Уильям Лейн Крейг (протестант) Скачать epub pdf Содержание 1. Существуют ли внеканонические источники, которые подтверждают смерть, погребение, телесное воскресение Христа и Его вознесение на небеса? 2. Весть об Иисусе распространялась в устной форме до тех пор, пока не были написаны Евангелия. Как мы можем быть уверены, что за это время легенда не обросла новыми подробностями? Например, что Иисус был похоронен Иосифом Аримафейским? 3. Как быть с другими языческими чудотворцами, такими как Хони Рисователь Кругов, Ханина бен Доса и Аполлоний Тианский? Разве тот факт, что эти язычники творили чудеса, подобные чудесам Иисуса, не дискредитирует Иисуса как чудотворца? 4. Как быть с видимыми противоречиями между разными евангельскими повествованиями?     Я читал текст дебатов, состоявшихся между Уильямом Лейном Крейгом и Бартом Эрманом, и приложил его к этому сообщению. Когда один из слушателей задает Крейгу прямой вопрос о том, безошибочна ли Библия , Крейг отказывается отвечать. Он просто уходит от ответа и говорит, что это не является предметом настоящей дискуссии. 1) Существуют ли внешние (не входящие в библейский канон) источники, которые подтверждают смерть, погребение, телесное воскресение Христа и Его вознесение на небеса? 2) Весть об Иисусе распространялась в устной форме до тех пор, пока не были написаны Евангелия. Как мы можем быть уверены, что за это время легенда не обросла новыми подробностями? Например, что Иисус был похоронен Иосифом Аримафейским? 3) Как быть с другими языческими чудотворцами, такими как Хони Рисователь Кругов, Ханина бен Доса и Аполлоний Тианский (с. 27)? Разве тот факт, что эти язычники творили чудеса, подобные чудесам Иисуса, не дискредитирует Иисуса как чудотворца? 4) Как быть с видимыми противоречиями между разными евангельскими повествованиями? Пожалуйста, не говорите, что «это всего лишь вторичные подробности, не затрагивающие сути вопроса». Если мы преподаем в университете, который провозглашает безошибочность Библии , разве мы не должны быть способны объяснить эти противоречия? Я процитирую слова г-на Эрмана с 11-й страницы текста его дебатов с Крейгом:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Глава V. Ефес (Деян. 18:13–28) Ефес ко времени прибытия в него св. Ап. Павла. Цель путешествия Ап. Павла в Ефес через внутренние страны Малой Азии. – Прохождение по пути второго путешествия. – От Галатии до Ефеса. – Природа западного побережья Малой Азии – Поселение здесь Ионийцев. – Краткая история Ионии. – Ефес, как центр Ионии. – Слава Ефеса. – Прелесть его местоположения. – Краткая история Ефеса. – Торговля Ефеса и его гавань Панорм. – Промежуточное пространство от гавани до города. – Место, где был основан храм Дианы ефесской. – Построение храма Дианы. – Внутреннее устройство и убранство храма. – Внешний вид статуи ефесской Дианы. – «Диана ефесская». – Средства, на которые содержался храм Дианы. – Мегабизы, жрецы и празднества при храме Дианы. – Краткое описание самого города. – Благоприятные условия в Ефесе для развития образованности и знаменитые мужи, родившиеся и жившие в Ефесе. –  Отсутствие высоких умственных интересов у ефесян. – Отсутствие у них патриотизма и государственно-политических идеалов. – Ефесяне видели смысл жизни в наслаждении чувственными удовольствиями. –  Влияние культа Дианы на ефесян. – Безнравственность этого культа. –  Право убежища ефесского храма в его влиянии на понижение нравственности ефесян. – Магия в Ефесе. –  Мифологические сказания, которым охотно доверяли ефесяне. – Рассказ биографа Аполлония Тианского о суеверии ефесян. – Иудеи в Ефесе. – Иудейская пропаганда в Ефесе. –  Первые веяния христианства в Ефесе до первого прибытия в него св. Ап. Павла. – Первое посещение св. Ап. Павлом Ефеса и проповедь его в синагоге. – Прискилла и Акила и их деятельность в Ефесе. – Александриец Аполлос. – Его пребывание в Ефесе. Оставив дорогую своему сердцу Антиохию Сирийскую, св. Ап. Павел вместе со своими спутниками, к которым присоединился в Антиохии еще Тит, направился далее вглубь Малой Азии. Цель этого дальнейшего пути была та же: предостеречь учеников и юные, основанные им, христианские церкви от опасности со стороны иудаистов, подогреть их веру и ревность о Христе. Посему-то св. Дееписатель, говоря об этом путешествии св. Апостола от Антиохии до Ефеса, и замечает, что он путешествовал, утверждая всех учеников 1396 . Так как Апостол Павел, проходя по Малой Азии, во исполнение своего обещания, направлялся собственно в Ефес, то, несомненно, его деятельность за время этого путешествия не имела строго благовестнического характера. С полной уверенностью можно сказать, что в новых местах он за это время христианства не проповедовал, но утверждал только уже тех, которые обращены им были ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Скачать epub pdf Демифологизация новозаветной науки В настоящее время перед ученым сообществом стоит насущная задача демифологизации новозаветной науки. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее направление новозаветных исследований. Что мы имеем в виду? В течение более двухсот лет новозаветная наука развивалась под воздействием мифов, создаваемых учеными. Тот или иной миф сначала возникал в уме исследователя или группы исследователей, затем другие ученые его подхватывали, начинали анализировать, дополнять, развивать, оспаривать. В результате сюжетом научного поиска становился миф, а не сам евангельский текст, который использовался лишь в качестве подспорья для доказательства правоты создателей мифа. К числу таких мифов относится, например, концепция «божественного мужа» ( θεος νρ, или θεος νθρωπος), при помощи которой многие исследователи пытались объяснить чудеса Иисуса. Концепция основывалась на утверждении, что образ Иисуса как чудотворца был смоделирован авторами новозаветных писаний по образцу «божественных мужей» из греческой литературы, в частности Аполлония Тианского – философа-неопифагорейца, который был ровесником Иисуса, но намного пережил Его. Якобы при создании образа этого философа и других ему подобных была применена типология, которая легла в основу новозаветного представления об Иисусе как чудотворце. Данная концепция, применяемая чаще всего к Евангелию от Марка, целиком соткана из натяжек. Так называемые «божественные мужи», на которых обычно ссылаются, либо были современниками Иисуса, либо жили позже Него; все литературные источники, в которых они упоминаются, созданы намного позднее, чем Евангелия. Само словосочетание «божественный муж» нигде в Новом Завете не употребляется и является плодом творчества ученых. Какую-либо связь между Евангелиями и греческой литературой, несмотря на все предпринятые попытки, выявить не удалось. Даже предположение о том, что концепция «божественного мужа», якобы оказавшая влияние на развитие ранней христологии, повлияла на евангелистов не напрямую, а через посредство эллинистического иудаизма (прежде всего Филона Александрийского), не придало гипотезе научную достоверность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Cod. 241. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского Переводчик: Исихаст При переводе использовалось также издание: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Москва 1985. Прочитано кое–что об Аполлонии со слов Филострата. Он говорит, что Вавилон огорожен круглой стеной протяженностью в 480 стадий, в три полуплефра высотой и менее полуплефра толщиной. Город разделен на две равные части Евфратом, под которым проходит подземная переправа, обобщающая невидимым снаружи путем царские дворцы на обоих берегах. Рассказывают, что женщина по имени Медея, которая здесь царствовала когда–то, соединила берега реки уникальным способом. Она погрузила в реку камни, медь и смолу, образовав озеро; затем прорыла в пересохшем русле траншею глубиной в две оргии – так что казалось, будто она появлялась в упомянутых дворцах словно из–под земли – и покрыла ров сверху смолой, восстановив уровень русла. Дно и стены получившегося тоннеля отличались необыкновенной прочностью, ибо смола от соприкосновения с водой твердеет как булыжник. Потом над еще влажной замазкой было опять пущено течение Евфрата, и так устроился переход. Дворец покрыт медной кровлей и весь от нее блестит. Палаты, терема и портики украшены серебром и золотой парчой. По словам Аполлония, там есть чертог с потолком в виде купола, похожим на небесный свод; он выложен лазуритом, а камень этот по причине своей темной синевы являет глазам цвет неба. Статуи почитаемых там богов вознесены ввысь и кажутся золотыми, словно сияя от природного света. Царь творит там суд; четыре вертишейки, подвешенные над сводом, напоминают ему о неизбежности рока и о том, что он тоже смертный. Подвесили этих птиц якобы маги, частые гости во дворце; они называют их «языками богов» Автор говорит, что, покинув персидское царство и приближаясь к Кавказу, Аполлоний и его спутники почуяли запах весьма благовонной земли. Гору Кавказ мы считаем началом Тавра, который через Армению и Киликию простирается до Памфилии и Микале, до морского берега, где проживают карийцы и где предел Кавказа, но не его начало, как думают некоторые, ибо высота горы Микале не так значительна, тогда как вершины Кавказа настолько неимоверны, что разрезают солнечный свет. Другая цепь Тавра, которая окружает сопредельную с Индией Скифию до Меотиды до левобережья Понта, имеет длиною более двадцати тысяч стадий, ибо именно такова общая протяженность Кавказского хребта.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ [греч. Απολλνιος Τυανες] (I в. по Р. Х.), философ-пифагореец. Его жизнеописание составлено в нач. III в. Флавием Филостратом по просьбе Юлии Домны, жены имп. Септимия Севера . Основным источником своего труда автор называет дневники Дамида, ученика и спутника А. Т.; ученые считают эти записки выдуманными самим Филостратом, сочинение к-рого носит легендарный характер и изобилует многочисленными историческими и географическими несоответствиями. Согласно этому жизнеописанию, А. Т. род. в г. Тиане (в Каппадокии, М. Азия) ок. 3 г. по Р. Х., получил риторическое и философское образование и посвятил себя «пифагорейскому образу жизни»: предавался строгой аскезе, совершал чудеса, изгоняя злых духов, исцеляя людей (напр., спас от чумы г. Эфес), воскрешая умерших. Он помогал бедным, утешал заключенных, исправлял законы, давал советы царям, поддерживал древнее благочестие, предсказывал будущее и т. п. Во время путешествий А. Т. побывал у магов в «Вавилоне» (этот древний город к тому времени уже лежал в развалинах), в Индии и Эфиопии у гимнософистов, посетил Испанию и Италию. В Риме при имп. Нероне философ попал в тюрьму по обвинению в занятиях магией; произнеся на суде речь в свое оправдание, он чудесным образом исчез. Умер А. Т. при имп. Нерве (96-98), место его смерти не было известно точно (назывались Эфес, Линд, Крит). У авторов, писавших об А. Т. до Филострата, он выступает прежде всего как волшебник и чудотворец: Ориген ссылается на жизнеописание А. Т. некоего Мойрагена (II в.), демонстрируя Цельсу, какое влияние магия может оказать на философа (Contra Cels. VI 41); Лукиан Самосатский (II в.) причисляет А. Т. к колдунам и чародеям (Alexander. 5). О том же свидетельствуют 2 трактата сомнительной аутентичности, дошедшие под именем самого А. Т. (Псевдо-Аполлония). Труд по астрологии «Ββλος σοφας κα συνσεως ποτελεσμτων» (Книга мудрости и смысла влияния [звезд]) трактует названия времен года, часов, дней и ночей и их воздействие на человека, уча выбирать время для колдовства и использовать для заклинаний нужные имена. Др. философский трактат (араб. версию, переведенную на евр. и лат. языки, см.: ROC. 1907. Т. 7) посвящен первоосновам вещей, прежде всего небесным телам, затем минералам, животным и, наконец, человеку; его автор называет себя «Аполлонием из Тианы, превосходным во всякого рода тайных науках».

http://pravenc.ru/text/75672.html

В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew " s Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

http://pravenc.ru/text/2578009.html

Ефес, подобно Коринфу, был город многолюдный, торговый, но очень испорченный. Он, кроме того, служил центром поклонения Диане Ефесской и потому занимал весьма видное место в языческом мире. Диана Ефесская нисколько, впрочем, не похожа на Диану греческую и римскую, сестру Аполлона, – божество гораздо низшее. Диана Ефесская – это восточная Астарта, олицетворение природы и божество высшее. Храм ее был ионической архитектуры, близкий к греческой; статуя ее, уцелевшая от пожара Эрострата, была древнего происхождения; по вероятию азийцев, она упала с неба. Это был де-ревянный идол, грубой работы, покрытый таинственными эмбле-мами. Среди упадка древних языческих богов Диана Ефесская сохранила свое значение. Как богине природы, ей поклонялись все пантеисты, рассеянные здесь под разными именами. Как богине таинственной, как силе страшной или поэтической, смотря по вкусу и нуждам почитателей, ей поклонялись мудрые и простые, знатные, философы, поэты, мужчины и женщины. Основанное на силе верования, значение этой богини поддерживалось еще тем, что храм ее был в таком богатом и многолюдном городе, имевшем громкое прошедшее. Прежде Ефес был в числе первых греческих городов, в отношении искусств, но вследствие различных обстоятельств нравы его упали, и в глазах греков он стал пользоваться дурной славой. Исключительная важность культа Дианы подавила здесь науку, развила суеверие, и Ефес – родина Гераклита и Парразия, несмотря на уцелевшие памятники искусств, сделался городом портиков, гимназий, театров, тщеславия. По торговым делам сюда стекалось множество иностранцев, приносивших с собой различные социальные взгляды и убеждения. Город изобиловал магами, колдунами, актерами, музыкантами, певцами, евнухами, ювелирами, торговцами амулетами, слагателями романов. Вследствие расслабляющего климата, серьезные занятия были в пренебрежении. Танцы и музыка были единственным развлечением; демонология и теургия увлекали всех. Суеверие господствовало здесь бесконтрольно... Около того времени, когда прибыл в Ефес ап. Павел, здесь жил известный Аполлоний Тианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Скачать epub pdf Старый, но популярный довод «Христиане всё заимствовали у язычников!». Этот тезис достаточно легко встретить в Сети – его могут выдвигать с разных позиций. Атеисты стремятся показать, что в Библии нет ничего исключительного – мифология как мифология, у других народов не хуже. Иудеи и мусульмане – что христиане уклонились от «чистого» монотеизма. Неоязычники – показать свое первенство. Сама критика библейской веры через предполагаемые языческие параллели – явление довольно старое, восходящее к XIX веку, как минимум. Можем ли мы найти в языческих мифах параллели с библейскими повествованиями? Смотря о чем идет речь. Под видом таких «заимствований» могут фигурировать разные явления. Во-первых, общие для всего Ближнего Востока сюжеты, которые у священнописателей получают совсем другой смысл и звучание – как, например, повествование о Потопе. В этом случае мы можем говорить о реальных параллелях, которые (как мы сейчас рассмотрим) никак не ставят под вопрос уникальность и богодухновенность Писания. Во-вторых, мы можем иметь дело с параллелями явно натянутыми, которые рассыпаются при ближайшем рассмотрении, – как, например, аналогия между Христом и Аполлонием Тианским. В-третьих, мы можем столкнуться с явными и грубыми фейками, которые настолько глубоко въелись в общее сознание, что воспринимаются как нечто «известное всем образованным людям», так что никому в голову не приходит интересоваться первоисточниками. В-четвертых, речь может идти о чисто внешних сходствах, которые вообще никак не связаны с вероучением. Утнапиштим– шумерский «Ной» и языческая история Потопа В 1872 году британский исследователь Джордж Смит частично перевел древнейший памятник мировой литературы – «Эпос о Гильгамеше». Царь Гильгамеш, после трагической смерти своего друга Энкиду, с ужасом обнаруживает свою смертность – и отправляется на поиски бессмертия. В своих поисках он встречается с единственной парой, которой боги даровали бессмертие, – Утнапиштимом и его супругой. Утнапиштим (как и библейский Ной) пережил Всемирный потоп, построив ковчег по совету покровительствовавшего ему божества. Как он рассказывает Гильгамешу,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Скачать epub pdf Cod. 44. Филострат, Жизнь Аполлония Тианского Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитал восемь книг Жизнеописания Аполлония Тианского за авторством Филострата 31 из Тира 32 . Стиль чистый, приятный, краткий и полон очарования по причине его любви к архаизмам, а равно и к новым построениям. Он рассказывает, что Аполлоний посетил индов, которых он называет брахманами, от которых он премного научился божественной мудрости. Он также посетил мудрецов Эфиопии, которых он называет гимны 33 , потому что они всю свою жизнь проводят нагими и никогда не одеваются, даже в самую плохую погоду. Но он утверждает, что мудрецы Индии многократно превосходят таковых из Эфиопии, поскольку они старше в соответствующее время и их разум яснее и острее, вследствие того, что они живут ближе к солнцу. Он однако не утверждает, что Аполлоний творил чудеса, как приписывает это ему легенда; он просто восхваляет его за философический и умеренный образ жизни, чем он показывает учение Пифагора, как поведением, так и научными взглядами. Различные рассказы приводятся о его смерти, обстоятельства которой не ясны, как он сам желал; ибо при жизни он имел обыкновение говорить, что мудрец должен держать свою жизнь в тайне от других, или, если не может, должен, по крайней мере, держать свою смерть в секрете 34 . Место его захоронения неизвестно. Филострат утверждает, то Аполлоний имел великое презрение к богатству; он отказался от своего имущества в пользу брата и других; никто никогда не смог убедить его взять деньги от власть имущих 35 , хотя те убеждали его, что он достоин этого. Филострат утверждает, что он предвидел голод в Эфесе и прервал его, когда тот вспыхнул. Однажды он увидел какого–то льва и объявил, что в нем находится душа Амасиса, царя египтян 36 , которая попала в тело животного в наказание за преступления Амасиса, свершенные им при жизни. Он также разоблачил Емпуса 37 , который под видом куртизанки притворялся, что влюблен в Мениппа 38 . Он вернул к жизни девочку–римлянку, которая, по–видимому, только что умерла, и освободил свои руки от оков, когда находился в тюрьме. Перед Домицианом он защищал себя и превозносил Нерву (Домицианов преемник); после чего исчез из судилища, и присоединился к Деметрию 39 и Дамису 40 , но не через долгое время, а через несколько минут, хотя они уже находились в нескольких днях пути от него. Таковы измышления Филострата относительно Аполлония . Он отрицает, однако, что тот был чудотворцем, если он и свершил некоторые чудеса, которые ему приписывают, то они были результатом философии и праведности его жизни. Наоборот, он был врагом магов и колдунов и, несомненно, не был приверженцем магии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Во время своего 2-го благовестнического путешествия ап. Павел прибыл в Афины и «возмутился духом при виде этого города, полного идолов». Он обращался к «иудеям и чтущим Бога (σεβμενοι)» и ежедневно к людям, встретившимся ему на агоре (находившейся ок. 495 м к северо-западу ниже А.). Апостол был приведен в А. «эпикурейскими и стоическими философами», захотевшими больше узнать о «новом учении». После споров с философами ап. Павел произносит речь (Деян 17. 16-21). Предметом дискуссий остается значение слова «А.» в рассказе об этом событии в Деяниях святых апостолов: сообщается ли здесь о том, что ап. Павел произнес речь на «холме Ареса» (т. зр., имеющая в совр. лит-ре наибольшее число сторонников), или он выступил перед судебным органом с защитительной речью ( Ioan. Chrysost. In Acta//PG. 60. Col. 268, 270; Т. Д. Барнс, В. Шмид). Он начинает свою речь с того, что хвалит набожность афинян (ст. 22-23), указывая на виденный им в городе жертвенник с надписью: «Неведомому Богу» (о существовании таких жертвенников сообщают и др. греч. авторы: Павсаний. Описание Эллады. I 114; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. VI 3. 5; Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. I 110). В отличие от речей, обращенных к иудеям (ср.: Деян 13. 16-41), ап. Павел не касается темы исполнения мессианских чаяний Израиля - предшествующий христ. благовестию период рассматривается им как время, в к-рое созданный Богом «от одной крови человеческий род» должен был «искать Бога», взирая на Его промышление о сотворенном Им мире. Но человечество, по словам апостола, не выполнило своего предназначения, не познало Бога, допустив превратные мнения о Нем и впав в идолопоклонство (Деян 17. 24-29; ср.: Рим 1. 18-32). Поэтому, «оставляя времена неведения», Бог повелевает всем покаяться ввиду грядущего суда, к-рый Он будет совершать посредством «предопределенного Им Мужа», воскрешенного Им из мертвых. При упоминании о воскресении слушатели своими насмешками перебивают апостола (Деян 17. 30-32). Благодаря речи ап. Павла, к-рая была отвергнута большинством слушателей, нек-рые афиняне уверовали.

http://pravenc.ru/text/75896.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010