Зрение (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 199) печатается впервые. Иго еллинское (с. ...) Эллины – греки, носители эллинистической средиземноморской культуры (II в. до н. э. по III в. н. э.). Текст (по списку ГИМ, л. 203) печатается впервые. Истинна (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Текст впервые опубликован В. М. Пузиковым (с. 261). Стихи воспроизводятся по списку ГИМ, л. 203. Клевета (с. ...) Цикл состоит из 13 стихотворений. И. К. Татарский приводит фрагмент из стихотворения 1 (с. 166). Текст стихотворений 9 и 10 (по списку ГИМ, л. 233 об.) печатается впервые. Книга (с. ...) Цикл состоит из 3 стихотворений. Фрагмент из стихотворений 2 был опубликован В. М. Пузиковым (с. 257). Текст проанализирован в статье П. Н. Беркова «Книга в поэзии Симеона Полоцкого )//ТОДРЛ – Л.: Наука, 1969. Т. XXIV. С. 261–266. Стихи воспроизводятся по списку ГИМ (л. 240 об.–242). 1 Иероним блаженный – Иероним Евсевий Софроний (340–420), крупнейший деятель церкви своего времени, эрудит, автор латинского перевода Библии, известного под названием «Вульгата» (см. о нем подробнее: Диесперов А. «Блаженный Иероним и его время». М., 1916). Красота (с. ...) Цикл состоит из 10 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 245 о б – 246 об.) печатается впервые. Ласкатель (с. ...) Цикл состоит из 2 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 255 об.) печатается впервые. Камень (с. ...) Стихотворение опубликовано Ф. И. Буслаевым в «Исторической хрестоматии церковнославянского и древнерусского языков» (М., 1961. Стлб. 1194–1197). Текст воспроизводится по списку ГИМ, л. 567. 1 Аилотроп (греч.– изменяющий) – «чертов» или «змеиный» камень аспид, который, согласно легендарному поверью, делает человека невидимым. Такой камень был в перстне у лидийского царя Гига (см. Платон. «Государство», 2:359–360). Молчание (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 301) печатается впервые. 1 Пифагор – древнегреческий мыслитель (ок. 571–497 гг. до н. э.), основатель философской школы в Кротоне. Для его учения было характерно сочетание научно-математических знаний с религиозно-мистическими изысканиями, например, в области переселения душ. О соблюдении пифагорийцами 5-летнего обета молчания см. подробнее: Флавий Филострат «Жизнь Аполлона Тианского», 1:14; Ямвлих «О пифагорийской жизни», Плутарх «Параллельные жизнеописания», 8:1–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Nowoznaleziona rzeczy (с. …) (Новооткрытия ) Стихотворение написано в популярном в польской литературе XVII в. жанре новин. Его источник – поэтический перевод книги итальянского мыслителя Полидора Вергилия Урбинского «Об изобретателях вещей» (Венеция, 1498), выполненный белорусским писателем конца XVI– начала XVII вв. Яном Протасовичем и озоглавленный «Краткое описание кто что изобрел и для пользования людям дал» (Вильна, 1608). Польский текст (по списку ЦГАДА, л. 121–121 об.) и его перевод печатаются впервые. 1 ...названный полярисом… – полярисом назывался магнит. 2 Гиацинтовые капли… – настой, приготовленный из сока, так называемого гиацинтового (алойного) дерева, применялся, как противоспалительное средство. 3 Доблестный Америго... – Америго Веспуччи (1451–1512) из Флоренции, астроном, выдающийся испанский и португальский мореплаватель, с 1499 по 1504 гг. участвовал в четырех экспедициях к берегам нового континента, названного по его имени Америкой. 4 Флавий по своей мудрости свойства его уразумел… – указание неточно: компас был изобретен в древности китайцами, европейцы познакомились с прибором около XII в. О камне, «притягивающем другие камни и предметы» пишет Флавий Филострат (ок. 170–244/48 гг.) в сочинении «Жизнь Аполлония Тианского» (см.: издание, подготовленное Е. Г. Рабиновичем.– М., 1985. – кн.: 3, 46–47.– С. 71). Однако еще до Флавия о свойствах магнита писал Плиний Старший в XXXVII книге «Естественной истории» и некоторые другие античные писатели. 5 ...фурии… – (древнерим. миф.) три дочери Земли и Ночи: Алекто, Мегера и Тисифона, богини возмездия. 6 С Зеринфа принесен он в Римское государство... – Зеринф – город во Фракии (на северо-востоке Балканского полуострова), в котором, согласно древнеримской мифологии, находилась пещера богини колдовства и подземного мира Гекаты. 7 Зевкий художник... – не исключено, что здесь подразумевается знаменитый древнегреческий живописец Зевксид, живший во второй половине V в. до н. э. 8 Крест из четырех звезд... Америго в небе разыскал... – речь идет об открытии созвездия Южный крест, которое сделал Веспуччи в 1449–1550 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Во главе антихристианских философов были Плотин и Героклес. Должно, однако, заметить, что не вся философия, даже вне Церкви, была антихристианской. Неоплатоническая школа в Александрии была весьма умеренна в своих нападках. Самым знаменитым философом этой школы был Аммоний Сакк. Порфирий утверждает, что он был отступником христианства, в котором рожден, но Евсевий ясно говорит, что философ, противник христианства, сказал неправду. Самым знаменитым из учеников Аммония был Плотин. Он никогда не был христианином, но не нападал на христианство, а подражая Платону, вознесся в высшие области философии. Христианство имело, однако, влияние на Плотина, и учение Платоново в его творениях не имеет уже тех же главных заблуждений. 488 Плотин, учившись сначала у Аммония в Александрии, удалился в Рим, где школа его стала знаменита. Ученики его разделились на две партии: одни стали христианами, а другие предались наукам сокровенным и магии. Из числа их был Порфирий, написавший о Плотине роман, очень похожий на Филостратов об Аполлоне Тианском. Ему хотелось изобразить Плотина подражателем или, скорее, превосходящим Христа, но он сделал из него только иллюмината, что нисколько не соответствует характеру Плотина. Что же касается самого Порфирия, то сочинения его не дают о нем высокого понятия. Направление ума его было доверчивое и он предпочитал Евангелию самые бессмысленные системы магии и спиритизма. Некоторые из новейших писателей 489 утверждали, что школа неоплатоников Александрийских имела большое влияние на вероучение христианское. Такое утверждение совершенно противно истине. Вероучение христианское совершенно установилось гораздо ранее Аммония и Плотина, как то ясно из представленных нами разборов творений писателей двух первых столетий Даже христианская школа Александрии ничего не заимствовала от Платона и была основана более для противодействия системам Василида и Валентина, старавшимся согласовать с христианством некоторые данные, заимствованные из древних философских систем, а особенно из Платоновой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Он все существенное в религии сводил к следующим истинам: есть верховное достопоклоняемое Существо; наилучший способ служения Ему есть благоупорядоченная жизнь; есть посмертное воздаяние за добрые и злые дела человека; пороки и преступления, совершаемые людьми в настоящей жизни, могут быть заглаждаемы через искренное раскаяние. За Шербери следует Блонт, известный преимущественно отрицанием достоверности евангельских чудес. Он не находит существенного различия между чудесами Христа и Аполлония Тианского, жизнь которого была переведена им на английский язык, – считает те и другие ложными и признает вообще чудо невозможным, противоречащим здравому разуму. «Я не хочу, – говорит он, – полагаться на чудеса, чтобы волхв Симон, волхвы фараона, Аполлоний и другие также не потребовали от меня веры и покорности; вождем моим должен быть один разум». В последних словах ясно высказан основной принцип деизма, что разум есть последний критерий истины. Этот принцип особенно подробно раскрыт у Коллинза и Лайонза. Коллинз и Лайонз выступали в качестве ярых защитников свободомыслия. Оба они знание истины приписывали только разуму и настаивали на свободомышлении, независимом от всяких соображений с верой и только перед собой самим ответственным. Коллинз, кроме того, прямо нападал на христианскую веру, решительно отвергал чудеса, откровение и христианские догматы, необъяснимые разумом, например догмат о Троице, о пресуществлении и др. Толанд отрицал таинственный характер христианского учения и доказывал, что христианская религия есть чистая религия одного разума, что в ней нет ничего превышающего разум, нет никаких тайн. Он не отвергал безусловно откровения и чудес, но не придавал им, однако же, в строгом смысле сверхъестественного значения. Последним критерием истины он так же признавал разум. Веру ставил совершенно под власть рассудка. «Откровение, – по его выражению, – не потому истинно, что оно откровенно, а потому, что оно разумно. Чудеса, хотя превышают обыкновенный порядок мира, но для всемогущего Творца мира они по необходимости должны быть легки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Словом εαγγλιον называются пророчества-оракулы. По рассказу Плутарха , рим. полководец Серторий с целью завоевать симпатии суеверных варваров-лузитанцев выдавал известия о победах, доставленные ему подчиненными, за полученные чудесным образом, приказывая радоваться и приносить жертвы богам по случаю «евангелий» (π εαγγελοις - Plut. Sertor. 11). Так же Филострат называет весть об убийстве имп. Домициана , сообщенную богами Аполлонию Тианскому ( Philostrat. Vita Apoll. VIII 26-27). Особое значение для истории слова «евангелие» имеет его использование в текстах, относящихся к культу императора. Всякое распоряжение императора, так же как и всякое известие о важных событиях его жизни - рождении, восхождении на трон (πε γν[]στ[ης γενμην το] εαγγελ[ο]υ περ το νηγορεσθαι Κασαρα - SB. I 421) и др., могло называться «евангелием». Каждое из них имеет универсальное значение, поскольку то, о чем они сообщают, имеет отношение ко всем жителям империи и, более того, ко всему миру как гарантия мира и благоденствия. Надписи, найденные в малоазийских городах Приена и Апамея, провозглашают, что день рождения императора (к-рый назван богом) положил начало «евангелиям» для мира (ρξεν δ τι κσμωι τν δι ατν εαγγελων γενθλιος το θεο - SEG. IV 490; ср.: SEG. V 815). Поскольку в надписях и текстах, связанных с культом императора, слово «евангелие», как правило, относится к событиям, к-рые, с т. зр. их авторов, несут избавление от к.-л. опасностей или бедствий всем жителям империи и являются для них жизненно важными, то мн. исследователи считают эту традицию одним из источников специфики значения слова «евангелие» в раннехрист. текстах. При этом, однако, учитывается, что принципиальным отличием соответствующего христ. понятия является уникальность подразумеваемого им факта по отношению к тем событиям, о к-рых сообщали многочисленные «евангелия» нехрист. мира. На уровне языка эта особенность выразилась в использовании для обозначения содержания христ. проповеди только формы ед. ч. слова εαγγλιον в отличие от нехрист. источников, где преобладает форма мн. ч. ( Strecker. 1996. S. 356).

http://pravenc.ru/text/344423.html

92 Геракл живым взошёл на погребальный костёр вследствие коварства кентавра Несса и легковерия своей жены Деяниры. 93 Отец Пелопса Тантал изрубил своего малолетнего сына на куски и предложил в пищу олимпийским богам, собравшимся к нему на пир. Боги поняли обман и воскресили Пелопса, причём съеденная случайно Деметрой часть плеча была заменена вставкой из слоновой кости. 95 Речь идёт о культе фригийского божества Кибелы-Реи, у служителей которого практиковалось нанесение себе кровавых ран и оскопление, проходившие во время экстатического празднества «Дня крови», причём для доведения до экстатического состояния и нечувствительности к боли употреблялась музыка. Употребляемое здесь слово κτομ (букв. «отсекание») может означать либо просто сечение ножом (так у Нонна (Комм. на 4-е Слово 5)), либо (что более вероятно) оскопление (так считает и издатель критического текста: SC. 309. P. 180, n. 2). 96 По указанию издателя SC « κα μυστικς» – это глосса (SC. 309. P. 180, n. 3). Митра – главное божество зороастризма, а в эллинистический период митраизма, мистического религиозного культа, особенно распространившегося в римской армии в I – IV веках по Р. Х. Есть свидетельства, что в ходе таинств Митры, совершавшихся в подземных пещерах, адепты подвергались разнообразным жестоким испытаниям: томились голодом, терпели бичевания, проходили через огонь и прочее. 97 Согласно греческим источникам, тавры приносили в жертву своей богине-деве (Артемиде) эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, а также умерщвляли захваченных в бою врагов. 98 Имеется в виду Поликсена, дочь троянского царя Приама, которая, после взятия Трои, по требованию призрака Ахилла была принесена в жертву. 99 Менекей, младший сын фиванского царя Креонта, принёс себя в жертву при осаде Фив, чтобы исполнить предсказание оракула и через это спасти город. 100 Согласно Павсанию (Описание Эллады IX, 13.3), две дочери Скедаса повесились после того, как подверглись насилию со стороны двух лакедемонян. 101 Спартанцы, желая сделать своих граждан и юношей более мужественными, секли их бичами, причём наиболее стойкий получал награду (Нонн. Комм. на 4-е Слово 11). Сообщение о том, что спартанских юношей секли бичами перед храмом Артемиды Орфии («Восходящей»), восходит к Ксенофонту (Лакедемонская полития II, 9); ср. Плутарх. Древние обычаи спартанцев 40; Павсаний. Описание Эллады III, 16, 10; Филострат Старший. Жизнь Аполлония Тианского VI, 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Да что «Записки»! Рядом с Белинским лежит тот, кто больше записок! Добролюбов. Сын священника и выпускник Нижегородской семинарии, этот тихий юноша сломался после смерти матери. Детская вера, покачнувшись, упала, а зрелая вера, закаленная болью и слезами, не родилась. Родился плохой поэт и тенденциозный литературный критик. Это с его легкой руки утопившаяся Катерина стала почему-то «лучом света в темном царстве». Добролюбов (такие фамилии давали только в семинариях и только успешным ученикам!) умер, как и Белинский, от чахотки, только прожил на 9 лет меньше – 25. И когда сыра земля на Волковском кладбище приняла соседствующий прах этих двух молодых людей, тогда, собственно, и возникли «Литераторские мостки». Повернем голову направо. В этой стороне от Добролюбова найдем могилу его идейного продолжателя – Писарева. Тоже литературный критик – более бойкий и более злой. Ленин его любил, видимо, по сходству темпераментов. Писарев окончил университетский курс. Писал работу по Аполлонию Тианскому. Выбор темы вряд ли случаен. Этого позднеантичного мистика, фокусника и проповедника образованные эллины противопоставляли Христу. Дескать, у евреев был свой целитель и мудрец, а у нас – свой. Писарев был последовательный антихристианин. Следовательно, и антимонархист. Тогда эти вещи были прочно связаны. За письменные призывы к упразднению династии Романовых Писарев познакомился с казематами Петропавловской крепости. Вышел. Ополчился на эстетику. Дышал какой-то странной ненавистью к Пушкину. Его и Гоголя считал пройденным этапом и чем-то ненужным в будущем. Все, конечно, от великой практичности ума и жаркой любви к простому человеку. Пережил Добролюбова года на два, но умер не от чахотки. Утонул в холодных волнах залива. О нем хорошо отзывался «отец русского марксизма» Плеханов. Плеханов лег неподалеку. Этот «отец русского марксизма» изображен на памятнике с книгой Маркса в руках. Сбоку на памятнике написано из английской поэзии: «Он слился с природой». Как бы не так! Великим утешением было бы для грешника просто «слиться с природой» и Христу в глаза не смотреть. О лопухе, выросшем из могилы, как о последней посмертной форме жизни, рассуждал тургеневский Базаров. (Тургенев, кстати, тоже тут прилег неподалеку.) Но, очевидно, дело обстоит сложней и неприятней. Христу глянуть в глаза придется.

http://pravoslavie.ru/120705.html

Он имеет два рога подобные агнчим – для обозначения того, что власть и могущество его, по свойству своему, будут подобны агнчим, т. е. духовного, а не политического или физического характера. Как божественный Агнец, Христос Иисус, для разрушения дьявольских дел в роде человеческом употреблял две главные силы, – силу слова и силу чудес; так и пособник антихристов употреблять в дело будет главным образом эти же две силы. Но говорить он будет, «как дракон», т. е. речи его будут богохульны, и плод его речей будет одно только безбожие и крайнее нечестие. Действовать он будет «пред драконом», т. е. согласно желаниям и намерениям дракона – дьявола, как бы в его присутствии и при его пособничестве, и при том действовать «со всею властью первого зверя», т. е. политическая мощь и гражданское полновластие антихриста придет всецело на помощь его пособнику лжепророку; ибо вся цель деятельности сего последнего к тому только и будет наклонена, чтобы «заставить всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю», т. е. антихристу. Какова будет сила чудотворений антихристова лжепророка? Сила эта будет чрезвычайная и поразительная. Например, он в состоянии будет низводить огонь с неба на землю и, – что в особенности примечательно, – в состоянии будет для обольщения людей «вложить дух в образ зверя, антихриста, чтобы образ зверя говорил и действовал». Но в чем бы ни состояли сии чудеса, они не будут чудесами в истинном смысле; ибо истинное чудо в существе своем возможно только одному всемогущему Господу Богу. И потому св. Ап. Павел прямо называет антихристовы чудеса – чудесами ложными ( 2Сол. 2:9 ). Значит они будут состоять отчасти в ловкости антихристова проповедника и в обмане чувств, отчасти же в пользовании естественными, но тайными силами природы, больше же всего вероятно в непосредственном пособничестве самого дракона, конечно в пределах могущества его дьявольских сил. Хотя эти пределы ограничены, но все же должно быть и значительно обширны, как это открывается, например, из деяний Симона волхва и Аполлония Тианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Местные власти сажают Перегрина в тюрьму, но это только увеличивает в глазах христиан его авторитет. Попытавшись и потеряв надежду его освободить, они всячески стараются ему услужить. Вдовы и сироты стекаются к тюрьме с утра, а те, кто поважнее, подкупив стражу, проникают в тюремное здание и проводят с ним ночи. Из разных концов Азии приходят посланцы от христиан, чтобы ему помочь и его утешить. Его поклонники говорят проповеди , приносят всякие яства, а равно и деньги, так, что Перегрин, прибавляет Лукиан, благодаря своим узам, составляет себе немалый доход. Далее Лукиан так характеризует христиан: «Эти безумцы, говорит он, убеждены, что они бессмертны, что будут жить вечно. Поэтому они презирают смерть и идут на нее добровольно. Их первый законодатель им внушил, что все они друг для друга братья, с тех пор, как они отреклись от эллинских богов. Они обожают своего распятого мудреца (sophistên) и живут по его закону. Они с презрением смотрят на земные блага и считают их общим достоянием. Но это учение ни на чем не основано. Достаточно какому-нибудь обманщику, желающему использовать положение, прийти к ним (и объявить себя христианином), чтобы сразу разбогатеть, что нисколько не мешает ему смеяться в глаза этим простакам». (§ 13). Освобожденный из заключения правителем Сирии и окруженный заботами христиан, Перегрин объезжает Египет, Италию, Грецию (где пытается вызвать возмущение против римлян). Кончается рассказ тем, что Перегрин, жаждущий мученической смерти, но лишь для того, чтобы прославиться в глазах толпы, бросается в горящий костер во время Олимпийских игр. В этой сатире отмечу только то, что христиане считали материальные блага общим достоянием, что отвечает словам «Деяний»: «Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». (4:32). У Лукиана есть еще одно любопытное место, где упоминаются христиане. Оно содержится в рассказе «Александр или Лжепророк», героем которого является Александр родом из Абонотиха (на южном берегу Черного моря), человек крайне порочный, воспитанник врача-шарлатана из семьи знаменитого Аполлониа Тианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

319 Памятником его языческого благочестия и отчасти современного ему положения язычества в Риме служит его переписка (Pair. curs. comp. Migne). 321 Ради важности этого документа мы передаем его почти во всей полноте, удерживая по возможности подлинные его дух и тон. 323 Намек на то, что доходы, отобранные у весталок и понтифексов, обращались на содержание народных школ, богаделен и других богоугодных заведений. 324 Годовая ассигновка из государственного казначейства на покрытие расходов при общественных религиозных торжествах, отмененная Феодосием. 350 Но в таком случае, отвечает Августин, всякое человеческое наказание должно было бы продолжаться столько же времени, сколько занимал акт преступления, что равносильно абсурду. Conf. Civ. Dei XXI, 11, 13, 18. 351 Если бы это, замечает Августин, сказано было об Апулее модорском или Аполлоние тианском, то язычники приняли бы это за несомненный факт. 355 Porphyrius ait, говорит Августин, ut beata sit anima, corpus omne esse fugiendum. Civ. Dei. XXII, 26. 359 August. confes. VIII, 2. Tunc tota fere romana nobilitas inflata (veneratione idolorum) inspirabat populo (suos sensus). 366 Paneg. in VI consul. Honorii 42–55. Слич. любопытную топографию города Рима, составленную в начале V века Cursus complet. Patr. Migne. t. XVIII p. 435….. 371 Говорят, что в этих церемониях принимал своим согласием участие папа Иннокентий, но это трудно доказать Gibbon, trad. par Guizot, t. VI, p. 49 382 Lact. Div. inst VII 25: «можно ли сомневаться, чтобы устоял мир, когда будет поражена глава мира»? «Христиане убеждены, говорил Тертуллиан , что конец римской империи будет концом мира» Apol. с. 32. Иероним во взятии Рима готами видел начало гибели целого мира Epist. 60, 123. Quid salvum est, si Roma perit? Prol. in Ezecb.: In una urbe totus orbis interiit. 387 Либаний историей христианских императоров старался доказать причинную связь между христианством и народными бедствиями, по его уверению даже недостаток упряжных животных в царствование Феодосия был наказанием богов. Kellner. S. 377–380. – August. epist. 147. Mala, quae per quosdam imperatores christianos imperio romano accidunt, immerito ia doctrinam christianam rejiciuntur.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010