НАСЛЕДСТВО . Обязанность принявших наследство платить за умерших пожиточных, не бывших на исповеди, положенные на них штрафные деньги. 52 . НИЩЕНСТВО . Меры к искоренение оного должны быть приняты Св. Синодом (стр. 29–30). 1 . НОТАРИУС . Обязанности, на нём лежащие; определение оного при Св. Синоде. 281 . Назначение ему жалованья. 297 . О OБEP-UEPOMOHAXI . Права и обязанности состоящих на службе во флоте. 35 . Назначение обер-иеромонаха на галерную эскадру, находящуюся у г. Або. 166 . ОБЕР-ПРОКУРОР СВ. СИНОДА . Резолюция его на докладные пункты от прокурорских дел Монастырского Приказа. 57 . ОБЕР-СЕКРЕТАРЬ СВ. СИНОДА . Скрепляет ведения в Сенат о неважных делах. 25 . Назначение ему жалованья наравне с жалованьем, получаемым обер-секретарём Сената. 325 . ОБИДЫ . Нанесённые епископу или кому-либо епископом подлежат суду Св. Синода (стр. 16). 1 . Обязанность Св. Синода требовать удовлетворения за обиды, нанесённые лицам духовного звания (п. 10 стр. 29). 1 . Запрещение лицам духовного ведомства предпринимать самим отмстительные действия за нанесённые им обиды. 215 . ОБЛАСТЬ БЫВШАЯ ПАТРИАРШАЯ . Управляется лицом, избранным Св. Синодом. 27 . Поручение ведать дела её архиепископу Мелиникейскому и архимандритам: Чудовскому, Новоспасскому и Златоустовскому. 121 . Поручение управлять ею Фиваидскому митрополиту совместно с митрополитом Мелиникейским и архимандритами Чудовским и Андрониевским. 181 . Запрещение без указа Св. Синода посвящать в сей области в архимандриты и игумены и производить в игуменьи. 232 . ОБЫЧАИ СУЕВЕРНЫЕ . Запрещение купать или обливать водою на Святой неделе не бывших у заутрени в день Св. Пасхи. 58 . ОВЧАРНЫЕ ЗАВОДЫ . См. Заводы . ОТВЕТЧИКИ . Сохранение во время производства дела в Св. Синоде тех же самых чинов, имён, отчеств и прозваний у ответчиков, какие показаны ими в начале дела. 274 . ОТЛУЧЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ ОТ ЦЕРКВИ . Указание случаев, в которых епископ своею властью налагает это наказание (стр. 14). 1 . П ПАМЯТИ : Венечные . Требование от причтов С.-Петербурга и завоёванных городов, а также от обер-иеромонахов острова Котлина присылки в Св. Синод подлинных записных книг по сбору за венечные памяти. 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Собеседник Патриарха Иерусалимского верно ли записал его слова? Кажется, вежливость требовала сказать, что он (Патриарх Кирилл. – И.С.) принял преосвященного Кирилла (начальника РДМ. – И.С.) в уважение воли православного императора. И что же собеседник Патриарха ничего не сказал ему в защиту Мелитопольского? А мог бы сказать: – что в сношении о нем с турецким правительством русская иерархия не виновата, ибо действовало по своему усмотрению Министерство иностранных дел; – что между посольством архимандрита и епископа разность неважна; и российская иерархия без затруднения принимала патриарших посланников, преосвященных – Иерофея Фаворского, Неофита Илиопольского и ныне Никанора Фиваидского; – Хорошо ли Патриарх Иерусалимский протестует против посольства русского епископа в Иерусалим, после того, как сам Иерусалимский Патриарх послал архиепископа в Россию? Это ясно. Разница только та, что Мелитопольский привез в Иерусалим русские деньги, а архиепископ Фаворский не привез в Россию иерусалимских денег, а из России вывез около полумиллиона русских, по тогдашнему счету. Архимандрит Порфирий, – заключает святитель, – обрадовался случаю сказать слово против своих недоброжелателей и не приметил, что не оказал себя ни доброжелателем Мелитопольского, ни доброжелателем российской иерархии» 63 . В своем отчете уполномоченный по возведению в Иерусалиме Русских Построек Б. П. Мансуров сообщал, что «Иерусалимский Патриарх внезапно отправился в Иерусалим, как он сам публично высказался, чтобы умерить русского епископа» 64 . Трудно сказать, какие действия преосвященного Кирилла вызвали столь сильное беспокойство Иерусалимского Патриарха – слишком ли торжественные богослужения (правда, в сослужении лишь двух иеромонахов – о. Ювеналия (Половцева) и о. Леонида (Кавелина) или его путешествия в пределах Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов, которые сопровождались пышными встречами и приемами (что, кстати сказать, было заранее оговорено с МИД для того, чтобы произвести впечатление на арабов) 65 . 12 мая 1859 г. митрополит Филарет писал архимандриту Антонию: «У меня теперь немало сведений с Востока, и большею частию печальные и затрудняющие. Патриарха Иерусалимского долго звали, и не могли дозваться из Константинополя в Иерусалим. Вдруг он поднялся, и объявил: иду умерить русского епископа. Арабы очень хорошо приняли преосвященного Кирилла и прислали жалобу на Патриарха. Но кто может исправлять Патриархов?» 66

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

О фиваидской области см. прим. к гл. 16-й. Глава 72 О старике-убийце, оклеветавшем юношу-христианина Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком. Авва Палладий рассказал нам также следующее. Один старик-мирянин задержан был за убийство. Во время пытки, по александрийским законам, он заявил, что у него был еще сообщник в убийстве. Тот, на кого указывал старик, был юноша лет двадцати. И тот и другой подвергнуты были жестоким истязаниям. Старик продолжал стоять на своем: «Ты был со мною при совершении убийства!» Юноша не признавался. «И в убийстве я не участвовал, и с ним вместе не был». После многих пыток они оба были присуждены к повешению. Их отвели за пять миль от города, на обычное место казни. В одной стадии от города находились развалины храма Крона (Сатурна). Прибыв на место казни, толпы и воины пожелали, чтобы первым повешен был юноша. Бросившись к ногам воинов, юноша вскричал: – Ради Господа, сделайте милость – повесьте меня лицом к востоку, так чтобы мне смотреть в ту сторону, когда буду висеть. – Зачем это? – спросили воины. – Ох, милостивые государи, не прошло и семи месяцев, как я, несчастный, удостоился св. крещения и стал христианином. Это признание до слез тронуло воинов. Между тем, старик затрясся от злобы и громко крикнул: – Ради Сераписа, повесьте меня лицом к Крону! Тогда воины, услыхав это богохульство, оставили юношу и сперва повесили старика. Лишь только они покончили со стариком, как вдруг прискакал всадник, посланный наместником Египта (августалием). – Юношу не велено казнить. Возвратите его обратно! Воины и народ чрезвычайно обрадовались этому и, вернувшись с юношей, представили его в судилище, откуда он был освобожден августалием. Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком. Мы записали это для пользы многих. К главе 72 Об Александрии см. прим. к гл. 60. Крон – языческое божество – считался отцом верховного еллинского бога Зевса. Серапис – верховное божество в Египте, впрочем, уже в позднейшее время. В Александрии был воздвигнут ему величественный храм – Серапеум, считавшийся одним из чудес света. Разрушен был при епископе Феофиле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Необходимо еще заметить, что греко-восточная агиология не знает мучеников фиваидского легиона. 298 Таким образом, как ни был груб и жесток соправитель Диоклетиана – Максимиан, однако же нет твердых оснований приписывать ему такое злодейство, как казнь 6.600 христианских воинов. Самое возникновение этой легенды, связываемой с именем Максимиана, впрочем, свидетельствует, что в церкви долго хранилась память о тирании Максимиана. Другими словами, в основе легенды лежит тот верный факт, что Максимиан был слишком жесток в отношениях к христианам. Переходим к обзору антихристианской деятельности двух других соправителей Диоклетиана – кесарей Констанция Хлора и Галерия. Скажем сначала о Констанции Хлоре и его отношении к христианам. Прежде всего рождается вопрос: какие области подчинены были Констанцию? По Диоклетиановой государственной системе, кесари не были лицами, самостоятельно и полновластно управлявшими данной страной; кесари – это были несменяемые полководцы, которых обязанность состояла в охранении границ империи, в водворении порядка в тех провинциях, где возникали беспорядки и волнения, а в управлении они руководились законами, которые издавались верховным императором. Констанцию было поручено охранение спокойствия на крайнем Западе, но подчинены ли ему были, как обыкновенно полагают, кроме Британии еще Галлия – это очень сомнительно. 299 Обыкновенно кесарю поручалось управление только такими провинциями, которые объявлялись стоящими на военном положении; он лишен был инициативы в правительственных действиях. Поэтому, сказать что-нибудь определенное об отношении Констанция, как кесаря (292–305), к христианам трудно. Характер Констанция дает основание ожидать, что он не был жестоким гонителем христианства во времена Диоклетиана. Евсевий говорит об его характере так: «это был государь самый добрый и кроткий, он один из современных государей провел все время своего правления достойно своей власти, являл себя правдивейшим и благодетельнейшим ко всем». 300 Сами писатели языческие отдают дань уважения его кроткому характеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Почему вскоре за первым указом последовал второй указ Диоклетиана против христиан? Условия, при коих он произошел и его характер. Смысл третьего указа Диоклетиана. Амнистия. Значение четвертого указа Диоклетиана. Как исполнялись указы Диоклетиана и производилось самое гонение. Точное исполнение указов самим Диоклетианом; разыскание касательно обстоятельств гонения в Никомидии при Диоклетиане; достовернейшие сведения о гонении самого Диоклетиана в Палестине; почему мученичества, случившиеся независимо от Диоклетиана, приписываются личной воле самого Диоклетиана. Характер императора Максимиана, тяжесть гонения при нем на Западе. Рассказ о так называемом фиваидском легионе; критика рассказа. Констанций, отец Константина Великого , его характер и отношение к христианам; как далеко простиралась его благосклонность к последним? Галерий, его личность и характер; великое число христианских мучеников при нем. Максимин, его религиозный характер, положение христиан при нем, продолжение им гонения Диоклетианова. Свидетельство современника о тяжести гонения Диоклетианова. В наших исследованиях мы приблизились к жесточайшему из гонений, но в тоже время и последнему. То была страшная тризна, но тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над языческим. Говорим о гонении Диоклетиановом. Причины Диоклетианова гонения доселе кажутся не совсем ясными и понятными для историков. 199 Это зависит от того, что от Диоклетиана меньше всего можно было ожидать гонения на христиан. В самом деле, гонение Диоклетиана случилось в самом конце его царствования, во все же прочее время своего правления он был в высшей степени благосклонен к христианам. Отсюда, гонение на христиан, последовавшее в конце его царствования, является решительным противоречием со всей его прежней политикой в отношении к ним. В продолжении начальных целых 19 лет своего царствования (вступил на престол 284 году) он не нападал на христиан; так что сами христианские писатели, каков, например, Евсевий, который в столь мрачных красках изображает Диоклетиана за его гонение, и те считают первоначальное отношение этого государя к церкви в высшей степени выгодным для распространения христианства и развития его внутреннего благосостояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Часть I. Жизнь блаженного Иеронима Стридонского 1. Источники Основным источником биографических сведений о блаж. Иерониме Стридонском являются его собственные сочинения. Среди них первостепенную важность имеют письма 5 , а также предисловия к различным сочинениям, содержащие иногда даже более важные сведения, чем письма 6 . Особое место занимает сочинение блаж. Иеронима «О знаменитых мужах», в 135-й (автобиографической) главе которого он кратко говорит о самом себе, о своем происхождении и литературной деятельности 7 . Ряд биографических сведений содержится в его «Хронике», а также в «Апологии против книг Руфина». Другим источником являются свидетельства современных блаж. Иерониму церковных писателей. Прежде всего, это письма, адресованные ему Римскими папами Дамасом 8 и Иннокентием 9 , блаж. Августином Гиппонским 10 , еп. Феофилом Александрийским 11 , свт. Епифанием Кипрским 12 , друзьями блаж. Иеронима – Паммахием и Океаном 13 . Большую ценность имеют сочинения Руфина Аквилейского – «Апология против Иеронима», «Апология» к папе Анастасию I и предисловие к переводу трактата Оригена «О началах». Латинский церковный историк Сульпиций Север в своих «Диалогах» со слов аквитанского монаха Постумиана, лично знавшего блаж. Иеронима, приводит важные сведения о вифлеемском периоде жизни последнего 14 . Кое-что со слов враждебно настроенных по отношению к Иерониму лиц – Руфина Аквилейского , Посидония Фиваидского – сообщает о нем Палладий в своем «Лавсаике» 15 . В «Хронике» Проспера Аквитанского содержатся сведения о времени рождения, вифлеемском периоде жизни и смерти блаж. Иеронима 16 . Геннадий Марсельский в своем продолжении труда Иеронима «О церковных писателях» сообщает несколько важных деталей о литературной деятельности и возрасте блаж. Иеронима, а также о характере его полемики с Руфином 17 . Предполагают, что пролог сочинения Геннадия, где содержатся особые сведения о блаж. Иерониме, ему не принадлежит; он отсутствует во многих рукописях, а помещенные в нем сведения заимствованы главным образом из «Римской истории» Аммиана Марцеллина 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Подвижники Новой Фиваиды на Афоне. О схимонахе Пинуфрии Подвижники Новой Фиваиды на Афоне. О схимонахе Пинуфрии     Мы впервые публикуем описание монахов скита Новая Фиваида на Афоне, составленные по братским дневникам монахов Фиваиды, рукописям конца прошлого века, чтобы вдохновить отцов наших дней к подвигам и вспомнить наше призвание. - Святая Гора Афон     Отец Пинуфрии, ученик фиваидского на Афоне пустынника Серафима (Шевченко), был замечательно прост, тих, кроток и во всем воздержан. Он отличался особенной преданностью и послушанием старцу своему.   Во время болезни, в виду явно приближающегося часа смертного, духовник отец Ефрем советовал и благословлял ему принять схиму, но тот не соглашался, не получив на сие благословение от старца своего, и говорил:   - «В субботу придет старец, спрошу его, если он благословит, тогда приму святую схиму».   «Ты уже очень слаб и едва ли доживешь до субботы», говорили ему.   - «Доживу, отвечал больной, если на сие есть воля Божия».     И действительно дожил!!!   В субботу пришел к нему старец его, схимонах Серафим, и благословил своему ученику принять святую схиму. Тогда отца Пинуфрия постригли в схиму, приобщили Святых Тайн, и он тут же тихо и мирно испустил дух свой.   При этом духовник отец Ефем добавлял об отце Пинуфрии, что он по простоте своей едва ли когда умывал лицо и руки его всегда были грязные. По кончине же его как будто кто-то его обмыл он весь сделался замечательно чист и светел и сделался совершенно неузнаваемым, как будто перерожденым. Наружный его вид после кончины обнаруживал чистоту его простой души. Вечная ему память! Скончался он 19 октября 1891 года Комментарии Всего комментариев: 8 2014/01/05, 14:34:31 отец пинуфрий помолись о нас сергей 2013/12/08, 12:52:02 господи да будет вечная память старцу пинуфрии да чтят память о нем вечно отцы горы Афон вечная память и вечный покой р б Татьяна татьяна 2013/12/02, 14:06:57 вера творит чудеса светлая память отцу пинуфрии читаем а всегда ли думаем как они дай господи научиться

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=164...

3254 . – 21 июля. О присылке в Св. Синод сведений о школах, учреждённых в Нижегородской епархии, согласно намерению архиепископа Питирима По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал присланное дома Нижегородского архиерея управителей доношение об учреждённых при Нижегородском архиерейском доме и в приписном синодальной области городе Юрьевце Повольском Славяно и Греко-грамматических школах и в них с 730 года изучившихся и поныне обучаемых учениках, и о положенном в нынешнем 1738 году бывшим преосвященным Питиримом, архиепископом, намерении, чтоб в той же Нижегородской епархии и в приписных к ней синодальной области городах и в уездах учредить вновь школы, но письменного-де о тех новоназначенных школах, также и учителях определения от его преосвященства за пресечением жизни его не учинено, которым доношением требует, что оные вновь назначенные школы заводить ли, и учителей из обучившихся эллино-греческой и славяно-российской грамматике учеников определять ли, и назначенных священнослужительских детей во обучение собирать ли, или оные школы и учителей определять и учеников собирать в одной токмо настоящей епархии, опричь приписных синодальной области городов. Приказали : послать к ним, управителям, указ, в котором написать: дабы те новоназначенные школы учреждены и в них учители и для учения священнослужительские малолетние дети определены и содержаны были, как Её Императорского Величества указами повелено и его архиерейским намерением назначено, без всякого изъятия и времени продолжения непременно, а где и когда школы учреждены, и где же кто из учителей и учеников определены, и чему оные ученики в которых школах обучаемы будут, и от которого времени то учение своё начало своё где восприимет, и на каком оные содержании имеют быть, о том, также и о прочем по силе прежде посланных из Святейшего Синода указов прислать неукоснительно и впредь о состоянии оных присылать же надлежащие в Святейший Синод рапорты без упущения. 3255 . – 21 июля. Об отправке в Александрию священных сосудов, оставшихся после смерти митрополита Фиваидского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97. Созерцание или самосозерцание есть деятельность ума, глубоко сосредоточенного на внутреннем мире души своей. Оно имеет целью предостеречь от рассеяния множественностью и разнообразием предметов и явлений внешнего мира, сделать дух наш способным к размышлению о Боге и духовном мире, к частому молитвенному общению с Богом. Святой Макарий Великий в своем дивном творении " О хранении сердца " советует направлять взор на внутренний мир души, внушает строгое самонаблюдение и усилия к достижению чистоты сердца. 98. Память преподобного Ора 7 августа. Неизвестный автор, дополнявший " Лавсаик " Палладия рассказами Руфина, ошибочно смешал двух подвижников. Один подвизался в Нитрии и скончался там ранее 391 года. Палладий, пришедший в Нитрию в то же время, уже не застал его в живых ( " Лавсаик " , гл. 9). Тем более его не могли видеть путники Руфина. Другой подвижник Ор, которого видели они, жил не в Нитрии, но в Фиваиде. Об Оре Фиваидском знает Созомен, VI, 28, и Никифор, lib. IX, гл. 34. В сочинении Палладия, невосполненном рассказами из истории Руфина, говорится только, что на Нитрийской горе жил великий подвижник Ор, о духовном совершенстве которого свидетельствует все братство, особенно же раба Божия Мелания. О нем говорили, что он никогда не клялся, не злословил, не лгал и не говорил без нужды. И более ничего. Так читаем в греческих синодальных рукописях и в издании Фабра Стапуленского. 99. Как сильно этим свидетельством очевидца опровергается клеветническое слово Гиббона! См. " Историю упадка и разрушения Римской империи " . Т. IV. С. 127. 100. Кассиан говорит, что обычной пищей иноков были хлеб, зелень, овощи и изредка мелкая соленая рыбка. Cassian. Instit. Lib. 4, cap. 22. Lib. 5, C. 23. Collat. 2, c. 19. В большом употреблении у иноков были так называемые паксамы, совершенно сухие ячменные хлебы, небольшие, не больше фунта весом в двух паксамах. Их иногда запасали на полгода и на год. Перед едой их нужно было долго размачивать. Двух паксам на день считалось вполне достаточным для инока. Слово " паксама " производят от Паксамаса, писавшего о приготовлении пищи, особенно для воинов во время похода. Цена паксамы была три лепты. " Лавсаик " , гл. 28. " Достопамятные сказания " , 266. Cassian. Coll. 2, С. 19. Instit. Lib. 4, С. 14. Жизнеописание св. Антония в творениях св. отцев. Т. 3, 217. О других видах употребления хлеба см. " Лавсаик " , 21. Rosweid vit. p. 1018.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

355 Действительно, акты написаны были Евхерием (t 454) и были посланы при письме к епископу Сальвию. См.: Ruin. P. 317. 356 Эти доказательства приводятся в сочинении: Der heil. Mauritius, oberster der Thebaischen Legion (имя автора не обозначено), в особенности на стр. 8—13; 15—17. Einsiedeln, 1880. 357 Это возражение автор сочинения «Der heil. Mauritius u. s. w.» старается устранить таким замечанием: «Языческие писатели не упоминают о событии из ненависти к христианству» (S. 29). Замечание не сильное. 358 Stolberg (католический историк). Gesch. der Religion Iesu Christi. Hamb., 1815. Theil. IX. S. 453—457; Hunziker. Op. cit. S. 266—268. 359 Ruinart. Acta. P. 316; Theodoreti Graecorum affectionum curatio, disp. 8. 360 Hunziker (S. 269—272) старается тщательно указать элементы, из которых сложилась легенда; он думает, что Евхерий, автор мученических актов Фиваидского легиона, сгруппировал и по своему скомбинировал различные показания из сочинений Амвросия, Евсевия, но при всем остроумии Гунцикера нам представляется этот путь к разрешению вопроса слишком сложным. 361 Архим. (архиепископ) Сергий в своем монументальном труде «Полный месяцеслов Востока» исследует лишь сказание о мученике Маврикии Апамейском с его отрядом из 70 человек (Т. II. Ч. 2. С. 60 второй пагинации), но совсем не упоминает о Фиваидском легионе. 362 Нельзя допускать, что Констанций управлял Галлией, ибо в Галлии во времена царствования Диоклетиана, именно в 303—304 годах, происходило такое же гонение на христиан, как и в других странах. Об этом свидетельствуют акты Рогациана и Донациана (о них была речь); на это же указывает и Евсевий, когда перечисляя страны, страдавшие от гонения в 303—304 годах, включает сюда и Галлию (О Палест. мучениках, гл. 13 ad fin.). Но приписывать гонение Констанцию, как сейчас увидим, мы не имеем права. Hunziker думает, что Галлия не была в распоряжении Констанция (S. 259). 363 Евсевий. Церк. ист. VIII, 13. 364 См.: Hunziker. S. 182. 365 Hist. Augusta. Fl. Uopisci. Carinus, cap. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010