В V-VI вв. поэмы К. получили широкое распространение; св. Сидоний Аполлинарий рассматривал его имп. панегирики как образец для подражания. Впосл. творчество К. было почти забыто, хотя с его стихотворениями были знакомы св. Альдхельм Малмсберийский и, вероятно, писатели эпохи Каролингов ( Алкуин , Павел Диакон , Теодульф Орлеанский - MGH. AA. T. 10. P. LXXVI-LXXXI). Нек-рые средневек. авторы ценили поэтическое мастерство К.: напр., в XII в. Алан Лилльский составил в подражание его сочинениям аллегорическую поэму «Антиклавдиан», в к-рой представил префекта Руфина, недруга К., как сборище всевозможных пороков. В издании Дж. Б. Холла учтено более 200 рукописей поэм К. Рукописи относятся в основном к XII-XV вв.; среди древнейших - Verona. Bibl. capit. 163 (VIII в.; малые стихотворения К.) и St. Gallen. Stiftsbibl. 273 (IX в.; лат. версия «Гигантомахии»). Соч.: Carmina/Ed. J. B. Hall. Lpz., 1985. (BSGRT); Carmina/Ed. Th. Birt. B., 1892. (MGH. AA; 10); Claudian/Ed., transl. M. Platnauer. Camb. (Mass.); L., 1990r. Vol. 1; 1998r. Vol. 2. (Loeb Classical Library); PL. 13. Col. 376-377; PL. 53. Col. 788-790; Anthologia Latina/Ed. F. Buecheler, A. Riesse. Lpz., 1906. Pars 1. Fasc. 2. P. 329; На бракосочетание Гонория и Марии. Похвала Серене. Против Руфина/Пер.: М. Гаспаров; Похищение Прозерпины/Пер.: Е. Рабинович; Разные стихотворения/Пер.: С. Ошеров, Ф. Петровский, М. Грабарь-Пассек, С. Кондратьев//Поздняя лат. поэзия: Пер. с лат./Сост. и вступ. ст.: М. Гаспаров. М., 1982. С. 191-280. Лит.: Vollmer F. Claudianus// Pauly, Wissowa. Bd. 3. Sp. 2652-2660; Geschichte der römischen Literatur bis zum Gesetzgebungswerk des Kaisers Justinian/Hrsg. M. Schanz. Münch., 1920. Bd. 4. H. 2. S. 3-32; Turcio G. Sull " epigramma «Miracula Christi» attribuito a Claudio Claudiano//RACr. 1928. T. 5. P. 337-344; Fargues P. Claudien: Études sur sa poésie et son temps. P., 1933; Steinbeiss H. Das Geschichtsbild Claudians. Halle, 1936; Mazzarino S. Stilicone: La crisi imperiale dopo Teodosio. R., 1942; Courcelle P.

http://pravenc.ru/text/1841193.html

объяснение автора с митрополитом Филаретом, диссертация Ешевского «Аполлинарий Сидоний» выходит после просмотра её профессорами богословия с изменениями, появление в свете сочинений Устрялова о Петре Великом задерживается на целых десять лет (1847–58 гг.), факультетской цензурой не пропускается диссертация Чигирина и т. п. и т. д. Учёные общества теряют право выпускать свои издания без цензуры, а это оказывается равносильным полному прекращению их изданий: распоряжения о недопущении к печатанию «разборов существующего законодательства», об учреждении особо тщательной цензуры статей по отечественной истории (кроме общей цензуры, ещё II отделения Е. И. В. Канцелярии) «для предотвращения в них рассуждений о вопросах государственных, общественных и политических», особенно в статьях, касающихся «смутных явлений нашей истории», – влекли за собою закрытие в 1848 г. «Чтений» Московского Общества Истории за перевод сочинения Флетчера о России XVI в., прекращение в 1854 г. этнографического сборника Географического Общества, где печатались народные предания и пр. (Икон. XI, стр. 95–101). Счастливое исключение в этом отношении по сравнению с другими русскими университетами представляли опять «Афины на Эмбахе», т. е. Дерптский университет. Это исключительное положение в свою очередь надо объяснять не одними местными особенностями внутреннего строя университетской жизни, сложившейся по чужеземному образцу, и всего общественного склада ещё полунемецкой провинции, а также теми благоприятными отзывами, которые министры народного просвещения давали один за другим о положении Дерптского университета. В 1848 г. гр. Уваров официально докладывал, что «дух университетского юношества соответствует во всех отношениях ожиданиям правительства», что «тишина и благочиние» господствуют в Дерпте, что «изгладились все следы прежней буйной жизни студентов – этот печальный и бессмысленный осколок германских преданий». Следующий министр Норов в 1855 г. также заявлял, что юношество в Дерпте чуждо политических стремлений и «ныне отличается добропорядочным поведением и скромным образом мыслей» – «студенты суть добродушные, благородные люди, послушные властям, любящие науку " … «Подробно вникнув в корпорации или с одобрения и под наблюдением ректора составляемые Общества для упражнений в науках, дозволенных развлечениях и пр.», министр находил их непредосудительными и составляющими как бы неотъемлемую принадлежность местного студенческого быта (Рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Сермона – использовавшееся ромеями арабское слово, означающее длинное беспалубное судно. Серов Вадим Валентинович – российский византинист конца ХХ – начала XXI вв., доктор исторических наук, профессор кафедры истории Средних веков Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия). Основной круг научных интересов – финансы и финансовая политика ранневизантийских императоров (от Анастасия Дикора до Маврикия). Переводчик и публикатор ранневизантийских правовых источников (см.: закон), касавшихся римской финансовой и административной политики IV-VI вв. Серы (греч., лат. seres – «шелковые люди») – у греков и римлян название китайцев, производящих шелк и известных им по контактам на внутриазиатских дорогах, где проходили караваны с шелком. Имя «сины» было дано тем китайцам, путь которых лежал по морю, через Индию в страны Средиземноморья. Серры – город в Македонии, важный церковный центр, первоначально подчиненный Фессалонике, а в середине IX в. возведенный в ранг архиепископии. Был столицей фемы Стримон. Сеута – важный портовый город на северо-восточном побережье Африки. Сигма – часть Триконха, тронного зала, построенного в Большом императорском дворце при василевсе Феофиле в 30-е гг. IX в. Это была полукруглая галерея, получившая название по своей С-образной форме (греческая буква сигма). Крыша С. опиралась на 15 колонн из дорогого камня. Сида – приморский город в Памфилии, на южном побережье Малой Азии. См.: Кивириоты. Сидон (совр. Сайда) – важный портовый город на Средиземном море к югу от Бейрута. Экономическое значение города основывалось на производстве стекла, добыче пурпура и производстве пурпурной ткани, которую в Византии называли сидонской. В 637 г. С. захвачен арабами. Сидоний Аполлинарий – позднеримский писатель из Лугдуна в Галлии, представитель провинциальной знати, зять римского императора Авита, префект Рима. С 461 г. жил в своем поместье Авитак. С 470 г. – епископ города Клермона в центральной Галлии, в 471–476 гг. находился в ссылке в Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То он сжат и краток, то обилен и плодовит; то спокоен и ровен, то возвышен и даже восторжен. Затем его хвалят за убедительность и умение проникать в душу читателя. Трактуя предмет отвлеченный, теоретический, Лактанций начинает обыкновенно с доказательств самых простых, чтобы, затем, постепенно возрастать в своей силе; доводы априорические и силлогизмы чередуются у него с тонкими и меткими отрывочными и эпизодическими замечаниями, с обращениями к чувству читателя. В полемике он спокоен и сдержан, иногда даже уступчив, до тех пор, пока не представится ему случай поразить противника неожиданным быстрым и сильным поворотом; тогда он обнаруживает горячность и страстность, напоминающие лучшие страницы сочинений Тертуллиана . Сидоний Аполлинарий 309 весьма удачно охарактеризовал его в этом отношении, выразившись о ком-то: созидает, как Иероним, разрушает, как Лактанций – instruit ut Hieronymus, destruit ut Lactantius. Одну из выдающихся особенностей речи Лактанция составляет замечательно-правильная и искусная их структура, выбор хорошего плана и расположения мыслей. Он редко уклоняется в сторону от намеченного предмета речи; доказательства у него следуют одно за другим по порядку их важности и силы, начиная с простейших, и состоят как из априорических доводов и соображений, так из сравнений, свидетельств св. писания и авторов языческих, и из примеров: вообще избравши предмет, автор не оставляет его до тех пор, пока не исчерпает вполне, следуя в развитии мысли формулам и схемам Цицерона, обращая внимание на лица, обстоятельства и отношения, обращаясь нередко к индукции и доказательствам сложным, выводимым из возможного, вероятного и действительного; искусно умея подметить слабые стороны противника и противоречие его самому себе, нередко «сыплет Плавтову соль на раны, нанесенные им противнику», т. е. иронизирует, хотя без злорадства и чванства. Все это разнообразие разнохарактерного содержания сплетается у него в одно стройное целое чрез искусные и остроумные переходы от одного к другому, причем обилию и богатству мыслей соответствует мастерское изложение, снабженное всеми атрибутами цицероновской стилистики – тропами, фигурами и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Соборность и дух соборности Суть соборного начала состоит вовсе не в обычае совместного сидения по делам догматическим или дисциплинарным одних епископов, епископов ли с пресвитерами и мирянами, а в «духе соборности», т.е. потребности постоянного единения во всём, касающемся церковной жизни, между членами Церкви и частными церквами, одних с другими. Приходит на память по этому поводу одна глава в книге проф. Ешевского, «Аполлинарий Сидоний», в которой он, рассказывая о положении Церкви в Галлии в 5 веке, между прочим говорит, что в это время церковная жизнь была так тесно объединена живым интересом церковности, что мельчайшие церковные дела на Западе живо обсуждались на Востоке, и обратно. Не есть ли это истинная соборность, которая составляет суть церковной жизни? Иными словами: не есть ли «соборность» - взаимная, выражаемая видимо любовь, выражаемая разными средствами и приёмами, и между прочим - и путём совместного совещания по делам: епископов ли одних, епископов ли с пресвитерами и мирянами, всегда стремящаяся к одному: к единству, к «единству любви в союзе мира»? Такой взгляд на соборы, как выразителей «духа соборного», составляющего суть церковного строя, а не на «учреждение», имеющее «абсолютную о себе» цену, и тем большую, поскольку оно лучше организовано, находит себе подтверждение в древнем строе той же нашей допетровской Руси. Соборность в древней Руси и в современной России Нельзя не признать, что постоянное церковное управление в ней было не то, что принято называть в точном смысле соборное, но оно было и вполне соборным по духу его. Соборность в ней была живая, не ограничивавшаяся иерархическим соборованием, проводившая начало «общения» до возможных пределов во всех церковных делах, больших и малых. Пётр, переделывая церковное управление по-своему, не отменял соборного порядка управления, а только ввёл ложную соборную форму вместо прежней живой, но почти бесформенной соборности; и с его лёгкой руки именно формально соборная церковная власть постепенно вытравила из обихода живую соборность, даже до самых её основ видимых, (ибо соборность внутреннюю уничтожить нельзя, она-то и спасает), так, что теперь почти не осталось о ней понятия.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/04/...

330-400), грек по происхождению. Его труд «Анналы» в 31 книге являлся продолжением «Истории» Тацита и охватывал события 96-378 гг. Сохранились лишь последние 18 книг с описанием событий 353-378 гг. Среди писателей IV-V вв. большим авторитетом пользовались авторы толковых словарей и комментаторы. В лат. поэзии IV-V вв. долго сохранялись языческие мотивы. Из числа поздних рим. поэтов известны Децим Магн Авсоний (310 - ок. 394; поэмы «Мозелла» и «Эфемерида»), Клавдий Клавдиан (рубеж IV и V вв.; поэма «Похищение Прозерпины»). Клавдий Рутилий Намациан (нач. V в.), уроженец Галлии, в поэме «О возвращении домой» воспел Рим, ставший отечеством для мн. народов. Еп. Соллий Модест Аполлинарий Сидоний (ок. 430-485) был автором стихов, писем и панегириков, интересных не столько как лит. произведения, сколько как источники для характеристики быта галло-рим. аристократии V в. и ее отношений с варварами. Квинт Аврелий Симмах (ок. 350-410), один из последних античных ораторов, был убежденным язычником, верным традиц. рим. ценностям; оставил после себя речи и письма, прекрасно отделанные стилистически, но чрезвычайно бедные по содержанию. В общественной и гос. жизни Рима изначально особое место занимала военная организация. Это обстоятельство решающим образом повлияло на формирование рим. полисной идеологии, отмеченной ярко выраженным чувством коллективизма наряду с твердым убеждением в исключительности судьбы Рима, призванного властвовать над всем миром. Почитание исконных римских богов с незапамятных времен входило в число традиц. ценностей общины, а культовая практика в Риме изначально приобрела коллективные формы. Во все времена для римлян человек, непричастный к священнодействиям (sacra) к.-н. коллектива, стоял как бы вне всяких общественных связей и казался поэтому презренным и опасным. Важную роль в процессе формирования рим. этнического самосознания и полисной идеологии сыграли такие святыни, как храм Юпитера на Капитолии и огонь Весты в круглом святилище рядом с жилищем царя (огонь и вода символизировали единство общины), хижина (строго говоря, 2 хижины: одна - на Капитолии, другая - на Палатине) и гробница основателя города и 1-го царя Ромула (ок.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Sen. Ep. 108, 23–24. Объяснение текстов философом (например, по поводу Эпиктета): ср. I. Bruns, De Schola Epicteti , диссертация, Kiel, 1897, стр. 3 sq.; J. Souilhe, Введение в его издание Entretiens в собрании «Budé», стр. XXXIII sq. Epict.; Plot.; Herm. Tr. Жизне- и мировоззрение (нем.). — Прим. переводчика. Poll. IV, 40. Sext. Μ. VII, 16. P. Oxy. 1611, 38 s. (Th); RF. 1935, 215, 29; D. Chr. I–IV; LXII; Syn. Regn. 1053 s. Luc. Herm. Мы знаем менее непосредственно, менее точно и менее конкретно повседневную жизнь философской школы — по сравнению со школой грамматика и ритора: ср. интересные указания W. Bousset, Jüdisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom , стр. 1–7, и A.-J. Festugière, Le Logos hermetique d’enseignement , ap. Revue des Etudes Grecques , LV (1942), стр. 77–108. Philstr. V. S. I, 21, 518. Arstd. XLV–XLVII D. Гай Соллий Модест Аполлинарий Сидоний (св.) (Gaius Sollius Modestus Apollinaris Sidonius) (431/432–487/489 гг.), епископ. Воспитывался в христианской вере, под руководством грамматиков и риторов получил образование, основанное на глубоком знании языческой античности, которая послужила источником его литературного вдохновения. Оставил 9 книг писем с поэтическими фрагментами. — Прим. переводчика. Клавдиан Экдиций Мамерт (Claudianus Ecdicius Mamertus) († ок. 476 г.), священник и христианский поэт. Автор философской поэмы «De statu animae». Изучал латинский и греческий языки, христианскую литературу. — Прим. переводчика. L. Delatte, Les traités de la Royauté d’Ecphante, Diotogène et Sthénidas , Paris, 1942 ( Bibl. de b Faculte’ de Phibsophie et Lettres de l’Université de Liège , 97). Борьба между риторами и философами в определении доминанты образования молодежи была с редким успехом проанализирована во введении к работе Н. von Arnim, Leben und Werke des Dio von Prusa , стр. 1–114: Sophistik, Rhetorik, Phibsophie, in ihrem Kampf um die Jugendbildung ; для интересующей нас здесь эпохи стр. 37 sq. Vitr. I, 1 (3–10); Gal. Protr. 14; Philstr. Gym. I; Gram. Lat. VI, 187 (M. Vict.); Schol. D. Thr., III, 112.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Мн. аскеты, подвизавшиеся в Леринском мон-ре, были возведены на епископские кафедры. В Арелате (ныне Арль) нестроения, последовавшие за убийством еп. Патрокла (426), завершились избранием на кафедру св. Гонората. Незадолго до кончины (между 428 и 430) Гонорат призвал в Арелат своего ученика Илария и указал на него как на достойного преемника. В 427 г. св. Луп, временно покинувший Леринский мон-рь, чтобы распорядиться имуществом, был избран епископом в Трикассах (ныне Труа) ( Sidon. Apol. Ep. VI 1; MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 296). Св. Максим, управлявший Леринским мон-рем после св. Гонората, занял епископскую кафедру в г. Рейи (Регий, ныне Рьез). Его преемником во главе мон-ря был св. Фавст, который после кончины Максима также был избран на Рейскую кафедру. В 30-х гг. V в. Евхерий стал епископом Лугдуна (ныне Лион). Впосл. его сын св. Салоний был епископом Генавы (ныне Женева), др. сын, св. Веран ,- епископом Винция (ныне Ванс). Возможно, выходцами из Леринского мон-ря были Феодор, преемник еп. Леонтия на кафедре г. Форум Юлия, св. Валериан Цемельский и др. епископы. Сидоний Аполлинарий упоминал о еп. Антиоле, друге Эмилия, отца св. Ремигия , еп. Ремского (Реймсского), и Принципия, еп. Свессионского (Суасонского). По его словам, до возведения на кафедру Антиол занимал видное место в монашеской общине Лерина, где он жил вместе со святыми Лупом и Максимом ( Sidon. Apol. Ep. VIII 14. 2). Сальвиан стал пресвитером в Массилии (ныне Марсель), а в кон. V в. Массилийскую кафедру занимал Гонорат, ученик св. Илария Арелатского, составивший его Житие (CPL, N 506). Епископы, ранее жившие в Леринском мон-ре, поддерживали между собой тесные отношения и в ходе церковно-политических конфликтов выступали совместно. Мн. исследователи говорят о «леринской партии» или «леринском лобби», во главе к-рого после кончины св. Гонората встал Иларий Арелатский ( Mathisen. 1989; Heijmans M., Pietri L. Le «lobby» lérinien: Le rayonnement du monastère insulaire du Ve siècle au début du VIIe siècle//Lérins. 2009. P. 35-61). Епископская кафедра, которую занимал Иларий, обладала особым значением. Арелат был центром префектуры Галлия, в которую входили также Испания и Британия. Еп. Патрокл, оказывавший большое влияние на церковную и политическую жизнь Галлии, получил от папы Римского Зосимы особые привилегии и фактически объединил под своей властью неск. церковных провинций. Опираясь на эти привилегии, св. Иларий стремился расширить свои полномочия, используя для этого авторитет и связи леринских монахов.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Theol. Plat. Theologia Platonica Проспер Аквитанский (Prosp.) Lib. sentient. Liber sententiarum ex operibus S. Augustini delibatarum Exp. Ps. Expositio Psalmorum Псевдо-дионисий (Dionys. Areop.) De div. nom. De divinis nominibus De myst. theol. De mystica theologia Ep. Epistolae Руфин Аквилейский (Rufin.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Секст Эмпирик (Sext. Emp.) Adv. Math. Adversus Mathematicos Pyrr. hypot. Pyrrhoniae hupotyposes Сенека (Seneca) Dial. Dialogi Ep. Epistolae Сивиллины Оракулы Orac. Sybill. Oracula Sybillina Сидоний Аполлинарий (Sidon. Apoll.). Ep. Epistolae Сириан (Syrian.) Com. in Metaph. In Aristotelis Metaphysica Commentaria Созомен (Sozom.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сократ (Socr.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Стобей (Stob.) Eclog. Eclogae Сульпиций Север (Sulp. Sev.) Chron. Chronicon Татиан (Tatian.) Orat. ad Graec. Oratio ad Graecos Тертуллиан (Tert.) Adv. Herm. Adversus Hermogenem Adv. Marc. Adversus Marcionem Adv. Prax. Adversus Praxean Apol. Apologeticum De anima De anima De bapt. De baptismo De corona De corona militis De cultu fem. De cultu feminarum De exhort. cast. De exhortatione castitatis De orat. De oratione De paenit. De paenitentia De patien. De patientia De praescr. De praescriptione haereticorum De pudic. De pudicitia De resurr. De resurrectione carnis De spect. De spectaculis De test. anim. De testimonio animae De virg. vel. De virginibus velandis Тьерри Шартский (Theodoric. Carnot.) Lect. Lectiones Comment. Commentum Фавст Регийский (Faust.) De Sp. St. De Spiritu Sancto Ep. Epistolae Фебадий Агенский (Phoeb.) Contra Arian. Contra Arianos Феодорит Кирский (Theodoret.) Eranist. Eranistes Graec. affect. cur. Graecarum affectionum curatio Haer. fab. Comp. Haereticarum fabularum Compendium Hist. eccl. Historia ecclesiastica Феофил Антиохийский (Theoph.) Ad Autol. Ad Autolycum Филон Александрийский (Philo) De Abrah. De Abrahamo De aetern. mund. De aeternitate mundi De agric. De agricultura De Cherub. De Cherubim De conf. ling. De confusione linguarum

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

У Григория Тур­ского, писавшего свою книгу в VI столетии, можно прочитать, что длинные волосы вначале были отличием королей из разных франкских династий, но позже прозвище «длинноволосые» ста­ло фактически синонимом Меровингов. Это родовое отличие они сохраняли затем в течение столетий, вплоть до полного уга­сания династии. По Григорию Турскому , первые из длинноволосых королей не были прямыми предками знаменитого Хлодвига, хотя один из них, Хлогион, принадлежал к одному роду с ним: ссылаясь на «Консульские фасты», Григорий писал, что «Теодомер, король франков, сын Рихимера, и мать его Асцила пали от меча. Гово­рят также, что тогда королем у франков был Хлогион, деятель­ный и весьма знатный среди своего народа человек... Говорят, что из этого же рода происходил и король Меровей, у которого был сын Хильдерик» 723 . Имена Хлогиона и Хильдерика, живших уже в середине V века, известны из разных бесспорно достовер­ных источников. Хлогиона упоминает современный ему писа­тель Сидоний Аполлинарий в панегирике императору Майориану. Л. Мюссе считает Хлогиона отцом живших в конце V столетия Рагнахара, Рихария и Ригномера, «приходившихся Хлодвигу кузе­нами с неизвестной степенью родства» 724 . Фредегар, живший столетие спустя после Григория Турско­го, в VII веке, в своей «Хронике» называет отцом Хлогиона Теодомера, а неизвестный автор «Книги истории франков» (VIII век) родоначальником династии Меровингов объявляет некоего Фрамонда, сына Маркомира, имя которого упоминается в источниках в связи с событиями конца IV века, и заодно внука гомеровского Приама, что уже представляет собой хронологически ни с чем не сообразную фантазию, свидетельствующую о глубоком затмении исторического сознания на Западе в эту эпоху. Нелепица о про­исхождении Меровингов от Приама не была бесцельной выдум­кой, она призвана была обосновать идею о родственной близо­сти франков римлянам, поскольку и франки, по меньшей мере в лице своих королей, оказывается, тоже происходят из Трои, причем они выше римлян по благородству, поскольку те восхо­дят к одному из троянцев Анхизу и сыну его Энею, а франки – к самому царю Трои Приаму.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010