает: «С кем ты говоришь? Там, за окном, никого нет». Но он укоризненно сказал ей: «Разве ты не видишь, сколько народу пришло и зовут меня!» С этими словами он, в чем был дома, быстро выскочил за дверь и стремительно побежал из Киржача по направлению к селу Селиванову.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. M., 1991. Ч. I. С. 182–184 29 Мая. Понедельник. Полчаса ждем пропуск у ворот Дворца. Собираются любопытные, товарищи и праздный народ. Наконец дозволили в сопровождении солдат пройти мрачным коридором в Церковь. Опоздали на 15 минут. Когда пришли в зало, то вся свита была уже в сборе. Тотчас же явилась и вся царская семья. Молебен продолжался двадцать минут! Поминали благоверных рабов Божиих Николая Александровича, супругу его Александру Феодоровну и чад их, Алексея Николаевича, Ольгу Николаевну, Татьяну Николаевну, Марию Николаевну и Анастасию Николаевну. Многолетия не было. Подходили ко кресту дети с довольными улыбающимися лицами.[…] Дневник прот. А. Беляева с записями о службе его при Дворе.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 2077. Дети уже очень загорели, в особенности М. Они все вас целуют. – Жизнь та же сейчас – учатся каждый день, надо побольше, т. к. зимою болели – и потом время скорее проходит, раз они не могут как раньше быть целый день на балконе или в саду. От 8 до 8 позволено теперь – т. ч. они и Ал. по утрам часок гуляют. (Мал[енький] играет на островке). От 2–5 все – а еще с девочками от 4 ½ – 8 все-таки много на воздухе, и это им полезно всем. 29 мая 1917 г. Ц. С. Письмо Государыни М. М. Сыробоярской.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Ед. хр. 76. 3 и 4 июня. В Воскресенье Литургия началась в свое время и шла с 11 до 12 ч. Были за службою и Государь, и Государыня, и все пять чел. детей их. Слово говорил на Евангелие об избрании первых учеников Господом Иисусом Христом, коснулся и о народном избрании Преосв. Вениамина на Петроградскую кафедру подавляющим большинством голосов, несмотря на то, что Пр. Вениамин не имел еще самостоятельной Епархии, а лишь только был Викарием, и самым младшим из кандидатов избрания. Получил приглашение завтра отслужить молебен. Дневник прот. А. Беляева с записями о службе его при Дворе//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 2077. 29 июня. Четверг. Литургия в 11 часов. Вся царская семья была в церкви. Говорил о Св. Апостолах Петре и Павле. Проводил ту мысль, что один из апостолов ярко горел любовию и беззаветною преданностию ко Христу, а другой не с меньшею, если не большею горячностию пылал гневом и ненавистию к Сыну Божию; итак, тот и другой без особой благодати Божией оказались ничтожными к восприятию и познанию воплощенной истины. Ап. Петр после твердого исповедания веры от Христа, а Ап. Павла могло вразумить только необыкновенное чудо, совершившееся над ним для его вразумления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Киев. Ак. 1878 г. 6. 10. 12). Беляева Н. Я. проф. О католицизме. Критич. заметки по поводу загранично-русской апологии папства: «О церкви, Berlin 1888 г.“ Каз. 1889 г. Ст. II. Серединского Т. прот. Папа римский и собор вселенский. Рига. 1897 г. Овербека. Бесспорные преимущества православной кафолической церкви пред другими христ. исповеданиями (Хр. Чт. 1882 г. I–II т.; 1883 г I т.). Беляева А. Д. проф. О соединении церквей. Сергиев пос. 1897 г. 84–118 стр. Лопухина А. П. Противопапские движения в недрах р.-католицизма в XIX в. (Хр. Чт. 1899 г. I т.). Орлова Μ. И. свящ Светская власть папы пред судом латинского духовенства (там же, 1862 г. II; 1863 г. I т.). 796 Венский катехизис д-ра Вапплера, одобренный папою Пием IX. В катехизисе Дегарбе читаем: « церковь есть общество всех христиан на земле, которые исповеданием одной веры и употреблением одних таинств соединены под одною общею главою (папою, как наследником св. Петра) и под епископами, ему подчиненными (как преемниками других апостолов»). Даются в р-католических катехизисах иногда понятия о церкви с упоминанием о Христе, но в таком виде: « церковь есть собрание всех исповедующих веру Христову и Его учение, которые управляются на земле под единою высшею после Христа главою и пастырем» (Катех. иезуита П. Канизия) Есть и такие определения, по которым церковь составляют лишь видимые правители ее: «предстоятели, правители и князья церкви, соединенные со своей верховной главой, составляют то досточтимое и высокое собрание, которое называют учащею церковью, или, в тесном смысле этого слова, только церковью». (Догматика еп. Ирзика). Эти и другие р.-католические определения приводятся в указ. кн. прот. Лебедева О главенстве папы. 19–21 стр. 797 Напр. Dieringer в его «Karhol. Dogmatic». р. 514–515. Сн. прот. Лебедева. О главенстве папы. 47 стр. 798 Так проповедует римская газета «Цивильта» (Ianus, стр. 43, где приводится и самый текст из «Цивильты»). В средние века обоготворение пап доходило до того, что иные из писателей этого времени прямо называли папу Господом Богом (Dominus Deus), а иные задавались вопросами такого рода: «кого нужно почитать более – папу или св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ильинское (Тутка, Ильинское на Тутке), урочище. Церковь Илии Пророка. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Ильинская с. Тутка (с. Ильинское на Тутке, с. Тутково, пог. Илья Пророк) каменная, с каменной колокольней и оградой. Построена в 1833 г. на средства Анастасии Степановны Щербачевой. Кладбище при церкви. Престол один во имя прор. Илии. Расстояние от Костромы 170 в., от Солигалича 50 в. Ближайшие церкви: Успенская с. Нижнего-Березовца в 15 в. и Николаевская в Чудце в 18 в. К настоящему времени сохранилась только колокольня Ильинской церкви. У прот. И. Беляева (1863 г.) есть упоминание о древней деревянной церкви с деревянной колокольней. В списках населенных мест по сведениям 1870-72 гг. в селе Ильинском на Тутке также упоминаются две церкви. http://www.old-churches.ru/so_033.htm Приход Ильинской церкви в погосте Ильинское, что на реке Тутке (Ильи Пророка) располагался в 50 верстах от уездного города Солигалича, вдоль обоих берегов одноименной речки на старинном торговом тракте Буй – Николо – Чудцы – Верхний Березовец – Солигалич. В административном отношении погост относился к старинной Корежской волости Галичского уезда, а позже к Чудцовской волости Солигаличского уезда. В 15 верстах, в сторону Буя располагалась Николаевская церковь села Николо – Чудцы Солигаличского уезда, а также почтовая станция Чудцы и фельдшерский пункт. Название местности «Тутка» имеет древние корни и происходит от речки Тутка и финно-угорских племен чуди и мери, проживавших здесь до появления в 14-15 веках славян. В тоже время, название поселения, возможно, от фамилии или прозвища «Тутка», носитель которых переселился с северо-западных окраин Руси. Такие фамилии там можно встретить и сейчас. Одновременно с колонизацией славян стали появляться здесь и православные церкви. Возведение первого храма на берегу Тутка неизвестно, но у протоиерея Иоанна Беляева (1863 г.) имеется упоминание о нахождении здесь древней деревянной церкви с деревянной колокольней. Она сохранялась вплоть до конца 19 века и стояла рядом с каменной Ильинской церковью. Об этом имеются сведения и в списках населенных мест Солигаличского уезда за 1870-72 годы (стр. 329). Известно, что в 1723 году в церкви преподобного Илии на Тутке службу вели поп Иван Сергеев, пономарь Артемий Сергеев, дьячек Иван Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=39077

77. Аврелий Августин, блж. О граде Божьем. Кн. 20, гл. 19.// 78. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье. СПб. Алетейя, 2000. С.426-427) 79. Истрин В.М . Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исследования и тексты. М., 1897. С. 6-7 80. Б.Г. Деревенский отмечает, что в источниках «царство римское» могло быть заменяемо на «царство христианское». Возможно, в этом месте изначально стояло «царство римское». 81. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье.- СПб. Алетейя, 2000.- С.441-442 82. святитель Иоанн Златоуст.Толкование на второе послание к Фессалоникийцам. Беседа 4// 83. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла// 84. Изложено по пересказу А.Д. Беляева: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixriste#1_5 85. Изложено по пересказу А.Д. Беляева: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixriste#1_5 86. Отождествление «тайны беззакония» с Нероном и императорами-гонителями мы находим в упоминаемых толкованиях у св. Викторина Петавийского, Амвросиаста, блаж. Аврелия Августина, блаж. Иеронима Стридонского, святителя Иоанна Златоуста, блаж. Феофилкта Болгорского и др. 87. Единственный, у кого мы нашли противопоставление Римского царства Царству Христову это священномученик Ипполит Римский: « Мне пришла на сердце некоторая мысль, могущая оказать пользу душе, посему я и не оставлю ее нераскрытой. После того, как в сорок втором году при Кесаре Августе родился Господь, со времени которого стало процветать Римское царство, после того, как и Господь чрез своих апостолов призвал все племена и языки и (таким образом) создал общество верующих христиан, носящих в сердце своем Господа и имя ново, - с тех пор, в подражание этому и тем же самым образом стало действовать и то царство, которое «по действу сатанину» господствует теперь, и оно подобным же образом, собирая наиболее сродных себе из всех племен и называя их римлянами, само начало готовиться к борьбе. Вот почему, собственно, когда Господь родился в Вифлееме, и была произведена первая перепись при Августе, дабы люди мира сего, записавшиеся у земного царя, получили имя римлян, а верующие в Царя Небесного получили имя христиан, которые носят на челе победный трофей над смертью ». Однако и это противопоставление у автора не так однозначно: ведь Сам Господь был записан в переписи и значит тоже получил имя римлянина. Скорее всего, священномученик имел в виду действие все той же «тайны беззакония». (Священномученик Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. Книга четвертая. О видении пророка Даниила. Видение восьмое. О четырех зверях// )

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010