41 …устава Теософического общества. – Российское теософское общество было основано 30 сентября 1908 г. (под зарегистрировано в реестре обществ Санкт-Петербурга). Тогда же был утвержден Устав и начал издаваться журнал «Вестник теософии». До 1913 г. его издателем и редактором была А.А. Каменская, с 1913 Ц.Л. Гельмбольдт. К 1913 г. Российское теософское общество имело отделения в Москве, Калуге, Ростове-на-Дону, Киеве, Ялте. 43 …Аполония. – Вероятно, имеется в виду Аполлоний Тианский (II в. н.э.), неопифагореец, основатель эзотерической школы в Эфесе, которого Е.П. Блаватская считала «великим чудотворцем» (Блаватская Е.П. Аполлоний Тианский и Симон Маг//Теософист. 1881. Июнь). Е.П. Блаватская также могла упоминать Аполлония Ридиоса (Apollonios Rydios; ок. 295 – ок. 215 до н.э.), греческого поэта и грамматика. 44 Ямвлих (сер. III в. – ок. 330), античный философ-идеалист, ученик Порфирия, основатель сирийской школы неоплатонизма, в учение которого внес элементы восточного магизма. 48 «Слово было Брахманом»... – Из «Брихадараньяки Упанишады». В переводе А.Я. Сыркина: «Поистине, в начале это было Брахманом» (Брихадараньяка Упанишада. М., 1992. С. 75). 56 В др. месте есть вариант: 6 и 7: необременение заботами житейскими и непривязанность ни к чему земному. 58 … отрывок из книги «Свет на Пути» «. с тобой воедино». – Из брошюры «Свет на Пути: Отрывок из “Книги Золотых Правил”» (I. 21; пер. с англ. Е.Ф. Писаревой, 1905). 59 Мир не должен быть спасен насильно». – Из Второй речи Вл. Соловьева о Достоевском («Три речи в память Достоевского», 1882). 66 ...школу катехуменов. – Школы катехуменов (тех, кто готовился к крещению, «оглашаемых», т.е. слушающих катехизатора; от греч. catecheo – «обучать с голоса, оглашать») возникли к концу II в. н.э., выработали катехитический (вопросоответный) метод обучения. 70 Азеф Евно Фишелевич (1869–1918), революционер, провокатор, секретный сотрудник департамента полиции (с 1892). С1901 один из организаторов партии эсеров, фактический руководитель боевой организации партии в 1903 г. Одновременно выдавал полиции террористов и их руководителей, в том числе и своих боевиков. В 1908 г. разоблачен В.Л. Бурцевым, приговорен к смерти ЦК партии эсеров, но скрылся.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Таким образом, Павел намекнул на промежуточный период, и, по всей вероятности, это указывает на то, что могила осталось пустой. В целом, кажется, у нас есть мало оснований противопоставлять молчание Павла по некоторым вопросам Евангельскому повествованию и видеть в них противоречия. Кроме того, различие в акцентах, расставленных Павлом и Евангелиями, может отчасти объясняться различиями жанров, в которых написаны эти произведения. Евангелия рассказывают историю о жизни Иисуса, смерти и Воскресении, и поэтому они повествуют о событиях в правдоподобном порядке: смерть, похороны, Воскресение, пустая могила, явление ученикам и Вознесение. Павел не пишет историю, а рассуждает спустя двадцать лет после событий, исходя из собственного опыта. Пустая могила не является частью его опыта, но появление воскресшего Христа является таковым, хотя оно и произошло после промежуточного периода. В этой связи можно утверждать, что различия между Павлом и Евангелиями незначительны. Один последний аргумент заслуживает внимания, а именно вопрос о параллельных повествованиях о пустых гробницах языческой древности. Если бы было доказано, что повествования о пустых могилах были легендарными поздними дополнениями к первоначальным повествованиям о Воскресении, эти параллели могли бы послужить мотивом для их добавления. Однако сейчас, когда гипотеза, согласно которой рассказы о пустых гробницах проистекают из более поздней традиции, представляется неправдоподобной, современные параллели мало повышают ее вероятность. Тот факт, что повествовательные мотивы появляются в легендах, не означает, что те же мотивы не могут присутствовать в повествованиях, отражающих реальные исторические события. Некоторые люди действительно живут «долго и счастливо». Более того, самая известная параллель – параллель современника Иисуса – Аполлония Тианского (Erman 2012:208) датируется источником III в. Если кто и повлиял на кого, то именно Евангелия повлияли на написанную Филостратом «Жизнь Аполлония Тианского», а не наоборот.

http://bogoslov.ru/article/6027174

37, 103; Медицина: cod. 163–164, 178, 216–221; Топография: cod. 36; Зоология: cod. 278; Разное: cod. 124, 166–167. Нужно отметить, что по количеству кодексов «Библиотека» состоит на 56,4% из христианских и на 43,6% – и светских произведений. А по реальному объему (количеству страниц) наоборот, только на 42% из христианских и на 58% из светских текстов C. 7]. Иными словами, из 168 авторов «Библиотеки» – 99 светских. Итак, «Библиотека» Фотия заключает в себе сведения о греческих грамматиках, ораторах (особенно аттических), светских и церковных историках, теологах, философах, естествоиспытателях и врачах. В ней также содержатся сведения о художественных, мифологических и агиографических произведениях. Что касается философии, приведем названия кодексов по этой теме: Евсевий, Против Гиерокла (cod. 39), Филострат, Жизнь Аполлония Тианского (cod. 44), Иосиф, О Вселенной или о сущности всего, (cod. 48), Тимей, Лексикон к Платону (cod. 151), Боэт, О сомнительных терминах у Платона (cod. 155), Дорофей, О новых и заимствованных терминах у Платона cod. 156), Дамаский из Дамаска, О жизни философа Исидора (cod. 181), Никомах из Герасы, Арифметическая теология (cod. 187), Энесидем, Пирронические сочинения (cod. 212), Гиерокл, О промысле и судьбе (cod. 214), Иоанн Филопон, Против «Трактата о статуях» Ямвлиха (cod. 215), Диодор из Тарса, Против судьбы (cod. 223), Филострат Тирский, Жизнь Аполлония Тианского (cod. 241), Дамаский из Дамаска, О жизни философа Исидора (cod. 242), Аэлий Аристид, В защиту антиплатоновской риторики (cod. 247), Аэлий Аристид, Общая апология (cod. 248), Теофраст из Эреса, Отрывки из различных сочинений (cod. 278). Кроме того в «Библиотеке» упоминаются философы-платоники Филон из Лариссы (cod. 212, 170a), Нумений (cod. 249, 438b14–19) и Марин из Сихема (cod. 242, 345b). Очевидно, платоновская проблематика весьма интересовала Фотия и кружок его учеников, в занятиях с которыми и формировался список прочитанных сочинений будущей «Библиотеки». Более того, этот список заставляет усомниться в правильности утверждения авторов труда «Греческая философия», что «из 280 глав любопытного памятника эрудиции, каковыми является Библиотека Фотия, только три главы посвящены философии: codices 214 и 251, трактующие о Гиерокле-неоплатонике, и codex 212, где речь идет о скептике Энесидеме» C.834].

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Филостратов Аполлоний , научившись этому у индийских брахманов, величайшим божеством почитает солнце. На вкус со­временного читателя самые удачные в литературном отношении места в книге – это насыщенные характерными и живыми под­робностями описания экзотических стран, в которых побывал Аполлоний, например, Иранского нагорья и берегов Инда, обы­чаев и нравов обитавших там народов. Эти талантливо набро­санные зарисовки сопровождаются либо действительно меткими и остроумными, либо, часто, банальными замечаниями и поуче­ниями главного героя книги – личности своеобразной, челове­ка способного, но главным образом преуспевающего в искусстве обольщать и покорять простаков, хотя если верить Филострату, среди таковых оказывались и сильные мира сего, например, пар­фянский царь Вардан. Насколько достоверны сведения, сообща­емые писателем и почерпнутые, вероятно, от его главного ин­форматора Дамида, сказать трудно, ввиду беллетризированного характера написанной им биографии. Приблизительную анало­гию ей в этом отношении может составить биографический или исторический роман нового времени, и даже не романы Вальте­ра Скотта, а например, сочинения Дюма. Филостратовский Апол­лоний, может быть, так же похож и не похож на свой действитель­ный прототип, как Луи XIII из «Трех мушкетеров» на реального короля с этим именем. «Исторический Аполлоний , – писала автор исследования, посвященного книге Флавия Филострата, Е. Г. Рабинович, – был странствующим пифагорейцем. Его пророчества и исцеления яв­но пользовались известностью гораздо более широкой, чем у дру­гих современных ему бродячих чудотворцев, а потому и репута­ция его была двойственной: те, кто не верил в его чудеса, считали его удачливым шарлатаном, а те, кто верил, – порой пророком, но порой и колдуном» (Рабинович. Жизнь Аполлония Тианского Флавия Филострата. – Флавий Филострат, с. 249). Позднеан­тичное общество испытывало острый интерес к экстравагант­ным религиозным учениям, и книга Филострата способствовала расширению круга адептов целителя из Тианы, но мудрость это­го изобретательного и назойливого пифагорейца представлялась слишком плоской и вульгарной для интеллектуалов, принадле­жавших к миру высшей культуры, и чрезмерно окрашенной в вос­точные эллинистические тона для пуристов эллинской классики и ревнителей аутентичных римских традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ново-пифагорейцы высказывали высокое воззрение на божество. Они признавали его духовный характер и учили о духовном служении ему – добрым нравственным поведением, так что порочный не может выказать божеству никакого почтения. Нужно чаще обращаться к божеству не потому, чтобы оно нуждалось в этом, а потому, что благодаря памяти о нем можно облагородить свою душу. Но это духовное почитание высшего божества не исключало внешнего поклонения подчиненным, низшим божествам; наоборот, считалась необходимым, потому что мы не можем обойтись без посредства в общении с божеством. Возвышение божества над миром пробуждало сознание необходимости – узнавать волю божества посредством откровения людям. И эта вера в откровение божества придает совершенно особый характер ново-пифагорейству. Неопифагорейцы верили, что божество сообщает человеку всё, что нужно для его спасения, чрез мантику и в различных религиозных мистериях. Но для общения с божеством необходима чистота жизни и отречение от чувственного мира. В этом пункте учения, касательно разных очищений и воздержаний, ново-пифагорейцы многое заимствовали у древних последователей Пифагора. Для иллюстрации ново-пифагорейского учения приведем хотя в самых кратких чертах жизнеописание знаменитого мага ново-пифагорейства и вообще излюбленного героя языческой древности Аполлония Тианского 139 , этого «языческаго Христа“. 05. Аполлоний – сын богатого гражданина Аполлония – родился в каппадокийском городе Тиане, около времени рождества И. Христа. Самое рождение его сопровождалось чудесными знамениями, которыми, замечает Филострат, «боги хотели указать и предсказать величие этого человека, его возвышение над земным и приближение к божеству“ (I. V, р. 6.). Рожденный при чудесных предзнаменованиях, Аполлоний обнаруживает богатые дарования, любовь к наукам и склонность к аскетическому образу жизни. Когда ему было 14 лет, отец отдал его в учение в киликийский г. Тарс ритору Евтидему. Но Аполлоний здесь не мог оставаться в виду распущенных нравов жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Это описание относится к Аполлонию Тианскому – и Эрман хочет подчеркнуть его предполагаемое сходство с Иисусом. Эрман тут не одинок – на Аполлония постоянно ссылаются как на «главного конкурента Иисуса Христа». Но есть ли тут параллели? Прежде всего, сопоставим возможную достоверность данных, которые есть у нас об Аполлонии и о Господе Иисусе. Какие мы имеем источники? Существуют довольно очевидные и здравомысленные критерии при оценке исторических сообщений. Согласное сообщение группы лиц, как правило, заслуживает большего доверия, чем сообщение одного; сообщение современника событий обычно более достоверно, чем сообщение, записанное столетие спустя; сообщение, на истинности которого люди настаивают, несмотря на высокую цену для себя, заслуживает большего внимания, чем то, которое человеку ничего не стоит. Сопоставим сведения, которые мы имеем об Аполлонии и о Господе Иисусе, по этим критериям. Прежде всего, откуда мы знаем о жизни Аполлония ? Из романа «Жизнь Аполлония Тианского», написанного Филостратом Старшим по поручению императрицы Юлии Домны. (Сам текст в русском переводе легко найти в Сети.) Филострат трудился над книгой много лет и закончил, по-видимому, уже после смерти Юлии в 217 году. Сам Аполлоний жил, как предполагается, в 1–98 годах н. э. – то есть мы узнаем о его жизни из источника, вышедшего в свет примерно через 120 лет после его смерти, и от одного автора. Откуда мы знаем об Иисусе? Из свидетельства ранней Церкви, которое нашло отражение в текстах Нового Завета – причем, как признают и верующие, и неверующие исследователи, большинство этих текстов действительно написаны при жизни первого-второго поколения учеников Иисуса. Здесь мы имеем дело с группой авторов, представляющих общину учеников. Филострат не мог знать ни Аполлония лично, ни тех, кто знал его; новозаветные Писания создаются в круге ближайших учеников Иисуса. Филострат не подвергался никаким опасностям за свое повествование об Аполлонии – апостолы сразу же столкнулись с яростным сопротивлением их проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Древние верили, что чудесные исцеления могут совершать не только боги, но и отдельные люди, либо имеющие дар, либо владеющие особой техникой. Провести четкую границу между этими категориями целителей невозможно. И те, и другие использовали свои способности нерегулярно. Однако поведение магов расценивалось скорее как девиантное. Считалось, что колдуны, в отличие от харизматиков-чудотворцев, пользуются запрещенными приемами, применяют амулеты, заклинания, травы и общаются с демонами. Чудеса харизматиков описываются как более простые по исполнению, поскольку тем, кто имеет дар, ритуалы не нужны. Самый известный чудотворец в эпоху Римской империи – Аполлоний Тианский, живший в I в. Ему приписывается исцеление хромого, слепого и расслабленного ( Флавий Филострат . Жизнь Аполонния Тианского 3. 39), женщины, у которой было 7 неудачных родов (там же), изгнание демона из юноши (4. 20) и воскрешение умершей девицы (4. 45: «Некая девица в час своей свадьбы – по общему мнению – умерла. Жених неотступно шел за погребальными носилками, рыдая, что брак остался незавершенным, а вместе плакал весь Рим, ибо девица была из весьма знатной семьи. Узрев такое горе, Аполлоний сказал: «Опустите носилки, ибо я остановлю слезы, проливаемые вами по усопшей», – а затем спросил, как ее звали. Многие решили, что он намерен произнести речь, какие обычно произносят на похоронах, дабы подстегнуть всеобщие сетования, однако Аполлоний ничего подобного делать не стал, а коснулся покойницы, что-то потихоньку ей шепнул – и девица тут же пробудилась от мнимой смерти и собственным голосом заговорила»). Все эти чудеса (особенно последнее, ср. Лк.7:11–17 ), а также его чудесное рождение (1. 4–5; ср. Мф.1:20, 2:13, 19 ; Лк.1:26–38 ), вознесение на небеса (8. 30; ср. Лк.24:51 ; Деян.1:9 ) и посмертное явление юноше (8. 31; ср. Ин.20:24–29 ), уже в античную эпоху давали основания искать параллели с Иисусом Христом (некий Гиерокл написал против христиан сочинение «Правдолюб», ответом на которое стал трактат Евсевия Кесарийского «Против Филостратовой “Жизни Аполлония Тианского”»). Однако, кроме указанных элементов, сочинения Филострата не показывает каких-либо иных знаний о христианстве. В этих эпизодах много расхождений с евангельским повествованием. Просматривается, скорее, неопифагорейское отношение к телу (8. 31: тело как путы души).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

в частности:  Weinreich O.  Antikes Gottmenschentum. S. 633–651;  Leisegang H.  Der Gottmensch als Archtypus. S. 9–45;  Beier L.  ΘΕΙΟΣ ΑΝΗΡ;  Dibelius M.  From Tradition to Gospel. P. 70–97;  Bultmann R.  The History of the Synoptic Tradition. P. 218–231. Фактическим повторением данной концепции является также:  Ehrman   B.  How Jesus Became God. P. 11–45. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского 3, 38. С. 68. Petzke G. Die Traditionen über Apollonius von Tyana und das Neue Testament. S. 68–72. «чудесах» Аполлония ученые усматривают элементы фокусничества и обмана, а в его отношении к людям — признаки гордыни и самомнения. Cм.: Evans C. A.  Jesus and His Contemporaries. P. 249–250. Евсевий Памфил. Против Похвального слова, написанного Филостратом в честь Аполлония 35 (Flavii Philostrati  opera. P. 398). Hahn F.  The Titles of Jesus in Christology. London, 1969. P. 11–13; 288–299. в частности:  Taylor V.  The Formation of the Gospel Tradition. P. 119–141;  Richardson A.  The Miracle Stories in the Gospels;  Manson W.  Jesus the Messiah. P. 33–50. Meier J. P.  A Marginal Jew. Vol. II. P. 595–601. Blackburn B.  Theios Anr and the Marcan Miracle Tradition. P. 1–12, 263–266. критику этой теории на примере так называемой «Марковой общины» см. b:Pemerson D. N.  The Origins of Mark. P. 151–202. Conzelmann H.  The Theology of St Luke. P. 13. напр.:  Stendahl K.  The School of Matthew. P. 20–29 (автор представляет Евангелие от Матфея как «учебник» для «Матфеевой школы»). Thompson W. G.  Matthew’s Advice to a Divided Community. P. 258–264. Carter W.  Matthew. P. 71. Deutsch C.  Hidden Wisdom and the Easy Yoke. P. 17. Meier J. P.  The Vision of Matthew. P. 6–15;  Meier J. P.  Matthew. P. XI–XII. Похожую картину рисует У. Луц, считающий, что «Евангелие от Матфея родилось в иудейско-христианской общине, которая становилась более открытой к христианской Церкви из язычников в период после 70-го года». См.:  Luz U.  Studies in Matthew. P. 7–13. Carlston Ch. E., Evans C. A.  From Synagogue to Ecclesia. P. 186–244.

http://patriarchia.ru/db/text/4620425.ht...

Во времена Страбона ефесяне верили, что Латона, жена Зевса, разрешилась от бремени двойным плодом супружеской любви громовержца в одной из пещер рощи Ортигии, прорезываемой Кенхрием. В этой роще суеверные ефесяне показывали даже то оливковое дерево, под которым отдыхала Латона, после своих родовых мук. Про реку Кенхрий говорили, что его воды впервые омыли послеродовые нечистоты богини, искупавшейся в них. Про гору Салмисс, поднимавшуюся над рощей, говорили, что тут куреты 3190 шумом оружия напугали засевшую тут из ревности Геру 3191 . – В 22 г. до Р. X. римский император Тиберий издал указ, чтобы все города, которые признавали за собой права убежища и желали удержать их, выставили сенату свои основания присвоенных ими прав. Ефесяне немедленно собрали депутатов, и они, явившись пред лицо римского сената, первые из всех других заговорили о своих правах. Эта речь ефесских депутатов, сохраненная Тацитом 3192 , есть сплошной бред суеверного Ефеса: «не на Делосе, говорили они, как верит толпа, родились Диана и Аполлон; это было при реке Кенхрии, роще Ортигии, где Латона, —337— близкая к разрешению от бремени и прислонившаяся к масличному дереву, которое там даже теперь цело, произвела на свет богов, и роща осветилась божественными именами. Также и сам Аполлон после умерщвления им циклопов, скрылся там от юпитерового гнева. Позднее отец Либор, победитель амазонок, пощадил их, окруживших жертвенник. Вследствие этого, по желанию Геркулеса, когда он был побежден Лидийцами, с храмом была соединена неприкосновенность; и это преимущество ни персами, ни македонянами, ни римлянами не было уничтожаемо» 3193 . Современник св. Ап. Павла, Аполлоний Тианский, был, между прочим, в Ефесе и в суеверных ефссянах нашел самую слепую веру всем своим волшебствам. Вот об этом рассказ биографа Аполлония : «когда болезнь (моровая язва) напала и на ефесян, и им не было никакой помощи, то они отправили посольство к Аполлонию, приглашая его быть врачом этой болезни. Он решил, что не нужно откладывать путешествия и, сказав: «пойдем!», был в Ефесе, поступая, однако, подобно Пифаиору, который в одно и то же время был и в Фуриях и Мотапонтиях. Собрав же ефесян, он сказал: «дерзайте, ибо сегодня я прекращу язву». И, сказав так, он повел весь народ в театр, где помещается святилище Апотропея. Здесь, как казалось, просил милостыни какой-то старик, притворно закатывавший глаза; он носил суму и собирал куски хлеба, одет был в рубище и был суров лицом. Поставив ефесян вокруг него, Аполлоний сказал: «бросьте ненавистника богам и набросайте на него как можно больше камней!» Ефесяне удивились его словам и считали ужасом убить такого жалкого чужеземца, тем более что он умолял их и много просил о помиловании; но Аполлоний настаивал и убеждал быть твердыми и не ослабевать. Тогда некоторые попробовали бросить в него, и он, вдруг, будучи, по-видимому, слепым, посмотрел и показал свои глаза, полные огня. Тогда ефесяне познали демона и побили его камнями, так что нагромоздили над

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Путешественники видели в той стране деревья, каких нет больше нигде на земле и которые называются Герионовыми; являясь помесью сосны с елью, в числе двух растут они на могиле Гериона и сочатся кровью подобно тому, как и тополи–гелиады источают золото. Храм на острове занимает всю его территорию, вымощенную тесаным и гладким камнем. В храме поклоняются обоим Гераклам. Там нет их статуй, но египетский имеет два медных алтаря без надписи и изображения, а фиванскому воздвигнут один каменный алтарь с барельефами, представляющими Лернейскую гидру, Диомедовых коней и двенадцать подвигов самого героя. В святилище находится также золотая олива Пигмалиона; достойно немалого восхищения изящество самой работы, но особенно восхищает плод на ветви, ибо он смарагдовый. Показывают в храме ещё золотой пояс Аякса, сына Теламона, но как и зачем этот герой прибыл к Океану, тамошние не знают. Колонны Геракла в храме сделаны из одноцветного сплава золота и серебра, высотою более локтя, четырёхугольные как наковальни, а их конусы покрыты письменами, которые ни египетские, ни индийские, ни читаемые вообще. Поскольку жрецы никак это не комментировали, Аполлоний сказал им: « " Геркулес Египетский запрещает мне молчать о том, что я знаю. Колонны эти скрепляют Землю и Океан, а письмена начертал сам Геракл в обители Парок, чтобы помешать всякой войне между этим стихиями и сохранять нерушимым согласие, которое их обьединяет»». Наши путешественники поднялись по реке Бетису, где Аполлоний нашёл главные доказательства своего обьяснения приливов и отливов. В самом деле, когда море прибывает, река возвращается к своему истоку под воздействием упомянутых мною ветров. Страна, которая по имени реки называется Бетикой, богатейшая на земле; Бетис протекает через города, пастбища, через прекрасно возделанные поля, и погода там приятная, как в Аттике осенью, когда справляют мистерии Рассказы поэтов об Этне Аполлоний отверг как сказки, заявив: " " Что ж, я и сам восхвалял творчество Эзопа, однако оговорюсь: басня, которую я отметаю, не принадлежит Эзопу, но без перерыва повторяется стихоплетами. Послушать их, так под этой горой стонет какой–нибудь скованный гигант, Тифей или Энкелад, который в долгой агонии изрыгает все это пламя. Я согласен, что существовали гиганты, ибо в различных местах обнаружены могилы с костями людей исполинского роста, но не допускаю, чтобы они вступили в борьбу с богами; что надругались над храмами и статуями, может быть, но штурмовать небо и изгонять оттуда бессмертных – и говорить так, и верить в это чистое безумие. Другая сказка, хотя на вид и менее оскорбительная для богов, но тоже нелепая, что это Гефест работает у себя в кузнице в недрах Этны, и грохот постоянно звучит от его наковальни. Однако, есть на земле и другие вулканы, но не скажешь, что существует на свете столько гигантов и Гефестов

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010