Историки говорят о кризисе, в который погрузилось общество Римской империи к концу II века . Кризис поразил не только экономику, проявив себя в натурализации хозяйств, но и социум, и внешне-политическую стабильность империи, а также проявился в духовной жизни всех областей империи. Речь идет о сакрализации личностей императоров и распространении культов гениев-покровителей императоров, с привязкой почитания личности к различным традиционным культам богов и героев, нацеленной на укрепление имперской идеи, с одной стороны, а с другой, речь идет и о значительной партикуляризации локальных культов в «инородных» окраинах империи, о распространении мессианских движений, идущих из I века. Современный роман «Иллюзионист» выпускницы Оксфорда Аниты Мейсон  дает великолепную картину анти-интеллектуалистической религиозной жизни втор. пол. I века в Самарии, области Израиля, повествуя историю известного гностика Симона Мага. Такова же история Перегрина, изложенная Лукианом , уроженцем Сирии и современником эпохи, а также история иррациональной жизни Аполлония Тианского (I в.), созданная в сер. III века Флавием Филостратом . Накопленная социально-экономическая, политическая и религиозная «усталость» общества, переживающего первый опыт глобализации, усталость культуры проявляет себя в предчувствии грядущих изменений. Но мы должны отдавать себе отчет и в том, что эта эпоха – для нас теперешних – начало новой эры, для них – никакой новой эры еще не существует. Каждый народ, попавший в этот большой средиземноморский котел смешения культур, живет в своем собственном летоисчислении и собственном представлении о начале, центре притяжения и телеологии истории. Это было время, когда боги из романов Нила Геймана , ныне влачащие жалкое существование в урбанистических гетто западной цивилизации, переживали подлинный расцвет своего величия. Как подлинные звезды массовой культуры, они имели индустрию своего шоу: продюсеров, менеджеров, фанатов, историков и просто зрителей. «Смутное время» – так характеризует Эрик Доддс эту эпоху .

http://bogoslov.ru/event/5832651

Конечно, приращение христианского населения происходило, в известной мере, от рождения (детей в христианстве). Однако, на Западе – по крайней мере, семейства, в которых с давних времен принятое христианство передавалось по наследству, не составляли большинства верующих. И долго еще дети родителей-христиан будут считать для себя за честь свое происхождение от родителей, принадлежавших к Церкви 115 . «Христианами не рождаются, но делаются ими», пишет Тертуллиан , без сомнения – несколько преувеличивая это обстоятельство, но не без известной доли правды 116 . Великие успехи христианства зависели, на самом деле, от деятельной и неутомимой проповеди , которая всегда была готова на всевозможные труды. Она производилась всеми способами, и, начиная от философов, как например Иустин, и ученых катихизаторов, как Ориген , и кончая ремесленниками и служанками (над ревностью 117 ) которых жестоко смеется Цельс), – она везде имела своих деятелей. Их труды и успехи не могли укрыться от внимания политиков. Блюстители признанной религии видели, что с каждым днём от нее отпадают все новые и новые лица, и эти последние, едва присоединившись к новой вере, соперничают друг перед другом в усилиях доставить, в свою очередь, христианству новых последователей. Было трудно ожидать, чтобы даже настолько склонный к терпимости государь, каким был Септимий Север в первые годы своего царствования, – смотрел равнодушно на такое завоевание христианством римского общества. Это указывало на слабость в догматическом отношении римского язычества, которое не было в состоянии защитить себя против новой живой религии, действие коей распространялось и на разум и на сердце. Религия государства, не смотря на обновление, вследствие соединения с восточными культами, не смотря на искусственное создание соблазнительных легенд, в роде жизнеописания Аполлония Тианскаго, – с каждым днем, казалось, все более и более становилась дряблой и уязвимой. Можно было спрашивать себя, не наступает ли тот час, когда поголовное оставление язычества возобновит, для всей империи, то зрелище, какое представляла одна область Вифинии во время царствования Траяна 118 · Очевидно, размышления подобного рода заставили Септимия Севера (относившегося до сих пор довольно благосклонно к верующим) положить, в 202-м году, препятствие их проповеди запрещением – под страхом самых жестоких наказаний – переходить из язычества в христианскую веру 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рядом с этими сказаниями, как в древней, так и в средневековой литературе, сообщаются многочисленные рассказы о магических чудесах, производимых волшебниками и чародеями и, повидимому, превышающих естественные силы природы. Так, о Симоне волхве, жившем во времена апостольские, современники рассказывают, что он летал по воздуху, передвигал тяжелые предметы по одному мановению, заставлял прорицать деревья и т.п. Современник его Аполлоний Тианский, по сохранившимся от того времени рассказам, мог самопроизвольно переноситься на далекие расстояния, превращаться в птиц, деревья, камни, предсказывать будущее, беседовать с тенями умерших. Знаменитый алхимик и врач 16 века Парацельс особенно прославился лечением болезней на расстоянии – при помощи изготовленных им мазей. Великий чудодей 18 века Колиостро, искусный врач, ясновидец и чревовещатель, обладал способностью вызывать коллективные ложновидения, появляясь одновременно в разных местах на далеких расстояниях. Издавна также были известны способностью производить магические чудеса индийские факиры. Они наглядно показывают рост растения, возникающего из семени на глазах публики, – очаровывают животных и птиц, обмирают и погребаются обычным способом на несколько месяцев, после чего снова возвращаются к жизни. В новейшее время приобрели особенно широкую известность многочисленные факты телепатического общения душ, или явления прижизненных и посмертных призраков. Общее содержание рассказов об этих фактах таково. Многие люди, большею частью в бодрственном состоянии, совершенно явственно видят реальные образы близких родных, друзей, знакомых, и иногда даже разговаривают с ними. Впоследствии оказывается, что эти факты появления призраков совпадают с моментами смерти являющихся людей, или с серьезными кризисами в их жизни. Эти факты в недавнее время стали предметом научного исследования различных психологических обществ. О многочисленности этих фактов можно судить по следующим данным. Лондонское «Общество психических исследований» опубликовало в конце 80-х годов истекшего столетия 700 строго проверенных и точно доказанных случаев явлений только одних «прижизненных призраков», не касаясь посмертных. Современный нам знаменитый французский астроном К.Фламмарион на свой запрос о фактах телепатических явлений, сделанный им в марте 1899 года, получил 1824 письма, из которых он выбрал 1130 бесспорных, критически проверенных, фактов телепатического общения душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

С 1880 г. Каринский ординарный доктор богословского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1882–1889 гг. читает курсы по философии, психологии, логике на Высших женских курсах и Педагогических курсах в 1891–1892 гг. Умер Михаил Иванович 20 июня3 июля в 1917 г. на своей даче в Вятской губернии. С. 268.] В своих трудах Михаил Иванович очень умело пользовался анализом богословских и философских трудов, очень ответственно подходил к критике, которая всегда была объективной и не предвзятой. Его работы по истории философии являются очень ценными. В них он обращается к весьма авторитетным первоисточникам и исследованиям, где скрупулезно разбирает сложные и запутанные вопросы. В очерке «Обзор немецкой философии» Каринский очень умело иллюстрирует развитие и основные идеи немецкой философии от Канта до Гармана. В этой работе Михаил Иванович критикует систему Канта, выделяя её основные недостатки, анелепые попытки систематизировать немецкую философию по системе Канта являются на его взгляд несостоятельными. С. 268.] Каринский считал, что при помощи критической философии невозможно строить новую гносеологическую систему. В своей докторской диссертации «Классификация выводов» Каринский предпринял попытку, чтобы решить эту задачу. Без сомнения можно сказать, что его диссертация на данный момент единственный уникальный и значительный труд по логике. Здесь Михаил Иванович показывает несостоятельность направлений в логике: формального (Аристотель) и индуктивного (Бэкон, Милль). На его взгляд невозможно основывать классификацию выводов при противоположности индукций и силлогизмов. С. 21.] Рекомендуем читателям подробную статью о философских воззрениях М.И. Каринского , опубликованной в нашем Академическом журнале «Христианское чтение». Основные труды профессора М. И. Каринского: «Аполлоний Тианский» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1876) «Бесконечное Анаксимандра» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1890) «Египетские иудеи» («Христианское чтение», 1870, июль, – С. 121–163; сентябрь, – С. 398–461)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

Свое Таинство Христос облек в обряд. Поэтому и христианство не стесняется своей обрядовости, своей воплощенности в человеческих действиях. Те, кто говорит против внешнего обряда, логичны только в рамках гностицизма. Так, например, у неопифагорейца Аполлония Тианского есть мысль, что Бога нельзя чествовать ничем материальным — даже вслух произносимым словом. Но это потому, что вся материя в мире слишком осквернена, чтобы ее приносить в дар Творцу 4 . В христианском восприятии мир искуплен, земная материя очищена — и потому ее можно подносить к Божию алтарю и износить ее обратно уже преображенной. Скажут — христианство “духовная религия” и в нем все должно быть “духовно”, а не телесно-обрядово. Скажут, что, по слову апостола, “плоть и кровь Царства Божия не наследуют”. Ответьте словами св. Иустина Мученика: “Когда Павел говорит «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», то он объявляет это не с тем, чтобы отвергнуть пакибытие плоти, но научить, что не Царство Божие, которое есть вечная жизнь, наследуется телом, но тело — жизнью. Ибо если бы Царствие Божие, которое есть жизнь, наследовалось телом, то оказалось бы, что жизнь поглощается тленным. Между тем жизнь наследует смертное, дабы смерть была победоносно поглощена жизнью и тленное явилось достоянием нетления, сделавшись рабом, подвластным бессмертию, так чтобы тело было достоянием нетления, а не нетление достоянием тела” 5 . Плоть и кровь, все телесное не может само войти в Вечность. Но Вечность может вобрать их в себя. Вопрос в субъекте этого действия. Невозможное человекам возможно Богу. Как замечательно сказал Гераклит, “мудрое только одно. Оно хочет и не хочет называться именем Зевса”. Бог хочет и не хочет наших жертв. Он устанавливает ритуальный закон Ветхого Завета — и Он же говорит пророкам о том омерзении, которое испытывает при виде этих кровавых ритуальных празднеств. Нельзя достичь Бога никакими мольбами и жертвами — ни самыми изощренными, ни самыми “духовно-утончен­ными”. Ни поэзия, ни метафизика, сколь много ни добавляли бы мы их в наши псалмы, не приблизят нас к Богу. Но если Он хочет внимать человеческому сердцу — Он расслышит моление и самого гнусавого и невежественного псаломщика.

http://pravmir.ru/posle-heruvimskoy/

Словом εαγγλιον называются пророчества-оракулы. По рассказу Плутарха , рим. полководец Серторий с целью завоевать симпатии суеверных варваров-лузитанцев выдавал известия о победах, доставленные ему подчиненными, за полученные чудесным образом, приказывая радоваться и приносить жертвы богам по случаю «евангелий» (π εαγγελοις - Plut. Sertor. 11). Так же Филострат называет весть об убийстве имп. Домициана , сообщенную богами Аполлонию Тианскому ( Philostrat. Vita Apoll. VIII 26-27). Особое значение для истории слова «евангелие» имеет его использование в текстах, относящихся к культу императора. Всякое распоряжение императора, так же как и всякое известие о важных событиях его жизни - рождении, восхождении на трон (πε γν[]στ[ης γενμην το] εαγγελ[ο]υ περ το νηγορεσθαι Κασαρα - SB. I 421) и др., могло называться «евангелием». Каждое из них имеет универсальное значение, поскольку то, о чем они сообщают, имеет отношение ко всем жителям империи и, более того, ко всему миру как гарантия мира и благоденствия. Надписи, найденные в малоазийских городах Приена и Апамея, провозглашают, что день рождения императора (к-рый назван богом) положил начало «евангелиям» для мира (ρξεν δ τι κσμωι τν δι ατν εαγγελων γενθλιος το θεο - SEG. IV 490; ср.: SEG. V 815). Поскольку в надписях и текстах, связанных с культом императора, слово «евангелие», как правило, относится к событиям, к-рые, с т. зр. их авторов, несут избавление от к.-л. опасностей или бедствий всем жителям империи и являются для них жизненно важными, то мн. исследователи считают эту традицию одним из источников специфики значения слова «евангелие» в раннехрист. текстах. При этом, однако, учитывается, что принципиальным отличием соответствующего христ. понятия является уникальность подразумеваемого им факта по отношению к тем событиям, о к-рых сообщали многочисленные «евангелия» нехрист. мира. На уровне языка эта особенность выразилась в использовании для обозначения содержания христ. проповеди только формы ед. ч. слова εαγγλιον в отличие от нехрист. источников, где преобладает форма мн. ч. ( Strecker. 1996. S. 356).

http://pravenc.ru/text/344423.html

Сохранились письма А. Т., часть к-рых признаются подлинными, от его сочинений сохранились только названия, наиболее известное из них - «Жизнь Пифагора», к-рое использовалось Порфирием и Ямвлихом . В средневек. слав. лит-рах рассказ об А. Т. известен по переводам греч. хроники Георгия Амартола . Отсюда он попал в памятники ранней рус. хронографии - Летописец Еллинский и Римский. Возможно, присутствовал уже в Хронографе «По великому изложению» (кон. XI в.), через посредство к-рого вошел в состав Лицевого летописного свода 2-й пол. XVI в. (РНБ. F. IV. 151). Соч.: Apotelesmata/Ed. F. Nau//PS. P., 1907. Т. 2; De horis diei et noctis//Catalogus codicum astrologorum graecorum. Brux., 1908. T. 7: Codices Germanici/Ed. F. Boll. P. 175-181; Apollonii Epistulae// Flavii Philostrati Opera/Ed. C. L. Kayser. Lpz., 1870. Hildesheim, 1964r. T. 1. P. 345-368; Eusebius. Praeparatio Evangelica. IV 12. Ист.: Philostratus Flavius. The Life of Apollonius of Tyana. The Epistles of Apollonius of Tyana and the Treatise of Eusebius/With an English transl. by F. C. Conybeare. Camb.; L., 1969; Флавий Филострат. Жизнеописание Аполлония Тианского/Пер. А. Егунова//Поздняя греческая проза. М., 1961; Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского/Пер., коммент. и ст. Е. Г. Рабиновича. М., 1985. Лит.: Baur F. C. Apollonios von Tyana und Christus. Tüb., 1832; Noack L. Apollonius von Tyana: Ein Christusbild des Heidentums//Psyché. Lpz., 1858. Bd. 1. Fasz. 1; Miller I. Apollonios von Tyana// Pauly, Wissowa. Halbbd. 2. Sp. 146-148; Belliard O. Un saint païen: Apollonius de Tyane//Annales d " histoire économique et sociale. 1936. T. 53; Lagrange M. J. Les légendes pythagoriennes et l " Évangile//RB. 1937. T. 46; Courcelle P. Philostrate et Grégoire de Tours//Mélanges J. de Ghellinck. Gembloux, 1951. T. 1: Antiquité; Sch ü tz M. J. Beiträge zur Formgeschichte synoptischer Wundererzälungen, dargestellt an der Vita Apollonii des Philostratos: Diss. Jena, 1953; Petzke G. Die Traditionen über Apollonios von Tyana und das Neue Testament//Studia ad Corpus Hellenisticum Novi Testamenti. Leiden, 1970. Bd. 1; Lee G. Had Apollonius of Tyana read St. Mark?//Symbolae Osloenses. 1973. Vol. 48; Speyer W. Zum Bild des Apollonios von Tyana bei Heiden und Christen//JAC. 1974. Bd. 17; Bowie E. L. Apollonius of Tyana, Tradition and Reality//ANRW. 1978. Bd. 2.16.2; Belloni L. Aspetti dell " antica σοφα in Apollonio di Tiana//Aevum. 1980. Vol. 54; Илюшечкин В. Н. Отражение социальной психологии низов в античных романах//Культура древнего Рима. М., 1985. Т. 2; Corrington G. P. The «Divine Man»: His Origine and Function in Hellenistic Popular Religion. N. Y., 1986; Koskenniemi E. Apollonios von Tyana in der neutestamentlichen Exegese: Forschungen und Weiterführung der Diskussion. Tüb., 1994.

http://pravenc.ru/text/75672.html

То же, что утверждали относительно нашей части Тавра, будто она продолжается и за Арменией, долгое время подвергалось сомнению, пока не подтвердилось благодаря барсам, которых, я знаю, ловят в богатой ароматами Памфилии; ибо звери эти настолько обожают благовония, что, издалека влекомые чутьем, они идут из Армении через горы к «слезам» стиракса, как только ветры подуют с той стороны, где дерево это источает душистую смолу. Рассказывают, что в Памфилии однажды поймали молодую барсиху в золотом ошейнике с надписью на нем армянскими письменами: «Царь Арсак богу Нисию». Арсак царствовал тогда в Армении, и я думаю, что это он посвятил зверя Дионису по причине его величины, ибо Дионис называется Нисием по имени города Нисы в Индии, и не только индийцами, но и всеми народами востока. Барсиха одно время повиновалась человеку и давала себя трогать и ласкать, но с наступлением весны умчалась в горы, томясь по самцу, прямо с ошейником; так ее и словили у отрогов Тавра, куда она была завлечена ароматами. Итак, Кавказ отделяет Индию от Мидии и спускается другой цепью до Красного моря Пересекая Кавказ, они увидели, говорят, людей в четыре локтя ростом и чернокожих, узрели и других, уже в пять локтей ростом, когда переправились через Инд Перевалив через гору Кавказ, говорит автор, они повстречали людей, едущих на слонах. Народ этот обитает между Кавказом и рекою Кофен; они неимущие управители слоновых стад. Кое–кто из них ездит и на верблюдах, которых инды применяют для скорого путешествия; те пробегают за день тысячу стадий, ни разу не склонив колена Спутники с Аполлонием переправились через Инд, ширина которого более сорока стадий в судоходной части. Говорят, он начинается с Кавказа и уже там он полноводнее всех других судоходных рек Азии, многие из которых в него впадают После того как они перешли Инд, говорит автор, назначенный сатрапом проводник повел их прямо в Таксилу, где находился дворец индийского царя. Жители за Индом, как говорят, носят одежду из местного льна и обувь из папируса, а люди познатнее наряжаются в виссон, который произрастает якобы на дереве со стволом как у белого тополя и с листьями как у ивы. Аполлонию, по словам автора, понравился виссон из–за сходства с его холщовым плащом. Таксила не уступает по величине Ниневии и укреплена по образцу эллинских городов. Дворец же принадлежал владыке, который правил тогда державой Пора

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Чудо – слово, получившее огромное распространение в античную эпоху. В различных лексиконах представлена палитра его основных значений: от явления, то есть того, что видится, в античности 5 , до реального сверхъестественного события в христианстве. Так, в лексиконе Анфима Газского мы встречаем: «Чудо – все, на что смотрим с удивлением и восхищением» 6 . Это слово происходит от глагола θεομαι «созерцать» 7 , – того же самого, от которого некоторые христианские авторы производили слово «Бог» (Θες) 8 . В эпоху так называемой поздней античности чудо стало приобретать все более священный, сакральный смысл и ассоциироваться с благодатными последствиями евангельской вести миру. В христианскую эпоху это слово «указывает на то, что оно [чудо] не подчиняется естественным законам, особенно в соотношении с чудесами/явлениями, совершенными Иисусом Христом» 9 . С точки зрения современного религиоведения «чудо» является одним из обозначений более универсального явления prodigium (σημεον 10 , τρας 11 , πλωρ 12 ) 13 , особой способности видеть и понимать будущее. Латинский аналог греческого θαμα monstrum или miraculum указывает на то, что чудо «необъяснимо для живущей природы, конечно человеческой» 14 . В античности основным понятием, передававшим процесс «чудотворения», было слово θαυματοποια, происходившее от особо распространённого выражения ποιω θαματα. Соответствующее ему прилагательное θαυματοποις часто становилось характерным эпитетом того или иного выдающегося персонажа, например, целителя Аристея Проконнисского (VI в. до Р. Х.) 15 или Аполлония Тианского (I в. по Р. Х.) 16 . Аналогичные по значению θαυματουργα и θαυματουργς были значительно более редкими словами 17 . В христианскую эпоху эти слова поменялись местами по частотности использования. «Чудосовершение» (θαυματοποια) стало значительно более редким в использовании, тогда как «чудотворение» (θαυματουργα), наоборот, более частым. Такой взаимообмен достаточно легко объясним. С точки зрения носителя античной культуры и языческой традиции, «чудо» – это не столько реальное событие, сколько искусственный факт, не столько реальность, сколько механистическое изображение реальности 18 . По сути, чудо – это скорее театральное действо, хотя и сакральная его сторона присутствует в полной мере и была ещё у Гомера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Это были все серьезные, талантливые люди, стоящие головою выше своих современников, проповедовавшие глубокие философские идеи. Но ефесянам, привыкшим к вольной и беспечной жизни, было чуждо и ненавистно серьезное занятие наукой 1050 . Благодаря своей живости, подвижности и восприимчивости, они любили послушать наставников, любили и поспорить 1051 . А в наставниках в Ефесе не было недостатка. Здесь были представители учений всех стран – и далекой Индии, и Александрии с Египтом, и Греции, и Рима. Здесь были Иудейские заклинатели злых духов, семеро сыновей Иудейского первосвященника Скевы 1052 . В Ефесе проповедовал Аполлоний Тианский 1053 и многие другие чародеи, обманывавшие народ подобно Иамврию и Ианнию, египетским волхвам 1054 . φσια γρματα (Ефесские письмена) – известны 1055 . Это чародейские формулы, написанные на папирусе или на пергамине; они носились в качестве предохранительных амулетов на руках, на шее, на голове и т. п. 1056 . Ефесян легко было воспламенить и утишить 1057 . В этом отношении Апостол сравнивает их даже с младенцами, увлекающимися всяким ветром учения 1058 . Но они не любили тех, кто проповедовал им новые идеи, расшатывал старые исконные устои жизни, предлагал новое жизнепонимание и новое жизнеустроение. Перерождение они считали делом трудным и неприятным. Поэтому одних из таких проповедников они изгоняли, а другим угрожали смертью 1059 . Как живой и впечатлительный народ, Ефесяне, кажется, более сочувствовали магам, чародеям, стекавшимся сюда со всех концов мира, чем учителям – философам 1060 . Те и другие небольших усилий требовали от своих поклонников, врачуя их духовные и телесные недуги. Легко доставался им мир и покой, и земное счастье. – На жизнь древнего ефесянина неотразимое влияние еще оказывал культ богини Дианы или Артемиды. Знаменитый храм Дианы Ефесской составлял славу и гордость Ефеса. Эту грандиозную постройку сооружали в течение многих лет; вполне она была окончена спустя 220 лет после её начала 1061 . Все цари Малой Азии в количестве ста двадцати семи человек приняли участие в пожертвованиях на эту постройку.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010