Все трое, изучаемые нами, историки – Сократ, Созомен и Феодорит – имели у себя под руками в качестве источника церковную историю греческого писателя Филосторгия. Об отношениях указанных историков к сочинению Филосторгия мы скажем несколько подробнее, так как эти отношения вызывают некоторого рода недоуменные вопросы в современной западной литературе. Дело в том, что сочинение Филосторгия есть сочинение исключительное по своему характеру и даже соблазнительное. О Филосторгие нам не придется говорить впоследствии, поэтому сообщим здесь нужнейшие сведения об этом историке и затем уже займемся интересующим нас вопросом об отношении трудов Сократа, Созомена и Феодорита к сочинению Филосторгия. Филосторгий в некотором смысле может быть назван продолжателем Евсевия с большим правом, чем Сократ, Созомен и Феодорит. Он жил несколько раньше этих историков и издал свою историю в свет прежде, чем сделали то же самое упомянутые историки. Он начинает свое историческое сочинение с того времени, до какого довел свою «Церковную Историю» Евсевий – со средины царствования Константина – и простирает свое повествование до половины царствования Феодосия Младшего, до 425 года, с тем существенным различием от других продолжателей Евсевия, что он был писателем не православным, а арианским, – с каковой точки зрения и рассматривает Филосторгий события описанного им времени. История Филосторгия в полном и подлинном своем виде не дошла до нас. Мы имеем только сделанное из неё сокращение патриарха Фотия 140 . История эта самим Филосторгием разделена на 12 книг, начальные буквы которых, если их соединить в одно слово – акростих, образовали имя самого писателя: φιλοστργιο. Кто был Филосторгий по своему общественному положению – неизвестно. Не видно, чтобы он был лицом духовным. На основании его истории можно догадываться, что он был достаточно образован. Он имел сведения из области философии, наук естественных, географии, поэзии, медицины, математики, – вообще изо всего, с чем должен быть знаком тогдашний ученый человек. В частности он близко знал сочинения писателей древних – Иосифа Флавия, Филона, и более новых – Евсевия Кесарийского, философа Порфирия, Мефодия Патарского , Василия Великого , Григория Богослова , еретиков: Астерия, Аполлинария, Евномия 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Все трое изучаемые нами историки – Сократ, Созомен и Феодорит – имели у себя под руками в качестве источника церковную историю греческого писателя Филосторгия. Об отношениях указанных историков к сочинению Филосторгия мы скажем несколько подробнее, так как эти отношения вызывают некоторого рода недоуменные вопросы в современной западной литературе. Дело в том, что сочинение Филосторгия есть сочинение исключительное по своему характеру и даже соблазнительное. О Филосторгие нам не придется говорить впоследствии, поэтому сообщим здесь нужнейшие сведения об этом историке и затем уже займемся интересующим нас вопросом об отношении трудов Сократа, Созомена и Феодорита к сочинению Филосторгия. Филосторгий в некотором смысле может быть назван продолжателем Евсевия с большим правом, чем Сократ, Созомен и Феодорит. Он жил несколько раньше этих историков и издал свою историю в свете прежде, чем сделали то же самое упомянутые историки. Он начинает свое историческое сочинение с того времени, до какого довел свою «Церковную Историю» Евсевий – со средины царствования Константина – и доводит повествование до половины царствования Феодосия Младшего, до 425 года, с тем существенным различием от других продолжителей Евсевия, что он был писателем не православным, а арианским, – с каковой точки зрения и рассматривает Филосторгий события описанного им времени. История Филостория в полном и подлинном своем виде не дошла до нас. Мы имеем только сделанное из нее сокращение патриарха Фотия 143 . История эта самим Филосторгием разделена на 12 книг, начальные буквы которых, если их соединить в одно слово – акростих образовывали имя самого писателя: φιλοστοργιος. Кто был Филосторгий по своему общественному положению – неизвестно. Не видно, чтоб он был лицом духовным. На основании его истории можно догадываться, что он был достаточно образован. Он имел сведения из области философии, наук естественных, географии, поэзии, медицины, математики, – вообще изо всего, с чем должен быть знаком тогдашний ученый человек. В частности, он близко знал сочинения писателей древних – Иосифа Флавия, Филона, и более новых – Евсевия Кесарийского , философа Порфирия, Мефодия Патарского , Василия Великого . Григория Богослова , еретиков: Астерия, Аполлинария, Евномия 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Григорию Чудотворцу . Но параллельно с свидетельствами, удостоверяющими принадлежность рассматриваемого произведения св. Григорию Чудотворцу , идет целый ряд указаний на то, что имя неокесарийского святителя усвоено ему не только неправильно, но даже и злонамеренно. В этом направлении сначала появляются неясные указания относительно подлога; затем они переходят в категорические утверждения, что κατ μρος πστις ложно надписано именем св. Григория Чудотворца , а на самом деле принадлежит Аполлинарию Лаодикийскому (младшему). Указания первого рода принадлежат императору Маркиану – в послании к александрийским монахам от 452 г., палестинским монахам – в послании к никопольскому епископу Алкисону – около 512–513 г. и ефесскому митрополиту Ипатию в 531 г. Император Маркиан признал необходимым засвидетельствовать пред александрийскими монахами, что Халкидонским вселенским собором «ничего нового не введено»; при этом он пишет: «святейший и вселенский собор, последуя учению святых и досточтимых отцов, все определил и ниспроверг нечестие Евтихия, которому последовал Диоскор и некоторые другие, которые не боятся распространять в народе книги Аполлинария, выдавая их за изречения св. отцов, чтобы своею ложью уловить простые умы 678 . Палестинские монахи в письме к Алкисону, епископу Никопольскому, говорят о монофизитах, вызвавших волнения в Палестине и других местах Востока, что они «книги святых отцов часто подвергают порче; многие же книги Аполлинария чрез изменение надписания приписали Афанасию, Григорию Чудотворцу и Юлию, которыми особенно и уловляют многих в свое нечестие» 679 . Когда севириане на отмеченном выше собеседовании, в подтверждение своих обвинений Халкидонского собора, указали на Афанасия Алекс., Феликса и Юлия римских, Григория Чудотворца , определивших после соединения одну природу Бога Слова, то Ипатий сказал: «эти письма или свидетельства, о которых вы говорите, настолько ложны (или поддельны – falsae), что ни одного из них не пожелал упомянуть блаженный Кирилл, ни в письмах, какие он писал к Несторию, ни в свидетельствах, какие он приводил против его богохульства на Ефесском соборе, когда особенно уместно было предъявить их, ни в изложении двенадцати глав»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Дав высказаться своим наболевшим чувствам, достоуважаемый о. миссионер поучает нас тому, что «Богочеловеческим телом можно именовать только ипостасно соединенное с Божеством тело Христово» (стр. 566). Спросим, в свою очередь, о. миссионера: православно ли такое учение об ипостасном единении «тела» Христова с Божеством? Этими словами наш изобличитель проповедует злейшую ересь Аполлинария Младшего, причинившую немало бедствий св. церкви и вызвавшую сильные опровержения со стороны св. Афанасия Великого , Григория Нисского , Григория Богослова и папы Дамаса 108 . Да и сам о. арх. Павел, не замечая того, изобличает себя же самого сле­дующими словами св. Иоанна Дамаскина : «говорим, что естество наше... в ипостаси воскресло» и т. д. « Естество наше » и " тело наше » далеко не одно и тоже. Под первым разумеется весь человек, состоящий из души и тела, а под последним – только одна телесная при­рода человека. Как бы то ни было, следуя апостолу, мы пришли к тому заключению, что церковь есть тело Христово. Христос есть Богочеловек, и иным мы Его не знаем; следовательно, и церковь , рассуждали мы, есть, в известном смысле Богочеловеческое тело 109 . – Отсюда едва ли следуют те недоуменные выводы, какие делает о. Павел, Он думает, что тогда все верующие будут Богочеловеки. Пола­гать так – все равно, как, наприм., из названия христиан «святыми» ( 1Kop. VI, 1 ; 2Kop. I, 1 ; Koл. I, 2 ; 1Nemp. II, 9 ) заключать, что и каждый христианин есть святой в полном значении слова. Одно дело употреблять наименование в религиозном значении, а другое – в нравственном. Но кто же и когда станет серьезно оспаривать наименование церкви святою или апостольскою на том лишь основании, что тогда якобы необходимо будет признать верующих свя­тыми и апостолами? Подлинно, говоря словами о. Павла, это «было бы крайним еретичеством». Mens auctoris (т. е. наша) est (пользуемся более выразительною латынью), Christum instituisse Ecclesiam suam ad instar incarnationis , non autem quod veram ac proprie dictam incarnationem cum ipsa peregerit, quod vel suspicari nefas, imo impium et stultum est 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

И эта жажда духовного самоопределения, эта динамическая устремленность к Горнему миру вознаграждались все более устойчивым воцарением Божественной благодати в его сердце. «То, что загорелось в душе впервые со дней Кавказа, – вспоминает отец Сергий, – все становилось властнее и ярче, а главное – определеннее: мне нужна была не «философская идея Божества», а живая вера в Бога, во Христа и Церковь . Если правда, что есть Бог , значит правда все то, что было мне дано в детстве, но что я оставил. Таков был полусознательный религиозный силлогизм, который делала душа: ничего или... все... И безостановочно шла работа души, незримая миру и неясная мне самому...» (315, с. 64–65). Обращение Сергея Николаевича к вере требовало от него грандиозной работы мысли и духа – переоценки всех ценностей. Он должен был критически пересмотреть все свои давние идеалы, убедительно обосновать свой отход от прежних философских и социальных позиций. Он понимал, что необходимо начать перестройку своего мировоззрения от самого фундамента. Для этого нужны были духовное мужество и безукоризненная принципиальность в мыслях, чувствах и делах, глубокое изучение культуры, истории религии, христианства. С огромным волевым упорством и творческим дерзновением начал Сергей Николаевич этот труд. Каждую проблему он изучал от основания, стремясь постигнуть, как она становилась и разрешалась до него. Если это решение его не удовлетворяло, он прилагал все усилия своей мысли и духа, чтобы найти творческие пути для ее решения в свете своего нового мировоззрения. В процессе этой напряженной работы Сергей Николаевич развивал свои ценнейшие качества: мощь духа и интеллекта, всесторонний критицизм, глубину чувств и бескомпромиссную честность, уменье в каждом явлении, каждом учении, каждом человеке выделить отрицательные черты и заблуждения и в то же время увидеть и оценить положительные стороны и достоинства. Достаточно упомянуть хотя бы три статьи в первом томе книги Сергея Николаевича «Два града» (92): посвященные Л. Фейербаху (с. 1–68), Т. Карлейлю (с. 106–149) и исключительно глубокую статью «О первохристианстве» (с. 234–303), или, например, данную отцом Сергием характеристику Аполлинария младшего, епископа Лаодикийского, в его замечательном труде «Агнец Божий» (232, с. 9–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Извещенная о смерти, скончалась около 350 г., будучи 83 лет. Преподобная Аполлинария была дочь Анфемия, который, за малолетством Феодосия Младшего, управлял греческим государством. Многие знатные сановники желали взять в супружество св. Аполлинарию, но она, презрев почести и удовольствия мирские, обручила себя небесному жениху Христу. Отправившись на поклонение гробу Господню, на дороге ночью она переоделась в мужскую одежду и скрылась от сопровождавших ее слуг. Поселившись в пустыне, преподобная переносила холод, жар и голод, страдания от насекомых и страх от зверей. Здесь ангел Господень явился ей во сне и повелел, с именем инока Дорофея, пойти в скит св. Макария в Египте. Господь скрыл от святого, что Дорофей была женщина. Здесь св. Аполлинария прославилась подвижнической жизнью и чудесами. Молитвой выгнала она беса из младшей своей сестры. Злой же дух, коварствуя над Аполлинарией, сделал так, что исцеленная казалась имевшей во чреве. Подозрение пало на мнимого Дорофея, и Анфемий потребовал его к себе на суд. Но представ пред Анфемия, св. Аполлинария открыла, что она дочь его, и снова исцелила свою сестру. Каково же было изумление при этом? Родители крайне обрадовались, что увидели дочь, и всячески убеждали ее остаться с ними, но Аполлинария возвратилась в обитель. Скоро она скончалась, и тогда уже узнали, что инок Дорофей был не мужчина, а женщина. Скончалась св. Аполлинария в 470 г. Преподобный Григорий Критский родился на острове Крите от благочестивых родителей. В молодых летах, оставив родительский дом, ушел в пустыню. Путешествовал в Иерусалим на поклонение гробу Господню и другим свв. местам и во время этого путешествия перенес много страданий от агарян и евреев. Последние годы своей жизни он строго подвизался в обители Акрита в Вифинском мысе Мраморного моря: жил и во рве и в тесной келье. Скончался в 820 г. Преподобный Фостирий, поселившись на высокой горе, весь отдался Богу, проводя время в молитве, богомыслии и посте. Он так угодил Богу, что, как пророк Илия в пустыне питался хлебом, который приносили ему вороны, так и он питался хлебом, приносимым ему невидимой рукой. Когда приходил к нему один или два брата для беседы, то и хлебы являлись по числу лиц. К св. Фостирию стало стекаться много братии, и он основал обитель, где братия питалась уже от трудов своих рук. Живя в обители, св. Фостирий боролся с заблуждениями своего времени и так сильно поражал заблуждающихся, что те обращались к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

кенотического богословия. Воплощение Сына Божия, Логоса, Б. рассматривает в кн. «Свет Невечерний» как «конкретный кенозис», к-рому предшествует «общий изначальный кенозис Божества в миротворении» (1917. С. 335); он считает, что Боговоплощение было предрешено на Предвечном Совете о сотворении человека (Там же) и ссылается для обоснования этой мысли на послания ап. Павла (1 Кор 2. 7; Еф 1. 3-14; 3. 8-11) и ап. Петра (1Петр 1. 19-20); связывает Боговоплощение с необходимостью исправления поврежденной грехом человеческой природы и видит в нем акт «нового и окончательного творения мира» (Свет Невечерний. 1917. С. 336). В учении о Богочеловечестве Иисуса Христа, признавая неслиянное и нераздельное соединение в Нем двух естеств - Божественного и человеческого - и соответственно - двух воль, Б. говорит об антиномии абсолютного и относительного, сверхтварного и тварного, вечного и временного; исходя из анализа этой антиномии, он признает, что невозможно представить в вечности процессы, происходящие во времени, вместе с тем вопреки сказанному делает вывод, что Боговоплощением «временность, процесс вводится в жизнь Св. Троицы» (Там же. С. 339). В работе «Ипостась и ипостасность» (Scholia к «Свету Невечернему»), написанной в качестве дополнения к «Свету Невечернему», обсуждение темы Боговоплощения и Богочеловечества поставлено в прямую связь с учением о Софии, Премудрости Божией. О. Сергий пишет о софийной природе в 2 ее аспектах - божественном и человеческом - и утверждает, что воссоединение обеих природ в одной Ипостаси Логоса свидетельствует «об изначальном единстве их в Софии» (2001. С. 31). Т. о. он истолковывает Боговоплощение как соединение 2 аспектов Софии и не замечает, что учение Церкви о двух природах и двух волях в Богочеловеке он подменяет учением о Софии в 2 ее аспектах и тем самым воссоздает аполлинарианство в его новой версии. Аполлинария Младшего , еп. Лаодикийского, и Б. объединяет то, что, пытаясь понять Боговоплощение, они логикой своих рассуждений утверждают единственность Божественной природы в Богочеловеке.

http://pravenc.ru/text/153629.html

Можно ли дать высшее представление о достоинстве разума, чем то, какое выражено в приведенных словах святого праведного отца Иоанна? «Помяну дни древние». Помянем в этот раз мысли о разуме, о мудрости, трех тысячелетней давности, принадлежавшие людям ветхозаветной церкви. Краткие церковно-исторические сведения Содержание: Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге. До Миланского эдикта. После Миланского эдикта (313 г.). Вселенские Соборы. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие (1-3 вв.) Иудействующие. Гностицизм Гностики апостольского века. В послеапостольское время. Манихейство. Ересь антитринитариев. Монтанизм 4-9 вв. Арианство. Ересь Аполлинария Младшего. Ересь Македония. Пелагианство. Несторианство. Ересь Монофелитов. Иконоборчество Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Год кончины Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, еп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан, пресв. Карфагенский около 223 Ориген, еп. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 После Миланского эдикта (313 г.) . Евсевий, еп. Кессарийский (автор Церковной истории) 340 Преп. Антоний Великий около 356 Преп. Ефрем Сирин 372 Св. Афанасий Великий, еп. Александрийский 373 Св. Василий Великий, еп. Кесарии Кападокийской 379 Св. Кирилл, еп. Иерусалимский 386 Св. Григорий Богослов, Назианзин, арх. Константинопольский 390 Преп. Макарий Великий, Египетский 390 Св. Григорий, еп. Нисский 395 Св. Амвросий, ап. Медиоланский 397 Св. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский 407 Блаж. Августин, еп. Иппонский 430 Св. Кирилл, еп. Александрийский 444 Св. Феодорит, еп. Кирский 458 Преп. Максим Исповедник 662 Преп. Иоанн Дамаскин около 750

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

После крещения жизнь Иеронима протекала между Востоком и Западом, аскетической дисциплиной и литературными трудами. Он удалился из Рима в Антиохию с несколькими друзьями и библиотекой, посетил самых знаменитых отшельников, побывал на экзегетических лекциях Аполлинария Младшего из Антиохии, а потом (374) провел несколько лет как аскет в безводной Сирийской пустыне у Халкиды. Здесь он, подобно многим другим отшельникам, вел трудную борьбу с чувственными искушениями, которую десять лет спустя опишет с неделикатными подробностями в длинном послании к своей подруге, деве Евстохии 359 . Хотя тело его голодало и было измождено, воображение терзало его разнузданными сценами римских пиров и танцующих женщин; он понял, что монашеский уход от мира не освобождает от искушений плоти и дьявола. Беспомощный, он бросился к ногам Иисуса, омыл их слезами раскаяния и подверг свою сопротивлявшуюся плоть неделе поста и изучению еврейской грамматики (судя по посланию к Рустику 360 , он учился ей в то время от обращенного в христианство иудея). Наконец он обрел мир, и ему показалось, что он попал на небеса, к ангельским хорам. Вероятно, к этому периоду относится вышеупомянутый сон, а также сочинение нескольких аскетических трудов, полных прославлений монашеского образа жизни 361 . Его биографии выдающихся отшельников, напротив, написаны очень приятным и сдержанным слогом 362 . Он рекомендует уходить в монастырь даже против воли родителей. Из слов Господа о том, что надо оставить отца и мать, он делает вывод, что монашество и христианство – одно и то же. В 373 г. он пишет своему спутнику Илиодору, покинувшему его в путешествии посреди Сирийской пустыни: «Даже если мать твоя с распущенными волосами и в разодранной одежде будет показывать тебе сосцы, которые вскормили тебя, даже если твой отец будет лежать на пороге, уходи, переступи через своего отца, с сухими глазами беги под знамена креста. Это единственная религия, здесь надо быть жестоким… Любовь к Богу и страх перед адом разрывают семейные узы. Священному Писанию важнее повиноваться, чем родителям. Тот, кто любит их больше, нежели Христа, теряет душу свою… О пустыня, где цветут Божьи цветы! О уединение, где готовятся камни Нового Иерусалима! О покой, где радуются общению с Богом! Что делать тебе в мире, брат мой, когда душа твоя больше мира? Сколько ты будешь оставаться под сенью крыш в смрадной темнице города? Поверь мне, здесь я вижу больше света» 363 . Однако этот красноречивый призыв ни к чему не привел. Илиодор стал учителем и епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Пророка Сын Иемвлая, он не принадлежал к 12 так называемым меньшим пророках (сн. 14 авг.); пророчествовал изустно, был современником св. прор. Илии и предсказал гибель царю Ахаву в войне с сириянами, за что был посажен в темницу и скудно там питаем хлебом и водой, пока не погиб Ахав ( 2Пар.18 ; 3Цар.22:8–22 ; ср. Mux.1:l); скончался мученически в IX в. до Рождества Христова. Пр. девицы. Дочь Анфемия, бывшего правителем греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего, она, отказавшись от брака, выпросила у своих родителей дозволение поклониться св. местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах. Здесь встретил ее подвижник Макарий и, по ее просьбе, принял ее в число своей братий под именем Дорофея, как она назвала себя сама, при встрече с ним. У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Родители отправили ее в скит к иноку Дорофею, прославившемуся даром исцелений, и он исцелил ее. Но на возвратном пути девица опять заболела, и злобный дух обвинил Дорофея в растлении ее. За иноком послали воинов взять его на суд. Дорофей пришел к родителям и в уединенной комнате открыл им, что он есть дочь их Аполлинария. После этого больная сестра снова была исцелена. Аполлинария снова возвратилась в скит и мирно скончалась около 470 г. Только по смерти ее иноки узнали, кто скрывался под именем евнуха в их обители, и с честью погребли св. подвижницу. Пр. Критского (или Акритского). Он родился на острове Крите, где в юности пас стада своего отца; затем удалился в Иерусалим и прожил там 12 лет, претерпев много от агарян и иудеев; потом отправился в Рим и принял там схиму; затем прибыл в Царьград и в Акрите (на Вифинском мысе, вдающемся в Мраморное море) мирно скончался около 820 г. Пр. пустынника и по благодати Божьей целителя немощных. Он подвизался на одной высокой горе, отличался даром чудотворения и многих отвратил от ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010