Синод „для сущего по оным исследования” вызвал Игнатия в Петербург, предписав с нарочным „ехать поскорее не отговариваясь ничем, без ризницы и с немногими дому его служителями и явиться в Синод”. Названный Игнатий уже не возвращался в Москву, но отпущен по обещанию в Нилову пустынь, для жительства с запрещением „писаться митрополитом и епископом”. 215 На место Игнатия Синод распорядился бывшую Патриаршую область и Крутицкую епархию поручить „всяким правлением ведать до указу Милиникийскому архиерею – Григорию, да архимандритам: Чудовскому – Геннадию, Новоспасскому – Сергию и Златоустовскому – Антонию”. Этим лицам Синод, также, как и Игнатию, не предоставил права производить кого-либо в архимандриты мужских и в игумении женских монастырей бывшей патриаршей области без донесения о сем Св. Синоду. 216 Из поименованных лиц Златоустовский архимандрит Антоний просил Св. Синод освободить его от участия в управлении епархиальными делами потому, что он и без того весьма отягощен делами по приказу церковных дел и о назначении на его место Андрониевского архимандрита – Серапиона. Синод уважил просьбу Антония. 217 Вскоре изменен был и весь состав этого управления. 23 августа 1721 г. Св. Синод постановил: „бывшую Патриаршую область, как в правлении духовном, так и в поставлении ставленников и в прочих принадлежностях, до прибытия Крутицкого митрополита в Москву, ведать Арсению митрополиту Фиваидскому, обще с обретающимся в Москве Григорием – митрополитом Милиникийским. А при них у оного правления, кроме хиротонисания, до одних только архиереев надлежащего, быть Чудовскому и Андрониевскому архимандритам. А первенство в том правлении иметь оному Фиваидскому митрополиту”. 218 Назначение этого управления имело временный характер, как сказано, в определении Св. Синода, до назначения в Крутицкую (т. е. Сарскую и Подонскую) епархию епископа. Таким епископом 16 февраля 1722 г. был назначен, а 3 марта рукоположен в Москве, где в то время был и Св. Синод, синодальный советник – Леонид, архимандрит Петровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Он, когда был язычником, исполнял должность музыканта, и настолько успел в своём искусстве, что был первым любимцем по музыке граждан города Антиноонского в области Фиваидской; часто утешал своей игрой начальника этой области Ариана и был также любимцем и последнего. Когда Филимон оставил язычество и обратился ко Христу, он был предан на суд упомянутому гегемону. На суде Ариан сказал Филимону: «Ты знаешь, насколько любит тебя народ и как он всегда тебя общей утехою называет. Пожалей же его и оставь своё заблуждение. Вот, скоро у нас начнёт совершаться великий праздник, и нужно тебе на оном воспеть хвалы богам нашим трубами и свирелями. И на этом празднике и сам ты натешишься, и нам слух усладишь». На эти слова гегемона Филимон отвечал: «Знай, князь, что ваши идольские праздники, правда, в некотором случае вожделенны мне, но чем? Тем, что слыша о них, я невольно всегда мыслью переношусь к великому вечному празднику на небесах, который будет некогда для всех верующих во Христа. И когда я слышу трубные звуки на ваших бесовских праздниках, то от этих звуков является во мне пламенное желание слышать пение святых Ангелов на Небе и присоединиться к оному. А поэтому, князь, не трудись напрасно отвлечь меня от Христа; чем больше ты меня зовёшь на свой бесовский праздник, тем более возбуждаешь в сердце моём любовь к моему Спасителю и Господу». Итак, как видите по примеру святого мученика Филимона, для того чтобы удержать себя от хождения на праздники греховные, мирские, нужно переноситься мыслью от этих праздников к празднику вечному на небесах; и от пения на бесовских праздниках переноситься мыслью к пению ангельскому. Поэтому, как только явится желание быть на бесовском празднике, сейчас же и помыслите о вечном празднике на небесах. Помыслите, что будет время, когда верующие в Господа войдут в град «новый... приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего, и Бог будет обитать с ними, и Он будет их Богом, и они будут Его народом... и когда Бог отрёт всякую слезу от очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет... и спасённые народы будут ходить во свете лица Божия, и цари земные принесут в этот град славу и честь» ( Откр.21 ). И будет праздник вечный. И вот когда помыслите об этом празднике, тогда, без сомнения, и желание ваше быть на празднике бесовском уничтожится в вас, и на этот последний вы будете смотреть с отвращением.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

При каноническом анализе «матфеевской» иерархии следует учитывать, что православное каноническое право знает исторический прецедент возникновения раскольнической иерархии от одного епископа. В начале IV века иерарх Александрийской Церкви епископ Ликополя Фиваидского Мелетий, уйдя в раскол, единолично совершил 29 архиерейских поставлений. При ликвидации «мелетианской схизмы», по решению отцов I Вселенского Собора, у вернувшихся из раскола иерархов не отрицалось их епископское звание, но и не признавалась действительность рукоположения, совершенного вне Церкви. Непременным условием их воссоединения с Церковью было прохождение процедуры руковозложения, которое воспринималось как новое поставление, устранявшее недостаточность рукоположения в схизме 274 . В случае с хиротонией епископа Спиридона (Пасиоса) наблюдается полное попрание канонических принципов, поскольку посвящение совершал только один архиерей, да и тот сомнительного канонического статуса, при полном отсутствии согласия на это не только со стороны канонической Церкви, но и от всех старостильных иерархов. Решением Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви хиротония первого «матфеевского» епископа была признана неканоничной и недействительной 275 . Давая оценку произошедшему, можно отметить, что основной причиной антицерковного деяния епископа Матфея (Карпафакиса) видится его извращённое экклезиологическое сознание и патологическая психология схизматика, которую, по слову протоиерея Владимира Воробьёва, характеризуют «накал страстей, демоническая гордыня, доходящая до фанатизма, побуждающая противопоставлять себя всем на свете и считать себя последним устоявшим в истине» 276 . В контексте канонического анализа достоинства «матфеевской» иерархии весьма примечательным является один из аргументов, выдвигаемых апологетами епископа Матфея (Карпафакиса). Указывая на решение о признании действительности англиканской иерархии, принятом Константинопольским Патриархатом в 1922 году, они вопрошают о том, каким образом для первой по чести Поместной Православной Церкви канонический статус Англиканской Церкви оказался более близким, чем статус православных ревнителей-старокалендаристов 277 . В данном случае со всей наглядной очевидностью демонстрируются негативные последствия политически ангажированной политики Фанара, приведшей к недопустимому, из-за несогласованности со всем православным миром, принятию решения о признании англиканской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти спасительные свойства возможно, в полном смысле этого слова, воспроизвести как нельзя лучше в сей Фиваидской пустыни, ибо она в этом отношении представляет неоспоримые удобства и раскрывает для спасающегося всевозможные средства. Так, например, фиваидский пустынник совершенно свободен от всех забот и попечений, ибо он получает из обители все необходимое, как-то: одежду, белье, обувь и все потребное для него жизненное продовольствие; не нужно ему ходить на заработки или брать к себе работу; не нужно ему озабочивать себя в пустыни и тратить драгоценное время, данное нам вообще на покаяние и на усовершенствование своей души по заповеди Спасителя: Будите бо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Для выполнения сей святейшей заповеди Христа нашего Фиваида имеет все данные, и пусть никто не оправдывает себя, если найдется такой, который не захочет восчувствовать излитых на него благодеяний и во благо души своей воспользоваться предоставленными ему средствами. Пять дней в совершенном пустынном безмолвии фиваидец по силе своей проходит сокровенный свой подвиг, совершает служение Небесному Царю, пред взором Которого открыты все его деяния, затем идет он в обитель, повергается ниц пред своим духовником, раскрывает ему свое сердце, исповедует свои погрешности, объявляет бываемые искушения, свои недоумения и на все получает разрешение, разъяснение, прощение и благословение, затем с миром и ангельской радостью приступает он к Чаше Жизни нашего Искупителя Господа Иисуса Христа. В отношении сближения в эти два дня (субботу и воскресенье) с братством мудрый пустынник ведет себя крайне осторожно, дабы не угасить того сладкого безмолвия, которое он ощущал в своей пустыньке в минувшие пять дней, не возмутить свой внутренний мир и не отвлечь мысль от памяти Сладчайшего Иисуса, молитву к Которому он внутренно возносит. Он благоговейно тщиться углубить, скрыть в тайниках сердца своего ту драгоценную Жемчужину, Которую он только что сейчас принял в Пречистых и Животворящих Тайнах. Охраняя себя с разумом, он с неизъяснимым чувством сердечного умиления твердо выстаивает все последующие церковные богослужения, как-то: бдение 7–8, а иногда и 9 часов, Литургию с молебном, и всем этим он более и более укрепляет свой бессмертный дух и обновляет свои жизненные и духовные силы для продолжения аскетических трудов в своем пустынном убежище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 2. Братство Новой Фиваиды Об образе жизни фиваидцев Обитатели пустыни Фиваида разделяются на два рода жизни: пустынной и общежительной, и потому живут как бы одновременно и вместе, и раздельно – разделенные по образу жизни, но соединенные в любви во Святом Духе, отдаленные по расстоянию, но сближенные в единодушии. Одни другим помогают, и в то же время ничем один другого не обременяют, но способствуют друг другу в достижении жизненного довольства и духовного преуспеяния. В субботние же, воскресные и праздничные дни все соединяются вместе и составляют как бы одну родную семью, все вместе присутствуют на всех церковных богослужениях, приобщаются Святейших Христовых Таинств, а также участвуют на общей братской трапезе. При воззрении на такую единодушную, поистине богоизбранную семью так и хочется сказать с царственным пророком: Се что добро или что красно, но еже житии братии вкупе ( Пс.132:1 ). По окончании Литургии и трапезы пустынножители тотчас все расходятся по своим каливам. Тихо и скромно идет каждый из них в отведенное общее помещение, где у каждого имеется отдельный свой шкафчик, в котором у него хранится его убогое достояние, переодевается в свою пустынную ветхую одежду, берет в одну руку посошок, а в другую четки и с миром, радостный о Господе, с молитвой на устах плетется в свое любимое пустынное убежище, где он опять с усугубленным усердием и обновленными силами, почерпнутыми в Таинстве Святого Причащения, предается посильным своим подвигам в пустыне. Един только Бог зрит на него при этом и ведает, как он подвизается: каждый старается скрыть от постороннего взора свои деяния. И счастлив такой подвижник в своем уединении, если только с разумом проходит этот путь! Фиваидское пустынножительство Что ни говорят, а пустыня, безмолвие и безмятежие иноческой жизни имеют множество своих бесценных приятностей и тайных услаждений сердечных – той сокровенной манны, которая обещана Богом только побеждающим сладострастие плоти. Блажен, кто, благодатию спасающего нас Господа, вкусил и вкушает эту небесную райскую манну, то есть мир, спокойствие совести и чувство неизъяснимой любви к Богу! Поистине такой человек не знает, как достойно благодарить Господа и Владычицу за удаление его от мира, он не желает утешений земных и радостей света! Здесь он в глубоком безмятежии, в сладостном созерцании пустынных красот, переносящих мысль к Божественному их Творцу, чувствует себя в совершенно первобытном состоянии, и предначинает здесь, на грубой песчаной земле, Вечную Пасху и нескончаемый покой и предвкушает радости ангельского мира. Пустыня – его рай, его отчизна, она для него выше всех приятностей, какими могут одарить его люди и мир, отсюда он надеется в последний всемирный день с ликом бесчисленного Афонского братства унестись туда, где совершится Страшный суд Божий. О, благословен Бог в судьбах нашего вечного спасения, слава Ему!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для книги столь обширной и содержательной, как докторская диссертация А.А. Спасского, ошибок у него так мало, как только это возможно, и почти все они относятся к вопросам второстепенным. По его книге можно изучать историю учения о Св. Троице, не опасаясь впасть в существенно важные погрешности. Докторская диссертация А.А. Спасского была последним большим самостоятельным трудом его. 2-му тому «Истории догматических движений в эпоху вселенских соборов» не суждено было появиться в печати. Литературная деятельность А.А. Спасского не прекратилась по выходе в свет его докторского сочинения, но заключалась или в обработке для печати его лекций, или в мелких статьях. Некоторые из этих мелких статей имеют, впрочем, самостоятельное значение. В 1907 году, в июльской книжке «Богословского Вестника» 1581 появилась небольшая статья А.А. Спасского: «Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними». Статья эта представляет собой плод занятий А.А. Спасского переводом сочинения А. Гарнака о распространении христианства. Появление её «вызвало рядом новых и интересных наблюдений, сделанных» А.А. Спасским «при более детальном изучении вопроса» о борьбе против демонов в древней церкви «и желанием осветить его во всей пол- —73— ноте, чего не удалось сделать А. Гарнаку и чего он не имел в виду уже по самой специальности своей задачи» 1582 . Чисто научный интерес имеет появившаяся в начале 1908 года 1583 статья А.А. Спасского: «Пахомий и Феодор, первые основатели киновитского подвижничества по греческим и коптским сказаниям (Критические наброски)». Появление этой статьи вызвано выходом в свет книги (магистерской диссертации) И. Троицкого, Обозрение источников начальной истории египетского монашества (Сергиев посад 1907). Вопрос об источниках истории египетского монашества, в частности о жизни основателей тавеннисийской конгрегации препп. Пахомия в. и Феодора освященного, получил особенный интерес с опубликованием в 1889 году французским учёным Алемино коптских и арабских житий (фрагментов житий на южно-коптском, так называемом фиваидском или саидском, наречии, не совсем полного жития на мемфисском или богейрском, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Упование на милосердие Благочестивейшего Государя Императора к погрешающим ненамеренно, внушает мне дерзновение всесмиренно просить, чтобы вышеизложенные обстоятельства доведены были до сведения Его Императорского Величества, не благоизволит ли Всемилостивейший Государь снять с души цензора протопресвитера Новского тяжкую мысль, что он лишился благоволения благоговейно чтимого Монарха и даровать погрешившему Всемилостивейшее прощение. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 22 Ноября 1865 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1865 г. I отд. 213. 178. Письмо Митрополита Филарета к Обер-Прокурору Св. Синода графу Д. А. Толстому об избрании на Александрийский престол, пребывающего в Москве, Никанора, Митрополита Фиваидского Января 29, 1866 г. † Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Пребывающий в Москве, устроитель Александрийского подворья, Преосвященный Никанор, Епископ Фиваидский, получил от некоего Халайдати телеграмму, извещающую, что по смерти Александрийского Патриарха, он, Преосвященный Никанор, избран в Патриарха. Копия и перевод телеграммы при сем прилагается. Нынешним утром получил я из Александрии телеграмму, по всей вероятности того же содержания, и препроводил к Преосвященному Никанору не распечатанную, потому что она адресована через меня к нему. Преосвященный Никанор, много лет живущий в Москве, известен, как человек добродушный, честный, бескорыстный, усердный к пользам Александрийской церкви, подающий надежду полезного ею управления, если будет патриархом. Но Александрийские добрые избрания нередко изменяются не к лучшему в Константинополе. Посему желательно было бы, чтобы избрание Преосвященного Никанора поддержано было министерством иностранных дел. Написать сие побудило меня желание, чтобы совсем не погас слабо сияющий светильник Александрийской церкви. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Похвальное слово» не составляет исключения. И только арабы, присвоившие ей имя «Искендерийэ», восстановили историческое право «Александра двурогого» (Искендер дзуль-Карнаин). Если прибавить к этому, что слово «саракоте», буквально значащее «александрийский мастер», в верхнем Египте означало что-то среднее между паразитом и плутом, то, кажется, мы в праве будем сделать некоторый вывод относительно того, насколько эллинская культура была популярна между природным населением Египта. Ср. следующие любопытные строки в одном копто-фиваидском рассказе (Steindorff, Gesios und Isidoros в Lepsius’ Zeitschrift für ägyptische SprachP und Alterthumskunde, 1833, S. 144): «a корабельщики были насмешники и очень дурные (πονηρ ς) люди. Да вы и сами знаете, что за народ (γ νος) александрийцы (врмракоте). A они были из этого города». 71 Предполагаем это потому, что если бы был епископ-мученик антеопольский, то для энкомиаста было бы естественнее заставить Макария увидеть своего венчанного небесной славой предшественника. 72 Вильч (Wiltsch I, 185), опираясь на Ле-Кьеня, первым исторически известным епископом считает именно Макария. Лишь в коптских памятниках Цёги-Ревилью (Rev. 18) в списке отцев никейских читается опущенное в латинской и арабской его редакции имя: «Диос. ън. Τκωοу». Если это имя не сокращено из «Диоскор», то этот епископ не встречается ни в подписях к известному протесту против мареотской комиссии 335 г., ни в подписях к документам сардикского собора 343 г. Athanas. apol. с. аг. n. 50. 78. 75 Под этим чucлoмLudolf, 396: в абиссинском календаре: «Magâr[jô]s» иу Калькашанди: «abû Magâr ul-schahîd [мученик] asqaf [епископ] Qau» uWüsmenfeld, 89. На «27», очевидно, нужно поправить и спутанную заметку в начале «похвального слова». 76 Wüstenfeld, 89. ВАста Sanctor. (Oct. 24), X, 581, приводятся слова из Martyrologium coptitarum, ex vers. Moysis и оглавление синаксаря Ассе мани-Маи. Текст в переводе Вюстенфельда полнее их обоих. 79 Перевод маронита Симона Моисее считается не точным (Wüstenfeld, vii); но в этом пункте он, кажется, заслуживает предпочтения: «и видел он грехи народа словно масло, плавающее поверх воды в сосуде». 82 О времени собора этюд в Gwatkin, Studies of Arianism, Cambridge, 1882 pp. 185–188. Сам Гуоткин отдает предпочтение дате Тильмона: 340 г. 83 Появление здесь (и выше в тексте) греческих слов объясняется тем, что коптский переводчик не мало греческих технических выражений оставляет без перевода. 84 Местоположение поставлено приблизительно на основании не до точности согласных между собою карт Mannert, GeographiederGriechenundRömer, Nürnberg, 1801, VI, 2. Kiepert; Atlasantiqus, Berlin, 6 Aufl. и Миркович – Риттих, Этногр. карта слав. нар. Спб. 1875. 86 См. Cellarius II, 269 ив Ersch und Gruber’s Encyklopaedie статьи I H. Krause, Paphlagonia (1838, III, 11, 60) и Gangra (1851, I, 53, 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Следовательно, число 6.600 близко подходит к этому последнему числу. 290 Обычай децимации – обычай казнить каждого десятого солдата в случае непослушания военачальнику или императору действительно допускался военными артикулами римлян, об этом свидетельствуют Ливий, Юлий Капитолин. Кого из солдат казнить – это решалось жребием. Из этого и предыдущего замечания видно, что детали рассказа соображены с историческими данными. 292 Действительно, акты написаны были Евхерием († 454) и посланы были при письме к епископу Сальвию, Ruinart, 317. 293 Эти доказательства приводятся в сочинении: Der heil. Mauritius oberster der Thebaischen Legion (имя автора не обозначено), в особенности на стр. 8–13; 15–17. Einsiedeln. 1880. 294 Это возражение автор сочинения: Der heil. Mauritius u. s. w. старается устранить таким замечанием: «языческие писатели не упоминают о событии из ненависти к христианству» (S. 29). Замечание не сильное. 295 Stolberg (католический историк). Gesch. der Religion Iesu Christi. Theil IX, S. 453–457. Hamb. 1815. Hunziker, S. 266–268. 297 Hunziker (S. 269–272) старается тщательно указать элементы, из которых сложилась легенда: он думает, что Евхерий, автор мученических актов Фиваидского легиона, сгруппировал и по-своему скомбинировал различные показания из сочинений Амвросия, Евсевия, Феодорита, но при всем остроумии Гунцикера нам представляется этот путь к разрешению вопроса слишком сложным. 298 Архимандрит (епископ) Сергий в своем монументальном труде: «Полный месяцеслов Востока» исследует лишь сказание мученика Маврикия Апамейского с его дружиной из 70 человек (Т. II, ч. 2, стр. 60), но совсем не упоминает о фиваидском легионе. 299 Уже потому нельзя допускать, что Констанций управлял Галлией, что в Галлии, во времена царствования Диоклетиана, именно в 303–304 году, происходило такое же гонение на христиан, как и в других странах. Об этом свидетельствуют акты Рогациава и Донациана (о них была речь); на это же указывает и Евсений, когда, перечисляя страны, страдавшие от гонения в 303–4 году, включает сюда и Галлию (О палестинских мучениках, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

17 -го. Об отсылке ставленников бывшей патриаршей области для посвящения к архиереям других епархий. 17 -го. Об учреждении при Святейшем Синоде Тиунского Правления. Инструкция Тиуну. 19 -го. О немедленной присылке в Святейший Синод из епархий денег, собранных на содержание лазаретов и на покупку драгунских лошадей, с подробными ведомостями; о ежегодной присылке с Синод в марте месяце лазаретных денег и о несобирании впредь без указа Синода денег на драгунских лошадей. 20 -го. О разрешении протоиерею Петропавловского собора г. Выборга Григорию Макарьеву потребовать от Выборгского коменданта постройки конторы и присылки солдат для посылок. 21 -го. О разрешении Арсению, митрополиту Фиваидскому, посвящать ставленников бывшей патриаршей области, если последние сами того пожелают, и сбирать за сие с них определённую сумму в свою пользу; о воспрещении епархиальным и другим иноземным архиереям брать сверх определённого с ставленников патриаршей области и о выдаче иноземным архиереям из Казённого Приказа определённых пошлин наравне с Российскими архиереями. 21 -го. О ведомстве в Святейшем Синоде управлением, судом и расправою вотчин, принадлежащих бывшему патриаршему дому, архиерейских, монастырских и церковных, а также и служителей архиерейских домов и монастырей; о производстве в Синоде дел по искам как сих служителей, так и крестьян поименованных вотчин; о непосылке из Коллегий, губерний и провинций в сии вотчины лиц ни по каким делам, кроме дел о разбое и убийстве; о неисполнении без разрешения Синода указов, посланных в сии вотчины из других Коллегий и Канцелярий; о неотводе в домах духовных лиц и их служителей квартир под постой гражданских управителей; о приведении в положительную известность количества сбираемых с сих вотчин денег спросных, окладных, ружных и других с разъяснением, куда оные употреблялись; о составлении описания каждой вотчины в хозяйственном отношении с показанием количества дворов, земельных угодий, хозяйственных заведений, ярмарок, перевозов, мостов, заводов и проч., разных доходов и сколько по разным случаям убыло крестьян; о донесении Синоду, какие именно из поименованных вотчин отданы светским лицам, когда и по каким повелениям и грамотам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010