начали работу уездные и приходские духовные уч-ща. В 1849 г. были напечатаны и разосланы по храмам переводы на удмурт. язык Евангелий от Матфея и Марка, а также катехизиса (работа над переводами началась в 1818). 30 авг. 1839 г. еп. Неофит в сослужении всего городского духовенства совершил закладку собора во имя блгв. кн. Александра Невского в память о посещении Вятки в 1837 г. наследником цесаревичем Александром Николаевичем (впосл. император); автором проекта был архит. А. Л. Витберг , в то время отбывавший в Вятке ссылку. Еп. Елпидифор (Бенедиктов) способствовал учреждению мон-рей в юж. уездах В. е., населенных преимущественно марийцами, многие из к-рых придерживались язычества. В 1856 г. открылся елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь . По благословению архиерея был разрушен жертвенник марийскому божеству Кереметю на берегу р. Немды. В 1863 г. вышел в свет 1 «Вятских епархиальных ведомостей» . В том же году открылось 3-классное епархиальное жен. уч-ще, в 1868 г. преобразованное в 6-классное, в 1885 г. при нем начала работу образцовая церковноприходская школа. В 1865 г. иером. афонского Андреевского скита Паисий привез в Вятку икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» и крест с частицей Животворящего Креста Господня, святыни побывали также в Слободском, от них совершилось множество исцелений. В память об этих событиях в вятском Преображенском жен. мон-ре был заложен храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», освящение к-рого состоялось 31 авг. 1882 г. В 1868 г. по прошению Вятского еп. Аполлоса (Беляева) в епархии было учреждено Сарапульское викариатство , местом пребывания Сарапульского епископа являлся Успенский Трифонов мон-рь. Еп. Аполлос заботился о распространении Православия среди марийцев, внес на рассмотрение Святейшего Синода предложение о назначении на приходы священников-марийцев. В 1870 г. по благословению еп. Аполлоса был основан Вятский комитет Правосл. миссионерского об-ва, плативший жалованье «инородческому» епархиальному миссионеру и содержавший миссионерские школы, задачей к-рых было утверждение в Православии крещеных и обращение в христианство некрещеных марийцев, удмуртов и бесермян.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Замечательное место в жизни Московской духовной академии послереволюционных лет занимает бывший инспектор, а в 1918 г. помощник ректора архимандрит Иларион (Троицкий) , впоследствии архиепископ. Как видно из публикуемого дневника, архимандрит Иларион часто служит и произносит проповеди . Он неравнодушен к судьбам Церкви и народа, стремится молитвой, делом и словом противостоять трагедии, постигшей страну. Профессор А. Д. Беляев относится к отцу Илариону иногда как внимательный наставник к прилежному и способному ученику (по его молодости), делает критические замечания относительно его проповеди . Так, 24 декабря по поводу прочитанного отцом Иларионом «Слова на Рождество» святителя Григория Богослова он замечает, что оно «для народа слишком искусственное, да и произнесение было довольно спешное, не ораторски рассчитанное. Лучше было бы произнесть каждое речение увесистее, сокративши его наполовину». Впрочем, впечатление от служения отца Илариона у него осталось хорошее... 9 Александр Дмитриевич отмечает, что помощник ректора Академии говорит в своих проповедях «о православной вере как надежной защите от теперешней разрухи» 10 , не боится констатировать бедственность времени, призывая молиться 11 . Живой отклик в дневниках А. Д. Беляева находит смерть архиепископа Никона (Рождественского) 12 , известного публициста и церковного деятеля, с 1916 г. жившего на покое в Троице-Сергиевой лавре. Автор передает обстоятельства кончины архипастыря, отзываясь о нем с большой симпатией: «Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих кельях. Будто бы ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил; вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз. Думал ли тогда, что это уже последнее его служение, трудолюбец и талантливый, но мало любимый за строгость» 13 . Перед кончиной владыка болел «своею аортною болезнию» 14 . Александр Дмитриевич был на выносе тела и первой панихиде, отслуженной наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым) 15 , казначеем архимандритом Досифем (Андреевым) и бывшим ризничим архимандритом Аполлосом (Беляевым) . Лицо почившего было закрыто «плисовым черным одеянием с белыми словами и изображениями». Открытая правая рука, держащая крест, «была бледна, но как живая, не опухшая, не измененная ни в чем» 16 . Отпевание архипастыря совершалось 2 января в Трапезной церкви после обедни. Богослужение возглавил митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) в сослужении наместника и братии Лавры. После отпевания архимандрит Кронид в надгробном Слове тепло отозвался о почившем: «Его считали скупым, это неправда: он помогал нищим, но тайно. Его листки оказали благотворное влияние. Никон прославил Лавру, и она благодарит его...» 17 . Последними словами архиепископа Никона были: «Да будет воля Господня». 16 декабря. Воскресенье

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

31 окт. 1932 г. И. был арестован по обвинению «в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти», заключен в тюрьму Брянска. Виновным себя не признал, все обвинения категорически отверг. 15 марта 1933 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Западной обл. к ссылке в Северный край на 5 лет. По возвращении из ссылки направлен служить в Калугу, в Никольский храм на Козинке. Был возведен в сан архимандрита. Осенью 1937 г. арестован по обвинению «в активной контрреволюционной деятельности» вместе с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. На следствии И. подтвердил свои высказывания, что советская власть «несправедливо проводит репрессии в отношении... духовенства» и «в результате ее политики по всему Советскому Союзу закрылись церкви». Но при этом отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с архиеп. Августином, прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Аполлоном Бабичевым и членом церковного совета Михаилом Арефьевым . Казнен вместе с ними, погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1810. Л. 129 об.- 130; Ф. 903. Оп. 1. Д. 304. Л. 25 об.- 26; Д. 339; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт.-367; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-13244, П-14030. Ист.: Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004. С. 88-89, 109, 424; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 2. С. 312, 337, 490, 546, 552, 589. Лит.: Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан. Калуга, 1993. Т. 1. С. 441; Дамаскин. Кн. 5. С. 365, 405-407, 414; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 475-477; Оптина пуст.: Годы гонений: Жития новомучеников и исповедников/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1. С. 23-29; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника...: Подвижники Мещовского края. М., 2007. С. 154-168; Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альм. 2007. Вып. 1. С. 78-79, 105; Кизяев О. Сиропитатель-мученик//Правосл. христианин. 2008. 7. С. 35-37; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008. С. 89-94.

http://pravenc.ru/text/577952.html

Кладбищенская церковь св.Троицы построенна в 1772-1775 гг. артелью мастера Ивана Коршунова на средства купца Ивана Платунова. Церковь маленькая и скромная (в ней до революции не было даже постоянного штата, она была приписана к собору), но примечательна барочными воротами. В старину ворота стояли отдельно от церковного здания. В 1908 году общине удалось получить разрешение на перестройку храма, но ворота Императорская археологическая комиссия ломать запретила (с пожеланием, чтобы и колокольню оставили старую, а расширение сделали за счет алтаря). Придумали так: храм расширили по бокам и на запад до самых ворот; и сейчас через центральную арку попадаешь прямо внутрь церкви (старую колокольню все же сломали). В 1941 году Троицкая церковь была закрыта, в ней помещался склад, а затем архив. Колокольня и купол были разобраны. В 1994 г. Троицкая церковь была передана общине. Интересно, что при реставрации (проект архитектора В.Г. Ситникова) колокольню 1910-х годов с шатровым навершием воссоздавать не стали, а соорудили ее как у старого храма XVIII века - невысокую, с куполом и шпилем. Таким образом храму был частично возвращен его первоначальный облик. Живопись внутри храма частично возобновлена вятскими художниками, на стенах и в киотах - старые иконы из слободских церквей. Под сводами купола текст 38-го псалма: " Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся а з " . Старые могилы вблизи церкви ухожены. Справа от алтаря - могила архиепископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева). По болезни в 1885 году он оставил Вятскую кафедру и жил на пенсии в Слободском Богоявленском монастыре. После кончины был похоронен в склепе под алтарем монастырской Троицкой церкви, в 1997 году при восстановлении храма (сейчас он освящен в честь иконы Божией Матери " В скорбех и печалех Утешение " ) склеп из-за ветхости разобрали, а могилу перенесли на старое городское кладбище. http://tornado-84.livejournal.com/181411.html Кладбищенская церковь св.Троицы, построена в 1772-1775 гг. артелью мастера Ивана Коршунова на средства купца Ивана Платунова. Церковь маленькая и скромная (в ней до революции не было даже постоянного штата, она была приписана к собору), но примечательная пышными барочными воротами. В старину ворота стояли отдельно от церковного здания. В 1908 году общине удалось получить разрешение на перестройку храма, но ворота Императорская археологическая комиссия ломать запретила (с пожеланием, чтобы и колокольню оставили старую, а расширение сделали за счет алтаря). Придумали так: храм расширили по бокам и на запад до самых ворот; и сейчас через центральную арку ворот попадаешь прямо внутрь церкви (старую колокольню тогда все же переделали).

http://sobory.ru/article/?object=08733

Библиография. 1.Беляев А.Д. Дневниковые записи (отрывки) 1875-1876 гг.//ОР РГБ. Ф. 26. Картон 1. Ед.хр.7. 2. Беляев А.Д. Дневник за 1876 – 78 гг.//ОР РГБ. Ф. 26. Картон 1. Ед. хр. 1. 3. Беляев А.Д. Дневник за 1890 г.//ОР РГБ. Ф. 26. Картон 1. Ед.хр. 25. 4. Из писем к родителям студента Московской Академии семидесятых годов//Академия у Троицы 1814-1914, Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914 г. С. 141 – 171. 5. История развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе/Библиотека РГУ имени С.А. Есенина//URL: http://library.rsu.edu.ru/p6687/(Дата обращения: 17.03.2016). 6. Краткие воспоминания о Московской Духовной Академии в период 1876 – 1880 гг. Студента семидесятых годов.//Академия у Троицы 1814-1914, Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914 г. С. 172 - 201. 7. Мельков А.В. Протоиерей Александр Горский и Московская Духовная Академия//URL: http://www.mpda.ru/site_pub/1109194.html (Дата обращения: 04.03.2016). 8. Каптерев Н.Ф. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский. Из моих личных воспоминаний//Академия у Троицы 1814-1914, Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914 г. С. 495 - 509. Приложение 1. [Извещение – объяснительная студента Николая Виноградова на приговор студенческого суда с пометками адресатов на нем] . На руки. 24 ноября. 3. К многоуважаемым моим Товарищам : Николаю ФеодоровичуМемнонову, Александру Дмитриевичу Беляеву, Николаю Николаевичу Страхову, Николаю Александровичу Заозерскому, Ивану Михайловичу Милованову, Евгению Михайловичу Сиротину, Ивану Николаевичу Головину, Алексею Ивановичу Вознесенскому, Дмитрию Александровичу Щедроватому, Евграфу Михайловичу Иваннинскому, Василию Алексеевичу Гагинскому, Николаю Аполлоновичу Тихомирову, Николаю Ивановичу Троицкому, Ивану Ивановичу Соколову, Алексею Евгеньевичу Виноградову, Валериану Федоровичу Любимову, Аркадию ФеодоровичуГрузову, Иосифу Петровичу Советову, Павлу Иоанновичу Крутикову, Петру Ивановичу Грандицкому – цвету современной академической молодежи, блестящей надежде общества и государства Российского .

http://bogoslov.ru/article/5269001

В биографическую канву епископа Семиреченского Пимена тема метеорита, подобно неразгаданному символу, входит дважды. В ряду событий, предшествовавших его приезду в Верный, было отмечено падение небесного тела. Оно случилось в феврале 1917 года в среднеазиатских горах Ала-Тау на Курдайским перевале между городами Пишпеком и Верным. Маршрут Пимена, направлявшегося в Верный, пролегал по перевалу вскоре после того, как там наблюдали яркую полосу в небе, взрыв, поднявшуюся бурю и долгое таинственное свечение неба 16 . Далее мы расскажем о семьях Белоликовых и Орнатских. Ниша, которую занимали их представители в социально разнородной Российской империи, семейные предания, радости и горести близких, лица и интонации, − всё это сыграло роль в становлении личности епископа Пимена. Образы из родной среды и отечественной истории задавали представления о России, ими руководствовался Пимен в хаосе революционного времени. Белоликовы Преосвященный Пимен, епископ Семиреченский и Верненский, родился в селе Васильевском-Романове Череповецкого уезда Новгородской губернии 5/17 ноября 1879 года. При крещении шестой ребёнок из десяти в семье потомственного сельского священника Захарии Ивановича Белоликова был наречён Петром. Фамилия «Белоликовы» имеет чисто церковное происхождение 17 , и в годы репрессий духовенства многочисленным племянникам епископа она приносила немало тревог. О представителях этой фамилии можно судить по документам из областных архивов Новгорода и Вологды, прежде всего, метрическим книгам и клировым ведомостям. Сведения имеются и в «Новгородских епархиальных ведомостях», в адрес-календарях Новгородской губернии. Их дополняет семейное предание – то, о чём рассказывали или писали в семье Белоликовых-Орнатских. Жизнь священника Захарии Белоликова прошла безвыездно на одном месте, и родом он был оттуда, где Бог судил ему жить, воспитывать детей и служить пред алтарём. Он родился в 1842 году в селении Новая Череповецкого уезда. Обучение его проходило неподалёку − в Кирилловском духовном училище, располагавшемся на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Но для продолжения образования пришлось отправиться за 500 с лишним вёрст от родного села в Новгородскую духовную семинарию. В учении он выделялся большими успехами. Лишь по причине сиротства образование не продолжил, а женился на священнической дочери. От преосвященного Аполлоса (Беляева) принял духовный сан и вступил на приходское служение в родном селе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Из крестьян Владимирской губернии. Образование домашнее. 29.10.1877 г. пострижен в монашество. 22.11.1877 г. рукоположен во иеродиакона. 25.09.1886 г. рукоположен во иеромонаха. С 03.03.1893 г. эконом Лавры. 20.05.1901 г. возведен в сан игумена; с 11.03.1904 г. казначей Лавры. 09.05.1904 г. возведен в сан архимандрита. О нем см.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 25235. Л. 2 об. – 4. Подлинник. Рукопись. Послужной список архимандрита Досифея (Андреева).) 621 (Отец АполлосАполлос ( Беляев Александр , 1839–07.01.1921) – архимандрит, экклисиарх Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сын священника, обучался в среднем отделении Калужской ДС. 14.12.1868 г. пострижен вмонашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 19.02.1871 г. рукоположен во иеродиакона. 25.09.1881 г. рукоположен во иеромонаха. 09.01.1895 г. утвержден братским духовником. С 24.11.1896 г. ризничий Лавры. С 06.12.1896 г. член учрежденного Собора Лавры. 17.05.1904 г. возведен в сан архимандрита. С 24.06.1906 г. экклисиарх Лавры. О нем см.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 25235. Л. 4 об. – 6. Подлинник. Рукопись. Послужной список архимандрита Аполлоса (Беляева) .) 622 (М. Багрецов – Багрецов Михаил, протоиерей. Окончил МДС (1864), рукоположен во иерея к церкви Рождества Христова Сергиева Посада. В 1918 г. входил в состав комиссии при Совете советов для защиты имущества Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и приходских церквей Сергиева Посада (от Совета приходских церквей); см.: Из «Дневника» профессора А.Д. Беляева //Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000. С. 133.) 623 (...третий храм, освященный мною: первый – на Афоне... в Андреевском скиту... второй... Пятницкий, принадлежащий Лавре... – Об освящении Андреевского собора в Андреевском скиту на Афоне см.: Дневник. Т. 1.С. 604. Об освящении храма мч. Параскевы Пятницы см. Примеч. к л. 5.) Читать далее Источник: Дневник : в 3-х том./митрополит Арсений (Стадницкий). - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2006-2015./Том 2. : 1902-1903. - 2012. - 532 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

2356 Маковский Сергей Константинович (1878–1962), художественный и литературный критик, поэт, издатель. Сын живописца акад. К. Е. Маковского. Основатель и соредактор журналов «Старые годы» (1907–1915), «Аполлон» (1909–1917), устроитель художественных выставок. В 1913 г. вошел в Со­вет Общества изучения древнерусской живописи, участвовал в журнале «Русская икона». В 1917г. уехал из Петрограда в Ялту, в 1920 г. эмигрировал в Прагу. Редактор журнала «Искусство славян» (1923–1926), первый председатель (1921), заместитель председателя (1922–1924) пражского Союза русских писателей и журналистов (1921–1924), в 1925 г. переехал во Францию, соучередитель па­рижского художественного общества «Икона» (1925). 2357 Беляев Николай Михайлович (1899–1930), историк искусства. Племянник последнего царско­го военного министра М. А. Беляева . Учился на историко-филологическом факультете Петроградско­го университета (осень 1916 – весна 1917), занимался в семинаре у Н. И. Кареева. Служил в Добровольческой армии (1917–1920), в ноябре 1920 г. эмигрировал в Константинополь, в 1922 г. – в Прагу, закончил отделение истории искусства философского факультета Карлова университета (1922–1927) со званием доктор философии (диссертация посвящена фибулам в Византии). Один из создателей, активный участник и ученый секретарь Семинария им. Η. П. Кондакова, редактор его сборников ста­тей, с 1928 г. редактор серии «Zografika», а также полного издания «Русской иконы» (два тома иллю­страций и первый том текста) и «Очерков и заметок по истории средневекового искусства и культуры» Н. П. Кондакова . С 1929 г. занимался со студентами-стипендиатами семинария, читал лекции по древнехристианскому искусству, о Η. П. Кондакове и его научной деятельности. H. М. Беляев трагически погиб под колесами грузового автомобиля 23 декабря 1930 г. О нем см.: Острогорский Г. Николай Михайлович Беляев (1899–1930)//SK. Praha, 1931. Т. 4. С. 253–260. 2359 В фонде С. Ф. Ольденбурга письмо Марра с упоминанием Η. П. Кондакова не обнаружено (ПФА РАН. Ф. 208. Оп. З.Д. 371).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—277— ного психологического и исторического анализа, сопоставлений и выводов. Не имея возможности признать сочинение г. Пятницкого удачной кандидатской работой, мы тем не менее, принимая во внимание тот факт, что автор несомненно потрудился над своим сочинением, – рекомендованную ему литературу об Екатерине Сиенской изучил достаточно, признаем его сочинение удовлетворительным, а г. Пятницкого – заслуживающим степени кандидата богословия». 9) Исправляющего должность доцента Дмитрия Коновалова о сочинении студента Самарянова Александра на тему: «Аполлоний Тианский»: «Сочинение г. Самарянова базируется на Филостратовой биографии Аполлония Тианского. Автор изучал её в греческом подлиннике и в этом заключается главное достоинство его работы. Изложив подробно повествование Филострата о жизни Аполлония Тианского, автор с разных сторон обсуждает вопрос о полуисторической, полулегендарной личности Тианского мудреца и анализирует его религиозно-философское учение. В этой сфере ему трудно было сказать что-нибудь новое и оригинальное по сравнению с тем, что он нашел в немецких пособиях и особенно в прекрасной и очень обстоятельной статье проф. М. И. Каринского (Журнал Министерства Народного Просвещения за 1876 год). Но, опираясь на непосредственное знакомство в подлиннике с главнейшим источником сведений об Аполлонии Тианском, он с полным успехом разобрался во множестве разноречивых мнений, связанных с этой загадочной личностью, и представил в своем сочинении обстоятельную и законченную монографию на избранную им тему. С внешней стороны сочинение г. Самарянова производит благоприятное впечатление (изложение – вполне литературное), за исключением греческих цитат, орфография которых оставляет желать много лучшего. – Как сочинение на ученую степень кандидата богословия, оно вполне заслуживает последней». 10) Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента иеродиакона Серафима (Звездинского) на тему: «Учение Св. Иоанна Златоуста о спасении»: —278— «Для о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9, 6, 7 Ночь облачн[ая], тум[ан], иней, тих[ий] SW; день облачи[ый], тум[ан], иней, тих[ий] SW; ночь облачн[ая], туман[ная], тих[ая]. У обедни в соборе хорошо пели. Наместник, по обычаю, громогласно сказал поучение. На базаре продают только сено, дрова, ветошный хлам; а продуктов безусловно никаких. Не купить даже редьки. Вот плоды социализма, учетов, твердых цен и якобы борьбы с спекуляцией. Л. 171 Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих кельях. Будто бы ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил, вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз. Думал ли тогда, что это уже последнее его служение? трудолюбец и талантливый, но мало любимый за строгость. 31 декабря 7, 6 1 / 2 Ночь облачн[ая], тум[ан], иней, тих[ий]; день облачн[ый], снег малый, слаб[ый] с умер[енным] порыв[ом] SE; ночь... Ныне после поздней обедни тело Никона в гробе вынесли в трапезную церковь наместник, казначей Досифей 61 и ризничий Аполлос 62 . По внесении они отслужили панихиду, я был на выносе и панихиде. Открыта только рука правая, держащая крест, около креста малое Евангелие. Лицо закрыто плотно плисовым черным одеянием с белыми словами и изображениями, рука бледна, но как живая, не опухшая, не измененная ни в чем. Софья Серг[еевна] Воскресенская 63 жалуется, что ее дом забрали большевики: с нее берут 80 р[ублей], да 55 р[ублей] с поставленных жильцов невзирая на то, что ее сын в красной армии. Не щадят ни вдов, ни сирот. Декабрь безморозен, очень снежен, облачен, а в конце и в середине туманен и иневат. Морозов от 10 до 14 б[ыло] мало, а больше – меньше 10. Вторая половина теплее первой. Оттепели б[ыли] 14, 16 (капли дождя), 17, 19, 26, 27. Ветры преобладали – SW с снегами и умеренными морозами и S с теплом, туман[ом], инеем. Что иней – к урожаю 64 , это я слыхал в Раненбурге и здесь. Народные приметы о жизни и явлениях природы большею частию верны, и если, главное, благоприятн[ой] весна окажется, то благоприятная зима поможет ей, в свою очередь, в плодоносии. Подай, Боже! Умилосердись над злосчастным русским народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010