XVII в. была преобразована в мон-рь, в 1819 упразднен в связи с размещением на его территории архиерейского дома, возобновлен в 1998), Введенский (женский, в Орле; основан в 1686, сгорел в 1843, возобновлен на новом месте в 1848, закрыт в 1923, возобновлен в 1995), во имя блж. Ксении Петербургской (женский, в с. Долбенкине Дмитровского р-на, бывш. имение вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и вел. кн. Сергея Александровича; основан в 2010 на месте действовавшего с 2002 подворья московской Марфо-Мариинской обители милосердия), во имя сщмч. Кукши (мужской, в дер. Фроловке Мценского р-на; основан в 2012). Упраздненные: Архангельско-Вознесенский (женский, в Мценске; основан в XVI в., разорен в Смутное время, возобновлен в 1661, сгорел в 1695, возобновлен к нач. XVIII в., снова сгорел в 1754, в том же году начато его восстановление, упразднен в 1764), Троицкая пуст. (мужская, в Кромах; основана в XVI в., разрушена в Смутное время, возобновлена в 1604-1612, упразднена после 1734), Христорождественский (женский, в Болхове; основан в XVI в., упразднен в 1764), Петропавловский (мужской, в Мценске; основан в XVI-XVII вв. на территории Малого острога Мценской крепости, в 1694 переведен на окраину Мценска, закрыт в 1923), Ильинский (женский, в Новосиле; основан в 1686-1687, закрыт в 1764), Всехсвятский (женский, в Болхове; основан в 1857 как жен. община, в 1875 община преобразована в мон-рь, к-рый был закрыт в 1923), Предтеченский Клюев (женский, в сельце Посошки Кромского у. (ныне с. Рыжково Сосковского р-на); основан как жен. община в 1879, в 1911 община преобразована в жен. мон-рь, закрыт после 1917). Архиереи еп. Аполлос (Байбаков; 5 июня 1788 - 26 окт. 1798), еп. Досифей (Ильин; 26 окт. 1798 - 4 июня 1817), еп. Иона (Павинский; 22 июля 1817 - 21 июля 1821), еп. Гавриил (Розанов; 18 сент. 1821 - 22 мая 1828), еп. Никодим (Быстрицкий; 15 июля 1828 - 30 дек. 1839), архиеп. Иннокентий (Сельнокринов; 28 янв.- 25 апр. 1840), еп. Евлампий (Пятницкий; 22 июня 1840 - 12 нояб. 1844), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

скит Артемиева Веркольского мон-ря, на берегу Святого оз. (основан в 1885, закрыт в 1920-1922); Николаевский муж. скит, на Югорском Шаре, приписной к Артемиеву Веркольскому мон-рю (основан в 1890, к 1893 насельники погибли от цинги); Сурский во имя святого апостола Иоанна Богослова , в с. Сура Пинежского р-на (жен., основан прав. Иоанном Кронштадтским в 1899 как жен. община, закрыт в 1920-1922, возрожден постановление Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г.); Ямецкий, в Онежском у. (учрежден в авг. 1908 как жен. община, закрыт в 1920-1922). Архиереи: архиеп. Афанасий (Любимов; 18.03.1682 - 6.09.1702), митр. Парфений (Небоза ; назначен 3.12.1703, † 2.01. 1704 на пути в епархию), архиеп. Сильвестр (Крайский ; 11.03.1705-1707), еп. Рафаил (Краснопольский; 21.02.1708 - 4.11.1711), архиеп. Варнава (Волатковский; 24.08.1712 - 8.10.1730), архиеп. Герман (Концевич; 2.05.1731 - 25.07. 1735), еп. Аарон (28.12.1735 - 7.05. 1738), еп. Савва (Шпаковский; 18.02. 1739 - 30.07.1740), архиеп. Варсонофий (13.07.1740 - 6.11.1759), еп. Иоасаф (Лисянский; 2.12.1761 - 1.05.1769), еп. Антоний (Герасимов-Зыбелин; 10.10. 1770 - 9.07.1773), еп. Арсений (Верещагин; 22.12.1773 - 1.04.1775), еп. Вениамин (Краснопевков-Румовский; 1.04. 1775 - 26.10. 1798), еп. Аполлос (Байбаков ; 26.10.1798 - 14.05.1801), еп. Евлампий (Введенский ; 29.06.1801 - 16.04. 1809), еп. Парфений (Петров; 6.06. 1809 - 22.07.1819), еп. Иосиф (Величковский; 9.10.1819 - 3.07.1821), еп. Неофит (Докучаев-Платонов; 15.08.1821 - 8.06.1825), еп. Аарон (Нарциссов ; 14.02. 1826-1830), еп. Георгий (Ящуржинский ; 16.08.1830 - 3.06.1845), еп. Варлаам (Успенский; 30.06.1845 - 4.12. 1854), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Фёдоров; 17.09.1854 - 15.02.1855, временно управлял епархией), еп. Антоний (Павлинский ; 18.12.1854 - 20.06. 1857), еп. Александр (Павлович ; 17.11. 1857 - 13.09.1860), еп. Нафанаил (Савченко; 13.09.1860 - 17.08.1871), еп. Ювеналий (Карюков; 17.08.1871 - 25.12. 1876), еп. Макарий (Миролюбов ; 25.12. 1876 - 23.05.1879), еп.

http://pravenc.ru/text/76432.html

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Орловская Учреждена 6 мая 1788 года Орловская и Севская Кафедра в Севске, а с 1819 года в Орле Аполлос (Байбаков) епископ, рукоположен с 5.06.1788 по 26.10.1798 еп. Архангельский и Олонецкий Досифей (Ильин) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 26.10.1798 по 4.06.1817 на покое; † 16.06.1827 Иона (Павинский) епископ, рукоположен с 22.07.1817 по 21.07.1821 еп. Тверской и Кашинский Гавриил (Розанов) епископ, рукоположен с 18.09.1821 по 22.05.1828 еп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Никодим (Быстрицкий) епископ, рукоположен с 15.07.1828 † 30.12.1839 Иннокентий (Сельно-Кринов) архиепископ, бывший архиеп. Волынский и Житомирский с 28.01.1840 † 25.04.1840 Евлампий (Пятницкий) епископ, бывший еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 22.06.1840 по 12.11.1844 еп. Вологодский и Устюжский Смарагд (Крыжановский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Енотаевский с 12.11.1844 по 5.06.1858 архиеп. Рязанский и Зарайский Поликарп (Радкевич) епископ, бывший еп. Одесский, викарий Херсонской епархии с 12.07.1858 † 22 (29).08.1867 Макарий (Миролюбов) епископ, бывший еп. Балахнинский,викарий Нижегородской епархии С 29.08.1867 по 25.12.1876 еп. Архангельский и Холмогорский † 24.12.1894 Ювеналий (Карюков) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 25.12.1876 † 31.12.1882 Симеон (Линьков) епископ, рукоположен с 13.02.1883 по 3.06.1889 еп. Минский и Туровский † 31.08.1899 Мисаил (Крылов) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.06.1889 по 10.08.1896 еп. Могилевский и Мстиславский † после 1918 Митрофан (Невский) епископ, бывший еп. Астраханский и Енотаевский с 10.08.1896 по 2.01.1899 еп. Смоленский и Дорогобужский † 23.05.1899 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1761 г.), бывший воспитанник Киевской академии, докончил свое образование также за границей и получил здесь диплом доктора философии; нижегородский епископ Дамаскин Семенов – Руднев (1737–1795), бывший членом российской Академии, учился в Геттингенском университете и написал сочинение по истории литера-туры: «библиотека российская, до годам расположенная, от начала типографии в России по нынешние времена»; архиеп. екатеринославский, Амвросий Серебренников (ум. 1792) составил руководство по оратории или риторике, и перевел поэму тона «Потерянный рай»; архиеп. архангельский Аполлос Байбаков (1745–1801) составил «Пиитику» и написал несколько назидательных повестей в аллегорической форме. Кроме того, славились образованием и ученостью: архиеп. московский Платон Малиновский (ум. 1754), еп. крутицкий, Иларион Григорович (ум. 1760 г.); архиеп. петерб. Сильвестр Кулябка (ум. 1761 г.); архиеп. новгор. Амвросий Юшкевич (ум. 1745 г.); архиеп. новг. Дмитрий Сеченов (1767 г.); архиеп. московский, Амвросий Зертис-Каменский, занимавшийся переводом разных духовных сочинений; ректор Московской академии Варлаам Лящевский (ум. 1774), замечательный филолог, написавший «греческую грамматику», которая долго была руководством в духовных семинариях. Некоторые из упомянутых лиц сделались известными уже при Екатерине II, но начало их деятельности и особенно образование принадлежит царствованию Елизаветы. В царствование Елизаветы вообще в духовенстве образовалось много таких людей, которые явились замечательными деятелями при Екатерине II. Когда открыта была Екатериною Российская академия, то четвертая часть её членов с самого же начала составилась из духовных–11 монашествующих и 8 лиц белого духовенства, а первенствующим членом и вместе вице-президентом академии был назначен митр, новгородский, Гавриил Петров (1730–1801). Гавриил славился таким глубоким умом и многосторонним образованием, что Екатерина в знак уважения к нему посвятила ему перевод Велисария Мармонтеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXI. Епархия Орловская Орловская епархия учреждена в 1788 г. Четырнадцатая в третьеклассных. Епископы Орловские и Севские 1. Аполлос Байбаков хирот. 5 июня 1788 из архим. Нового Иерусалима, а 26 окт. 1798 перев. в Архангельск. 2. Досифей Ильин 26 окт. 1798 перев. из викариев Новгородских, а 4 июня 1817 уволен на покой в Чолнский мнтрь; † 6 июня 1827. 3. Иона Павинский 22 июля 1817 хирот. из архим. Нового Иерусалима, а 21 июля 1821 перев. в Тверь. 4. Гавриил Розанов 18 сент. 1821 хирот. из архим. Тольгского монастыря, а 22 мая 1828 перев. в Екатеринославль. 5. Никодим хирот. 15 июля 1828 из архим. Московского Богоявленского монастыря; † 30 дек. 1839. 6. Иннокентий Сельнокринов , архиепископ, 28 янв. 1840 перев. из Волыни и † 25 апр. 1840, проездом, в Нежине. 7. Евлампий Пятницкий 27 июля 1840 перев. из викариев Пермской епархии, а 22 нояб. 1844 перев. в Вологду. 8. Смарагд Крыжановский , архиепископ, 12 нояб. 1844 перев. из Астрахани, а 5 июня 1858 перев. в Рязань. 9. Поликарп Радкевич , из викариев Херсонских (епископов Одесских) перев. 12 июля 1858; 22 авг. 1867, по прошению, уволен; † 29 авг. 1867. 10. Макарий Миролюбов 29 авг. 1867 перев. из викариев Нижегородской епархии (епископов Балахнинских). Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

называл «двумя законодателями в деле нашей истории» и опирался на их авторитетное одобрение своего собственного проекта ученой археографической поездки в разные края обширной России. (Барсуков, стр. 78). 597 Из раскольнических авторов Евгений говорит об одном только «славном раскольничьем учителе и писателе бесноновщинского толка» Андрее Денисове (Сл. св. пис., I, 161–165). Но это не значит, чтобы наш автор не был знаком с раскольническою литературою. У меня, – писал он Румянцеву от 7 декабря 1820 г., большое собрание рукописных раскольничьих и противораскольничьих тетрадок, писанных и духовными и мирянами. Особливо знаменитого в сих спорах купца Сыромятникова сочинения почти все у меня есть» (Переписка, стр. 38). Румянцев с своей стороны делился с Евгением приобретаемыми им так или иначе раскольническими рукописями (ibid., стр. 38, 49 50, письмо от 30 октября, 1821 г.). Некоторые из них Болховитинов указывает в своем Словаре духовных писателей (I, 49–50, 115, 302, 317; II, 82 и 100). 599 Однако, и Словарь г. Венгерова не безгрешен по части полноты. Только еще появилось 15 выпусков его, а библиографы заметили уже пропуски в нем о заговорили о них. Так, г. И. Дмитровский начал печатать с 5–6 «Библиографа» за 1888 г. «Дополнения к «Справочному Словарю» Геннади и «Критико-библ. Словарю» г. Венгерова», – факт в высшей степени характерный для того, чтобы убедиться, как трудно составить полный словарь писателей не только при тех ничтожных средствах, коими располагал Евгений, но и при более богатых, современных... 600 Если не все три, то часть этих «списков» составлена Анастасевичем, которому писал Евгений 29 апреля 1819 г., когда было надумано повторное издание Словаря: «Вы наперед уже готовите и реестры, слишком хлопотливые! Духовным лицам названия должны остаться но именам, ибо у нас не обыкновенно название их по прозвищам. Пример Леванды – малое исключение». Читатель уже знает, что Анастасевич не принял совета своего друга. 601 Так, у него под буквою А помещается Аполлос Байбаков, а под буквою Б – Байбаков Апполос, под лит. С – Соколов Тихон, а под лит. Тихон Соколов и т. д. постоянно. Читать далее Источник: Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории Русской церкви/Н. Полетаев. - Казань : тип. Ун-та, 1889. - 592 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Таким образом, главным характером последнего исправления Библии была забота о верности перевода греческому тексту и древнему славянскому переводу. Дело требовало трудов тяжелых, средств обширных и много знания. И оно выполнено достойно того времени 94 . Этот прекрасный плод принесен св. Церкви, можно сказать, Симоном Тодорским. Лящевский и его помощник Слонимский были учениками Тодорского по филологи. Симон был основателем свящ. филологии в России. Тодорский, по окончании наук в Киеве (в 1727 г.), имел охоту и твердость провести десять лет за границею и всего более в Галле. Он слушал там с живой ревностью экзегетику, догматику, особенно же изучал языки греческий, еврейский, халдейский, сирский и арабский, столько нужные для уразумения В. Завета. Отличный галльский профессор восточных языков, Михаелис, был руководителем Симону, и Михаелис отозвался в дипломе Симону с самой отличной стороны о его успехах в восточных языках; немецкий язык был для Симона почти как родной, когда в 1738 г. возвратился он в Киев. Здесь он открыл класс филологии еврейской, греческой и немецкой, до него не известной в Киеве; а в 1742 г. он вызван был в наставники Петру III, по православному учению веры. Хотя таким образом поприще его, как наставника филологии, продолжалось не долго: но он успел оставить достойных учеников, и не прекращал занятий своих по восточным языкам в Петербурге. Здесь он писал разные исследования по восточной филологии 95 . Быв членом Синода и (с 1743 г.) Архиепископом Псковским, он возбудил в других ревность к св. филологии, и эта ревность довольно жива была и после его кончины (1754 г.). 96 § 13. Толкование Св. Писания в Моск. Академии; по преобразовании – русский перевод Св. Писания, опыты толкования Московская Академия образовала многих толкователей преимущественно для Нового Завета. Посла Феофилакта Горского, воспитанника и Ректора Москов. Академии, который писал Соглашение Св. Писания, Аполлос Байбаков, воспитанник и Ректор той же Академии, издал публично читанные им толкования на послания к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесянам, Филиппянам, Колоссянам и Солунянам (первое) 97 . Гавриил Петров, также воспитанник и Ректор Заиконоспасской Академии и известный Митрополит Новгородский, известный по объяснению Соборных Посланий. Мефодий Архиепископ Псковский, тогда как был Ректором Московской Академии, читал толкование на послание к Римлянам 98 . Всех же более трудился для объяснения Св. Писания Ректор той же Академии и в последствии Архиепископ Псковский Ириней Клементьевский . Он писал толкования: а) на послание к Римлянам; б) на послание к Евреям 99 ; в) на 12 меньших Пророков и на прор. Даниила 100 , по греческому и еврейскому тексту; г) наконец по тому и другому тексту толкование на Псалмы, впрочем извлеченное из Белларминова толкования 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Алексей, потеряв мать свою в Московскую чуму, рано изведал нужду и горе; потому что отец его, не всегда воздержный от горячих напитков, был характера неспокойного, так что малютка нередко оставался бы при нем без пищи, если б тихонько не кормила его одна родственница. Это произвело такое впечатление на Алексия, что он и в последствии, гнушаясь этого порока, более жалел, чем осуждал пьяниц и всегда соболезновал о сиротах, помня свое сиротство. Так началась жизнь Алексия под влиянием места рождения, тогдашнего общества, образа жизни и состояния! По вступлении Платона на паству Московскую, отец Виноградского умер и покинул двух сыновей и дочь в крайней бедности и без пристанища. Алексей, после отца, остался осьми лет, круглым сиротой; но Бог послал ему в одном дальнем родственнике руководителя, который, из сострадания и по чувству родственного сердоболия, взял к себе сироту Алексея, представил к ректору Московской Духовной Академии, Архимандриту Амвросию (в последствии Митрополиту Новгородскому и С. Петербургскому): сирота Алексий помещен был в Перервинскую Семинарию на казенное содержание. В этом рассаднике многих знаменитых Пастырей получив первоначальные познания в науках, он отличил себя от сверстников своими успехами и сделался достойным внимания учителей и начальников семинар. Наставником его в Латинском языке был Иеромонах Арсений Зерчанинов, проницательный слепец и Латинский стихотворец, любимый Митр. Платоном. При посещении Перервы и Латинского класса Иерархом, он представил ему Виноградского, как отличного ученика: Платон говорил с юношей по-латыни, и довольный скорыми и умными его ответами, заметил его и не позабыл; однако ж до тех пор не принимал его под особенное свое покровительство, пока совершенно не уверился в невинности покойного отца его, который был вмешан в одно сомнительное дело, производившееся в Консистории: это следствие он поручал на рассмотрение почтенному Протоиерею И. И. Ставровскому, члену Консистории. По окончании курса наук в Перервинской семинарии, Алексей Виноградский из Риторического класса переведен был в Московскую Духовную Академию для слушания Философии и Богословия: в одной наставником его был Афанасий Иванов, а в другой сперва Аполлос Байбаков, сочинитель Пиитики, потом опять Афанасий Иванов, в последствии Архиепископ Екатеринославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Бердо — принадлежность ткацкого станка, гребень для прибивания утка к ткани. 279 «Прохладный вертоград» — рукописный лечебник, переведенный с польского в конце XVII века Симеоном Полоцким для царевны Софии. Разошедшийся во множестве списков, он был популярен в народе до начала XIX века. Здесь и дальше Лесков цитирует его по незадолго перед тем вышедшему изданию: В. М. Флоринский, Русские простонародные травники и лечебники. Собрание медицинских рукописей XVI и XVII столетия, Казань, 1879 (на обложке — 1880). Цитируемые Лесковым с некоторыми пропусками и небольшими изменениями места находятся на стр. 173–175. Названные в «Прохладном вертограде» органы указаны в самом общем и приблизительном виде. Так, сафенова жила находится «промеж большого перста и другого», жила спатика на правой стороне тела, а жила базика — на левой. Рекомендуемые медикаменты — по преимуществу травы. Так, антель — проскурняк, сворбориновый (или своробориновый) уксус — настоенный на шиповнике, буглосова водка — настоена на буглосовой траве (так называемый воловий язык) и т. д. Митридат — сложное лекарственное средство, составлявшееся из 54 элементов; рекомендовалось в качестве противоядия, а иногда как универсальное врачебное средство. Изобретение его приписывалось Митридату Эвпатору (132-63 до н. э.) или римскому врачу, современнику Нерона — Сервилию Дамократу (I b. н. э.). Сахар монюс-кристи — иначе называется маюс-кристи. 280 Наум Прокофьев — это лицо установить не удалось. Оно неизвестно работникам краеведческого и литературного музеев г. Орла, нет его и в обширной картотеке А. Н. Лескова. 281 Жохать — по-видимому, зажимать. В словарях (в том числе и областных), это слово отсутствует. 282 Безоар-камень — животный камень (из желудка козы, ламы и пр.), употреблявшийся в народной медицине. 283 Никодим (ум. в 1839 г.) — епископ в Орле в 1828–1839 годах. 284 …желая иметь еще одну кавалерию…— то есть еще один орден (кавалер ордена). 285 Аполлос (Байбаков, 1745–1801) — епископ в Орле в 1788–1798 годах. 286

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010