Имп. Майориан. Гравюра. 1754 г. (архив Халтон фотоагентства Getty) [Лат. Maiorianus; Флавий Юлий Валерий Майориан], император Зап. Римской империи (1 апр. 457 - 2 авг. 461). Согласно панегирику Сидония Аполлинария в честь М. (458) ( Sidon. Apol. Carmina. 5), дед М. по материнской линии был магистром в начале правления имп. Феодосия I (379-395), отец был доместиком при Флавии Аэции, полководце имп. Валентиниана III (425-455). М. начал военную карьеру в Галлии при Аэции. Ок. 448 г. он нанес поражение королю салических франков Хлойону (Хлодиону) у дер. Викус-Елена близ Атребат (ныне Аррас, Франция). М. принимал участие в битве на Каталаунских полях в 451 г., где Аэций с помощью союзников одержал победу над гуннами Аттилы. После этого М. покинул военную службу и нек-рое время жил как частное лицо. Сидоний объясняет причину отставки М. враждебностью к нему жены Аэция. После убийства Аэция осенью 454 г. М. был вызван в Рим, где получил титул комита доместиков и по приказу имп. Валентиниана принял командование армией, прежде подчинявшейся Аэцию. По сообщению хрониста Иоанна Антиохийского ( Ioan. Antioch. Chron. Fragm. 201//FHG. Vol. 4. P. 614-616), после убийства имп. Валентиниана в марте 455 г. его вдова Евдоксия пыталась возвести на престол М., но Петроний Максим против ее воли женился на ней и провозгласил себя императором. Этот рассказ находит подтверждение и в некоторых намеках Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. 5.312), однако о вражде между Максимом и М. ничего не известно. В 456 г. М., пользуясь поддержкой Рицимера, с которым был дружен с юности, возглавил мятеж против имп. Авита (455-456), ставленника галльской аристократии. М. и Рицимер осадили Авита в Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) и принудили сдаться, после чего Авит был поставлен епископом Плаценции. Имп. престол некоторое время оставался вакантным, и М. формально признавал власть вост. имп. Маркиана (450-457) и имп. Льва I (457-474). 28 февр. 457 г. имп. Лев I назначил М. магистром армии на Западе, а Рицимеру даровал титул патрикия. 1 апр. того же года М. был провозглашен цезарем в Равенне. По мнению Сидония Аполлинария, это было сделано по желанию имп. Льва I (Ibid. 5.388). Однако к кон. 457 г. отношения с Востоком осложнились. 28 дек. 457 г. М. был провозглашен августом войсками в Равенне и утвержден сенатом. 1 янв. 458 г. он получил звание консула. На Востоке новое положение М. не было признано. Законодательные акты имп. Льва в это время не содержат имени М. как соправителя. М. поначалу не признал себя консулом, но уже весной того же 458 г. начал объявлять себя соправителем Льва I, указывая его имя в своих новеллах.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

(ок. 453, Вьенна - ок. 520 до 534, Валенция), свт. (пам. зап. 5 окт.), еп. Валенции (совр. Валанс, Юж. Франция). Основными источниками сведений об А. являются его переписка с братом, свт. Авитом Вьеннским (ок. 450 - ок. 518 или 525), произведения Авита и житие, написанное анонимным автором, к-рый называет себя современником святителя (издатель жития М. Круш, однако, датирует его нач. IX в. (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 194-203)). А. род. в галло-рим. патрицианской семье, его отцом был свт. Исихий , еп. Вьенны (совр. Вьен); среди родственников А. - свт. Сидоний Аполлинарий (430-488), имп. Зап. Римской империи Авит Эпархий (455-456) и неск. сенаторов. А. получил блестящее образование во Вьенне у св. Клавдиана Мамерта . Принял епископскую кафедру ок. 487 г. Вместе со свт. Авитом боролся с ересями арианства и пелагианства ; преодолел церковный раскол в епархии, начавшийся при его предшественнике еп. Максиме, низложенном по обвинению в манихействе . А. участвовал в церковных Соборах в Эпаоне (517) и Лугдуне (516-523). По свидетельству «Хроники» Адона Вьеннского , А. прославился также даром чудотворений. В житии описано, как во время засухи по молитвам святителя открылся источник воды. После Эпаонского Собора, к-рый осудил знатного вельможу Стефана, женившегося на свояченице, кор. бургундов Сигизмунд , разгневанный этим решением, сослал А. в мест. Сардиния в окрестностях Лугдуна (совр. Лион). Вскоре после этого король тяжело заболел и исцелился только тогда, когда прикоснулся к одежде А. и вернул святого из ссылки. Заранее извещенный о приближении смерти, А. совершил паломничество к мощам мч. Генесия в г. Арелат (совр. Арль), по дороге молитвой прекратив бурю на р. Рона, а затем отправился в Массилию (совр. Марсель), где также совершил неск. чудес. Во время тяжелой болезни А. некий Перигорий пытался убить святителя, но руку убийцы внезапно парализовало, и он не мог двигать ею, пока А. не исцелил его. Мощи святого первоначально хранились в ц. апостолов Петра и Павла возле Валенции, в VII в. были перенесены в ц. св. Стефана, в 1060 г.- в церковь, посвященную А. В XVI в. мощи А. были утоплены в Роне гугенотами.

http://pravenc.ru/text/75618.html

Так или иначе на Западе с V в. термин confessor приобретает более широкий смысл и обозначает не только христиан, исповедавших свою веру во время гонений, но и всех вообще святых, кроме мучеников. Первоначально титул confessor, как правило, присваивался выдающимся епископам IV в., большинство из к-рых сыграли важную роль в борьбе с арианством. Так, в нач. V в. св. Гауденций , еп. Брешианский († 410), называет исповедником свт. Василия Великого : «summo sacerdote et beato confessore Basilio» (архиерею и блаженному исповеднику Василию - Gaud. Tract. XVII 15). Св. Петр Хрисолог , еп. Равеннский († 450), доказывает в одной из своих проповедей, что именоваться исповедником достоин сщмч. Аполлинарий Равеннский († 75) ( Petr. Chrysolog. Serm. 128). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что чести исповедника удостоился (confessoris ceperit dignitatem) свт. Иларий , еп. Пиктавийский ( Ioan. Cassian. De incarn. Chr. 24). Галло-рим. писатель и поэт св. Сидоний Аполлинарий (ок. 430 - ок. 486) называет св. Мартина Милостивого «pontifex confessorque» (епископ и исповедник - Sidon. Apol. Ep. IV 18. 4), имея в виду его аскетические подвиги и деятельность по распространению монашества в Галлии. В Веронском Сакраментарии (1-я четв. VII в.) исповедником назван папа св. Сильвестр I (314-335) (Sacramentarium Leonianum/Ed. Ch. L. Feltoe. Camb., 1896. P. 148). В Григория Сакраментарии (625-638) И. названы папа св. Сильвестр, св. Мартин Турский и Евсевий пресвитер (Das Sacramentarium Gregorianum. 1921. S. 15, 18, 87, 99). Св. Мартин Турский именуется исповедником также в Толедском сакраментарии IX в. (Liber Mozarabicus Sacramentorum. 1912). Наиболее характерным в этом отношении является Бергамский сакраментарий IX в., отражающий древнюю миланскую литургическую практику амвросианского обряда. И. в нем названы: свт. Амвросий , еп. Медиоланский, свт. Дионисий Великий, Евсторгий и Симплициан, епископы Медиоланские, св. Север, еп. Равеннский († ок. 344), св. Мартин Турский, блж. Августин Гиппонский, прп.

http://pravenc.ru/text/675007.html

    Скан Patrologia Latina 54     PL 56: Анонимные сочинения по каноническому праву     Скан Patrologia Latina 56     PL 57: Максим Туринский     Скан Patrologia Latina 57     PL 58: Иларий (папа римский); Симплиций (папа римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риезский); Феликс III (папа римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов»     Скан Patrologia Latina 58     PL 59: Геласий I (папа римский); Авит Вьеннский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций     Скан Patrologia Latina 59     PL 60: Пруденций; Драконций     Скан Patrologia Latina 60     PL 61: Павлин Ноланский; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор     Скан Patrologia Latina 61     PL 62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа римский); акты Халкедонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий     Скан Patrologia Latina 62     PL 63: Эннодий; Гормизд I (папа римский); Иоанн I (папа римский); Трифолий (пресвитер); Эльпида; Боэций     Скан Patrologia Latina 63     PL 64: Боэций     Скан Patrologia Latina 64     PL 65: Феликс IV (папа римский); Проспер Обращенный; Бонифаций II (папа римский); Монтан (епископ Толедский); Елевтерий из Турне; Фульгенций Руспийский; Ремигий Реймсский     Скан Patrologia Latina 65     PL 66: Иоанн II (папа римский); Агапет I (папа римский); Сильверий (папа римский); Лаврентий (епископ Новарский); Бенедикт Нурсианский; Альберик (диакон); несколько монашеских уставов; Ферреол (епископ Узеса)     Скан Patrologia Latina 66     PL 67: Дионисий Малый; Протерий (епископ Александрийский), перевод письма; Факонд (епископ Гермианы); Фульгенций Ферранд; Юст (епископ Урхельский); Вивентиол (епископ Лионский); Троян (епископ Сентский); Понтиан Африканец; Кесарий Арелатский; Рустик (диакон)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († 539/40), свт. (пам. зап. 4 янв.), еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция). Правнук Г., свт. Григорий Турский , составил Житие Г., вошедшее в соч. «Жизнь отцов», святой также упоминается в «Истории франков» и в соч. «О славе мучеников». Свт. Венанций Фортунат написал эпитафию Г. О Г. упоминают его современники Сидоний Аполлинарий , свт. Авит , архиеп. Вьеннский, и автор IX в. Агобард, архиеп. Лугдунский (Лионский). Согласно Житию, Г. происходил из сенаторского сословия, получил превосходное образование. Епископское служение в Лингонах Г. начал, когда город находился под властью бургундов, а скончался, когда город вошел в состав королевства франков. В возрасте ок. 20 лет Г. был уже комитом г. Августодун (совр. Отён). Занимая эту должность в течение 40 лет, отмечает Григорий Турский, Г. был весьма суров к преступникам. В браке с Арментарией он имел 3 сыновей, из к-рых по имени известен Тетрик, ставший впосл. его преемником на Лингонской кафедре. В 506/7 г. по требованию народа Г. был избран епископом г. Лингоны. В этом же году город был разорен в результате конфликта между бургундским кор. Гундерихом и его братом Гундобальдом ( Marius Aventicensis. Chronicon//PL. 72. Col. 796). Г. переехал в крепость Дивион (совр. Дижон), входившую в диоцез Лингоны. Он обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесенного с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился мч. Бенигн , к-рый велел восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Ок. 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную Г. часовню. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, и рассказали об обстоятельствах мученической кончины Бенигна. Г. присутствовал на Соборах в Эпаоне 517 г. и Лугдуне 519 г. После того как королевство бургундов было разгромлено франками, активно участвовал в церковной жизни нового гос-ва. В 535 г. на Соборе в Арверне (совр. Клермон-Ферран) подписал послание к кор. Теодориху I. Скончался в возрасте 90 лет по пути из Дивиона в Лингоны в канун праздника Богоявления.

http://pravenc.ru/text/166523.html

Одинаково и в Восточной и в Западной Церкви в Пятидесятницу читались Деяния. У св. Златоуста есть специальная беседа в объяснение этого установления [ 205 ]. Блж. Августин говорит о Деяниях, что они читаются «на ежегодном торжестве (anniversaria solemnitate) по страдании Господнем» [ 206 ], что чтение их «начинается от недели Пасхи» [ 207 ]. О чтениях для других праздников не находим упоминаний у писателей IV–V вв., исключая указания в Паломничестве Сильвии на чтение в Сретение, неделю Ваий, неделю Антипасхи и Пятидесятницу, соответствующих праздникам мест Евангелия (в Пятидесятницу — из Деяний о сошествии Святого Духа и Евангелия о вознесении [ 208 ]; места о других неподвижных праздниках кроме Сретения в рукописи не сохранились. В многодневные праздники, каковою была Пасха, было на каждый день особое чтение. Блж. Августин говорит в словах произнесенных на Пасху: «О воскресении Господа нашего в эти дни по обычаю читается из всех книг св. Евангелия» [ 209 ]. «О воскресении Господнем и ныне читалось, но из другой книги Евангелия, именно от Луки; ибо сначала читано было по Мф., вчера же по Мк., сегодня по Лк.; таков порядок евангелистов. Как страдание Его описано всеми евангелистами, так эти 7 или 8 дней дают место для чтения о воскресении Господнем по всем евангелистам. Страдание же, так как читается в один день, читается обыкновенно только по Матфею» [ 210 ]. Лекционарии Едва ли в этот период существовали письменные обозначения праздничных и постных перикоп в библейских кодексах (по крайней мере в сохранившихся от IV и V вв. кодексах Св. Писания — Синайском, Ватиканском и Александрийском таких обозначений нет), тем белее что-либо похожее на позднейшие «Евангелистарии», «Лекционарии», «Праздничные Евангелия»: устав о чтениях сохранялся по преданию. От этого периода мы имеем известия только о первых попытках Лекционариев. По свидетельству Геннадия, пресвитера Марсельского (Massiluensis), жившего в исходе V b., Музей (Musaeus), пресвитер тоже Марсельский (ок. 458 г.), по убеждению св. Венерия (Venerii), извлек из Св. Писания чтения на праздничные дни всего года, а также респонсорные стихи псалмов, приспособленные к времени и чтениях (responsoria etiam psalmorum capitula temporibus et lectionibus apta) [ 211 ]. Второе известие тоже из Галлии: Сидоний Аполлинарий, епископ Арвернский V b. (вышеупоминавшийся), в эпитафии Клавдиану, брату Клавдиана Мамерта [ 212 ], говорит, что тот «приготовил (paravit) на ежегодные праздники (solemnibus) приличные каждому времени чтения» [ 213 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

210 Сей еп. Пробиан, будучи еще пресвитером, присутствовал на IV Орлеанском соборе (541 г.) Став преемником нижеупомянутого еп. Дезидерата, был на II и III парижских соборах (551 и 556 гг. соотв.). о нем упоминает пресв. Фортунат в «Житии свт. Илария», II, 3 (см. прим. к гл. 2). Скончался еп. Пробиан после 565 г. 216 См. о нем AA.SS. 19, Aug. III, p. 734. Сей святой, проведя в подвигах 44 года, скончался в начале VI века. См. соотв. прим. Krusch " а о двух житиях этого святого, помещенных в AA.SS. 217 Совр. комм. Эво-ле-Бен ( Évaux-les-Bains). В 1300 г. Мощи были положены в специальную серебряную раку. 220 Krusch отмечает, что автор позднейшего «Жития св. Евсихия» пользовался сведениями свт. Григория Турского (p. 799). Из самого текста данной главы достоверно следует, что к 531 г. св. Евсихий был уже старцем. Память его 27 ноября. 223 В 531 г. См.: HF. III, 10, также соотв. прим. Савуковой, ссылающейся на сведения Сарагосской хроники (прим. 38, С.374). 225 Свт. Максим происходил из той же местности. В молодости он ушел в Леринский монастырь, которым управлял тогда известный аббат Гонорат (будущий свт. Арелатский. Свт .Иларий Арелатский посвятил ему надгробное слово. См.: Глава II. Слово святого Илария о жизни святого Гонората, еп. Арелатского (пер., прим. Зайцева)//Арелатские проповедники V–VI вв. Сборник исследований и переводов/Под ред. А. Р. Фокина . – М.: 2004. – С. 59–91). Став епископом Регенским, он участвовал в соборах Регенском (439 г.) и Ваннском (442 г.). Скончался в 469 г.; память его 27 ноября. Сидоний Аполлинарий посвятил ему следующие строки: …fuerit quis Maximus ille/Urbem tu cuius monachosque antistes et abbas/Bis sucessor agis (Carm. 18. 112). 229 О епископе Феодоре известно лишь, что в 549 г. им был послан на V Орлеанский собор архидиакон Елевферий. 237 Досл.: «благословенный». Ruinart в соотв. прим. отмечает: «…что означает – неизвестно, но очевидно, что автор выделяет епископа по какой-то особой причине (см.: HF. III, 16). 238 О еп. Агриколе Шалонском свт. Григорий пишет в HF. V, 45, характеризуя его следующим примечательным образом: «Был он весьма образованным и благоразумным человеком, происходившим из сенаторского рода Он много выстроил в этом городе зданий, возвел, дома, построил церковь с колоннами и украсил ее мрамором из разных пород и мозаикой. Был же он очень воздержан в пище. А именно: никогда не завтракал, а только обедал, и за обедом он проводил столь мало времени, что вставал изза стола, когда солнце еще было высоко. Был Агрекула малообщительным, но весьма красноречивым». Скончался в 580 г.,прожив 83 года, быв епископом 48 лет. См.: AA. SS. 17 Mart. II, p. 514.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Он славился строгостью жизни и силой красноречия, которое его современник Сидоний Аполлинарий, епископ клермонский, восхваляет в преувеличенных терминах 2250 . После напрасных стараний убедить одного пресвитера, по имени Люцида, державшегося крайних мнений касательно предопределения, Фавст, около 475 года, привел его на собор, заседавший в Арелате, где Люцида принужден был отказаться от многих из своих мнений и признать, что как благодать, так и человеческая деятельность требуются для послушания божественной воле 2251 .Собор поручил Фавсту написать опровержение заблуждений Люцида и его партии, и другой собор, состоявшийся в Лионе, просил его сделать некоторые дополнения к своему труду 2252 , который таким образом имел как бы санкцию со стороны церкви галльской, Он начинается опровержением более грубых учений пелагианства, в затем нападает на Августинову систему, которую автор обвиняет в антиномианстве. Фавст, который был отправлен в ссылку арианином Евриком в 481 году, но возвратил себе кафедру после смерти этого государя три года спустя, умер около 491–3 года в весьма преклонном возрасте. Память его прославлялась в его собственной стране, как память святого 2253 ; но Авит, епископ вьеннский, Кесарий, епископ арелатский, и Клавдиан Мамерт, пресвитер того же города, писали против его мнений, и вскоре после его смерти его сочинения были осуждены папой Геласием в декретальном послании, которое замечательно тем, что содержит в себе самый ранний римский список запрещенных книг 2254 . Сочинение Фавста «О благодати и свободной воле», с течением времени проникло в Константинополь, где оно возбудило много толков среди братства скифских монахов. Эти последние уже сносились с Западом по возникшему в то время вопросу: «одно ли только лицо из Троицы пострадало?» 2255 . Они обращались к Ормизде, епископу римскому (520–3 гг.), с целью осуждения Фавста, и так как его определение было недостаточно сильно, чтобы удовлетворить их ревность, то их посланные в Рим перенесли дело на рассмотрение православных епископов Африки, изгнанных в Сардинию вандалами 2256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Говоря о церковных службах IV-V вв. нельзя не упомянуть о так называемых литаниях (λιτανεια). Это были торжественные процессии, крестные ходы из одного храма в другое, или на городскую площадь, или за город, имевшие место при перенесении мощей или других останков мученика, в памяти мучеников к местам их страданий или к церквам их из главной церкви, а также по случаю общественных бедствий. Начало им положено еще в III в.; но в тогдашнее, тяжелое для христиан, время эти процессии ограничивались случаями перенесения мученических останков и совершалось б.ч. ночью. Только в IV в. они получили широкое применение и стали открытыми и более торжественными. «Несколько дней перед этим», говорит св. Златоуст, (с. 166) «по случаю сильных дождей были литании и моления, и весь наш город, как поток, устремился в апостольские места; мы умоляли, призывая св. Петра и блаженного Андрея, эту двоицу апостолов, а также Павла и Тимофея». Василий В. говорит о литаниях, как учреждении новом, но полезном: «не было при нем», те. при Григории Чудотворце († 270 г.), епископе неокесарийском, пишет он неокесарийцам, и «литаний, какие вы совершаете ныне; и не в обвинение ваше говорю, п.ч. желал бы, чтоб все вы жили в слезах и непрестанном покаянии». Об Тпифании, епископе Тичинском (Ticiensis, в Италии) IV в., рассказывает его жизнеописатель Еннодий (V в.), что он «установил (censuit) при всяком поветрии (aeris errore) совершать процессии (procendendum)». Император Феодосий Вел. пред войною с Евгением устроил литанию чрез город : во власянице с священниками и народом он обошел все молитвенные места, лежал ниц пред гробами мучеников и апостолов, прося у святых помощи себе. То же делали имп. Феодосий Мл. и Мартиан. Греческий писатель Марк Диакон (V в.) в жизнеописании св. Порфирия, еп. Газского († 420), рассказывает о литии по случаю бездождия: взявши знамение (signo) честнаго креста, которое нам предшествовало, мы вышли с гимнами к древней церкви, находящейся на запад от города. Сам Порфирий следовал (шел сзади), неся св. евангелие и имея кругом себя благочестивый клир»; далее автор указывает и количество молитв на этой литии у разных храмов. Часто упоминаются и литии в честь мучеников. Так Сидоний Аполлинарий, еп. Овернский (Arvernorum, в Гaллuu)V в. говорит о «предрассветное процессии» ко гробу муч. Иуста. Ритуальных подробностей о таких литаниях сохранилось мало. Созомен о процессии при перенесении останков мученика Мелетия в Антиохию замечает, что она совершалась при «попеременном пении псалмов». Бл. Августин говорит, что в процессии при перенесении останков св. Стефана епископ шел в середине народа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Поскольку канона евангельских чтений твердо еще не было установлено, в Святую Четыредесятницу и Святую Пятидесятницу читали не только евангельские зачала, но и зачала из ветхозаветных книг. Знаменитые беседы на книгу Бытия святого Иоанна Златоуста и на Шестоднев святого Василия Великого произнесены в Святую Четыредесятницу.    От IV-V веков нет письменных памятников, подобных позднейшим евангелистариям, лекционариям, праздничным Евангелиям – книг, с указанием текстов из Священного Писания. Устав их чтения, как предполагает проф. М. Скабалланович, сохранялся по преданию. От тех времен имеются сведения о первых попытках составления лекционариев. «По свидетельству Геннадия, пресвитера Марсельского, – пишет проф. М. Скабалланович, – жившего в исходе V века, Музей, пресвитер тоже Марсельский... извлек из Священного Писания чтения на праздничные дни всего года»; Сидоний Аполлинарий, епископ Арвернский (V век), в эпитафии Клавдиану говорит, что тот «приготовил на ежегодные праздники приличные каждому времени чтения».    Распределение евангельских и апостольских чтений по дням года связывают с именем Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.): памятники VIII и IX веков, содержащие указания о круге евангельских и апостольских чтений, как правило, свидетельствуют, что они дают практику Иерусалимской Церкви.    Круги наших евангельских и апостольских зачал в том составе и порядке, в каком мы имеем их в настоящее время, созданы в X-XII веках Константинопольской Церковью. Константинопольская система чтений оказала влияние на порядок чтений в Церкви Святаго Града: «В XII веке, как показывает известное Иерусалимское «Последование» Страстной и Пасхальной седмиц, на этих седмицах некоторые иерусалимские чтения уступают место константинопольским», – пишет проф. М. Скабалланович; а по мнению проф. И. Карабинова, «проникновение константинопольских чтений в иерусалимские началось раньше XII века».    «Столп» литургийных евангельских чтений создавался медленно: происходил тщательный отбор, в зависимости от желания проповедника, времени церковного года, события дня, – видоизменялся и самый подход к выбору чтений. Анализируя древние армянские лекционарии, содержащие множество чтений иерусалимского происхождения, проф. И. Карабинов обращает внимание на тенденции, руководившие выбором книг и отдельных чтений. Эти тенденции, по мнению автора, имеют цель воскресить картины празднуемых событий и предложить верующим соответствующее назидание. Эти евангельские чтения, замечает он, отличались искусным выбором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010