Подпишитесь на наш Телеграм Корнелис де Вос. Благодеяние св. Николая. 1640 г. Есть такой американский сериал «Фарго», довольно экспрессивный триллер с хорошим концом. Важный элемент сюжета: один из второстепенных персонажей однажды совершенно случайно нашел на пустынной заснеженной дороге чемодан, полный долларов (кажется, 500 тысяч), расценил это как дар Божий, а потом смог с помощью этих денег не только решить свои текущие незадачи, но и построить прибыльный и успешный бизнес. Проблема, однако, в том, что этот персонаж сомневался: вправе ли был он брать эти деньги (владельца определить невозможно, а как юридически обстоит дело с такими находками в конкретном штате США, нам неизвестно. В РФ, например, мы обязаны нести найденное в полицию). И жил в постоянном ожидании того, что за эти деньги его ждет какое-то божественное воздаяние. Зная эту тайну, ситуацией воспользовался преступник… Дальнейший сюжет нам неважен. А важно вот что. Свалившийся на голову и по мирской логике совершенно незаслуженный дар считается очень опасным, поскольку богатство требует особого душевного устроения, которого у бедняка нет. Однако это правило не абсолютное. Приведу в пример самое известное чудо из «Жития Николая Чудотворца»: святитель подбрасывает три мешка золота в дом отца трех дочерей, тем самым помогая девушкам выйти замуж и спасая их от необходимости торговать собой. Эта история записана в житии святителя Николая, написанном в IX веке Михаилом Архимандритом, однако, как считается, основана на куда более древних источниках V или даже IV века. Некоторые ученые (в каждом коллективе обязательно найдется скептик) полагают, что многие легенды о святителе Николае — это переработанные истории из языческого романа Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» (III век). Не будем спорить с этой гипотезой. Просто сравним ту историю, которая, как полагают исследователи, стала материалом для легенды, с самой легендой. А потом попытаемся вывести какую-то мораль. В жизнеописании Аполлония есть такой эпизод. Некий обыватель долгое время приносит жертвы богине земли в надежде найти клад, потому что ему не хватает денег на придание для четырех (!) дочерей, а это значит, что дочерей никто не возьмет замуж. Он обращается к Аполлонию. Мудрец хвалит обывателя за его благочестие и, выступая в роли торгового посредника, убеждает одного из местных латифундистов продать задорого обывателю участок с оливковыми деревьями. Обыватель сначала недоумевает. «Однако же, едва вступив во владение землей, он нашел на пасеке горшок с тремя тысячами золотых, а затем собрал отличный урожай маслин, хотя повсюду в тот год земля родила плохо, а к дочерям его стало свататься несметное множество женихов – вот тут-то и принялся он славословить Аполлония».

http://blog.predanie.ru/article/chemodan...

Брент Аллен Скачать epub pdf Список сокращений Раннехристианские и еврейские авторы Adv. Наег. Ириней, Против ересей Antiqu. Иосиф Флавий, Иудейские древности С. А. Апостольские постановления Cor. Климент Римский , Послание к Коринфянам Did. Дидахе Didasc. Апостольская дидаскалш (Didascalia Apostolorum) Eph. Игнатий, Послание к Ефесянам Н. Е. Евсевий, Церковная история Нот. in Luc. Ориген , Беседа на Евангелие от Луки (Homilia in Lucam) Magn. Игнатий, Послание к Магнезийцам Man. Пастырь Ерма , Заповеди Mart. Pol. Мученичество Поликарпа Phil. Поликарп Смирнский , Послание к Филиппийцам Phld. Игнатий, Послание к Филадельфийцам Pol. Игнатий, Послание к Поликарпу Prol. Cant. Ориген , Беседа на Песнь Песней (Prologus Canticomm) Ref. Псевдо-Ипполит, Опровержение всех ересей (Refutatio Omnium Haeresium) Rom. Игнатий, Послание к Римлянам Sim. Пастырь Ерма, Подобия Smym. Игнатий, Послание к Смирнянам Trail. Игнатий, Послание к Трсшшйцам Vtr.ni. Иероним, О знаменитых мужах Vis. Пастырь Ерма, Видения Классические произведения и эпиграфика Coron. Демосфен, О венце (De Corona) Dig. Юстиниан, Дигесты Dom. Светоний, Домициан Eratos. Лисий, Против Эратосфена Fam. Цицерон, Письма к близким (Ad Familiares) IGRR Inscriptiones Graecae ad Res Romanas Pertinentes Met. Апулей, Метаморфозы Or. Речи (Oratio) Peregr. Лукиан Самосатский, О кончине Перегрина Pis. Цицерон, Против Л. Кальпурния Пизона (Oratio in Pisonem) SEG Supplementum Epigraphicum Graecum VA Филострат, Жизнь Аполлония Тианского Другие сокращения ANRW Aufstieg und Niedergang der rti mischen Welt Aug Augustinianum HThR Harvard Theological Review JECS Journal of Early Christian Studies JEH Journal of Ecclesiastical History JRH Journal of Religious History JSNT Journal for the Study of the New Testament JThS Journal of Theological Studies RivAC Rivista archeologica Christiana SecCent Second Century STAC Studien und Texte zu Antike und Christentum VCh Vigiliae Christianae VChSup Vigiliae Christianae, Supplement Series WUNT Wissenschaftliche Untersuchungen гит Neuen Testament 7AC Zeitschriftfur Antikes Christentum Kac Новый Завет в переводе епископа Кассиана (Безобразова) PB Новый Завет в переводе В. Кузнецовой «Радостная Весть» Читать далее Источник: Игнатий Антиохийский : епископ-мученик и происхождение епископата/Аллен Брент ; [пер. с англ. С. Калюжный]. - Москва : Изд-во ББИ, 2012. - 188 с. (История Церкви). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР СЕВЕР Имп. Александр Север. Гравюра (Goltzius Н. Vivae imperatorium. 1557) Имп. Александр Север. Гравюра (Goltzius Н. Vivae imperatorium. 1557) [лат. Marcus Aurelius Severus Alexander; наст. имя Бассиан Алексиан] (1.10.208, Арка Кесария, Финикия, совр. Ливан - 18.03.235, под Майнцем, Германия), рим. император (222-235), последний представитель династии Северов, сын сирийца Гессия Марциана и Юлии Маммеи. В 221 г. Бассиана усыновил его двоюродный брат, имп. Гелиогабал, и А. С. сделался его соправителем под именем Марка Аврелия Александра, а затем, после солдатского мятежа,- единоличным государем, правда во всем покорным воле матери. В отличие от склонного к деспотизму предшественника А. С. стремился к восстановлению престижа и компетенции рим. сената. Характерный для правления Северов религ. синкретизм достигает при А. С. своего апогея, выразившись, в частности, в терпимом отношении к иудеям и христианам (Scr. Hist. Aug. Vita A. S. XXII 4). Евсевий Кесарийский сообщает о многих христианах при дворе и в семье А. С. (Euseb. VI 28). Юлий Африкан посвятил А. С. свои «Вышитые пояса» (Κστοι), а св. Ипполит - труды о воскресении. В Антиохии аудиенции у А. С. и Юлии Маммеи удостоился Ориген . В домашнем храме А. С., возможно, находилось изображение Христа наряду с изображениями Аполлония Тианского , Авраама , Орфея и др. (Vita A. S. XXIX 2). В Палатинском дворце и в общественных сооружениях он повелел поместить изречение, услышанное им от христиан: «Не делай другому того, чего не хочешь самому себе» (Vita A. S. LI 7-8; ср. Мф 7, 12; Лк 6, 31). В свете подобных свидетельств маловероятны сообщения поздних актов о мученичестве святых Цецилии , пап Урбана I , Каликста I, Калопеда и Астерия, Мартины именно в правление А. С. В войне с Персией (232) А. С. лично руководил войском, остановив продвижение Сасанидов в Месопотамию. Во время похода в Германию (234 - нач. 235) он вместе с матерью пал жертвой мятежа, поднятого буд. имп. Максимином. Ист.: Scr. hist. Aug. L., 1979. Vol. 2. P. 178-313 (рус. пер.: Элий Лампридий. Александр Север//Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1992. С. 151-182). Лит.: Bihlmeyer K. Die «syrischen» Kaiser zu Rom (211-235) und das Christentum. Rottenburg, 1916. S. 68-166; Jard é A. Études critiques sur la vie et la règne de Sévère Alexander. P., 1925; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 359-364. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64398.html

Если бы эти бедствия постигли ее тогда, когда проповедь была уже насаждена и укоренена во всей вселенной, не так было бы дивно то, что Церковь не разрушилась. Но если столько браней возгоралось в самом начале (христианского) учения, когда семя веры только что было брошено, и умы слушателей были еще очень слабы, а между тем наши дела не только не потерпели никакого ущерба, но еще более усилились: это уже выше всякого чуда. Чтобы ты не говорил, будто теперь Церковь стоит твердо по причине мира с царями, Бог попустил ей терпеть гонение тогда, когда она была меньше и казалась слабее, дабы ты убедился из этого, что и нынешняя твердость ее зависит не от мира с царями, но от силы Божией. 3. А что это правда, подумай, сколь многие хотели ввести между эллинами (новое) учение, и установить новый образ жизни, как-то: Зенон, Платон, Сократ, Диагор, Пифагор, и весьма многие другие; однако они так мало имели успеха, что неизвестны народу даже по имени. А Христос не только предписал (новый) образ жизни, но и насадил его во всей вселенной. Сколько говорят о делах Аполлония Тианского? Но дабы ты знал, что все ложь и вымысел, и нет тут ничего истинного, (дело Аполлония) рушилось и покончилось. Пусть никто не считает оскорблением для Христа, что, говоря о Нем, мы упомянули о Пифагоре и Платоне, Зеноне и (Аполлонии) Тианском; это мы делаем не по своему произволу, но снисходя к немощи иудеев, почитающих (Христа) простым человеком. Так поступил и Павел: пришедши в Афины, он говорил афинянам не из пророков и не из евангелий, но начал увещание с жертвенника; не потому, чтобы считал жертвенник более достойным вероятия, нежели Евангелие, и не потому, чтобы сделанная на том жертвеннике надпись была важнее писаний пророческих, но потому, что он говорил с язычниками, которые не веровали ничему нашему; так он уловил их их же учением (Деян. 17:23). Вот почему, говорит он, " бых иудеем, яко иудей, беззаконным, яко беззаконен, не сый беззаконник Богу, но законник Христу " (1 Кор. 9:20-21). Так поступает и Ветхий Завет, когда, беседуя о Боге к иудеям, говорит: " кто подобен Тебе в бозех Господи " (Исх.

http://moral.ru/iudei_Zlatoust-5.htm

Здесь, между прочим, он высказал следующую мысль, которая стала девизом его позднейшей научной деятельности: «Без философии история для меня остается вечно мертва и нема». Поступление Баура в 1826 г. профессором в Тюбинген открывало для него возможность вполне отдаться научным работам. Первая стадия научно-литературной деятельности Баура стояла в связи с теологическими воззрениями знаменитого в то время Шлейермахера. В 1827 г. Баур издал две так называемых академических программы, в которых речь идет о христианском гностицизме и о свойствах теологии Шлейермахера. Пока жив был Шлейермахер, Баур стоял вдалеке от всяких веяний духа времени, он вполне отдавался научным работам. Главным предметом его научных занятий в это время была историческая теология, при этом, однако же, он не уходил в детали своих работ, памятуя, что частное исследуется для того, чтобы выяснилось общее – идея, не терял из виду ни теологии в ее целом, ни идеи науки. К этому периоду относится, кроме нескольких журнальных статей, не столь значительных, его статья, служащая основой для его последующего понимания истории первохристианства: «О Христовой партии в Коринфской церкви, о противоположности петринического и павлинического христианства в древнейшей Церкви, об апостоле Петре в Риме» (1832). Одновременно с этим появляется в свет еще несколько сочинений Баура: «Аполлоний Тианский и Христос, или Отношение пифагореизма к христианству» (1832); «Манихейская религиозная система по источникам» (1831); «Противоположность католицизма и протестантизма» (1832). Это последнее произведение имело такое значение, что министр исповеданий в Пруссии намеревался было вызвать Баура в Берлин в качестве преемника Шлейермахера. – Второй период в научной деятельности Баура стоит в связи с появлением на теологическом поприще его ученика Штраусса. Эпоху штрауссовского движения Баур открывает следующим замечательным трудом: «Христианская религиозная философия в ее историческом развитии» (1835). В том же году Баур издал сочинение «Так называемые Пастырские послания апостола Павла».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Отношение языческой литературы к христианству с III века Попытки языческих ученых оживить и восстановить языческую религию на новых началах Сочинение Филострата: жизнь Аполлония Тианского Сочинение Парфирия Последние нападения языческой литературы на христианство в IV веке Внешняя история церкви с IV века Биография Константина Великого Оценка личности Константина Великого Правление сыновей Константина Великого (337–361) Юлиан Отступник (361–363) Религиозное состояние общества после реформы Константина Великого Истрия появления ересей и расколов в христианстве О значении изучения этой истории Источники Происхождение сект Общие причины Частные причины Иудействующие секты Происхождение их Гностические секты Учение о Боге Учение об эонах О происхождении эонов Дуалистические воззрения гностиков Учение о происхождении мира Учение о человеке Учение об искуплении и Искупитель Учение о будущей жизни Частные гностические системы Гностические системы в I веке Симон Маг Николаиты Киринфиане Гностические секты II века. Сатурнин (Саторнил), Василид, Карпократ Валентин и Маркион Последователи Валентина и Маркиона Гностики III века О причинах упадка гностицизма Манихейство Развитие христианского богословия в первые века Иоан Богослов Св. Ириней Тертуллиан Ипполит Пантен Климент Александрийский Ориген Монархианизм Алом Христианское богословие III века (догмат Св. Троицы) Секты раскольнические Раскольнические секты во II и начале III века Монтанизм Раскольнические секты во III – IV веков Хилиазм Новацианство Раскол Мелетианский Донатисты Религиозные волнения в христианской церкви в период вселенских соборов Особенные причины, характер и значение этих волнений волнений Арианство Судьба арианства Христианские споры в церкви. Вопросы о личности Христа и его состояний до V века Несторианство, Эфесский собор. Судьба несторианства Ересь монофизитская Иконоборство и 7-й вселенский собор Западно-христианские ереси конца IV и V ст     Первая лекция была посвящена указанию пособий при изучении Церковной истории. Вот эти пособия: Сочинения Неандера, Куртца, Шаффа и Альцога – на немецком языке. Сочинение Куртца, сокращенное (есть на русском языке в переводе Рудакова) самое удобное, но оно, как и все другие, не удовлетворяет Министерской программе. На русском языке – семинарское руководство Евграфа Смирнова. По историографии на русском языке единственное сочинение профессора Московской Духовной Академии Лебедева, обнимающее только часть предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Прямые заимствования «Повести» из «Хроники» Амартола установлены еще академиком А. А. Шахматовым. Число их достигает 20, при этом большую часть из них составляет конкретная историческая информация 10 . Только три из них не имеют непосредственного отношения к хронике как таковой: это рассказ о нравах различных народов, сказание об Аполлонии Тианском и рассказ о знамениях, бывших при Антиохе, Нероне, Юстиниане, Маврикии и Константине Копрониме. Во всех случаях они вставлены в основной текст «Повести» как внешние иллюстрации к мысли летописца. Таким образом, весь богословский или нравоучительный материал «Повести» оригинален по отношению к «Хронике», а кроме того в отличие от последней практически всегда непосредственно так увязан с историческими событиями 11 , что служит выявлению их подлинного смысла или дает информацию, существенно необходимую для действующих лиц «Повести». Даже один и тот же библейский нравоучительный текст, например «Дающий нищему взаймы дает Богу» ( Притч. 19:7 ), у Амартола раскрывается на примере не имеющей отношения к основному изложению истории-притчи 12 , а согласно «Повести», будучи услышан князем Владимиром, руководит его в нищелюбии. Все это придает «Повести» гораздо более цельный и стройный, чем у «Хроники» Амартола, облик. Очень важным является вопрос о цитации. Если Амартол при некотором богословском или нравоучительном рассуждении обязательно ссылается сколько на библейские тексты, столько же и на святых отцов, таких прежде всего как Иоанн Златоуст , Василий Великий , Афанасий Александрийский или Григорий Богослов , то в «Повести», хотя все эти авторы переводились и были известны в Киевской Руси, святоотеческая цитация полностью отсутствует 13 . Этот, надо думать, не случайный факт, заставляет подробнее вглядеться в библейские аллюзии «Повести». Они многочисленны и обнаруживают себя на нескольких уровнях. При этом, поскольку ветхозаветная цитация в «Повести» явно преобладает над новозаветной, в рамках краткой статьи есть смысл сосредоточиться именно на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Сама идея обожествления императоров не исчезла с утверждением христианства в качестве гос. религии: напр., свт. Амвросий , еп. Медиоланский, в «Слове на смерть Феодосия Великого» говорит, что его душа была восхищена Богом от смерти ( Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 30). В рим. лит-ре встречаются также повествования о В. чудотворцев и простых людей. Герой романа Флавия Филострата (ок. 170 - до 249) Аполлоний Тианский исчезает, зайдя в храм Афины в Линде (по др. преданию, это происходит в храме Диктинны на Крите, перед его исчезновением слышится девичье пение, зовущее «вознестись от земли к небу» - см.: Philostrat. Vita Apoll. 8. 30). Среди «Моралий» Плутарха (ок. 46 - после 119) встречается рассказ об Арридее (Феспесии) из Сол, душа к-рого отделилась от тела, вознеслась на небо, где встретила своего родственника и узнала о том, какие наказания ждут грешников в загробном мире (De sera numinis vindicta. 22 ff.). Библейская традиция В Ветхом Завете Инициатива В. всегда исходит от Бога. Встречающееся в нек-рых текстах негативное отношение к В. на небо (напр., Ис 14. 13-15) можно объяснить полемикой с месопотамскими религ. представлениями: попытки «вторжения на небеса» однозначно осуждаются (Ис 14. 11-20; Иез 28. 11-19). Не следует даже стремиться познать то, что сокрыто, т. к. это знание принадлежит только Господу (Втор 30. 11-14; Сир 3. 21-22). Каждый человек после смерти нисходит в подземный мир ( шеол ), а на небесах пребывают только Бог и Его ангелы (Пс 113). Поэтому в ВЗ чаще говорится о В. на небеса ангела Божия (Суд 13. 20; Тов 12. 20-22), к-рое иногда описывается как «восхождение» Самого Бога (Быт 17. 22; 35. 13; ср.: Юб 32. 20). С темой В. связан образ лестницы, соединяющей небо и землю (Быт 28. 12; ср. Притч 30. 4). Тем не менее в ВЗ отражена вера в то, что Дух Божий может переносить нек-рых людей (пророков) в труднодостижимые места, на гору или в долину (3 Цар 18. 12; 4 Цар 2. 16). Видения пророков часто сопровождаются описанием физического ощущения на себе «руки Божией» (Ис 8. 11; Иез 3. 12-14; 8. 3; 11. 1, 24; 43. 5).

http://pravenc.ru/text/155106.html

фаланги ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 7, 18; Herodian. Hist. IV 8; Scr. hist. Aug. Caracalla. 2; Aur. Vict. Epitom. 21). В нач. 215 г. К. посетил Трою (Илион), где принес заупокойные жертвы Ахиллу, установил его бронзовую статую, совершил погребение своего умершего фаворита Феста наподобие похорон Патрокла ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 16; Herodian. Hist. IV 8). Зимой 215/16 г. К. пребывал в Александрии, где жители подвергали насмешкам его политику и образ жизни. Узнав об их настроениях, К. приказал избить делегацию знатных граждан, встречавших его у въезда в город, а потом и осуществил массовый террор против всего населения. От рук солдат К. в Александрии погибло несколько тыс. чел.; были закрыты философские школы ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 22-23; Herodian. Hist. IV 8-9; Scr. hist. Aug. Caracalla. 6). Всех приезжих выслали из города; в их числе был Ориген, который переехал в Кесарию Палестинскую ( Euseb. Hist. eccl. VI 19). Одной из основ религ. политики К. стало признание общерим. статуса за егип. культом Исиды и Сераписа. Рим. историки отмечают особое благоговение, с к-рым К. участвовал в религ. церемониях. В 215 г. в честь Исиды и Сераписа был возведен храм у подножия Квиринала в Риме, в который из Александрии перенесли некие реликвии (Scr. hist. Aug. Caracalla. 9; Aur. Vict. Epitom. 21. 4). Во время пребывания в Александрии К. почти постоянно находился в Серапеуме ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXVIII 23). Культ Сераписа К. считал наиболее важным для империи, называл бога «Зевс Серапис Гелиос, непобедимый господь вселенной». На основе этого культа К. собирался ввести почитание «единого бога» всех религий, в т. ч. иудеев и христиан. Возможно, особым статусом при дворе К. пользовался также Дионис (Ibid. 7). Религ. поиски и интерес к Востоку отразились на деятельности Юлии Домны, по заказу к-рой Флавий Филострат написал жизнеописание Аполлония Тианского . Этого гностика I в. двор К. воспринимал как пророка и крупного религ. учителя и пропагандировал его почитание; К.

http://pravenc.ru/text/1680977.html

Кому удастся проникнуть в этот мир сверхъестественного, сблизиться с силами этого мира, кто умеет действовать с их помощью на внешний объективный мир, на природу 12 , людей 13 и даже богов 14 , тот обладает в полном смысле исключительным могуществом – он волшебник, маг 15 , он выше других смертных, удел которых только служить богам; он является среди них некоторою силой, владыкой в полноте религиозного величия, прообразом высочайшей мудрости. Такими счастливцами – наравне с людьми – являются даже боги. Афродита уже у Гомера выступает могучей волшебницей, благодаря ее волшебному поясу, а Гермес, благодаря траве μλυ и волшебному жезлу 16 . Далее следуют маги – герои, каков, например, Демон Темесский 17 и Лакедемонский Астрабан 18 . Между людьми славою магии были – Пифагор, образ которого века успели уже сделать таинственным, и на которого эллинская фантазия так охотно переносила всю свою мудрость, а также Аполлоний Тианский, похождения которого подробно описаны Филостратом. Распространенная и всегда в язычестве, магия особенно усилились в пределах римского государства именно в это время – время всеобщего почти недовольства, неудовлетворенности прежними культами при сильной потребности веры, врожденной человеку 19 . Римские императоры этого времени (Август и Тиверий) не раз делали повеления о запрещении чужеземным астрологам заниматься своим ремеслом, которое наносило ущерб национальным гаданиям авгуров и гаруспиков 20 . Вера в магию овладевает высшими и образованными классами общества. Германик, сын Тиверия, верит в заклинательные формулы Пизона, начертания на свинцовых табличках и обвалянные в полусожженный и опачканный запекшейся кровью пепел 21 . Плиний – Suae aetatis doctissimus (ученейший своего времени муж) 22 – верит в амулеты 23 . Аполлоний Тианский, Александр Абонотихский, 24 , циник Терегрин 25 , Симон Кипрянин, приобретают всеобщее уважение и первому из них отечественный город воздвигает храм, помещая в нем изображение этого мага-философа 26 , с последним советуется иудейский прокуратор Феликс относительно интимных дел своей жизни 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010