237. При этом письме были посланы I–IV строфы IV главы «Евгения Онегина», не вошедшие в окончательный текст («В начале жизни мною правил…») — ср. примеч. 236. Наш Вестник — «Московский Вестник» (см. примеч. 220). Фауст — «Сцена из Фауста». Байбак — С. А. Соболевский. 238. Фауст — «Сцена из Фауста». Господин, который вопрошал — И. М. Снегирев, цензор. Альманах «Урания» — не был издан. Европейский журнал — «Московский Вестник» (см. примеч. 220). Индейская сказка — «Переход через реку…» В. П. Титова. Альманах издателя Благонамеренного — «Календарь Муз» А. Е. Измайлова; Вяземский в статье об альманахах («Московский Телеграф», 1827, ч. XIII, отозвался о нем презрительно. Журнальный сыщик Сережа — библиограф С. Д. Полторацкий. Стансы к царю — «В надежде славы и добра…». Песни — «Песни о Стеньке Разине». 239. Приписка на письме Алексея Н. Вульфа и А. Н. Вульф. Шутливая подпись Пушкина вызвана замечанием Алексея Н. Вульфа об орехах — «кои для меня столь же вкусны, как для тебя пироги яблочные». 240. Ответ на письмо Бенкендорфа от 22 августа 1827 г. Дело с Ольдекопом — см. письмо 82. Соображения Пушкина о правах литературной собственности были оставлены без внимания. 241. 2-е издание «Бахчисарайского фонтана» вышло в декабре 1827 г. 243. Раевский — Н. Н.-младший, под начальством которого служил Лев Сергеевич Пушкин. 244. Анна Петровна — Керн. «Где Онегина 2-я часть?» — II глава романа издавалась под наблюдением Соболевского. Другие главы — I, III–VI. Живот, Калибан — прозвища Соболевского. Наши, они — редакция «Московского Вестника» (ср. примеч. 220). 245. Посылаю — вероятно, стихотворение В. И. Туманского «Песенка». Голубые глаза — его же стихотворение, напечатанное в «Северных Цветах на 1828 год» под названием «Прекрасным глазам». Отрывок из Онегина — строфы XXVII–XXX главы IV. Стансы — «В надежде славы и добра…», дозволенные к печати. Москва — отрывки из VII главы «Евгения Онегина». Калайдович — К. Ф., археограф, историк и филолог. Очевидно, просил у Пушкина что-нибудь для своего «Русского зрителя». Высший цензор — Николай I, пожелавший сам быть цензором Пушкина.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

В киевских курсах риторики обычно выделяется 3 стиля: «stylus sublimis» (высокий стиль), «stylus medius» (средний стиль) и «stylus infimus» (низкий стиль). За каждым из этих стилей закреплялись определенные жанры и арсенал лингвостилистических средств. Много внимания уделялось письмам. Раздел о письмах относился то к риторике, то к поэтике. Обычно объяснялось, что такое письмо, каковы его материя, форма, цель и происхождение, выделялись главные части письма, приводились примеры. В 60-80-х гг. XVIII в. в классе риторики кроме курса словесности преподавали также арифметику, географию и Закон Божий. Позже арифметика и география вошли в программу высшего грамматического класса. В 80-х гг. XVIII в. в К.-М. а. ввели преподавание русского языка. Преподаватель истории и географии получил указание излагать эти предметы на русском языке с соблюдением «выговора, каков употребляется в Великороссии». Три лучших студента были направлены для изучения словесных наук, особенно для освоения «великороссийского говора и произношения», в Московский университет, с тем чтобы по окончании курса они возвратились в Киев преподавать. В кон. XVIII - нач. XIX в. в К.-М. а. курс русской поэзии читался по руководству еп. Аполлоса (Байбакова) «Правила пиитические о стихосложении российском и латинском…» (1-е изд.: Байбаков А. Д. Правила пиитические в пользу юношества, обучающегося в Московской славено-греко-латинской академии. М., 1774), латинской - по учебнику архиеп. Феофана (Прокоповича), русская риторика - по сочинениям М. В. Ломоносова, латинская - по книге католического автора Габриэля Франциска Ле Же (1657-1734) (1-е изд.: Le Jay G. F. Ars rhetorica ad Tullianam rationem exacta. Venetiis, 1730; в 1797 и 1800 издана в С.-Петербурге) и книге немецкого пастора Иоганна Фридриха Бурга (1689-1766) (1-е изд.: Burg J. F. Elementa oratoria, ex antiquis atque recentioribus facto praeceptorum delectu tironibus eloquentiae. Breslau, 1736; в 1776 издана в типографии Московского ун-та). В классе поэтики изучали и переводили на латынь катехизис, изучали латинскую просодию, периоды, тропы и фигуры, разделы об изобретении и украшении из риторики Ломоносова, читали книгу о должностях человека и гражданина, двустишия Катона, а для примера и подражания - произведения лучших латинских и русских поэтов. Ученики сочиняли стихи на русском и латинском языках. В риторическом классе читали комментарии к Евангелиям, изучали российскую и латинскую риторику с объяснением на обоих языках. Для подражания и перевода читались произведения лучших русских и латинских авторов и занимались риторическим разбором этих произведений. Ученики сочиняли периоды, хрии, письма, большие речи на русском языке и латыни.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

. . В среде простецов необходимо отличить одну особь: простеца-живчика, который, в противоположность сонливости простеца-байбака, поражает юркостью своих движений и чрезмерной подвижностью мысли и чувств. Живчик, по преимуществу, — любитель посмеяться. Каламбуры, анекдоты, пародии — вот пища, которою он не может достаточно насытиться. Поэтому он почти исключительно ютится около так называемой мелкой прессы, которая бойко торгует анекдотами. В большой прессе, — в сущности, впрочем, столь же мелкой, но издающейся простынями, — он заглядывает только в литературный фельетон да в отдел журнального обозрения. В первом его прельщают шутовство, бойкость пера, скандалы; во втором — передержки, подтасовки, полемика, или, как он ее называет, взаимное «щелканье» газет и журналов. — Читали? читали фельетон в «Помоях»? — радуется он, перебегая от одного знакомца к другому, — ведь этот «Прохожий наблюдатель» — это ведь вот кто. Ведь он жил три года учителем в семействе С — ских, о котором пишется в фельетоне; кормили его, поили, ласкали — и посмотрите, как он их теперь щелкает! Дочь-невесту, которая два месяца с офицером гражданским браком жила и потом опять домой воротилась, — и ту изобразил! так живьем всю процедуру и описал! — А! так вот оно что! так это она? То-то я давеча читаю, как будто похоже… — догадывается собеседник, тоже из породы живчиков. — Еще бы! Марья-то Ивановна, говорят, чуть с ума не сошла; отец и мать глаз никуда показать не смеют… А как они друг друга щелкают, эти газетчики! «Жиды! хамы! безмозглые пролазы!» — так и сыплется! Одна травля «жидов» чего стоит — отдай все, да и мало! Так и ждешь: ну, быть тут кулачной расправе! — Да и бывает! И действительно, казусы кулачной расправы нынче нередки. «Критика» даже в такой решительной форме, как «жиды», «пролазы» и т. д., оказывается уже недостаточною в качестве последнего слова. На сцену появляется палка, кулак, но надо сказать правду, что покуда больше всего достается диффаматорам. Скверное это ремесло и по существу и по последствиям, но, несмотря ни на что, ряды диффаматоров не только не редеют, но день ото дня становятся плотнее и плотнее. Стало быть, таково уже знамение времени. Дурные инстинкты взяли такую силу, что диффаматор почти фаталистически глубже и глубже погрязает в пучине. Посвящая всего себя исключительно диффамации и клевете, он далеко не уверен, что занятие это пройдет ему даром, и все-таки идет навстречу побоям. Идет трепетною стопою, оглядываясь по сторонам, но идет . Быть может, он знает, что читатель-живчик назовет его «молодцом», и это поддерживает его в трудном странствии.

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

И так мы начинаем. Она пишет об " объекте " куда, почему-то светские власти в лице полномочного представителя в УрФО П.М. Латышева, губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя и мэра г. Екатеринбурга А.М. Чернецкого не хотели пустить Святейшего. И самое главное, они угрожали Патриарху снять охрану, если он будет стремиться посетить Ганину яму! Ну, просто оригинально! Ладина в своем амплуа! Хочу ей сообщить, что визит на Ганину яму был согласован с протоколом Святейшего Патриарха и был опубликован в Екатеринбургской " Епархиальной газете " . В своей книге " Первосвятитель на Уральской земле " , игумен Димитрий (Байбаков) тоже полностью опубликовал расписание визита Патриарха на Ганину яму, где черным по белому напечатано: " 17.00. Выезд в урочище Ганина яма к месту уничтожения тел Царственных Страстотерпцев. В 17.30. Прибытие в урочище Ганина яма " . Ведущая программы «Честное мнение» на телеканале «Союз» Светлана Ладина. В реальности Святейший Патриарх Алексий, ознакомившись с протоколом своего визита на Урал, (где служба охраны Святейшего и дорожные службы Екатеринбурга высказывали предположение о трудности охраны данного места, каким является урочище на Ганиной яме, поскольку оно находится в лесу и дорога к нему не обустроена), не стал планировать визит на Ганину яму. Однако, по просьбе архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, он внес свои коррективы в протокол. В статье Светланы Ладиной говориться, что якобы власти противились этому мероприятию, которое в действительности было согласовано с протоколом Патриарха и что самое главное, проверено представителями Федеральной службой охраны Российской Федерации, без чего не обходится ни одно мероприятие, связанное с визитами первых лиц России - Президента и Патриарха. На самом деле, перед тем, как первое лицо приезжает в тот или иной регион, проходит ни одно совещание и обязательно с выездом на место, чтобы оценить ситуацию и безопасность, и только после всего этого принимается решение о посещении того или иного " объекта " .

http://ruskline.ru/opp/2024/03/14/vse_pr...

В.В. Виноградов Притоманный, доконный Притоманный, доконный. Б. В.  Томашевский в своей книге «Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения» намекал на возможность связывать «Письмо Калиника Чупрынского» с участием и именем Пушкина, ссылаясь на то, что здесь «между прочим, цитируется «La Guzla» Мериме как раз на тех страницах, которые позже Пушкин целиком перепечатал при «Песнях Западных славян». Но в стиле этого письма есть такие речевые особенности и приметы, которые едва ли можно отнести к Пушкину. Прежде всего следует упомянуть о диалектном слове притоманный, которое неизвестно в языке Пушкина и которое в ту эпоху связывалось главным образом с украинским языком, хотя оно свойственно и говорам южновеликорусской области и даже некоторым диалектам северновеликорусского наречия. В «Словарях Академии Российской» (1789–1794 гг. и 1802–1822 гг.) слова притоманный нет. М.  Макаров в 1820 году среди областных народных слов, «уже совершенно забытых хожденьем и употребительных языком русским, поместил некоторые слова разных уездов Рязанской губернии» (см.: Труды общества любителей российской словесности, 1820, ч. 20, с. 12–26. Краткая записка о некоторых простонародных словах Рязанского, Пронского, Скопинского, Михайловского, Ряжского и Спасского уездов Рязанской губернии, с объяснением их значения). В числе этих слов оказались некоторые слова, затем канонизированные Гоголем, например, байбак, телепень. Здесь же: «притоманно– будто бы правда, точно так, или лучше: почти так, почти правда» (там же, с. 19). Д. Дмитриевский в том же томе «Трудов Общества любителей росс. словесности» отметил слово притоманно в значении: «досконально, верно, точно так» – среди «простонародных наречий, употребляемых в разных округах Владимирской губернии» (там же, с. 204). В новой серии этих «Трудов» – «Сочинения в прозе и стихах» (1822, ч. 1) Николай Суровцев, учитель Вологодской гимназии, включил слово притоманный в значении «собственный», «свой» в «список слов особливых Вологодской губернии» (там же, 1822, ч. 1, с. 275).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Фото. - С.68-69. Полезные рассказы (Для детей от 7 лет)       Чтобы дети полюбили чтение, с ними надо читать. Но что именно? Какие книги увлекут ребенка? Какие книги он не сочтет нудными? Мы предлагаем произведения, рекомендованные книжными экспертами «Фомы» - литературоведами, писателями, учеными. И конечно, опытными родителями. Виталий Коржиков. «Веселое мореплавание Солнышкина» /Представляет Наталья Богатырёва. Ил.: Обложка книги//Фома. - - июль2023. – С.69. – (раздел « Люди »,  рубрика « У вас будет ребенок. Полезные рассказы »). Виталий Коржиков (1931–2007) был хорошо знаком с морской жизнью. Его книга началась с отдельных морских историй, которые он записывал для развлечения своих маленьких сыновей. Готовую книгу сначала не хотели печатать, потому что она выставляла советских моряков в глупом виде. Еще бы! Капитан по прозвищу «Плавали-знаем» — враль и недоучка. Матросы провозят мальчишку в поезде, спрятав в мешок. Радист и боцман то и дело попадают в курьезные ситуации. Впервые отрывок из «Мореплавания Солнышкина» опубликовали в газете «Пионерская правда» в 1965 году, и он сразу вызвал восторг у читателей. Только тогда книга была опубликована. Леша Солнышкин, мальчишка четырнадцати лет, без паспорта и без гроша в кармане, уезжает из родной деревни, чтобы стать моряком. Он бредит морем, а когда человек так целеустремлен, его мечты обязательно сбываются, пусть и не вполне точно. По стилю изложения повесть можно сравнить с «Приключениями капитана Врунгеля» Андрея Некрасова. В ней действуют обыкновенные люди, но встречаются и фантастические элементы. Например, умный кит помогает матросу добраться до парохода, дрессированные медведи драят палубу. Эта книга из тех, что проглатываются за один-два вечера. КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-97. 5 любимых картин художника Анны Байбаковой. [Из вошедшей в публикацию автобиографической справки « Анна Байбакова » (С.72): «Я родилась в Петербурге Получила образование художника. Еще в 90-е училась иконописи, но потом ее оставила и ушла в живопись и иллюстрацию.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

Мальчик бросился в горящий дом, услышав крики о помощи 31 октября. ПРАВМИР. Юный житель деревни Япарсаз Зилаирского района Башкирии Ильназ Байбактин, рискуя жизнью, спас женщину во время пожара. История произошла в один из октябрьский дней, сообщает пресс-служба республиканского управления МЧС. После занятий в школе 16-летний Ильназ встретился с друзьями, чтобы поиграть в футбол. Игра была в самом разгаре, когда парень увидел отблески пламени в окне одного из домов по улице Крымгужина. Юноша побежал посмотреть, что происходит. Когда Ильназ понял, что это пожар, он крикнул друзьям, чтобы бежали за помощью (мобильных телефонов ни у кого не было), а сам бросился в горящий дом, услышав крики о помощи. Все помещение было заполнено дымом, почти ничего не было видно. Посреди задымленной комнаты юноша обнаружил женщину, она находилась в шоковом состоянии и не могла идти самостоятельно. Ильназ схватил ее за руку и, пробираясь на ощупь, вывел из дома. В доме оставался мужчина-инвалид, Ильназ попытался прорваться в здание еще раз, но пламя моментально охватило строение. Горящие конструкции обрушились. Получив сообщение о пожаре, на место прибыли пожарные — добровольцы из пожарной команды села Матраево и огнеборцы из пожарной части. Они потушили пожар и в ходе разбора завалов нашли тело хозяина дома. По предварительный данным, причиной пожара стала неосторожность при курении. Женщина, которую спас Ильназ, не пострадала. Ильназ учится в 10 классе в школе села Матраево, в семье Байбактиных пятеро детей. Сейчас Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан готовит ходатайство о представлении его к награждению ведомственным знаком отличия МЧС России. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 апреля, 2024 18 апреля, 2024 19 октября, 2016

http://pravmir.ru/v-bashkirii-podrostok-...

Закрыть В Екатеринбурге получила государственную регистрацию православная гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго 10:09 15.05.2021 947 В Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения получила государственную регистрацию православная гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго. Она учреждена приходом во имя святого целителя Пантелеимона и разместилась в живописной лесопарковой зоне на Сибирском тракте, сообщает епархиальный сайт . На территории в один гектар по специально разработанному проекту было построено современное здание учебного заведения площадью около 6 000 м2, располагающее не только просторными аудиториями, но и собственной столовой, спортивным и актовым залами, библиотекой, медкабинетом и даже бассейном. Как рассказал руководитель проекта, архимандрит Димитрий (Байбаков), гимназия имеет дошкольное отделение, или детский сад, с пятью группами по 20 воспитанников, и школьное, собственно гимназию - 11 классов по 25 человек. Всего здесь будут получать воспитание и образование около 400 детей. Поскольку концепция проекта предусматривает вовлечение в него детей в течение полного дня, то в гимназии предусмотрены многочисленные кружки и секции, проводятся экскурсии и поездки, а также организовано полноценное трехразовое питание. Задачей учебного заведения отец Димитрий видит дать детям качественное гуманитарное образование и хорошее христианское воспитание. Название гимназии было выбрано общиной в память о посещении храма Целителя Пантелеимона Святейшим Патриархом Алексием 26 сентября 2000 года. Оно также утверждено решением Епархиального совета и благословлено митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением. Экономическая модель проекта основана на кооперации. Приход предоставляет гимназии здание и коммунальные ресурсы, а родители вносят пожертвования на содержание детей в размере себестоимости питания воспитанников и зарплаты учителей. На сегодня это составляет около 10 тысяч рублей в месяц. В настоящее время здание гимназии принято в эксплуатацию и приход ведет подготовку документов для получения конфессиональной аттестации и государственной лицензии на образовательную деятельность.

http://ruskline.ru/politnews/2021/05/15/...

– Я знаю, что ни в одном из храмов, где вы служите настоятелем, во время службы деньги не собирают. Слишком хорошо живете? – Обычно живем. Эта традиция берет начало от моих детских комплексов: мне не нравилось, когда во время богослужения бабушки обходили прихожан с подносами, прямо под возгласы священника, пересыпали деньги в жертвенный ящик, и грохот монет заглушал службу. Когда у меня появилась возможность это отменить – я тут же отменил. По мне, если человек захочет жертвовать, то найдет возможность это сделать. – Как вы находите силы нести многочисленные послушания? Иду выполнять благословение. Без «хочу/не хочу», «могу/не могу». Мне по-другому нельзя: я – монах – Вся моя жизнь – это несение послушания . Обычно владыка вызывает меня к себе и говорит: «Отец Димитрий, вот там-то и там-то нужно восстанавливать (или строить, или открывать) новый храм. Вы не возьметесь?» Я отвечаю: «Как благословите». И иду выполнять благословение. Без «хочу/не хочу», «могу/не могу», «есть настроение/нет настроения». Мне по-другому нельзя. Я – монах. – А вам случалось бросать дело на полпути или элементарно не справляться? – Божии дела нереализованными быть просто не могут. Даже когда, казалось бы, для их воплощения нет вообще никаких условий. Но человек предполагает, а Бог располагает. Другое дело, что Божественный план порой воплощается совсем не так, как ты представляешь. Была у меня одна история. Как-то раз в одной больнице собрались открывать храм. Этого желали больные, желали врачи. Я подготовился, приезжаю к главврачу. Он меня хорошо принял, выслушал внимательно. А в конце разговора сказал: «Отец Димитрий, я не против открытия храма. Я даже за. Давайте сейчас пройдем по больнице. И вот, где вы место для него найдете, там ему и быть». Мы пошли осматривать больницу. Я смотрю: а места-то нет! Теснота ужасная. Коридоры узенькие, холла нет, палаты переполнены. И тогда я решил идти другим путем. Сейчас в этой больнице работает одно из лучших сестричеств города. Они взяли на полное обслуживание несколько палат с тяжелобольными. Туда постоянно приезжает батюшка, соборует, причащает. Так Господь нашу неудачу обратил во благо большее, чем мы хотели.

http://pravoslavie.ru/80647.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Чему учит «Пражская весна» В 1968 г. Чехословакия стала полем борьбы США против СССР за европейский газовый рынок 30.05.2018 1108 Время на чтение 10 минут Ровно полвека тому назад в ЧССР набирала обороты одна из первых «цветных революций» на территории Европы, известная более как «Пражская весна». К середине мая 1968 г. она достигла таких масштабов, что могла обрушить коммунистический режим и бросить страну в объятия НАТО. Естественно, это не могло не вызвать тревоги у СССР и его союзников по Варшавскому договору. Сегодня на Западе причинами тех событий называют назревшую необходимость либеральных реформ в соцстране и обвиняют Советский Союз, то есть нынешнюю Россию, в военном подавлении чешской «перестройки». Мягко говоря, лукавят господа, а если сказать без обиняков, то просто-напросто лгут. За намерениями якобы построить «социализм с человеческим лицом» стояли вполне конкретные экономические интересы Соединенных Штатов на европейском континенте. У СССР в Европе тоже были свои немалые интересы, причем нас и эти страны не разделял океан. Именно на территории Чехословакии произошло жесткое столкновение этих интересов, и отнюдь не случайно: речь шла о путях транспортировки углеводородов из СССР в Западную Европу (как и сейчас из России), а в дальнейшем и о возможном освоении европейского газового рынка. Отметим, что роль энергетического экспорта в реализации внешнеполитических векторов СССР определилась еще во второй половине прошлого века, когда после смерти Сталина (приравнивавшего торговлю ресурсами к торговле Родиной) усилившееся стремление к интеграции в мировую экономическую систему привело к идее организации крупномасштабных поставок газа в Западную Европу. Инициатива таких хозяйственников, как Н.К. Байбаков, А.К. Кортунов, Б.Е. Щербина, Н.С. Патоличев, учитывающая окончание «эпохи дешевой нефти» и усиливающийся «ресурсный национализм», не без дискуссий, но была поддержана советским политическим руководством. При этом руководители советской страны прекрасно понимали, что именно энергетическое сотрудничество, в первую очередь, могло стать своеобразным мостом над всеми идеологическими барьерами и способствовать сближению Западной Европы и Восточного блока.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/30/chemu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010