4. Преп. Аполлинария . Дочь Анфимия, наместника малолетнего императора Феодосия Младшего. Аполлинария была его старшей дочерью, тогда как его младшая дочь была умалишенной 2 . Не захотела Аполлинария выходить замуж, но в сердце своем обручила себя Христу и удалилась в египетскую пустыню. В мужской одежде и под мужским именем Дорофей поступила она в мужской монастырь, где подвизалась, неустанно вознося дух свой к Богу и горя любовью к Творцу своему. Царскому наместнику Анфимию кто-то посоветовал отправить свою безумную дочь к пустынникам, чтобы те прочитали [над н]ей молитву. И по Промыслу Божию произошло так, что свою больную младшую сестру своей сильной молитвой исцелила сестра старшая. Лишь когда Аполлинария упокоилась, открылась тайна [о том], что была она не мужчиной, а девой. Мужество и стойкость этой святой девы на все века послужили примером и поощрением для всех тех, кто заботится о своем спасении. Святая скончала свои дни в 470 году. Ради Бога и души невинные девицы Стали для Христа благими ученицами, Услады, роскошь и смех оставили, В ангельский души свои представили. В их немощных телах светильники возжжены, Их души Духом Святым чудно просвещены, Веками светят, [нам] верный путь указуя, Со Ангелами святыми на небесах ликуя. Аполлинария и Синклитикия, Духом озарены ваши сердца святые, Он утвердил вас, наставил и научил, Он вас уневестил и с Господом обручил. Молитесь убо за нас, дивные постницы, Подвижницы храбрые, бессмертные девицы. Рассуждение Плод, плод и только плод ищет Господь на всяком живом древе, именуемом человеком. Добрый плод – боголюбивое сердце, а злой плод – сердце самолюбивое. А всё остальное, что есть у человека и чем он пользуется, как-то: положение, власть, почет, здоровье, деньги, образование, – всё это только листья на дереве. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ). Даже нехристианские народы ценили добрые дела выше красивых слов. Тем более это должно стать правилом для последователей Христовых. Как-то раз на собрании афинян, на котором присутствовали и послы Спарты, один старик шел от скамьи к скамье в поисках места. Но афиняне лишь насмехались над ним, а места ему не уступали. Когда же старик подошел к спартанцам, все [они] вскочили на ноги, предлагая ему сесть. Видя это, афиняне похвалили спартанцев сладкоречивыми словами. На это спартанцы им ответили: «Афиняне знают, что такое добро, но не творят его». Кто творит добро, тот и похож на дерево, приносящее добрый плод своему хозяину. А источник благ в человеке – доброе, боголюбивое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

107 ...их подозревали в заговоре против него.– Об этом рассказывает Сидоний Аполлинарий в своих «Письмах» (V, 8/MGH.Aucl. antiquis. Т. 8. Р. 83–84). О том, что Константин умертвил свою жену Фаусту, сообщает и Иероним (Col. 588). 108 ...пресвитер Ювенк по просьбе упомянутого императора переложил Евангелие стихами.– Испанский пресвитер (330). Его евангельская история, написанная латинским гекзаметром, сохранилась до наших дней. О нем сообщает и Иероним (Col. 587–588), но не говорит, что Ювенк написал это Евангелие по просьбе императора Константина. 109 При Константе жил Иаков Нисибийский... – Ошибка. Иаков жил при Констанции II (с 337 по 361). См. «Хронику» Евсевия – Иеронима (Col. 590). 110 ...молитвы которого... отогнали от его города множество несчастий.– Имеется в виду Нисибис, город в Месопотамии, который был освобожден от вражеского войска персами. 111 На девятнадцатом году правления Константина Младшего...– Здесь Григорий допустил ошибку, потому что Константин II был убит на четвертом году (340) своего правления. Григорий путает Константина II с его братом Констанцием. 112 ...преставился отшельник Антоний.– Иероним сообщает, что монах Антоний жил 105 лет и его смерть падает на девятнадцатый год правления Констанция, а не Константина Младшего, как пишет Григорий (Со!. 593–594). 113 ...Иларий... написал книги...– Иларий (Гиларий) (род. ок. 320) – один из отцов западной церкви, автор полемических сочинений, направленных против арианства. Одно из них – «О вере», известное под названием «О Троице». Об арианстве см.. прим. 2. к кн. 1. 114 ...и о нем можно прочесть, что воскрешал он мертвых.– О том, что Иларий якобы воскрешал мертвых, пишет и Фортунат в «Житии св. Илария» (MGH. Auct. antiquis. Т. 4. Pars post. P. 5). 115 ...оставив в Риме сына Урбана. – Эта глава (40) заимствована из «Хроники» Евсевия-Иеронима (Col, 595–596). Иероним говорит о сыне Мелании, городском преторе (ргаетоге urbano). Слово urbano Григорий принял за собственное имя – Урбан. 117 ...приказывал бить палками.– Это зафиксировано в эдикте императора Валента; эдикт имеется в Кодексе Юстина (X, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

1-я, остававшаяся верной строгому никейцу свт. Евстафию , еп. Антиохийскому, скончавшемуся в ссылке, возглавлялась Павлином, рукоположенным во епископа Антиохийского Луцифером Каралитанским в 362 г. ( Sozom. Hist. eccl. V 12-13; Socr. Schol. Hist. eccl. III 6; IX 2). 2-я партия, отделившаяся от партии свт. Мелетия под влиянием еп. Аполлинария (младшего) Лаодикийского, возглавлялась пресв. Виталием (впосл. Виталий I , еп. Антиохийский). Поддерживаемый Аполлинарием, Виталий отказался примкнуть к Павлину, которого он обвинял в савеллианстве (см. Модализм ) ( Epiph. Adv. haer. 77. 20). В свою очередь Павлин нападал на учение Аполлинария о Воплощении , противоречившее учению свт. Евстафия Антиохийского. Е. К. столкнулся с ересью Аполлинария в 370 г., когда сторонники последнего прибыли на Кипр и, ссылаясь на авторитет учителя, стали распространять там неправосл. учения. Е. К. пришлось созвать поместный Собор, на к-ром заблуждения сторонников Аполлинария были осуждены, хотя сам Е. К. сомневался, что источником столь нелепых заблуждений мог быть Аполлинарий (Ibid. 77. 2). Е. К. сообщает (Ibid. 77. 20, 22-23), что он неоднократно принимал у себя посланников Виталия и, несомненно, еп. Павлина, после чего решил сам отправиться в Антиохию и нанести визит им обоим. Когда в 376 г. Е. К. прибыл в Антиохию, Павлин показал ему экземпляр «Свитка к антиохийцам», принятого Александрийским Собором 362 г. и подписанного рукой свт. Афанасия, а внизу стояла подпись еп. Павлина (Ibid. 77. 21; Athanas. Alex. Ad Antioch. Col. 809). Незадолго до этого в Антиохию пришло письмо от Римского еп. св. Дамаса I , в к-ром он поддерживал еп. Павлина и призывал сторонников Виталия объединиться с ним ( Damas. Ep. 3). Исходя из сложившегося положения, Е. К. установил полное церковное общение (τελεα κοινωνα) с еп. Павлином ( Epiph. Adv. haer. 77. 20), а также попытался убедить Виталия присоединиться к еп. Павлину, но не добился в этом успеха (Ibid. 77. 20; 77. 22). По-видимому, именно тогда Виталий был рукоположен Аполлинарием Лаодикийским во епископа Антиохийского и со своими приверженцами учинил еще один церковный раскол ( Sozom.

http://pravenc.ru/text/190091.html

(8 окт.; CPG, N 9399; Secretarium II//ACO II. Vol. 1. P. 31-109). По просьбе Стефана Дорского его ввели в собрание и огласили его докладную записку (ACO II. Vol. 1. P. 38-47). В ней сообщалось, что Феодор Фаранский, Кир, Сергий, Пирр и Павел «возобновили догматы еретиков Аполлинария и Севира» и внесли смятение в Церковь. Свт. Софроний Иерусалимский, учитывая апостольский авторитет Римской кафедры, взял со Стефана клятвенное обещание «на святой Голгофе» приложить все усилия к тому, чтобы добиться содействия Рима для осуждения их ереси, что тот и постарался исполнить. Учение об одной воле Христа распространилось по всему Востоку; Стефан, еп. Яффы, с нарушением канонов овладел Иерусалимской кафедрой, принуждая епископов принимать это учение. Стефан Дорский писал об этом папе Теодору, к-рый в ответ назначил его своим представителем в Палестине с поручением низложить неисправных епископов. Некоторые из них по требованию Стефана письменно обещали присоединиться к правосл. вере; их прошения он представил папе св. Мартину. Теперь от лица «всех православных священников и мирян Востока» он просит осудить лжеучение. Затем в собрание была допущена делегация греч. игуменов и монахов, подавших докладную записку (Ibid. P. 50-57), в к-рой говорилось, что те, кто учат об одном действии и одной воле Христа, отвергают Халкидонский Собор и повторяют учения Севира Антиохийского и Аполлинария Лаодикийского (младшего), Нестория и Феодора Мопсуестийского, разрушавших «таинство Христа» либо слиянием, либо разделением двух Его природ. Епископов побуждали анафематствовать ересиархов, а также «Типос» и соборно утвердить учение о двух действиях и двух волях Христа. Прошение заканчивалось ходатайством о выполнении греч. перевода актов Собора. Среди 36 подписей на 34-м и 35-м местах стоят имена прп. Максима Исповедника и его ученика Анастасия. Поскольку сочтено было необходимым объединить все обвинения против монофелитов, из архивов извлекли и зачитали послание Сергия, архиеп. Кипрского, папе Теодору от 643 г. (Ibid. P. 60-65) и 4 послания африкан. епископов: папе Теодору от «первенствующих членов» Соборов Нумидии, Бизацены и Мавритании (Ibid. P. 66-71), имп. Константу II от Собора Бизацены (Ibid. P. 74-77), патриарху Павлу II от Собора Проконсульской Африки (Ibid. P. 80-93) и послание папе Теодору от Виктора, еп. Карфагена (Ibid. P. 98-103). В заключение заседания папа св. Мартин заметил, что, хотя выдвинутых обвинений уже достаточно, порядок требует выслушать и собственные слова обвиняемых. 3-е деяние

http://pravenc.ru/text/2463157.html

( < < back 1) ( < < back 2) Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского разумеется церковь святой Софии, Премудрости Божией — соборный храм столицы, в котором была утверждена кафедра Константинопольских патриархов. Прокл, ученик святого Иоанна Златоуста, занимал Константинопольскую патриаршую кафедру с 434 по 447 год. Фeoдocuй II Младший, внук Феодосия Великого, царствовал с 408–450 г. Пульхерия была старшею сестрою Феодосия. Мудрая не по летам, она заменяла Феодосию, вступившему на царство 8-ми лет, мать и сначала управляла государством вместо него с титулом Августы, потом же разделяла власть вместе с императором. разумеется инок Софийского монастыря в Константинополе — Никифор Каллист, умерший около 1350 г., его «церковная история» доведена до кончины византийского императора Фоки (611 г.). Евагрий Схоластик, автор церковной истории, обнимающей время с 431 г. по 594 г., между 537 и 594 годами. Евдокия была дочерью Афинского философа Леонтия, лишенная, по смерти отца, части в наследстве, она приехала с жалобой на братьев в Константинополь, где нашла покровительницу себе в самой соправительнице императора — Пульхерии. Оценив красоту, ум и благонравие афинянки, Пульхерия приблизила ее к себе и решила на ней женить брата; но так как та была язычницей, то прежде всего Пульхерия привела ее к вере Христовой. Так, с именем Евдокии, юная афинянка сделалась императрицею, женою императора Феодосия Младшего. было в 448 году. слов Евтихия, очевидно, тот, что в момент зачатия два естества — Божеское и человеческое — имели каждое самостоятельное значение и были отличны; но это был только один момент; когда же, при воплощении Бога, Божество соединилось с человечеством, то последнее было поглощено первым и во Христе стало одно естество. Валентин  — еретик, живший в первой половине II века. Он не признавал существование в Спасителе телесной природы и, таким образом, не считал его полным, совершенным человеком. Аполлинарий жил в IV веке. В противоположность Валентину он учил, что Христос имеет тело, но о соединении в Нем Божества с человечеством Аполлинарий мыслил очень своеобразно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

О св. Аполлинарии . Житие ее написано современником и спутником ее в Иерусалим; ибо, говоря о путешествии ее в Иерусалим, писатель выражается: мы, нашедши спутников, вошли во св. град и т. д. Но поскольку в сем житии говорится, что она поселилась первоначально в болоте около источника, который даже до сего дня называется источником Аполлинарии и в конце жития говорит о совершении чудес от мощей ее даже до сего дня то можно полагать, что или писатель жил после нее довольно долго или сделаны вставки в житие последующим лицом, но еще до раззорения скита. Отец ее Анфемий называется императором, потому что был правителем греч. империи во время малолетства Феодосия младшего; год консульства его падает по 405 от Р. X. Есть в нему письмо Иоанна Златоустог о и об нем упоминает Феодорит (см. Барония римск. миртиролог). Известен другой Анфемий, посланный в качестве царя в Рим императором Львом (в 467 г. Bandur. imper. ог. Т. II. р. 652. сн. Евагрия стр. 19 в русск. переводе), и это могло быть причиною названия первого Анфемия царем. Очень неосновательно Ассемани Синклитикию и Аполлинарию считает за одно лице. (Calend. Т. VI. р. 18). 6 По-гречески сей праздник называется Епифания – Явление. Златоуст и Иероним справедливо сие наименование производят от явления миру Иисуса Христа, как возлюбленного Сына Бога Отца. На западе производили его от явления якобы в сей день звезды волхвам, потому в древнейших календарях Полемея Сильвия и Иеронимовом явление звезды волхвам показано 6 января. (См. Флорентиния примечание на 6 янв. Иеронимова мартиролога). В Александрийской церкви в древности крещение Господа и рождество его праздновали в один день 6 января. (Binterim, 311). Тоже было на о. Кипре и, вероятно, в антиохийской церкви. После Пасхи праздник Богоявления наиболее древний и с наибольшим торжеством совершаемый. В первой половине 2 века сей день праздновался даже еретиками Василидианами (Климента Strom. lib. I. р. 349 edit. Pommeri). Никодим в Синаксаристе замечает, что, по Евсевию, Господь крестился в третий день седмицы, а по апостольским постановлениям в 10 час ночи. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2. Никейский собор. – Первый собор собирался в Никее (в Вифинии) 325 г., при Константине В., против ереси Ария, Александрийского пресвитера, который учил, что Сын Божий есть творение Бога Отца и потому не единосущен Отцу 567 . Этот собор составил символ истинного учения и утвердил единосущие (μοοσια) Сына со Отцем. Он издал 20 правил 568 . На нем присутствовало 318 епископов, многие пресвитеры и диаконы. Руководил прениями знаменитый Афанасий, в сане диакона прибывший на собор вместе с Александром Александрийским , своим епископом. Из западных епископов были: Цецилиан Карфагенский, сделавший латинский перевод правил этого собора, Осия Кордубский и представители папы Сильвестра – пресвитеры Виктор (Vitus) и Викентий 569 . 3. Константинопольский собор. – Второй собор – Константинопольский в 381 г., при Феодосии I, собирался против Константинопольского епископа Македония, и его последователей полуариан-духоборцев, считавших Сына только подобо-сущным (ομοιουσιος) Отцу, а Св. Духа первым творением и орудием Сына. Собор имел в виду также и аномеев, последователей Аеция и Евномия, учивших, что Сын не подобен Отцу (νομιος), но иной с ним сущности (τερουσιος), последователей Фотина (Сремского), возобновившего савелианство, и Аполлинария (Лаодикийского), учившего, что плоть Христова, принесенная с неба из лона Отца, не имела разумной души (νος), которую заступало Божество Слова. На этом соборе было 150 епископов восточных; но не было западных. Думают, что западные не были приглашены 570 . Этот собор составил тот символ веры , который читается в православной Церкви, и 7 правил 571 . 4. Ефесский собор. – Третий собор – Ефесский 431 г., при Феодосии Младшем, собирался против архиепископа Константинопольского Нестория, который воплощение Сына Божия считал простым обитанием Его в человеке Христе (след. обитанием одного лица в другом), а не соединением Божества и человечества в одном лице, т. е. в одном самосознании Богочеловека 572 . На нем присутствовало 200 епископов и 3 легата папы Целестина 573 . Собор принял 12 анафематизмов Кирилла Александрийского против Нестория 574 . В окружное послание этого собора включены были 6 правил, к которым присоединены еще 2 постановления, составленные по двум частным случаям: о пресвитере Харисие и по делу еп. Регина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

343 Вероятно, это был тот хорепископ Евлалий, которого св. Григорий посылал вместе с Келевсием к епископу Тианскому ходатайствовать об увольнении своем от управления Назианзской церковью. 349 Свт. Григорий Богослов . О воплощении (против Аполлинария)//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 31. Тот же характер противодействия современным ересям носят на себе написанные, очевидно, в это же время «Песнопения таинственные» (и помещенные во втором томе Творений св. Григория Богослова в разделе «Стихотворения догматические», 1–5). 354 Городов с именем Диокесария было тогда три: один, о котором речь, в Каппадокии, в патриаршестве Константинопольском; другой в Исаврии, на севере Селевкии, в патриаршестве Антиохийском, и третий в Палестине, в патриаршестве Иерусалимском. 356 Городов, носивших имя Колония, было семь: один, просто Colonia, лежал на дороге от Лондона к Карлейлю, это теперешний Колчестер; другой – Colonia Allobrogum, нынешняя Женева; третий – Colonia Augusta, нынешний Нимс; четвертый – Colonia Augusta Rhetorum et Vindelicorum, нынешний Аугсбург; пятый – Colonia Iulia, нынешний Бонн; шестой – Colonia Agrippina-Ubiorum или Colonia Agrippinensis, на берегах Рейна; седьмой – Colonia Senensis, нынешняя Сиена в Италии. Которого из этих семи городов был епископом Воспорий, неизвестно. 359 В письмах своих св. Григорий называет своими родственниками: деву Амазонию, двух братьев – Елладия и Евлалия, Евфимия, Евстратия и Валентиниана. Но степени родства этих лиц со св. Григорием мы не имеем средств определить. 361 Чему хотел учить своих внучат св. Григорий, видно из следующих слов, влагаемых им в уста Никовула-младшего: «Прекрасна пламенная сила красноречия в речах народных, судебных и похвальных; но прекрасно также иметь ум, обогащенный историей, потому что история – складчина мудрости, ум многих. Но немаловажна и грамматика, которая превосходно споспешествует благородному языку Эллады, сглаживая слово и умягчая варварские звуки. Немаловажны и состязания логического искусства, которые закрывают сперва истину, пока, чрез возможное превращение понятия, не поставят ее в полном свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

561. Алфавитный патерик. 562. Алфавитный патерик. 563. Алфавитный патерик. 564. Изречение, приводимое святым Иоанном Дамаскиным. Patrologia Graecae. Tom XL, pag. 1211 и 1212. 565. Алфавитный патерик. 566.  Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38. 4). 567.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 568. Алфавитный патерик. 569. Здесь разумеется не Макарий Великий, основатель Скита, живший в IV веке, а другой того же имени, позднейший настоятель Скита, живший в V и VI столетиях. Под руководством этого Макария подвизалась в Скиту, в одеянии мужском под именем Дорофея, преподобная Аполлинария, оставившая Константинополь при императоре Феодосии Младшем (Четьи-Минеи, 5 января). Вероятно, этот Макарий беседовал о дерзости с аввою Агафоном, современником Пимена Великого. Но Пимен был старше Агафона, как это видно из жизни Пимена. 570.  Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое (Пс. 30. 19). 571.  …которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе (Пс. 31. 9). 572.  Много скорбей нечестивому (Пс. 31. 10) 573. Слово 1. Как это, так и все последующие изречения святого Исаии Отшельника избраны из поучений его. 574.  …все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 13). 575. Слово 1. 576. Слово 1. 577. Слово 1. 578. Слово 1. 579. Слово 1. 580. Слово 1. 581. Слово 1. 582. Слово 1. 583. Слово 1. 584. Слово 1. 585. Гал. 6. 7. 586. Слово 1. 587. Авве, то есть отцу, старцу или настоятелю. В древние времена значение этих обязанностей было почти равнозначащее, потому что власть настоятеля и управление им иноческого братства были чисто духовные. 588. Слово 1. 589. Слово 1. 590. Слово 1. 591. Слово 3. 592. Слово 3. 593. Слово 3. 594. Слово 3. 595. Слово 3. 596. Слово 3. 597. Слово 3. 598. Слово 3. 599. Слово 3. 600. Слово 3. 601. Слово 3. 602. Слово 3. 603. Слово 3. 604. Слово 3. 605. Слово 3. 606. Слово 3. 607. Слово 3. 608. Слово 3. 609. Слово 3. 610. Слово 3. 611. Слово 3. 612. Слово 3. 613. Слово 3. 614. Слово 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Аномеи , или строгие ариане, Аэций , бывший диакон Антиохийской церкви, и Евномий , бывший до отлучения епископом Кизикским. Аэций и Евномий довели арианство до последних еретических выводов, развив учение о иной природе Сына Божия, не подобной природе Отца. Ересь Аполлинария Младшего Аполлинарий Младший  — ученый человек, бывший епископ Лаодикийский (с 362 г.). Он учил, что богочеловечество Христа имело в себе не полную человеческую природу — признавая трехсоставность природы человека: дух, неразумную душу и тело, он утверждал, что во Христе только тело и душа человеческая, но Ум — Божественный. Большого распространения эта ересь не имела. Ересь Македония Македонии , епископ Константинопольский (около 342 г.), ложно учивший о Святом Духе в смысле Ариевом, а именно, что Святой Дух есть служебное творение. Его ересь осуждена на втором Вселенском соборе, который по поводу этой ереси и был созван. (На втором Вселенском соборе были преданы также анафеме ереси евномиан, аномеев, евдоксиан (ариан), полуариан (или духоборцев), савеллиан и др.). Пелагианство Пелагий , родом из Британии, мирянин, аскет (нач. 5-го в) и Целестий пресвитер отрицали наследственность Адамова греха и переход вины Адама на его потомков, считая, что каждый человек рождается невинным и только, благодаря нравственной свободе, легко впадает в грех. Пелагианство осуждено на третьем Вселенском соборе вместе с несторианством. Несторианство Ересь названа по имени Нестория , бывшего архиеп. Константинопольского. Предшественниками Нестория по лжеучению были, Диодор, учитель Антиохийской богословской школы и Феодор, еп. Мопсуетский (ум. 429 г.), учеником которого был Несторий. Таким образом, эта ересь вышла из Антиохийской школы. Феодор Мопсуетский учил о «соприкосновении» двух природ во Христе, а не соединении их при зачатия Слова. Еретики именовали Пресвятую Деву Марию Христородицею, а не Богородицею. Ересь осуждена на третьем Вселенском соборе. Ересь Монофизитов, или ересь Евтихия Ересь монофизитов возникла в среде александрийских монахов и была реакцией на несторианство, умалявшее Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что человеческая природа Спасителя была поглощена Его Божественной природой, и потому признавали во Христе только одну природу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010