Ваше Высокопреподобие! Мм. Гг.! Предлагая свое исследование о сочинениях Аполлинария Лаодикийского вниманию Вашего просвещенного собрания, а равно и всей более или менее серьезно интересующейся церковно-исторической наукой публике, я наиболее смущаюсь той мысли, что первое впечатление, какое вызовет моя книга в руках любознательного читателя, выразится в невыгодном для ее автора чувстве недоумения и разочарования. Я боюсь, что при бедности нашей богословской литературы, при недостатке удовлетворительных руководств даже по общим церковно-историческим вопросам и при полном отсутствии обстоятельных исследований о замечательнейших отцах церкви, мой труд покажется слишком специальным, слишком узким, не отвечающим ближайшим потребностям нашей отечественной богословской науки. Мне с полным правом могут сказать: кто такой Аполлинарий Лаодикийский, чтобы стоило тратить время и силы на составление особой монографии о нем и притом не столько о нем, сколько о сочинениях его, да еще в их исторической судьбе? Разве мало в истории других, кроме Аполлинария, более крупных имен, которые давно ждут себе подробного и всестороннего изучения? – Не решаюсь отвечать на эти вопросы по существу, но чтобы сколько-нибудь оправдать выбор предмета для своего исследования, я прошу Вашего позволения сделать маленькую экскурсию в область современной протестантской церковно-исторической науки и попытаюсь охарактеризовать, как новейшие исследования западных ученых об Аполлинарии, послужившие внешним поводом моего сочинения, так и те суждения, какие высказываются там относительно значения этого писателя в общем ходе церковно-исторического развития. Смею надеяться, что предпринимаемая мной экскурсия для людей, следящих за успехами богословской мысли на западе, не останется лишенной всякой занимательности, для меня же она прямо важна, как некоторый способ самооправдания. Особый интерес вопрос об Аполлинарии получил в западной науке в сравнительно очень недавнее время, не ранее, как с 1879-го года. Это, конечно, не значит того, чтобы и прежде, до названного года, в науке не было никаких исследований, никакой речи об Аполлинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

1. Господь наш Иисус Христос , побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: " Так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:12 ); и опять: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Иоан. 15:20 ); и еще: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8:9 ). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: «Вы стоите в одном духе» ( Флп.1:27 ), сказал также: «это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения»( Флп.1:28 ), наконец присовокупил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, – точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, – многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, – то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божьей, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

П.В. Безобразов Графу А. П. Толстому от 10 апреля 1861 г. В бытность мою здесь в ноябре месяце прошлого года посольский архимандрит Антонин давал мне читать немецкую книгу К. Тишендорфа под заглавием: Nachricht von der im Auftrage S. K. M. Alexander II unternommenen Herausgabe der Sinaitischen Bibel-Handschrift. Leipzig, im August 1860. А в марте месяце текущего года я получил от самого Тишендорфа подобную книжицу на латинском языке, под заглавием: Notitia editionis codicis bibliorum Sinaitici auspiciis Imperatoris Alexandri II susceptae. Lipsiae. 1860. В обеих книжицах этих г. Тишендорф, между прочим, объявил всем, что великолепное издание Синайской рукописной Библии Ветхого и Нового Завета, иждивением Императора Александра II, начатое им в Лейпциге и конченное в половине 1862 года, будет роздано всем христианским церквам, как царственный дар. «Da das ganze Werk auf Kosten des Kaisers vollzogen wird, so ist festgesetzt worden, dass es nicht zu einem Objecte des Buchhandels werde, sondern als eine Kaiserliche Gabe an die Kirche und an die Wissenschaft ins Leben trete». – «Quum totum opus impensis Imperatoris paratur, tum statutum est, ut non in venditionem, sed ad donandum paretur. Nihil igitur exemplarium venale erit, sed omnia per totam Christi ecclesiam, ubicunque litteris locus atque honos est, a clementissimo Imperatore donabuntur». Но в тех же книжицах этот издатель прямо и ясно сказал, что синайский текст Нового Завета отличен от новозаветного текста православной церкви, так что нельзя и примирить их. «Der Text endlich schliesst sich wohl nicht selten Lesarten des Textes der Orthodoxen Kirche an; bei weitem öfter aber noch bietet er gar keine Vermittlung mit dem letzteren dar, ja er prägt häufig sogar eine Verschiedenheit von demselben noch ausdrücklich aus». Г. Тишендорф прав. Я не только соглашаюсь с этим мнением его, но еще иду далее и всем объявляю, что синайский текст Нового Завета списан был с издания еретика Аполлинария, лаодикийского епископа, который, подобно другим еретикам, напр., Валенту и Маркиону, изменил многие места в 4 Евангелиях приспособительно к своему учению о лице Богочеловека, а некоторые исключил.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Хилиазм (от греч. χλις «тысяча»), или милленниализм и/или милленаризм (от лат. mille «тысяча» + лат. annus «год») – богословское понятие и вместе с тем богословская позиция некоторых христианских писателей и групп верующих, эсхатологическое представление о том, что Господь Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении тысячи лет вплоть до наступления Страшного суда, после которого будет новая земля и новое небо – Царство Небесное. Хилиазм не представляет собой единого монолитного учения и состоит из множества частных мнений и толков. Например, ряд авторов придерживается мнения, что между тысячелетним царством Христа и Страшным судом должна состояться битва с антихристом и сатаной, а другие авторы опровергают эту  точку зрения или не упоминают о ней. Раннецерковный хилиазм был основан на неверной интерпретации текстов Священного Предания, более поздние милленаристические доктрины зародились уже в рамках протестантизма. В отличие от позднего европейского, традиционный раннехристианский хилиазм являлся лишь частным богословским мнением отдельных авторов и уже после Второго Вселенского собора (381 г.) и осуждения учения Аполлинария Лаодикийского о тысячелетнем царстве, это учение было отвергнуто полнотой Православной Церкви. Хилиазм и более поздний протестантский милленаризм ошибочны в вероучительном смысле слова. В милленаризме условно выделяется две группы позиций – премилленаризм (в свою очередь подразделяется на посттрибулационизм и претрибулационизм), постмилленаризм; позиция, противоположная милленаризму, называется амилленаризм. На протяжении всей истории Православной Церкви хилиазм и милленаризм воспринимались неоднозначно и данное учение являлось по большей части маргинальным, то есть разделялось некоторыми подчас радикальными или закрытыми группами верующих, нежели было ведущей, господствовавшей вероучительной позицией. Для доникейского периода говорить о нормативном церковном догматическом богословии невозможно, именно поэтому в этот период, с одной стороны, идеи хилиазма были достаточно популярны (хилиастические идеи можно найти в трудах таких церковных авторов как ап. Варнава, Папий, св. Иустин, св. Ириней, св. Ипполит Римский , св. Мефодий Патарский , Тертуллиан ), а с другой стороны, широко были представлены и альтернативные богословские позиции.

http://azbyka.ru/hiliazm

Блаженный Иероним А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Ограничиваясь общими сведениями ο начальных стадиях развития восточного монашества, мы не можем не выделить на его фоне одной типичной западной фигуры, связавшей дело своего целожизненного подвига с пребыванием на Востоке. Таковым был блаж. Иероним. Он родился в Далмации, в городе Стридоне, разрушенном готами. Иероним приехал в Рим учиться. Сливаясь с языческим студенчеством, он вел вольный образ жизни, чем впоследствии так покаянно мучился. Но в Риме же он и стал христианином, крестился и почувствовал влечение к отшельничеству. Вместе со своим студенческим товарищем Руфином они уехали из Рима на родину Руфина в Аквилею. Здесь составился целый кружок юношей-аскетов. Иероним потом вспоминал, что он чувствовал себя в этом идеалистическом обществе как «среди святых.» Судьба рассеяла этих товарищей, но не по распутьям мира сего, a по гнездам отшельников греческого Востока. Аквилейский кружок молодых идеологов аскезы решил пойти на выучку к сирийским подвижникам. Друзья двинулись на Восток вместе. Двое вернулись с дороги домой. Двое умерли в пути. Сам Иероним, добравшись до Антиохии, свалился с ног от тяжкой и длительной болезни. Β бреду видел яркий сон. Голос совести упрекал его за чрезмерную привязанность к языческой литературе. Иероним дал обет — впредь никогда не раскрывать языческих поэтов и ораторов. Весь отдался изучению греческого языка специально для штудирования Священного Писания под воздействием толковательных лекций знаменитого Аполлинария Лаодикийского. Иеронима привлекали крайности аскезы сирских пустынников. Он ушел к ним, но не выдержал их бескнижности. Смело вернулся к книгам и вплотную занялся изучением еврейского и арамейского языков. По природе своего ума не философ, Иероним не увлекался богословием, не воспринял никакой отравы из уроков Аполлинария, но усвоил филологическую технику. Иеронима даже мучили восточные догматические споры. Ему учение ο трех ипостасях казалось даже учением ο трех субстанциях. Равно и практические, юрисдикционные споры Востока раздражали его, особенно в монашеской среде. Иероним упрекал сирских монахов: «Стыдно сказать, из глубины пещер мы изрекаем осуждение вселенной. Валяясь во вретище и пепле, мы выносим приговоры епископам. Что делает дух власти под туникой кающегося? Вериги, рубище, длинные волосы — знаки не царской власти, a сокрушения и смирения.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435116/

Важное значение термин «Б.» имел в истории формирования правосл. христологии. Подчеркивая реальность Боговоплощения, свт. Василий Великий употребляет выражение «богоносная плоть» ( θεοφρος σρξ) ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 45, 59; De Spirit. Sanct. 5. 12; Ep. 261. 2). Свт. Григорий Нисский, рассуждая о схождении Христа в ад, также говорит о «богоносной плоти» Спасителя ( Greg. Nyss. In resurrect. 1). Выражение «человек богоносец» (νθρωπος θεοφρος) в христологии в качестве термина впервые стало активно использоваться последователями Аполлинария (младшего) Лаодикийского в отрицательном смысле для характеристики христологических взглядов своих противников, утверждавших полноту человеческой природы во Христе. Свт. Григорий Нисский указывает на обвинение его со стороны аполлинариан в том, что он делает «вышнее нижним, порабощая богоносных ангелов богоносному человеку» ( Greg. Nyss. Antirrh. c. Apollin.). По свидетельству свт. Григория Богослова , они при разъяснении своей доктрины приходили к вероисповедной формуле, утверждавшей необходимость поклонения «не человеку богоносцу, а Богу плотоносцу» (τ δεν προσκυνεν μ νθρωπον θεοφρον, λλ Θεν σαρκοφρον - Greg. Nazianz. Ep. 102. 18). В полемике с ними свт. Григорий подвергает критике такой способ выражения (Ibidem). Однако впосл. подобная формула стала широко применяться в правосл. богословии. Свт. Кирилл Александрийский в своей антиарианской полемике упрекает противников в том, что они приравнивают Сына Божиего к тварным созданиям, называя Его «богоносным» или «неким богоносным сосудом» (θεοφρον τι σκεος - Cyr. Alex. In Ioann.). В полемике с Несторием свт. Кирилл также указывает на невозможность употребления по отношению к Христу этого выражения, противопоставляя ему выражение «вочеловечившийся Бог» (Θες νηνθρωπικς - Hom. pasch. 17. 2). Прп. Иоанн Дамаскин указывает на то, что Несторий говорил о Христе как о «богоносном человеке» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 56, 87; De haer. 83; Adv. nest. 19, 42). По его словам, всякий Б. человек может называться Христом, но не Богом по естеству, подобным образом и Спаситель, будучи Богом по естеству, не может называться Б. человеком, но должен именоваться воплощенным Богом (θες σεσαρκωμνος - De fide orth. 56).

http://pravenc.ru/text/149513.html

профессор Анатолий Алексеевич Спасский (1866.03.10–1916.08.08) Византология Воспоминания Всеобщая история Патрология Переводы Сравнительное богословие Филология История Древней Церкви Рецензии профессор Анатолий Алексеевич Спасский Историк древней Церкви, богослов, профессор Московской духовной академии, ученик и преемник по кафедре знаменитого А.П. Лебедева. Биография Родился 9 марта 1866 года в с. Подкубенском Вологодской губернии в семье священника. В 1886 году окончил Вологодскую духовную семинарию, а в 1890 году — Московскую Духовную Академию. 19 июня 1890 года утвержден в степени кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при академии. Написанное им на четвёртом курсе сочинение об Аполлинарии Лаодикийском было высоко оценено его научным руководителем, А. П. Лебедевым. В этом небольшом по объёму труде были опровергнуты спорные предположения немецкого богослова И. Дрэзеке о принадлежности Аполлинарию ряда произведений псевдо-Василия Великого, доказав их принадлежность Дидиму Александрийскому. 19 июля 1891 года приказом Обер-Прокурора Священного Синода был назначен на должность преподавателя в Подольскую духовную семинарию по кафедре философских наук. 17 августа 1893 года назначен Советом Московской духовной академии исполняющим обязанности доцента по кафедре новой гражданской истории. 14 января 1896 года переведен на кафедру общей церковной истории Академии. 30 января 1896 года утвержден в степени магистра богословия по представлению магистерской диссертации «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни». После перехода А. П. Лебедева в Московский университет, 16 марта 1896 года назначен Советом Московской духовной академии на должность доцента по кафедре общей церковной истории, в связи с чем 25 августа 1896 года был утвержден в чине надворного советника. С 13 сентября того же года по 23 февраля 1898 находился на должности лектора английского языка. 1 декабря 1897 года назначен экстраординарным профессором академии по кафедре общей церковной истории. С 29 октября 1898 года по 22 марта 1903 года являлся редактором журнала «Богословский вестник». 12 апреля 1907 года утверждён в учёной степени доктора церковной истории после защиты диссертации «История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) т. I. Тринитарный вопрос. История учения о Св. Троице», после чего был назначен ординарным профессором академии. 31 октября 1915 года уволен по болезни на пенсию, а 8 августа следующего года скончался после продолжительной болезни. В браке с Екатериной Николаевной Воскресенской имел четырёх детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЙ (старший), пресв. в Лаодикии Сирийской (IV в.). Отец Аполлинария (младшего), еп. Лаодикии Сирийской. А. известен как филолог и преподаватель грамматики. Происходил из Александрии, до переселения в Лаодикию преподавал грамматику в Берите. Риторская школа в Берите была известна тем, что давала диалектическую и юридическую подготовку, привлекая многочисленных учеников. Имп. Юлиан Отступник , прославившийся изощренными методами борьбы с христианством, «полагая, что только образование сообщает убедительность их словам» ( Sozom. Hist. eccl. V 18), в 362 г. издал эдикт, запрещающий давать классическое образование христианам. Запрещалось также преподавание классических предметов христианами-преподавателями, в частности произведений греч. авторов. По-видимому, этот эдикт был задуман в качестве скрытой меры отторжения от Церкви образованных граждан и аристократии. Эдикт имп. Юлиана побудил А. и его сына к восполнению урона, нанесенного христ. школе в классической лит-ре. По сообщению Сократа , А. осуществил парафраз Пятикнижия греч. гекзаметром, а также пересказ исторических книг ВЗ в виде классической эпической поэмы - «вообще употреблял он все роды стихосложения, чтобы никакие формы греческого языка не оставались неизвестными христианам» (Hist. eccl. III 16). На библейские темы Аполлинариями были написаны трагедии в подражание Еврипиду, комедии в стиле Менандра, а также оды, подражавшие Пиндару. Созомен ничего не говорит о лит. трудах А., полагая, что они были осуществлены Аполлинарием (младшим). Вскоре после отмены эдикта Юлиана имп. Валентинианом I надобность в таких пересказах отпала. Поскольку лит. опыт Аполлинариев не пережил их времени, можно предположить, что выдающимися художественными качествами он не обладал. Блж. Иероним сообщает, что оба Аполлинария писали против язычников (De vir. illustr. 104), впрочем, Созомен относит это только к Аполлинарию (младшему) ( Sozom. Hist. eccl. V 18). Лит.: Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895. С. 5-10; Prestige G. L. Fathers and Heretics. L., 1977. Свящ. Владимир Шмалий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75630.html

Но в 1879 г. знаменитый исследователь древних Символов, норвежский профессор Каспари, в сочинении «Новые и старые источники к истории крещальнаго Символа и правил веры» 7 установил принадлежность Аполлинарию Лаодикийскому некоторых сочинений, сохранившихся под именами св. отцов, а именно: 1) надписанного именем св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского, «Пространного изложения веры», κατ μρος πστις, 2) приписываемого св. Афанасию Великому «Слова о воплощении Бога Слова» и 3) двух сочинений, приписываемых Юлию, епископу Римскому. Как оказывается, о принадлежности этих сочинений Аполлинарию знали и древние авторы; только на их сообщения в последнее время никто не обращал внимания, и до Каспари почти никто не давал себе труда исследовать эти небольшие произведения с догматической точки зрения 8 . Каспари выполнил эту задачу, и принадлежность этих сочинений Аполлинарию стала для всех очевидным фактом. Каспари же объяснил и то, кем и с какою целью эти сочинения Аполлинария надписаны были именами св. отцов: сделали это не позднейшие еретики-монофизиты, а сами же последователи Аполлинария с целью спасти таким путём хоть что-либо из написанного их учителем. – Каспари был учёный авторитет первого ранга. О нём говорили, что там, где он работал, другим учёным делать нечего. Принадлежность упомянутых сочинений Аполлинарию доказана была им так, что нашла всеобщее признание. Но эти сочинения – далеко не единственные в древнехристианской литературе, которые не могут принадлежать тем отцам и учителям Церкви, под именем которых дошли до нас. Патристическая литература содержит много произведений подложных и ложноподписанных. Например, под именем св. Иустина Философа , кроме его «Апологии» и «Диалога с Трифоном Иудеем», сохранился ряд других сочинений, которые несомненно не могут принадлежать Иустину. Рукописи творений св. Василия Великого содержат 5 книг против Евномия. Но из них самому Василию принадлежат несомненно только 3 книги; а автором 4-й и 5-й книг, как давно признано, был кто-то другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Этим изследованием впервые был всесторонне раскрыт и доказан тот факт, что в настоящее время церковно-историческая наука владеет еще подлинными сочинениями Лаодикийского писателя в «Κατ μρος πστις», надписанном именем св. Григория Чудотворца , в «λγος περ σαρκσεως» св. Афанасия и некоторых подложных посланиях папы Юлия. Труд Каспари повлек за собой целый ряд новых изысканий в этой области. Выходя из того, ставшего несомненным после изследования Каспари положения, что сочинения Аполлинария дошли до нас под чужими именами, Иоганн Дрэзеке 25 обратил свое внимание на массу полученных от древности подложных произведений и здесь пытался отыскать тоже, что найдено Каспари в отношении к ложно надписанным сочинениям Григория Чудотворца , Афанасия и Юлия. Проявивши здесь поистине необычайное рвение в ряде изследований, напечатанных в самые последние годы в разных немецких повременных изданиях 26 , Дрэзеке пришел к тому результату, что к упомянутым выше именам должно еще прибавить свв. Василия Великого и Иустина Философа , что часть переданного древностью под этими именами литературного материала принадлежит Аполлинарию. Таким образом, в настоящее время с именем Лаодикийского писателя выдвинута в науке целая группа сохранившихся в полном виде сочинений, изучение которых должно вести собой не только к более полному и всестороннему представлению о литературной деятельности Аполлинария, но и к более точному и правильному воспроизведению той живой и многосложной эпохи, в какую действовал он. Благодаря этим открытиям, вместо отрывочных известий об Аполлинарии и фрагментов его догматических трудов, какими должны были довольствоваться прежние изследователи его деятельности, в распоряжении науки оказалось значительное количество новых источников, данные которых по своему достоинству и важности превосходят всё то, чем доселе владела наука относительно Аполлинария. Но на этом дело не остановилось... Основываясь на разсмотрении вновь указанных цельных произведений Аполлинария, протестантские историки пришли к ряду новых выводов, которые ни в каком случае не могут быть названы безпристрастными и которые характеризуются преувеличенными суждениями о значении этого писателя в деле церковно-исторического развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010