805 Там же, л. 244. Из 912 церквей было 12 соборных, 38 ружных при девичьих монастырях и безприходных, 830 церквей приходских, 14 цер. домовых, 4 кладбищенских, 5 безприходных, приписанных к другим церквам. 806 Там же, лл. 68–69, 169–172, 304. В Новгородскую епархию из Вологодской поступили г. Белоозеро с 1 собор. храмом и 12 приходскими и безприходными церквами, в уезде один штатный III кл. мужской монастырь и 81 цер., гор. Кириллов – 1 соб. цер., 1 муж. первоклассный монастырь, в уезде – 1 муж. и 1 жен. монастыри III класса и 96 цер., г. Череповец – 1 соб. цер., в уезде одна заштатная пустыня и 50 цер.; в Ростовскую епархию отошло из Ярослав. губ. Пошехонского уез. – 18 цер. 808 Мы не указываем состава городов епархий по губерниям, так как впереди на стр. 531–536 помещен полный список городов по губерниям. Нужно заметить, что при приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими границами даже деревни от старых приходов отписывались в другие епархии и приписывались к новым приходам, соответственно их губернскому и уездному делению. 810 Арх. Св. Син. д. 1788 г. 51, л. 37. Тогда же воронежский епископ Тихон переведен был на Тверскую кафедру, а на его место в Воронеж назначен архимандрит Троице-Сергиевой пустыни С.-Петербургской епархии и ректор Александро-Невской семинарии Иннокентий (Полянский); Феофил, викарий старорусский, переведен в Тамбов, а на его место старорусским викарием назначен архимандрит новгородского Юрьева монастыря Афанасий; в Орловскую и Севскую епархию назначен архимандрит ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Аполлос (Байбаков). 814 Письма митрополита московского Филарета к А.Н. М. (Муравьеву) 1832–1864 г. Киев. 1869 г. стр. 51–52. 817 1. Новгородская епархия, в ней Новгородской губ. – 723 цер., должно поступить из Тверской епархии – 3 цер., всего должно быть – 728 церквей. 2. С.-Петербургская епархия, в ней С.-Петербургской губ. – 170 цер., должно поступить по С.-Петербургской губ. из Новгородской епархии – 90 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1812 году, как видно из донесения учителя Николая Клементьевского (в последствии Никанора, митрополита новгородского) учение в риторике происходило таковым порядком: «в понедельник, среду и пяток (в марте) преподаваема была большая часть риторики, коей и пройдено до приступа; во вторник и четверток занимаемы были ученики историею российскою. В поздние классы переводили по выбору лучшие места из стихотворцев и ораторов. Задачи в продолжении месяца на латинском языке было две, на российском столько же». Поэзия. С 1767 до 1799 года класс поэзии соеднен был с риторикой: из отзывов наставников за этот период времени видно, что они преимущественно посвящали время преподаванию риторики, а пиитикою занимались весьма мало, так что в отзывах за некоторые месяцы о поэзии нет и помина. Но поэзия несколько была восстановлена, когда в ректоры Троицкой семинарии поступил Аполлос Байбаков, читавший поэзию в московской академии и напечатавший в 1774 году свои «правила пиитические о стихотворении российском и латинском. » В конце 1778 года он подал Платону от имени семинарской конторы представление, в котором писал: «в находящейся Троицкой лавры семинарии риторический и пиитический класс доселе преподаваем был нераздельно одним учителем, а чрез сие и для учеников в своем курсе и для учителя было немалое затруднение; но как ваше преосвященство, в бытность вашу в лавре, приказали поэзии особливо обучать мне – ректору два раза в неделе: того ради не соблаговолите ли, ваше преосвященство, приказать для обучения оного класса отобрать несколько человек учеников, способных к поэзии и обучать по методу, который при сем представляется» Метод этот состоял в следующем «1) будет читана поэзия по урокам, составленным для классического улотребления в Московской академии; из них правила будут прилагаемы к уразумению видов стихов латинских и русских, посему нужно будет повторять и латинскую просодию. 2) К изучению правил будет присоединяема практика, так что ученики по образцам латинских и русских стихотворений будут сочинять свои задачи или подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Существовавшее в Академии до 1775 года обыкновение толковать Катехизис и сказывать проповеди по воскресным дням продолжалось с успехом; в том и другом примером и образцом был Платон, который, как мы уже видели, прославился на этом поприще. Он давал направление юным проповедникам. Опыт убедил его, что отвлечённое, схоластическое и сухое изложение учения о догматах и добродетелях в проповеди мало приносит пользы слушателям, если проповедник силою собственного убеждения и силою живого слова не возбуждает в сердцах любви к добродетели и потом не укрепляет их в вере. Прочитав проповеди одного из проповедников, Мельхиседека Заболоцкого, Платон писал к Преосв. Августину: «скажите, чтобы он теоретических и догматических мыслей подалее себя вёл, чтоб не заблудиться, а более держаться нравоучения». Действительно, когда неверие в западной Европе довело натуралистов и атеистов до явного восстания против добродетелей, предписанных Словом Божиим; когда во имя равенства, братства и свободы, под предлогом восстановления прав человечества, полились потоки крови человеческой во Франции; когда алтарь Христов и престол Государев были ниспровергнуты: тогда необходимо было проповеднику не только вооружаться против неверия, суеверия и расколов, но, утвердив истину догматов, раскрывать высоту нравственного учения, вникать в жизнь человеческую и разнообразные её отношения, согреть неверующее сердце любовью к добру, которое составляет цель жизни, и таким путём подавить семена лжемудрований кичливого разума. Обнимая умом своим новые пути Философии при свете Евангельской веры, Архипастырь убедился, что «от умозрительных наук более вреда, нежели пользы и что ежели вера ослабнет, а с нею вместе благонравие, то никакой не учинят помощи ни просвещение, ни мужество». В духе обличения писал и сам Архипастырь и академические проповедники против умственной заразы, тем более что проповедники западного учения в России были, по большей части, воспитателями юношества и что проникшие в неё сочинения Энциклопедистов рассевали плевелы в образованнейшем высшем классе народа. Под влиянием сего протектора Академии образовалось много достойных проповедников, каковы например: Макарий Сусальников, Амвросий Подобедов , Серебряников, Протасов, Аполлос Байбаков, Афанасий Иванов, Моисей Гумилевский, Павел Понамарев, Дамаскин, Руднев, Владимир Тредьяков, Моисей Платонов, Августин Виноградский , Аарон Нарцизов и другие. Это был период процветания красноречия духовного 43 . Тогда в публике обнаружилось живое сочувствие к духовному красноречию; аудитория и церковь полны были слушателями, в числе которых находились многие вельможи, университетские Профессора и почётные граждане 44 . Это не могло не служить сильным поощрением для проповедников и не возбуждать в них соревнования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

После смерти митроп. Стефана главным противником архиеп. Феофана оставался архиеп. Феофилакт (Лопатинский). С воцарением Анны Иоанновны обстоятельства изменились. Значение Феофана возросло вновь. “Камень веры” был запрещен (запрещение снято только имп. Елисаветой). Феофан достиг полного торжества. Московская Академия, где Блонницкий и Лящевский были наставниками, образовала многих толкователей Священного Писания , особенно Нового Завета. Феофилакт (Горский), ректор (1770–1774), написал “Соглашение” Писания. Воспитанник Академии Аполлос (Байбаков) издал читанные им толкования на послания апостола Павла. Другой воспитанник Академии, будущий митроп. Гавриил (Петров), известен как толкователь соборных посланий. По толкованию Священного Писания ценны труды еп. Мефодия (Смирнова) , Иринея (Клементьевского) , одного из просвещеннейших пастырей (†1818), Иннокентия (Смирнова) , еп. Пензенского, еп. Чигиринского Иринея (Фальковского), митроп. Филарета (Дроздова) , архиеп. Японского Сергия (Тихомирова) , проф. Н. Глубоковского (†1937 году в Софии) и Михаила (Лузина) , еп. Курского. Епископ Мефодий, ректор Академии (1791–1795), написал “Священное богословие, основанное преимущественно на Священном Писании ”. Он известен также как историк, педагог и филолог. Особенно плодотворен в толковании Писания был ректор Ярославской семинарии, впоследствии епископ Псковский Ириней (Клементьевский) . Он написал толкования на послания к Римлянам и Евреям, на 12 малых пророков и на пророка Даниила, толкование на псалмы. Он известен также как догматист и филолог, переводчик святоотеческих творений с греческого языка. Преподаватель киевской Академии Ириней (Фальковский) писал толкование на послания апостольские. Святитель Тихон Воронежский считал нужным и решился сам перевести Псалтирь с еврейского и Новый Завет с греческого на русский язык, но “постеснялся” издать свои труды. Префект Московской Академии Стефан (Прибылович) написал род катехизиса в 14 статьях под названием “Путь в царствие Божие”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

августа 9 и 26 чисел указов на чреде священнослужения и для сказывания проповедей архимандриты монастырей: Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского Аполлос (Байбаков) и ростовской епархии Борисоглебского Ириней». По назначении Иринея епископом в Тверь, Синод, вновь указывая на штат Святейшего Синода и в соответствие сему штату, ходатайствовал и после повторял свои ходатайства о назначении в Синод членами их архимандритов ставропигиальных монастырей: Новоспасского Павла (Пономарева) и Воскресенского Ново-Иерусалимского Платона (Любарского). Утвержден был Павел(Пономарев) и пробыл в Синоде до назначения его 12 февраля 1794 года епископом нижегородским. На место его по докладу Синода 22 февраля 1794 года назначен был Мефодий (Смирнов) из архимандритов новоспасских и присутствовал до 12 мая 1795 года, когда был назначен епископом воронежским. Затем с 20 мая 1795 года следовал Амвросий (Орлин) из новоспасских же архимандритов, который 13 мая 1796 г. был назначен епископом вятским. На место Амвросия Синод представлял новоспасского архимандрита Анастасия (Братоновского). Доклад этот был подан императрице Екатерине, но разрешен был 12 ноября 1796 года императором Павлом. Между синодальными членам, подобно Димитрию Сеченову, и митрополит Гавриил пользовался особым положением. Приведем два рескрипта, разъясняющие в некоторой степени отношение государыни к нему и Иннокентию псковскому и вообще то, как государыня доверительно относилась к современным ей иерархам. В первом рескрипте она писала: «Преосвященный митрополит новгородский и с-петербургский! предположенья мои о заведении школ по всей Империи до такового успеха достигли, что голления об установлении народных училищ в С.-Петербурге нынешнего года намерена открыть главные народные училища в двадцати пяти губерниях. Но как нужно с ними же вместе ввести и учение нижних классов, -то для сего необходимо иметь сорок человек из духовных семинарий, кои через три месяца в здешнем главном народном училище могли бы навыкнуть способу для преподавания учения присвоенному.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Отметить нужно ещё, что Платон  сам  немало жертвовал  денег  на содержание студентов  Академии и внёс, кроме того, отдельный капитал  на содержание пяти лучших  студентов, которые потому к своей фамилии должны были по выходе из  Академии прибавлять прозвище «Платонов». Всего лучше можно представить себе отношение Платона к  его питомцам  на примерах  некоторых  лиц, можно сказать, всем  обязанных  заботливости Платона. Так, он  особенно благоволил  к  окончившему в  1800-м  году курс  в  Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу ярославскому, Евгению). Казанцев  написал  хорошую оду, и Платон  назначил  его преподавателем  высшего грамматического класса в  только что открытую Вифанскую семинарию. Здесь Казанцев, наряду с  ректором  и префектом, каждый день в  пятом  часу был  приглашаем  к  Платону, который поил  всех  их  чаем, беседовал  с  ними и никогда не отпускал  их  ранее десятого часа, даже и в  том  случае, когда y него были посторонние гости. С  Казанцевым  Платон  больше чем  с  другими разговаривал, давал  ему поручение угощать по праздникам  учителей, помогал  ему в  материальных нуждах, делал разные подарки (Отношение Платона к  своим  питомцам. A. А. Беляева М. 1895 г., стр. 3–5). Благодаря такому поощрению Платоном истинно-талантливых  людей (заметить нужно, что Платон  некоторых  воспитанников  Славяно-греко- латинской Академии отравлял  для усовершенствования в  науках  в  петербургскую Академию Наук, в  Московский Университет и даже за границу), русская Церковь и общество получили много полезных деятелей. Таковы были: Филарет  (Дроздов), митрополит московский, три Амвросия (Подобедов , Серебряников  и Протасов), Макарий (Сусальников), Аполлос  (Байбаков), Аеанасий (Иванов), Моисей (Гумилевский), Павел  (Пономарев), Дамаскин  (Руднев), Моисей (Платонов), Митрополиты: Серафим, Михаил и Никанор, Августин, архиепископ  московский, и многие другие. Замечательно, что Платон  обнаруживал какое-то особое прозрение при знакомстве с  людьми. Так, он  придавал  особое значение Филарету. Когда в  Коломне открылась священническое место, то прихожане просили Платона дать им  в  священники учителя Дроздова. Но Платон  ответил  им: «Дам  я вам  его! Я берегу его на своё место». Другой раз, садясь в  карету после прогулки в  Вифанской роще, Платон  подал, мимо других  его провожавших, свою руку Дроздову с  словами: «ты меня один поддержишь!» Никанору (митрополиту Петербургскому) при посвящении его в  иеродиаконы Платон  сказал: «храни обеты, иди путём  смирения и терпения – будешь первенствовать в  соборе владык »...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842. Еп. до 1835. Бенедикт Григорович 1842–1850. Дамаскин Россов 1850–1851. Аркадий Федоров 1851–1869. Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877. Палладий Пьянков 1877–1882. Павел Доброхотов 1882–1897. Назарий Кириллов 1897–1901. Анастасий Опоцкий 1901–1905. Мисаил Крылов 1905–1908, Никанор Надежин 1908. Каргопольское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в Сласо-Преображенском Каргопольском мон.): Варнава Накропин 1911. Омская, учр. в 1895 г. 36 Кафедра в Омске Епископы Омские и Семипалатинские: Григорий Полетаев 1895–1900. Сергий Петров 1901–1903. Михаил Ермаков 1903–1905. Гавриил Голосов 1905–1911. Владимир Путята 1911. Епископы Омские и Акмолинские (с 4 окт. 1911 г.): Владимир Путята 1911. Семипалатинское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в г. Семипалатинске): Киприан 1911. Оренбургская, учр. в 1799 г. Кафедра в Оренбурге (перенесена из Уфы в 1859 г.). Епископы Оренбургские и Уфимские: Амвросий Келембет 1799–1896. Августин Сахаров 1806–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Феофил Татарский 1819–1823. Амвросий Морев 1823–1828. Арнадий Федоров 1829–1831. Михаил Добров 1831–1835. Иоанникий Образцов 1835–1849. Иосиф Богословский 1849–1853. Антоний Шокотов 1853–1858. Антоний Радонежский 1858–1859. Епископы Оренбургские и Уральские 37 : Антоний Радонежский 1859–1862. Варлаам Денисов 1862–1866. Митрофан Вицинский 1866–1879. Архп. с 1879 . Вениамин Быковский 1879–1882. Вениамин Смирнов 1882–1886. Макарий Троицкий 1886–1895. Николай Адоратский 1895–1896. Тихон Клитин 1896; скончался вскоре после назначения. Владимир Соколовский 1896–1903. Иоаким Левицкий 1903–1908. Оренбургские и Тургайские: Иоаким Левицкий 1908–1910. Феодосий Олтаржевский 1910. Челябинское викариат., учр. в 1908 г. Епископы: Дионисий Сосновский 1908. Орловская, учр. в 1788 г. 38 Кафедра в Орде (с 1819 г.) Епископы Орловские и Севские: Аполлос Байбаков 1788–1798. Досифей Ильин 1798–1817. Иона Павинский 1817–1821. Гавриил Розанов 1821–1828. Никодим 1828–1839.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Более-менее самостоятельные труды по апостолу Павлу появляются только с конца XVIII в. . В 1785–1787 годах архимандрит Аполлос (Байбаков), ректор Московской славяно-греко-латинской академии, издал толкования на послания апостола Павла. B 1792 г. архимандрит Мефодий (Смирнов) зачитал на открытом собрании Славяно-греко-латинской академии свое толкование на послание к Римлянам. Его перевод и комментарий выдержали три издания (1794, 1799, 1815) и стали первым библейским переводом на русский язык . Архимандритом Иринеем (Фальковским, +1823), ректором Киевской Духовной Академии, были составлены толкования на все апостольские послания. Работа по исследованию посланий святого апостола Павла активизировалась после реформ духовных школ в середине XIX в. Одной из первостепенных задач отечественных библеистов стал анализ славянских рукописей и подготовка нового русского перевода Священного Писания. Специально апостолу Павлу свои труды посвятили епископ Амфилохий (Казанский-Сергиевский) и Воскресенский Г.А. Член-корреспондент Академии наук по отделению греческой и славянской палеографии, епископ Амфилохий издал 4-х томный труд: «Древлеславянский Карпинский Апостол XIII века с греческим текстом 1072 года…» (1888) . Посланиям святого апостола Павла специально посвящен 2-й том; в 3-м томе содержатся сведения о древних переводах Апостола, исправлениях, дополнения к описанию рукописей. По трудам епископа Амфилохия можно исследовать судьбу славянских переводов Апостола, его заслугой является привлечение к изданию большого числа церковно-славянских и греческих рукописей. Воскресенский Г.А. написал магистерскую диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века. Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII—XV веков» (1879 г.) , участвовал в работе Комиссии по научному изданию славянской Библии, издал «Древлеславянский Апостол» (в 5 выпусках, 1892—1908) . По словам проф. Муретова М.Д., труды проф. Воскресенского по исследованию славянорусских текстов «составляют твердую основу для всех дальнейших изысканий в области редакций древнеславянского Библейского текста» . 

http://bogoslov.ru/article/2454099

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АПОЛЛОС (БАЙБАКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Аполлос (Байбаков) Редакция текста от: 12.03.2012 09:50:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/20036.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010