107 ...их подозревали в заговоре против него.- Об этом рассказывает Сидоний Аполлинарий в своих «Письмах» (V, 8/MGH.Aucl. antiquis. Т. 8. Р. 83—84). О том, что Константин умертвил свою жену Фаусту, сообщает и Иероним (Col. 588). 108 ...пресвитер Ювенк по просьбе упомянутого императора переложил Евангелие стихами.- Испанский пресвитер (330). Его евангельская история, написанная латинским гекзаметром, сохранилась до наших дней. О нем сообщает и Иероним (Col. 587—588), но не говорит, что Ювенк написал это Евангелие по просьбе императора Константина. 109 При Константе жил Иаков нисибийский... - Ошибка. Иаков жил при Констанции II (с 337 по 361). См. «Хронику» Евсевия — Иеронима (Col. 590). 110 ...молитвы которого... отогнали от его города множество несчастий.- Имеется в виду Нисибис, город в Месопотамии, который был освобожден от вражеского войска персами. 111 На девятнадцатом году правления Константина Младшего...- Здесь Григорий допустил ошибку, потому что Константин II был убит на четвертом году (340) своего правления. Григорий путает Константина II с его братом Констанцием. 112 ...преставился отшельник Антоний.- Иероним сообщает, что монах Антоний жил 105 лет и его смерть падает на девятнадцатый год правления Констанция, а не Константина Младшего, как пишет Григорий (Со!. 593—594). 113 ...Иларий... написал книги...- Иларий (Гиларий) (род. ок. 320) — один из отцов западной церкви, автор полемических сочинений, направленных против арианства. Одно из них — «О вере», известное под названием «О троице». Об арианстве см.. прим. 2. к кн. 1. 114 ...и о нем можно прочесть, что воскрешал он мертвых.- О том. что Иларий якобы воскрешал мертвых, пишет и Фортунат в «Житии св. Илария» (MGH. Auct. antiquis. Т. 4. Pars post. P. 5). 115 ...оставив в Риме сына Урбана. - Эта глава (40) заимствована из «Хроники» Евсевия-Иеронима (Col, 595—596). Иероннм говорит о сыне Меланин, городском преторе (ргаетоге urbano). Слово urbano Григорий принял за собственное имя — Урбан. 116 Текла - значит «божественная».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

486 ...Теодобальд... взял в жены Вульдетраду. — Вульдетрада была второй дочерью Вахона, короля лангобардов, и сестрой Визигарды. См. кн. III, гл. 20, 27. 487 «Змея нашла полный кувшин вина...» — Начало басни в латинском тексте составляет ямбический триметр. Григорий, видимо, знал только начало басни, написанное этим размером. Следующие стихи он попытался составить сам. 488 ...Нарсес убил Букцелена... — О Букцелене см. кн. III, гл. 32 и прим. 104 к кн. III. 489 ...Италия вновь подпала под власть императора... — Имеется в виду Юстиниан. Но господство Византии продолжалось всего 13 лет. В 568 г. значительная часть Италии вновь была завоевана другим германским племенем — лангобардами. См. прим. 137 и 136 к кн. IV. 490 ...восстали саксы... — Саксы были данниками короля Хлотаря (см. кн. IV, гл. 14). В то время они не были организованы в государство, а жили общинами и населяли область на севере Германии, к востоку от Рейна и к западу от нижнего течения Эльбы. Саксы активно сопротивлялись франкскому завоеванию, и лишь в VIII в. они были покорены франками. 491 Мартирарий — священник в церкви, где наладились раки мучеников, которому поручался надзор за ними. 492 Аббат — от сирийского «абба» — «отец». В VI в.: 1) настоятель аббатства (монастыря или монастырей), 2) в более широком смысле — что, видимо, и имеется в виду в данном случае — почетное наименование всех духовных лиц католической церкви. 493 « Зачем , благий отче, ты нас покидаешь...» — См.: Сульпиций Север. Письма (III, § 10 494 ...«Не восхотел благословения, — оно и удалится от него». — Пс.:108, 17. 495 ...он не считал нужным платить за это и приходил в отчаяние, когда не получал грамоту на владение. — Заимствование из письма Сидония Аполлинария к Экдицию (II, 1). Этой фразой, довольно неясной, Сидоний характеризует некоего Сероната, жадного и высокомерного, называя его Катилиной своего времени. 496 ...при базилике святою Кассия-мученика... — Эта базилика была расположена в Клермоне. 497 В эту гробницу поверх погребенного погребли... — В латинском тексте игра слов: in hoc sepulchro super sepultum sepelitur — непередаваемая по-русски.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

50 . Могила его находится в храме Святой Марии, который он сам воздвиг, где хранились святые тела дев из его монастыря. Мы же с религиозным рвением и должным усердием почитаем его на земле, мы полагаемся на его душу, мы радуемся и гордимся, что он воссиял на небесах, по воле всемогущего Иисуса Христа, который вместе с Отцом и Святым Духом живет и управляет во все времена. Аминь. 847 Епископом какой кафедры он был, остается неизвестным. Исходя из того, что он присутствовал на соборе в 541 г. и был одним из викарных епископов Цезария, его кафедра могла находиться в Кавайоне, Симье (Ницца), Динь-ле-Бене или Риезе, так как только эти диоцезы не были представлены на этом соборе. А так как другие епископы всех этих диоцезов присутствовали на соборе в 549 г., то можно сделать вывод, что Вивенций к этому времени уже умер. 848 Более подробно о структуре и авторстве текста см. Klingshirn W. Caesarius of Arles. Life... P. 1–3. 854 Либерий (Там же. II, 10), его жена Агреция (Там же. II, 15), Парфений (Там же. I, 49), Фирмин (Там же. I, 8). 855 Сильвестр (Там же. I, 4), Порхарий (Там же. I, 5), Эоний (Там же. I, 11), Померий (Там же. I, 9), Евхерий (Там же. I, 47). 857 Так, например, один пассаж (Житие Цезария, 13) прообразом имел Библию , а некоторые (Там же. I, 27; II, 49–50) базировались на житии предшественника Цезария, святого Илария (Гонорат. Житие Илария, 18, 2 8 –2 9//Арелатские проповедники V-VI вв./пер. Д. Зайцева. – М. Империум Пресс, 2004). 859 Браун П. Культ святых: его становление и роль в латинском христианстве/пер. с англ. С. В. Месяц. – М.: РОССПЭН. 2004. С. 19. 861 Корсунский A. R, Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. – М.: Издательство Московского университета. 1984, С. 87. 864 Ешевский С. Аполлинарий Сидоний: Эпизод из литературной и политической истории Галлии V в. – М. 1855, С. 21–23. 873 Как минимум странно звучит: «Нам неизвестно, под чьим влиянием молодой Цезарий был избран на эту важную должность и какая оппозиция могла противодействовать его выдвижению» (Ibid. Р. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Банников А. В., Каспаров А. И., Пржигодзкая О. В. Житие Святого епископа Цезария. Vita Sancti Cæsarii episcopi. О житии Цезария Основной источник, рассказывающий нам о жизни и деяниях Цезария Арелатского, – Житие Цезария (Vita Cæsarii), составленное по просьбе Цезарии Младшей, аббатисы Арльского женского монастыря, которая, возможно, была его племянницей. В этом монастыре житие было закончено спустя семь лет после смерти Цезария. Над его созданием трудились пять священнослужителей, которые были лично знакомы с Цезарием. Свой труд они разделили на две книги, и в целом он выдержан в хронологической последовательности жизни Цезария. Первая книга была выполнена тремя местными епископами: епископом Тулона Киприаном, епископом Узеса Фирмином и епископом Вивенцием 847 . Она охватывает период жизни Цезария от рождения до церковного собора в Оранже (529 г.) и письма папы Бонифация (531 г.). По большей части в ней освящены основные события жизни Цезария: его церковная карьера от монаха до епископа Арля, его нововведения в церковной жизни, административные и проповеднические дарования, а также отношения с епископами и варварскими королями. Авторами второй книги были клирики Арльской церкви, монах Мессиан и дьякон Стефан, которые меньше знали эту сторону его жизни. Эту книгу можно разделить на три части. Первая (II, 2–36) включает топосы о повседневной жизни святого и рассказы об излечении и изгнании нечистой силы благодаря его вмешательству. Вторая часть (II, 38–44) содержит рассказы о чудесах, свершившихся уже после смерти Цезария, и чудодейственности его мощей. Третья часть (II, 45–50) хронологически продолжает первую книгу с момента перехода Арля под власть франкского короля Хильдеберта (536 г.) и завершается описанием последних дней жизни Цезария и его похорон 848 . Авторы жития просят у своих читателей не критиковать их «стиль изложения за грамматику и отсутствие красноречия», что, безусловно, представляет собой литературный штамп, которому отдали должное и Иларий, и Иероним, и Августин, и Сидоний Аполлинарий, и сам Цезарий. Текст, хотя и далек от идеала поздней латинской литературы, написан образованными людьми на достаточно правильной латыни как по грамматике, так и по стилю. Это и неудивительно. Ведь Южная Галлия оставалась одним из наиболее романизированных регионов Западной Европы, в частности, в Арле в VI в. большинство прихожан были грамотны и могли сами читать Библию 849 . И хотя авторы жития отличаются друг от друга и по социальному статусу и, возможно, по образованию, этот момент не сильно сказывается на самом тексте, а имеющиеся различия не существенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, вокруг уединенных келий первых отшельников, образовались постепенно скиты, то есть места подвигов духовных, и обширные лавры, как бы венец их, по самому наименованию, и ими наполнились вскоре Египет и Сирия. В четвертом столетии, самом цветущем для иночества, св. Василий Великий , архиепископ Кесарии, проведший многие годы в уединении, после продолжительного учения в Афинах, и посетивший обители пустынножителей, написал, сходно с их уставами, правила монашеской жизни для отшельников своей Каппадокийской епархии, отколе распространились они во всю Восточную Церковь , вместе с обрядами Литургии и другими канонами сего величайшего иерарха. Святая гора Афонская и монастырь Студитов в Константинополе сохранили, во всей строгости, устав иноческий вселенского учителя, и в совершенной чистоте передали Церкви Российской, когда, во времена великого князя Изяслава, в XI веке, первые пустынножители наши, Антоний и Феодосий Печерские , пожелали устроить, по образу их, свою новую обитель в лесах и в пещерах Киева, оттоле развилось иночество по всей России, и всегда было украшением и спасением отечества во дни его славы и бедствий (См. «Письма о богослужении», А. Муравьева). Б. Историческая заметка о происхождении монашеского кукуля, или клобука Монашеский кукуль 25 был употребляем монахами еще в очень давние времена. Уже преп. Ефрем Сирин в своей «Жизни Марии» говорит о том, что длинная камилавка способствовала человеку к покрытию своего лица (гл. 5). О нем упоминает и бл. Иероним, говоря, что св. Илларион повелел погрести себя в тунике и кукуле. Кукуль носили Симеон и Даниил столпники. Сидоний Аполлинарий (западный писатель) в одном из своих писем также упоминает о косматом ночном кукуле, которым удобно покрывалось тело и во время молитвы, и во время сна. Отсюда видно, что кукулем называлось не только покрывало на голову, а более широкая одежда. Но собственно кукуль есть не иное что, как употреблявшееся в древности покрывало для детской головы. Что касается теперь усвоения его монахами, то в объяснение этого нужно привести себе на память то обстоятельство, что монахи этим хотели выразить свое желание подражать искренности и невинности новорожденных младенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИАН [Анниан; лат. Anianus] († после 451), свт. (пам. зап. 17 нояб. и 14 июня - перенесение мощей), еп. Аврелианский (Орлеанский). Основные сведения о нем содержатся в послании Сидония Аполлинария к еп. Просперу, преемнику А. (нач. 70-х гг. V в.), «Истории франков» Григория Турского (кон. VI в.) и анонимном Житии св. Геновефы (VII в.). Став епископом г. Аврелиан (Аврелия, совр. Орлеан, Франция), А. прославился мудростью, святостью жизни и чудесами. В 451 г., во время осады Аврелиана Аттилой , А. сумел организовать оборону города до прихода войск рим. полководца Аэция и его союзника кор. вестготов Теодора. Григорий Турский сообщает, что А. заранее предвидел нападение гуннов и предупредил Аэция. В критический момент осады, когда стены вот-вот должны были рухнуть под ударами вражеских таранов, епископ призвал горожан коленопреклоненно молиться Богу, и помощь пришла вовремя. Почитание А. началось вскоре после его смерти. Сидоний Аполлинарий ставит его в один ряд со св. Германом Оксерским (Аутиссиодурским) и св. Лупом , еп. Трикасс (Труа). Автор Жития св. Геновефы сообщает, что уже при жизни этой святой († ок. 500) в Аврелиане существовала церковь, посвященная А. Житие А. (VIII в.) написано на основании 3 вышеуказанных источников с рядом вставок. Ок. 1200 г. в Орлеане было составлено похвальное Слово св. Аниану, анонимный автор к-рого воспроизвел с незначительной переработкой около половины текста из Слова о жизни св. Гонората, принадлежащего св. Иларию Арелатскому (ок. 430). Мощи А. уничтожены в 1562 г. гугенотами . Ист.: Sidon. Apoll. Epist. VIII 15//PL. 58. Col. 613-614; Greg. Turon. Hist. Franc. II 7//PL. 71. Col. 198-199; Vita Aniani/Ed. B. Krusch//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 108-117; Житие святой Женевьевы. [§] 11, 34/Пер. М. А. Тимофеева//Альфа и Омега. 1996. 4 (11). С. 129, 137. Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 460; Ewig E. Anianus//LTK. Bd. 1. Sp. 561-562; Valentin M. -D. Introduction// Hilaire d " Arles. La vie de sainte Honorat. P. 42. Not. 5. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/115464.html

2. А. литургии. В совр. обиходной практике вседневные и праздничные А. поются на один и тот же гармонизованный распев. Мелодия стиха силлабическая, конец припева распевается. Изобразительные А. издавна бытуют в устной певч. традиции. В нотных рукописях впервые встречаются очень поздно (2-я пол. XVII в.). В нач. XIX в. изобразительные А. чаще читались, чем пелись ( Дмитревский И. Изъяснение литургии. С. 204). В совр. приходской практике они звучат в основном на 1-й глас греч. распева («тропарный») или на тот же напев, что и вседневные, и праздничные А. Музыку для изобразительных А. писали многие рус. композиторы и в составе литургийных циклов, и отдельно (М. Ипполитов-Иванов , К. Шведов , П. Чесноков, архиеп. Никанор , прот. Н. Ведерников ). Как правило, в качестве текста 1-го А. использовались лишь избранные стихи Пс 102 (Н. Драгомиров-Толстяков , Н. Озеров , А. Гречанинов , А. Александров и др.); текст Пс 145 использовался целиком (Н. Кедров -отец, А. Красностовский , А. Литинский, В. Рябов) и в сокращенном варианте (П. Чесноков , А. Гречанинов). А. в богослужении зап. обрядов Введение антифонного пения на Западе источники относят приблизительно к тому же времени, что и на Востоке: в Риме оно приписывается папе Дамасу I (366-384; Леринская хроника - Mabillon), в Медиолане (Милане) - свт. Амвросию Медиоланскому ( 397). Вероятно, распространению антифонного пения способствовало участие греков и сирийцев в Римском Соборе 382 г., на к-ром председательствовал папа Дамас и присутствовал свт. Амвросий ( Elberti. P. 202-204). Учреждение последним антифонного пения традиционно связывается с подражанием вост. обычаям и, как и в случае со свт. Иоанном Златоустом, с противостоянием арианам (см. в ст. « Амвросианский обряд »). Введение антифонного пения псалмов в начале мессы (см. Интроит ) приписывается папе Целестину I (422-432) (LP. P. 230). Пение А. во время бдения упоминают еп. Никита Ремесианский ( 414; De utilitate hymnorum. 12-13) и Сидоний Аполлинарий (2-я пол. V в.) (Epistula.

http://pravenc.ru/text/115824.html

Важным богословским центром был монастырь на острове Лерин (близ Марселя). Он был основан преп. Гоноратием под влиянием идей о подвижничестве, привезенных с Востока преп. Иоанном Кассианом. Монастырь стал островком восточного монашества на Западе. Леринская община воспитала целое поколение монахов, многие из которых стали ведущими епископами Запада. Выходцы из Лерина весьма отличались от таких ученых аристократов, как Сидоний Аполлинарий и св. Авитий. Леринцы, безразличные к светской культуре, были известны своим безупречным аскетизмом и высокой социальной активностью, что завоевало им популярность среди народных масс и уважение варварских правителей. Среди известных леринцев - Руриций Нарбоннский, Венерий Марсельский, Люпий Труазский, Эвхер Лионский, Валериан Симьезский, Фауст Риезский и, наконец, великие Арльские митрополиты - свт. Иларий и свт. Цезарий. Некоторые из них оказались вовлеченными в дебаты, оказавшие решающее влияние на дальнейшее развитие западной христианской богословской мысли, - дебаты, связанные с учением блж. Августина о предшествующей благодати и предопределении. Довольно сложно точно определить позиции различных протагонистов в этих спорах, которые начались еще до смерти блж. Августина (430) и св. Иоанна Кассиана (433) и продолжались в Южной Галлии еще несколько десятилетий. Очень мало кто на Западе отваживался дерзнуть и высказать хоть малейшее критическое замечание в адрес уникального во всех отношениях наследия блж. Августина. К его писаниям относились как к единственному первоисточнику для толкования Писания и к уникальной отправной точке для богословского мышления. Лишь немногие умы могли заметить некоторые нюансы и противоречия августиновской мысли и тем более высказать конструктивную критику ряда радикальных взглядов африканского философа. Даже Римский папа Целестин в своем письме галльским епископам превозносил учение Августина. В результате такой поддержки августинианства из Рима критическое отношение к нему, которого придерживались леринские монахи, приобрело дополнительный привкус местной галльской автономии.

http://sedmitza.ru/lib/text/434757/

  К св. отцам 5 века относится, между другими, св. Луппа. Епископ Тройенский. О нем насколько известно, на русском языке нет никаких сведений. Западные писатели сообщают об этом замечательном отце следующее: Луппа, епископ Тройенский (Troyes) родился в 383 г. в Туле, в Лотарингии и происходил из весьма знатной фамилии. В раннем детстве он лишился своего отца, Епирихия. Дядя его Алистихий взял его к себе для воспитания. В науках он оказал блестящие успехи и, еще в молодых летах сделался известен своим красноречием. Луппа был женат на Пимениоле, сестре св. Илария Арльского. После семилетней брачной жизни, не имея детей, благочестивые супруги решились оставить мир. Луппа поступил к св. Гонорату, супериору знаменитого Леринского монастыря. Пробывши шесть лет в монастыре, Луппа на время оставил его и возвратился в свой дом, чтобы раздать имущество бедным. Когда он был занят этим делом, неожиданно и против желания его избрали в Епископа de Troyes (в 426 г.). В сане епископа Луппа скоро прославился своим благочестием и пастырской ревностью. Гальские Епископы убедили его, вместе с Германом, Епископом Оксерским (в Англии), заняться опровержением лжеучения Пелагия. Во второе путешествие в Англии Луппу сопровождал его ученик Север, Епископ Тревийский. Луппа, образец благочестия и воздержания, был известен как один из ученейших мужей своего времени. Древние биографии повествуют о многих чудесах, совершенных Луппой. В сане Епископа, Луппа много заботился о введении строгой дисциплины в своем клире. Сидоний Аполлинарий называет его «отцем отцев, Еппскопом Еппскопов, вторым Иаковом своего века» (Ап. Иаков 1 Еп. Иерусалимский). Спасение города Тройе Луппой, во время Аттилы (451), – факт известный в истории. В древнейших биографиях говорится об этом событии только то, что, по его молитвам, город не был разрушен Гуннами и что Аттила, по просьбе Луппы, возвратился к берегам Рейна, не произведя никаких разрушений на пути. Позднейшие жизнеописания так описывают этот факт: Луппа, во главе своего клира, предстал пред королем Гуннов, и спросил его: ты кто? «Я, – отвечал Аттила, – меч Божий.» – «а я, –возразил ему Епископ, – Луппа и не страшусь опустошителей Божьего стада, – и за тем приказал отворить городские ворота. Гунны, чудесно пораженные слепотой, в беспорядке прошли по улицам города и вышли в противоположные ворота, не причинив никому никакого зла. После по этому поводу говорили, что для устрашения грозного короля Гуннов нужны были волк (Луппа) и лев (св. Лев 1 Римск. Епископ). И другие предводители варварского народа свидетельствовали свое глубокое уважение к св. Луппе. Рассказывают о Гибульде, короле Аллеманском. Аллеманы, в один из своих набегов, вторглись в г. Тройе и многих из градских жителей взяли в плен. Луппа явился за них ходатаем пред Гибульдом и тот немедленно приказал даровать пленникам свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

134 Совр. г. Loire-Inferieure (Résé). Возможно, в начале VI века (к 511 г. – дате проведения Орлеанского собора) входил в Пиктавийский диоцез (см. Krusch, p. 779). 137 Свт. Меланий присутствовал на Орлеанском соборе 511 г. Скончался до 549 г. (IV Орлеанского собора, под правилами которого поставил свою подпись следующий Редонский епископ, Фебедиол) Память святителя Мелания 8 ноября (AA.SS.), в PL указывается 6 ноября. Житие его издано в AA. SS. Ian. I, p. 328 sqq. Церковь , где он был погребен, с 1845 г. широко известна как Notre-Dame. 138 Викторий, ученик святителя Мартина, был преемников своего отца на кафедре Кеноманской (диоцез в Сев. Италии). Был участником Анжуйского (453 г.) и первого Турского (461 г.)соборов. Написал несколько посланий епископам Лионским. В AA. SS. (25. Aug. V, p. 147) помещено его житие. Скончался в 490 г. Память его 1 сентября. Сведения о нем также под этим числом в AA. SS. Дополнительные сведения передает Krusch, p. 780. 143 Краткое житие свт. Бибиана, которым, по-видимому, пользовался свт. Григорий, издано Болландистами: AA. SS. 28. Aug. VI, p. 462. Этот святитель управлял кафедрой после свт. Амвросия Сентского, во время правления короля Теодориха I (419–451 гг.). Известно послание Аврелия Августина епископу Бибиану. Церковь его в местечке Сен-Вивьен (Saint-Vivien) известна и сейчас. 144 Свт. Троян, еп. Сантонский, был преемником на этой кафедре свт. Петра, присутствовавшего на I Орлеанском соборе (511 г.).Скончался в 532 г. (См. соотв. прим. Migne) Память его 1 декабря (В PL – 30 hoябpя).Krusch (p. 781) приводит сведения из Галльской хроники (651 г.), добавляя, что мощи свт. Трояна пребывали в соборе того же города до 1568 г., когда над ними надругались кальвинисты, разрушившие и сам тот собор. 145 В ориг. «amphibolum» («byrrus villosus») –плащ (накидка с мехом), См.: Du Cange, t. 1, col. 232c. Тоже слово употребляет Сульпиций Север, когда повествует о том, как свт. Мартин отдал нищему половину своего плаща.(«Диалоги», ΙΙ, 1). 146 Род епископа Палладия Сантонского был одним из древнейших и знаменитейших в Галлии. Сидоний Аполлинарий (ep. VII, 5) восхваляет ритора Палладия, о котором свт. Григорий упоминает здесь, в одном из писем, а о жене еп. Симпликия Битуригского пишет, что она происходила из рода Палладия. Очевидно, данное замечание свт. Григория не нуждалось в пояснениях для современников ввиду общеизвестности предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010